Научная статья на тему 'Влияние глобализации на финно-угорские народы России'

Влияние глобализации на финно-угорские народы России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
774
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССИМИЛЯЦИЯ / ASSIMILATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / NATIONAL LANGUAGE / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / FINNO-UGRIC PEOPLES / ЭТНОФУТУРИЗМ / ETHNO-FUTURISM / MULTI-CULTURALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокаева Ольга Николаевна

В статье рассматриваются статистические показатели Всероссийской переписи населения 2010 г. по самым многочисленным народам Российской Федерации; выявляются народы, обладающие наибольшей численностью (среди финно-угорских народов России мордва, удмурты и марийцы); показывается их сокращение по сравнению с переписью 2002 г.; указываются основные факторы, способствующие значительному уменьшению численности родственных финно-угорских народов: современные демографические изменения, естественная убыль населения, урбанизация, миграционные тенденции, смешанные браки, ведущие к ассимиляции; анализируются особенно актуальные в условиях глобализации идеи мультикуль-турализма, являющиеся проблемой для небольших этносов; раскрывается такой способ сохранения национальной культуры в финно-угорских регионах России как этнофутуризм направление, динамично развивающееся в современной художественной культуре финно-угорских народов и объединившее многих деятелей культуры в республиках Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и др.; перечисляются художники Мордовии, творчество которых представлено этнофутуризмом и которые, используя огромный потенциал народной культуры, предложили своеобразное преображение действительности путем синтеза непосредственного восприятия и обращения к истокам и традициям этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of globalization on Finno-Ugric peoples of Russia

The article describes the statistics of National Population Census 2010 and the most numerous peoples of Russia; it includes also Finno-Ugric peoples of Russia Mordvinians, Udmurts and Mari; the article explores their reduction since the 2002 census, lists the main reasons which have led to a significant reduction in Finno-Ugric peoples: modern demographic changes primarily the natural decline in population urbanization, migration trends, mixed marriages, leading to assimilation; analyzes the idea of multiculturalism as relevant to the problem of small ethnic groups in the context of globalization; discloses such a method for the preservation of national culture in the Finno-Ugric regions of Russia as Ethno-futurism dynamically evolving direction on a time-step in the artistic culture of the Finno-Ugric peoples and uniting many cultural figures in the Komi, Mari El, Mordovia, Udmurtia and others. The authors list those artists of the Republic of Mordovia who work in Ethno-futurism area and use the huge potential of popular culture, offering a kind of transformation of reality through the synthesis of immediate perception and the study of the origins and depth of traditional roots.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на финно-угорские народы России»

УДК 349.6

DOI: 10.15507/VMU.024.201404.224

влияние глобализации на финно-угорские народы российской федерации

о. н. Прокаева

В статье рассматриваются статистические показатели Всероссийской переписи населения 2010 г. по самым многочисленным народам Российской Федерации; выявляются народы, обладающие наибольшей численностью (среди финно-угорских народов России - мордва, удмурты и марийцы); показывается их сокращение по сравнению с переписью 2002 г.; указываются основные факторы, способствующие значительному уменьшению численности родственных финно-угорских народов: современные демографические изменения, естественная убыль населения, урбанизация, миграционные тенденции, смешанные браки, ведущие к ассимиляции; анализируются особенно актуальные в условиях глобализации идеи мультикуль-турализма, являющиеся проблемой для небольших этносов; раскрывается такой способ сохранения национальной культуры в финно-угорских регионах России как этнофутуризм - направление, динамично развивающееся в современной художественной культуре финно-угорских народов и объединившее многих деятелей культуры в республиках Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и др.; перечисляются художники Мордовии, творчество которых представлено этнофутуризмом и которые, используя огромный потенциал народной культуры, предложили своеобразное преображение действительности путем синтеза непосредственного восприятия и обращения к истокам и традициям этноса.

Ключевые слова: ассимиляция, глобализация, демография, мультикультурализм, национальная культура, национальный язык, финно-угорские народы, этнофутуризм.

EFFECT OF GLOBALIZATION ON FINNO-UGRIC PEOPLES OF RUSSIA

O. N. Prokaeva

The article describes the statistics of National Population Census 2010 and the most numerous peoples of Russia; it includes also Finno-Ugric peoples of Russia - Mordvinians, Udmurts and Mari; the article explores their reduction since the 2002 census, lists the main reasons which have led to a significant reduction in Finno-Ugric peoples: modern demographic changes - primarily the natural decline in population - urbanization, migration trends, mixed marriages, leading to assimilation; analyzes the idea of multiculturalism as relevant to the problem of small ethnic groups in the context of globalization; discloses such a method for the preservation of national culture in the Finno-Ugric regions of Russia as Ethno-futurism - dynamically evolving direction on a time-step in the artistic culture of the Finno-Ugric peoples and uniting many cultural figures in the Komi, Mari El, Mordovia, Udmurtia and others. The authors list those artists of the Republic of Mordovia who work in Ethno-futurism area and use the huge potential of popular culture, offering a kind of transformation of reality through the synthesis of immediate perception and the study of the origins and depth of traditional roots.

Keywords: assimilation, globalization, demography, multi-culturalism, national culture, national language, Finno-Ugric peoples, ethno-futurism.

Глобализация относится к числу менности, стремительно охватываю-цивилизационных процессов совре- щих человечество. Благодаря этим про-

© Прокаева О. Н., 2014

цессам, происходит, с одной стороны, ослабление национальных государств и уменьшение значения национальной культуры, а с другой - активизация этносов. Большие и малые народы, находящиеся в составе многонациональных государств, обратились к своим истокам и истории как опоре и средствам противодействия глобализации.

Важность этой проблемы очевидна, поскольку более 200 государств являются многонациональными, в то время как наций более 2 000. При этом существу-

ет всего 9 стран, в которых доля представителей титульного этноса составляет 95 % и более: Албания, Венгрия, Исландия, Йемен, Мальта, Норвегия, Португалия, Ямайка, Япония.

В состав РФ входит около 200 этносов, из которых самым многочисленным является русский. Это видно из таблицы, составленной Федеральной службой государственной статистики, которая подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. по наиболее многочисленным национальностям России (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Народы РФ Млн чел.

1989 г. 2002 г. 2010 г.

1 2 3 4

Русские 119,87 115,89 111,02

Татары 5,52 5,55 5,31

Украинцы 4,36 2,94 1,93

Башкиры 1,35 1,67 1,58

Чуваши 1,77 1,64 1,44

Чеченцы 0,90 1,36 1,43

Армяне 0,53 1,13 1,18

Аварцы 0,54 0,81 0,91

Мордва 1,07 0,84 0,74

Казахи 0,64 0,65 0,65

Азербайджанцы 0,34 0,62 0,60

Даргинцы 0,35 0,51 0,59

Удмурты 0,71 0,64 0,55

Марийцы 0,64 0,60 0,55

Осетины 0,40 0,51 0,53

Белорусы 1,21 0,81 0,52

Кабардинцы 0,39 0,52 0,52

Кумыки 0,28 0,42 0,50

1 2 3 4

Якуты (саха) 0,38 0,44 0,48

Лезгины 0,26 0,41 0,47

Буряты 0,42 0,45 0,46

Ингуши 0,22 0,41 0,44

Все 10 147,02 145,17 142,86

Из табл. 1 видно, что в 2010 г. насчитывалось 22 наиболее многочисленных нации, численность населения которых превышала 400 тыс. чел. В 2002 г. таких национальностей было 23, а в 1989 г. - 17.

Русское население насчитывает 111 млн чел., что составляет 80,9 % общей

численности [1]. Что касается финно-угорских народов России, то они представлены этносами, которые широко расселены по территории страны и имеют заметные различия в демографических показателях. Самыми многочисленными из них были и остаются мордва, удмурты и марийцы (табл. 2). _Т а б л и ц а 2

и 5

и м п

Народы Численность в 2002 г.. Численность в 2010 г 2010 к 2002 гг, %

Бесермяне 3 122 2 201 70,5

Венгры 3 768 2 781 73,8

Вепсы 8 240 5 936 72,04

Водь 73 64 87,67

Ижорцы 327 266 81,35

Карелы 93 344 60 815 65,15

Коми (зыряне) 293 406 228 235 77,79

В том числе: коми-ижемцы 15 607 6420 41,13

Коми-пермяки 125 235 94 456 75,42

Манси 11 432 12 269 107,32

Марийцы 604 298 547 605 90,62

В том числе: лугово-восточные марийцы 56 119 218

В том числе: горные марийцы 18 515 23 559 127,24

Мордва 843 350 744 236 88,25

В том числе: мордва-мокша 49 625 4767

В том числе: мордва-эрзя 84 407 57 008

Нганасаны 834 862 103,36

Ненцы 41 302 44 640 108,08

1 2 3 4

Удмурты 636 906 552 299 86,72

Саамы 1 991 1 771 88,95

Селькупы 4 249 3 649 85,88

Финны 34 050 20 267 59,52

В том числе: финны-ингерман-ландцы 314 441

Ханты 28 678 30 943 107,9

Энцы 237 227 95,78

Эстонцы 28 113 17 875 63,58

Следует отметить, что в 2002-2010 гг. уменьшилась численность удмуртов на 14 %, мордвы - на 12 %, марийцев - на 9,4 % [2].

Главными причинами значительного сокращения родственных финно-угорских народов являются современные демографические изменения, прежде всего естественная убыль населения, во многом обусловленная его более возрастной структурой, сложившейся к периоду социальных преобразований, и снижение рождаемости. Кроме этого, отметим урбанизацию, миграционные тенденции, а также смешанные браки, ведущие к ассимиляции.

Также нельзя не учитывать актуальные в условиях глобализации идеи мультикультурализма. Поскольку самой крупной нацией в России является русская, следовательно, мультикультура-лизм представляет собой проблему небольших этносов.

Существует два подхода к данной проблеме. Представители первого считают, что сосуществование и диалог различных по масштабам и качеству этнокультурных единиц являются обязательными. Сторонники второго утверждают, что данная концепция ведет к тому, что этнические меньшинства, пытаясь сохранить свои культурные ценности, не считаются с тенденциями глобализации и подвергают себя так называемой «культурной изоляции». Принадлежность к опре-

деленной этнической культуре, особенно небольших этнических единиц, считается архаизмом, из чего появилась точка зрения, что «право на отличие» надо сделать строго индивидуальным. Подобные попытки перенести вопросы сохранения этничности в русло индивидуального выбора, включая, прежде всего, выбор языка обучения, находят поддержку у значительной части малочисленных народов, в том числе финно-угорских, особенно в среде молодежи. В связи с этим становится актуальным способ поведения, определяемый теорией «рационального выбора» в сторону этнокультурной идентичности доминирующей нации для более успешного карьерного роста и ми-нимализации морально-психологического дискомфорта от принадлежности к так называемому «меньшинству» [6].

Кроме этого, многие молодые люди считают обременительным или даже унизительным придерживаться языка и культурных традиций своих родителей и предпочитают идентифицировать себя с русскими нацией и культурой.

Таким образом, «культурный империализм» крупных наций находит поддержку в тех же этнокультурных общностях, на поглощение и интеграцию которых он направлен, а объективное воздействие глобализации успешно дополняется действием субъективного фактора.

В подобной ситуации большинство приспосабливается к глобализационным процессам, не заботясь о национальных корнях культуры и родных языках своих народов. Это вызывает беспокойство, поскольку некоторые этносы, например, водь, ижора и энцы (енисейские само-дийцы) ассимилированы доминирующей русской культурой настолько, что родным языком владеют исключительно пожилые люди.

С начала 1990-х гг. предпринимаются различные меры, как правило, по поддержке национальных языков: законы о государственных языках, повышение их статуса, государственные программы развития и т. д. Все они получают официальную поддержку.

Вместе с тем финно-угры были и остаются этническими меньшинствами, воспринимая русских как референтную группу, и несмотря на стабильное повышение образовательного уровня, они отстают в образовательном плане. Исправить данную ситуацию, по мнению исследователей, возможно, путем изменения демографических пропорций этнических групп, а также отношения восприятию русского языка [7, с. 93]. Однако следует отметить, что ни первый, ни второй вариант развития событий не применимы к действительности. Именно поэтому культурная интеграция национальных меньшинств в доминантное большинство - устойчивая и долговременная тенденция.

Несмотря на это, мы считаем возможным сохранить духовную индивидуальность участников этнических общностей, их творческие силы и способности.

В современном поликультурном пространстве действенным способом сохранения национальной культуры в финно-угорских регионах, по мнению К. Н. Са-нукова, явялется динамично развивающееся направление в художественной культуре финно-угорских народов и получившее обобщающее название «эт-нофутуризм» [6]. Данное направление объединило творчество многих деятелей культуры финно-угорского мира, в том

числе представителей республик Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия.

Для этнофутуризма характерно движение к постижению духовных основ и традиций этносов, выраженное новым языком пластики, цвета, особенной знаковой системой, а также освоением новых форм для художественного воплощения пространства и времени [5, с. 109]. Он органично соединил в себе язык и основные формы культур постмодернизма и традиционной этнической.

Термин этнофутуризм заключает в себе две составляющие: этно и футу-ро, что означает соединение традиций и новаторства, статики народной культуры и динамики современной, использование новых художественных средств. Главным для него стал символико-арха-ический язык древности, апеллирующий к подсознанию аудитории.

В РМ этнофутуризм представлен творчеством таких художников как А. С. Алешкин, Ю. А. Дырин, Л. Н. Кол-чанова-Нарбекова, Н. В. Рябов. Используя огромный потенциал народной культуры, они предложили своеобразное преображение действительности путем синтеза непосредственного восприятия и привлечения национальной традиционной культуры. Основывая свое творчество на глубоком изучении знаковой системы древней мордвы, художники пытаются проникнуть в семантику наиболее значимых в сакральной традиции образов-символов с помощью художественных средств. Переосмысливая духовные традиции, они преобразуют древние сюжеты в современные образно-пластические метафоры. Их картины являются своеобразным источником, раскрывающим тесную взаимосвязь искусства и истории.

Этнофутуризм стал не только каналом этнокультурной самоидентификации финно-угорских народов, но и способом диалогического соотнесения древнего и современнего уровней их культуры. Интегрируя наиболее значимые смыслы этнокультурной традиции финно-угров, этнофутуризм также вступает в диалог

с культурой других народов, что имеет ях глобализации смогут сохраниться,

важное значение. если, уважая свои духовные богатства,

Таким образом, мы считаем, что овладеют современными способами са-

финно-угорские народы РФ в услови- мовыражения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Демографическая карта России : на основе переписи населения 2010 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1550768.html.

2. Итоги переписи-2010 : резкое сокращение финских народов, обские угры и ненцы процветают [Электронный ресурс]. - URL http://finugor.ru/node/22478.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Прокаева, о. И. Тенденции развития финно-угорских народов России в условиях глобализации / О. Н. Прокаева // Регионология. - 2012. - № 2. С. - 183-184.

4. Прокаева, о. И. Финно-угорские народы в условиях глобализации / О. Н. Прокаева // Актуальные проблемы исследования финно-угорской культуры : колл. монография. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - С. 146-165.

5. Прокаева, о. И. Этнофутуризм как механизм сохранения традиционной культуры финно-угорских народов / О. Н. Прокаева // Интеграция образования. - 2013. - № 3 (72). - С. 109.

6. Сануков, К. И. Финно-угорские народы России в условиях глобализации [Электронный ресурс] / К. Н. Сануков. - URL: http://www.mari-el.name/2011/11/14/finno-ugorskie-narody-rossii-v-usloviyah-globalizacii.html.

7. Шабаев, Ю. П. Язык и этничность : дискуссии о языковой политике в регионах проживания финно-угров / Ю. П. Шабаев, Н. В. Шилов, В. Н. Денисенко // Этнографическое обозрение. - 2009. -№ 2. - С. 92-105.

Поступила 19.09.2014 г.

Об авторе:

Прокаева Ольга Николаевна, доцент кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Россия, г Саранск, ул. Большевичитская, д. 68), кандидат философских наук, паикашк@гатЫег. ги

Для цитирования: Прокаева, О. Н. Влияние глобализации на финно-угорские народы Российской Федерации / О. Н. Прокаева // Вестник Мордовского университета. - 2014. - № 1. - С. 224-230. DOI: 10.15507AVMU.024.201404.224

REFERENCES

1. Demograficheskaja karta Rossii : na osnove perepisi naselenija 2010 g. [The demographic map of Russia: on the basis of the 2010 census]. Available at: http://www.regnum.ru/news/polit/1550768.html.

2. Itogi perepisi-2010: rezkoe sokrashhenie finskih narodov, obskie ugry i nency procvetajut [Results of the Census2010: a sharp reduction of the Finnish people, Ob, Ugric; Nenets people thrives]. Available at: http://finugor.ru/node/22478.

3. Prokaeva O. N. Tendencii razvitija finno-ugorskih narodov Rossii v uslovijah globalizacii [Trends in the development of the Finno-Ugric peoples of Russia in the context of globalization]. Regionologiya - Re-gionology, 2012, no. 2, pp. 183-184.

4. Prokaeva O. N. Finno-ugorskie narody v uslovijah globalizacii // Aktual'nye problemy issledovanija finno-ugorskoj kul'tury: koll. monografija [Finno-Ugric peoples in the context of globalization // Actual problems of study Finno-Ugric culture: monograph]. Saransk, 2013, pp. 146-165.

5. Prokaeva O. N. Jetnofuturizm kak mehanizm sohranenija tradicionnoj kul'tury finno-ugorskih narodov

[Ethno-futurism as a mechanism for preserving the traditional culture of Finno-Ugric peoples]. Integracija obrazovanija - Integration of education. 2013, no. 3 (72), p. 109.

6. Sanuki K. N. Finno-ugorskie narody Rossii v uslovijah globalizacii [Finno-Ugric peoples of Russia in the context of globalization]. Available at: http://www.mari-el.name/2011/11/14/finno-ugorskie-narody-rossii- v-usloviyah-globalizacii.html.

7. Shabayev Y. P., Shilov N. V., Denisenko V. N. Jazyk i jetnichnost' : diskussii o jazykovoj politike v regionah prozhivanija finno-ugrov [Language and ethnicity: the debate on language policy in the regions inhabited by Finno-Ugric]. Jetnograficheskoe obozrenie - Ethnographic Review, 2009, no. 2, pp. 92-105.

About the author:

Prokaeva Ol'ga Nikolaevna, Associate professor of Culturology, Ethnic and Cultural Studies and Dramatic Art of Institute of National and Folk Culture, Ogarev Mordovia State University (Russia, Saransk, 68 Bolshevistskaya Str.), Candidate of Sciences (PhD) degree holder in Philosophy, [email protected]

For citation: Prokaeva O. N. Vlijanie globalizacii na finno-ugorskie narody Rossii [Effect of globalization on Finno-Ugric peoples of Russia]. VestnikMordovskogo Universiteta- Mordovia University Bulletin, 2014, no. 4, pp. 224-230. DOI: 10.15507/VMU.024.201404.224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.