Научная статья на тему 'Финансы'

Финансы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы»

«Я считаю, что наша задача — сделать эту систему как можно более подробной и публичной для того, чтобы люди понимали, за что платят налоги и на что государство, с какой эффективностью, их тратит», — сказал А. Жуков.

Говоря о проблемах, которые невозможно решить быстро, А. Жуков, в частности, отметил проблему бедности. «Прежде всего это по-прежнему высокий уровень бедности в России. Огромный разрыв между бедными и богатыми. Решить эту проблему в один день невозможно, нужно двигаться в этом направлении», — сказал он.

Вице-премьер также заявил, что продолжительность жизни в России «существенно ниже, чем в развитых странах». «Нужно стремиться к тому, чтобы сокращалась смертность, чтобы повышалась рождаемость», — отметил А. Жуков.

Говоря о проблемах энергетики, вице-премьер подчеркнул, что «за последние годы в связи с ростом промышленности в разных отраслях мы начали ощущать недостаток электроэнергии и начали ощущать то, что фактически на протяжении 1013 лет ничего не вкладывали в новые мощности». «Сегодня мы себе это можем позволить», — сказал А. Жуков.

Россия планирует нарастить объем помощи международному развитию со $100 млн до $400 - 500 млн в год

Москва. Россия планирует нарастить объем официальной помощи развитию со $100 млн до $400-500 млн в год.

«Россия продолжит политику по наращиванию объемов официальной помощи развитию, имея в виду выйти на уровень $400-500 млн в год», — говорится в пояснительной записке к проекту концепции участия России в программе Содействия международному развитию.

Проект концепции предусматривает возможность долгосрочного предоставления Россией финансовых ресурсов нуждающимся странам в целях их развития.

В 2005 г. фактические расходы федерального бюджета на финансирование помощи развитию без учета списания задолженности беднейших стран составили более $97 млн. В 2006 г. эти расходы составят около $100 млн. При этом общая сумма принятых в 2006 г. обязательств по оказанию помощи на ближайшие 3-4 года составила около $250 млн.

Однако, как отмечается в записке, эти расходы никак не отражены в статистических материалах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Такое положение не способствует улучшению международного имиджа России», — подчеркивается в документе. В связи с этим концепция предусматривает принятие ряда мер, направленных на признание этих расходов мировым сообществом.

Кроме того, в записке обращается внимание, что, несмотря на наращивание размеров помощи в последние годы, абсолютные объемы российского участия незначительны и отстают не только от партнеров по «группе восьми», но и от ряда развивающихся стран — Китая, Индии, Южной Кореи.

Концепция учитывает 18 видов помощи, рекомендованных к применению Комитетом содействия развитию ОЭСР. В частности, это предоставление грантов на двусторонней основе на конкретные инвестпроекты, расходы на техническое содействие, продовольственная помощь, помощь в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях, списание задолженности по кредитам, предоставление льготных кредитов и др. В документе предусматривается, что Россия будет использовать большинство из этих форм. Однако на первом этапе основной акцент будет сделан на передачу грантов нуждающимся странам по линии международных организаций.

Концепция также предусматривает выделение группы стран, которым Россия будет оказывать помощь в приоритетном порядке. Это, прежде всего, государства, имеющие общие границы с Россией и являющиеся членами ЕЭП, ЕврАзЭС, СНГ. Особое внимание уделяется странам Африки, расположенным к югу от Сахары, как наиболее нуждающимся в международной помощи.

ФИНАНСЫ

Банк России зарегистрировал дебютный выпуск облигаций ВТБ 24 на 6 млрд руб.

Москва. ЦБ РФ зарегистрировал выпуск облигаций 1 -й серии ВТБ 24 (дочерний банк Внешторгбанка) объемом 6 млрд руб., говорится в сообщении кредитной организации.

Ранее сообщалось, что облигации номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая будут размещены по открытой подписке на ФБ ММВБ. Срок обращения бумаг составит 4 года.

Глава ВТБ-24 Михаил Задорнов отмечал, что этот выпуск банк намерен разместить до конца года.

ВТБ-24 специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций малого бизнеса.

Уставный капитал банка составляет 10,3 млрд

руб.

ФСК планирует разместить облигации на 5 млрд руб.

Москва. ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» планирует 5 декабря начать размещение трехлетних облигаций 5-й серии объемом 5 млрд руб., говорится в материалах Газпромбанка, который вместе с ИГ «Ренессанс Капитал» выступает организатором выпуска.

В начале сентября ФСФР зарегистрировала сразу два выпуска облигаций ФСК — 4-й и 5-й серии.

ФСК планирует разместить по открытой подписке 6 млн облигаций 4-й и 5 млн облигаций 5-й серии, номинал всех бумаг равен 1 тыс. руб.

В настоящее время в обращении находятся облигации трех первых выпусков ФСК на 5 млрд руб., 7 млрд руб. и 7 млрд руб. соответственно (срок обращения — три года, пять лет, три года). Руководство ФСК заявляло о планах привлечь в целом около 30 млрд руб. займов в течение трех лет для инвестиций.

ФСК является 100 %-ной «дочкой» РАО «ЕЭС России», под ее контролем в рамках реформы электроэнергетики консолидируются высоковольтные электросети страны.

Россия расширит активы для размещения стабфонда

Мельбурн. Министерство финансов РФ планирует размещать средства стабилизационного фонда, превышающие его резервную часть, в менее консервативные активы, сообщил глава российского Минфина Алексей Кудрин журналистам в Мельбурне.

«В части стабилизационного фонда мы будем расширять спектр активов, в которые мы будем его размещать, и будем более полно представлять информацию о размещении стабилизационного фонда», — сказал он, подчеркнув, что речь идет о его сверхрезервной части.

Ранее сообщалось, что Минфин разрабатывает концепцию разделения стабфонда на резервную часть и фонд будущих поколений. В настоящее время стабфонд размещается только в ценные бумаги ряда государств, имеющих наивысший рейтинг (ААА) по шкале ведущих рейтинговых агентств.

По словам А. Кудрина, сверхрезервная часть

будет размещаться не только в активы государств с наивысшими рейтингами, но и, например, в корпоративные бумаги.

Он не стал подробно комментировать перечень этих бумаг, однако отметил, что Пенсионный фонд Норвегии (аналог российского стабфонда) размещается даже в бумаги с рейтингом ВВВ. При этом министр обратил внимание, что Норвегия ориентируется не только на рейтинг и среди активов уровня ВВВ выбирает только надежные бумаги с помощью специальной методики.

«Резервная часть пока будет размещаться более консервативно, как и во всех странах», — подчеркнул А. Кудрин.

Кроме того, отметил он, правила размещения золотовалютных резервов, в том числе прозрачность их размещения, Россия менять не собирается.

Правительство в ближайшее время утвердит новые правила размещения пенсионных резервов

Москва. Правительство РФ в ближайшее время издаст постановление о структуре и составе пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и их размещении, сообщил начальник управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Александр Бескровный на Второй ежегодной конференции «Коллективные инвестиции России».

«Основная задача нового постановления — перевести инвестирование пенсионных резервов в рамки организованного рынка», — подчеркнул он.

Так, до 80 % от объема пенсионных резервов будет разрешено инвестировать только в инструменты, обращающиеся на бирже.

Самому негосударственному пенсионному фонду помимо размещения средств в депозиты разрешено будет приобретать паи в паевых фондах. Инвестированием в ценные бумаги должна будет заниматься управляющая компания, добавил представитель ФСФР. В качестве инструментов хеджирования рисков будет разрешено совершать сделки на срочном рынке и приобретать иностранные бумаги.

«Постановлением будет установлена понятная и прозрачная система размещения пенсионных резервов», — подчеркнул А. Бескровный.

Негосударственным пенсионным фондам будет дано три года со дня вступления постановления в силу на приведение структуры пенсионных резервов в соответствие с установленными документом нормами и 6 месяцев — на заключение договоров с управляющими компаниями.

А. Бескровный также сообщил, что до конца этого года планируется внесение в правительс-

тво поправок в закон №111 «Об инвестировании средств накопительной части пенсии», которыми будет предусмотрено расширение спектра инструментов для инвестирования пенсионных накоплений и допуск частных управляющих компаний к управлению средств «молчунов».

Нарушений прав застрахованных лиц эти нововведения не вызовут, так как собственником накоплений, переданных в государственную управляющую компанию, является Российская Федерация, и в соответствии с выбранной ею стратегией будет осуществляться инвестирование.

Для тех граждан, которые все же хотят остаться в государственной управляющей компании, такая возможность будет предусмотрена, добавил А. Бескровный.

Банковский комитет Думы одобрил законопроект о допуске капитала в банковский сектор РФ

Москва. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять в первом чтении законопроект, упрощающий процедуру формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов, а также совершенствующий систему допуска капитала на российский рынок банковских услуг.

Поправки в закон «О Центральном банке РФ» и закон «О банках и банковской деятельности» подготовлены в соответствии со стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 г.

Законопроект предусматривает упрощение процедуры формирования капитала банков за счет средств нерезидентов и максимальное сближение ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами.

По действующему законодательству банк обязан получить предварительное разрешение ЦБ РФ на увеличение уставного капитала за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение акций в пользу нерезидентов. Законопроект предусматривает исключение этой нормы, что позволит нерезидентам приобретать акции (доли) кредитных организаций в порядке, установленном для резидентов.

Законопроект также предполагает исключение положения о праве Банка России устанавливать дополнительные требования относительно обязательных нормативов, а также к минимальному размеру капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

Согласно действующему законодательству при -обретение и получение в доверительное управление юридическими или физическими лицами более 5 % акций (долей) банков допускается при уведомлении Банка России, если речь идет о 20 % акций — с

предварительного согласия ЦБ РФ. Законопроект предлагает установить 1 %-ный порог приобретения акций (долей) кредитной организации, превышение которого требует уведомления Банка России, и 10 %-ный порог приобретения, превышение которого требует предварительного согласия ЦБ РФ.

Поправки направлены на совершенствование системы допуска на российский рынок банковских услуг как иностранного капитала, так и капитала отечественного происхождения. Принятие законопроекта будет способствовать решению проблемы капитализации банков при сохранении приоритетного значения качества капитала.

Кудрин обеспокоен рисками для экономики в связи с укреплением рубля

Мельбурн. Укрепление реального эффективного курса рубля в 2007 г. не превысит 5 %, если средняя цена российской нефти будет не выше $61 за баррель, заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин журналистам в Мельбурне.

По его словам, высокие цены на нефть являются объективной причиной укрепления рубля, и министр считает, что в этих условиях правительство должно снижать непроцентные расходы.

«Главный рецепт против укрепления рубля заключается в том, чтобы непроцентные расходы росли только в связи ростом экономики», — сказал он.

«При таких расходах, которые мы запланировали на следующий год, риски укрепления сохраняются. Если цена на нефть будет не больше $61 за баррель, то укрепление среднего эффективного курса будет не больше 5 %», — сказал он.

«Если цена будет выше $61 за баррель, снова будет дополнительное укрепление», — отметил министр.

А. Кудрин также напомнил, что правительство с 2005 г. увеличило цену отсечения нефти для формирования стабилизационного фонда, что привело к рискам дополнительного укрепления рубля.

«Принятое решение оказалось избыточным, это увеличило дополнительное количество денег на рынке и вызвало инфляцию, которую пришлось уменьшать с помощью укрепления номинального курса», — заявил он.

«Политики, хозяйственники, которые призывают потратить стабфонд, могут поставить нашу промышленность под угрозу остановки», — подчеркнул министр.

Как напомнил А. Кудрин, в последнем обзоре МВФ по России отмечается, что возможности дальнейшего ослабления финансовой политики исчерпаны. При этом особое внимание эксперты МВФ обратили на то, что влияние укрепления рубля может сказаться не через год, а в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.