УДК 316.356.2
Оришев Александр Борисович,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, e-mail: Orishev71@mail.ru
ФИННЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Проект, начатый несколько лет назад и посвященный изучению межкультурных коммуникаций, не только вызвал интерес у научной общественности, но и приобрел особую актуальность в период развернувшейся по всему миру эпидемии COVID-19. Уже ближайшее будущее покажет насколько способны европейские правительства сохранить европейскую цивилизацию, или все разбегутся по своим национальным квартирам. Так или иначе, но эпидемия будет побеждена, и вновь встанет вопрос о межкультурных коммуникациях. И тогда изучение менталитетов отдельных народов, одним из которых являются финны, приобретет не столько академический, но и практический контекст. Главный научный результат: изучив многочисленные источники, используя методы культурологии, социологии и других общественных наук, автор представил социокультурный портрет финнов, разрушив некоторые стереотипы вокруг финского народа.
Ключевые слова: Финляндия; финны; менталитет; традиции; обычаи; семья; брак; деловое общение; стереотипы; социологические опросы.
Orishev Alexandr Borisovich,
doctor of historical Sciences, Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow,
e-mail: Orishev71@mail.ru
FINNS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT
Project, dedicated to the study of intercultural communications, not only aroused the interest of the scientific community, but also gained particular relevance during the COVID-19 epidemic that developed around the world. Already the near future will show how capable European governments are to preserve European civilization, or everyone will scatter into their national apartments. One way or another, but the epidemic will be defeated, and the question of intercultural communications will again arise. And then the study of the mentalities of individual peoples, one of which are Finns, will acquire not only an academic, but also a practical context. The main scientific result: having studied numerous sources, using the methods of cultural studies, sociology and other social sciences, the author presented a sociocultural portrait of the Finns, breaking some
stereotypes around the Finnish people.
Keywords: Finland; Finns; mentality; traditions; customs; family; marriage; business communication; stereotypes; opinion polls.
Введение
Данная публикация является продолжением цикла работ, посвященных изучению традиций и менталитетов народов мира. Объект очередного исследования - финны. Статья адресована этнологам, социологам, политологам и другим специалистам по межкультурным коммуникациям; российским бизнесменам, стремящимся установить деловые контакты в Финляндии; туристам, надеющимся на восстановление прежних туристических маршрутов по Скандинавии и всем интересующимся вопросами менталитета европейских народов.
Цель исследования: облегчение взаимопонимания между народами России и Финляндии, корректировка стереотипов, минимизация старых обид, налаживание крепких взаимовыгодных связей.
Методы исследования
В основу исследования положен сравнительный метод, позволивший сопоставить особенности финского менталитета и традиций с российскими. Также использовались эмпирические методы: социологический опрос, интервьюирование и невключенное наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение
Происхождение финнов. Финны - финно-угорский народ, основное население Финляндии. Всего на земле их насчитывается около 6,5 млн. В самой Финляндии живет 4 млн 900 тыс. финнов. 630 тыс. финнов проживают в США и около 450 тыс. в Швеции. Разговаривают финны на финском языке - официальном в Финляндии. Вторым разговорным языком является шведский.
Название финского народа в русский язык пришло от слова Finland, что переводится как страна финнов. Слово «финны» впервые встречается у
римского историка Тацита. Считается, что изначально древние германцы называли так рыболовов и охотников саамов.
Историки выделяют четыре народности, от которых пошли современные финны. Это Suomi, Нате, Vepsa, Уа^а. К нашему временив широком употреблении сохранилось лишь одно название - Suomi. Согласно первой версии так изначально называлась территория, расположенная на юго-западе Финляндии, с названием: «Настоящая Финляндия». По второй версии древние обитатели обычно шили себе одежду и обувь из рыбьей кожи, и слово Suomi переводилось как «чешуя». По третьей версии предполагалось, что Suomi происходит от эстонского слова sooma, что в переводе означало «болото». Если исходить из этой логики, то страна и ее жители в общей сложности назывались объединенным ловом SшmL, т. е. болотная нация. Заметим, что так стали называть себя именно финны.
Национальный характер. Финны - это нация, которая отличается от многих европейцев. Прежде всего, это развития система «горизонтальной демократии», в которой каждый четверг члены правительства отчитываются перед парламентариями, и никто не пытается «заткнуть рот журналистам» [1, с. 34]. Многие считают финнов старомодными и консервативными. Отличительной особенностью этого народа является медлительность разговорной речи. Они неторопливо произносят все слова, будто для них это особо важное занятие в жизни и самая главная особенность - протягивают гласные звуки, что для многих языков нехарактерно. Многие думают, что это такой недостаток и с настороженностью относятся к ним в плане общения. Но у финского народа есть свое, очень четкое объяснение данной особенности. По финским традициям считалось, что громкая и быстрая речь разрешается лишь простолюдину, человеку, который ничего не может и не хочет от жизни. Финский аристократ всегда молчалив и никуда не торопится, зная, что все равно получит от жизни максимум. Спокойный человек -значит культурный человек. Для финнов это аксиома. Даже в наше время финны с настороженностью относятся к людям, которые разговаривают
быстро и громко. Если же во время диалога собеседник отводит глаза-это признак того, что человек что-то недоговаривает или же говорит неправду.
Между тем, этот народ считается очень завистливым. Характерна финская отговорка: «А кому этого не хочется». И с этим трудно поспорить.
Финны честны и легко ранимы. Если будут кому-то благодарны, то воздадут сполна и не обидят до конца жизни.
Важная черта финского менталитета - патриотизм. Это проявляется в их потребительском поведении. Финны ищут и покупают только свое, где бы ни оказались, в любой точке мира. Пусть товар будет дороже, но зато они знают, где это и кем произведено. Это отражается во всем: продукты, одежда, техника. «Финские товары самые надежные и экологически чистые» - в этом убеждено подавляющее большинство финнов.
Отличительная черта финнов - точность. Для финна опоздать неприлично и даже унизительно. Если опоздал, то будь добр извиниться и оправдаться.
И еще одной отличительной способностью финнов является любовь к чистоте и порядку, которому финнов приучают с детства. В финском доме все расставлено по полочкам и везде чистота. Большинство финнов-горожан поддерживают связь с сельскими территориями. Характерный факт: почти каждая городская семья имеет домик в деревне. А это - непременный атрибут агарного (сельского) туризма, важность которого осознали и в нашей стране [2, с. 2; 3, с. 7].
Традиции. Традиционное занятие финнов - рыбалка и лыжи. Если их объединить, то для любого финна это сродни абсолютному счастью. Рыбалка для финна - это ритуал, где важно не количество пойманной рыбы, а общение с природой.
Отличительной особенностью финского образа жизни являются бани, которых в стране насчитывается миллион. Посещение бань-самый главный финский ритуал. В этом деле они «академики». Для бань выбирают тихое и спокойное место, как правило, около озера. Здесь они ограждают себя от всех
проблем и восстанавливают моральные силы, обретая душевный покой. В финских саунах мужчины и женщины парятся вместе. Как в общественных банях, куда ходят, как правило, семьями, так и в домашних условиях. Это традиция. Стеснительные могут завернуться в полотенце, но большинство финнов не стыдится наготы. У них принято не обращать внимания на представителей противоположного пола, пришедших помыться. В некоторых общественных банях установлены определенные дни, когда мужчины и женщины парятся отдельно.
Полезная традиция финнов - занятия спортом и физкультурой. В стране поклонниками физических нагрузок являются все жители без исключения: от самых маленьких до престарелых людей. На городских улицах нередко можно встретить немолодого человека, увлеченно делающего спортивные упражнения, при этом неважно какая погода. Как ранее говорилось, особенно любимое занятие - катание на лыжах. Существует традиция, по которой большинство финнов в феврале отправляются в Лапландию на лыжные каникулы.
Финны народ гостеприимный. К приходу гостей готовятся самым тщательным образом. Хозяева обдумывают то, что они поставят на стол, а гости озабочены подарками. Вместе с тем, визит в финский дом возможен только по приглашению хозяев, даже родственники обычно звонят, если хотят навестить кого-то из семьи.
Совершенно не удивительно, что в стране, где самое любимое занятие -ловля рыбы, потребляется много рыбной продукции. Кроме того, популярны мясные блюда и разнообразная выпечка.
Особое отношение у финнов к спиртным напиткам. Как известно, социологи относят финнов к так называемой водочной модели потребления алкоголя, когда предпочтение отдается крепким напиткам. Среди них самый популярный - пшеничная водка Koskenkorva, которая имеет два вида крепости - 38 и 60 градусов. Ту, что крепче, подают к охлажденным закускам и пьют в основном на самые главные праздники, чтобы полностью
расслабиться, отметив мероприятие, и как следует отдохнуть.
Пиво также считается национальным финским напитком и самая известная марка-Koff. Интересной особенностью является то, что крепкое пиво можно купить только в магазинах ALKO. Но пиво пьют лишь в праздники и выходные дни.
Все большую популярность приобретают в Финляндии безалкогольные напитки. Кофе финны пьют в любое время суток и средний финн выпивает до семи чашек в день.
Еще одна полезная традиция - почитание обычаев страны и верность своей культуре. Неотъемлемая часть культурной жизни финнов - это участие в фестивалях, количество которых в год превышает 70. Это фестивали различных жанров - праздники танца, театра, балета и оперы, музыки и многое другое. Заметим, что финны очень любят танцевать. Как только заиграет музыка они пускаются в пляс и не важно умеет ли человек танцевать. Танцевать могут в течение нескольких часов и абсолютно разные стили, главное находиться в движении.
И наконец, финны любят странные соревнования. Популярны соревнования по ношению жен, в котором чемпион получает в качестве приза столько литров пива, сколько весит жена. Здесь также проводятся состязания по метанию мобильных телефонов, игры в болотный футбол.
Гендер, семья и брак. Средний возраст для вступления в брак у финнов 30 лет, у финнок - 28. Статистика показывает, что рождаемость является очень низкой, т.к. на одну семью приходится один ребенок и второго мало кто думает заводить.
Для создания семьи могут быть разные предпосылки. Однако для того, чтобы в семье появился ребенок, оба супруга должны сделать карьеру.
Финляндия - первая в мире страна, где официально было утверждено равноправие мужчин и женщин. Однако если женщина имеет большой вес, то она доминирует над мужчиной без каких-либо проблем и это всем известно. Попытка познакомиться с девушкой на улице или отпустить в ее
адрес неприличную шутку может закончиться встречей с полицией. Нежелательно также часто обращаться к лицу противоположного пола по имени, финны могут воспринять это как намек на интимную близость.
У современных финских женщин на первом месте не дом и семья, а карьера и личные достижения. И сложился стереотип, что мужчина должен не только работать и зарабатывать деньги для семьи, но и стирать и убирать.
Мужчина в Финляндии уже не считает себя кормильцем. А у женщин просто нет времени на семью и детей, и браки часто распадаются из-за карьерных интересов и несовпадения жизненных взглядов. И для того чтобы сохранить брак, финны вместо ребенка заводят собаку, веря в то, что четвероногие укрепляют семью и создают дружескую атмосферу. Согласно одному социологическому опросу, «мечта» рядового финна - дом около озера, в котором обязательно должна жить собака и никаких соседей. И желательно, чтобы домик этот находился в столице.
Равенство полов в Финляндии проявляется на самых разных уровнях. Так в ресторане каждый платит сам за себя и здесь нет чаевых, они уже включены в стоимость счета.
В деловой среде. Сразу же скажем о том, что финны партнеры надежные. Если финн что-то обещает, то обязательно выполнит. Причины этой надежности не только в любви к порядку, о чем говорилось ранее, но и в медлительности этого народа. Перед тем как принять решение, финн все очень хорошо обдумает и возьмет на себя только те обязательства, которые в состоянии выполнить.
В общении с финнами важно сохранять доверие к партнерам, быть пунктуальным и не предлагать денег или откатов - после этого ни один финн не будет иметь с вами дело. Обман и мошенничество в Финляндии -это конец всяких отношений и сотрудничества. Единичные ошибки могут простить, но не более одной, после этого отношения между партнерами резко ухудшаются или разрываются.
Вступая в переговоры с финнами, следует помнить, что молчание считается нормой в общении. Поэтому не стоит удивляться большим логическим паузам. Не надо спешить. Финны настороженно воспринимают все новое, в том числе и представителей других стран и культур. Также следует воздержаться от смеха. Проявление этой эмоции воспринимается в Финляндии как невоспитанность. Вместе с тем очень важно поддерживать зрительный контакт. Во время общения нельзя избегать взгляда собеседника, иначе финские партнеры сочтут его неискренним человеком. Также не стоит и без причины улыбаться, как это принято в англо-саксонской культуре. Улыбка по финским канонам уместна во время катания на лыжах или в сауне, а не за столом переговоров.
Следует внимательно выслушать собеседника, у финнов принято уважать мнение другого человека. Если партнер берет слово, то его нужно обязательно выслушать, так как он будет говорить только по делу и не будет произносить лишних слов и пустых фраз. Немногословность и надежность говорят о том, что если финн скажет «да», это и будет означать «да», без каких-либо «если, может быть» и т.п.
Переубедить финнов достаточно трудно. И если партнер уверен в том, что это ему удалось, то у финского бизнесмена может быть совсем другое мнение.
Финны не любят находиться близко к собеседнику при разговорах. Нужно стоять немного подальше и тогда финну будет приятнее и удобнее общаться. Зона личного пространства называется у них revпri, на расстоянии в метре от собеседника они ощущают себя более комфортно. Если деловой партнер начинает сближение, они интуитивно расценивают это как вход в зону их комфорта, нарушение границ, и стараются отойти подальше.
Руку при первом официальном знакомстве никогда не подают. Вместе с тем рукопожатия в Финляндии очень популярны. Руки жмут друг другу не только мужчины, но и женщины. Что касается похлопывания по плечу, то его воспринимают как бестактность и невоспитанность.
Во время общения с финскими партнерами, следует обращать внимание на жесты. Такие жесты как скрещенные на груди руки или руки в карманах воспринимаются в Финляндии как проявление высокомерия или грубости. Во время разговора или перед входом в здание, финские правила хорошего тона предписывают мужчинам снимать шляпы. Что касается курения, то курить в Финляндии запрещено как на балконах, так и в общественных местах, поэтому эта нация считается некурящей. В одежде финны предпочитают полуконсервативный стиль (рубашка и галстук). Свободная одежда оговаривается отдельно.
В деловых кругах практически все говорят по-английски, хотя используют и другие европейские языки. На русском говорят немногие. Заметим, что в последние голы Финляндия достигла серьезных успехов в систем образования, и эти успехи заметны во всем [5, с. 99]. Среди тем, которые лучше не затрагивать: «шведский социализм», вопросы религии и политики, уровень зарплат и доходы. история русско-финских отношений. Запретность последней темы обусловлена тем, что сразу после приобретения независимости бывшая метрополия стала восприниматься врагом и сильные антироссийские чувства были внедрены в общественное сознание финнов как миф о вечной борьбе добра и зла [6, p. 415; 8, p. 123]. В повседневной жизни это выражалось в пренебрежительных описаниях советской системы и советских людей [9]. Финны рассматривали свою идентичность не просто как другую, а как «правильную» [11]. И как это не печально, но критика всего русского продолжилась в Финляндии и после распада СССР [7; 10, p. 86]. Более того, резкое негативное восприятие России у финнов сохраняется и в наше время. Поэтому если возникает потребность в нейтральной теме, то лучше коснуться вопросов культуры, спорта, путешествий, музыки, обойдя вопросы истории и политики.
Место для деловых встреч финны могут выбрать любое. Однако большую результативность имеют переговоры в неформальной обстановке, в ресторане или сауне. И если финн приглашает в подобном месте обсудить
вопросы, то отказывать неблагоразумно. Приглашение в сауну - это высокая честь и признак настоящего доверия. Необходимо серьезное основание для отклонения подобного знака внимания. Интересен факт, что многие офисные помещения в Финляндии оснащены саунами. Переговоры с холодным пивом проходят там гораздо эффективнее, чем в конференц-зале. За бокалом приятного напитка не будет лишним завязать и личные неформальные отношения, вплоть до дружеских. Дружбу в Финляндии ценят и ради друзей готовы на многое.
Если финн пригласил к себе домой, то приглашенному надо взять цветы для хозяйки, исключив красные розы - они символ любви и партнера неправильно поймут и бутылку иностранного алкоголя для хозяина. В таких случаях в Финляндии не принято дарить отечественную продукцию.
Выводы. Мифы и стереотипы о финнах.
«Несмотря на географическую близость, закрытость границ в эпоху холодной войны увеличила психологическое расстояние между двумя сторонами и способствовала формированию стереотипных представлений друг о друге», - заключает специалист по советско-финским отношениям Лайне Юсси [4, с. 123]. Нам лишь остается подвести итоги исследования и перечислить основные мифы, которые широко распространены в России об этом народе.
Медлительность финнов. Да они медлительны, но не стоит преувеличивать степень этой медлительности. Иногда это просто тактика, чтобы вывести из равновесия оппонента. И если слова они произносят не торопясь, то скорость мыслительного процесса у них достаточно высокая.
Финны - беспробудные пьяницы. Может быть когда-то так оно и было, но в последние 20 лет в стране действуют широкие программы по оздоровлению нации. И надо признать, результат уже есть. Уровень потребления спиртного с каждым годом все падает.
Финны наивны, их легко обмануть. Конечно же, это миф. Те, кто полагает, что финны глупенькие и наивные, путают это с финской
деликатностью. Жители Финляндии по сути своей добродушны, но далеко не так просты, как кажется на первый взгляд. Напротив, они прагматичны и расчетливы.
Список литературы
1. Вдовин Ю.И. Это демократия кулаков и лавочников // Защита и безопасность. 2017. № 1 (80). С. 34-35.
2. Девлетов О.У. Особенности финансирования агробизнеса в современном мире: опыт Европейского союза // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 2.
3. Здоров А.Б., Джабраилзаде А.Р. Управление кадровым обеспечением в агротуристском бизнесе // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 3 (11). С. 7.
4. Лайне Юсси. Восприятие России в общественном сознании Финляндии // Сравнительная политика. 2017. Т. 8. № 1. С. 123-139.
5. Мургулия Н. Лучшая система образования в мире - чему мы учимся на финском опыте // Власть и общество (История. Теория. Практика). 2008. Т. 2. № 3-2. С. 99-114.
6. Hakovirta H. Odota ja katso: analyysi Suomen lantisen integraatiopolitiikan perusmallista / In H. Hakovirta & R. Vayrynen (Eds), Suomen ulkopolitiikka. Jyvaskyla: Gummerus, 1975. pp. 415- 419.
7. Holmen J. Den politiska laroboken: bilden av USA och Sovjetunionen i norska, svenska och f nlandska larobocker under Kalla kriget. Uppsala: Uppsala University, 2006.
8. Luostarinen H. Finnish Russophobia: The Story of an Enemy Image // Journal of Peace Research. 1989. No. 26. pp. 123-137.
9. Paasi A. Territories, Boundaries and Consciousness: the Changing Geographies of the Finnish-Russian Border. Chichester: John Wiley & Sons, 1996.
10. Suutarinen S. Kansallisen identiteetin opettaminen ja uuden vuosituhannen haasteet / In S. Suutarinen (Ed.), Nuoresta pateva kansalainen. Jyvaskyla: University of Jyvaskyla, 2000. pp. 86-126.
11. Vihavainen T. Venäjän kahdet kasvot: Venäjä-kuva suomalaisen identiteetin rakennuskivenä. Helsinki: Edita, 2004.
References
1. Vdovin Yu.I. Eto demokratiya kulakov i lavochnikov, Zaschita i bezopasnost. 2017. №№ 1 (80). pp. 34-35.
2. Devletov O.U. Osobennosti finansirovaniya agrobiznesa v sovremennom mire: opyt Evropeyskogo soyuza, Biznes i dizayn revyu. 2018. №2 1 (9). pp. 2.
3. Zdorov A.B., Dzhabrailzade A.R. Upravlenie kadrovym obespecheniem v agroturistskom biznese, Biznes i dizayn revyu. 2018. №2 3(11). p. 7.
4. Layne Yussi. Vospriyatie Rossii v obschestvennom soznanii Finlyandi, Sravnitelnaya politika. 2017. T. 8. №2 1. Spp 123-139.
5. Murguliya N. Luchshaya sistema obrazovaniya v mire - chemu my uchimsya na finskom opyte, Vlast i obschestvo (Istoriya. Teoriya. Praktika). 2008. T. 2. №2 3-2. pp. 99114.
6. Hakovirta H. Odota ja katso: analyysi Suomen läntisen integraatiopolitiikan perusmallista / In H. Hakovirta & R. Väyrynen (Eds), Suomen ulkopolitiikka. Jyväskylä: Gummerus, 1975. pp. 415- 419.
7. Holmen J. Den politiska läroboken: bilden av USA och Sovjetunionen i norska, svenska och fi nländska läroböcker under Kalla kriget. Uppsala: Uppsala University, 2006.
8. Luostarinen H. Finnish Russophobia: The Story of an Enemy Image // Journal of Peace Research. 1989. No. 26. pp. 123-137.
9. Paasi A. Territories, Boundaries and Consciousness: the Changing Geographies of the Finnish-Russian Border. Chichester: John Wiley & Sons, 1996.
10. Suutarinen S. Kansallisen identiteetin opettaminen ja uuden vuosituhannen haasteet / In S. Suutarinen (Ed.), Nuoresta pätevä kansalainen. Jyväskylä: University of Jyväskylä, 2000. pp. 86-126.
11. Vihavainen T. Venäjän kahdet kasvot: Venäjä-kuva suomalaisen identiteetin rakennuskivenä. Helsinki: Edita, 2004.