Развитие финтех индустрии и влияние на банковский сектор
Самедов Камиль Тофикович;
аспирант, Департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
В данной статье проанализированы четыре этапа развития финтех-индустрии и влияние ее на банковский сектор. Первый этап связан с становлением и распространением интернета, характеризуется появление первых финтех - стартапов. Второй этап связан с ужесточением государственного регулирования банковского сектора после кризиса 2008 г, характеризуется активным развитием финтех - компаний в сфере кредитования и управления инвестициями. Третий этап характеризуется активным переходом от соперничества финтех - компаний и банков к сотрудничеству. Четвертый этап характеризуется тенденцией к открытию исходного кода ПО. Рассмотрены примеры регулирования финтех - компаний на примере Великобритании, Швеции и России. Проанализированы конкурентные преимущества банков, и конкурентные преимущества финтех-компаний. Проанализированы различные варианты сотрудничества и взаимодействия финтех-компании и банковского сектора. Рассмотрены текущие тенденции в финансовом секторе.
Ключевые слова: финтех, финансовый сектор, банкинг, цифровые технологии, стартап.
о о
CSI
0
01
п
S I-О ш m х
<
m о х
X
Под высокотехнологичными компаниями подразумевают компании, использующие в построении своей бизнес-модели последние достижения в области IT-технологий и на их основе предлагающие широкий спектр услуг через интернет [1]. Среди них выделяют группу финтех - компаний, которые используют глобальные информационные технологии для предоставления финансовых услуг, что позволяет им снизить стоимость или повысить качество существующих ранее на рынке услуг, а так же сформировать новые финансовые продукты.
Несмотря на то, что финтех компании используют глобальные технологии, им необходимо учитывать локальные факторы страны для которой разрабатывается финансовый продукт или услуга, такие как: качество и распространение интернета, процент населения использующих смартфоны, уровень развития рынка интернет-вещей, уровень образование и доход населения, регулирование и вмешательство политики в бизнес, уровень развития финансовой системы и финансовая грамотность населения.
Все эти факторы будут определять какие проблемы будет решать финтех-индустрия в каждой отдельно взятой стране.
Внедрение финтех-услуг неуклонно растет: с 16% в 2015 году, когда был опубликован первый Индекс внедрения финтех-технологий, до 33% в 2017 году и до 64% в 2019 году. Осведомленность о финтехе сейчас очень высока. Например, во всем мире 96% потребителей знают по крайней мере об одной альтернативной услуге FinTech по переводу денег и совершения платежей.
Для того что бы лучше понимать текущее состояние финтех - индустрии необходимо рассмотреть этапы ее развития.
На сегодняшний день выделяют четыре этапа (эры) становления финтех - индустрии.
Начальный этап зародился с момента становления интернета и продолжался до кризиса 2008 года. В это время основной моделью стали онлайн платежи и сопутствующая инфраструктура. Знаковыми компаниями этой эпохи стали текущие крупнейшие финтех компании мира — PayPal (оценка — $50 млрд.) и Ant Financial (оценка — $60 млрд.).
Следующий этап носит название Финтех 1.0. Он наступил после кризиса 2008 года. После изменений в регулировании банковской деятельности, многие банки стали повышать требования к потенциальным заемщикам, перестав выдавать
кредиты значительному количеству населения. Это создало рынок, который открыл дорогу молодым финтех - стартапам.
Кредитование является основной статьей дохода банков, которая приносит более 50% прибыли. Именно в этом сегменте появилось наибольшее количество финтех стартапов последних 10 лет.
В это время появляется новая бизнес-модель кредитования, реализованная как интернет платформа, где пользователи могут выступать и в качестве кредиторов, и в качестве заемщиков: Р2Р-кредитование, «рееМо-реег кредитование» («кредитование среди равных», «одноранговое кредитование») или «регБопЛо-регэоп кредитование» («кредитование от человека человеку») - это выдача и получение займов физическими лицами напрямую от инвестора, без использования посредника в лице банка.
В других случаях финтех стартапы открыли доступ к кредитованию для тех, кто был исторически отрезан от формальной банковской системы. Например в азиатских странах, где большая часть населения не имела доступа к банкам (^егЬапкеф.
Другим направлением применения цифровых технологий в финансовой сфере стало управление инвестициями. Стартапы создали алгоритм позволяющие с более высокой точностью оценивать доходности и риски инвестиционных вложений и формировать оптимальный инвестиционный портфель в соответствии с толерантностью к риску каждого инвестора. Это позволило значительно снизить минимальную сумму инвестиции за счет снижения операционных затрат, тем самым значительно расширив рынок.
Серьезным недостатком финансовых старта-пов в отличие от банков является предоставление лишь одной ключевой услуги, что ограничивает потенциал роста. В случаи банков наличие линейки продуктов не только позволяет лучше монетизировать аудиторию, но и служит для удержания клиентской базы.
Другим конкурентным преимуществом банков перед финтех - компаниями является наличие фундаментальной инфраструктуры, а так же поддержка государственного регулирования. В соответствии с законодательством РФ банки обязаны страховать все вклады, и публиковать информацию о своем финансовом положении, что защищает их клиентов от банкротства банка.
Таким образом, прежде чем уходить из традиционной банковской системы в высокотехнологичные финансовые компании, клиентам следует оценить не только предлагаемые технологии, но и надежность этих компаний, и риски, которые они на себя принимают. [5]
Все это приводит к следующему логическому этапу развития финтеха —Финтех 2.0 — переход
от стадии конкуренции между финтехом и банками, к тесному сотрудничеству. Согласно обзору «Всемирный обзор сегмента FinTech» PWC за 2016 год, от 20% до 30% опрошенных руководителей банков считают выгодным партнерство с финтех-компаниями, либо их поглощение. [4]
Начиная с 2014 года самые динамичные из банков — DBS, Barklays, Citi и множество их коллег начали запускать всевозможные хакатоны, открывать инновационные лаборатории и акселераторы.
Путем сотрудничества с финтех - компаниями пошёл крупнейший банк в США — JPMorgan, который хотел оптимизировать доступ к кредитам для своих 4 млн. клиентов сегмента СМБ (smb сегмент- small-medium business). Текущие процессы банка не позволяли быстро принимать кредитные решения, что делало обслуживание данного сегмента невыгодным для банка.
Вместо запуска собственного продукта с большей автоматизацией, в JPMorgan пошли на партнёрство с OnDeck, одной из крупнейших в США онлайн площадок по кредитованию СМБ. Совместный продукт имеет в основе технологии OnDeck, но распространяется по клиентской базе JPMorgan, сильно снижая затраты на привлечение заемщиков (основная статья расхода кредитных стартапов), и фондирование осуществляется за счет средств JPMorgan (основная проблема кредитных стартапов — доступ к капиталу).
Например, Rubbles позволяет банкам обрабатывать свои данные для получения более глубоких знаний о клиенте, что должно позволить банку более тонко настраивать свои продукты и улучшить клиентский опыт. Среди клиентов молодого стартапа крупнейшие российские банки, а в копилке выход за рубеж и инвестиции от Mastercard.
При этом переход к модели сотрудничества между финтехом и банками не означает, что на рынке исчезнут независимые финтех стартапы. Более того, некоторые из финтех стартапов вполне могут вырасти в полноценные банки.
На данном этапе развития финтеха появляется необходимость в регулировании.
Регулирование вообще является ключевым инструментом влияния государства на развитие финтеха.
Одной из самых дружелюбных стран для развития финтех - стартапов признана Великобритания. Она дает возможность запуска и теста новых финансовых продуктов без их обязательного соответствия текущему регулированию. Это позволяет регулятору видеть новые бизнес-модели, а компаниям протестировать спрос на новый продукт без больших первоначальных финансовых вложений.
Другим интересным примером государственного регулирования является Швеция. В 2003 году консорциум банков разработал клиентский ин-
х
X
о
го А с.
X
го m
о
ю О
м о
а>
о
CS
0
01
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
дификатор - BankID, после чего он был принят государством. На сегодняшний день BankID пользуется 90% жителей страны. Пройдя идентификацию один раз, клиентам больше не нужно посещать отделения и заново подавать все документы. Одним из примеров использования BankID является мобильное приложения для платежей Swish, запущенное менее 5 лет назад крупнейшими шведскими банками. Приложение позволяет за считанные секунды переводить деньги между банковскими счетами различных банков (там где в других странах: банки вынуждены использовать дорогие переводы с карты на карту).
В России регулирование финтеха не является препятствием на пути развития индустрии. Тем не менее развитие финтеха в России крайне затруднено из-за следующих факторов: исторически российские банки не отягощены архаичными ИТ системами, как, например, американские банки, и показали, что умеют быстро меняться (Альфа-банк, Сбербанк, Открытие), относительно маленькая доля сегмента "underbanked" (который стал основным драйвером роста финтеха в Азии), а так же низкая финансовая грамотность населения. [2,3]
Даже в самых развитых финтех сегментах — таких, как потребительское кредитование — доля новых моделей составляет не более 2% процентов. Так же стоит учитывать высокую скорость внедрения новых технологий банками.
Например, в Goldman Sachs уже сейчас треть персонала это компьютерные инженеры, а один программист заменяет 4 высокооплачиваемых трейдера.
По мнению автора в России противостояния финтеха и банков в среднесрочной перспективе не прогнозируется. Есть несколько довольно успешных финтех стартапов, которые нашли ниши и уникальные модели, где банки не представлены в силу определенных причин. Но говорить о какой-то серьезной конкуренции с банками не приходится.
Тенденция к использованию банками ПО с открытым исходным кодом, ознаменовала начало новой эпохи финтеха 3.0.
С 2017 года в Европейском Союзе начинает действовать обновленная, вторая версия «Директивы о платежных услугах». Этот документ регулирует работу финансового сектора и устанавливает правила игры для всех его участников на территории стран ЕС. Среди различных нововведений директива содержит пункт, обязывающий банки открыть свои API третьим сторонам.
Понятие API относится к миру программирования. Расшифровывается, как Application Programming Interface - интерфейс программирования приложений.
Предполагается, что такой ход окажет хорошее стимулирующее влияние на дальнейшее
развитие финансовой индустрии, особенно той ее области, которая относится к мобильным и интернет-платежам; будет способствовать возникновению большего числа инновационных продуктов и сервисов на рынке банковских услуг; упростит доступ конечному потребителю к этим услугам и сделает их использование более комфортными.
В России Ассоциация "Финтех" (АФТ) разработала стандарты использования открытых интерфейсов (API), в ближайшее время эти стандарты будут вынесены на обсуждение в технический комитет. Также "Концепция открытых API" отправлена на одобрение в Банк России.
Эти изменения происходят прямо сейчас. И они будут продолжаться и усиливаться в течение следующего десятилетия.
Если банки не будут в эпицентре изменений, переводя свои основные сервисы на ПО с открытым исходным кодом, то рискуют столкнуться с серьезными инфраструктурными проблемами. Например технология «Умных» вещей, интегрирующихся с приложениями, дают новый клиентский опыт; API позволяют бэк-офису и фронту обмениваться данными в реальном времени; а системы искусственного интеллекта, машинного обучения, анализа Big Data, равно как и облачная инфраструктура коренным образом меняют АБС и другие основные платформы.
Те банки, что переживут переход к финтеху 3.0, будут представлять собой скорее коллабора-тивных финансовых интеграторов.
По мнению автора вопрос большей технологи-зации банков — это вопрос времени. Финтех стар-тапы редко имеют под собой какие-то технологии недоступные банкам. Многие стартапы играют на негибкости существующих банковских систем, и общей медлительности игроков финансового сектора. Но процесс неизбежен, банки начали и продолжат меняться и чем дальше, тем ближе они будут находиться к финтеху. Банки не могут стать в одночасье финтехом, но открывая исходных код своего ПО банки смогут быстрее пройти процесс цифровизации. Также это поможет банкам стимулировать стартапы создавать новые инновационные продукты и бизнес - модели, для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.
Литература
1. Лаптев А.А. Понятие «высокотехнологичной компании» в современной микроэкономической теории // Инновации. - 2007. - №№7(105). - С. 3536.
2. О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в декабре и итогах 2016 года [Электронный ресурс] / Банк России. - Электрон. дан. - М., 2017. URL: https://arb.ru/upload/iblock/a99/din_razv_16_12.pdf, свободный. Дата обращения: 03.04.2017 г.
3. Сбербанк, Альфа-Банк, QIWI и другие компании запускают ассоциацию для развития фин-теха в России [Электронный ресурс] / Независимое издание о технологиях и бизнесе «Rusbase»; Овечкин О. - Электрон. дан. - М., 2016. URL: https://rb.ru/news/fintech-russia/, свободный. Дата обращения: 17.05.2017 г.
4. PwC report "Blurred lines: How FinTech is shaping Financial Services", 2016.
5. What is fintech and why does it matter to all entrepreneurs [Электронный ресурс] / Информационный портал «Hot Topics»; J. Munch. - Электрон. дан. - Лондон, 2016. URL: https://www.hottopics.ht/stories/finance/ what-is-fintech-and-why-it-matters/, свободный. Дата обращения: 19.11.2019 г.
Development of the FinTech industry and impact on the
banking sector Samedov K.T.
Financial University under the government of the Russian Federation
This article analyses the four stages of development of the FINTECH industry and its impact on the banking sector. The first stage is associated with the formation and spread of the Internet, characterized by the emergence of the first FINTECH start-ups. The second stage is associated with the tightening of state regulation of the banking sector after the 2008 crisis, characterized by the rapid development of FINTECH companies in the field of lending and investment management. The third stage is characterized by an active transition from competition between FINTECH companies and banks to cooperation. The fourth stage is characterized by a tendency to open the source code of the SOFTWARE. Examples of regulation of FINTECH companies on the example of Great Britain, Sweden and Russia are considered. Competitive advantages of banks and competitive advantages of FINTECH companies are analysed. Various variants of cooperation and interaction between FINTECH companies and the banking sector are analysed. Current trends in the financial sector are considered.
Keywords . FinTech, financial sector, banking, digital technologies, start-up.
1. Laptev A.A. The concept of "high-tech company" in modern
microeconomic theory // Innovations. - 2007. - No. 7 (105). - S. 35-36.
2. On the dynamics of the development of the banking sector of
the Russian Federation in December and the results of 2016 [Electronic resource] / Bank of Russia. - The electron. Dan. -M., 2017. URL:
https://arb.ru/upload/iblock/a99/din_razv_16_12.pdf, free. Date of appeal: 04/03/2017
3. Sberbank, Alfa-Bank, QIWI and other companies launch an association for the development of fintech in Russia [Electronic resource] / Independent publication on technologies and business "Rusbase"; Ovechkin O. - Electron. Dan. - M., 2016. URL: https://rb.ru/news/fintech-russia/, free. Date of appeal: 05.17.2017
4. PwC report "Blurred lines: How FinTech is shaping Financial
Services", 2016.
5. What is fintech and why does it matter to all entrepreneurs
[Electronic resource] / Information portal "Hot Topics"; J. Munch. - The electron. Dan. - London, 2016. URL: https://www.hottopics.ht/stories/finance/ what-is-fintech-and-why-it-matters /, free. Date of appeal: 11/19/2019
X X О го А С.
X
го m
о
ю 0
м о