Научная статья на тему 'Финно-угорская общность в условиях глобализации'

Финно-угорская общность в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Агафонов Александр Геннадьевич, Каштанова Елизавета Юрьевна

В статье рассматривается национальная культура финно-угорских народов в условиях вестернизации и глобализации, описываются различия национальной и этнической культур, а также дается оценка государственной политике в отношении сохранения национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Агафонов Александр Геннадьевич, Каштанова Елизавета Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the Finno-Ugric peoples' national culture under the conditions of westernization and globalization. The authors distinguish between the phenomena of national and ethnic cultures as well as provide an assessment of state policy on preservation of national culture

Текст научной работы на тему «Финно-угорская общность в условиях глобализации»

АГАФОНОВ А.Г., КАШТАНОВА Е.Ю.

ФИННО-УГОРСКАЯ ОБЩНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается национальная культура финно-угорских народов в условиях вестернизации и глобализации, описываются различия национальной и этнической культур, а также дается оценка государственной политике в отношении сохранения национальной культуры.

Ключевые слова: Финно-угорские народы, этническая общность, национальная культура, этническая культура, глобализация.

AGAFONOV A.G., KASHTANOVA E.YU. FINNO-UGRIC COMMUNITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Summary: The paper considers the Finno-Ugric peoples' national culture under the conditions of westernization and globalization. The authors distinguish between the phenomena of national and ethnic cultures as well as provide an assessment of state policy on preservation of national culture.

Key words: Finno-Ugric peoples, ethnic community, national culture, ethnic culture, globalization.

Истоки формирования финно-угорского этноса уходят во времена каменного века, древнейшего культурно-исторического периода в развитии человечества. На сегодняшний день территория расселения данного этноса включает в себя земли центральной, северной и восточной Европы, а также западную Сибирь. По численному составу финно-угорские народы стоят на третьем месте после славянской и тюркской групп. Всего в мире насчитывается около 25 миллионов представителей финно-угорских народов, более 3 миллионов из них проживает на территории Российской Федерации [1].

Финно-угорская общность представлена такими народами как финны, эстонцы, венгры, карелы, саами, вепсы, коми, пермяки, марийцы, мордва, удмурты, ханты и манси. Большинство народов, за исключением финнов, эстонцев и венгров, проживают в России и многие из них имеют собственные территориальные образования в виде национальных республик, таких как Карелия, Коми, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия и автономных округов - Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Коми-Пермяцкий.

По результатам переписи населения 2010 года мордва является самым многочисленным финно-угорским народом в России и занимает по численности девятое место. Наряду с этим, мордва является самым расселенным народом - более половины представителей мордовского этноса живет за пределами Республики Мордовия. В сравнении

с соседними регионами - около 70% удмуртов проживают в Удмуртии и около 50% марийцев проживает в Марий Эл [2].

Изучению национальной и этнической специфики социальных общностей посвящен целый раздел социологии, называемый этносоциология, где рассматриваются как аспекты национальной и этнической культуры, быта и религиозных обычаев, так и особенности конфликтов, возникающих на основе социальных противоречий в условиях мультикультурализма. Р. Турнвальд считается одним из основателей этносоциологии. Проблемы этноса стали предметом внимания французского социолога и социального психолога Г. Лебона, который считал, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности» [3]. Австрийский социолог и политик О. Бауэр считал, что каждый народ обладает как естественными, биологическими признаками, так и культурными, цивилизационными. В русле этносоциологии работали и работают отечественные ученые Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов, Г.В. Осипов, А.Г. Дугин, Ю.В. Бромлей, Г. Фишер, Г. Элверт, В. Мюльман, О.А. Богатова.

Сохранение национальной культуры, особенно в мультикультурных регионах -процесс, требующий определенных условий социальной среды. Социальные отношения должны выстраиваться на принципах консолидации между этносами, а также учитывать принципы равенства и уважения. Само по себе сосуществование одного этноса с другим без конфликтов на межнациональной почве сложно поддерживать, но такие примеры все же имеются. Например, в Мордовии можно наблюдать, что финно-угорские народы гармонично уживаются с соседями, сохраняя часть культурного наследия предков. По мнению О.А. Богатовой и А.И. Карьгина «население республики демонстрирует высокую степень межэтнической и межкультурной толерантности» [4].

Результаты исследования «Мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия», проведенного в августе - сентябре 2009 г., свидетельствуют о «стабильном и добрососедском характере межэтнических отношений в Республике Мордовия на межличностном, межгрупповом и институциональном уровнях, об отсутствии межэтнической напряженности». Более 80 % респондентов оценивают межэтнические отношения относительно территории их проживания как стабильные, добрососедские, поскольку основываются на позитивном опыте взаимодействия с представителями других национальностей [4].

Кроме того, в 2011 году на базе НИИ регионологии и кафедры социологии было проведено социологическое исследование «Резервы гармонизации социальных отношений в финно-угорских регионах», в ходе которого были опрошены жители трех республик Приволжского федерального округа - Мордовия, Марий Эл, Удмуртия. По итогам данного

исследования были сделаны выводы о том, что население регионов, будучи полиэтничным, нуждается в максимально комфортных условиях жизни для представителей всех этнических групп, проживающих на территории региона.

Мордовия - один из регионов, руководство которого учитывает при планировании социально-экономического развития мультикультурную среду. Архитектурные строения, названия развлекательных комплексов, продуктов питания - всё это является неотъемлемой частью политики руководства республики, направленной на повышение комфортности и привлекательности региона. Указанные компоненты являются не только атрибутами положительной динамики в межэтнических отношениях в регионе в течение последних лет, но и яркими показателями понимания необходимости позитивного развития республики.

Возникновение национальной и этнической культур обусловлено несколькими факторами. Одним из главных факторов являются различия в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов. Обособленность друг от друга различных племен, народов и наций также влекла за собой формирование специфической локальной культуры, присущей только данной группе населения.

Нередко можно встретить толкование понятий «этническая» и «национальная» культуры в одинаковом значении. Однако, этническая культура, возникнув еще в древние времена как племенная, была обращена, прежде всего, к быту и труду человека. Она относилась к народным промыслам, фольклору, специфике ведения хозяйства в определенных природных условиях. С развитием цивилизации этническая культура стала главной составляющей национальной культуры, ее основой. В свою очередь, в национальной культуре, так или иначе, присутствуют черты культуры этносов, на основе которых образовалась данная нация.

На протяжении всей истории формирования финно-угорского этноса народы, входящие в него, старались сохранять в своей культуре как собственные традиции и обычаи, так и заимствованные, что объясняет не только открытость финно-угорских народов к этнокультурному взаимообмену, но и тот факт, что на сегодняшний день многие финно-угорские народы сохранили свой язык и основные элементы культуры.

В сфере культуры финно-угорских народов этнические традиции и обычаи выражаются в форме национальных песен, танцев, одежды, кухни, а также в виде свадебных, похоронных и поминальных обрядов.

На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации, где проживают финно-угорские народы, принят ряд мер как по сохранению и поддержанию национальной культуры, так и по ее возрождению. Правительствами данных субъектов разработаны и приняты законы о культуре, действуют региональные программы национально-культурного

развития народов, а также проводится много мероприятий, направленных на сохранение и возрождение национальных традиций. Все эти меры ничто иное, как попытка сохранения идентичности многонациональной культуры России. Подобного рода меры необходимы в условиях постоянного воздействия процесса вестернизации, особенно на молодое поколение. Государственная программа развития этносов в современных условиях носит противоречивый характер: с одной стороны, она проявляется в навязывании культурных ценностей этносов, которые молодежью порой воспринимаются негативно, либо представляются в виде демонстрации устаревших устоев, которые ею ассоциируются с историей. Примером могут служить национальные танцы, одежда и обычаи, которые воспринимаются как культурное наследие. Это объясняется тем, что поколение, воспитанное в условиях диффузии многих культур, способно оценивать одну культуру только в сравнении с другой. Часто молодежь оценивает национальную культуру по сравнению с массовой культурой, поэтому первая по объективным причинам ими оказывается «недооцененной». Необходимо создавать достойную альтернативу массовой культуре с уклоном на патриотические настроения, развивать современные средства популяризации национальной культуры.

Говоря о национальной культуре, необходимо рассматривать ее в нескольких аспектах. С одной стороны, национальная культура - это обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение, бережно хранимые и воспринимаемые, как нечто сакральное. С другой стороны, национальная культура используется как инструмент государственной политики, поэтому приобретает не только государственный, но и формализованный характер.

Как известно, последнее время тематика «этно» приобрела особую популярность, особенно в молодежной среде. Все большее распространение получает этническая и национальная символика, музыка, элементы одежды и аксессуаров. По сути, национальная культура в таких ее проявлениях становиться модой, в большинстве случаев не имея ничего общего с той культурой, которой придерживалось старшее поколение. Тем самым, казалось бы, «возрождая» национальную и этническую культуру, можно окончательно упустить то истинное, первоначальное ее толкование и значение. Глобализация делает национальную культуру массовой и более доступной, в то время как изначально ее носителями являются сравнительно небольшие группы населения. Становясь массовой, национальная культура теряет свое истинное значение и перестает выполнять такие важные функции, как нормативная, идеологическая, ценностно-ориентирующая и т.д.

Таким образом, вопрос, касающийся возрождения и сохранения национальной и этнической культуры, предполагает некий межкультурный диалог, в ходе которого будут

учитываться особенности и специфика каждой отдельно взятой культуры. С одной стороны, необходимо сохранять и поддерживать национальную культуру, не давая ей изжить себя в связи с сокращением численности ее носителей, с другой - сохранять ее истинное значение, не давая стать этому процессу искусственным.

ЛИТЕРАТУРА

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://russia.rin.ru/guides/4675.html

2. Росстат: Мордва самый многочисленный финно-угорский этнос в России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/03/29/reg-pfo/mordva-anons.html

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt

4. Богатова О.А., Карьгин А.И. Мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. - 2010. - № 1. - С.78-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.