5(32) - 2006
ФИНАНСЫ РЕГИОНА
финансовый механизм развития рязанской области
Ю.А. МИРОНИХИНА Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова
Финансовый механизм развития региона представляет систему организации финансовых ресурсов и денежных потоков, обеспечивающую ему функционирование хозяйства в режиме развития. Круг агентов, или участников финансового механизма развития включает федеральные органы управления финансами; региональные органы управления финансами; муниципальные органы управления финансами; хозяйствующие субъекты; домашние хозяйства, население.
Очевидно, что финансовое обеспечение регионов как одно из определяющих условий их развития зависит не столько от распределения бюджетных средств между федеральным центром и субъектом Федерации, сколько от наполнения бюджета. Регулирование видов налогов и налоговых ставок также само по себе мало что дает для пополнения бюджетов (табл. 1).
Как видно, при чрезмерно высоких уровнях налоговых ставок в федеральный бюджет и бюджет области поступления увеличиваются: по сравнению с 2000 г. (6 999 млн руб.) — в 2 раза, но и задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему области увеличилась в 1,6 раза (в 2000 г. она составила 3 194 млн руб., а в конце 2003 г. — 3 117 млн руб.). Это связано с недоимкой платежей в бюджет области 2003 г. — 1 598 млн руб.
Следствием изменения налоговых ставок может стать уменьшение возможности развития сектора производства, что неизбежно приведет к сокращению его объема, а вместе с этим — и налогооблагаемой базы. В Рязанской области налоговые поступления составляют 77,1% всех доходов областного бюджета.
Таким образом, возможности развития региона заключаются не в изыскании способов перекачки денежных средств в региональные бюджеты, а в росте доходов в сельскохозяйственном секторе, в секторе предприятий и домохозяйств, образующих налогооблагаемую базу. Чем выше будут доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения. Поэтому рост налогооблагаемых доходов юридических и физических лиц при условии обеспечения собираемости налогов приводит к увеличению поступлений как в федеральный, так и в региональный бюджеты. это, с одной стороны, уменьшает зависимость регионального бюджета от федерального, а с другой, создает дополнительную возможность федеральному бюджету увеличивать трансферты, направляемые в региональный бюджет.
Рост доходов субъектов хозяйствования и домашних хозяйств оказывает влияние на развитие региона не только за счет их связи с
Таблица 1
Поступления налогов и сборов в бюджетную систему, млн. руб.
Структура поступлений 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Всего 6 999 12 831 16 890 13 351
Федеральный бюджет 3 806 8 454 10 620 5 743
Удельный вес, % 54,4 65,9 62,9 43,0
Бюджет области 3 193 4 377 6 270 7 608
Удельный вес, % 45,6 34,1 37,1 57
Источник: Статистический сборник «Рязанская область в 2003 г.». Рязань. 2004 г.
бюджетно-налоговой системой, но и непосредственным образом. Развитие предпринимательства, подъем производства, приводящие к росту денежных доходов предприятий и граждан, уменьшают нагрузку на бюджетные финансовые источники региона, так как ведут к снижению потребности в дотациях предприятиям и населению, в финансовой поддержке той их части, которая оказывается способной к самообеспечению.
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что основным звеном финансового механизма развития региона являются не распределительные, бюджетно-налоговые отношения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными территориальными образованиями, а финансовые стимулы и рычаги, способствующие росту производства и повышению доходов хозяйствующих субъектов в регионе. Например, налоговые льготы хозяйствующим субъектам, приводящие вначале к уменьшению налоговых поступлений в региональный бюджет, но способствующие подъему производства и росту доходов, и есть эффективный финансовый механизм развития, так как в дальней-
шем возрастающий доход служит источником инвестиций в производство и денежных поступлений в бюджеты всех уровней. А это есть развитие!
Приток налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты, конечно, должен возрастать и путем расширения налогооблагаемой базы за счет легализации некриминальных «теневых» секторов экономики.
итак, финансовым условием развития региона является рост доходов всех субъектов хозяйственной деятельности на его территории, и именно этой стороне региональных финансов следует уделять первостепенное внимание. Если не будет притока финансовых ресурсов из сферы производства, то никакие налоговые изъятия, бюджетные распределения и перераспределения не помогут. А к чему приводит подавление дефицитности бюджетов посредством необеспеченных доходов внутренних и внешних заимствований, показал финансовый кризис в 1998 г.
Переход региона на режим развития требует прежде всего осуществления финансовой политики, которая ориентирована на доходы, создаваемые
Таблица 2
Доходы бюджета Рязанской области
Структура доходов бюджета 2002 г. 2003 г.
Млн руб. В % к итогу Млн руб. В % к итогу
Доходы - всего 9314,4 100 11577,6 100
Налоговые доходы, 6258,4 67,2 7598,1 65,6
из них:
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 1547,0 16,6 1257,4 10,9
Налог на доходы физических лиц 2016,7 21,7 2532,3 21,9
Неналоговые доходы 390,0 4,2 675,0 5,8
Безвозмездные перечисления 1683,8 18,1 1872 16,2
Источник: Статистический сборник «Рязанская область в 2003 г.». Рязань. 2004 г.
Таблица 3
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций по отраслям экономики (млн. руб.)
Отрасли экономики 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Всего: 42 875,5 3 881,5 2 618,1 2 655,8
Промышленность 2 355,5 2 278,2 1 195,1 1 826,8
Сельское хозяйство 113,4 348,9 112,9 94,5
Транспорт 6,8 16,0 -20,2 87,9
Связь 41,3 84,6 117,2 32,0
Строительство 104,0 283,8 292,1 132,3
Торговля и общественное питание 122,9 104,8 336,1 156,5
Оптовая торговля продукции производственно-технического назначения 91,5 165,2 86,1 -2,4
Жилищно-коммунальное хозяйство -76,4 100 129,6 -24,1
Источник: Статистический сборник «Рязанская область в 2003 г.». Рязань. 2004 г.
экономикой региона, при одновременном обеспечении сбалансированности с объемами располагаемых финансовых ресурсов, формируемых на основе этих доходов. Даже самый поверхностный анализ свидетельствует, что регионы России не используют полностью возможности пополнения финансовых ресурсов из ряда источников. Так, в Рязанской области это прежде всего недоимки по сбору налогов; нерациональные льготы по налогам; неоправданные бюджетные расходы; недостаточное развитие межрегиональных торгово-производственных связей, способствующих притоку денежных средств из других регионов и росту производства в них.
Смещение акцентов на внутренние доходы самого региона не влечет за собой ослабления целенаправленной региональной социальной политики, неизбежно связанной с финансовыми затратами. Даже наоборот, гарантированные доходы являются основным условием реальности осуществления социально-ориентированных расходов, защищенности расходных статей бюджетов (табл. 2).
Сказанное не исключает использования на федеральном уровне бюджетного механизма в качестве важного рычага саморегулирования экономики региона, тем более, что бюджетно-налоговая политика была, есть и будет основным средством регулирования финансовых отношений между Федерацией и ее субъектами, инструментом бюджетного федерализма. Но при использовании этого инструмента необходимо учитывать специфику отдельных регионов, особенно их роль в решении общегосударственных проблем.
По данным экономического анализа, наиболее прибыльными отраслями экономики на начало 2004 г. являлись промышленность и строительство (табл. 3).
Можно с уверенностью сказать, что неустойчивой сферой производства по отраслям экономики является жилищно-коммунальное хозяйство за период 2000 г. и 2003 г. Как следствие данной нестабильности — число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за 2003 г. (937). В 2003 г. убыточной отраслью в Рязанской области также была оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, убыток составил 2,4 млн руб. Причиной такого спада по сравнению, например с 2001 г., могло стать превышение кредиторской задолженности над дебиторской.
В зависимости от стратегических целей развития отраслей производства Рязанской области, а также от того, каким образом распределяются
налоговые и иные поступления в государственную казну, будут реализованы идеи развития регионов. Для успешного развития возможны три основных подхода к таким отношениям.
1. Договорный подход основан на заключении федеральным центром индивидуальных договоров с каждым из субъектов Федерации об условиях (нормах, пропорциях) разделения бюджетных доходов в целом или разных видов налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты. Такой подход, используемый в ряде стран, трудно осуществим в условиях, когда запросы субъектов Федерации на свою долю в консолидированном бюджете намного превосходят бюджетные возможности.
2. Избирательный подход основывается на выделении регионов, обладающих в силу определенных причин особыми правами на использование бюджетных средств и получение налоговых поступлений. Отсутствие обоснованных критериев для предпочтений, возможность волюнтаристских подходов и нарушения принципа социальной справедливости — негативные стороны этого метода.
3. Уравнительный подход использует принцип выравнивания социально-экономического положения разных регионов посредством перераспределения бюджетных средств в пользу субъектов Федерации, находящихся в невыгодных, неблагоприятных условиях и имеющих депрессивные регионы. Такой подход, реализуемый на нормативно-расчетной базе, применяется в нашей стране.
Сформулированные принципы достаточно обоснованы, однако имеют одностороннюю направленность на реализацию чисто распределительной функции в целях пополнения недостающих средств региональных бюджетов с учетом сложившейся структуры их доходов и расходов, обеспечения населению регионов более или менее сходных условий существования. Несмотря на огромную роль социальной функции бюджетного распределения, ориентация на выравнивание условий жизни населения разных регионов за счет бюджетных вливаний и перераспределений, характерная для нынешнего состояния российского бюджетного федерализма, закрепляет зависимость экономического развития регионов от Федерации, не способствует более полному использованию условий их развития.
Для снижения в долгосрочном плане региональной финансовой нагрузки на федеральный бюджет целесообразно сместить акценты федеральной бюджетной поддержки слабых в экономическом отношении регионов на всемерное содействие преодолению их отсталости. В связи с этим следует рассматривать бюджетный феде-
рализм с позиций такого бюджетного распределения финансовых ресурсов, которое дает возможность депрессивным регионам уменьшить степень бюджетной зависимости от федерального центра. Конкретным проявлением такой позиции могла бы стать федеральная поддержка региональных программ реконструкции и подъема производства, осуществления инвестиционных и инновационных проектов.
При практической реализации принципов бюджетного федерализма важно не только устанавливать пропорции распределения финансовых ресурсов между бюджетами, но и наиболее эффективно использовать разные виды распределения (трансферты, субвенции и дотации) в зависимости от их адресности и целевого назначения.
Бюджетно-налоговое регулирование не сводится только к «перекачке» доходов в федеральный бюджет и последующему распределению части бюджетных доходов между регионами. Финансовое самообеспечение как составная часть развития региона связано с более широким кругом бюджетных методов регулирования социально-экономических процессов в регионах, опирающихся на управление всей совокупностью доходов и расходов, находящихся в зоне воздействия региональных органов.1
Финансовые ресурсы, необходимые для поддержки социальной сферы региона, включают кредитные субсидии, целевые субвенции, дотации и другие виды бюджетного финансирования учреждений культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной помощи. Эти ресурсы должны создать финансовую базу, гарантирующую достижение и поддержание минимально допустимого уровня удовлетворения социальных запросов населения. Адресная ориентация этой формы бюджетного финансирования — некоммерческие организации и население. Данное направление финансово-бюджетной деятельности способствует саморазвитию экономики региона опосредовано за счет благоприятного воздействия на трудовой и интеллектуально-информационный потенциал.
Непосредственно влияет на развитие региона бюджетное регулирование размеров финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении административно-территориальных единиц, субъектов хозяйственной деятельности, предприятий, предпринимателей, самодеятельных домашних хозяйств. Установление тех или иных подведомственных региональным и местным органам власти налогов и налоговых ставок, льгот, платежей, санкций может
1 М.И. Самогородская. Систематизация методов управления реализацией региональной инвестиционной стратегии //Региональная экономика: теория и практика, 2004 г., № 10.
существенно влиять на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и усиливать или ослаблять стимулы к развитию производства.
Таким образом, для создания условий развития регионов необходимо изменение сложившихся бюджетно-финансовых отношений между Федерацией и ее субъектами, а также бюджетно-налоговых систем на региональном и местном уровнях. Последнее требуется для привлечения дополнительных, не используемых пока в должной мере источников финансовых ресурсов. Существуют реальные возможности для введения региональных местных налогов, сборов, платежей, поступления от которых будут использоваться в качестве источников средств для развития регионов. Речь идет о налогах и сборах, выплата которых, с одной стороны, посильна для плательщиков, а с другой — позволяет им полнее, открыто использовать облагаемые налогами и платежами ресурсы, чтобы получить от них доход, перекрывающий соответствующие отчисления. Подобного рода объектами налогообложения могут быть земельные участки, здания, природные источники, леса, имущество юридических и физических лиц, а также вмененные доходы от предпринимательской деятельности, доходы от операций с валютой и ценными бумагами, увеселительные и развлекательные мероприятия, заграничные поездки и другие виды удовлетворения потребностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических диспропорций в РФ: проект концепции // Регионы: экономика и социология, 2001 г., № 1.
2. Сибирская Е.В. Интеграции структуры как основа стратегии региона // Регионология. 2003 г., № 1-2.
3. Улюкаев Р.М. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 2003 г., № 3.
4. Пашманов Э.Л. Региональные финансы — составная часть финансовой системы России // Финансы и кредит. 2004 г., № 8.
5. Самогородская М.И. Алгоритм формирования механизма управления реализацией региональной инвестиционной стратегии // Региональная экономика: теория и практика. 2004 г., № 10.
6. Щеголь А., Хорошухин С. Инвестиционная политика в регион // ЭКО. 2003 г., № 5.
7. Социально-экономическое положение районов Рязанской области в 2002 г. — Статистический сборник Рязанского областного комитета государственной статистики. Рязань. 2003 г.
8. Рязанская область — Статистический сборник Рязанского областного комитета государственной статистики. Рязань. 2003 г.
9. Рязанская область в 2003 г. — Статистический сборник Рязанского областного комитета государственной статистики. Рязань. 2003 г.