Научная статья на тему 'Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны'

Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15205
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ФИНАНСЫ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Л.А. МУРАВЬЕВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Снабжение населения

С началом Великой Отечественной войны существенным образом была перестроена система снабжения, торговли и финансов. В новых условиях предстояло решить сложную задачу: обеспечить всем необходимым Вооруженные Силы страны и остановить катастрофическое падение уровня жизни населения. Успешное решение этой задачи потребовало усилить государственное регулирование распределительных отношений. Все материальные, трудовые, сырьевые и продовольственные ресурсы брались на строгий учет. Ужесточились условия государственных закупок сельскохозяйственной продукции и контроль за ценами. Произошло падение объемов услуг и потребительской продукции по отдельным видам. Падение производства непосредственно сказалось на реальных доходах и потреблении населения, состоянии товарооборота и росте розничных цен.

Розничный товарооборот перешел от свободной продажи продовольствия и промтоваров к строгому их нормированию и распределению. Повсеместно в городах с самого начала войны вводилось карточное снабжение населения. На государственном снабжении в годы войны находилось от 50 до 77 млн человек, то есть примерно половина населения страны. Карточки давали людям скудный прожиточный минимум. По степени обеспечения карточками население делилось на несколько категорий. По первой категории снабжались рабочие, занятые в добывающей и химической промышленности, металлургии, на военных заводах. Наиболее высокие нормы составляли от 800 г до 1,2 кг хлеба в день. Рабочие других отраслей производства относились ко второй категории и получали по 500 г хлеба в день. Служащие получали по 400-450 г, иждивенцы и дети до 12 лет — по 300-400 г. По обычной норме в месяц выдавали на одного человека 1,8 кг мяса или рыбы, 400 г жиров, 1,3 кг крупы или макарон, 400 г сахара или конди-

терских изделий (1). Была введена предельная годовая норма отпуска промышленных товаров по карточкам на одного человека: хлопчатобумажных тканей —6 м, шерстяных — 3 м, обуви — одна пара. Спрос населения на обувь удовлетворялся за счет изготовления лаптей. Только в 1944 г. их было выработано 740 млн пар.

Карточное снабжение нередко давало сбои. Люди, отстояв очереди, уходили ни с чем. Некоторых спасал рынок. Но цены колхозного рынка выросли в 13-15 раз, и большая часть населения не могла воспользоваться его услугами. Государственные и рыночные цены отличались в десятки раз. Например, государственная цена за 1 кг муки составляла 2,4 руб., на рынке — 80 руб.; государственная цена на 1 кг говядины составляла 12 руб., на рынке — 155 руб. Литр молока по государственным ценам стоил 2руб., на рынке — 44 руб. Почти вся зарплата городских жителей уходила на покупку продуктов. Часто прибегали к бартеру. Меняли одежду и обувь на еду. Надо отметить, что устойчивые государственные цены сохранялись в течение всей войны. Но неизменными не остались даже пайковые цены. Уже в IV квартале 1942 г. государственные розничные цены на основные продовольственные товары выросли на 11%. Продукции по этим ценам не хватало. Изыскивались местные товарные ресурсы. Постепенно их доля в розничном товарообороте все больше увеличивалась.

Снабжение населения не ограничивалось государственным пайком. Большое распространение получили подсобные хозяйства промышленных наркоматов и торговых организаций. На предприятиях и учреждениях создавались отделы рабочего снабжения (далее — ОРС), которые изыскивали дополнительные ресурсы для обеспечения рабочих, служащих и инженерно-технических кадров всем необходимым. Специальным постановлением предусматривалось выделение земель для подсобных хозяйств при предприятиях промышленных наркоматов, сельпо, рабочих кооперативах, райпотребсо-

юзах, столовых, чайных, санаториях, больницах, домах отдыха, детских учреждениях и школах. Они выращивали овощи и картофель, производили молоко, мясо, птицу, яйца. К концу войны насчитывалось более 15 тыс. таких хозяйств. В 1943 г. посевная площадь подсобных хозяйств в промышленности и на транспорте достигла 3,1 млн га, поголовье скота выросло до 1 млн. В 1945 г. подсобные хозяйства ОРС поставляли 38% общих ресурсов картофеля и 59% овощей, поступавших для снабжения рабочих и служащих предприятий. Доля ОРС в рыночном товарообороте в 1944 г. составила 30%. Подсобные хозяйства торговых организаций в последний год войны поставили на рынок 30% мяса и 50% рыбы.

Наряду с общественным сектором, большое значение в получении сельскохозяйственной продукции играли хозяйства трудящихся, коллективные и индивидуальные огороды. Этой работой руководили профсоюзы и исполкомы Советов. Особое значение огородничество приобрело в осажденном Ленинграде. К концу войны огородничеством занималось 19 млн человек (в 1942 г. -5 млн). Площади под огородами расширились в три с лишним раза и давали до 10 млн т картофеля и овощей. Подсобные хозяйства и огороды повышали уровень обеспечения населения и способствовали снижению цен на картофель и овощи на местных рынках. Определенную роль в решении продовольственных проблем населения сыграли поставки по ленд-лизу, которые наша страна получала от стран антигитлеровской коалиции.

В первые годы войны для удовлетворения военных потребностей резко сократилось производство гражданской продукции. В 1942 г. на нее приходилось 36 %. В обеспечении населения промышленными товарами большую роль начали играть возродившиеся ремесленные и кустарные промыслы. По мере того, как производство вооружения достигло оптимального размера в условиях войны, началось увел и-чение выпуска гражданской продукции. В 1943 г. ее объем составил 42%, в 1944 г. - 49%. Промышленные мощности и ресурсы переходили на созидательную работу и выпуск мирной продукции.

В 1944 г. помимо нормированной торговли, появилась сеть коммерческих магазинов со среднерыночными ценами. Они помогали регулировать спрос населения, являясь дополнительным источником снабжения, и цены на колхозном рынке. Такое разнообразие видов торговли порождало множественность цен. Цены на один и тот же товар могли разительно отличаться друг от друга в зависимости от каналов его реализации. Вместе с тем, коммерческие магазины были промежуточно-подготовительной стадией к переходу на торговлю без карточек. Для улучшения обслуживания бойцов действующей

армии была создана торговая сеть Военторга. Через эту систему осуществлялась продажа на фронте таких дополнительных товаров, как конфеты, печенье, папиросы, писчебумажные принадлежности, трикотажные изделия, одеколон, туалетное мыло, бритвенные принадлежности. Этими товарами интендантская служба войска не обеспечивала.

Широкое развитие в годы войны получила система общественного питания. Это было связано с задачей освобождения женщин, занятых на производстве, от домашнего хозяйства и более экономным использованием продовольствия. Столовые и буфеты действовали на многих предприятиях. Они обеспечивали рабочих смен горячим питанием. Значительное развитие получило детское общественное питание. По инициативе Нар-комторга СССР было построено 10 предприятий по производству концентратов белкового бульона, которые восполняли нехватку в пище белковых веществ. За годы войны заметно повысился удельный вес общественного питания в общем товарообороте страны. Если до войны он составлял 13% всего розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, то в 1944 г. — 24%. Торговая сеть активизировала свою деятельность не только в тыловых районах, но и в освобождающихся от врага советских территориях. В заключительный период войны наметился рост в темпах народного потребления.

В годы войны наблюдался некоторый рост заработной платы трудящихся. В среднем по стране она выросла на 32%. Однако, этот рост происходил неравномерно и зависел от отрасли народного хозяйства и региона страны. Дифференцированная заработная плата обеспечивала приток трудовых ресурсов в отрасли тяжелой и оборонной промышленности. Среднемесячная заработная плата рабочих на предприятиях тяжелой промышленности к 1944 г. выросла на 53%, ИТР — на 58%, в черной металлургии — на 80%, а в угольной промышленности в 4 раза. Если в целом по стране заработная плата рабочих и служащих выросла по сравнению с 1940 г. на 42%, то в районах Поволжья - на 79%, на Урале - на 65%, в Западной Сибири — на 79% (2). Много внимания уделялось материальному стимулированию высокопроизводительного труда. Доля премий в общей сумме заработной платы ИТР увеличилась с 11% в 1940 г. до 28% в 1944 г., у рабочих соответственно с 4,5 до 8 %. В отраслях тяжелой и военной промышленности зарплата была выше, чем в отраслях группы «Б». Сельское население, торгующее на колхозном рынке, имело примерно такие же доходы. Несмотря на рост номинальной заработной платы, ее реальное содержание неумолимо падало и составило в 1945 г. 40 % от уровня 1940 г.

Материальные стимулы применялись и в действующей армии. Личный состав войск за уничтожение вражеской техники получал премиальные выплаты с первых месяцев войны. По приказу наркома обороны СССР от 17 июня 1942 г. летчикам-истребителям было установлено денежное вознаграждение за каждый сбитый бомбардировщик противника в размере 2 тыс. руб., за транспортный самолет — 1500руб., за истребитель — 1000руб. Наиболее высокие денежные вознаграждения были введены в ВМФ за потопление кораблей противника постановлением СНКСССРот31 мая 1943 г. Размер вознаграждения зависел от должности и звания участника успешной операции. За потопление линкора и крейсера командиру корабля полагалось соответственно 25 и 20 тыс. руб., краснофлотцам — по 500 руб. Премиальные выплаты зависели от класса уничтоженного корабля. За потопление баржи, буксира или вооруженной шхуны командир получал 1000 руб., а краснофлотцы -по 50 руб. Этим же постановлением предусматривалось денежное вознаграждение личному составу экипажей самолетов ВВС ВМФ за уничтожение кораблей и судов противника от 300 до 10 тыс. руб. Премии выплачивались и личному составу артиллерийских частей за подбитые и сожженные танки противника от 200 до 500 руб., за быстрый и качественный ремонт боевой техники во фронтовых условиях. Поданным А. Почтарева, суммарный размер вознаграждений одного только личного состава ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны за потопленные корабли, сбитые самолеты и уничтоженные танки противника составил 50 243 тыс. руб. Денежное вознаграждение способствовало поднятию боевого духа бойцов и улучшению материального положения их семей.

Система планирования

Великая Отечественная война заставила по-новому подойти к плановому руководству военной экономикой. Плановые органы работали в тесном взаимодействии с Государственным комитетом обороны. Планирование производства, а также распределение материальных, трудовых, финансовых ресурсов и капиталовложений было сосредоточено в едином центре. Усилился оперативный контроль за выполнением планов. В годы войны резко возросла роль краткосрочных планов: квартальных, месячных, декадных и даже суточных заданий. Плановые органы должны были оперативно реагировать на быстро меняющуюся обстановку на фронте и в тылу, учитывать изменения пропорций в экономике, проявлять гибкость при разработке планов. Главная задача состояла в рациональном и эффективном ис-

пользовании всех имеющихся в наличии ресурсов. Приоритетное внимание уделялось планированию военных отраслей и смежных с ними производств. Планирование осуществлялось в режиме строгой экономии материальных средств при рациональном использовании денежных и трудовых ресурсов и концентрации их на важнейших участках военного и хозяйственного направлений.

Система планирования в годы войны отличалась высокой степенью централизации. Такой подход обеспечил быструю перестройку экономики на военный лад и оперативную переброску производительных сил в восточные районы страны. В военном планировании широкое применение нашли принципы ведущего звена и наибольшей экономической эффективности. В планах намечались конкретные параметры по значительному кругу показателей. Все народно-хозяйственные планы регулярно утверждались ГКО.

При планировании большое внимание уделялось составлению балансов и балансовых расчетов. Балансовый метод в военные годы стал хорошо действующим инструментом, обеспечивающим рациональное развитие экономики и помогающим перевести ее сначала на военные, а затем на мирные рельсы. Система балансов позволяла предусматривать резкое увеличение доли военной продукции, намечать коренные изменения пропорций и хозяйственных связей, характерных для мирного времени, в соответствии с потребностями военного периода, вносить изменения в структуру производства и распределения общественного продукта.

В первый период войны главное внимание в балансах и планах уделялось военным отраслям. Произошли вынужденные сдвиги в распределении совокупного общественного продукта или, говоря современным языком, валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с довоенным периодом. Если в 1940 г. из общего объема ВВП было направлено на военные расходы (без личного потребления военнослужащих) 11 %, то в 1943 г. — 44%. Материальные балансы и планы распределения предусматривали широкое использование внутренних резервов и местных ресурсов, устанавливали жесткие нормы расхода материалов. Все виды материально-технических ресурсов — оборудование, металл, топливо, сырье и пр.- подвергались строгому учету и централизованному распределению. Номенклатура продукции, распределяемая централизованно, возросла в 2 раза по сравнению с довоенным периодом. Система материальных балансов давала возможность учесть все резервы и запасы и в то же время дифференцированно решать сложные экономические задачи военного периода.

К основным материальным балансам в годы вой-

ны относились балансы топлива, электроэнергии, металла, оборудования, стройматериалов, химикатов. В балансе металла основополагающую роль в военной экономике играл прокат черного металла, широко применявшийся в оборонной промышленности. Баланс электроэнергии разрабатывался и по отраслям, и по энергосистемам. В годы войны правительство утверждало баланс 17 электросистем, без которых не мог произойти подъем военной промышленности. До войны в поле зрения властей было 6 важнейших электросистем. Исключительное значение в годы войны приобрел топливный баланс. Используя ресурс восточных баз страны, этот баланс позволял решать вопросы снабжения топливом предприятия, электростанции, железную дорогу и население. Топливный баланс учитывал использование природных газов. Большое внимание уделялось структуре нефтебаланса, так как развитие авиации увеличило потребление авиабензина.

В годы войны разрабатывались не только материальные балансы, но целые циклы общеэкономических балансов. В условиях действия товарно-де-нежных отношений и наличия элементов общественного продукта в натуральном выражении очень важны были стоимостные показатели. Эта проблема решалась с помощью составления баланса народного хозяйства государства. Без такого синтеза балансового расчета невозможно было решать все насущные народнохозяйственные задачи в комплексе. Этот баланс содержал различные показатели воспроизводства в стоимостном выражении. Сочетание в планировании воспроизводства материальных и ценовых показателей облегчало задачу достижения пропорциональности в развитии экономики и обеспечения правильного соотношения между основными подразделениями общественного производства.

В плановой работе не последнее место занимали финансовые балансы. С помощью баланса государственного бюджета осуществлялось наиболее рациональное перераспределение национального дохода для финансирования военных затрат, мобилизация неиспользованных остатков средств довоенного периода и аккумуляция средств населения. Увязать рост средств производства и производительность общественного труда с доходами и расходами населения также помогал специальный баланс. Он давал возможность государству эффективно использовать свободную денежную наличность населения, неминуемо появлявшуюся в условиях сокращения рыночного фонда и снижения выпуска товаров широкого потребления. Баланс трудовых ресурсов призван был решать кадровую проблему за счет внутреннего перераспределения трудящихся в пользу важнейших производственных отраслей. На его базе

также осуществлялась подготовка новых кадров в системе специальных учебных заведений и непосредственно на производстве.

Государственный бюджет и мобилизация средств

Ведение войны не могло не отразиться на состоянии финансовой системы государства и денежного обращения. В области финансов проводилась мобилизация всех видов доходов от экономики и поступлений от населения, осуществлялся режим жесткой экономии в расходовании средств. Советское правительство внесло значительные изменения в распределение национального дохода по фондам накопления, потребления и военных расходов. В годы войны, естественно, уменьшались затраты на расширенное воспроизводство, сокращалась доля национального дохода, шедшая наличное потребление, понижались расходы на социально-культурные мероприятия. Война привела к значительному уменьшению национального дохода страны. В 1941 г. национальный доход СССР составил 92% от уровня 1940 г., в 1942 г. - 66%. Доля накопления в составе совокупного дохода уменьшилась почти в 4 раза, а доля личного потребления трудящихся снизилась с 42 до 38%.

В мобилизации финансовых ресурсов в годы войны главная роль отводилась государственному бюджету. По представлению наркомата финансов было принято решение о сокращении всех расходов, не связанных с обеспечением военных действий. В государственном бюджете на второе полугодие 1941 г. военные расходы возросли на 20,6 млрд руб., ассигнования на развитие гражданских отраслей народного хозяйства уменьшились на 21,6 млрд руб. В первый год войны доля военных расходов составила 75% средств государственного бюджета, во второй — 65,3%, в третий —62,6% (3). Это означало, что в первый год войны военные расходы по сравнению с 1940 г. удвоились. На второй год войны они увеличились на 16% по сравнению с 1941 г. В 1943 г. военные расходы увеличились на 15,7% по сравнению с 1942 г. Только с 1944 г. рост военных расходов прекратился и оставался на уровне предыдущих лет.

Для покрытия военных расходов были изъяты в бюджет неиспользованные остатки средств, образовавшиеся в предвоенные годы, свободные ресурсы банков долгосрочных вложений, остатки многих фондов предприятий и хозяйственных организаций, излишки собственных оборонных средств государственных предприятий.

В первые годы войны доходы государственного бюджета не покрывали расходов. Соотношение доходов и расходов государственного бюджета видно из следующих данных (табл.) (4).

Таблица

Доходы и расходы государственного бюджета (в млрд руб.)

Год Доходы Расходы

1940 18,0 17,4

1941 17,7 19,1

1942 16,5 18,3

1943 20,4 21,0

1944 26,8 26,4

1945 30,2 29,8

Как видно из таблицы, первые три года войны в бюджете имело место превышение расходов над доходами. Дефицит бюджета этих лет покрывался за счет использования свободных резервов государственных предприятий, материальных резервов и запасов прошлых лет и частично эмиссией. К этому надо прибавить подоходный налог с кооперации, поступления из сберегательных касс и органов государственного страхования, таможенные доходы, доходы бюджетов местных Советов, введение «коммерческой» торговли с повышенными ценами на некоторые товары. Дополнительным источником доходов явилось повышение розничных цен на товары, не являющиеся предметом первой необходимости,- водка, табак, парфюмерия. Однако, механизм цен использовался в ограниченном размере. Целенаправленно использовать имеющиеся финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей действующей армии и избежать распыления средств помогла централизация ресурсов в союзном бюджете. Эта мера еще более повысила роль союзного бюджета в бюджетной системе страны и увеличила его долю с 76 до 84% в 1941 г. и до 88% в 1942 г. Возрастание роли союзного бюджета привело к ограничению бюджетных прав союзных и автономных республик, а также местных советов в распоряжении бюджетными средствами.

По смете Народного комиссариата обороны (НКО) основными видами затрат были расходы на оплату поставок вооружений и боевой техники, горюче-смазочных материалов, военного имущества, обеспечение воинских перевозок. Немалые средства понадобились на медико-санитарное обслуживание, бытовое устройство, капитальное строительство для нужд армии. Заметной статьей расходов была выплата денежного довольствия военнослужащим. Хотя оно не было таким высоким, как в американской армии, тем не менее увеличение численности ВС за годы войны более, чем в два раза, сделало эту статью довольно заметной в смете НКО.

Немалые средства требовались для поддержания бесперебойной работы таких важных отраслей, как транспорт и связь.

Новый подход применялся к капитальным вложениям. В первые годы войны объем капиталовложений государственных и кооперативных предприятий в народное хозяйство сократился в два раза. В эти годы предусматривалось централизованное целевое обеспечение материальными рс сурсами объектов, обеспечивающих военные нужды. Особенность капиталовложений в годы вой 11. состояла в том, что основные средства направлялись в базовые отрасли тяжелой промышленности (машиностроение, металлургическую, угольную, энергетическую отрасли), а также в предприятия, перебазированные из западных в восточные районы страны. Объем капиталовложений в уральские и западно-сибирские предприятия увеличился в 3 раза, в Казахстане, Средней Азии и Юго-Восточных районах страны — в 2 раза. В результате эти районы превратились в индустриальную базу военной экономики, бесперебойно обеспечивающую армию всеми видами вооружений. С 1943 г. наметился рост капиталовложений в сельское хозяйство. В освобожденные районы возвращались ранее эвакуированные тракторы и другие сельскохозяйственные машины, а также скот. Из восточных областей и республик прибывали кадры механизаторов и специалистов сельского хозяйства. По мере освобождения территории страны от немецкой оккупации капитал направлялся на восстановление промышленных предприятий, жилого фонда, социально-культурных объектов.

С первых дней войны проводилась коренная перестройка финансовой системы с целью изыскания необходимых средств для финансирования народного хозяйства и военной экономики. Основными источниками накопления были текущие доходы, перераспределение внутренних ресурсов, дополнительная загрузка оборудования, увеличение фонда рабочего времени, введение военного налога и т.д. Основой хозяйственной деятельности промышленных предприятий продолжал оставаться хозрасчет, еще более укрепившийся за годы войны.

Во всех сферах хозяйственной деятельности развернулась борьба за экономию. Для решения этой задачи необходимо было добиться максимального удешевления производства промышленной продукции и устранения непроизводительных расходов. На предприятиях при активном участии инженерно-технических работников и рабочих широко развернулось социалистическое соревнование, направленное на увеличение объема производства и улучшение качества показателей. Экономия материальных ресурсов происходила различ-

ными путями: совершенствовалась технология процессов, строго соблюдались установленные расходные нормы, которые систематически пересматривались и устанавливались более жесткие; применялись заменители дефицитных материалов. К объективным предпосылкам снижения затрат можно также отнести быстрое увеличение объема военной продукции, что удешевляло единицу продукции, специализацию и кооперирование. Существенным дополнительным источником экономии материальных ресурсов явился пересмотр показателей стандартов, которые не сказывались существенно на качестве продукции. Наконец, к удешевлению военной продукции приводил рост производительности труда, достигаемый интенсификацией труда советскихлюдей, увеличением продолжительности рабочего дня, введением непрерывной рабочей недели, повышением коэффициента сменности (круглосуточная работа предприятий).

В результате напряженного труда и принятых мер с 1942 г. началось снижение себестоимости продукции. В целом, в 1942-1944 гг. в государственной промышленности себестоимость продукции снизилась в совокупности на 5 млрд руб., то есть на 17,2 % (5). Снижение себестоимости происходило и в отраслях военной промышленности, особенно по новым видам оборудования и боеприпасов. В 1942 г. каждый выстрел авиации стоил на 60% дешевле, чем в 1940 г. Себестоимость тяжелых танков была снижена в 3 раза, средних - в 2,5 раза. В несколько раз снизилась также себестоимость армейского обмундирования и снаряжения. Снижение себестоимости давало крупные поступления в бюджет и обеспечивало снижение отпускных цен на вооружение, боеприпасы и военное снаряжение. Только за 1942-1943 гг. отпускные цены на военную продукцию за счет снижения себестоимости уменьшились на 35 млрд руб. — сумму, необходимую для выпуска более 14 тыс. танков Т-34 (6). Такое уникальное явление, как снижение военных расходов и уменьшение цен на военную технику, наблюдалось только в СССР. В других воюющих странах война приводила к повышению цен на военную продукцию за счет спекуляций и стремления получить огромные прибыли.

Увеличить доход бюджета, рост товарооборота и уменьшить количество денежной массы в обращении помогала, наряду с нормированным снабжением, коммерческая торговля и налоговая политика. Главным источником дохода, как и в мирное время, являлись поступления от предприятий в виде налога с оборота и платежей из прибыли, хотя эти поступления в первые годы войны и сократились на 20% вследствие оккупации врагом части территории. В условиях войны в доходах государственного бюджета вырос

удельный вес поступлений от населения. Важным источником дохода продолжали оставаться налоги с населения. С первых дней войны в налоговую систему были внесены поправки, направленные на увеличение доходной части государственного бюджета. Это достигалось совершенствованием действующих налогов и введением новых. Была усилена прогрессивная ставка налога и введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Повысились ставки сельскохозяйственного налога, культсбор с рабочих и служащих объединили с подоходным налогом. Подоходный налог с сельского населения был увеличен в 5,3 раза. С 1942 г. был установлен специальный военный налог. Его платили все мужчины и женщины с 18 лет, находящиеся в тылу (за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие). Крайне дифференцированная система местных налогов заметно упростилась. Всего за четыре с половиной года войны налоговые поступления от населения составили 13,7 млрд руб., то есть 13% доходов госбюджета (7).

Широко распространены были принудительно-добровольные государственные военные займы, на долю которых пришлось более 10% бюджетных доходов военного времени. Военные займы имели фискальное значение и способствовали увеличению финансовых ресурсов государства. За годы войны было выпущено 4 государственных займа, не считая Государственного займа третьей пятилетки, который был принят накануне войны 2 июня 1941 г., но размещался уже в период военных действий. Можно выделить четыре вида государственных займов военного периода. К первому виду относились займы, размещаемые среди населения по подписке. Эти займы были выигрышными. Доход по ним из расчета 4 % годовых выплачивался в виде выигрыша, тираж которых определялся условиями выпуска займа. Государство строго соблюдало сроки проведения тиражей. Выигрыши также выплачивались в полном объеме держателям акций. Суммы подписания на займы рабочими и служащими составляли их месячный оклад, иногда 1,5-2 зарплаты. Ресурсы, мобилизованные с помощью четырех военных займов, на 25% превысили первоначально объявленную величину облигаций. Интересно отметить, что пик подписки на займы со стороны населения приходился на самые тяжелые годы войны — 1942 и 1943. В атмосфере высокого патриотического подъема граждане отдавали последние деньги для победы над врагом. Одними принудительными методами получить столь значительные средства было бы невозможно. По подписке на займы деревня и город в годы войны дали вдвое больше, чем за весь довоенный период.

Второй вид государственных займов ориентировался на колхозно-кооперативную собственность и размещался среди колхозов и промысловых артелей. Размер подписки на заем каждый колхоз и артель определяли самостоятельно в зависимости от своего финансового положения и утверждали на общем собрании членов кооператива. Колхозные и артельные займы размещались независимо от индивидуальной подписки граждан. Они были процентными (из расчета 2% годовых), в отличие от индивидуальных, которые были выигрышными.

Третий вид займов предполагал использование свободных финансовых средств сберегатальных касс и органов Госстраха СССР. Эти займы были беспроцентными и безоблигационными и позволяли использовать денежные средства населения на общегосударственные нужды.

К четвертому виду займов можно отнести свободно обращающийся заем, например, Государственный внутренний выигрышный заем выпуска 1938 г., реализованный за наличный расчет и предназначавшийся для свободного хождения. Для сохранения в фондах государства средств от этого довоенного займа, было запрещено сберкассам покупать у населения облигации этого займа. Их покупка возобновилась с января 1946 г.

Все военные займы носили долгосрочный характер и выпускались на 20 лет. За время войны население страны дало в долг государству более 100 млрд руб. и на 13 млрд руб. приобрело лотерейных билетов. С 1941 по 1944 гг. были проведены четыре денежно-вещевые лотереи. Перед войной налоги с населения давали государству 9 млрд руб. в год, а займы - 11 млрд руб. (итого 20 млрд руб.), в 1945 г. налоги с населения дали 40 млрд руб., а займы 30 млрд руб. (итого 70 млрд руб.) (8). Денежная ком -пенсация за отпуска, перечисленная в специальные вклады, составила 1,1 млрд руб. Все эти поступления укрепляли бюджетную систему страны.

Заметным источником финансирования военной экономики стала добровольная финансовая помощь населения. Широкое распространение получило массовое движение за создание Фонда обороны СССР. В созданный Фонд трудящиеся отчисляли наличные денежные взносы, ценности и облигации государственных займов, часть заработка. Труженики села сдавали в Фонд обороны мясо, зерно, молочные продукты. Общая сумма поступивших от населения денежных средств составила 16 млрд руб. В Фонд обороны СССР, Фонд Красной Армии и Фонд восстановления хозяйства в освобожденных районах, кроме наличных денег, от населения поступило на 454,7 млн руб. облигаций государственных займов, большое количество платины, золота, серебра, драгоценных камней, одежды, обуви, про-

дуктов (9). Сбор денежных пожертвований и ценных предметов на нужды обороны получил широкое распространение среди верующих. Правительством было дано разрешение на открытие банковского счета для церковных пожертвований в Фонд обороны. К октябрю 1944 г. церковные пожертвования в этот фонд достигли 150 млн руб. (10). Церковь также организовала сбор денежных средств в Фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии, на сооружение танковой колонны им. Д. Донского и летной эскадрильи им. А. Невского.

Широко практиковалась отправка на фронт подарков, особенно к праздникам. Население активно участвовало в отправке на фронт теплых вещей и белья. В 1941 г. затри осенних месяца было собрано более 15 млн штук различных теплых вещей: валенок, полушубков, шапок, ватных курток, свитеров, варежек и пр. Было собрано около 2800 т шерсти, из которой можно было изготовить более 1 млн пар валенок или 10 млн пар варежек.

Укрепление государственного бюджета наметилось с 1943 г. вместе с ростом показателей всей военной экономики. Вновь стали увеличиваться доходы от налога с оборота и платежей из прибыли. Наиболее заметное укрепление государственного бюджета и финансового хозяйства произошло в 1944 г. Начиная с этого периода, текущие расходы полностью обеспечиваются текущими доходами государства. Это соотношение все время сокращалось в ходе первых лет войны и, наконец, в 1944 г. было сведено к нулю. Постепенно текущие доходы начали превышать текущие расходы госбюджета.

Перспективы повышения темпов роста национального дохода наметились с момента коренного перелома в ходе войны. Начался процесс увеличения доли расходов на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. В годы войны большие бюджетные средства выделялись на обучение молодых рабочих, заменивших ушедших на фронт отцов и старших братьев. Несмотря на военную обстановку, непрерывно развивалась научная и культурная жизнь страны. Из государственного бюджета выделялись средства на поддержку просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Эти затраты стали увеличиваться к концу войны, особенно в связи с восстановлением экономики в освобожденных районах.

Денежно-кредитная политика

С началом войны изменилась структура денежного оборота в стране. Доходы государственного бюджета значительно уменьшились с переключением предприятий на производство военной продукции и сокращением производства товаров для ши-

рокого спроса. Удельный вес денежной массы, обслуживающей платежный оборот между населением, государственными и кооперативными организациями, в общем денежном обороте снизился с 29 до 12%. В годы войны заметно выросли цены на колхозном рынке по причине дефицита продовольствия и потребительских товаров. Объем денежной массы, обслуживающей оборот на неорганизованном рынке, повысился с 8,6 до 28%. Вдвое понизилась доля денег в кассах предприятий, а удельный вес свободных денег у населения повысился натри пункта (11).

Денежно-кредитная политика СССР в годы войны имела некоторые особенности: во-первых, подчиненный характер денежно-кредитной политики в условиях, когда основным источником финансирования становится бюджет; во-вторых, опора на внутренние ресурсы при незначительной внешней финансовой поддержке; в-третьих, использование универсальных финансовых методов (эмиссия денежной массы, выпуск государственных займов и пр.) в более значительных масштабах. Основными направлениями денежно-кредитной политики СССР в годы войны были —денежная эмиссия и стабилизация денежного обращения.

Добиться сбалансированного бюджета в первые годы войны не удавалось по причине резкого увеличения военных расходов. Для их покрытия использовалась дополнительная денежная эмиссия. К концу войны количество денег в обращении возросло в 4 раза. Однако, основная их часть оседала у населения и оставалась неиспользованной, так как деньги не были обеспечены необходимым товаром. Это обстоятельство вызывало рост цен и необходимость печатать все новые деньги. Проблема сбалансированного денежного обращения решалась путем создания специальных общественных фондов, сбора добровольных пожертвований и взносов населения, приема Госбанком СССР вкладов населения, размещения специальных военных займов.

Для лучшей организации подписной кампании на займы и получения наивысшего конечного результата на предприятиях, в организациях и учреждениях создавались специальные комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу. Подписка населения на займы обеспечивала государству значительную массу госкредитных поступлений. Высокая гражданственность и патриотизм, а также доверие граждан к проводимым гос-кредитным операциям позволили мобилизовать в общей сложности 90 млрд руб., что составило 8% доходной части госбюджета тех лет (12). На протяжении всех военных лет государство ни разу не обмануло доверие граждан и точно выполняло взятые на себя финансовые обязательства. Стабилизация денежного обращения за счет государственных зай-

мов достигалась путем снижения платежеспособного спроса населения. Регулирование спроса и предложения в условиях дефицита товаров и услуг проходило целенаправленно и упорядоченно, благодаря государственным займам. Тем самым займы являлись важным источником покрытия бюджетного дефицита, что в конечном итоге приводило к стабилизации денежной единицы страны — рубля.

Четко работающее финансовое хозяйство было создано в действующей армии. Изменение системы денежного довольствия военнослужащих, повышение окладов и введение премиальных выплат способствовали накоплению личным составом крупных сумм наличных денег при себе. Задача эффективного использования денежных средств в войсках решалась путем формирования полевых учреждений Госбанка СССР по развитию вкладных операций и безналичных расчетов. Они принимали на хранение денежные средства, осуществляли переводы и расчеты как с воинскими частями, так и с личным составом армии. За 1941-1944 гг. таким образом было мобилизовано 67 млрд руб. Почти все эти суммы перечислялись в фонд союзного бюджета и частично шли на нужды военного ведомства.

Финансовые органы в армии провели большую работу по контролю за ценами на военную продукцию и ликвидировали большой их разброс. Были расширены и укреплены калькуляционные органы в управлении наркомата обороны. В штаты военных представительств на крупных предприятиях были введены должности инженеров-калькуляторов. Внимание к обоснованности калькуляции цен сделало контроль за ценообразованием важным инструментом снижения себестоимости военной продукции, а, следовательно, и снижения оптовых цен наряду с модернизацией, режимом экономии, повышением производительности труда и т.д. Общая экономия, полученная от снижения цен на военную продукцию за годы войны, составила 50 млрд руб. и равнялась расходам за 138 дней войны (13).

Для уменьшения денежной массы в обращении и возврата части денег государству в 1944 г. были открыты «коммерческие» магазины. Это был дополнительный источник снабжения населения по ценам, приближающимся к рыночным. «Коммерческие» магазины выполняли двоякую функцию. Они сдерживали рост цен на рынке, регулируя их уровень, и возвращали государству часть денег. Коммерческие магазины дали в бюджет страны дополнительный доход на 26 млрд руб.

Укреплению денежного обращения в стране способствовало изъятие из обращения фальшивых денег, выпущенных фашистами на оккупированных

территориях. Но даже использование такихдействен-ных и жестких мер не смогло полностью предотвратить расстройство денежного обращения и привело к инфляции. Однако, денежная эмиссия в СССР оказалась меньшей, чем в других воюющих странах.

Немаловажным структурным элементом финансовой системы оставалась кредитная политика. Она проводилась четырьмя союзными банками (Госбанк СССР, Промбанк, Внешторгбанк и Банк долгосрочных вложений) и отраслевыми банками. Товарные запасы различных отраслей с помощью системы кредита перераспределялись в пользу военных отраслей. Реконверсия экономики повлекла за собой изменения в кредитовании и расчетных операциях. Главную роль в проведении кредитной политики играл Госбанк СССР, который работал в следующих направлениях: усилил кредитную помощь предприятиям оборонного значения, особенно эвакуированных на Восток; предоставлял льготный режим кредитования ОРС, подсобным хозяйствам, предприятиям на освобожденных территориях; упорядочил систему расчетов, создав БВР (бюро взаимных расчетов) в различных отраслях промышленности. Через кредитную систему было мобилизовано 2 млрд руб. свободных финансовых ресурсов. Увеличение кредита предприятиям военной промышленности привело к сокращению краткосрочных кредитных операций в первые два года войны. В связи с этим особую роль стали играть банки долгосрочных вложений. Рост кредитных вложений стал наиболее заметен со второй половины 1943 г.

Можно выделить как минимум две особенности кредитной политики военных лет. Она была направлена на развитие, главным образом, промышленности и состояла в выпуске военных займов, которые в СССР размещались, в основном, среди населения, а в странах антигитлеровской коалиции — в основном, среди банков и других кредитных институтов. Такой подход обеспечивал союзникам более значительные денежные средства. Тем не менее, государственный долг СССР, составивший 126 млрд руб., был в 2 раза ниже, чем в США, более, чем в 3 раза ниже долга Германии (14). Таким образом, денежно-кредитная политика СССР в условиях командно-административной системы выдержала испытание самой крупной войной XX века.

Победа СССР в Великой Отечественной войне показала, что советская экономика оказалась более мобильной и жизнеспособной, чем экономика агрессора. Советские Вооруженные Силы опирались на крепкий и устойчивый тыл. Во время Ве-

ликой Отечественной войны серьезному испытанию подверглась финансовая система и денежное обращение Советского Союза. В кратчайший срок была осуществлена ее перестройка. Произошла мобилизация всех ресурсов для финансирования военных затрат. Укреплялись старые и изыскивались новые источники финансирования. В этих условиях значение финансов как мощного фактора воздействия на развитие экономики еще более возросло. В годы войны постоянно шел поиск более прогрессивных методов финансового контроля, улучшалась работа финансовых органов по изысканию дополнительных резервов, экономии денежных средств и материальных ценностей.

За годы войны ни финансовая, ни денежно-кредитная система страны не претерпели принципиальных изменений. Они послужили мощным рычагом в деле укрепления военной экономики. Полный крах потерпели замыслы врага подорвать устои советской экономики и вызвать гибельную инфляцию. В тяжелейшие первые месяцы войны враг захватил большое количество советских денежных средств в сберкассах, банках и при массовом ограблении населения. Только в Германию было вывезено 4 млрд руб. советской валюты. Помимо изъятия денежной массы, фашисты наводнили советские территории большим количеством фальшивых советских денег. Но попытки врага подорвать экономику и вызвать обвал инфляции не дали желаемых результатов. Советская экономика сумела обеспечить огромные расходы страны на военные нужды. Финансовая система СССР выдержала испытания военных лет. Это оказалось возможным в результате героического и самоотверженного труда всех советских людей.

Литература

1. Геллер М., Некрин А. Утопия у власти. История Советского Союза от 1917 года до наших дней. Кн. 1. М., 1995. С. 411.

2. Финансовая система государства в годы Великой Отечественной войны. М., 1996. С. 46.

3. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. М„ 1976. С. 84.

4. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1985. С.137.

5. Там же. С. 132, 144.

6. Советский тыл в Великой Отечественной войне. М., 1974. Кн. 2. С.115.

7. Чадаев Я.Е. Указ. соч. С. 134.

8. Конотопов М.В., Сметании С.И. История экономики. М., 1999. С. 307.

9. Советская экономика в период Великой Отечественной войны. 1941-1945. М„ 1970. С. 435.

10. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в 20 веке. М„ 1995. С. 187.

11. Финансовая система ... С.47.

12. Там же. С.59.

13. Зверев А.Г. Записки министра. М., 1973. С. 220.

14. Финансовая система ... С.34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.