Научная статья на тему 'Финансовый консалтинг как регулятор связей между субъектами рынка финансовых услуг'

Финансовый консалтинг как регулятор связей между субъектами рынка финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ / INFRASTRUCTURE OF THE FINANCIAL MARKET / FINANCIAL INSTRUMENTS / PENSION REFORM / FINANCIAL CONSULTING IN THE FIELD OF NON-STATE PENSION FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбатиков Виталий Андреевич

В статье автор раскрывает сущность финансового консалтинга как сервисной отрасли рынка финансовых услуг. Исследует различные варианты соответствующего консультирования физических лиц, в том числе анализирует его специфику в условиях преобразований в рамках реформы пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial advisers as regulator relations between subjects of financial services market

The author reveals the essence of financial consulting service industries as financial services market. Explores various options appropriate counseling individuals, including analyzes of its specificity in terms of transformations in the reform of the pension system.

Текст научной работы на тему «Финансовый консалтинг как регулятор связей между субъектами рынка финансовых услуг»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

129

В.А. ГОРБАТИКОВ

Виталий Андреевич ГОРБАТИКОВ — аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ.

В 2012 г. окончил Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

^ ^ ^

ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК РЕГУЛЯТОР СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ* *

Возникающее между субъектами взаимодействие по распределению финансовых потоков, купли-продаже свободных ценных бумаг обеспечивается за счет посреднических услуг, предоставляемых финансовым рынком, ключевыми параметрами существования которого являются движение денежных средств от их владельцев к потенциальным пользователям, взаимовыгодное размещение таких средств, а также надлежащий контроль органов государственного регулирования. Создание организационной структуры в данном случае — необходимая основа для дальнейшего существования и активного развития рынка финансовых услуг. Государство формирует соответствующий механизм на базе институциональной модели, передавая каждому субъекту определенные функции.

Важным средством стимулирования участия населения на финансовом рынке является определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке. Одним из источников выплат гражданам предусматривается компенсационный фонд, который будет формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам, и в случае недостаточности средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования государственных средств на соответствующие цели.

Тесная взаимосвязь всех секторов финансового рынка, растущий перечень мероприятий по государственному регулированию и активное формирование новых комплексных финансовых услуг — все это требует существенной информационной и консультационной поддержки на всех уровнях оказания услуг.

Совокупность институтов, обслуживающих сделки с финансовыми инструментами, осуществляемые в интересах, с участием операторов рынка, составляет инфраструктуру финансового рынка [2]. Уровень развития инфраструктуры, степень качественного взаимодействия участников рынка, в том числе институциональных и других инвесторов, во многом определяют эффективность его развития. Согласно Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р, для решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуются:

внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

ГРНТИ 06.71.51 © В.А. Горбатиков, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. М.В. Сиговой.

130

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматриваются:

унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

Объектами финансового рынка выступают финансовые услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам, связанные с трансформацией средств в денежный капитал, операции с финансовыми активами, осуществляемые для сохранения стоимости финансовых активов или получения прибыли в интересах третьих лиц. Ценные бумаги, страховые полисы, банковские кредиты, безналичные расчеты — это финансовые инструменты, являющиеся объектами финансовых услуг.

В современных условиях, согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), финансовый инструмент — договор или контракт, в результате которого у одной стороны появляется финансовый актив, а у другой — финансовое обязательство или долевой инструмент. Формально финансовый инструмент — это реальный (на бумаге) или виртуальный (в виде электронной записи) документ, представляющий вышеуказанный договор.

Финансовые инструменты можно разделить на две основные группы:

• первичные (cash instruments), т. е. различные формы договоров купли-продажи, аренды финансового актива (денежных средств, имущества, готовой продукции и т. д.);

• вторичные или производные (derivatives) — финансовые инструменты (договоры), объектом которых является какой-то базисный актив. Базисным активом могут быть: ценные бумаги (акции, облигации), валюта, биржевой товар (пшеница, драгоценные металлы), фондовый индекс (Dow Jones, Nikkei 225), процентная ставка (LIBOR) или другой дериватив (фьючерс).

Владельцы денежных ресурсов, пользователи, посредники и государственные органы контроля являются субъектами рынка финансовых услуг. Инвестиционные фонды, кредитные организации, банки, лизинговые и страховые компании — это финансовые учреждения, выступающие посредниками в заключении соглашений на финансовом рынке.

В современных условиях хозяйствования ключевую роль играют следующие сегменты финансового рынка: кредитный рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок инвестиций и страховой рынок, сюда же можно отнести рынок финансового консалтинга.

Проведенные исследования подтверждают связь развития рынка финансовых услуг с развитием и эффективным функционированием банковской сферы. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года приток средств населения и нефинансовых организаций к банковскому сектору предполагается обеспечить как за счет снижения кредитных ставок, так и за счет снижения рисков кредитования реального сектора [3]. При этом основной упор делается на увеличение сроков кредитования. Основным инструментом в данном направлении должны стать пенсионные накопления. Как заявлено в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р, именно эффективно проводимая реформа пенсионной системы представляет собой неотъемлемый элемент сбалансированной бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде времени [4].

Так, финансовое консультирование клиентов негосударственных пенсионных фондов сохраняет в себе большой потенциал по развитию рынка финансовых услуг и, одновременно, удовлетворению потребностей социального характера. Так же как и в системе медицинского страхования, возможность

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

131

выбора контрагента Негосударственного пенсионного фонда (далее — НПФ) становится тем фактором, который во многом определяет рыночную конкурентоспособность услуг пенсионного страхования.

Одним из признаков повышения уровня жизни в стране, а также показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции, является участие населения в финансовом рынке. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций.

Агентство по страхованию вкладов реализует одну их таких социально значимых финансовых услуг — страхование пенсионных накоплений, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» [6]. Так, обеспечение прав и интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ в процессе формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, установления и осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений — основная цель данного Закона.

Профессиональное создание и администрирование пенсионных планов и социальных программ, расчет и оптимизация финансовых потоков и налоговой нагрузки юридического лица, выбор пенсионного фонда, определение соответствующих критериев, помощь в построении взаимоотношений с ним, в том числе в случае расторжения договора, — основная задача финансового консультирования в данной области. Необходимо рассматривать все существующие гарантии сохранности перечисленных фонду средств, а также степень надежности пенсионного фонда. Владея информацией о том, какие фонды имеют больше собственных средств, больше участников, получающих пенсию, больший стаж работы на рынке и наиболее профессиональных работников, можно принять оптимальное решение, как с наименьшими потерями получить наиболее широкий комплекс услуг.

В отношении физических лиц финансовый консалтинг выступает в роли эксперта по пенсионным вопросам и рекомендует рассмотреть перспективы увеличения пенсии. Решение о переводе накопительной части в НПФ и об участии в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений физическое лицо принимает самостоятельно. Таким образом, финансовый консалтинг выполняет сразу несколько функций: повышает уровень «пенсионной» грамотности населения, помогает застрахованному лицу определиться с выбором организации, формирующей накопительную часть его пенсии, разъясняет, что такое государственное софинансирование и как принять в нем участие, помогает гражданам заполнить заявление и передать его в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР). Задача финансового консалтинга в данном случае — это консультация и помощь гражданам в заключении договоров обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Особенно значимым финансовый консалтинг в сфере Негосударственных пенсионных фондов представляется ввиду последних преобразований в вопросе накопительной части пенсии. Принятое осенью 2013 г. Кабинетом министров и одобренное Президентом РФ решение о замораживании пенсионных накоплений граждан в 2014 г., а также принятое 5 августа 2014 г. решение о его продлении на 2015 г. вызывает множество вопросов о дальнейшем существовании и развитии сферы негосударственного пенсионного страхования.

По заявлению министра труда Максима Топилина, при обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР Правительство РФ приняло решение направить в 2015 г. средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы. По утверждению министра труда, данный шаг предпринят в рамках социального страхования граждан: «Необходимо особо отметить, что данный маневр не связан с каким-либо дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление ее солидарного характера в рамках стандартных подходов к социальному страхованию граждан» [1]. Кроме того, он отметил низкую эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав сограждан посредством этого механизма: «Зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат (на стадии выплаты)» [5].

132

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Он пояснил, что выгоду в данном случае получают только финансовые организации, поскольку им в обязательном порядке перечисляются взносы граждан в огромных объемах, тогда как никакой реальной ответственности, в том числе в виде взимания с них процентов за пользование взносами граждан, они не несут. «Функционал, выполняемый финансистами в данном случае, сводится к посредничеству», — заявил Максим Топилин [7].

Таким образом, те взносы, которые в 2015 г. должны были пойти в накопительную составляющую, планируется направить в распределительную составляющую. Накопительные взносы за 2014 г. в размере 243,9 млрд руб. были переданы Пенсионному фонду РФ на текущие выплаты пенсий [5]. В свою очередь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил до 1 ноября 2014 г. разработать предложения об инвестировании пенсионных средств в ценные бумаги высокотехнологичных компаний, а также в паи венчурных инвестиционных фондов, тогда как в настоящее время пенсионные средства можно размещать только на депозитах и фондовом рынке в акции из котировального списка биржи высшего уровня. Соответствующее поручение опубликовано 13 августа 2014 г. на сайте Правительства РФ. Свои предложения по этому вопросу должны представить Центральный банк, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и институты развития.

На данный момент работодатель отчисляет 22 % от заработной платы сотрудника (от фонда оплаты труда) в Пенсионный фонд. Эти 22 % делятся на две составляющие: 6 % — накопительная пенсия (у тех, кто не изъявил желания направлять накопительную часть в конкретный НПФ, хранится во Внешэкономбанке, у остальных — на счетах в НПФ или управляющих компаниях), еще 16 % направляются в солидарную пенсию на выплаты пенсионерам. При этом накопительная часть носит обязательный характер и является неотъемлемой долей страховых взносов.

По словам Максима Топилина, Министерство труда подготовило проекты решений для стимулирования перехода на добровольную накопительную пенсию. Иными словами, с большой долей вероятности гражданин сам будет заключать договор с НПФ или управляющей компанией и переводить определенную часть своих доходов на личный пенсионный счет. При данном варианте развития событий трудно переоценить роль квалифицированной помощи, которую может оказать финансовый консалтинг по негосударственному пенсионному страхованию, выполняя безусловно значимую социально-образовательную функцию.

Кроме того, упростить решение задач по выбору поставщика услуги, минимизировать административные и бюрократические процедуры должны современные информационные технологии и, в частности, порталы государственных услуг.

В сфере обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) конкурентная составляющая финансовой услуги реализуется посредством возможности выбора страховой медицинской организации. Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на: бесплатное получение в определенном объеме медицинской помощи, предоставляемой медицинскими организациями; выбор и замену страховой медицинской организации; выбор врача, получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи территориальным фондом; защиту своих прав и законных интересов в сфере ОМС.

К сожалению, существующая практика оформления страховых полисов в процессе реализации государственных услуг не содержит достаточного информационно-консультационного сопровождения застрахованного лица, не использует практику рейтингования страховщиков — необходимые конкурентные условия для одного из самых массовых сегментов финансового рынка не созданы. Окончательное решение по выбору страховой компании зависит только от финансовой грамотности и рыночной ориентированности потребителя услуги, а по факту — происходит случайным образом.

Таким образом, финансовый консалтинг в данном его рассмотрении выполняет функцию социально значимого элемента рынка финансовых услуг, характерной особенностью которого на постоянной основе должно стать соблюдение принципов социальной ответственности перед его субъектами.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

133

ЛИТЕРАТУРА

1. Домчева Е. Пенсионные накопления заморозят еще на год [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 5 авг. URL: http://www.rg.ru/2014/08/05/pensii-site.html

2. Осиповская А., Чернухина И. Финансовые рынки и институты. М.: Экономика, 2011. 318 с.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Смирнов С. Правительство решило заморозить накопительную часть пенсии // Ведомости. 2014. 5 авг.

6. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Шохина Е. Пенсионная реформа подошла к концу // Эксперт Online. 2014. 5 авг. URL: http://expert.ru/2014/ 08/5/pensionnaya-reforma-podoshla-k-kontsu

8. Сигова М.В. Рынок консалтинговых услуг как элемент внешней среды предприятий национальной экономики // Журнал правовых и экономических исследований. 2009. № 1. С. 110-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.