Финтех: новые возможности финансирования малого и среднего предпринимательства в России
«
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Григориади Элла Михайловна,
аспирант Департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
Развитие информационных технологий привели к трансформации бизнес процессов на рынке финансовых услуг, определив отдельный сектор рынка финансовых технологий (финтех). Основной целью развития финтеха являются поддержка инноваций и обеспечение доступности финансовых продуктов и услуг для населения и бизнеса, что в перспективе будет способствовать устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности всего финансового рынка. Одно из приоритетных направлений финтех рынка является онлайн финансирование малого и среднего предпринимательства. В статье рассматривается влияние финтеха на изменение форм взаимодействия с клиентами и автоматизации бизнес процессов, принятия управленческих решений в сфере малого и среднего предпринимательства. Техническая оснащенность банковского сектора, в настоящее время позволяет использовать современные риск-модели принятия решения, необходимых для развития онлайн -кредитования сектора МСП. Автор указывает на особенности процессов банковского кредитования сектора малого и среднего предпринимательства, которые в современных российских условиях порождают ряд проблем, осложняющих возможности использования в полной мере финансовых технологий. Эти проблемы связаны с непрозрачностью деятельности заемщиков, с точки зрения оценки финансового состояния ; отсутствием официальной отчетности, характеризующей общую картину бизнеса; идентификацией взаимосвязанных бизнесов хозяйствующего субъекта . При этом, каждый банк-кредитор, самостоятельно формирует для себя релевантный набор источников получения информации, и методику ее интерпретации. Совокупный анализ полученной информации позволяет сформировать картину бизнеса хозяйствующего субъекта на предмет оценки платежеспособности. Зачастую на практике возникает разночтение в интерпретации полученных результатов для банка-кредитора и потенциального заемщика. Это приводит к большому проценту отказа в финансировании сектора МСП в виду несоответствия критериям отбора.
В статье приведены примеры реализованных финтех-проектов, бизнес модель которых построена на организации финансирования сектора малого и среднего предпринимательства на базе платформ р2р, р2Ь онлайн кредитования. Ключевые слова: финансовые технологии, он-лай-кредитование, малое и среднее предпринимательство, плаформы р2р, р2Ь.
Развитие и широкое применение информационных технологий, привели к цифровой трансформации бизнес- процессов в различных сферах деятельности, а финансовый сектор оказался в эпицентре. Это обусловило формирование нового и динамично развивающегося направления - рынка финансовых технологий (финтех) [1]. Финтех состоит из:
- отраслей, включающих компании, которые используют технологии и инновации с целью возможности конкурировать с традиционными финансовыми организациями в лице банков и посредников финансового рынка. В настоящее время к финтеху относят как многочисленные технологические стартапы, так и крупные состоявшиеся организации, которые улучшают и оптимизируют процессы предоставления финансовые услуги;
-представляет собой сложную систему, объединяющую секторы новых технологий и финансовых услуг, стартапы и соответствующую инфраструктуру. Часто, под отраслью финтеха понимают применение инновационных технологий для оказания финансовых услуг. При этом определить границы отрасли не возможно, они «размыты» в связи с относительной новизной отрасли, а также разнообразием технологий, применяемых в финансовой сфере [2].
Обобщающее определение понятия финансовых технологий дает В.В. Пшеничников, по мнению которого финтех - это отрасль, состоящая из компаний, использующих технологии и инновации, чтобы конкурировать с традиционными финансовыми организациями в лице банков и посредников на рынке финансовых услуг, включая платежные системы, управление капиталом, кредитование, страхование и валютные операции. При этом, как отмечает автор: понятие финтех с точки зрения процедур подразумевает новые приложения, процессы, продукты или бизнес-модели в сфере финансовых услуг, состоящие из одной или нескольких дополнительных финансовых услуг, предоставляемые целиком или по большей части через интернет [3]
Широкое проникновение интернета, популяризация мобильных приложений и социальных сетей во многом предопределили эволюцию клиентского опыта, сформировали потребность удаленного взаимодействия потребителя финансовой услуги с организацией ее предоставляющей. Рост потребительского спроса на получение финансовых услуг самостоятельно в режиме удаленного доступа 24\7.
На современные запросы клиентского сектора, рынок финтеха отозвался появлением новых стратап компаний из других технологичных отраслей, с уже готовыми 1Т-технологиями, адаптированными под клиента, успешная реализация которых, позволила оторвать финансовую услугу от финансового института, меняя традиционные бизнес модели. Видимой трансформации подверглись следующие бизнес процессы:
- платежи и переводы: сервисы онлайн платежей, сервисы онлайн-переводов, сервисы обмена валют, облачные кассы и смарт-терминалы, сервисы массовых выплат;
- финансирование: онлайн кредитование, бизнес-кредитование, инвестиционные платформы;
- управление капиталом: робо-эдвайзинг, программы и приложения по финансовому планированию, социальный?трейдинг, алгоритмическая биржевая торговля, сервисы целевых накоплений и прочие ?[4]
Следует заметить, что на долю сегмента онлайн-кредитования приходится порядка 90% финтех-рынка в России. Такую оценку приводит Deloitte, международная сеть компаний, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита [5]. Согласно Основным направлениям развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов, их основными целями являются поддержка инноваций и обеспечение доступности финансовых продуктов и услуг для населения и бизнеса, что в перспективе будет способствовать устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности всего финансового сектора [4]
Рассмотрим возможное влияние развития финтеха, на изменение фактора доступности финансирования сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). На-
Доля кредитов МСБ в общем объеме кредитования юрлиц [в рублях) снизилась до уровня 2009 года при двукратном росте объёма кредитования МСБ
25
20
15
10
5
А 15,8
и ✓
^мДолр кредитов МОТ -»-Объем <реди*омния МСГХ "р м руб. [прлаэя ш им)
Источники: Росстат, расчеты НЛЕХ
Рис.1. Доля кредитов МСБ в общем объеме кредитования за 2009-2019 гг.
помним, что критерии отнесения предприятий к сектору МСП закреплены законодательно (ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ), по состоянию на 01.04.19г. - в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано - 6 107 774 организаций в том числе индивидуальных предпринимателей. При этом 90% - представители микро бизнеса. Более 40% - заняты в сфере торговли и услуг. Общая численность работников сектора МСП составляет 15,8 млн. чел., то есть в сфере МСБ работает более 20% общего числа занятых[5]. Доля сектора МСП в ВВП России составляет не более 21% -это говорит о наличии большого потенциала роста сектора МСП. Одним из факторов, обеспечивающего рост сектора МСП, является доступность к финансовым ресурсам.
Ключевой вопрос, который должен решить для себя каждый предприниматель - поиск доступных источников финансирования хозяйственной деятельности. Согласно опросу KPMG в 2017 году среди представителей субъектов МСП: одной из ключевых проблем является обеспечение доступа к финансовым ресурсам, из которых основным является банковское кредитование. В то же время, именно банковский сектор подвергся большей трансформации под влиянием финтеха, и во многом является его олицетворением. Тренд задают успешно реализуемые бизнес кейсы «нео» банков, модель которых построена «с чистого листа» на базе новых технологий. В их основе лежит возможность осуществления коммуникаций с клиентами без организации филиальной сети. Соответственно большая часть бизнес операций переведена в онлайн режим (Тинькофф, Модуль банк, Точка Банк). В «традицион-
ном» банковском секторе, так же непрерывно растет доля активных пользователей удаленными каналами взаимодействия с клиентами, что делает финансовые услуги доступными и удобными для клиентов.
Такая трансформация требует больших вложений. Примером являются затраты крупнейших игроков на рынке финансовых услуг приведенные Ассоциацией Финтеха. Так, затраты ПАО Сбербанк на развитие финтеха составили в 2018 г. 46,3 млрд. руб. и 107,9 млрд. руб. в 2017 г, при этом доля активных пользователей удаленных каналов среди всех активных пользователей в 2017 г. составляла 64,3%. Затраты на технологическую трансформацию в ПАО ВТБ составили в 2-18 г. 7,3 млрд. руб. и 11,6 млрд. руб. в 2017 г.; доля активных клиентов удаленных каналов среди частных клиентов в 2017 г. - 17,5% . 1Т-бюджет АО «Альфа Банк» составил в 2017 г. 9,3 млрд руб.; процент операций через удаленные каналы доступа в 2017 г. был более 80%. 1Т-бюджет АО Райффайзенбанк составил в 2017 г. 4,7 млрд. руб.; доля активных пользователей онлайн-банка среди всех активных пользователей в 2017 г. -38,6%.
Помимо наметившихся изменений характера взаимодействия с клиентами, банковский сектор меняет форму принятия ряда управленческих решений, переводя их в автоматический режим. Например, в АО «Альфа-Банк» прогнозируют, что отрасль активно будет переходить на безлюдные технологии и через три года клиенты в 50% случаев будут общаться с ботами; в ПАО Сбербанк считают, что через пять лет 80% всех решений будут приниматься с помощью искусственного интеллекта [8]. Реализуемый банком про-
ект «Внедрение искусственного интеллекта в бизнес процессы корпоративного кредитования» в области финансовых технологий позволит принимать решение по кредиту, при подачи заявки в режиме онлайн за 7 минут [8]. Именно столько времени требуется сервису для сбора и обработки информации существенной для принятия решения - (выда-ча\отказ) о финансировании корпоративного заемщика.
Однако для банковского сектора кредитование МСП является довольно рискованным направлением деятельности. Удельный вес выданных кредитов в общем объёме финансирования юридических лиц составляет всего 15.1.% (на 01.01.19г.) (при наивысшем показателе 22.9%-на 01.01.13г.)
Серьезной проблемой является анализ деятельности организаций субъекта МСП в соответствии с нормативами, методиками и общей политикой отдельно взятого финансового института. Оценка рисков предполагает сбор и анализ информации с целью проведение комплексной правовой и финансовой экспертизы бизнеса потенциального заемщика -субъекта сектора МСП. Совокупная информация, формирующая общую картину бизнеса субъекта МСП, представленная в виде показателей финансового и нефинансового характера, определяет кредитоспособность(способность в полном объеме и в срок вернуть заемные денежные средства) потенциального заемщика.
Процесс принятия решения включает такие этапы, как: сбор информации; трансформацию полученной информации в финансовые отчеты по форме банка; интерпретацию результатов в соответствии с принятой методикой оценки кредитных рисков; принятие решения (отказ, выдача). При этом процесс сбор информации характеризующую деятельность хозяйствующего субъекта сектора МСП затруднена следующими факторами: непрозрачностью деятельности заемщиков, с точки зрения оценки финансового состояния ; отсутствием официальной отчетности, характеризующей общую картину бизнеса; идентификацией взаимосвязанных бизнесов хозяйствующего субъекта . При этом, каждый банк-кредитор, самостоятельно формирует для себя релевантный набор источников получения информации, и методику ее интерпретации. Совокупный анализ полученной информации позволяет сформировать картину бизнеса хозяйствующего субъекта на предмет оценки плате-
© £
Я
3
9
2 е
9
CS
сч £
б
а
2 о
жеспособности. Зачастую на практике возникает разночтение в интерпретации полученных результатов для банка-кредитора и потенциального заемщика. Это приводит к большому проценту отказа в финансировании сектора МСП в виду несоответствия критериям отбора.
В данном случае преимущество на объективную оценку бизнеса, в соответствии с требованиями банки-кредитора имеют действующие клиенты банка. Например, хозяйствующий субъект МСП, формирует понятную и прозрачную для банка финансовую историю организации, с момента открытия расчетного счета и на протяжении всей хозяйствующей деятельности. Это позволяет сформировать информационную картину экономики бизнеса потенциального заемщика и связанных с ним контрагентов (путем анализа транзакций). Используя внутренние источники информации и внешние (общедоступные базы ) банк имеет возможность предложить диджитализированные CMART продукты, удовлетворяющие потребность в финансировании, а в ряде случаем предопределяя ее. Но, если потенциальный заемщик, субъект МСП, не является клиентом предполагаемого банка кредитора, то сбор информации будет происходить в «ручном» режиме используя выбранные источники информации.
Такая децентрализация информационных источников, на практике приводит к большому проценту отказов банковского сектора финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Что подрывают доверие сектора МСП к банкам и вынуждают искать альтернативные источники финансирования.
Противоположным банковскому кредитованию, по форме взаимодействия с клиентами представителями сектора МСП являются - платформы онлайн кредитования. В основе которых лежит полностью технологически автоматизированный онлайн сервис организации взаимодействия инвестора (ФЛ) и потенциального заемщика (ЮЛ субъект МС) через сервис платформы( рис 2).
Сервис предоставление финансирования в режиме онлайн, на базе платформы, позволяет организовать взаимо-действовие инвесторов и заемщиков из разных регионов. С позиции организации процесса взаимодействия с клиентами, следует отметить практическое применение электронно-цифровой подписи. Подписание всех документов происходит:со стороны инвестора путем
Рис.2 Организация сервиса краудфайдинговых платформ
Таблица 1
Условия финансирования р2Ьплатформ для сектора МСП
Составлено автором, электронный ресурс: https://alfa-potok.com, https://business.potok.digital, https:/ /townmoney.ru/business/, https://starttrack.ru/raise, https://moduldengi.ru. Режим доступа свободный. Дата обращения: 02.04.2019г.; процентная ставка зависит от рейтинга потенциального заемщика, присвоенного платформой от 20 до 35% годовых.
Наименование Условия финансирования* Цель финансировании Документы необходим ые для подачи заявки
Альфа Поток до 3000 ООО до 60 дней комиссия 'ja выдачу : 4% от суммы займа исполнение государственных контрактов; прочие цели паспорт выписка из банка; решение по заявки поступает сразу после за] ручки выписки со счета в личный кабинет
Penenza зависит от суммы и сроков исполнения государственного контракта комиссия за выдачу 3.5% от суммы займа обеспечение участия в тендере на исполнение государственных контрактов; исполнение государственного контра [ста: госфакторинг номер процедуры на сайте государственных закупок; ИНН; ФИО. телефон
Mo;iyJl ьДе мы" и до 3000 ООО до 6 мес. комиссия за выдачу: 2% от суммы займа участий и исполнение государственных контрактов номер тендера на сай ге государственных закупок, скан копии паспортов учредителей и генерального директора
присоединения к публичному договору оферты, со стороны заемщика -по средствам подписания договора займа с использованием ЭЦП. Применение ЭЦП гарантирует достоверность документа и идентифицирует подписанта. Именно этот принцип использования ЭЦП позволяет осуществлять финансирование без посещения офиса, что расширяет территорию охвата клиентской аудитории.
При этом функция платформы заключаются в:
■ привлечение и идентификация инвесторов и заемщиков;
■ оценка и присвоение рисков заемщику;
■ подготовка документов , подписание договоров.
Следует отметить, что платформа как проводник между инвестором и заемщиком, проводит идентификацию контрагентов с целью проведения анализа финансового положения и оценку рисков потенциального заемщика. На основании присваивается рейтинг, на основании которого формируется окончательная процентная ставка. Чем меньше информации о заемщике, тем риск «невоз-
врата» заемных средств для инвесторов, тем выше окончательная процентная ставка. В дальнейшем, заемщик нарабатывает кредитную историю на платформе и ставка снижается. Однако, следует заметить, что окончательное решение остается за инвестором.
Вознаграждение за пользование сервисом платформы оплачивает потенциальный заемщик в виде комиссии в размере от 2 до 5% от стоимости кредита. Основная форма финансирования -займ, единовременное зачисление денежных средств на расчетный счет заемщика. Основные условия популярных p2b платформ, специализирующиеся на финансирования субъектов МСП приведены в табл. 1.
Несмотря на повышенные процентные ставки (по сравнению с банковским сектором) за пользованием заемными средствами, наличием комиссии за выдачу займов, сервисы платформ осуществляющие онлайн-финансирование сектора МСП набирают популярность. Это обусловлено следующими факторами: простые и понятные условия (в том числе базовые требования к заемщику), ко-
роткие сроки использования и небольшие суммы финансирования, в совокупности делают сервис удобным и понятным для субъектов сектора МСП. В связи с этим, специалисты отмечают рост появления аналогичных сервисов, что позволит увеличить количество доступных источников финансирования. К уже имеющимся сервисам, функционирующие как связанные компании с такими банками, как АО «Альфа Банк», Модуль Банк, запуск собственной платформы для малого и микро бизнеса анонсировал лидер рынка финансовых технологий в России- ПАО Сбербанк.
Таким образом, проведя анализ бизнес процессов, возникающих в результате осуществления финансирования сектора МСП, в основе которых лежит технология онлайн -кредитования, можно сделать вывод, что современные финансовые технологии позволяют осуществлять полный цикл финансирования сектора МСП в онлайн режиме. Потребность в финансировании бизнеса МСП, увеличивает спрос на получении данной услуги в режиме онлайн. Это позволяет прогнозировать большее появление на рынке соответствующих кредитных платформ. А так же приведет к трансформации процессов в традиционном банковском секторе. Однако дальнейшее развитие онлайн кредитования сектора МСП потребует объединения всех участников рынка для решения проблемы «темных пятен» оценки бизнеса субъектов МСП. Формирование базовых единых для всех участников рынка критериев оценки бизнеса и источников их получения , в перспективе сформируют открытые, базы данных. В основе которых лежит формирование консолидированной информа-ций о деятельности заемщика, субъекта МСП, формирующая объективную картину его бизнеса и финансовую историю.
Литература
1. Эскиндаров М.А. Направления развития финтеха в России: экспертное мне-
ние Финансового университета. Мир новой экономики. 2018;12(2):6-23
2. Обзор отрасли финансовых технологий от 23 декабря 2016 ^[Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// freedocs.xyz/pdf-443010938 (Дата обращения 08.04.2019г.)
3. Пшеничников В.В. Влияние финансовых технологий на изменение модели банковского обслуживания клиентов. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018; № 1 (35)
4.Основные направления развития финансовых технологий на период 2018— 2020 годов - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ statichtml/file/36231/on_fintex_2017.pdf (Дата обращения: 08.04.2019г.)
6.Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/ /ofd.nalog.ru (дата обращения: 08.04.2019г.)
7. Искусственный интеллект в банках [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://nbj.ru/publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2018/06/13/iskusstvennyi-intellekt-v-bankax/index.html (дата обращение 08.04.2019г.)
Fintech: new opportunities for financing small and medium enterprises in Russia Grigoriadi E.M.
Financial University at Government of the Russian Federation
The development of information technologies has led to the transformation of business processes in the financial services market, identifying a separate sector of the financial technology market (fintech). The main goal of development of fintech is to support innovation and ensure the availability of financial products and services for the population and business, which in the future will contribute to sustainable development and increase the competitiveness of the entire financial market. One of the priorities of the Fintech market is the online financing of small and medium-sized businesses.
The article discusses the influence of Fintech on changing forms of interaction with customers and automating business processes, making
management decisions in the field of small and medium-sized businesses. The technical equipment of the banking sector, currently allows the use of modern risk-decision models necessary for the development of online lending to the SME sector. The author points out the peculiarities of the bank lending processes of the small and medium-sized business sector, which in the modern Russian conditions give rise to a number of problems complicating the possibilities of using fully financial technologies. These problems are associated with the opacity of borrowers, in terms of assessing the financial condition; the lack of official reporting describing the overall picture of the business; identification of interrelated businesses of an economic entity. At the same time, each creditor bank, independently forms for itself a relevant set of sources for obtaining information, and a methodology for its interpretation. The cumulative analysis of the information received allows us to form a picture of the business of an economic entity in order to evaluate solvency. Often in practice there is a discrepancy in the interpretation of the results obtained for the lending bank and the potential borrower. This leads to a large percentage of refusals in financing the SME sector due to non-compliance with the selection criteria.
The article provides examples of implemented FINTECH-projects, whose business model is based on organizing financing for the small and medium-sized business sector based on p2p, p2b online lending platforms.
Keywords: financial technologies, FINTECH online lending, small and medium enterprises, online platforms p2p, p2b.
References
1. Eskindarov MA Directions of development of
fintech in Russia: expert opinion of the Financial University. World of new economy. 2018; 12 (2): 6-23
2. Review of the financial technology industry from
December 23, 2016. [Electronic resource]. Access mode: https://freedocs.xyz/pdf-443010938 (Request date 08/04/2019)
3. Pshenichnikov V.V. The impact of financial
technologies on the change in the model of bank customer service. Theory and practice of service: economics, social sphere, technology. 2018; No. 1 (35)
4. The main directions of development of financial
technologies for the period 2018-2020 -[Electronic resource]. Access Mode: https:// www.cbr.ru/statichtml/file/36231/ on_fintex_2017.pdf (Access Date: 04/08/2019)
6. Unified register of small and medium-sized
businesses - - [Electronic resource]. Access mode: https://ofd.nalog.ru (access date: 04/ 08/2019)
7. Artificial intelligence in banks [Electronic
resource]. Access mode: http://nbj.ru/publs/ upgrade-modernizatsija-razvitie/2018/06/13/ iskusstvennyi-intellekt-v-bankax/index.html (appeal date 08/04/2019)
О
3
В
3
ro e
9