Научная статья на тему 'Финансовые рынки в условиях борьбы с отмыванием денег и коррупцией: теоретико-правовые проблемы финансового права'

Финансовые рынки в условиях борьбы с отмыванием денег и коррупцией: теоретико-правовые проблемы финансового права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА / FINANCIAL MARKET INFRASTRUCTURES / ИОСКО / IOSCO / ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ИНФРАСТРУКТУР ФИНАНСОВОГО РЫНКА / PRINCIPLES FOR FINANCIAL MARKET INFRASTRUCTURES / ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ БЕНЕФИЦИАРНЫХ СОБСТВЕННИКОВ / PRINCIPLES ON BENEFICIAL OWNERSHIP TRANSPARENCY / ПРОЗРАЧНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / TRANSPARENCY OF THE GLOBAL FINANCIAL SYSTEM / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / SECURITIES MARKET / ФАТФ / FATF / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покачалова Елена Вячеславовна, Давиденко Денис Владимирович

В статье исследуются правовые подходы к понятиям «финансовый рынок», «рынок ценных бумаг». Анализируются условия, обеспечивающие устойчивость финансовой системы, защиту ее целостности и прозрачности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Markets in Conditions of Fight Against Money Laundering and Corruption: Theoretical and legal Problems of Financial Law

The article explores legal approaches to the concept of the financial market, the securities market. In addition, analyzes the conditions of the stability of financial system, the protection of its integrity and transparency.

Текст научной работы на тему «Финансовые рынки в условиях борьбы с отмыванием денег и коррупцией: теоретико-правовые проблемы финансового права»

Е.В. Покачалова, Д.В. Давиденко

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ И КОРРУПЦИЕЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

В статье исследуются правовые подходы к понятиям «финансовый рынок», «рынок ценных бумаг». Анализируются условия, обеспечивающие устойчивость финансовой системы, защиту ее целостности и прозрачности.

Ключевые слова: инфраструктура финансового рынка, ИОСКО, принципы для инфраструктур финансового рынка, принципы прозрачности бенефициарных собственников, прозрачность глобальной финансовой системы, рынок ценных бумаг, ФАТФ, финансовая система, финансовый рынок.

E.V. Pokachalova, D.V. Davidenko

FINANCIAL MARKETS IN CONDITIONS

OF FIGHT AGAINST MONEY LAUNDERING AND CORRUPTION: THEORETICAL AND LEGAL PROBLEMS OF FINANCIAL LAW

The article explores legal approaches to the concept of the financial market, the securities market. In addition, analyzes the conditions of the stability of financial system, the protection of its integrity and transparency.

Keywords: FATF, financial market, financial market infrastructures, financial system, IOSCO, principles for financial market infrastructures, principles on beneficial ownership transparency, securities market, transparency of the global financial system.

Финансовый рынок представляет собой один из основных механизмов распределения денежных ресурсов и является непременным атрибутом современной финансовой деятельности. Стабильность и эффективность функционирования этой сферы услуг отражается на устойчивости финансовой системы и, как следствие, на темпах поступательного экономического развития, поэтому она не может не быть предметом государственного регулирования. Как показал исторический опыт, отсутствие адекватного правового воздействия на рынок финансовых услуг приводит к затяжным финансовым кризисам. Мировой финансовый кризис 2008 г. и современные финансово-экономические проблемы актуализировали дискуссию о правовом регулировании этого рынка, в т.ч. и в отечественной научно-правовой литературе.

По мнению Н.И.Химичевой, «под финансовым рынком понимают совокупность форм торговли финансовыми активами: ценными бумагами, кредитами, депозитами, иностранной валютой. В него входят: фондовый рынок (фондовые биржи), кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании, пенсионные и другие фонды), рынки капитала — страхового, ипотечного, межбанковского, где действуют соответствующие организации. Кроме того, существует

© Покачалова Елена Вячеславовна, 2015

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Давиденко Денис Владимирович, 2015

Кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия) 229

мировой финансовый рынок с участием государств мировой системы и других ее институтов»1. Н.И.Химичева подчеркивает, что «с развитием рыночных отношений сложился и расширяется соответствующий финансовой системе механизм финансового рынка и финансовых услуг, инструменты которого способствуют развитию не только сферы финансов, но и экономики в целом»2. «В России, а также в странах, входивших в состав СССР, других бывших социалистических государствах финансовый рынок — сравнительно новое явление. Если мировой экономике он известен примерно 400 лет, то в современной России находится в состоянии активного развития вместе с соответствующими финансовыми услугами»3.

Финансовый рынок является элементом финансовой деятельности и развивается как сфера финансовых услуг: реализации ценных бумаг — акций, облигаций и других, а также кредита4. По справедливому утверждению Н.И. Хи-мичевой, «он используется для формирования денежных фондов предприятий, организаций и для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления <...> при этом (курсив наш — Е.П., Д.Д.) законодательство защищает финансовый рынок от монополизма»5.

Отметим, что Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions — IOSCO6) опубликовала в октябре 2014 г. Обзор рисков рынка ценных бумаг на 2014-2015 гг. (Securities Market Risk Outlook 2014-2015)7, в котором отмечается, что зависимость предприятий производственного сектора экономики от рынка ценных бумаг растет. Рынки акций и долговых обязательств традиционно были важным источником финансирования для нефинансового сектора экономики. Их значение возросло й в тех секторах и регионах, где банковское кредитование нефинансового сектора g в последние годы сдерживалось8. Фондовые рынки показали высокие темпы * роста первичного и специального публичного размещений акционерного капи-? тала (ISPOs) по всему миру с 2011 г. Их общая сумма резко возросла в 2013 г. до

1 833 млрд долл. США, увеличившись на 26%, по сравнению с 2012 г. Рост в ISPOs f в 2013 г. преимущественно произошел за счет Америки и Европы9. В обзоре также

отмечается, что в эпоху снижения доступности банковского финансирования ü в качестве источника самофинансирования корпорации все чаще прибегают к | выпуску долговых обязательств, которые размещают на рынках ценных бумаг ® в виде корпоративных облигаций. По прогнозу к концу 2014 г. объем выпуска § корпоративных облигаций должен был достичь — в нефинансовым секторе £ экономики 2,5 трлн долл. США и финансовым секторе — 1,5 трлн долл. США10. | Указанные суммы сопоставимы с годовым бюджетом США и во много раз пре-

2 вышают годовые бюджеты большинства стран мира.

§ При таких условиях не вызывает сомнений утверждение Н.И. Химичевой о

£ регулирующем воздействии на финансовый рынок государства11. «Это воздей-<3 ствие включает правовое регулирование, важная роль в котором принадлежит 1 финансовому праву, представляющему общественные интересы»12. О.Н. Горбу-m нова подчеркивает, что в настоящее время «.встает вопрос о государственном регулировании рынка ценных бумаг» 13. Она полагает, что в Законе о финансах в Особенной его части должны быть разделы, в частности посвященные вопросам «.регулирования ... рынков ценных бумаг» 14. И.В. Рукавишникова отмечает, что «.государственное вмешательство требуется в сфере создания общего благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в каждом регионе в 230 частности; в сфере создания дополнительных стимулов для секьюритизации

частных капиталов; в сфере формирования системы государственных гарантий надежности вложений в ценные бумаги; в сфере обеспечения информационной прозрачности всего механизма рынка ценных бумаг»15.

Э.Д. Соколова следующим образом описывает динамическую сторону финансовой системы: «Что касается денежного обращения, обращения ценных бумаг, обращения валютных ценностей, то обозначенные категории обеспечивают функционирование финансовой системы, поскольку взаимоотношения между ее различными звеньями происходят в денежной форме, но от этого они не становятся ее звеном»16.

В научной литературе отмечается, что центральным звеном финансовой системы является бюджетная система, которая создает в целом финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований для выполнения ими своих задач. При этом в непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы17. Как отмечает Н.И. Химичева, именно за счет налогов формируется до 80% и более доходная часть бюджетов18. Говоря о важной роли бюджета, она подчеркивает, что кризисные явления в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение19. Как справедливо указывает Э.Д.Соколова, между бюджетной системой и другими звеньями финансовой системы существует диалектическое единство, от устойчивости и стабильности которых зависят состояние и функционирование всей финансовой системы страны20.

Н.И. Химичева, например, полагает, что «применение термина „финансовая система" ведет к размыванию понятия предмета изучения»21, отметим, что в данном контексте понятие «финансовая система» используется законодателем22, т а также в научной литературе. Так, авторы работы «Financial systems in Europe, К the USA and Asia»23 (Финансовые системы в Европе, США и Азии), рассматри- р

а

вая финансовую систему государства, в т.ч. с организационной точки зрения, в характеризуют ее термином financial structure (финансовая структура), которая, | по их мнению, является важным условием, определяющим эффективность и у устойчивость финансовой системы24. р

п

В настоящее время устранение основных слабых сторон финансовой системы, е

вызвавших кризис, создание устойчивых финансовых институтов25, защита о

целостности и прозрачности глобальной финансовой системы26 входят в число р

важнейших направлений деятельности стран «Группы двадцати». Как известно, Ч

в заявлении27 глав государств «Группы двадцати» 2009 г., сделанном на саммите О

в г. Питтсбург (США), в качестве причин, вызвавших возникновение глобального К

экономического кризиса, указывались излишества банковского сектора и других е

финансовых учреждений, а также безрассудное поведение и безответственность и

банковского сектора и чрезмерные риски. При этом было заявлено о необходи- g

мости совершенствования рынка внебиржевых производных ценных бумаг и 00

создания более эффективных инструментов для возложения ответственности ~

на крупные международные компании за принимаемые ими риски. 55

На прошедшем в г.Брисбен (Австралия) в ноябре 2014 г. саммите «Группы двадцати» был принят документ G20 High-Level Principles on Beneficial Ownership Transparency28 (О принципах прозрачности бенефициарных собственников), в котором подчеркивалось, что «Группа двадцати» считает приоритетной задачей обеспечение финансовой прозрачности, в частности прозрачности бенефициарных собственников юридических лиц и других форм юридических структур. 231

Повышение прозрачности юридических лиц и других форм юридических структур имеет важное значение для защиты целостности и прозрачности глобальной финансовой системы. Решению задачи повышения роста экономики за счет инвестиций частного сектора способствует деятельность по предотвращению таких незаконных деяний со стороны этих лиц, как коррупция, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег29.

Указанная финансовая прозрачность обеспечивается в т.ч. путем имплемента-ции государствами в национальное законодательство положений, содержащихся в рекомендациях30 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ)31. Ключевой вклад ФАТФ в борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также с налоговыми преступлениями и коррупцией лидеры государств «Группы двадцати» подтвердили еще в 2014 г. в Санкт-Петербургской декларации32.

Возвращаясь к вопросу о стабильности и надежности функционирования финансовой системы, отметим документ, изданный совместно Банком международных расчетов и ИОСКО в апреле 2014 г., «Principles for Financial Market Infrastructures. April 2012» 33 (Принципы для инфраструктур финансового рынка)34. В нем подчеркивается, что инфраструктуры финансового рынка (ИФР), к которым относятся системно значимые платежные системы, Центральный депозитарий ценных бумаг (ЦДЦБ), Система расчетов по ценным бумагам (СРЦБ), Центральный контрагент (ЦКА) и Торговый репозиторий (ТР), играют первостепенную роль в финансовой системе и экономике в целом35. Надежные и эффективные ИФР способствуют сохранению и укреплению финансовой стабильности и экономическому росту, но требуют надлежащего управления ИФР и возникающими рисками.

Согласно письму Банка России от 29 июня 2012 г. № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка»36, наличие эффективных внутренних процедур оценки соблюдения «Принципов для инфраструктур финансового рынка» соответствует, прежде всего, интересам собственников, участников, клиентов и сотрудников самой инфраструктуры финансового рынка. В нем отмечается также, что все указанные стороны заинтересованы в том, чтобы принимаемые инфраструктурой финансового рынка риски не создавали угрозы для ее существования и бесперебойного функционирования, а также функционирования ее участников, клиентов и других инфраструктур.

1 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 25.

2 Там же.

3 Там же. С. 26

4 См.: Там же. С. 95.

5 Там же.

6 IOSCO является международной организацией со штаб-квартирой в г.Мадрид (Испания), которая объединяет регуляторов ценных бумаг различных стран мира и признана в качестве основного разработчика всеобщих стандартов регулирования для сферы обращения ценных бумаг. Она также разрабатывает и реализует мероприятия по соблюдению признанных международных стандартов регулирования в сфере обращения ценных бумаг. IOSCO работает в тесном сотрудничестве с «Большой двадцаткой» (G20) и Советом по финансовой стабильности (FSB) по вопросам реформы глобального регулирования. URL: http:// www.iosco.org/about/?subsection=about_iosco (дата обращения: 18.02.2015).

7 Securities Market Risk Outlook 2014-15. URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD453. pdf (дата обращения: 15.02.2015).

8 Securities Market Risk Outlook 2014-15. P. 15.

9 Ibid.

10 Ibid. P. 18.

11 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. С. 26.

И.В. Бит-Шабо

• К вопросу о правовом регулировании ответственности государственных социальных внебюджетных фондов

12 Там же.

13 Горбунова О.Н. Проблемы закона о финансах в условиях финансового кризиса // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 1 (69). С. 129.

14 Там же. С. 130.

15 Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. 2005. № 7. С. 27-29.

16 Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. С. 37.

17 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. С. 183.

18 См.: Химичева Н.И. Налоговое право: учебник. М., 1997. С. 6.

19 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 165.

20 См.: Соколова Э.Д. Теоретические аспекты правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 201-202.

21 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. С. 23.

22 См.: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14, ст. 1529; 2015. № 1, ч. 1, ст. 66.

23 Allen Franklin, Chui Michael K.F., Maddaloni Angela. Financial systems in Europe, the USA and Asia // Oxford Review of Economic Policy, 2004. Vol. 20, № 4. Р. 490-508.

24 Ibid. Р. 490.

25 См. п. 6 Санкт-Петербургской декларации лидеров «Группы двадцати». URL: http://ru.g20russia.ru/ documents/ (дата обращения: 10.01.2015).

26 URL: https://g20.org/wp-content/uploads/2014/12/g20_high-level_principles_beneficial_ownership_ transparency.pdf (дата обращения: 15.02.2015).

27 URL: https://g20.org/wp-content/uploads/2014/12/Pittsburgh_Declaration_0.pdf. (дата обращения: 15.01.2015).

28 G20 High-Level Principles on Beneficial Ownership Transparency.

29 Ibid.

30 G20 High-Level Principles on Beneficial Ownership Transparency.

31 ФАТФ является межправительственной организацией, созданной в 1989 г. См.: International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism & Proliferation. The FATF Recommendations. February 2012. P. 7. URL: http://www.fatf-gafi.org/topics/fatfrecommendations/documents/ fatf-recommendations.html (дата обращения: 17.02.2015).

32 См. п. 77 Санкт-Петербургской декларации лидеров «Группы двадцати». URL: http://ru.g20russia. ru/documents/ (дата обращения: 10.01.2015).

33 Principles for financial market infrastructures. April 2012. URL: http://www.bis.org/cpmi/publ/d101a. pdf (дата обращения: 12.02.2015).

34 Неофициальный перевод документа распространен письмом Банка России от 29 июня 2012 г. № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка» // Вестник Банка России. 2012. № 38-39.

35 См.: Principles for financial market infrastructures. April 2012. Р.5.; п.1.3. неофициального перевода «Принципы для инфраструктур финансового рынка» (письмо Банка России от 29 июня 2012 года №94-Т).

36 См.: Вестник Банка России. 2012. № 38-39.

И.В. Бит-Шабо

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

В статье исследуются нормы бюджетного, налогового, административного и уголовного законодательства, а также сложившиеся научные позиции. Определено соотношение бюджетного принуждения и юридической ответственности в контексте исследуемой проблематики. Сформулировано авторское определение юридической ответственности государственных социальных внебюджетных фондов.

Ключевые слова: юридическая ответственность, финансово-правовая ответственность, государственные социальные внебюджетные фонды.

© Бит-Шабо Инесса Витальевна, 2015

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.