Научная статья на тему 'Финансовый инструментарий государственного регулирования инновационного потенциала регионов'

Финансовый инструментарий государственного регулирования инновационного потенциала регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / STATE FINANCIAL REGULATION / STATE FINANCIAL SUPPORT / INNOVATION POTENTIAL / FINANCIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писаренко К. В., Полиди А. А.

В статье рассмотрена роль и значение финансового инструментария государственного регулирования инновационного потенциала территорий, предложена классификация финансового инструментария регулирования инновационного развития регионов, выявлены недостатки и предложены направления повышения эффективности финансового инструментария государственного регулирования инновационного потенциала территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Писаренко К. В., Полиди А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INSTRUMENTS FOR STATE REGULATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF REGIONS

The article considers the role and significance of financial instruments for state regulation of innovative potential of territories, offers a classification of financial instruments for regulating innovative development of regions, identifies shortcomings and suggests ways to improve the effectiveness of financial instruments for state regulation of innovative potential of territories.

Текст научной работы на тему «Финансовый инструментарий государственного регулирования инновационного потенциала регионов»

Финансовый инструментарий государственного регулирования инновационного

потенциала регионов Financial instruments for state regulation of innovative potential of regions

УДК 336.15 DOI 10.24411/2658-3569-2020-10049

Писаренко К.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес процессов и экономической безопасности, НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ» (г.Краснодар), e-mail: pisarenko-kv@rambler.ru

Полиди А.А.,

доктор экономических наук, профессор ведущий научный сотрудник НОЦ «Учетно-аналитическое обеспечение инновационного развития региона», ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», e-mail: apolidi@mail.ru

Pisarenko K.V.

Polidi A.A.

Аннотация. В статье рассмотрена роль и значение финансового инструментария государственного регулирования инновационного потенциала

территорий, предложена классификация финансового инструментария регулирования инновационного развития регионов, выявлены недостатки и предложены направления повышения эффективности финансового инструментария государственного регулирования инновационного потенциала территорий.

Summary. The article considers the role and significance of financial instruments for state regulation of innovative potential of territories, offers a classification of financial instruments for regulating innovative development of regions, identifies shortcomings and suggests ways to improve the effectiveness of financial instruments for state regulation of innovative potential of territories.

Ключевые слова: финансовый инструментарий, государственное финансовое регулирование, государственная финансовая поддержка, инновационный потенциал Keyword: financial instruments, state financial regulation, state financial support, innovation potential.

Современный вектор экономического развития обуславливает

необходимость активного участия государства в развитии инновационной сферы страны и регионов. Обозначим, что государство одновременно выступает и как субъект экономических отношений, и как органа регуляторного воздействия и его следует рассматривать не в контексте величины и интенсивности, а в контексте достижения финансовой эффективности и результативности стимулирования данной сферы.

В связи чем, под государственной финансовой поддержкой инновационной деятельности предлагаем понимать применение совокупности финансовых инструментов, обеспечивающих повышение экономической заинтересованности всех участников инновационного процесса в разработке и продвижении продукции с новыми потребительскими свойствами. Необходимость государственного регуляторного воздействия на процесс развития инновационной деятельности обусловлена большим числом факторов, препятствующих ее развитию (недостаток собственных финансовых ресурсов, недостаточный уровень эффективности финансовой поддержки со стороны государства, низкий спрос инновационные товары, работы, услуги, высокая затратоемкость нововведений, высокий уровень экономического риска), и одновременной неспособностью рынка их устранить самостоятельно[1]. Выбор государством инструментария финансовой поддержки инновационной деятельности должен исходить из сопоставления их с факторами риска с целью снижения его уровня, а также должен воздействовать на возникающие стимулы у субъектов этой деятельности (рис.1).

В основу представленной классификации инструментов государственной финансовой поддержки субъектов-участников инновационного процесса заложены основополагающие

- базисные элементы такие как:

- объект поддержки (вид экономической деятельности, размер предприятия);

- уровень развития рынка (инструментарий финансирования внутреннего и/или внешнего рынка);

- степень открытости и прозрачности информации (явные, скрытые); уровень рынка (внутренние, внешние);

- механизм предоставления (инструменты прямой и косвенной государственной поддержки).

Приведенная классификация инструментов государственной финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности сложившаяся в России свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к их предоставлению. Так, косвенные методы финансового стимулирования охватывают лишь начальные стадии инновационного процесса, связанные с научными разработками и исследованиями и практически не распространяются на этапы внедрения инноваций в производство и их распространение, в равной степени, как и косвенные, прямые методы финансового регулирования целевые субсидии предоставляются в основном научным коллективам на только на НИОКР [2]. Сопровождение инновационной деятельности реализуется преимущественно в форме субсидирования процентных ставок по кредитам в ограниченном объеме, что не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на материалоемкую и фондоемкую инновационную деятельность хозяйствующих субъектов на субфедеральном уровне.

В результате, стадии коммерциализации и распространения инновационного продукта действующими мерами государственной финансовой поддержки регулируемы в малой степени, что представляется существенным недостатком в формируемом механизме инновационного развития экономики[3].

Считаем, что с позиции экономической эффективности недостаточно разработать научную идею и создать инновационный продукт, его необходимо внедрить в производство, а затем предоставить целевому потребителю в виде конкурентоспособного продукта. Следовательно, и инструментарий государственной финансовой поддержки инновационной деятельности должен быть ориентирован на прохождение всех этапов инновационного цикла от идеи до продукта и основываться на разработке и обеспечении качественного государственного мониторинга инновационной активности хозяйствующих субъектов территорий, своевременной идентификации диспропорций

в динамике развития инновационных организаций (в секторальном разрезе) и адаптации инструментария государственной финансовой поддержки основанном на принципах предоставления, критериях отбора субъектов форм и механизма государственной финансовой поддержки.

Таблица. 1 — Адаптивный инструментарий государственной финансовой поддержки инновационной деятельности

Показ ат е л ь Хар акт ерис тика

Принципы государственной финансовой поддержки соответствие стратегическим направлениям развития экономики региона: соответствие направлениям промышленной политики отрасли.

Критерии отбора. субъектов государственной поддержки принадлежность к сектору экономики с выраженным социально-экономическим эффектом

Формы финансовой поддержки - налоговые льготы: -бюджетные субсидии: - целевые гранты: - государственный заказ: - прочие

Также читаем, что не менее важным критерием эффективности государственной финансовой поддержки является

- временной интервал предоставления форм финансовой поддержки;

- конкурсный характер распределения бюджетных субсидий, направленных, в первую очередь, в сферу государственного инвестирования;

- интеграционное воздействие налоговых льгот и бюджетных субсидий в зависимости от потребности субъектов инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса;

- прозрачность как при вынесении решений о предоставлении государственной поддержки, так и при контроле ее использования;

- обязательность регулярной оценки действующих программ государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на региональном уровне с целью принятия решения на регионально уровне о пролонгации мер государственной финансовой поддержки и/или изменения условий (прекращения) их предоставления[4].

Соответственно, финансовой основой инструментов стимулирования инновационного развития являются, в основном, средства федерального бюджета. В результате, Центр довольно жестко определяет свою лидирующую роль в предоставлении этих инструментов и далеко не всегда это бывает эффективно, поскольку большинство решений носит локальный характер, имеет местную специфику и должно решаться относительно оперативно на региональном уровне. При этом эффект от государственного

стимулирования экономического роста зависит как от набора инструментов, так и от экономического положения, а также инвестиционной привлекательности региона. Таким образом, для его обеспечения необходима консолидация усилий федерального и регионального уровней власти, а также создание развитой функциональной инвестиционной инфраструктуры[5].

Список использованной литературы

1. Писаренко К.В. Методология управления социально-экономическим развитием регионов на основе сглаживания финансовой дифференциации: монография / К.В. Писаренко. — Краснодар, 2019. - 286 с. ( 35,75 п.л.)

2. Каргаполова , Т. Д., Аврамчикова Н. Т. Формирование межбюджетных отношений в Российской Федерации URL: https://cyberleninka.m/artide/n/formirovanie-mezhbyudzhetnyh-otnosheniy-v-rossiyskoy-federatsii(дата обращения 20.05.2020г)

3. Морковкин Д. Е., Строев П. В., Шапошников А. И. Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Финансы: теория и практика. 2019;23(4):57-68. DOI: 10.26794/2587-5671-201923-4-57-68

4. Фаттахов Р. В., Низамутдинов М. М. Модельный инструментарий бюджетного планирования и регулирования межбюджетных отношений. Экономика. Налоги. Право. 2013;(1):36-44.

5. Пономаренко Г.Н. Финансовые инструменты регулирования экономического развития региона URL https://cyberleninka.m/artide/n/finansovye-instrumenty-regulirovaniya-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona/viewer (дата обращения 20.05.2020г)

References

1. Pisarenko K. V. Methodology for managing socio-economic development of regions based on smoothing financial differentiation: monograph / K. V. Pisarenko. — Krasnodar, 2019. — 286 p. ( 35.75 p. l.)

2. Kargapolova, T. D., Avramchikova N. T. Formation of inter-budgetary relations in the Russian Federation URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhbyudzhetnyh-otnosheniy-v-rossiyskoy-federatsii(accessed 20.05.2020)

3. Morkovkin D. E., Stroev P. V., Shaposhnikov A. I. Financial support of regions as a tool for equalizing the budget security of the subjects of the Russian Federation. Finance: theory and practice. 2019;23(4):57-68. DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-4-57-68

4. Fattakhov R. V., Nizamutdinov M. M. Model tools for budget planning and regulation of inter-budgetary relations. Economy. Taxes. Right. 2013;(1):36-44.

5. Ponomarenko G. N. Financial instruments for regulating the economic development of the region. https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-instrumenty-regulirovaniya-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona/viewer (accessed 20.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.