Научная статья на тему 'Фискальная политика на региональном уровне: сущность, принципы и задачи'

Фискальная политика на региональном уровне: сущность, принципы и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / FISCAL SYSTEM / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL FISCAL POLICY / СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ / THE STRUCTURE OF TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

Исследование фискальной политики на региональном уровне и ее составляющих, как важных факторов социально-экономического развития регионов, предопределено недостаточной разработкой ее основных теоретических положений в научной литературе. В статье сформулированы основные теоретико-методические подходы к формированию региональной фискальной политики: цели, задачи региональной фискальной политики, определены наиболее важные принципы, соблюдение которых повысит эффективность регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISCAL POLICY AT REGIONAL LEVEL: ESSENCE, PRINCIPLES AND OBJECTIVES

The study of fiscal policy at the regional level and its components, as important factors of socio-economic development of the regions destined to insufficient development of its major theoretical positions in the scientific literature. The article sets out the basic theoretical and methodological approaches to the formation of regional fiscal policy: goals, objectives of regional fiscal policy, identify the most important principles, compliance with which will increase the effectiveness of regional development

Текст научной работы на тему «Фискальная политика на региональном уровне: сущность, принципы и задачи»

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

УДК 336.02 ББК 65.26

Гираев В. К. - к.э.н., ст. научный сотрудник Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Girayv V. K. - Ph.D., Art. Researcher Research Institute of Management, Economy, Politics and Sociology Dagestan State University National Economy

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ

FISCAL POLICY AT REGIONAL LEVEL: ESSENCE, PRINCIPLES AND OBJECTIVES

Исследование фискальной политики на региональном уровне и ее составляющих, как важных факторов социально-экономического развития регионов, предопределено недостаточной разработкой ее основных теоретических положений в научной литературе. В статье сформулированы основные теоретико-методические подходы к формированию региональной фискальной политики: цели, задачи региональной фискальной политики, определены наиболее важные принципы, соблюдение которых повысит эффективность регионального развития.

Ключевые слова: бюджетная система, финансовая политика, региональная фискальная политика, структура налоговых доходов.

The study of fiscal policy at the regional level and its components, as important factors of socio-economic development of the regions destined to insufficient development of its major theoretical positions in the scientific literature. The article sets out the basic theoretical and methodological approaches to the formation of regional fiscal policy: goals, objectives of regional fiscal policy, identify the most important principles, compliance with which will increase the effectiveness of regional development.

Keywords: fiscal system, financial policy, regional fiscal policy, the structure of tax revenues.

Принятие Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стало важным этапом совершенствования государственного регулирования развития регионов и усиления ответственности органов местного самоуправления в соответствии с положениями Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая была принята 1985 года в Страсбурге. Суть государственной региональной политики заключается в создании условий для устойчивого, динамичного и сбалансированного социально-экономического развития России и ее субъектов. Целевой функцией выступает неуклонное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение и соблюдение гарантирован-

ных государством социальных стандартов для каждого гражданина независимо от места проживания. Эта цель может быть достигнута углублением процессов структурных реформ, разработкой и реализацией мер по повышению эффективности использования ресурсного потенциала регионов, повышением действенности управленческих решений, совершенствованием работы органов исполнительной власти регионального и местного уровней.

В России определяющим для развития государственной региональной политики в финансовой сфере стал 2000 год, когда вступил в действие Бюджетный кодекс РФ (далее-БК РФ). В нем впервые нашли отражение систематизированный свод принципов бюджетной системы. В соответствии со ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

• единства бюджетной системы Российской Федерации;

• самостоятельности бюджетов;

• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• прозрачности (открытости);

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств;

• подведомственности расходов бюджетов;

• единства кассы.

В БК РФ в целях финансово-бюджетного обеспечения региональной экономической политики провозглашены два важнейших принципа:

1) повышение финансовой самостоятельности регионов в решении вопросов социально-экономического развития. Финансовые ресурсы должны стать не только инструментом финансового обеспечения социальных расходов, но и ресурсами экономического роста. Одной из важных задач государственной региональной политики является формирование механизмов, направленных на самостоятельное и ответственное решение вопросов устойчивого социально-экономического развития своих территорий. В этом контексте значительное внимание акцентируется на роли системы налогообложения в механизме финансово-бюджетного обеспечения региональных экономических процессов;

2) повышение роли местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии

регионов, в частности, на уровне муниципальных районов, городских округов, поселений и т.д.

Кроме того, для совершенствования межбюджетных отношений в гл.16 БК РФ вносились изменения, способствующие сбалансированности бюджетов по доходам и расходам за счет совершенствования механизмов расчета межбюджетных трансфертов, что сделало систему оказания финансовой помощи органам местного самоуправления на современном этапе более прозрачной и системной.

Закреплений указанных положений в БК РФ свидетельствует о целенаправленной политике государства, направленной на создание благоприятных условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития России и еесубъектов, повышение уровня жизни населения, обеспечение и соблюдение гарантированных государством социальных стандартов для каждого ее жителя.

Согласно БК РФ, основой регионального развития должна стать самостоятельность регионов по определению целей своего развития и возможностей финансировать меры по их реализации, прежде всего, за счет собственных источников формирования доходов местных бюджетов, к которым относятся налоги. В современных условиях в политике регионального развития важную роль играет повышение требований к формированию региональной фискальной политики, которое нуждается в преобразовании в самостоятельное направление экономической политики со своими задачами, принципами, механизмами формирования и реализации.

Поскольку региональная фискальная политика является важной составляющей финансовой политики государства, рассмотрим сущность понятия «государственная финансовая политика», потому что в финансово-экономической литературе имеются различные подходы к ее толкование. Профессор Сенчагов В. К. дает следующее определение: «финансовая политика государства как часть экономической политики государства представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов, бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, ценовых и других финансовых инструментов и мероприятий органов государственной власти, имеющие согласно законодательству полномочия по формированию и регулирования финансовых потоков в секторах экономики в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики» [14, с. 13].

Проф. А.Г. Грязнова определяет финансовую политику как «совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих со-

временным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства» [13, с. 40].

Так, Пшенникова Е.И. утверждает, что «как правило, финансовая политика включает в себя налоговую, бюджетную политику, политику в области межбюджетных отношений, политику в области управления государственным долгом» [10, с. 41].

Вместе с тем, соглашаясь с вышеприведенными определениями, отметим, что трактовка финансовой политики как совокупности мероприятий органов государственной власти или сведение к совокупности законодательных актов нам представляется неполным и недостаточно корректным, так как такой подход ориентирован не на содержание, а на инструменты экономического развития. Более того, финансовая политика увязывается с мобилизацией, распределением и использованием финансовых ресурсов. Однако, как известно, функции финансов не ограничены только этими сферами, так как в их состав входят также обращение, размещение, погашение, определение источников ресурсов и т.д.

В зависимости от государственно-территориального устройства финансовая политика реализуется на различных иерархических уровнях. Как отмечают специалисты: «Формирование региональной финансовой политики должно основываться на правильном понимании региона, учитывать его существенные свойства и характеристики» [4, с. 55]. В современных условиях реализация антикризисных мероприятий сопровождается регионализацией экономических и социальных процессов, направленных на повышение роли региональных финансов в стимулировании импортозамещения и повышение эффективности управления социально-экономическим развитием территорий. С таких позиций проблемы региональной финансовой политики требуют переосмысления и построения ее модели, адекватной экономической действительности и учитывающей финансовые потоки в координатах «регион - муниципальные образования».

При этом стратегическим ориентиром региональной финансовой политики выступает повышение качества жизни населения региона, «что требует определения критериев социально-экономического развития региональной многоуровневой системы, адекватно отражающих социально-экономические проблемы и приоритеты развития субъектов Российской Федерации на современном этапе» [4, с. 56].

Основной целью региональной финансовой политики выступает формирование предпосылок для устойчивого социально-экономического развития регионов, обеспечение доступа к общественным услугам по единым социальным стандартам на всей территории страны, создание условий для рационального и эффективного использования природных и

ресурсных возможностей регионов, повышение уровня развития и совершенствования механизмов предоставления финансовой помощи депрессивным регионам, обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности местных бюджетов и т.д.

К^у о 1 ^

основным задачам государственной региональной финансовой политики следует отнести:

- формирование предпосылок расширения финансовой самостоятельности административно-территориальных единиц;

- укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов, как инструмента социально-экономического развития регионов;

- разграничение полномочий и функций между органами государственной власти и местного самоуправления в сфере финансов;

- совершенствование межбюджетных отношений как необходимого условия активизации потенциала регионов с учетом структуры их экономики, занятости населения, наличия природных ресурсов и других особенностей;

- создание стимулов для расширения и вовлечения в экономический оборот региональных и местных ресурсов, направленных на расширение собственной доходной базы;

- применение системы целевых бюджетных трансфертов для социальных потребностей населения, софинансирования программ развития приоритетных отраслей регионов;

Государственная региональная финансовая политика - сложное многогранное явление, содержит различные составляющие.

В современных условиях в контексте регионализации экономических и социальных процессов с целью сбалансированности региональных и местных бюджетов важную роль играет фискальная политика.

Как известно, путем эффективной фискальной политики осуществляется распределение и перераспределение ВВП, формируются и используются бюджетные ресурсы, регулируется динамика социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

Необходимо отметить, что в научной литературе достаточно распространенным является отождествление фискальной и бюджетной политики как два направления финансовой политики. Так, Мысляева И.Н. пишет, что «финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределения и использования для выполнения государственных функций» [8, с. 14]. Группа авторов во главе с Р. Набиевым, Г. Тактаровым видят финансовую политику как «совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для

выполнения государством своих функций» [11, с. 6]. Такого же мнения и авторский коллектив во главе с М.В. Романовским и О.В. Врублевской, которые считают, что «финансовая политика ... реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций» [12, с. 92]. По мнению указанных авторов, финансовая политика, по сути, охватывает бюджетную и налоговую политику, в задачи которой относят управления налоговыми доходами в бюджетную систему, а также управления расходами для удовлетворения общественно необходимых потребностей.

Отметим, что необходимость исследования бюджетной и налоговой политики в тесной взаимосвязи и взаимозависимости является обоснованной и логичной. На такую взаимосвязь указывали в свое время представители шведской школы Кнут Викселль и Э. Линдаль. Подтверждая фискальное назначение налогов, они указывали на то, что именно налоги являются источником финансирования государственных расходов и тесно связаны с удовлетворением социально-экономических потребностей как государства в целом, так и ее регионов.

Особенно важно их исследование во взаимосвязи и взаимозависимости в условиях выработки антикризисных мероприятий по социально-экономическому развитию регионов. Бюджетная и налоговая политика, оторванные от решения задач социально-экономического развития, имеют бессистемный, спонтанный характер и не направлена на эффективное противодействие санкционной политики западных держав.

Несмотря на принятые в последние годы ряд поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, направленные на улучшения в сфере бюджетно-налоговых отношений, все еще остаются узкие места в налоговом и бюджетном законодательстве. В результате увеличивается дефицит региональных бюджетов, снижается заинтересованность региональных и местных органов власти в наращивании налоговой базы и мобилизации финансовых ресурсов регионов. Последовательно снижается структура налоговых доходов региональных бюджетов, что не стимулирует регионы к наращиванию налогового потенциала, порождает иждивенческие настроения и ограничивает стимулы для привлечения инвестиций в регионы[3].

По данным Министерства финансов РФ, результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2013 году сложились следующим образом1:

'Официальный сайт Минфина России http://minfin.ru/ Материалы расширенной коллегии Минфина России (апрель 2014 г.). Дата обращения 05 марта 2015 г.

30

>>дефицитфедерального бюджета составил 323,0 млрд. рублей (в 2012 году дефицит составил 39,4 млрд. рублей);

^дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации -599,8 млрд. рублей (в 2012 году дефицит составил 251,3 млрд. рублей);

>>исполнениемуниципальных бюджетов характеризуются следующими данными:

• районные бюджеты муниципальных районов исполнены с дефицитом в размере 5,7 млрд. рублей (в 2012 году с дефицитом - 1,1 млрд. рублей);

• бюджеты городских округов исполнены с дефицитом в размере 43,4 млрд. рублей (в 2012 году дефицит составил 31,0 млрд. рублей);

• бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исполнены с дефицитом в размере 0,7 млрд. рублей (в 2012 году исполнены с профицитом в размере 0,4 млрд. рублей);

^бюджеты городских и сельских поселений исполнены с профицитом в размере 7,7 млрд. рублей (в 2012 году исполнены с профицитом в размере 4,3 млрд. рублей)

Как видно из данных, в 2013 году практически все бюджеты исполнены с дефицитом. Структура и динамика доходов федерального бюджета представлена на рис. 1.

/доля в объеме доходов, %/

27-ЯЙЙЙ№

Ж Налог на прибыль организаций ■ НДС НДПИ

О Ввозная таможенная пошлина

::::: Вывозные таможенные

пошлины II Прочие доходы

Источник: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год http://old.minfin.ru/ Дата обращения 05 марта 2015 г.

Рис. 1. Видовая структура доходов федерального бюджета за 2009-2013

гг.

Анализ структуры и динамики налоговых поступлений показал, что основную часть налоговых доходов бюджета формируют косвенные налоги и поступления от внешнеэкономической деятельности, которые, как известно, сокращают экономический оборот, сдерживают спрос, снижают в перспективе объемы накоплений и катализируют инфляционные процессы. Такая практика связана с тем, что поведенческие ори-

2009

2010

2011

2012

2013

ентиры предприятий направлены, если позволяет себестоимость, на компенсацию налоговых издержек за счет повышения цены, в противном случае теряют товарные позиции на рынке и становятся неконкурентоспособными. К тому же косвенные налоги искусственно завышают объемы ВВП в денежном выражении, вопреки росту товарной массы.

В настоящее время сложилась непростая ситуация в сфере формирования доходов региональных бюджетов, которые, как известно, являются основой региональной социально-экономической политики. Согласно Налоговому кодексу РФ четко определен перечень поступлений средств в региональные и местные бюджеты, что дает возможность соответствующим органам власти разработать перспективные планы бюджетной и налоговой политики, определить согласованные стратегические цели их социально-экономического развития.

По итогам 2013 года доходы бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 1,2% к уровню 2012 года, т. е. на 100,1 млрд. рублей и составили 8 161,2 млрд. рублей. Фактические поступления превысили плановые показатели на 7% (на 536,0 млрд. рублей). При этом в 55 регионах поступления доходов увеличились, а в 28 регионах снизились. Рекордсменами роста доходов выступают Амурская (145,6%), Сахалин-ская(121,9%) и Еврейская автономная области (143,3%), Хабаровский край (116,9%), Республика Алтай (112,9%).

Всего налоговых и неналоговых доходов поступило в сумме 6 585,8 млрд. рублей (рис.2), что ниже плановых назначений 2013 года на 1,6% (на 108,1 млрд. рублей). Их прирост по сравнению с 2012 годом составил 3,2%, или 203,5 млрд. рублей.

Налоговые и неналоговые Налог на прибыль Налог на доходы физических Налог на имущество

доходы организаций лиц организаций

■ на 1.01.2012 ^ на 1.01.2013 Яна 1.01.2014

Источник: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год http://old.minfin.ru/ Дата обращения 05 марта 2015 г.

Рис. 2. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011-2013 годах.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом произошло увеличение налоговых поступлений по основным бюджетообразующим налогам (на 166,2 млрд. рублей), в том числе по налогу на доходы физических лиц на 237,4 млрд. рублей или 10,5%, составив 2 497,8 млрд. рублей, по акцизам (на 49,7 млрд. руб. или на 11,2%), составив 491,4 млрд. рублей, по налогу на имущество организаций (на 78,8 млрд. руб., или на 14,7%) и земельному налогу (на 15,7 млрд. руб., или на 11,0%), составив 615,1 млрд. рублей и 156,6 млрд. рублей соответственно.

Рост поступлений по данным налогам компенсировал снижение по одному из бюджетообразующих источников региональных бюджетов -налогу на прибыль организаций, поступления по которому снизились на 260,1 млрд. рублей, или 13,1%, в связи с ухудшением макроэкономической ситуации в России, составив 1719,5 млрд. рублей.

Объемы безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили 1513,8 млрд. рублей, то есть 18,5% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется высокая зависимость ряда региональных бюджетов от трансфертов из федерального бюджета. В группу высокодотационных регионов по итогам 2013 года вошли 7 субъектов Российской Федерации: Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Камчатский край.

По итогам 2013 года суммарный дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации достиг 642,0 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше размера дефицита, сложившегося в 2012 году (278,8 млрд. рублей). Общий сальдированный результат таков: бюджеты 77 субъектов Российской Федерации (67 в 2012 году) исполнены с суммарным дефицитом 668,6 млрд. рублей, а остальных 6 субъектов Российской Федерации (16 в 2012 году) исполнены с суммарным профицитом 26,6 млрд. рублей.

С местными бюджетами складывается следующая картина. Местные бюджеты по доходам в 2013 году исполнены в объеме 3 384,9 млрд. рублей, или на 7,9% больше, чем в 2012 году. Собственные источники доходов местных бюджетов увеличились по сравнению с 2012 годом на 8,8% и составили 2 441,9 млрд. рублей.

В структуре поступивших в 2013 году собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы составили 42,7% (1 042,5 млрд. рублей), неналоговые - 11,3% (275,0 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) - 46,0% (1 124,4 млрд. рублей) (рис.3).

11%

йй Налоговые доходы Н Неналоговые доходы

^ Межбюджетные трансферты (без субвенций)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год http://old.minfin.ru/ Дата обращения 05 марта 2015 г.

Рис. 3. Структура собственных доходов местных бюджетов в 2013 году

(без учета субвенций)

Суммарные расходы местных бюджетов в 2013 году составил 3426,7 млрд. рублей, что превышает объем 2012 года на 8,2 %. При этом в структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на образование (45,8%), на жилищно-коммунальное хозяйство (14,0%) и на управление (8,9%). По сравнению с 2012 годом произошел рост расходов на образование (19,7%), на культуру и кинематографию (18%), на физическую культуру и спорт (11,5%), на управление (7,5%), на средства массовой информации (5,0%), на социальную политику (4,8%) и на жилищно-коммунальное хозяйство (1,1%).

Дефицит местных бюджетов в 2013 году превысил на 41,8 млрд. рублей, тогда как в 2012 году этот показатель составил 27,5 млрд. рублей. При этом по состоянию на 1 января 2014 года в 23 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с профицитом в размере 14,4 млрд. рублей, в 60 субъектах Российской Федерации - с суммарным дефицитом 56,6 млрд. рублей.

То есть наблюдается устойчивая тенденция увеличения дефицита не только региональных, но и местных бюджетов.

Такая политика приводит к усилению зависимости от федерального центра, не стимулирует привлечение инвестиций, экономический рост и расширение собственной налоговой базы и не способствует экономической заинтересованности в импортозамещении, объявленного одним из приоритетов экономической политики Российской Федерации.

Таким образом, актуальность исследования проблем фискальной политики на региональном уровне вызвана возрастающим дефицитом региональных и местных бюджетов, ограниченными объемами финансовых ресурсов у органов местной власти, все более усиливающимися тенденциями централизации бюджетных средств и управленческих решений. Учитывая то, что региональные бюджеты выступают основным источником и инструментом реализации социально-экономической по-

литики на региональном уровне, важным является распределение функций и компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в сфере формирования доходов и расходов.

Фискальная политика на региональном уровне - это определенные цели и направления развития бюджетно-налоговых отношений и методы их реализации на местном уровне. Фискальная политика на региональном уровне есть часть экономической политики региона, то есть выступает определенным видом деятельности, направленной на достижение конкретных целей, планируется и осуществляется соответствующими уполномоченными органами власти и управления.

В результате можно сформулировать расширенное толкование сущности фискальной политики на региональном уровне - как деятельность региональных органов власти и управления, включающая формирование целей и задач, разработку путей их достижения и реализацию намеченного, т.е. управление этим процессом, исходя из текущего состояния бюджетной и налоговой системы и закрепленных полномочий в бюджетном и налоговом законодательствах.

Эффективность фискальной политики зависит от множества факторов. К ним относятся: степень зависимости региона от федеральных трансфертов; действующий механизм межбюджетных отношений; соотношение между собственными и закрепленными источниками налоговых доходов бюджетной системы; полномочия в сфере налогового законодательства; состояние социально-экономического развития регионов и др.

Региональная фискальная политика реализуется по определенным принципам, отражающие ее особенности и задачи. Они не нашли должного освещения в научной литературе. Среди них:

1) принцип системности и внутренней целостности, отражающий тесные взаимосвязи в составе фискальной политики ее составляющих -бюджетной и налоговой политики;

2) принцип территориальной справедливости. Он базируется на необходимости выбора оптимального соотношения между возможностями налогоплательщиков того или иного региона уплачивать налоговые платежи в бюджеты всех уровней и налоговой нагрузкой на хозяйствующие субъекты регионального уровня - края, области, городского округа, города, муниципального образования, поселения. В зависимости от налоговых возможностей региона определяются и реализуются соответствующие меры по финансовому обеспечению устойчивости местных бюджетов;

3) принцип учета природных, социальных и экономических условий региона, дополняющий предыдущий принцип. При этом необходи-

мо учитывать не только внутренние, но и объективные внешние условия и факторы, влияющие на формирование налоговой базы региона;

4) принцип региональной равнонапряженности предусматривает обеспечение равных условий налогообложения для налогоплательщиков определенного региона. Учитывает особенности налогообложения территорий опережающего развития, СЭЗ и т.д.;

5) принцип сбалансированности, который направлен на обеспечение оптимального соотношения между доходной и расходной частями регионального и каждого местного бюджета. Этот принцип в контексте регионализации экономических и социальных процессов, предусматривающих повышение роли региональных финансов, тесно связан с принципом финансовой самообеспеченности, направленный на формирование потенциала саморазвития региона и муниципальных образований.

6) принцип стабильности предполагает внесение минимальных изменений бюджетное и налоговое законодательства. К сожалению, это один из основных принципов финансовой деятельности, чаще всего и нарушается.

7) принцип гибкости налогообложения предусматривает оперативное внесение изменений в отдельные законы, так как обеспечение поступательного развития требует их опережающего принятия в силу несовпадения во времени потребности в увеличении финансовых ресурсов и текущими поступлениями в целях финансового обеспечения региональных социально-экономических программ;

8) принцип региональной эффективности реализуется путем применения мер в бюджетно-налоговой сфере по стимулированию развития перспективных и экономически эффективных предприятий и производств региона, «налоговым» оздоровлением окружающей среды и др.

Учет этих принципов при принятии решений в бюджетной сфере позволит иметь научно обоснованные результаты и предвидеть последствия реализации запланированных бюджетных мер, что создаст благоприятные условия для устойчивого развития региональной экономики.

Анализ практики реализации фискальной политики на региональном уровне позволил констатировать, что влияние региональных органов власти на формирование финансовых ресурсов снижается. В этой связи на современном этапе важнейшими задачами в сфере фискальной политики выступают:

- оптимизация системы налогообложения с целью обеспечения инвестиционной привлекательности региона, инновационного развития и стимулирования импортозамещения;

- расширение фискальных полномочий региональных органов власти, направленные на увеличение объемов мобилизуемых финансовых ресурсов и наращивание налоговой базы;

- создание равных условий для развития бизнеса, обеспечение равного доступа граждан к социальным и иным общественным благам, гарантированных государством, стимулирование привлечения инвестиций для социально-экономического развития региона;

- внедрение новых механизмов и инструментов контроля за формированием, использованием, эффективным распределением и целевым расходованием бюджетных ресурсов распорядителями и получателями бюджетных средств;

- разработка и реализация механизмов повышения заинтересованности дотационных регионов в увеличении налоговых поступлений, в том числе и путем взыскания налоговой задолженности путем эффективного взаимодействия региональных органов власти с федеральными и местного уровня.

Фискальная политика достаточно эффективный инструмент влияния на социально-экономическое развитие, особенно в условиях реализации антикризисных мер, направленных на структурные реформы и устойчивый экономический рост. Эффективность ее функционирования детерминируется целенаправленной налоговой составляющей - региональной налоговой политики. Налоговые инструменты занимают особое место среди других инструментов регулирующей политики государства. Их действие происходит в тесной взаимосвязи с экономическими процессами в регионах. Только умелое сочетание и взвешенная государственная политика может дать определенный экономический эффект, что обеспечит структурные реформы, эффективную реализацию программ импортозамещения, повысит благосостояние населения.

Список литературы

1. Ахокас И. И. Об оценке эффективности бюджетных средств / И.И. Ахокас, А Н. Гехт // Финансы. - 2012. - № 4. - С. 8 - 11.

2. Бреусова А.Г. Региональная финансовая политика: учебное пособие /А.Г. Бреусова. - Омск, Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. -200 с.

3. Гираев В.К. Региональная налоговая политика в контексте стимулирования инвестиций // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 2. - С. 124 - 137. Б01: 10.7256/1812-8688.2014.2.11187

4. Гринкевич Л.С., Лазичева Е.А. Современная региональная финансовая политика: содержание и принципы формирования // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. №3. С.55-60.

5. Колесов А.С. Эффективность финансовой политики государства: вопросы 342 теории и практики/ А.С. Колесов - М.: Финансы, 2012. - 309 с.

6. Колесов А.С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы и пути / А. С. Колесов // Финансы. - 2001. - № 7. - С. 3-7.

7. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Учеб.пособие. - М.:Изд-во «Феникс». 2006 - 284с.

8. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник / И. Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 268 с.

9. Пансков В.Г. К вопросу о возможных направлениях налоговой поли-тики/В.Г. Пансков // Финансы. - 2012 . - № 5. - С. 8 -11.

10. Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации : учеб. пособ. / Е. И. Пшенникова. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2002. - 188 с

11. Финансовая политика России : учеб. пособ. / под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.

12. Финансы: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублев-ской,-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 590 с.

13. Финансы: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2004. -504 с.: ил.

14. Формирование национальной финансовой стратегии России. Дорога к подъему и благосостоянию/Под редактора В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2004. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.