УДК 336.71:330.341.1
Горда Александр Сергеевич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Gorda Alexander Sergeevich,
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor Department of World Economy, Institute of economics and management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
FINTECH И ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
FINTECHAND DIGITAL TRANSFORMATIONS IN THE WORLD FINANCIAL MARKET
В статье исследованы движущие силы, тенденции и вызовы цифровой трансформации финансового рынка и банков. Проанализированы направления влияния технологий Fintech и цифровизации на трансформацию финансового рынка. Выявлены детерминанты, механизмы цифровой трансформации финансового рынка и доминирующие мировые технологические тренды, формирующие направления цифровой трансформации мирового финансового рынка. Революционный характер изменений и глубина их воздействия на все бизнес-процессы и модели функционирования участников финансового рынка позволяет рассматривать динамику развития рынка как трансформацию, а не модернизацию. В современных условиях вектор цифровых преобразований меняется с эффективности бизнеса на повышение мобильности и ориентацию на удобство для клиентов, т. е. становится клиентоориентированным. Соответственно, потенциал развития цифровой трансформации будут определять такие технологии индивидуальных возможностей, как мобильные приложения, клиентоориентированные программы, электронные и личные кабинеты.
Учитывая, что банковский сектор в большей степени подвержен трансформации, выявлены особенности эволюции моделей функционирования банков под влиянием финансовых технологий. Установлено, что происходит переход от традиционного банкинга к цифровому банкингу как базовому этапу трансформационных изменений с переходом к открытому банку и в перспективе к Open-X-банкингу. Цифровой банкинг должен охватывать цифровизацию всех уровней банковских услуг, от внешних до внутренних. В то же время усиливается конкуренция за клиентов с нефинансовыми организациями, что создает основу для взаимодействия банковских и небанковских финансовых служб. Отмечается, что новые участники финансового рынка и новые бизнес-модели финансового посредничества требуют трансформации партнерских отношений между банками и клиентами. Совокупность этих изменений актуализирует необходимость формирования экосистем финансовых рынков как основных площадок, в рамках которых будут предоставляться финансовые услуги.
Ключевые слова: финансовые технологии, цифровизация, цифровой банкинг, клиентоориентированность, финансовые услуги, открытый банкинг.
The article explores the driving forces, trends and challenges of the digital transformation of the financial market and banks. The directions of the influence of Fintech technologies and digitalization on the transformation of the financial market are analyzed. The determinants, mechanisms of digital transformation of the financial market and the dominant global technological trends that form the directions of digital transformation of the global financial market are identified. The revolutionary nature of the changes and the depth of their impact on all business processes and functioning models of financial market participants allows us to consider the dynamics of market development as a transformation, not modernization. In modern conditions, the vector of digital transformations is changing from business efficiency to increasing mobility and focusing on customer convenience, i.e., it becomes customer-oriented. Accordingly, the potential for the development of digital transformation will be determined by such technologies of individual capabilities as mobile applications, client-oriented programs, electronic and personal accounts.
Considering that the banking sector is more subject to transformation, the features of the evolution of models of banks functioning under the influence of financial technologies are revealed. It has been established that there is a transition from traditional banking to digital banking as the basic stage of transformational changes with the transition to an open bank and, in the future, to Open-X-banking. Digital banking should cover the digitalization of all levels of banking services, from external to internal. At the same time, competition for clients with non-financial organizations is intensifying, which creates the basis for the
106
interaction of banking and non-banking financial services. It is noted that new participants in the financial market and new business models of financial intermediation require the transformation of partnerships between banks and customers. The totality of these changes actualizes the need to form ecosystems of financial markets as the main platforms within which financial services will be provided.
Keywords: financial technology, digitalization, digital banking, customer focus, financial services, open banking.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мировой финансовый рынок претерпевает трансформационные изменения, несущие новые эволюционные возможности его дальнейшего развития. Одним из таких трендов являются цифровые трансформации, являющиеся обязательным шагом эволюционного развития финансового рынка в современных условиях. Они проявляются в активизации проникновения Fintech технологий и цифровых сервисов во все сегменты финансового рынка и базируются на стратегическом партнерстве всех заинтересованных участников финансово-экономических отношений. Финансовые и цифровые технологии позволяют оптимизировать ведение финансового бизнеса, повышают уровень доступности и охвата финансовых услуг различных экономических субъектов. Эти направления могут рассматриваться как составляющая трансформационного движения от индустриально-рыночного способа организации мирового финансового рынка к информационно-цифровому, который развертывается в связи с активным развитием технико-технологических инноваций в реализации базовых принципов экономической деятельности. На наш взгляд именно эти бифуркационные процессы будут определять будущее инновационное развитие мирового финансового рынка, посредничества и трансформацию глобальных финансовых услуг, в первую очередь в сфере цифровизации.
Во всем мире наблюдается своеобразный бум конвергенции цифровых и финансовых технологий, банков и небанковских компаний, инновационные финансовые технологии не прекращают внедряться даже в условиях кризисного состояния. Российская Федерации в этом плане не исключение. И даже обострение геополитических и геоэкономических конфликтов не стало препятствием для развития данных процессов. Отечественные Fintech-технологии в финансовом посредничестве находятся в стадии становления и в некоторой степени уступают западным странам. Введение антироссийских санкций и экономическая неопределенность несколько затормозили распространение и использование инновационных финансовых технологий. Очевидна необходимость дальнейшего их развития. Ощущается потребность в формировании развитой экосистемы для финансового бизнеса, что актуализирует определение путей инновационного развития финансового рынка с учетом трансформационных сдвигов.
Результаты научных исследований по цифровой трансформации, финансовым инновациям и различным аспектам финансовых технологий (Fintech), освещены в трудах таких ученых-экономистов, как: Д.А. Артеменко, С.В. Зенченко [1], С. Белозеров, Е. Соколовская, Ю.С. Ким [2], Т.Г. Бондаренко, А.Ю. Анненков [3], РГ. Ганиев [4], В.В. Джамай, Е.И. Румянцева, О.Д. Дикова [5], Т.Н. Зверькова [6], И.Д. Котляров [7], С.С. Матвеевский, А.В. Бердышев [8, 9], Ю.И. Микерова, Ф.Р. Кеворков [10], М.С. Оборин [11], В.А. Романов, В.В. Хубулова [12], А.А. Сазонов, Н.В. Алексеева [13], Г.В. Семеко [14], С.И. Майоров [15]. Вместе с тем недостаточно исследованными остаются теоретические и прикладные проблемы, связанные с глобализацией финансовых рынков в контексте развития инновационных финансовых систем различного уровня, трансформационным влиянием инновационных факторов на развитие инструментов и технологий международного финансового бизнеса. Нуждаются в комплексном анализе структурные изменения, новые модели финансового менеджмента в банковских и небанковских структурах на базе Fintech. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является выявление трендов цифровой трансформации и направлений развития мирового финансового рынка и банков как ключевых участников рынка. МЕТОДЫ
В исследовании применялись следующие методы:
• метод дедукции с целью изучения теоретических аспектов развития процессов цифровизации мирового финансового рынка в современных условиях;
107
• методы сравнений и статистического анализа применялись для оценки современного состояния развития финансовых технологий;
• графические методы использованы для визуального отображения материала в виде таблиц и диаграмм;
• методы научного абстрагирования и синтеза были использованы при определении перспектив развития инновационных финансовых технологий, а также для обоснования выводов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Процессы трансформации не являются чем-то принципиально новым в эволюционном развитии. В условиях равновесия они являются обычным детерминистическим процессом, однако в условиях трансформации характер всех тенденций только усиливается. Проявлением трансформационных процессов выступают институционально-функциональные сдвиги. Ежегодный график зрелости технологий Hype Cycle for Emerging Technologies (рис. 1) от Gartner показывает, что доминантными технологическими тенденциями, которые определят направления цифровой трансформации на мировом финансовом рынке и будут влиять на конкурентную позицию компаний, являются акселерация искусственного интеллекта, развитие цифровых платформ и иммерсивных технологий «эффект погружения».
Современному мировому финансовому рынку присуща высокая динамичность. Условия неопределенности, спровоцированные конфронтацией ведущих стран, торговыми войнами, вооруженными конфликтами, финансово-экономическими кризисами, пандемией COVID-19, оказали негативное влияние на уровень социально-экономического развития большинства стран мира. Вместе с тем эти процессы выступили катализаторами развития инновационных технологий, усилили гибкость финансовой среды. Стремительные и бесповоротные технологические инновации, жесткая конкуренция из-за появления большого количества нефинансовых учреждений, предлагающих цифровые финансовые сервисы и услуги, изменения в поведении и настроениях потребителей, привели к быстрым темпам цифровых трансформаций, изменивших ландшафт мирового финансового рынка. Цифровизация является признанным механизмом экономического роста благодаря способности технологий положительно влиять на эффективность, результативность, стоимость и качество экономической, общественной и личной деятельности.
Новые социальные, экономические и геополитические вызовы глобализации, перманентные локальные финансово-экономические кризисы, пандемия, военные действия и проблема беженцев, с одной стороны, стали побудительной основой для мощных цифровых инноваций в экономике, с другой — должны стать мотивирующим маркером и катализатором таких инновационных изменений социально-экономического развития, которые помогали бы преодолевать негативные последствия указанных вызовов, в том числе на рынке мировом финансовых услуг.
Объективная необходимость цифровой трансформации мирового финансового рынка обусловлена рядом следующих детерминант: глобальная цифровая экономическая трансформация; динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий, мобильных сетей и Интернет; прорывные финансовые инновации и технологии; развитие искусственного интеллекта, машинного обучения и BigData; рост спроса на финансовые услуги, инвестиции и расширение границ мирового финансового рынка; необходимость быстрой обработки информации из-за стремительного роста ее объемов; поиск путей сокращения расходов по ведению финансового бизнеса; рост уровня конкуренции, в первую очередь с Fintech-компаниями.
Специалистами KPMG были выделены шесть ключевых сфер развития финансовых технологий, вызывающих трансформационные процессы: платежная сфера (payments), технологии страхования (insurtech), регуляторные технологии (regtech), технологии управления благосостоянием (wealthtech), кибербезопасность (cybersecurity), блокчейн-технологии и криптовалюты (blockchain/ cryptocurrency) (рис. 2).
В отчете KPMG «Pulse of Fintech» за 2022 год отмечается, что сумма глобальных инвестиций в Fintech превышает 164,1 миллиарда долларов, что в общей сложности на 45,9 миллиардов долларов меньше, чем в 2021 году [18].
108
Hype Cycle for Emerging Tech, 2022
Foundation Models i
Web Ii
Com pul я lin na I Storage Su pera pps -, Industry Cloud Platforms-
interna Talent Mai
, • Deco ntrali zccl I dor tit у NFT
—Cloud Data Eoosystci
"■•—Generative Resign A Cybarsecuriiy "A. Ion ami с Systems M BS h Innovation Ardû^Lu,* TrSgger
Рнак oF Inflated
Expectations
Trough oí Disillusionment
Slope of Enlightenment
Plateau of Productivity
Pl.HtftHii vvl I he rfi^r.hfid:
Q I^ÈS :hin £ years
Щ S tri Ю.уяагя
Time
A, Mwe Lhun 10 years
QQ Obsolete betöre plateau
As of Augjst 2022
gartner.com
¿згтег В |||Q|
V. 707? ЯпЛпгг, Ine л м/с- ¡-Л nitllintr.-. ЛИ r ghta -mnurri G:inrr-r :*-rf Нуря П><з1п пг-:rng itnrrd ИпНга-.чгЬ Ы С- пгтпг, Ir.r_ nnri itr, nttilintnr in Ihn U.S. 1ЯЯЯ7Г'! ^bv v4 I Ъ I I
Рис. 1 График зрелости технологий Hype Cycle for Emerging Technologies (Составлено на основании [16])
Около 85 % банков в мире называют цифровую трансформацию своим главным приоритетом. Потенциал развития цифровых трансформаций определяют такие финансовые технологии как мобильные приложения, специализированные клиентоориентированные программы, электронные и персональные кабинеты, формирующие уровни индивидуальных возможностей. Главной целью цифровых трансформаций становится расширение доступности финансовых услуг и операций для широкого использования экономическими субъектами в режиме 24/7 из любого уголка мира при наличии всего лишь сети Интернет. Согласно исследованию Всемирного банка, рост проникновения Интернета в стране на 10 % приводит к росту ВВП на 1,4 % [19]. Таким образом, вектор цифровых трансформаций переориентируется с эффективности финансового бизнеса на усиление мобильности и ориентированность на удобство клиента.
С достаточно высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в ближайшие годы большинство банков будут все интенсивнее инвестировать в мобильные, облачные технологии и передовые методы сбора и анализа данных. Цифровизация и клиентоориентированность финансового рынка объективно требует повышения уровня имплементации финансовых технологий, предназначенных для упрощения процесса получения клиентом услуг. Находясь под значительным давлением унаследованной инфраструктуры, финансовые учреждения, в первую очередь, банки, стремятся совершенствовать автоматизированные банковские процессы, чтобы улучшить качество обслу-
109
60 50 40 30 20 10 0
57,1
53,1
12,1
7,1
п
платежная сфера технологии стр ахования
18,6
11,8
регу ляторные технологии
30
5,1
,Д П
2,1
23,1
технологии кибербезопасность блокчейн-
у правления благососто янием
технологии
□ 2021 г. Ш2022 г.
Рис. 2. Ключевые сферы развития финансовых технологий и объемы инвестиций, млрд долл.
США (Составлено на основании [17, 18])
2
живания клиентов с помощью финансовых технологий. Именно поэтому многие банки как ключевые направления развития определяют биометрические технологии, кибербезопасность и искусственный интеллект. Целеполагание этих процессов заключается в обеспечении максимальной полезности клиентам, предоставлении качественных услуг в полном объеме и в короткие сроки.
За последние несколько лет наблюдаются значительные изменения в поведении потребителей. Потребители финансовых услуг ожидают, что банковский бизнес станет цифровым. Чтобы оставаться конкурентоспособными, финансовые учреждения должны переосмыслить подходы к формированию клиентских стратегий удовлетворения изменяющихся потребностей потребителей с использованием баз данных и машинного обучения. Примером тому является компания «Dreams Technology» (Швеция), разработавшая платформу финансового благополучия Dreams. Эта платформа является революционным методом привлечения банковских клиентов, основанным на психологии, неврологии и поведенческой экономике. Финансовая инновация «Dreams Technology», опираясь на анализ эмоций и модели поведения клиентов банка, позволяет предлагать клиентам нужные им услуги. Сочетание инновационных решений Fintech и масштабов финансовых учреждений направлено на формирование более клиентоориентированной, инклюзивной и стабильной финансовой среды.
Создать новый рынок, вытеснить доминирующую бизнес-модель или технологию способны только радикальные инновации. Этот процесс сопровождается изменениями в функционировании институтов рынка и финансовых инструментов. Финансовые инновации формируют пласт экосис-темных сдвигов, требующих комплексного видения инновационного развития. В настоящее время финансовые инновации становятся неотъемлемой составляющей ландшафта мирового финансового рынка и оказывают как положительное, так и негативное влияние на его функционирование. Положительное влияние заключается в стимулировании развития по разным векторам проявления, в том числе экономического роста. Негативное влияние проявляется в чрезмерном росте волатильности рынков, усложнении процессов, повышении уровня рисков и уязвимости рынка. Финансовые инновации могут создать сложности использования для некомпетентных инвесторов на финансовом рынке. Финансовые инновации также чувствительны к изменениям во внешней среде, что формирует условия их развития.
В частности, замедление роста во многих Fintech-секторах, в том числе в банковском, в 2022 году по сравнению с 2021 годом большинство экспертов связывает с геополитической неопреде-
110
ленностью, макроэкономическими проблемами, рецессией, ростом процентных ставок и инфляцией. Несмотря на эти проблемы, трансформация финансового рынка продолжается.
Катализатором цифровизации мирового финансового рынка является развитие информационно-коммуникационных финансовых технологий (Б^есИ), которые усложняют бизнес-процессы, усиливают угрозы и риски, расширяют круг акторов рынка. Инновационный цикл (лаг) для технологических изменений более длительный, сложный и дорогостоящий, чем аналогичный процесс для финансовых инноваций. Поэтому инновации на мировом финансовом рынке и Б^есИ зачастую стают прорывными в развитии общества. Эти инновации охватывают потребности и сферы рынка, которые до определенного момента не были охвачены финансовыми услугами. Речь идет о следующих современных трендах: доступ потребителей к рынку непубличных активов; привлечение на рынок самозанятых лиц; встроенные инвестиционные продукты; предложение Б^есИ-решений, по результатам обработки синтетических данных, спрос на которые будет расти, развитие искусственного интеллекта.
Коронокризис 2020 года дал существенные стимулы для развития Б^есИ-индустрии. Именно развитие Б^есИ-индустрии выступает на данном этапе развития мирового финансового рынка доминантным трендом трансформационных сдвигов, охватывая почти все элементы рынка. Это позволяет предоставлять инвесторам и потребителям индивидуальные и востребованные финансовые услуги с удобными сервисами, большими возможностями доступа и с меньшими затратами. Как результат, в период пандемии актуальные потребности потребителей переместились преимущественно в онлайн и привели к структурному увеличению использования мобильных, карточных и онлайн-платежей. Возрос уровень доступности платежных инструментов для лиц, не вовлеченных в банковский сектор и людей старшего возраста.
В этих условиях актуализируется вопрос идентификации онлайн потребителей, который продолжает оставаться одной из самых сложных задач для мирового финансового рынка. Все большее число стран инвестируют в разработку технологий цифровой идентификации, в частности на основе биометрических данных. Следует отметить, что биометрия, включающая идентификацию по голосу, отпечатку пальца или распознавание лица, изменяет способ предоставления финансовых услуг на мировом рынке. Технологии распознавания лица, получившие название «Ваше лицо — ваш кошелек», приобретают популярность и эффективно используются в странах Азии. Клиент может подойти к торговому автомату и используя свое лицо совершить платеж. Этот тренд способствует решению неотложных проблем потребителей, особенно в слабо развитых странах, значительно увеличивая их численность.
Под влиянием указанных трендов операционные модели финансового бизнеса, функционирующие в настоящее время, не могут оставаться неизменными в будущем, а также претерпевают определенные трансформации. Банки являются мощными институтами мирового финансового рынка, поэтому рассмотрим цифровые трансформации на примере банков. Прежде всего, усиливается взаимодействие банковских учреждений и Б^есИ-сегментов (рис. 3).
Роль каждого из приведенных типов взаимодействия банковской и Б^есИ среды изменяется с течением времени, о чем свидетельствует снижение спроса на традиционный банкинг, и в то же
Традиционный банкинг □
Цифровой банкинг □ с
Open Banking Открытый банкинг □ с
Open-X Banking банкинг
Рис 3. Эволюция уровней взаимодействия банков и Б^есИ -компаний (Составлено автором)
111
время рост на другие его типы. Традиционный банкинг основан на предоставлении классических банковских услуг, таких как депозиты, кредиты, расчетно-кассовое обслуживание и т.п., преимущественно в отделении банка. Традиционные финансовые технологии трансформируются под влиянием технологии Fintech, углубляющей уровень проникновения финансовых услуг, в частности: новейшие технологии и механизмы онлайн-платежей и переводов между физическими и юридическими лицами; развитие системы виртуальных бирж криптовалют, ныне все более успешно конкурирующих с фиатными.
Рост спроса потребителей на более эффективные способы доступа к банковским счетам и осуществление финансовых транзакций вне отделений мотивирует банки трансформировать бизнес-модель традиционного банкинга на модель цифрового банкинга. Эта модель зависит от нескольких факторов, которые в свою очередь должны быть сформированы банковским учреждением — это степень цифровой зрелости и уровень внедрения цифровых информационных технологий в банковскую деятельность. Цифровой банкинг предполагает оцифровку отделений банка, адаптацию предоставления классических банковских услуг посредством использования различных цифровых каналов, которые играют в этом случае ключевую роль. Именно отсюда и начинается длительный процесс цифровизации банковского обслуживания, и чем больше услуг и каналов их предоставления банк охватит, тем быстрее его деятельность выйдет на новый уровень. Это способствует сокращению затрат и привлечению молодых пользователей, ориентированных на цифровые технологии. С нашей точки зрения не поддаётся сомнению тот факт, цифровой банкинг — это действительно будущее банковского дела. Резкий рост использования онлайн и мобильных каналов, сформировавшийся во время пандемии, будет продолжаться как тренд. Выбирая цифровой банкинг клиенты разных поколений стремятся к более простым цифровым отношениям и более комплексной поддержке.
Главным направлением трансформации должна стать нацеленность на изменяющиеся потребности клиента — клиентоориентированность. Как отмечают специалисты «Ernst&Young», хотя многие банки и признают важность клиентоориентированности, трансформация все еще не определяется потребностями потребителей, а ориентирована на потребности бизнеса [20]. Поэтому, какие-либо цифровые трансформации на мировом финансовом рынке должны базироваться на понимании потребностей клиентов.
Использование цифровых услуг и каналов должно сформировать у клиента ощущение доступности, удобства, гибкости и безопасности в управлении собственными деньгами в цифровой форме. Именно эти базовые потребности потребителей следует закладывать в основу развития надежной, безопасной, эффективной и широкодоступной операционной системы розничных платежей, инфраструктуры и информационно-коммуникационных технологий мирового финансового рынка (рис. 4).
Рис. 4. Основные принципы развития цифровых финансовых услуг на мировом рынке (Составлено автором)
Таким образом, цифровой банкинг включает цифровизацию всех уровней банковского обслуживания, от внешнего до внутреннего. Задачей для банков является разработка потенциально эффективной операционной архитектуры, развитие сети инфраструктурных средств и внедрение таких технических интерфейсов, которые приемлемы и позволяют привлечь широкий круг потенциальных пользователей.
112
В условиях трансформации текущих процессов цифровой банкинг оказывается недостаточным для удовлетворения возрастающих потребностей в качестве и скорости предоставления финансовых услуг Более приемлемым подходом представляется смещение акцентов в пользу применения открытого банкинга, основанного на использовании облачных сервисов для осуществления основной деятельности.
Открытый банкинг (Open Banking) является современным трендом в банковской сфере, который предполагает взаимодействие банковских и небанковских финансовых услуг, в рамках которой развивается концепция BaaS (банк как сервис, или банк как услуга). Банки трансформируют свою деятельность посредством привлечения небанковских финансовых учреждений к сотрудничеству и в том числе Fintech-компаний. Они взаимодействуют через технологии интерфейсов программирования приложений (API). Поэтому стратегическим императивом цифровой трансформации должны быть изменения в платежных технологиях, когда полноценно заработает открытый банкинг.
Движущей силой развития концепции открытого банкинга стало внедрение реформы PSD2 в Европе, которая требует, чтобы банки предоставляли доступ к данным и позволяли клиенту контролировать эти данные. Информация о клиенте-потребителе финансовых услуг принадлежит клиенту, а не финансовому учреждению. Концепция открытого банкинга обязывает учреждения, обслуживающие счета клиентов, предоставлять по согласию клиентов постоянный доступ к их счетам и финансовой информации другим поставщикам платежных услуг Именно поэтому открытый банкинг — это, в первую очередь, контроль потребителей за своими данными и возможность контролировать, как эти данные передаются другим поставщикам финансовых услуг
Открытие API будет стимулировать развитие партнерства между участниками рынка — банками, небанковскими финансовыми учреждениями, финтехом. Партнерство между поставщиками услуг приносит выгоду для потребителя, так как каждый из партнеров добавляет свою ценность к конечному продукту или сервису, получаемому клиентом. Open Banking это мировой тренд, в рамках которого стремятся работать многие страны, в частности Великобритания, Австралия, США, Канада, Япония, страны ЕС ввиду его неоспоримых преимуществ (рис. 5).
Инновационные элементы на финансовом рынке, известные как Fintech-компании, базируются на широком применении цифровых технологий при продаже финансовых услуг, в том числе и банковских. На мировом финансовом рынке их деятельность и товарные предложения представлены банковскими расчетами (включая мобильные платежи), личными займами (P2P), альтернативным кредитованием, страхованием и даже финансовыми консультациями, которые исторически
Рис. 5. Преимущества Open Banking (Составлено автором)
113
считались частью комплексной традиционной банковской услуги. Fintech-компании достаточно много внимания уделяют финансовым услугам, создавая все более новые технологические средства их предоставления широкому кругу потребителей. В данном аспекте особенностью Российской Федерации является существенный разрыв поколений в контексте интенсивности использования цифровых технологий, социальный разрыв, когда уязвимые социальные категории граждан не имеют доступа к скоростному мобильному интернету и низкий уровень цифровой и финансовой грамотности. Наличие подобных разрывов отражается на развитии российского финансового рынка и значительно снижает эффективность его развития.
В условиях существования открытого банкинга возникает новый уровень взаимодействия, который носит название Open-X банкинг, в среде которого синергия взаимодействия усиливается и на основе развития стратегических партнерских отношений обеспечивается создание новых усовершенствованных продуктов, которые могут заинтересовать клиентов как банковских учреждений, так и их партнеров. В частности, в середине октября 2022 года компания Apple объявила о сотрудничестве с Goldman Sachs, предлагая своим клиентам сберегательные счета. Это партнерство позволяет владельцам Apple Card вносить наличные деньги на высокодоходный сберегательный счет Goldman Sachs и управлять своими сбережениями непосредственно в приложении кошелька Apple.
С нашей точки зрения, новые участники финансового рынка и новые бизнес-модели финансового посредничества нуждаются в изменении Fintech-технологий цифровой трансформации партнерских отношений банков с клиентами по следующим направлениям:
1) сотрудничество/партнерство (онлайн-кредитование, онлайн-платежи, блокчейн, крауцсорсинг);
2) развитие собственного Fintech-потенциала (цифровой банк, P2P, робоэдвайзинг, платежи, страхование);
3) создание Fintech-акселераторов;
4) приобретение Fintech-проектов (онлайн-банкинг и управление финансами для малого и среднего бизнеса, финансовое и инвестиционное онлайн-консультирование);
5) инвестирование в Fintech-компании.
Успешные партнерские отношения являются определяющим звеном финансового лидерства, а модель партнерства помогает укрепить роль провайдеров финансовых услуг, объединяя клиентов, рынки и продукты для облегчения торговли и инвестиций. Однако, несмотря на синергию и беспроигрышный вариант партнерства банков и Fintech-компаний, в большинстве своем такие коллаборации сложны, и требуют значительных усилий в результате различных корпоративных культур. Эффективная конвергенция возможна только при зрелости людей, бизнеса и процессов традиционных операторов мирового финансового рынка и Fintech-компаний. ВЫВОДЫ
Быстрые темпы цифровой трансформации требуют от всех участников мирового финансового рынка, и в первую очередь банков, перенастройки стратегического подхода, чтобы не отставать от масштабов и объемов изменений в платежных технологиях, а также изменяющихся потребностей бизнес-клиентов. Клиентоориентированность должна стать важным трендом трансформационных изменений.
Основными направлениями цифровой трансформации будущего являются: ускоренное развитие облачных технологий и миграция бизнеса в метавселенную; распространение API; рост потребностей компаний в данных; постепенное распространение открытого банкинга; акселерация в реальном времени; новые регулятивные требования; продолжение процессов деинтермедиации; распространение экосистем. На российском финансовом рынке сдерживающими факторами прорывных трансформационных изменений выступают низкая инвестиционная привлекательность, неблагоприятный бизнес-климат. Основным риском развития Fintech и цифровизации финансового рынка является дезинтермедиация и стирание границ между собственно банковской деятельностью и небанковской (нефинансовой) деятельностью. Финансовые инновации опережают развитие банков. Каждое из направлений будущих изменений, безусловно, требует отдельных исследований в будущем.
114
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артеменко Д.А. Цифровые технологии в финансовой сфере: эволюция и основные тренды развития в России и за рубежом / Д.А. Артеменко, С.В. Зенченко // Финансы: теория и практика. — 2021. — № 3. — С. 90-101.
2. Белозеров С. Fintech as a Precondition of Transformations in global financial markets / С. Белозеров, Е. Соколовская, Ю.С. Ким // Форсайт. — 2020. — № 2. — С. 23-35.
3. Бондаренко Т.Г. Fintech и legaltech: проблемы и вызовы построения цифрового пространства / Т.Г. Бондаренко, А.Ю. Анненков // Вестник Академии права и управления. -2019. — № 1 (54). — С. 137-143.
4. Ганиев Р.Г. Тенденции и тренды развития технологий Fintech / Р.Г. Ганиев // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. — 2021. — № 2 (87). — С. 15-20.
5. Джамай В.В. Интеграция методологических аспектов концепции «Fintech» как механизма проведения цифровой трансформации финансового рынка Российской Федерации / В.В. Джамай, Е.И. Румянцева, О.Д. Дикова // Московский экономический журнал. — 2021. — № 10. — С. 658-655.
6. Зверькова Т.Н. Банки, Fintech, экосистемы: новые формы взаимодействия в финансовом посредничестве / Т.Н. Зверькова // АНИ: экономика и управление. — 2020. — № 2 (31). — С. 159-163.
7. Котляров И Д. Цифровая трансформация финансовой сферы: содержание и тенденции / И.Д. Котляров // Управленец. — 2020. — № 3. — С. 72-81.
8. Матвеевский С.С. Текущее состояние цифровой трансформации российских банков / С.С. Матвеевский // Вестник ГУУ — 2020. — № 10. — С. 131-137.
9. Матвеевский С.С. Fintech-компании и их взаимодействие с банками: международный и российский опыт / С.С. Матвеевский, А.В. Бердышев // Вестник ГУУ — 2020. — № 11. — С. 174-180.
10. Микерова Ю.И. Цифровая экономика и развитие международных финансов / Ю.И. Микерова, Ф.Р. Кеворков // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 4-2. — С. 35-42.
11. Оборин М.С. Инновационные финансовые технологии / М.С. Оборин // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 1(58). — С. 27-35.
12. Романов В.А. Индустрия финтех: основные технологии и направления развития финансовой цифрови-зации / В.А. Романов, В .В. Хубулова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Серия: Экономика. — 2020. — № 4. — С. 700-712.
13. Сазонов А.А. Интеграция инновационно-цифровых технологий как вектор развития финансового рынка России / А.А. Сазонов, Н.В. Алексеева // Вестник МГОУ Серия: Экономика. — 2021. — С. 76-81.
14. Семеко Г.В. Новые финансовые технологии: глобальные тренды и особенности России / Г.В. Семеко // Экономические и социальные проблемы России. — 2020. — № 1. — С. 50-74.
15. Майоров С.И. Цифровая трансформация инфраструктуры рынка капитала / С.И. Майоров // Экономическая политика. — 2020. — № 5. — С. 8-31.
16. Hype Cycle for Emerging Technologies 2022 [Electronic Resource] // Gartner, Inc., 2022. — Access Mode: www.gartner.com/en/articles/what-s-new-in-the-2022-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies (date of the application: 22.06.2023).
17. Pulseof Fintech H2'21 [Electronic Resource] // KPMG, January 2022. — Access Mode: assets.kpmg.com/ content/dam/kpmg/xx/pdf/2022/02/pulse-of-Fintech-h2-21.pdf (date ofthe application: 22.06.2023).
18. Pulseof Fintech H2'22. [Electronic Resource] // KPMG, February 2023. — Access Mode: assets.kpmg.com/ content/dam/kpmg/xx/pdf/2023/02/pulse-of-Fintech-h2-22-web-file.pdf (date ofthe application: 22.06.2023).
19. Minges, M. Exploring the Relationship Between Broadband and Economic Growth, Background Paper Digital Dividends / M. Minges [Electronic Resource] // Worldbank, 2016. — Access Mode: documents1.worldbank.org/ curated/en/178701467988875888/pdf/102955-WP-Box394845B-PUBLIC-WDR16-BP-Exploring-the-Relationship-between-Broadband-and-Economic-Growth-Minges.pdf.
20. Bellens, J. Five ways to commit to customer centricity in banking transformation / J. Bellens, F. Mastropietro // Ernst & Young, 2023.—Access Mode: www.ey.com/en_gl/banking-capital-markets/customer-centricity-in-banking-transformation.
SPBOKLTTERATURY
1. Artemenko D.A. Tsifrovyye tekhnologii v finansovoy sfere: evolyutsiya i osnovnyye trendy razvitiya v Rossii i za rubezhom / D.A. Artemenko, S.V Zenchenko // Finansy: teoriya i praktika. — 2021. — № 3. — S. 90-101.
2. Belozerov S. Fintech as a Precondition of Transformations in global financial markets / S. Belozerov, Ye. Sokolovskaya, Yu.S. Kim // Forsayt. — 2020. — № 2. — S. 23-35.
3. Bondarenko T. G. Fintech i legaltech: problemy i vyzovy postroyeniya tsfrovogo prostranstva / T.G. Bondarenko, A.Yu. Annenkov // Vestnik Akademii prava i upravleniya. -2019. — № 1 (54). — S. 137-143.
4. Ganiyev R.G. Tendentsii i trendy razvitiya tekhnologiy Fintech / R.G. Ganiyev // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. — 2021. — № 2 (87). — S. 15-20.
115
5. Dzhamay V.V. Integratsiya metodologicheskikh aspektov kontseptsii «Fintech» kak mekhanizma provedeniya tsifrovoy transformatsii finansovogo rynka Rossiyskoy Federatsii / V.V. Dzhamay, Ye.I. Rumyantseva, O.D. Dikova // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. — 2021. — N° 10. — S. 658-655.
6. Zver'kova T.N. Banki, Fintech, ekosistemy: novyye formy vzaimodeystviya v finansovom posrednichestve / T.N. Zver'kova // ANI: ekonomika i upravleniye. — 2020. — № 2 (31). — S. 159-163.
7. Kotlyarov I D. Tsifrovaya transformatsiya finansovoy sfery: soderzhaniye i tendentsii / I.D. Kotlyarov // Upravlenets. — 2020. — № 3. — S. 72-81.
8. Matveyevskiy S.S. Tekushcheye sostoyaniye tsifrovoy transformatsii rossiyskikh bankov / S.S. Matveyevskiy // Vestnik GUU. — 2020. — № 10. — S. 131-137.
9. Matveyevskiy S.S. Fintech-kompanii i ikh vzaimodeystviye s bankami: mezhdunarodnyy i rossiyskiy opyt / S.S. Matveyevskiy, A.V Berdyshev // Vestnik GUU. — 2020. — № 11. — S. 174-180.
10. Mikerova Yu.I. Tsifrovaya ekonomika i razvitiye mezhdunarodnykh finansov / Yu.I. Mikerova, F.R. Kevorkov // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2022. — № 4-2. — S. 35-42.
11. Oborin M.S. Innovatsionnyye finansovyye tekhnologii / M.S. Oborin // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 1(58). — S. 27-35.
12. Romanov V A. Industriya fintekh: osnovnyye tekhnologii i napravleniya razvitiya finansovoy tsifrovizatsii / V.A. Romanov, V V. Khubulova // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika. Seriya: Ekonomika. — 2020. — № 4. — S. 700-712.
13. Sazonov A.A. Integratsiya innovatsionno-tsifrovykh tekhnologiy kak vektor razvitiya finansovogo rynka Rossii/ A.A. Sazonov, N.V Alekseyeva // Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika. — 2021. — S. 76-81.
14. Semeko G.V Novyye finansovyye tekhnologii: global'nyye trendy i osobennosti Rossii / G.V. Semeko // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye problemy Rossii. — 2020. — № 1. — S. 50-74.
15. Mayorov S.I. Tsifrovaya transformatsiya infrastruktury rynka kapitala / S.I. Mayorov // Ekonomicheskaya politika. — 2020. — № 5. — S. 8-31.
16. Hype Cycle for Emerging Technologies 2022 [Electronic Resource] // Gartner, Inc., 2022. — Access Mode: www.gartner.com/en/articles/what-s-new-in-the-2022-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies (date of the application: 22.06.2023).
17. Pulseof Fintech H2'21 [Electronic Resource] // KPMG, January 2022. — Access Mode: assets.kpmg.com/ content/dam/kpmg/xx/pdf/2022/02/pulse-of-Fintech-h2-21 .pdf (date of the application: 22.06.2023).
18. Pulseof Fintech H2'22. [Electronic Resource] // KPMG, February 2023. — Access Mode: assets.kpmg.com/ content/dam/kpmg/xx/pdf/2023/02/pulse-of-Fintech-h2-22-web-file.pdf (date of the application: 22.06.2023).
19. Minges, M. Exploring the Relationship Between Broadband and Economic Growth, Background Paper Digital Dividends / M. Minges [Electronic Resource] // Worldbank, 2016. — Access Mode: documents1.worldbank.org/ curated/en/178701467988875888/pdf/102955-WP-Box394845B-PUBLIC-WDR16-BP-Exploring-the-Relationship-between-Broadband-and-Economic-Growth-Minges.pdf.
20. Bellens, J. Five ways to commit to customer centricity in banking transformation / J. Bellens, F. Mastropietro // Ernst & Young, 2023. — Access Mode: www.ey.com/en_gl/banking-capital-markets/customer-centricity-in-banking-transformation.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2023 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2023 года
116