Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»)'

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект / здравоохранение / финансовый контроль / модель управления / расходы на реализацию национальных проектов / national project / health care / financial control / management model / expenditures for the implementation of national projects

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б.А. Тутукова, Н.Н. Башкирова

В представленной статье приведены результаты построения модели управления и финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов на примере национального проекта «Здравоохранение». Выбор данного нацпроекта обусловлен важностью сохранения здоровья каждого гражданина нашей страны, так как именно ресурс здоровья определяет возможности функционирования человека в современных экономических, политических, психологических и климатических условиях. Сегодня система здравоохранения является основой формирования ресурса здоровья, а поддержание здоровья на должном уровне является одной из главных функций государства. По результатам проведенного исследования сформулированы выводы и предложения по оптимизации основных мероприятиях, направленных на обеспечение финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS EXPENSES FINANCIAL CONTROL: MANAGEMENT MODEL (ON THE EXAMPLE OF THE NATIONAL PROJECT «HEALTH»)

This article presents the results of building a model of management and financial control over expenditures for the implementation of national projects on the example of the national project «Health». The choice of this national project is conditioned by the importance of preserving the health of each citizen of our country, as it is the health resource that determines the possibilities of human functioning in modern economic, political, psychological and climatic conditions. Today, the health care system is the basis for the formation of health resource, and maintaining health at an appropriate level is one of the main functions of the state. Based on the results of the study, conclusions and proposals for optimization of the main activities aimed at ensuring financial control over expenditures for the implementation of national projects are formulated.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»)»

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»)

Б.А. Тутукова, студент

Н.Н. Башкирова, канд. экон. наук, доцент

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа государственного аудита (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-2-160-168

Аннотация. В представленной статье приведены результаты построения модели управления и финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов на примере национального проекта «Здравоохранение». Выбор данного нацпроекта обусловлен важностью сохранения здоровья каждого гражданина нашей страны, так как именно ресурс здоровья определяет возможности функционирования человека в современных экономических, политических, психологических и климатических условиях. Сегодня система здравоохранения является основой формирования ресурса здоровья, а поддержание здоровья на должном уровне является одной из главных функций государства. По результатам проведенного исследования сформулированы выводы и предложения по оптимизации основных мероприятиях, направленных на обеспечение финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов.

Ключевые слова: национальный проект, здравоохранение, финансовый контроль, модель управления, расходы на реализацию национальных проектов.

На сегодняшний день национальные проекты имеют огромное значение для социального и экономического развития как в целом для страны, так и для отдельных регионов. Значимость национальных проектов заключается в создании благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества посредством их реализации. Также национальные проекты способствуют достижению национальных целей развития Российской Федерации.

Важным аспектом реализации и эффективности национальных проектов является их финансирование. Эффективность управления финансами, направленными на реализацию и поддержание национальных проектов, зависит от уровня мониторинга и финансового контроля. В свою очередь, от эффективного распределения бюджета в национальные проекты зависит успешное социальное и экономическое развитие страны. Для контроля за реализацией национальных проектов и расходами, существует система государственного финансового контроля, которая позволяет

своевременно выявлять отклонения и нарушения, что обеспечивает достижение национальных целей государства. Поэтому вопрос разработки модели для эффективного контроля за расходами на реализацию национальных проектов является весьма актуальным.

Тема изучения здоровья является актуальной по сей день, так как, не смотря на достижения и новые технологии в науке и медицине, которые позволили в свое время погасить такие опасные заболевания как чума, сибирская язва и оспа, уровень здоровья продолжает варьироваться, а количество болезней не уменьшается, что является дополнительным стимулом для дальнейших поисков решений, направленных на оптимизацию повышения здравоохранения государства.

Кризисы последних лет, обрушившаяся мировая пандемия короновирусной инфекции в 2019-2021 гг., повышенная тревожность населения, привели к росту таких болезней как гипертония, ишемиче-ская болезнь, онкология и др. Растет число инсультов и заболеваний сердца. Все это

ставит здравоохранение на пути поиска новых решений сокращения вспышек заболеваемости, их нейтрализации или предотвращения и профилактики.

Национальный проект «Здравоохранение 2019-2024 гг.» принят 24.12.2018 г. Он направлен на поддержание общего уровня здоровья населения, обеспечение устойчивого развития численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности, повышение основных медицинских показателей. На сегодняшний день он является одним из наиболее важных национальных проектов в РФ.

Целью данной работы является изучение финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов и разработка модели управления на примере нацпроекта «Здравоохранение».

В процессе проведения данного исследования были использованы следующие методы: абстрактно-логический (для теоретического обобщения исследований и обоснования выводов); статистико-экономические (для расчета абсолютных и относительных показателей исполнения бюджета национальных проектов); расчет-но-конструктивный и сравнения (для анализа исполнения расходов бюджета, направленных на реализацию национальных проектов).

Результаты исследования

На сегодняшний день одним из важных показателей развития человека и его взаимодействия с окружающим миром является здоровье. Это обусловлено тем, что здоровье человека является залогом его благополучия, работоспособности, гармоничного психологического состояния, успехов и возможностей для функционирования и поддержания устойчивого положения в окружающем обществе.

Сегодня здоровье рассматривается как социально-экономическая категория и важный элемент национального богатства страны. Здоровье рассматривается как ресурс, создающий материальные блага для экономики и воспроизводства страны.

При этом стоит отметить, что не только здоровье оказывает влияние на национальное богатство и социально-экономическое состояние государства, но и само государство, его политическая обстановка, кризисы в социальной, экономической, культурной сферах, в свою очередь, также оказывают негативное влияние на уровень здоровья граждан.

Для решения вопросов улучшения здоровья населения, повышения показателей деятельности организаций здравоохранения, модернизации технологической базы организаций здравоохранения, внедрения 1Т-технологии был принят в 2018 г. Национальный проект «Здравоохранение». В рамках данного проекта реализуется 9 федеральных проектов (рис. 1).

Национальный проект «Здравоохранение»

/

Л--л'

развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи

развитие экспорта медицинских услуг

развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям

Федеральные проекты

борьба с '

сердечно-сосудистыми i заболеваниями '

модернизация первичного звена здравоохранения

развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий

борьба с онкологическими заболеваниями

обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами

создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ);

/

Рис. 1. Федеральные проекты по НП «Здравоохранение» [2] International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 11-2 (86), 2023

Проанализируем эффективность реализации национального проекта «Здравоохранение» за 2020-2022 гг. Исполнение бюджета по национальному проекту «Здравоохранение» представлено в таблице 1.

Таблица 1. Исполнение бюджета ^ по НП «Здравоохранение» за 2019-2022^ гг. [3; 5; 7]

Показатель, млрд. рублей 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

§ 1 © Абсолютное отклонение, +, - , млрд. руб. (Выполнение плана, %) § 1 © Абсолютное отклонение, +, - , млрд. руб. (Выполнение плана, %) § 1 © Абсолютное отклонение, +, -, млрд. руб. (Выполнение плана, %) § 1 © Абсолютное отклонение, +, -, млрд. руб. (Выполнение плана %)

Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи 10,9 9,9 -1,0 (90,83%) 11,1 9,9 -1,2/ (89,19%) 13,1 12,7 -0,4 (96,8%) 13,3 13,1 -0,2 (98,49%)

Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями 15,9 13,5 -2,4 (84,91%) 17,9 18,1 0,2 (101,12%) 19,9 18,2 -1,7 (91,4%) 20,1 19,9 -0,2 (99,00%)

Борьба с онкологическими заболеваниями 169,7 168, 8 -0,9 (99,47%) 177,3 175,9 -1,4 (99,21%) 186, 6 180,9 -5,7 (96,9%) 189,7 185, 3 -4,4 (97,68%)

Развитие детского здравоохранения 27,8 24,3 -3,5 (87,41%) 30,5 26,4 -4,1 (86,56%) 31,8 27,5 -4,3 (86,2%) 33,7 32,3 -1,4 (95,85%)

Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами 3,0 2,9 -0,1 (96,67%) 3,2 3,0 -0,2 (93,75%) 3,5 3,47 -0,03 (99,7%) 3,9 3,5 -0,4 (89,74%)

Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий 10,9 10,8 -0,1 (99,08%) 11,1 10,9 -0,2 (98,20%) 11,3 11,3 0,00 (100%) 11,5 11,5 0,00 (100%)

Создание единого цифрового контура в здравоохранении (ЕГИСЗ) 14,5 14,1 -0,4 (97,24%) 15,5 14,9 -0,6 (96,13%) 17,7 15,7 -2,0 (88,9%) 17,9 17,8 -0,1 (99,44%)

Развитие экспорта медицинских услуг 0,023 0,02 3 0,0 (100,00%) 0,025 0,025 0,0 (100,00%) 0,02 7 0,027 0,0 (100%) 0,029 0,02 9 0,00 (100%)

Итого 252,7 2 244, 32 -8,4 (96,68%) 266,63 259,13 -7,5 (97,19%) 283, 93 269,79 -14,14 95,02%) 290,1 3 283, 43 -6,7 (97,69%)

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что в рамках национального проекта «Здравоохранение» бюджет в 2019 году был реализован на 96,68%. Так запланированный бюджет составил 252,72 млрд. рублей, а фактически реализовано было в 2019 году 244,32 млрд. рублей, на 8,4 млрд. рублей меньше запланированных значений.

В 2020 году бюджет проекта составил 266,63 млрд. рублей, реализовано было 259,13 млрд. рублей на 7,5 млрд. рублей меньше запланированных значений. Процент выполнения плана составил 97,19%. На 2021 год бюджет проекта составил 283,93 млрд. рублей, реализовано было 269,79 млрд. рублей, на 14,14 млрд. рублей

меньше запланированных значений. Выполнение плана составило 95,02%. На 2022 год бюджет проекта составил 290,13 млрд. рублей, реализовано было 283,43 млрд. рублей, на 6,7 млрд. рублей меньше запланированных значений. Выполнение плана составило 97,69%.

Для примера рассмотрим фактические и прогнозируемые показатели исполнения бюджета нацпроекта «Здравоохранение» по двум направлениям: развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Диаграммы, построенные по данным таблицы 1 для этих направлений представлены на рисунке 2.

Ж Ж 1 Ш Ш 1

ПППППППП

2019 2019 2020 2020 2021 2021 2022 2022 (План) (Факт) (План) (Факт) (План) (Факт) (План) (Факт)

■ Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи

19.9- 20.1_ 19.9_

ПППППППП

2019 2019 2020 2020 2021 2021 2022 2022 (План) (Факт) (План) (Факт) (План) (Факт) (План) (Факт)

■ Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Рис. 2. Фактические и прогнозируемые значения показателей исполнения бюджета по проекту «Здравоохранение» (развитие системы оказания медико-санитарной помощи и борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями), в млрд. рублей.

Из данных диаграмм видно, что бюджет на развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи в 2019 году по плану составил 10,9%, реализовано было 9,9 млрд. рублей, на 1 млрд. рублей ниже запланированного значения. Процент выполнения плана составил 90,83%. В 2020 году бюджет плану составил 11,1 млрд. рублей, фактически было реализовано 9,9 млрд. рублей на 1,2 млрд. рублей меньше, что говорит о том, что план был выполнен на 89,19%. В 2021 году из запланированных 13,1 млрд. рублей было реализовано 12,7 млрд. рублей, на 0,4 млрд. рублей ниже плановых значений. Таким образом, к

концу рассматриваемого периода план по программе был выполнен на 96,8%. В 2022 году из запланированных 13,3 млрд. рублей было реализовано 13,1 млрд. рубле й, на 0,2 млрд. рублей ниже плановых значений. Таким образом, к концу рассматриваемого периода план по программе был выполнен на 98,49%.

Бюджет на мероприятия по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями в 2019 году по плану составил 15,9 млрд. рублей, из них было реализовано 13,5 млрд. рублей на 2,4 млрд. рублей меньше, процент выполнения плана составил 84,91%. В 2020 году по плану бюджет со-

ставил 17,9 млрд. рублей, реализовано было 18,1 млрд. рублей на 0,2 млрд. рублей выше запланированных значений, процент выполнения плана составил 101,12%. В 2021 году запланированный бюджет составил 19,9 млрд. рублей, реализовано фактически было на 1,7 млрд. рублей меньше 18,2 млрд. руб., что говорит о том, что к концу периода процент выполнения плана составил 91,4%. В 2022 году запланированный бюджет составил 20,1 млрд. рублей, реализовано фактически было на 0,2 млрд. рублей меньше 19,9 млрд. руб., что говорит о том, что к концу периода процент выполнения плана составил 99%.

В таблице 1 также приведены данные по бюджетам на мероприятия по борьбе с онкологическими заболеваниями, на развитие детского здравоохранения, на обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, на развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий, на создание единого цифрового контура в здравоохранении (ЕГИСЗ), а также на развитие экспорта медицинских услуг в рассматриваемом периоде с 2019 по 2022гг. Практически по всем направлениям бюджета наблюдается невыполнение прогнозируемых показателей в том или ином объеме. Исключение составляет бюджет на развитие экспорта медицинских услуг в рассматриваемом периоде, который был выполнен на 100%. Реализовано было в 2019 году 23 млн. рублей, в 2020 году - 25 млн. рублей, в 2021 году 27 млн. рублей, в 2022 году 29 млн. рублей.

Для оптимизации финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов рассмотрим внедрение единой цифровой медицинской платформы. В процессе управления системой здравоохранения важную роль играет эффективная информатизация управления здравоохранением в РФ.

Рассмотрим пилотный проект внедрения «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)» для СКФО. Пилотный проект направлен на оптимизацию проблем с решениями с перебоями медицин-

ских препаратов и лекарственных средств, длительностью ожидания скорой помощи и сложности попадания на прием в свою взрослую или детскую поликлинику рассмотрим внедрение единой цифровой медицинской платформы.

Алгоритм внедрения проекта:

1) разработка проекта «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)» учреждением ГБУ «Малый бизнес СКФО» (МБМ), входящим в состав Департамента предпринимательства и инновационного развития СКФО в качестве пилотного проекта для медицинских учреждений городов СКФО.

2) расчет затрат проекта «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)» за счет бюджета СКФО.

3) прикрепление медицинских учреждений СКФО к платформе «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)».

4) прикрепление других регионов к программе платформы «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)» (Московская область, Ленинградская область, ЯНАО, Тюменская область, ХМАО, Челябинская область, Приморский край).

5) прикрепление всех остальных регионов России к проекту «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)».

В случае успешной реализации проекта, данный проект можно будет применять на всей территории России.

Задачи проекта:

- решение проблемы с перебоями медицинских препаратов и лекарственных средств;

- решение проблемы длительного ожидания скорой помощь;

- решение проблемы сложности попадания на прием в свою взрослую или детскую поликлинику.

Проведем оценку реализации проекта. В таблице 2 приведены затраты на приобретение и установку «Платформа ЕМП (Единая медицинская платформа)» для РФ. Калькуляция затрат рассчитана для внедрения в качестве пилотного проекта в медицинских учреждениях СКФО. Всего в СКФО 245 лечебных учреждений (больниц и стационаров). Стоимость технологии 855000 рублей, покупается и оплачи-

вается единожды для дальнейшего приме- нения во всех учреждениях.

Таблица 2. Затраты на запуск платформы «Платформа ЕМП (Единая медицинская

платформа)» [1; 4; 6]

Показатель Общая сумма, рубли

Стоимость основной технологии (покупка модуля) 855 000

Приобретение терминалов для безналичной оплаты 3 675 000

Курс обучения по работе с системой (единожды) 2 450 000

Оперативная установка 2 450 000

Монтаж и накладка программы 2 450 000

Итого 1 188 000

Объемы финансирования на запуск «Платформы ЕМП (Единая медицинская платформа)» представлена в таблице 3.

Таблица 3. Структура финансирования на запуск «Платформы ЕМП (Единая медицинская платформа)» [1; 4; 6]__

Источник Сумма, рублей Структура, %

Средства СКФО 10 692 000 90

Инвестиционные средства 1 188 000 10

Итого 11 880 000 100

На финансирование проекта из средств бюджета СКФО идут денежные средства в размере 10692000 рублей, инвестиционные средства в размере 1188000 рублей.

Проведем оценку реализации проекта запуска платформы «Платформа ЕМП (Единая медицинская платформа)» (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 - Исходные данные для оценки реализации проекта запуска платформы

Период реализации проекта, Денежный поток,

месяц рублей

-11 880 000

(за счет собственных средств)

1 1 400 000

2 1 500 000

3 1 600 000

4 1 700 000

5 1 800 000

6 1 900 000

7 2 000 000

8 2 100 000

9 2 200 000

10 2 300 000

11 2 400 000

12 2 500 000

Для оценки данного проекта рассчитаем показатель чистой приведенной стоимости (МРУ) при ставке дисконтирования 11%.

щру _ уп мср _ 11880000 1400000 ^ 1500000 1600000 1700000 1800000

^1 = 0 (1+0,11)° (1+0,11)! (1+0,11)2 (1+0,11)3 (1+0,11)4 (1+0,11)5 1900000 2000000 ^ 2100000 2200000 2300000 2400000 2500000

(1+0,11)6 (1+0,11)^ ' (1+0,11)^ ' (1+0,11)^ ' (1+0Д1)10 ' (1+0Д1)11 ' (1+0,11)

71782,13 (рублей).

Сумму доходов рассчитаем нарастающим итогом. Расчёт производится до того момента, пока сумма доходов не превысит капиталовложения. Сумма доходов за первые два месяца составляет 1 400 000+1 500 000=2 900 000 (рублей). Данной суммы недостаточно для покрытия инвестиций.

Сумма доходов за первые три месяца равна

1 400 000+1 500 000+1 600 000=4 400 000 (рублей). Данная сумма также не покрывает инвестиционные вложения в размере 11 880 000 руб.

Сумма доходов за первые четыре месяца есть

1 400 000+1 500 000+1 600 000+1 700 000=6 200 000 (рублей). Доход, полученный за четыре месяца, не позволяет покрыть инвестиционные вложения.

Сумма доходов за первые пять месяцев составит 8 000 000 руб., что не покрывает инвестиции.

Доходы за шесть составят 9 900 000 руб. Данной суммы недостаточно для покрытия инвестиций.

За семь месяцев сумма доходов составит 11 900 000 руб. Данная сумма превышает инвестиционные вложения, что позволяет осуществить их покрытие. Графически срок окупаемости проекта представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Срок окупаемости проекта внедрения «Платформы ЕМП (Единая медицинская

платформа)»

Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что окупаемость проекта составит 7 месяцев.

Важным показателем эффективности любого проекта является рентабельность инвестиций (Р1). Рентабельность инвестиций найдем по формуле:

PI =

NPV+K К

где К - объем капиталовложений (инвестиций). Получим

Р1 = (71 782,13+11 880 000)/11 880 000 = 1, 01. Так как Р1 = 1,01 >1, проект является эффективным.

Таким образом, получаем, что предложенный проект запуска платформы «Платформа ЕМП (Единая медицинская платформа)» является эффективным, окупается за 7 месяцев и принесет дополнительный доход.

Данный пилотный проект в рамках учреждений СКФО направлен на оптимизацию проблем с решениями с перебоями медицинских препаратов и лекарственных средств, длительностью ожидания скорой помощи и сложности попадания на прием в свою взрослую или детскую поликлинику рассмотрим внедрение единой цифровой медицинской платформы.

Показатели проекта рассчитаны на примере для внедрения в медицинские учреждения СКФО платформы «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)». После прикрепления к платформам медицинских учреждений СКФО к программе будет осуществлено прикрепление сильных регионов (Московская область, Ленинградская область, ЯНАО, Тюменская область, ХМАО, Челябинская область, Приморский край). На заключительном этапе проекта к платформе планируется прикрепление всех остальных регионов России.

Выводы

Здоровье является важнейшим фактором работоспособности и гармонического развития человеческого организма, а высокий уровень физической, психической и умственной дееспособности населения, в свою очередь, служит важнейшим залогом развития полноценного общества.

В качестве основных мероприятиях, направленных на оптимизацию финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов: можно отнести: применение концепций эффективных при-

емных отделений и внедрение платформы ЕМП (единой медицинской платформы)». Данный пилотный проект в рамках учреждений СКФО направлен на оптимизацию проблем с решениями с перебоями медицинских препаратов и лекарственных средств, длительностью ожидания скорой помощи и сложности попадания на прием в свою взрослую или детскую поликлинику рассмотрим внедрение единой цифровой медицинской платформы.

Показатели проекта рассчитаны на примере для внедрения в медицинские учреждения СКФО платформы «Платформы ЕМП (единой медицинской платформы)». После прикрепления к платформам медицинских учреждений СКФО к программе будет осуществлено прикрепление сильных регионов (Московская область, Ленинградская область, ЯНАО, Тюменская область, ХМАО, Челябинская область, Приморский край). На заключительном этапе проекта к платформе планируется прикрепление всех остальных регионов России. Предложенный проект мероприятий является эффективным и окупается за 7 месяцев.

Библиографический список

1. Единая цифровая платформа в здравоохранении: консолидированный опыт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://itforum.admhmao.ru/upload/iblock/0ad/Edinaya-tsifrovaya-platforma.-MIS-_Elovikov-I.V._.pdf (дата обращения 16.11.2023).

2. Национальный проект «Здравоохранение». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// strategy24.ru/rf/health/projects/natsюnalnyy-pшekt-zdravookhranenie?ysclid=le39vum2ob824627333 (дата обращения 16.11.2023).

3. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72085920/?ysclid=le39vsnyf7111520355 (дата обращения 16.11.2023).

4. Резидент «Сколково» внедрил телемедицинскую платформу с элементами ИИ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/rezident-skolkovo-vnedril-telemeditsinskuyu-platformu-s-elementami-ii?ysclid=lhrjf5ye5h872134846 (дата обращения 16.11.2023).

5. Служба здоровья. Паспорта регионов Российской Федерации. Показатели и результаты. Итоги 2021 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/060/073/original/%D0%91%D1%83%D0% BA%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8_2021_%D 0%В3(^0%ВЕ(^0%В4(^0%В0^т655456575 (дата обращения 16.11.2023).

6. Сколково. Медиацентр. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sk.ru/news/ (дата обращения 16.11.2023).

7. Федеральная служба государственной статистики РФ. Здравоохранение. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения 16.11.2023).

8. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России - 2022 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b22_01/Main.htm (дата обращения 16.11.2023).

IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS EXPENSES FINANCIAL

CONTROL: MANAGEMENT MODEL (ON THE EXAMPLE OF THE NATIONAL

PROJECT «HEALTH»)

B.A. Tutukova, Student

N.N. Bashkirova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Moscow State University, Higher School of State Audit (Russia, Moscow)

Abstract. This article presents the results of building a model of management and financial control over expenditures for the implementation of national projects on the example of the national project «Health». The choice of this national project is conditioned by the importance of preserving the health of each citizen of our country, as it is the health resource that determines the possibilities of human functioning in modern economic, political, psychological and climatic conditions. Today, the health care system is the basis for the formation of health resource, and maintaining health at an appropriate level is one of the main functions of the state. Based on the results of the study, conclusions and proposals for optimization of the main activities aimed at ensuring financial control over expenditures for the implementation of national projects are formulated.

Keywords: national project, health care, financial control, management model, expenditures for the implementation of national projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.