Научная статья на тему 'Финтехи и банки: конфронтация и выгоды в развитии отношений'

Финтехи и банки: конфронтация и выгоды в развитии отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНТЕХ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / БАНК / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / FINTECH / TECHNOLOGY / INNOVATION / BANKS / FINANCIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Н.Н., Мачихин И.Д.

В век всеобщей информатизации, компьютеризации и глобализации все большую популярность стали приобретать финтехи, использующие инновационные технологии и разработки в сфере финансовых услуг для упрощения движения денежных средств, а также позволяющие совершенствовать банковские услуги и, одновременно, одновременно создавать конкурирующие с банками, как классическими финансовыми организациями, структуры. В этой связи становиться актуальным исследование предпосылок и возможных перспектив развития отношений финтех-компаний и банков, а также роль стартапов в происходящих изменениях предлагаемых сегодня банковских услугах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fintechs and banks: confrontation for customers

In the age of universal Informatization, computerization and globalization, FINTECH industries have become increasingly popular, consisting of organizations using innovative technologies (cryptocurrencies, blockchain and others) to compete with classical financial organizations represented by banks and other intermediaries in the financial market. Now this sphere is rapidly developing, and, perhaps, in the future, it will replace the traditional intermediaries in the financial sector of the world economy.

Текст научной работы на тему «Финтехи и банки: конфронтация и выгоды в развитии отношений»

Финтехи и банки:

конфронтация и выгоды в развитии отношений

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Мартыненко Надежда Николаевна

канд. экон. наук, доцент, Департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ, nnmartyinenko@fa.ru

Мачихин Иван Дмитриевич

студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, machixin25@yandex.ru

В век всеобщей информатизации, компьютеризации и глобализации все большую популярность стали приобретать финтехи, использующие инновационные технологии и разработки в сфере финансовых услуг для упрощения движения денежных средств, а также позволяющие совершенствовать банковские услуги и, одновременно, одновременно создавать конкурирующие с банками, как классическими финансовыми организациями, структуры.

В этой связи становиться актуальным исследование предпосылок и возможных перспектив развития отношений финтех-компаний и банков, а также роль стартапов в происходящих изменениях предлагаемых сегодня банковских услугах. Ключевые слова: финтех, технология, инновация, банк, финансовый сектор.

Финтехи - что это?

В современной экономике перед финтехом, как новым явлением на финансовом рынке, открылись безграничные горизонты развития, вплоть до качественного изменения операций, считающихся исключительно банковской прерогативой. Ежегодно в мире растет количество инвестиций в финтех, появляются тысячи сайтов и приложений, помогающих пользователям быстрее и проще получать кредиты, платить за товары и услуги, совершать быстрые денежные переводы, оплату при помощи QR-кода и т. п. Все это предполагает осмысление как содержательной стороны самого понятия финтех, так и возможных последствий происходящего процесса для финансового рынка страны.

В настоящее время понятие финансовые технологии (финтехи) в экономической литературе еще находится на стадии уточнения и трактуется, как правило, с двух позиций. С одной стороны, рассматриваются составляющие процесса тех инновации и разработок в сфере финансовых услуг, которые упрощают доступ и взаимоотношения населения, бизнеса и государств с денежными средствами; с другой стороны, речь идет об институтах, участвующих в повышении качества обслуживания населения и бизнеса денежными средствами. В этом случае речь идет о технологических стартапах и крупных компаниях, которые продают усовершенствованные финансовые услуги. Таким образом, к финтехам относят как малые и средние старта-пы, так и более значительные организации, каковыми могут быть транснациональные корпорации, которые получают за счет использования или внедрения инновации прибыль и стараются оптимизировать предоставляемые ими услуги. В тоже время подобная трактовка не исключает возможность рассматривать термин «финтех» и с технической точки зрения, когда его относят к новым приложениям, процессам, продуктам или бизнес-моделям, предоставляемым целиком через Интернет. Уточнение наибольшего соответствия формулировке финтеха различных по содержанию терминов («приложение», «процесс», «продукт», «бизнес-модель») - дело будущего, важно, что единым для происходящего процесса является акцент на интернет как важнейший элемент, определяющий финтех, в том числе и с точки зрения технического подхода к проводимых им процедурам.

Следует отметить, что сегодня среди ученых и практиков еще нет единства и в подходе к классификации финансовых технологий. Не рассматривая существующие разночтения в этом вопросе, следует обратить внимание на общность воззрений в части структуры и приоритетов в классификации финансовых технологий, когда общепринято отмечать высокий процент внедрения инноваций, т.е. инновационный характер деятельности финтехов. Различие в видах инноваций позволяет выделить их пре-

имущества, перспективность, эффективность и т.д. В частности, российские практики наиболее перспективными для внедрения считают технологии анализа big date, блокчейн, биометрию и кибернетику, внедрение автономных государственных автоматизированных систем учета и обработки информации, а также развитие гражданских разработок в сферах мобильных устройств и облачных сервисов.

Признанный ведущим инновационный характер деятельности финтехов, предопределил подход к вопросам их классификации с точки зрения институционально-технических различий. Отсюда проистекает деление финтехов на следующие виды [11]:

1. Робосоветники — алгоритмы или системы, которые на основе анализа больших данных могут принять (в том числе за вас) решение об инвестировании. Часто их решения более эффективны, чем решения инвестиционных менеджеров: обработка данных занимает считаные секунды, роботы самообучаются в процессе работы и становятся практически незаменимыми помощниками.

2. IVR (Interactive Voice Response— интерактивный автоответчик) — голосовой помощник. Искусственный интеллект в финансовой отрасли позволяет ассистентам понять обычную речь и ответить в режиме диалога. На очереди — визуальный IVR.

3. NFC (Near Field Communications — коммуникации в ближайшем окружении) — новейшая технология передачи данных с помощью радиосигнала на расстоянии не более 10 сантиметров

4. Краудфандинг/стартапы (crowd — толпа и funding — финансирование) — коллективное сотрудничество добровольцев, готовых финансово поддержать тот или иной проект, безвозмездно или в качестве платы за услугу «вперед». Проект может быть любой — от выхода книги или съемок фильма до поддержки политических кампаний или помощи нуждающимся.

5. Подрывные инновации — это технологии, которые изменяют принципы функционирования финансовых рынков, влияя на систему в целом. В качестве примера можно привести появление кредитных карт или недавнюю цифровизацию ипотеки.

Приведенные классификации не исчерпывают все возможные варианты выделения составляющих фин-техов. Особое место при анализе роли финтехов занимают стартапы.

Стартапы

Стартап (от англ. startup company) — компания с короткой историей операционной деятельности. Термин впервые использован в журнале Forbes в августе 1973 года [8]. Универсального подхода к описанию развития стартапов не существует. Различные модели разделяют этапы роста на основе принимаемых основателями решений, целей, к которым стремится компания, или привлечения внешнего финансирования.

Стартапы в цифровой экономике выступают как крупнейший игрок и наиболее ценный актив венчурного рынка. Эти молодые компании создают новые инновационные продукты и решения. Например, еще три года назад решились купить стартапы такие российские банки, как «Сбербанк» и «Модульбанк». По итогам сделок «Сбербанк» приобрел 80% акций «DocDoc» (российский онлайн-сервис для поиска и записи на прием к врачам)[9] . Одним из самых популярных направлений развития финансовых технологий стартапов во всем мире стали платежные услуги. Преимущества старта-

пов подтверждают приведенные ниже данные социологического опроса. Они показывают текущее положение дел со стартапами в мире.

Перспективность стартапов просматривается через призму возрастного контингента их создателей. Так, в 2019 году наибольшей популярностью стартапы пользовались среди молодого поколения возрастом 25-35 лет (41%), готового идти на риск и пробовать себя в новом. Владельцами трех четвертей стартапов являются собственники от 25 до 45 лет. Практически для половины основателей стартапов (49%) работа в этой системе является основным видом деятельности, и в современном мире образуется новая профессия - стартапер [6].

Рис. 1. Размеры стартапов в РФ в 2019 году Источник: Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу // vc.ru URL: https://vc.ru/finance/41071-issledovanie-bolshinstvo-rossiyskih-startapov-razvivayutsya-na-svoi-dengi-i-ne-vyhodyat-za-granicu (дата обращения: 04.01.20).

Характерной чертой стартапов сегодня является примерное равенство во всех масштабах бизнеса (рис. 1), что подтверждает повышенный интересе к старта-пам как среди индивидуальных предпринимателей, так и среди транснациональных компаний и государственных корпораций.

Российский рынок финтехов находится на начальном этапе формирования. Специфической чертой является вектор его развития: если первыми стартапами на западе занимались представители мелкого частного бизнеса и одиночные инвесторы, то в России данный рынок получил развитие благодаря государственному вмешательству и деятельности крупных корпораций, иными словами, развитие происходило по принципу «сверху-вниз», однако за последние годы, как видно из рисунка 1, частный бизнес отвоевал свою нишу.

Глазами ремитентов отечественный финтех выглядит как рынок стартапов, реализующих почти половину своего продукта (49%) через прямые продажи без посредников (превышение показателей предыдущего года в 2 раза). Важное место в поступлении доходов от работы стартапов занимают подписки (20% от всей деятельности). Прослеживается снижение популярности транзакционных моделей дохода (снижение с 20% в 2018 до 9% в 2019 г. в удельном весе всех доходов.). Остальные модели не получили весомого количества голосов [12].

Из данной диаграммы следует, что произошло равномерное распределение рынка сатрапов между «средними» и «крупными» игроками, получающими прибыль, но треть отечественных предпринимателей сработала с убытком. Это свидетельствует о большом

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О M

о

о

CS

о

CS

со

о ш m

X

<

m о х

X

количестве проблем, с которыми сталкиваются наши граждане в этой отрасли (рис. 3). Сказываются на эффективности стартапов, по оценке ремитентов, и недостаток средств для развития и тесно связанный с этим низкий интерес инвесторов (69% и 45% респондентов соответственно затронули эти проблемы). Обе эти причины стали основными препятствиями, сдерживающими развитие отечественных стартапов.

Рис. 2 Средняя выручка владельцев стартапов в РФ в руб. по данным BcnjxybrA 2014-2019 годов Источник: Исследование российского рынка технологического предпринимательства // vc-barometer URL: https://vc-barometer.ru/startup_barometer_2019 (дата обращения: 04.01.20).

Рис. 3 Основные проблемы российских стартапов за 20182019 года

Источник: ТОП-6 проблем стартапов в России, или, как не наступить на чужие грабли //lpgenerator.ru URL: https://lpgenerator.ru/blog/2016/11/14/top-7-problem-startapov-v-rossii-ili-kak-ne-nastupit-na-chuzhie-grabli/ (дата обращения: 04.01.20)

Рис. 4 Характеристика стартапа как основного источника дохода

Несмотря на интерес к стартапам как малых и средних предприятий, как и среди транснациональный компаний и государственных корпораций, лишь у 38% опрошенных бизнесменов (Рис.4). стартап является основным источником дохода, что характеризует либо их как источник с недостаточной финансовой привлекательностью либо неразвитость самих финтехов.

На отдаче от финтехов сказываются и погрешности их правового регулирования в стране. Следует признать, что из названного присутствует все. В условиях развивающейся системы еще не смогла сформироваться соответствующая законодательная база, регулирующая систему отношений, финтеха с другими структурами хотя государство в лице уполномоченных субъектов обеспокоено проблемой стихийного развития рынка «финтеха» и постоянно работает в этом направлении. Точно так же отрабатывается механизм их функционирования и система управления этим механизмом.

Борьба за клиентов

Некоторые футурологи, такие как Джеф Кофлин [3], убеждены, что развитие финтехов означает начало конца традиционных банков как институтов финансового рынка. Но банки сами стали приспосабливаться к условиям цифровой экономики, и уже сегодня происходит своеобразный симбиоз отдельных операций банка и порождённых финтехом структур. В банках идет сокращение персонала, переход к развитию онлайн-услуг и расширение сферы их охвата, в том числе используя разработки финтеха. Активно развивающиеся необанки уже работают в форме онлайн. Подобные финансовые компании не имеют отделений и по своей природе являются стартапами, предлагающими платежные карты, счета, кредиты как отдельные виды банковских услуг, но только через интернет.

В итоге, банковская карта остаётся самыми популярным методом платежей, и несмотря на рост популярности АПМ (альтернативные платежные методы), процесс перехода с карт идет медленно. У банков, относительно тех же платежей и расчетов, по сравнению с небанковскими системами, сложилась более надежная репутация, больше ресурсов и сторонников. хотя финтехи выигрывают в удобстве использования, простоте и кастомизации. По своей роли узкоспециализированные финтех-компании — это веяние времени, они заключают в себе большие перспективы. Происходящий процесс, как и любое новшество сопровождается рисками, проблемами и необходимостью отработки механизма регулирования их отношений с другими структурами финансового рынка. Прежде всего это касается коммерческих банков, которые активно используют финансово-технические инновации. В тоже время, в России появляется все больше медиа служб, пророчащих гибель ^-проектов из-за потери доверия инвесторов и боязни среди населения финансовых пирамид. Но как показывает практика, чаще эти игроки (финтехи и банки) оказываются партнёрами и этот вид взаимодействия выгоден обеим сторонам.

Коллаборации банков и финтехов дают и тем, и другим новые клиентские базы и источники доходов. Подобное сотрудничество ускоряет темп развития инноваций, благодаря которым происходит объединение креативных людей, готовых создавать новое, с людьми, готовыми за это платить. Получая клиентские базы одних, финтехи сводят на нет свои кибер-риски, в то же время банки получают новые точки продаж. Согласно статистике, в РФ более 70%[1] успешных финтехов создано при участии банковской системы, развитие идет по следующим направлениям [2]:

• Улучшение клиентского интерфейса

• Цифровизация процессов

• Углубленная аналитика

• Расширение продуктового предложения

Да, можно сказать, что финтехи и банки являются представителями диаметрально противоположных миров: одни выступают за традиционный подход к клиенту, другие предпочитают персонализацию и уникальные предложения в обмен на безопасность. Очевидно, что наступление финтехов на консервативный банковский рынок, где по-прежнему значима репутация, выявило их уязвимые места. В частности, опросы показывают, что уровень кибернетической безопасности фин-тех-компаний часто становится барьером для потенциальных корпоративных и частных партнеров, но уже около половины финтехов работает в B2B сегменте, предоставляя своим клиентам, в том числе банкам, сложные сервисы. Среди них решения в сфере противодействия отмыванию денег, решения для идентификации пользователей, в том числе на основе биометрии, а также системы искусственного интеллекта.

Выводы

1. Сложно однозначно спрогнозировать, каким будет взаимодействие между финтехами и банками в будущем, но сейчас большинство предпочитает стратегию win-win или добрососедского сотрудничества

2. Банки в XXI веке не утратили популярности, хотя их монополия на ряд финансовых услуг пошатнулась

3. Финтехи не стали полноценной заменой банкам: у них были выявлены недостатки, отсутствующие в классических финансово-кредитных организациях

4. Ключевым трендом российского финтех-рынка сегодня является развитие лайфстайл-направлений внутри финансовых продуктов, в этом случае банки в свои приложения встраивают нефинансовые сервисы.

Литература

1. Банки против финтеха: конкуренция в надежде на партнерство // Forbes URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351907-banki-protiv-finteha-konkurenciya-v-nadezhde-na-partnerstvo (дата обращения: 07.11.2019).

2. Финансовые технологии в России: ключевые игроки, цифры, перспективы // sk.ru URL: https://sk.rU/news/b/press/archive/2019/12/17/finansovye-tehnologii-v-rossii-klyuchevye-igroki-cifry-perspektivy.aspx (дата обращения: 07.11.2019).

3. Эра необанков: как финтех-компании вытесняют с рынка традиционные банки // Forbes URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/386819-era-neobankov-kak-finteh-kompanii-vytesnyayut-s-rynka-tradicionnye-banki (дата обращения: 07.11.2019).

4. Базовые понятия финансовых технологий // zen.yandex. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d553722d5135c00adea23 35/bazovye-poniatiia-finansovyh-tehnologii-5d92643b98fe7900ae8302c9 (дата обращения: 07.11.2019).

5. ТОП-6 проблем стартапов в России, или, как не наступить на чужие грабли // lpgenerator.ru URL: https://lpgenerator.ru/blog/2016/11/14/top-7-problem-startapov-v-rossii-ili-kak-ne-nastupit-na-chuzhie-grabli/ (дата обращения: 04.01.20)

6. Исследование российского рынка технологического предпринимательства // vc-barometer URL: https://vc-barometer.ru/startup_barometer_2019 (дата обращения: 04.01.20).

7. Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу //

vc.ru URL: https://vc.ru/finance/41071-issledovanie-bolshinstvo-rossiyskih-startapov-razvivayutsya-na-svoi-dengi-i-ne-vyhodyat-za-granicu (дата обращения: 04.01.20).

8. John Simpson, Edmund Weiner. The Oxford English Dictionary. — United Kingdom: Oxford University Press, 1989. — 21730 с. — ISBN 978-0-19-8611869. Статистика Стартапов // VAWILON URL: https://vawilon.ru/statistika-startapov/ (дата обращения: 04.01.20).

10. https://www.cbr.ru/statichtml/file/36231/on_fintex_20 17.pdf [электронный ресурс] (дата обращения 02.11.19)

11. Финтех. Как это по-русски? // Известия URL: https://iz.ru/805201/vera-udovichenko/fintekh-kak-eto-po-russki (дата обращения: 07.11.2019).

12. Российский стартап «AS IS» - без шаблонов и стереотипов // STARTUP BAROMETER 2018 URL: https://vc-barometer.ru/startup/2018 (дата обращения: 04.01.20).

Fintechs and banks: confrontation for customers Martynenko N.N., Machikhin I.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the age of universal Informatization, computerization and globalization, FINTECH industries have become increasingly popular, consisting of organizations using innovative technologies (cryptocurrencies, blockchain and others) to compete with classical financial organizations represented by banks and other intermediaries in the financial market. Now this sphere is rapidly developing, and, perhaps, in the future, it will replace the traditional intermediaries in the financial sector of the world economy. Key words: fintech, technology, innovation, banks, financial sector References

1. Banks against fintech: competition in the hope of partnership //

Forbes URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351907-banki-protiv-finteha-konkurenciya-v-nadezhde-na-partnerstvo ( Date of appeal: 11/07/2019).

2. Financial technologies in Russia: key players, numbers, prospects // sk.ru URL: https://sk.ru/news/b/press/archive/2019/12/17/finansovye-tehnologii-v-rossii- klyuchevye-igroki-cifry-perspektivy.aspx (accessed: 11/07/2019).

3. The era of neobanks: how fintech companies are pushing traditional banks out of the market // Forbes URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/386819-era-neobankov-kak-finteh-kompanii-vytesnyayut-s -rynka-tradicionnye-banki (circulation date: 11/07/2019).

4. Basic concepts of financial technology // zen.yandex. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d553722d5135c00adea2335/b azovye-poniatiia-finansovyh-tehnologii-5d92643b98fe7900ae8302c9 (accessed: 11/07/2019).

5. TOP-6 problems of startups in Russia, or how not to step on

someone else's rake // lpgenerator.ru URL: https://lpgenerator.ru/blog/2016/11/14/top-7-problem-startapov-v -rossii-ili-kak-ne-nastupit-na-chuzhie-grabli / (accessed: 01/04/20)

6. Research on the Russian market of technological entrepreneurship // vc-barometer URL: https://vc-barometer.ru/startup_barometer_2019 (accessed: 04.01.20).

7. Research: most Russian startups develop on their own money

and do not go abroad // vc.ru URL: https://vc.ru/finance/41071-issledovanie-bolshinstvo-rossiyskih-startapov-razvivayutsya-na-svoi-dengi -i-ne-vyhodyat-za-granicu (circulation date: 01/04/20).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. John Simpson, Edmund Weiner. The Oxford English Dictionary.

- United Kingdom: Oxford University Press, 1989 .-- 21730 p. -ISBN 978-0-19-8611869. Statistics of Startups // VAWILON URL: https://vawilon.ru/statistika-startapov/ (accessed date: 01/04/20).

10. https://www.cbr.ru/statichtml/file/36231/on_fintex_2017.pdf [electronic resource] (date of access 02.11.19)

11. Fintech. How is it in Russian? // News URL: https://iz.ru/805201/vera-udovichenko/fintekh-kak-eto-po-russki (accessed: 11/07/2019).

12. Russian start-up "AS IS" - without templates and stereotypes // STARTUP BAROMETER 2018 URL: https://vc-barometer.ru/startup/2018 (accessed date: 04.01.20).

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.