Научная статья на тему 'Финансовый аспект создания фитнес-центра'

Финансовый аспект создания фитнес-центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / BUSINESS PLAN / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ / FINANCE PLANNING IN FITNESS INDUSTRY / ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН / FINANCE PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Простокова Юлия Александровна

В статье предложена методика составления бизнес-плана сетевого фитнес-центра. Особое внимание уделяется финансовому разделу. Автором сделан обоснованный вывод о необходимости исследования подходов к оценке различных источников финансирования, определения их оптимальной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article advances methodology of making a business plan for the chain fitness center. Special attention is paid to the financial section. The author comes to the conclusion about the necessity to research different approaches to fund sources and to identify their optimum structure.

Текст научной работы на тему «Финансовый аспект создания фитнес-центра»

Ю. А. Простокова

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ ФИТНЕС-ЦЕНТРА

В статье предложена методика составления бизнес-плана сетевого фитнес-центра. Особое внимание уделяется финансовому разделу. Автором сделан обоснованный вывод о необходимости исследования подходов к оценке различных источников финансирования, определения их оптимальной структуры.

Ключевые слова и словосочетания: бизнес-план, финансовое планирование в фитнес-индустрии, финансовый план.

В настоящее время в моде здоровый образ жизни, отказ от курения. В глобальном масштабе фитнес-услуги способны повысить уровень здоровья населения, а следовательно, работоспособность граждан. Поэтому целесообразны поддержка фитнес-индустрии со стороны государственных органов, а также заключение корпоративных договоров с бизнес-центрами и другими организациями. Рассмотрим финансовый аспект создания фитнес-центра.

Прежде чем открыть фитнес-центр, необходимо разработать бизнес-план. Данный документ должен содержать финансовый раздел, в котором будут определены размер стартового капитала и направления его использования, а также предполагаемый срок окупаемости дела и ожидаемая прибыль в будущем. Такие расчеты производятся для того, чтобы оценить новый бизнес и решить, стоит ли его начинать.

Все финансовые расходы, стартовый капитал берутся с запасом, поскольку любой математический расчет имеет свою погрешность, и лучше, если сумма будет несколько преувеличена, нежели ее не хватит. Точно сказать, как вырастет арендная плата или стоимость оборудования (тренажеров, свободных весов, солярия и т. д.) на момент закупки, сложно. Бизнес-план должен охватывать как можно детальнее все аспекты создания фитнес-центра. Чем конкретнее будет данный документ, тем выше вероятность, что дело пойдет успешно.

Для разработки типового плана за основу автором был взят план для производственного предприятия, который адаптирован под фитнес-индуст-рию.

Финансовое планирование представляет собой выработанные стратегические цели фитнес-центра в форме конкретных финансовых показателей. Оно устанавливает стандарты для организации финансовой информации и определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фитнес-центра. От доверия поставщиков (оборудования, товаров для содержания фитнес-бара и т. д.), клиентов, кредиторов, инвесторов зависят стоимость активов центра и возможность его эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован. На рисунке показаны элементы, необходимые для включения в финансовый план.

Прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках относят к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовое бюджетирование имеет оперативный характер.

Элементы системы финансовых планов

Прогноз баланса

Прогноз финансовых бюджетов

Ц.

Прогноз ключевых финансовых показателей

Ц,

Письменное изложение результатов финансового планирования

Рис. Элементы системы финансовых планов

К финансовому планированию тесно примыкают составление долгосрочного бюджета капиталовложений и оценка инвестиционных проектов, а также долгосрочная стратегия финансирования фитнес-центра. Разработка бюджета капиталовложений предполагает классификацию инвестиционных проектов (открытие очередного нового филиала, развитие нового диверсифи-кационного направления, например, фитнес-туризма и т. д.), сравнение и оценку альтернативных инвестиционных проектов при помощи анализа чистой текущей стоимости и других методов финансового анализа, выбор наиболее перспективного проекта.

Суть долгосрочной стратегии финансирования заключается в определении его источников, способов использования резервов, выборе способов наращивания долгосрочного капитала, определении его структуры и затрат.

Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:

1. Анализ финансовых показателей фитнес-центра за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе основных финансовых документов: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении наличности.

2. Долгосрочное финансовое планирование.

3. Оперативное финансовое планирование.

4. Практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

Цель финансового плана - представить достоверную систему данных,

отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности. Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела инвестор узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец - о способности потенциального заемщика обслужить долг.

Конечно, всякий финансовый анализ будущего характеризуется неопределенностью, поэтому возможно несколько сценариев, свидетельствующих о предложениях в отношении будущего и позволяющих лучше понять перспективы фитнес-центра. Для того чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, а также документом, способным привлечь внимание потенциальных инвесторов и кредиторов, его содержание должно соответствовать реально складывающейся обстановке.

Прежде всего финансовый план не должен расходиться с данными, представленными в остальной части бизнес-плана. Несоответствия свидетельствуют либо о недобросовестности, либо о недостаточной компетенции его составителей. В сжатой форме должны быть изложены все предпосылки, которые стали основой разработки плана. Подготовленный надлежащим образом финансовый план может быть использован для оценки резервов, разработки детального бюджета. Бизнес-план является руководящим документом, в котором детально расписано, как, когда и на что будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса. Наиболее важным элементом здесь является ожидаемый объем продаж. Остальные разделы финансового плана базируются в основном на этом элементе.

Второй важнейший прогноз относится к себестоимости реализованных услуг (персональных тренировок, сеансов массажа, клубных карт, сеансов солярия и других услуг и товаров фитнес-индустрии) и валовой прибыли. Себестоимость реализованных услуг - затраты на производство услуг, выручка от реализации которых получена в течение конкретного периода. Она включает в себя прямые затраты труда (заработная плата), сырье (электроэнергия, водоснабжение, продукты питания, масла для тренажеров и т. д.), амортизацию (частями).

Валовая прибыль - разница между чистым объемом реализации услуг и прямыми затратами на их производство. Оба показателя зависят от затрат, связанных с деятельностью фитнес-центра или с приобретением активов, а также политики цен.

Таким образом, финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана. При его разработке учитываются следующие характеристики среды, в которой предполагается реализация намеченного:

- налоговые условия;

- изменения курса валют, по которым ведутся расчеты с поставщиками тренажеров и клиентами и т. д.;

- дифференцированная инфляционная характеристика среды;

- дата начала и время реализации проекта (открытия бассейна, йога-центра, танцевальной школы при клубе и т. д.).

Финансовый план включает три документа:

1) отчет о прибылях и убытках (отражает операционную деятельность фитнес-центра в намеченный период);

2) план-баланс;

3) отчет о движении денежных средств.

С помощью отчета о прибылях и убытках определяют размер получаемой прибыли за конкретный период времени. Цель составления отчетов о

прибыли - в обобщенной форме представить результаты деятельности фитнес-центра с точки зрения прибыльности. Он включает такие разделы, как реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение (до уплаты налогов) прибыли (или убытки).

Отчет о прибыли выступает наиболее распространенным показателем финансовых резервов фитнес-центра.

План-баланс демонстрирует финансовое состояние центра на конец рассчитываемого периода времени.

Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств в динамике. Проектировка потоков денежных средств - наиболее важный финансовый прогноз в бизнес-плане. Отчет о денежном потоке отражает фактические поступления денежных средств и их перечисление. Итоговая цифра отчета о потоке денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств фитнес-центра, а не прибыль. В отличие от отчета о прибыли отчет о денежных потоках отражает фактическое поступление средств из всех источников, включая выручку от реализации услуг фитнес-центра, полученных в долг средств, а также средств от продажи или ликвидации некоторых активов (например, при продаже старого оборудования тренажерного зала с целью замены его на новое). В отчет о денежных потоках включается фактическая оплата всех затрат.

В завершающей части финансового плана обычно приводится анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы фитнес-центр был в состоянии без посторонней помощи своевременно выполнять свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы центр не имел убытков.

На основе первых трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фитнес-центра и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов, среди которых могут быть:

- получение финансовых ресурсов путем акционирования (используют крупные сетевые клубы);

- долговое финансирование (долгосрочные кредиты в коммерческих банках, частное размещение долговых обязательств и др.);

- лизинговое финансирование (используется редко).

Необходимо иметь в виду, что сумма собственного и заемного капитала фитнес-центра должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины денежных средств в любой период времени, рассматриваемый в плане. Каждая из альтернативных схем финансирования тщательно просчитывается и оценивается по последствиям ее использования. В плане учитываются как показатели финансового состояния центра, так и показатели эффективности инвестиций.

Показатели финансового состояния фитнес-центра характеризуют эффективность оперативной его деятельности в ходе реализации намеченного: прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости).

Показатели эффективности инвестиций свидетельствуют об эффективности инвестиций в конкретные проекты: сроки окупаемости, показывающие

время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта; чистая величина дохода, отражающая масштабы намеченного и размеры прибыльности новой услуги, индекс прибыльности центра вообще и норму прибыльности инвестиций.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности фитнес-центра. Сравнивая их с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. Основное внимание уделяется показателям, отклоняющимся от плановых, и анализируются причины этих отклонений.

Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области закупок оборудования, реализации услуг и т. д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта (реализация фитнес-услуг) зависит, например, от величины ожидаемой цены и спроса; величина отпускной цены (нижняя граница) - от состояния фитнес-центра (должен работать не в убыток); верхняя граница - от того, какие средства клиенты готовы платить за услуги.

Разрабатывая бюджет на следующий период, следует принимать решение заблаговременно.

Существуют две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу сверху вниз и по методу снизу вверх. По первому методу работа по составлению бюджетов начинается сверху, т. е. руководство центра определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели в детализированной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры включаются в планы клубов всей сети и каждого отдельного диверсифицированного направления деятельности фитнес-клуба. По второму методу поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации услуг начинает каждый клуб сети отдельно, а уже затем руководители всей сети клубов сводят эти показатели в единый бюджет. Автор рекомендует использовать в практике оба эти метода с целью повышения эффективности и качества расчетов.

Фитнес-центр должен осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет по прибыли и финансовый план являются центральными элементами планирования.

Естественной основой для формирования бюджета по прибыли на будущий период выступает отчет по прибыли, в котором отражаются экономические результаты деятельности в прошедший период. Макроэкономические факторы могут, например, измениться под воздействием инфляции, изменений в области валютных отношений и политики доходов. Структура спроса на фитнес-услуги может измениться в силу изменения структуры населения, кризисных явлений, моды и т. д.

Финансовый план взаимосвязан с другими аспектами планирования хозяйственной деятельности. К ним относятся планы по сбыту услуг, рекламе, капиталовложениям, привлечению и возврату заемных денежных средств (кредитов и из других источников), распределению доходов, а также расходные сметы. Непосредственной основой финансового плана являются прогноз-

ные расчеты спроса на услуги, уровней продажных цен на них и других факторов рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитываются часы и количество персонала, затраты по оказанию услуг, а также прибыль и другие показатели.

Назначение финансового плана состоит, с одной стороны, в прогнозе среднесрочной финансовой перспективы, а с другой - определении текущих доходов и расходов фитнес-центра. Автор рекомендует составлять план на год с распределением по кварталам, а также на 3-5 лет по годам.

Финансовое планирование во многом зависит от качества прогнозов основных показателей деятельности фитнес-центра, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии, в связи с чем необходимо предусматривать финансовые резервы.

Помимо баланса доходов и расходов финансовый план содержит расчеты ряда основополагающих показателей:

- прибыли от деятельности;

- амортизационных отчислений на восстановление основных фондов;

- поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования;

- процентов банкам по кредитам;

- финансовых результатов от других видов деятельности и т. д.

Состав показателей планового баланса доходов и расходов фитнес-

центра представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять источники затрат (расходов), их соотношение, степень и направления использования, распределения источников, сбалансированность их с затратами или расходами.

В заключение можно сказать, что фитнес-индустрия - достаточно новое направление. Отличительной ее чертой является то, что сначала создаются условия для функционирования фитнес-центра, в процессе его создания набирается клиентская база, берется плата за услугу и только потом оказывается услуга, а ощутимый результат от нее можно получить лишь через несколько месяцев. Сколько потребуется времени - во многом зависит от самих клиентов.

Список литературы

1. Беличко А. Н. Как подготовить успешный бизнес-план. - М. : Инфра-М, 2009.

2. Продченко И. А., Простокова Ю. А. Сущность процесса диверсификации в современных условиях российского рынка (на примере фитнес-индустрии) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 8 (50).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.