Научная статья на тему 'Финансы'

Финансы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы»

1 (133) - 2006

КОРОТКО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

ФИНАНСЫ

жуков СЧИТАЕТ ВОЗМОЖНЫМ УДЕРЖАТЬ ИНФЛЯЦИЮ В РФ В РАМКАХ 8-9%

Москва. Вице-премьер РФ Александр Жуков считает возможным удержать инфляцию в 2006 г. в рамках 8—9%.

«Очень надеюсь, что в следующем году инфляция окажется в тех пределах, которые запланировали. По уточненному прогнозу Минэкономразвития это в пределах 8—9%. Сейчас предпринимаем значительные усилия, пакет антиинфляционных мер, чтобы достичь высоких результатов. Думаю, это вполне возможно», — сказал А. Жуков.

А. Жуков отметил, что в этом году на рост цен повлияло несколько факторов. «Первое — это резкий рост тарифов жилищно-коммунальных услуг, которые выросли почти на 35%. Сейчас правительство внесло в Госдуму проект закона, который позволяет ограничить рост жилищно-коммунальных тарифов на 1—20% максимально», — сказал он.

«Второе — это цены на мясо. Сейчас принято несколько постановлений правительства, они снижают импортные пошлины на мясо», — сообщил вице-премьер. Кроме того, по его словам, разработана программа по развитию животноводства. «Все это должно привести к тому, что цены на мясо не будут расти столь быстрыми темпами», — считает он.

«И, наконец, третье — это цены на бензин. Сейчас они стабилизировались. В этом году рост цен на бензин связан с резким ростом цен на нефть на мировых рынках и достаточно сильной монополизацией наших рынков», — отметил он. По его мнению, в 2006 г. такого роста цен на нефть не будет, что, соответственно, не будет давить на цены на бензин. «Во-вторых, в ближайшее время будет принят закон, который позволит очень сильно штрафовать монополистов, которые используют свое положение, задирая цены на бензин», — сказал вице-премьер.

МИНФИН РОССИИ ПЛАНИРУЕТ ПРОВЕСТИ ПЕРВОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ОФЗ

Санкт-Петербург. Министерство финансов РФ планирует провести первое в 2006 г. размещение облигаций федерального займа (ОФЗ) в 20-х числах января, сообщил заместитель директора Департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Минфина

России Александр Щербаков в ходе российского облигационного конгресса-2005 в Петербурге.

«Мы планируем провести первое размещение ОФЗ в 20-х числах января, скорее всего, это будут пятилетние бумаги», — сказал он, не уточнив объема заимствований.

А. Щербаков отметил, что «Минфин в 2006 г. будет придерживаться такого же графика по размещению, как и в текущем».

Он также сообщил, что до конца 2006 г. Минфин не планирует размещение государственных сберегательных облигаций (ГСО), а первое размещение ГСО в 2006 г. будет в I кв. для Внешэкономбанка, рыночное размещение на 7-12 млрд руб. планируется в начале II кв.

КОМИТЕТ ДУМЫ ПОДДЕРЖАЛ ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА, УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР КАПИТАЛА ДЛЯ БАНКОВ В 5 МЛН ЕВРО

Москва. Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять в первом чтении поправки в законы «О банках и банковской деятельности», и «О Центральном банке РФ».

Поправки в закон «О банках и банковской деятельности», устанавливают минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков в 5 млн евро в рублевом эквиваленте. Это требование к банкам вводится с 1 января 2007 г.

Оно будет также применяться к действующим кредитным организациям в качестве условия создания на территории иностранного государства дочерних организаций и (или) открытия филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения Генеральной лицензии на осуществление банковских операций.

При этом банки, имеющие на 1 января 2007 г. капитал ниже рублевого эквивалента 5 млн евро, могут продолжать свою деятельность при условии, что их капитал не опускается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований.

Законопроектом предусматривается также дополнение закона «О банках и банковской деятельности», соответствующими основаниями для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Кроме того, вносятся поправки закон «О Центральном банке РФ», в части отмены права

КОРОТКО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

1 (133) - 2006

Банка России устанавливать размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка.

комитет думы рекомендовал принять во втором чтении законопроект о порядке приобретения крупных пакетов акций

Москва. Комитет Госдумы рекомендовал приять во втором чтении поправки в закон «Об акционерных обществах», и другие законодательные акты РФ, уточняющие порядок приобретения 30% и более акций общества.

Поправки распространяются на все открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, в случае получения лицом контроля над обществом в результате обладания крупным пакетом акций. При этом документ регулирует права и обязанности всех лиц, участвующих в этом процессе.

Согласно документу, если лицо приобретает более 30% обыкновенных и привилегированных акций, оно обязано предложить другим акционерам продать ему оставшиеся акции в добровольном порядке.

В том случае, если лицо уже выкупило 95% обыкновенных и привилегированных акций ОАО или ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, оно вправе докупить и оставшиеся 5% акций по требованию их владельцев.

При этом количество акций, принадлежащих лицу, определяется с учетом, в том числе, акций, которые принадлежат его аффилированным лицам.

Законопроект устанавливает обязанность общества, ценные бумаги которого публично обращаются на организованном рынке, раскрывать информацию о поступившем к нему добровольном или обязательном предложении, адресованном владельцам эмитированных им ценных бумаг.

Законопроект содержит норму, устанавливающую материальную ответственность оценщика за ущерб, причиненный его действиями обществу или владельцу ценных бумаг, вследствие содержащейся в отчете об оценке недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации. Как отметил председатель комитета Виктор Плескачевский, размер материальной ответственности будет устанавливаться саморегулируемой организацией, в которой зарегистрирован оценщик.

Согласно законопроекту, объектом оценки стоимости ценных бумаг является рыночная стоимость акций.

Также законопроект устанавливает, что добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, а также уведомление о праве требования выкупа акций до направления их в акционерное общество представляются в федеральный орган по рынку ценных бумаг.

Нарушение правил приобретения более 30% акций влечет наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ, на юрлиц — от 500 до 5 тыс. МРОТ

минФин России намерен привлечь на внутренний рынок гособлигаций более 238 млрд руб.

Санкт-Петербург. Министерство финансов РФ в 2006 г. планирует привлечь на внутренний рынок гособлигаций 238,197 млрд руб., сообщил заместитель директора Департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфина-ктивов Минфина России Александр Щербаков в ходе российского облигационного конгресса-2005 в Петербурге.

По его словам, в 2006 г. планируется погашение гособлигаций на 68,431 млрд руб.

Говоря о предварительных итогах 2005 г., он отметил, что на данный момент на внутреннем рынке гособлигаций привлечено более 154 млрд руб., погашение было произведено на 69,049 млрд руб., чистое привлечение составило почти 85 млрд руб..

В 2005 г. на первичных аукционах было привлечено 103,2 млрд руб., на аукционах по дораз-мещению — 46,868 млрд руб., на вторичных торгах — 4,037 млрд руб.

По словам А. Щербакова, в 2005 г. было проведено 17 аукционов по первичному размещению, 16 аукционов по доразмещению, трижды гособлигации размещались без проведения аукционов.

глава росатома призывает учесть финансирование атомной отрасли при реформе электроэнергетики

Москва. Глава Федерального агентства по атомной энергии РФ (Росатом) Сергей Кириенко попросил Правительство РФ учесть в реформе электроэнергетики финансирование атомной отрасли.

«Прошу правительство дать поручение Росато-му, Минпромэнерго и Минэкономразвития в месячный срок разработать механизм, каким образом в реформе электроэнергетики найти место атомной

54

ДАЙДЖЕСТОКНАНСЫ

КОРОТКО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

1 (133) - 2006

отрасли — с учетом того, что механизмы привлечения финансирования, предлагаемые в реформе для генерации, для атомной отрасли неприемлемы»,

— сказал он в ходе заседания правительства.

С. Кириенко отметил, что в настоящее время в России ввод атомных мощностей ниже требуемого в 6 раз. «Если с 2010-2011 гг. в РФ не будут вводиться два блока в год (сейчас вводится один в 3 года), то к 2025- 2030 гг. атомной энергетики просто не будет»,

— отметил он. С 2012 по 2020 гг. более 50% существующих мощностей атомной энергетики РФ выйдет из эксплуатации. «Программа реформы должна предусмотреть, чем будут заменены эти мощности. Если газовыми электростанциями, то где мы возьмем лимиты газа», — сказал глава Росатома.

Он отметил, что механизмы привлечения средств в энергогенерацию, которые предлагаются в реформе электроэнергетики, для атомной отрасли невозможны. «Допэмиссии, IPO для нас невозможны», — сказал он, пояснив, что атомная отрасль на 100% остается государственной.

С. Кириенко сообщил, что при рассмотрении вопроса об акционировании концерна «Росэнергоатом», у Минэкономразвития возникло «резонное замечание», что этот процесс должен быть увязан с реформой электроэнергетики. Таким образом, С. Кириенко отметил необходимость срочного решения данных вопросов.

КРЕДИТЫ,ИНВЕСТИЦИИ

ОБЪЕМ ВЫДАННЫХ ПОТРЕБКРЕДИТОВ ПРЕВЫСИТ 1 ТРЛН РУБ.

Москва. Объем выданных потребительских кредитов к концу 2005 г. превысит 1 трлн руб. Такую оценку привела начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых условий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Юлия Бондарева.

«С учетом новогоднего ажиотажа в сфере потребительского кредитования мы ожидаем, что объем рынка потребкредитования в России выйдет на уровень 1 трлн руб.», — сказала она, выступая на заседании экспертного совета по банковскому законодательству комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ.

По состоянию на 1 октября объем кредитов, выданных физлицам, составил 970,8 млрд руб., а на 1 июля — 800,4 млрд руб.

Отношение объема кредитов, предоставленных физическим лицам (включая ипотечные), к денежным доходам населения выросло до 6,8% на

1 июля с 4,6% на 1 июля 2004 г. Отношение объема кредитов, предоставленных физическим лицам, к общему объему выданных кредитов выросло с 14,8% на 1 июля 2004 г. до 16,8% на 1 июля 2005 г.

Отношение объема кредитов, предоставленных физическим лицам, к совокупной величине активов банковского сектора выросло с 9,8% на 1 июля 2004 г. до 10,9% на аналогичную дату 2005 г.

ЦБ РФ И ФАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ИДЕЮ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КРЕДИТОВАНИИ

Москва. Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддерживают идею принятия закона о потребительском кредитовании.

Как заявил руководитель Департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, выступая на заседании экспертного совета по банковскому законодательству комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ, Банк России считает целесообразным разработку простого и понятного закона и принятие его в кратчайшие сроки.

При этом, как подчеркнул А. Симановский, важно, чтобы данный законопроект обеспечивал поддержку не только потребителям — банковским заемщикам, но также и самим кредитным институтам.

«В первоначальной версии законопроекта отмечалось явное несоответствие в балансе интересов сторон. Из его текста следовало, что банк может отказать в выдаче кредита заемщику только в том случае, если он не отвечает критериям платежеспособности», — сказал представитель ЦБ.

Однако напомнил он, у коммерческого банка могут быть свои приоритеты в проведении кредитной политики и ограничения по объему выдаваемых физическим лицам кредитов. Банк может также снижать активность на этом сегменте рынка в целях сохранения финансовой устойчивости.

А. Симановский также обратил внимание на проблему неинформированности банковских заемщиков. Он сообщил, что в Банк России поступают обращения заемщиков-физлиц, которые жалуются на введение их в заблуждение кредитором. По их словам, они слишком поздно понимают, что размер выплат по кредитам оказывается вдвое больше первоначально заявленных.

При этом А. Симановский добавил, что подробная и справедливая информация излагается в договорах потребительского кредитования, но их конструкция и тексты зачастую оказываются «китайской грамотой», для потребителя.

Руководитель департамента ЦБ заявил, что надзор тревожит тенденция повышения доли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.