сти субъекта; зависимость формирования физической культуры человека от его индивидуальных личностных особенностей [4].
Таким образом, формирование физической культуры личности и ее развитие находятся в тесной взаимосвязи с её духовным потенциалом в целом, систематическим самосовершенствованием, включающим в себя самообразование, самоубеждение, социально-психологическую тренировку в определенных видах деятельности. Эффективность процесса формирования физической культуры личности повышается при системном подходе к постановке процесса физического воспитания.
Список литературы:
1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М.: Академический Проект, 2004. - 240 с.
2. Стародубцев М.П. Выявление роли преподавателя в формировании у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития. VI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2014.
3. Стародубцев М.П. Развитие мотивации преподавателей физической культуры к совершенствованию педагогической деятельности // Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития. VII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2014.
4. Стародубцева О.М. Воспитание профессионального правосознания деятельности будущего офицера внутренних войск и требования, предъявляемые к его личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 27. - С. 119-124.
5. Сивак А.Н., Стародубцев М.П., Эрастов А.У Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 2. - С. 261.
ФИТНЕС-ГИМНАСТИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ
© Тимохина Л.М.*, Бойцова И.В.*
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва
В данной статье рассматривается использование программы «Фит-нес-гимнастика» как перспективного направления в системе преподавания дисциплины «Физическая культура» в ВУЗе с девушками.
* Доцент кафедры Физического воспитания, доцент.
* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.
Ключевые слова: фитнес-гимнастика, общефизическая (базовая) подготовка, гимнастическая, (вариативная) подготовка, уровень физической подготовленности, степ-аэробика, силовая подготовка.
Введение
Современные тенденции образовательной политики, проводимой РФ, ориентируют преподавание дисциплины «Физическая культура» в высшей школе на качественно новый уровень. Постепенный переход к европейским формам преподавания физической культуры в вузах России предполагает поиск и применение новых, а так же изменение существующих форм и методов образовательного процесса.
И в связи с этим в МИЭТе широко распространен дифференцированный подход к построению процесса физического воспитания. С учетом функциональных возможностей студентов, их состояния здоровья, двигательных способностей, мотиваций к занятиям и наличия хороших материально-технических условий (залы, инвентарь и оборудование), на кафедре физического воспитания используется внедрение в учебный процесс занятий не только по видам спорта, но и оздоровительным системам физических упражнений.
Содержание программы
В связи с развитием фитнеса, в сфере физической культуры идут динамические изменения, которые существенным образом влияют на учебный процесс. Возникают адаптированные программы, которые могли бы помочь в формировании мотивации студентов к оздоровительным занятиям и ведению здорового образа жизни. И одной из этих программ является «фитнес-гимнастика», включающая в себя широкий спектр различных видов воздействия посредством комплексного применения средств аэробики (базовой, танцевальной, степ-аэробики, фитбол-аэробики) и силовой гимнастики. Данная программа содержит два взаимосвязанных элемента: базовый (общераз-вивающий) и вариативный (комплексное применение средств аэробики и силовой гимнастики). Вариативный компонент опирается на базовый, направлен на логическое его продолжение и учитывает все объективные и субъективные особенности контингента занимающихся и условия, в которых осуществляется физкультурно-образовательный процесс. Таким образом, основными направлениями физической деятельности студенток, занимающихся по оздоровительной системе «Фитнес-гимнастика», являются:
1. Общефизическая (базовая) подготовка посредством кроссовой подготовки, бега на короткие дистанции, общеразвивающих и силовых упражнений.
Это направление решает следующие задачи:
- формирование и совершенствование базовых двигательных умений и навыков;
- развитие техники выполнения основных видов упражнений;
- развитие основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты);
- повышение физической работоспособности.
2. Гимнастическая (вариативная) подготовка посредством комплексного применения различных гимнастических упражнений с музыкальным сопровождением.
Это направление решает следующие задачи:
- формирование «школы движений» (фундаментальной базы двигательных умений, навыков и техники выполнения основных видов упражнений);
- разностороннее гармоничное развитие связочно-мышечного аппарата;
- воспитание силы основных мышечных групп;
- развитие координации движений;
- коррекция фигуры и выработка осанки;
- совершенствование психофизических качеств;
- увеличение функциональных возможностей организма;
- развитие выносливости;
- повышение двигательной активности;
- укрепление здоровья.
Результаты тестирования физической подготовленности студенток, изъявивших желание заниматься «фитнес-гимнастикой», показали низкий уровень физических качеств (тестирование проводилось согласно действующей программе по дисциплине «Физическая культура»).
Большинство (85 %) не справилось с нормативами в беговых упражнениях (бег на 2000 м, на 100 м), более половины (53 %) - в прыжках в длину с места. Неудовлетворительными оказались и показатели уровня силы. В качестве контрольного упражнения для оценки силы выбрано поднимание и опускание корпуса из исходного положения, лежа на спине (руки за головой). Лишь 15 % студенток смогли выполнить предложенное контрольное упражнение в соответствии с техническими требованиями в количестве 27 раз и более (среднее значение составляло 25 раз при нормативе 60 раз).
Полученные данные позволили определить два основных направления в подготовке студенток на занятиях по «фитнес-гимнастике»:
- развитие общей выносливости;
- тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем;
- развитие силовых качеств и коррекция фигуры.
Методика развития общей выносливости основана на применении кар-диоаэробики с использованием степ-платформы. Степ-аэробика один из самых простых и эффективных стилей аэробики. «Степ» в переводе с английского языка означает «Шаг». Шаговая аэробика проста и не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. После непродолжительной разминки (6-8 минут)
обучение начинается с простейших базовых элементов (шагов) методом многократных повторений. При этом необходимо помнить о том, что степ-платформу нельзя терять из поля зрения. Подача элементов ведется от простого к сложному, цепочкой, т.е. разучиваются 16 счетов, вторые 16 счетов, затем они соединяются между собой и т.д. Количество повторений каждого элемента начинается с 32. Связка разучивается в правую и левую стороны симметрично, затем добавляются движения руками, элементы усложняются, а количество повторений постепенно сокращается. В результате от первоначальных движений остается «связка» на основе 16 счетов, а весь блок, состоящий из 64 (8 восьмерок) счетов в каждую сторону, приобретает вид сложной высокоинтенсивной композиции.
Физиологический эффект такой активности можно оценить, измерив ЧСС в процессе тренировки. Контроль пульса обеспечивает приблизительную оценку нагрузки при данной тренировке.
В степ-аэробике различают несколько видов нагрузки, но для студенток 1 курса мы рекомендуем осваивать только базовый уровень классической аэробики (уроки Step Basic) несложную динамическую гимнастику, представляющую собой урок низкоударной аэробики (без прыжков) для начинающих с использованием степ-платформы, которая позволяет выполнять различные шаги и подскоки на и через нее. Все упражнения выполняются в среднем темпе, позволяя проработать мышцы ног, а энергичные движения руками позволяют контролировать ритм дыхания и обеспечивают нагрузку на мышцы верхней части тела. Для начинающих максимальный темп занятия составляет 126-130 ударов в минуту (музыкальное сопровождение с учетом взаимосвязи количества движений и количества музыкальных акцентов в одну минуту). Продолжительность занятия - 45 минут.
В период совершенствования и закрепления танцевальных блоков увеличивается время для силовой подготовки, которой посвящена вторая половина урока.
Методика развития силы основана на применении средств силовой направленности:
1. Общеразвивающие упражнения с гантелями, бодибарами, мячами (любого размера);
2. Тренировочные упражнения с преодолением различных видов сопротивления (партнера, амортизаторов);
3. Упражнения скоростно-силовой направленности и на выносливость:
- бег на малые отрезки времени, ускорения в различных исходных положениях (на месте, в упоре лежа, на стене и т.п.);
- прыжки в длину с места, прыжки вверх (на степ), прыжки через препятствия (через мячи, степы, бодибары);
- специально-вспомогательные упражнения (восхождение на степ 2-3 уровня высоты).
4. Упражнения на нестабильной поверхности с использованием фитбо-ла (бег, прыжки, подскоки, приседания, наклоны, отжимания, и т.п.);
5. Упражнения базового силового тренинга, направленные на воспитание силовой выносливости с использованием отягощения весом 0,5 кг;
6. Контрольные упражнения (тесты), выполняемые в различных вариантах (изменение исходного положения, положения рук, в различных временных сочетаниях).
Данная методика применялась в течение 5 месяцев обучения (I семестр), и повторное тестирование на предмет развития физических качеств (а именно силы) проводилось в конце семестра. При выполнении контрольного упражнения, поднимания и опускания корпуса из исходного положения, лежа на спине, среднее значение составило 58 раз. Суммарный прирост результата составил 33 раза, что составляет больше 200 %.
Выводы
В итоге 85 % студенток из тех, кто регулярно занимался на протяжении пяти месяцев по программе «фитнес-гимнастика», не только улучшилось самочувствие и осанка, положительно изменился уровень физической подготовки (следует отметить достоверное улучшение показателя развития силы), но и заметно вырос интерес к физической культуре, улучшилась посещаемость занятий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
- данная методика реализует инновационный индивидуальный подход;
- увеличивает уровень положительной мотивации студенток к занятиям физической культурой и уровень их физической подготовки;
- расширяет кругозор студенток в области физической культуры и фитнеса;
- посредством внедрения новой фитнес методики преподаватели кафедры физического воспитания вносят разнообразие в занятия физической культуры и повышают их эффективность.
Список литературы:
1. Образовательная и оздоровительная роль физической культуры и спорта в ВУЗе: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 50-летию образования РУДН. - М.: РУДН, 2010. - С. 21.
2. Инновационные фитнес-технологии в физическом воспитании и спорте детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. - С. 108-110.