Научная статья на тему 'Финансовые условия инвестиционной деятельности в регионах (на примере Брянской области)'

Финансовые условия инвестиционной деятельности в регионах (на примере Брянской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ / СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ВЛОЖЕНИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / СТЕПЕНЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО РИСКА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваева Ю. С.

Создание условий для эффективных вложений в экономику региона является целью инвестиционной политики. Эффективные это такие вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона – повышение его бюджетной эффективности. Соответственно, для достижения положительного результата необходимо формировать приемлемые условия и задачи проведения разумной и привлекательной для инвестора политики на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые условия инвестиционной деятельности в регионах (на примере Брянской области)»

2. Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 г. «О бюджетной политике в 2009-2011 гг.» // Официальный сайт Президента РФ.

3. Гасанлы М.Х. Налоги как источник экономической динамики общественных систем. - СПб.: Изд-во СпбУЭФ, 1996.

4. Налоговый кодекс РФ.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ) © Караваева Ю.С.*

Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского,

г. Брянск

Создание условий для эффективных вложений в экономику региона является целью инвестиционной политики. Эффективные это такие вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона - повышение его бюджетной эффективности. Соответственно, для достижения положительного результата необходимо формировать приемлемые условия и задачи проведения разумной и привлекательной для инвестора политики на перспективу.

Ключевые слова- финансовые аспекты функционирования экономики; создание условий для эффективных вложений; инвестиционный потенциал региона; степень инвестиционного риска; система управления инвестициями; мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности региона.

В современной экономической литературе, посвященной финансовым аспектам функционирования экономики, инвестиции являются одной из наиболее часто используемых категорий, как на микро-, так и на макроуровне. Создание условий для эффективных вложений в экономику региона является основной целью региональной инвестиционной политики. Это должны быть такие инвестиционные вложения, которые обеспечат покрытие риска инвестиций и приемлемый уровень экономической выгоды в виде, например, прибыли от инвестиций. В этой связи основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона - повышение бюджетной

* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.

эффективности экономики региона - положительное изменение регионального бюджетного сальдо, т.е. либо инвестиции должны привести к росту доходов, либо к снижению расходов регионального бюджета [2].

Для оценки инвестиционного потенциала региона необходимо учесть основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики, основные из них: ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона), инновационный (уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрение достижений НТП в регионе), институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики), инфраструктурный (транспортногеографическое положение и инфраструктурная обеспеченность региона), финансовый (объем бюджетных доходов, прибыль предприятий, доходы населения), потребительский (совокупная покупательная способность населения региона), экспортный (наличие ресурсов или производств, имеющих спрос на мировых рынках). В качестве примера в табл. 1 представлена система показателей для оценки экономического и социального потенциала. По результатам анализа инвестиционного потенциала (инвестиционной емкости территории) каждому региону можно присвоить код инвестиционного потенциала: код А+ (максимальный потенциал), код А (высокий потенциал), код А-(повышенный потенциал), код В (средний потенциал), код С+ (пониженный потенциал), код С (низкий потенциал), код С- (незначительный потенциал).

Таблица 1

Система показателей для оценки экономического и социального потенциала региона

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ

1. Производственный потенциал Суммарный объем производства базовых отраслей экономики (млн.руб.)

Общий объем производства базовых отраслей экономики / численность населения х 1 / коэффициент уровня покупательной способности населения (руб.)

Индекс физического объема промышленности к соответствующему периоду предыдущего года (%). Индекс физического объема по сельскому хозяйству к соответствующему периоду предыдущего года (%). Индекс физического объема выполненных работ по договорам строительного подряда к соответствующему периоду предыдущего года (%).

2. Финансовый потенциал 1. Объем налоговых платежей и других доходов, поступивших в бюджетную систему (млн. руб.). 2. Доходы консолидированного бюджета предприятий и организаций (млн. руб.). 3. Общая сумма балансовой прибыли предприятий и организаций (млн. руб.). 4. Доля прибыли предприятий промышленности и сельского хозяйства в общей сумме балансовой прибыли (прибыль минус убыток) предприятий и организаций (%). 5. Общий объем дебиторской задолженности (тыс. руб.).

1. Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности (доходы консолидированного бюджета / численность населения х 1 / коэффициент покупательной способности населения).

Продолжение табл. 1

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ

2. Финансовый потенциал 2. Соотношение доходов и расходов консолидированного бюджета (%). 3. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности (%). 4. Соотношение просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности (%). 5. Удельный вес убыточных предприятий в общем количестве предприятий (%).

Сумма налогов (начислено налоговых платежей и сборов / сумма поступивших платежей и задолженности по ним х 100) предприятий и организаций (%).

3. Инвестиционный потенциал 1. Объем инвестиций в основной капитал (млн. руб.) 2. Объем иностранных инвестиций (тыс. долл.). 3. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций (%). 4. Доля долгосрочных финансовых вложений предприятий и организаций (тыс. руб.). 5. Индекс скорости окупаемости инвестиций.

1. Объем инвестиций в основной капитал / численность населения х 100 / индекс цен производителей по инвестициям в основной капитал (руб.). 2. Объем внешнеторгового оборота (экспорт минус импорт) / численность населения на конец периода (долл.)

1. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал к соответствующему периоду предыдущего года (%). 2. Темпы роста внешнеторгового оборота (экспорт плюс импорт) к соответствующему периоду предыдущего года (%).

4. Трудовой потенциал Численность трудовых ресурсов (численность работающих в экономике плюс численность трудоспособных незанятых граждан) (тыс.чел.).

1. Уровень зарегистрированной безработицы в % к экономически активному населению. 2. Коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых на одну вакансию) (чел.). 3. Численность трудоспособного незанятого трудовой деятельностью населения, ищущего работу минус число заявленных предприятиями и организациями вакансий / среднесписочная численность работающих в экономике х 100 (%).

1. Темпы роста числа трудоспособных незанятых граждан к соответствующей дате предыдущего года. 2. Темпы роста числа заявленных вакансий к соответствующей дате предыдущего периода (%).

5. Потребительский потенциал 1) Оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг (млн.руб.). 2. Доля непродовольственныхтоваров в общем объеме розничного товарооборота (%).

Оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг / численность населения х 100 / коэффициент покупательной способности населения (руб.).

1. Индекс физического объема оборота розничной торговли к соответствующему периоду предыдущего года (%). 2. Индекс физического объема общественного питания к соответствующему периоду предыдущего года (%). 3. Индекс физического объема платных услуг к соответствующему периоду предыдущего года (%).

Продолжение табл. 1

СОЦИАЛЬНЫМ ПО ТЕНЦИАЛ

1. Демографический потенциал Численность постоянного населения на конец периода (численность населения на начало года плюс естественный прирост (убыль) плюс сальдо миграции) (тыс.чел.).

1. Коэффициент естественной убыли населения (промилле). 2. Коэффициент младенческой смертности (промилле). 3. Возмещение смертности (коэффициентрождаемости / коэффициент смертности) х 100 %.

Индекс здоровья по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

2. Потенциал личной безопасности Число лиц, совершивших преступление на конец отчетного года (тыс.чел).

1. Уровень преступности (случаев на 10000 человек). 2. Процент раскрываемости преступлений.

1. Темпы роста числа лиц, совершивших преступление, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (%). 2. Темпы роста уровня преступности по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (%).

3. Потенциал бюджетной обеспеченности населения Доля социальных трансфертов в совокупном объеме денежных доходов населения (%).

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%).

Темпы роста реальных денежных доходов по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (%).

Для оценки степени инвестиционного риска в качестве основных составляющих следует рассматривать экономический (тенденции в экономическом развитии региона: удельный вес убыточных предприятий, индекс роста стоимости потребительской корзины, доля региона в ВНП и др.), финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и состояния финансов предприятий, наличие финансовых гарантий инвесторам), политический (политические симпатии населения, интенсивность несанкционированных акций протеста, легитимность местной власти), внешнеэкономический (зависимость экономики региона от импорта), социальный (уровень доходов населения, состояние рынка труда в регионе, состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания, демографическая и экологическая ситуация и др.), экологический (уровень загрязнения окружающей среды), криминальный (уровень преступности, в том числе масштабы экономических преступлений), законодательный риск (юридические условия инвестирования, налоговые льготы и т.д.). Для оценки риска можно выделить шесть видов инвестиционного риска (минимальный риск (код А+), низкий риск (код А), средний риск (код В), высокий риск (код С), критический риск (код С-), катастрофический (код Б).

Рассчитав отдельно для каждого региона величину коэффициентов инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, а затем присвоив регионам соответствующие коды, можно виды инвестиционного климата

страны, начиная от 1+А+ (максимальный потенциал-минимальный риск) -например, Москва и заканчивая 3-Б (незначительный потенциал-катастрофический риск) - например, Чеченская Республика, Ингушетия, Бурятский автономный округ. Наиболее благоприятные для инвестирования регионы образуют значительный сплошной массив из 12 регионов, протянувшихся с юго-запада на северо-восток от Краснодарского края до Свердловской области. Второе инвестиционно привлекательное ядро образуют 6 регионов вокруг Москвы. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. На северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург. В первой тридцатке регионов с наиболее высоким инвестиционным потенциалом проживает 63,7 % населения России, производится 66,2 % ВРП и сконцентрировано 73 % вкладов населения, в то время как в последних 29 регионах - 12 % населения, 9 % ВРП и 8 % вкладов [4]. При этом все регионы, относящиеся к группам с высоким потенциалом (от 1+А+ до 1С), являются «бюджетоформирующими».

Подобную методику можно применить и на местный уровень, определяя потенциал муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Федерации.

За период с 2000 по 2007 гг. объем инвестиций в основной капитал в Брянской области увеличился почти в 8 раз и составил 16231,7 рублей на душу населения. Для региона характерен высокий уровень зависимости от инвестиционных программ частных компаний, в результате чего возникает неравномерность притока инвестиций в разные годы, особенно прямых иностранных инвестиций. В структуре инвестиций на протяжении нескольких последних лет сохраняется доминирование в сфере транспорта, торговли, электроэнергетики. Это обусловливает рост диспропорций в экономическом развитии основных и поддерживающих отраслей в машиностроении, сельском хозяйстве, других отраслях обрабатывающей промышленности, как наиболее перспективных с точки зрения долгосрочного прогнозирования.

Среди основных проблем касательно региональных инвестиций на сегодняшний день можно выделить низкий уровень инвестиций на душу населения (86 место по стране), т.е. остается крайне низкой инвестиционная активность предприятий региона. По уровню привлечения иностранных инвестиций Брянская область также находится на последних местах среди других субъектов страны (72 место по стране и 18 место по ЦФО). Низкий уровень инновационной активности, отсутствие достаточно эффективных связей между наукой и производство и, как следствие, уровень использования научных достижений и инноваций на промышленных предприятиях области невысокий, что не позволяет эффективно конкурировать в высокотехнологичных видах деятельности.

В настоящее время на основе закона Брянской области от 19.081996 № 29-3 «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» действует механизм финансовой поддержки инвестиционной деятельности:

- за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов (в пределах 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату предоставления кредита);

- ставка налога на прибыль организаций в части суммы налога, зачисляемой в областной бюджет устанавливается:

а) для инвесторов, направляющих средства на реализацию инвестиционных проектов, в размере 13,5 % на срок реализации инвестиционного проекта, но не более 5 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта;

б) для лизингодателей, получающих прибыль от лизинговых операций, в размере 13,5 % на срок до 3 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.

- организациям, направляющим собственные средства на развитие производства, предоставляются следующие налоговые льготы:

а) ставка налога на прибыль организаций, в части суммы налога, зачисляемой в областной бюджет, для предприятий всех форм собственности, осуществляющих создание новых, реконструкцию и модернизацию существующих производств, устанавливается в размере 13,5 % на срок не более 5 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта;

б) освобождаются от уплаты налога на имущество организации, осуществляющие создание новых, реконструкцию, модернизацию существующих производств и реализующих инвестиционные проекты на период с момента возникновения связанных с этим затрат до окончания срока реализации инвестиционного проекта, но не более 5 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.

На основании закона Брянской области от 10.12.2007 № 161-3 «О залоговом фонде Брянской области» в целях создания условий для привлечения инвестиций в экономику региона, а также для обеспечения исполнения обязательств юридических лиц, привлекающих заемные средства под залог имущества Брянской области для реализации инвестиционных и иных проектов в целях социально-экономического развития области, формируется залоговый фонд.

Законом Брянской области от 09.06.2000 № 34-3 «О государственной поддержке малого предпринимательства Брянской области» предусмотрены:

льготное кредитование субъектов малого предпринимательства; долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов.

В составе областного бюджета предусматривается финансовая помощь на безвозвратной основе муниципальным образованиям на реализацию инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие и восстановление налогового потенциала муниципальных районов (городских округов) в виде субсидий [3].

Региональная система управления инвестициями должна быть нацелена на стимулирование инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности региона.

Так, система управления может строиться по трем основным направлениям (табл. 2).

Таблица 2

Система управления инвестициями на региональном уровне

1. Региональный брендинг - создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион; - создание регионального фонда по страхованию инвестиций; - создание специализированного регионального органа по координации инвестиционной деятельности.

2. Корпоративный брендинг - стимулирование создания инвестиционно активных корпоративных структур и улучшения их имиджа за пределами региона; - поддержка перспективных корпоративных структур, ввод их с микро на мезо уровень; - стимулирование региональной вертикальной и горизонтальной интеграции для увеличения гибкости инвестиционных ресурсов.

3. Фискальные меры - инвестиционное налоговое кредитование; - реструктуризация взаимных долгов; - нетарифное регулирование экономических отношений.

Экономические методы воздействия на региональные инвестиционные процессы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности различных субъектов регионального инвестиционного рынка, а также создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего взаимоувязывать общественные и частные интересы. Экономические методы могут быть прямыми и косвенными, причем и те и другие предусматривают использование налоговых, кредитно-денежных, бюджетных, антимонопольных и прочих инструментов (табл. 3).

Институциональные методы управленческого воздействия заключаются в создании и поддержке ряда институтов, необходимых для деятельности субъектов региональной инвестиционной системы и реализации инвестиционной стратегии региона.

Таблица 3

Экономические методы воздействия на региональные инвестиционные процессы

Прямыеметоды \ Косвенныеметоды

Бюджетные

Формирование структуры доходов и расходов бюджета региона, в т.ч. бюджета развития; Целевые программы регионального развития; Прямые капитальные госвложения; Региональные контрольные пакеты акций; Региональная собственность; Государственное финансирование НИОКР; Возмещение части затрат инвестора по привлеченным кредитам на реализацию инвестиционных проектов; Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств регионального бюджета, конкурсный отбор инвестиционных проектов; Капитальные трансферты МО для поддержки инвестиционных проектов органами на местах; Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование утвержденных инвестиционных проектов. Развитие отсталых территорий и отраслей. Подготовка и обучение специалистов в области инвестиционного менеджмента. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета. Вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в областной собственности.

Налоговые

Определение налоговых ставок, порядка и сроков уплаты региональных налогов. Рассмотрение вопроса о предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Антимонопольные

Регулирование цен и тарифов. Установление определенного уровня цен на некоторые товары и услуги. Развитие конкурентной среды. Создание бизнес-инкубаторов. Предоставление информационных и консультативных услуг по организации бизнеса, инвестиционному бизнес-планированию и пр.

Внешнеэкономические

Внешнеторговая политика. Привлечение иностранных инвестиций. Координация внешнеторговой деятельности субъектов инвестиционной деятельности. Таможенное регулирование.

Прочие

Выпуск облигационных займов. Определение условий и порядка природопользования. Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами. Страхование рисков.

К институциональным методам относятся: создание региональных инвестиционных фондов, залоговых, венчурных и инновационных фондов, страховых, аудиторских, лизинговых и консалтинговых компаний при уча-

стии администрации; оптимальное сочетание возможностей созданных федеральных и региональных элементов инвестиционной инфраструктуры, включающей сеть специализированных инвестиционных институтов; определение стратегических партнеров администрации в области разработки и реализации региональной инвестиционной стратегии (банков, страховых, лизинговых, аудиторских компаний и пр.), наделение их соответствующими полномочиями; создание координирующего, межведомственного органа в области инвестиций, например регионального координирующего совета по инвестициям для выработки рекомендаций региональным органам власти в развитии и осуществлении региональной инвестиционной стратегии, учета интересов крупнейших региональных инвесторов и потребителей инвестиций; развитие информационно-рекламной инфраструктуры реализации региональной инвестиционной стратегии, состоящей из специализированных фондов, информационных и рекламных агентств, региональных центров продвижения иностранных инвестиций при администрации, выставочных, демонстрационных и бизнес-центров, технопарков, учебно-деловых центров и пр.

К мероприятиям, которые позволят создать условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, следует отнести:

- содействие региональным предприятиям по участию в конкурсах инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетного финансирования;

- подготовка инвестиционной карты области, осуществление типологии районов по уровню инвестиционной привлекательности;

- поддержка и укрепление связи между руководителями бизнеса и официальными представителями органов государственной власти;

- привлечение к экспертизе инновационных проектов специалистов ВУЗов, инновационных центров и других структур;

- поддержка лизинговой деятельности;

- селективная поддержка видов экономической деятельности, обеспечивающих наибольшую занятость, способствующих росту совокупного дохода за короткий промежуток времени, производящих потребительские товары, развивающих инфраструктуру (пищевая и легкая промышленность, жилищное и дорожное строительство);

- информатизация секторов экономики и социальной сферы и модернизация системы информационного обеспечения органов государственной власти Брянской области в ходе проведения административной реформы.

Список литературы:

1. Инвестиции: учебник / А.Ю. Адрианов, С.В. Валдайцев, П.В. Воробь-еви др. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

2. Инвестиции: Системный анализ и управление / Под ред. проф. К.В. Бал-дина. - 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.

3. Программа социально-экономического развития Брянской области на 2009-2013 гг. - Брянск, 2008.

4. Россия в цифрах. Статистический сборник. - М., 2008.

ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АППАРАТА РАСТУЩИХ ПИРАМИДАЛЬНЫХ СЕТЕЙ © Куксин Р.П.*

Смоленский филиал Московского энергетического института (техничесого университета), г. Смоленск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрены тенденции развития металлургического комплекса Российской Федерации, предложено применение алгоритмов растущих пирамидальных сетей для диагностики финансового состояния промышленных предприятий, приведен пример использования рассмотренного математического аппарата как элемента информационного обеспечения корпоративной информационной системы металлургического предприятия.

Ключевые слова.: металлургические предприятия, диагностика финансового состояния, растущие пирамидальные сети.

В России металлургия является важной отраслью, которая играет огромную роль в формировании макроэкономических показателей. Так, на ее долю приходится более 5 % ВВП страны, 17,3 % промышленного производства и 14,2 % экспорта. Кроме того, металлургия обеспечивает более 9 % налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что ставит её на вторую позицию после топливно-энергетического комплекса.

Металлургические предприятия являются крупными потребителями продукции и услуг других отраслей. В процессе производства металлопродукции используется 32 % электроэнергии, 25 % природного газа, 10 % нефтепродуктов от общего потребления в стране, при этом более 20 % грузовых железнодорожных перевозок обслуживают их нужды [1]. Таким образом, металлургия является базовой отраслью, которая определяет уровень загрузки производственных мощностей в смежных отраслях и финансовоэкономическое положение страны.

В настоящее время наблюдается восстановление отечественной металлургии после негативного влияния мирового финансового кризиса, однако до сих пор не все предприятия стали получать прибыль. Во многом столь серьезные последствия воздействий кризиса связаны с отсутствием системы комплексной диагностики финансового состояния предприятия, которая

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.