Научная статья на тему 'Финансовые ресурсы национальной экономики'

Финансовые ресурсы национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3025
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / КРЕДИТ / ФОРМА / СОДЕРЖАНИЕ / РЕСУРСЫ / ДЕФИЦИТ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ТЕОРИЯ / ПРИБЫЛЬ / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татынов С. И.

В статье изложен теоретический материал, доказывающий неправомерность включения кредита в состав финансовых ресурсов государства. Есть основания предполагать, что это не является результатом невнимания владельцев ссудного капитала к положениям финансовой и кредитной науки, а осуществляется в интересах их бизнеса, которые иногда не совпадают с интересами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые ресурсы национальной экономики»

Теория финансов

Удк 336(075.8)

финансовые ресурсы национальной экономики

с. И. ТАТЫНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики E-mail: serg195670@yandex. ru Институт развития бизнеса и стратегий Саратовский государственный технический университет

В статье изложен теоретический материал, доказывающий неправомерность включения кредита в состав финансовых ресурсов государства. Есть основания предполагать, что это не является результатом невнимания владельцев ссудного капитала к положениям финансовой и кредитной науки, а осуществляется в интересах их бизнеса, которые иногда не совпадают с интересами государства.

Ключевые слова: финансы, кредит, форма, содержание, ресурсы, дефицит, неопределенность, теория, прибыль, государство, бизнес.

Среди многих, не до конца решенных проблем современной финансовой науки присутствует проблема теоретического осмысления финансовых ресурсов национальной экономики. Некоторые ученые проводят прямую аналогию между финансовыми и денежными ресурсами, базируясь на тождестве категорий «деньги» и «финансы». «В свою очередь, финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств экономики, которая потенциально может быть использована и фактически используется для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (любых денежных) операций органами государственной власти, местного самоуправления и субъектами хозяйствования (организациями и домашними хозяйствами). Финансовые ресурсы - одновременно

все денежные ресурсы, и наоборот. По сути, все потоки денежных средств или потоки финансовых ресурсов в непрерывном процессе их формирования и использования и составляют материальную основу финансов» [2, с. 47].

Похожая точка зрения содержится в определении финансовых ресурсов профессора В. В. Бочарова: «Распределение и перераспределение стоимости готового продукта (дохода) с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов... Финансовые ресурсы выражают реальный денежный оборот предприятий (поток денежных средств)» [4, с. 14].

Большой экономический словарь трактует финансовые ресурсы так: «Финансовые ресурсы -совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта» [1, с. 782].

Экономический словарь под редакцией А. Н. Азрилияна также сводит финансовые ресурсы к ресурсам денежным: «Ресурсы, финансовые - совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации; создаются распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода» [9, с. 799]. Явно заимствованное

и не отредактированное определение - термин «совокупный общественный продукт» характерен только для социалистической экономики. Необходимо отметить это обстоятельство исключительно для того, чтобы подчеркнуть несамостоятельность составителей цитируемого издания в определении финансовых ресурсов (не отрицая многое рациональное в теории финансов, созданное именно в советский, социалистический период).

Энциклопедия MaBiCo трактует финансовые ресурсы (англ. financial resources) таким образом: «... денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта. Аккумулируются государством и хозяйствующими субъектами и используются в качестве источника поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения» [13].

На взгляд автора, приведенные мнения уважаемых проф. С. В. Барулина и проф. В. В. Бочарова, а также авторов статей в экономических словарях не учитывают того обстоятельства, что процесс движения стоимости, в ходе которого она (стоимость) распределяется между элементами экономической системы, меняет форму (с натурально-вещественной на денежную, и наоборот). Это движение стоимости имеет характер кругооборота, в процессе которого происходит обеспечение субъектов хозяйствования, органов государственного и муниципального управления, семейных хозяйств материальными, интеллектуальными (новые технологии, например), человеческими, денежными ресурсами. Все перечисленные виды ресурсов имеют стоимостное выражение. Стоимость материальных ресурсов выражает стоимость основных фондов и оборотных средств; интеллектуальных - стоимость нематериальных активов; человеческих - стоимость рабочей силы.

Автору представляется наиболее удачным и полным определение финансовых ресурсов государства, приведенное в монографии «Роль финансов в социально-экономическом развитии страны» под редакцией профессора Г. В. Базаровой, изданной в 1986 г. Финансовые ресурсы государства здесь определяются как «.денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование, т. е. на возмещение выбытия и капитальный ремонт основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводс-

тва и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее» [6, с. 51]. Отметим, что речь здесь идет о денежном выражении ресурсов (что, по мнению автора, идентично стоимости ресурсов), но (ни в коем случае) не о денежных ресурсах.

Таким образом, представляется возможным констатировать, что совокупная стоимость всех видов ресурсов, обеспечивающих воспроизводство участников хозяйственной деятельности на данном экономическом пространстве, формирует понятие «финансовые ресурсы народного хозяйства» или «финансовые ресурсы национальной экономики».

Процесс движения финансовых ресурсов, по убеждению автора, следует рассматривать в его единстве и непрерывности. Исключения могут составлять ситуации, когда возникает необходимость определить сущность и содержание финансовых ресурсов конкретного субъекта экономической системы, особенности их формирования и использования.

Основные фонды и оборотные средства предприятий формируются за счет уставного капитала -средств учредителей. В процессе производства происходит перенесение стоимости на вновь созданный продукт, и формируются новые финансовые ресурсы - прибыль и амортизационный фонд, но и уставный капитал никуда не исчезает, более того, предприятия часто стремятся к его увеличению. Изменилась форма финансового ресурса (с денежной на материально-вещественную), но содержание его не меняется, движение стоимости не прекращается; она по-прежнему является объектом управления по отношению к менеджменту предприятия.

Вновь созданный продукт имеет цену, частью которой являются НДС, акцизы и, при определенных условиях, таможенные пошлины - финансовые ресурсы федеральных органов власти.

Прибыль предприятий (организаций) в процессе распределения формирует финансовые ресурсы самих предприятий, субъектов Федерации и местных органов власти - поступления в субфедеральные и муниципальные бюджеты по налогу на прибыль.

Заработная плата, являясь финансовым ресурсом семейных хозяйств и отдельных граждан, выступает источником формирования финансового ресурса субфедеральных бюджетов через уплату налога на доходы физических лиц.

Амортизация, начисленная на износ основных фондов и части нематериальных активов, является источником финансирования реальных инвестиций предприятий, а следовательно, и увеличения стоимости их имущества. Поэтому амортизационные отчисления выступают одновременно и собственным финансовым ресурсом предприятий (организаций) и, кроме того, опосредованно, через налог на имущество предприятий, могут, на взгляд автора, рассматриваться в качестве источника финансовых ресурсов региональных и местных бюджетов.

Бюджеты, в свою очередь, являются источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий при их учреждении; вышестоящие бюджеты формируют финансовые ресурсы нижестоящих звеньев бюджетной системы через процедуру выделения трансфертов (иногда это происходит через систему внебюджетных фондов); бюджеты являются источником финансовых ресурсов значительной части населения страны.

Доходы населения являются источником уплаты прямых (НДФЛ, налог на имущество физических лиц) и косвенных (НДС, акцизы, пошлины) обязательных платежей, формирующих, в свою очередь, финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.

Этот постоянно осуществляющийся кругооборот финансовых ресурсов предназначен для финансового обеспечения экономики и социальной сферы. По мнению автора, в целях проводимого исследования правомерно не разделять собственно экономику и социальную сферу. Это представляется целесообразным по следующим причинам:

во-первых, финансовое обеспечение воспроизводства рабочей силы не менее важно, чем воспроизводство государства или предприятий;

во-вторых, разделение экономики и социальной сферы означало бы разделение процесса распределения стоимости, что не соответствует реальности.

Исходя из сказанного, автор счел возможным в данном исследовании употреблять термин «экономика» в широком смысле, т. е. включив в это понятие и социальную сферу.

Единство процесса распределения стоимости, однако, не означает отсутствия индивидуальных особенностей финансового обеспечения каждого из субъектов этого процесса.

Финансовые ресурсы государства (на федеральном и субфедеральном уровне) и местных

органов власти формируются за счет следующих источников:

— налоги и другие обязательные платежи;

— доходы от государственного и муниципального

имущества в виде арендной платы, дивидендов,

процентов по бюджетным кредитам;

— поступления в виде штрафов и пени.

Для того чтобы прояснить сущность и содержание финансовых ресурсов, целесообразно, по мнению автора, рассматривать их не в целом, а по отдельным участникам процесса распределения валового национального продукта и части национального богатства.

Состав финансовых ресурсов предприятий и организаций определяется различными исследователями достаточно индивидуально. Так, профессор В. В. Бочаров пишет: «Финансовые ресурсы выражают реальный денежный оборот предприятий (поток денежных средств). Источником их образования служат все денежные доходы и поступления средств -как внутренние, так и внешние» [4, с. 14]. Далее классифицируются финансовые источники предприятий (корпораций) и выделяются следующие группы: «доходы в форме прибыли», «внутренние поступления», «. мобилизуемые на финансовом рынке», «поступления в порядке перераспределения» [4, с. 15].

Однако, по мнению автора, в этой классификации допущена методическая ошибка - первый фонд предприятия, учитываемый в первом разделе пассива баланса, - «уставный капитал» исследователь поместил на последнее место второй группы финансовых ресурсов, названной им «внутренние поступления». Ошибка, как представляется автору, состоит именно в том, что первый по времени образования для любого без исключения предприятия финансовый ресурс в классификации В. В. Бочарова помещен далеко не на первое место. В данном случае ранжирование по времени образования финансовых ресурсов имеет, по мнению автора, принципиальное значение - не может быть прибыли, амортизационных отчислений, других ресурсов до начала деятельности предприятий; необходимым условием начала функционирования является наличие у предприятия основных фондов и оборотных средств, источником формирования которых выступает уставный капитал.

Кроме того, по мнению автора, отнесение уставного капитала к внутренним поступлениям не представляется бесспорным. Так, создание

общества с ограниченной ответственностью осуществляется с помощью формирования уставного капитала за счет взносов учредителей. По отношению к какому из физических или юридических лиц, создающих предприятие, формируемый уставный капитал является «внутренним поступлением»?

Профессор С. В. Барулин, рассматривая финансовые ресурсы предприятий, начинает их перечень именно с уставного капитала: «Основными источниками и видами финансовых ресурсов коммерческих организаций выступают: уставный (складочный) капитал, добавочный и резервный капитал...» [2, с. 52].

Методически, с точки зрения автора, в данном случае все верно, но по сущности определение финансовых ресурсов профессора С. В. Барулина сводится к денежным ресурсам. Концентрируя внимание на главном (на соотношении понятий «финансовые ресурсы» и «денежные ресурсы»), попутно отметим, что вряд ли можно согласиться с утверждением о предназначении финансовых ресурсов исключительно «для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (любых денежных) операций».

Финансовые ресурсы обеспечивают все виды деятельности хозяйствующих субъектов (операционную, инвестиционную, финансовую). Что касается органов государственного и местного управления, то здесь финансовые ресурсы выступают средством покрытия затрат государства и муниципалитетов, обусловленных выполнением ими функций по управлению, обороне, обеспечению внутренней и внешней безопасности, правосудию, вмешательству в экономику, социально-культурному обеспечению.

По мнению автора, нет достаточных оснований отождествлять финансовые ресурсы с ресурсами денежными как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятия, организации. Финансовые ресурсы не всегда принимают денежную форму. Так, предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам при прочих равных условиях будет означать уменьшение объема финансовых ресурсов государства и увеличение финансовых ресурсов в распоряжении предприятий и организаций, получивших налоговую льготу. Общая сумма финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении всех субъектов распределения стоимости на данном экономическом пространстве, останется постоянной. Количество денег в обращении и в безналичном

обороте не изменится. Деньги не «заметят», что произошло в области финансов.

Правда, это не всегда устраивает государство как институт, эти льготы предоставляющий. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 гг. есть такая сентенция: «Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации [12, с. 7].

Но пока пожелание не стало правовой нормой, точка зрения автора, представляется, имеет право на существование. Дополнительные аргументы в ее подтверждение можно представить, рассмотрев некоторые содержательные и правовые аспекты формирования и использования конкретных видов финансовых ресурсов.

Так, уставный капитал (первый финансовый ресурс, отражаемый в балансе любого предприятия) не всегда представляет собой только денежный фонд. «Уставный капитал - организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется уставом (учредительными документами) или законодательством. Включает: номинальную стоимость выпущенных акций, сумму вложений государственных средств или частных паевых взносов, передачи на баланс учреждаемой организации зданий, сооружений, оборудования, материальных ценностей, права на пользование природными ресурсами. В уставный капитал входит стоимость основных и оборотных средств. Взнос в уставный капитал может осуществляться не только в виде денежных средств, но и в имущественной форме — в виде строений, земли, а также объектов интеллектуальной собственности: патентов, лицензий, проектов» [1, с. 767].

То же самое, по сути, определяет и действующее российское законодательство. Так, ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части оплаты долей в уставном капитале общества гласит:

«1. Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными

бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

2. Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком» [11].

Добавочный капитал предприятий (организаций), являющийся потенциальным источником пополнения уставного капитала, может существовать как в денежной, так и в неденежной форме. Добавочный капитал формируется в результате дооценки внеоборотных активов; в акционерных обществах в добавочный капитал зачисляют сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций. Если средства, получаемые акционерными обществами при первичном размещении, суть денежные суммы, то результаты переоценки внеоборотных активов денежной формы не принимают никогда.

Приведенные аргументы представляются автору достаточными основаниями для того, чтобы не рассматривать финансовые ресурсы как денежные средства.

Обращает на себя внимание еще один аспект изучаемой проблемы: упоминаемые автором исследователи допускают, на взгляд автора, одну и ту же ошибку при определении финансовых ресурсов предприятий (организаций).

Так, профессор С. В. Барулин констатирует: «Основными источниками и видами финансовых ресурсов коммерческих организаций выступают:

— выручка от реализации товаров, работ и услуг;

— выручка от прочей реализации (имущества и

имущественных прав).» [2, с. 53].

Таким образом, исследователь предлагает считать финансовым ресурсом предприятий (организа-

ций), осуществляющих коммерческую деятельность, их брутто-выручку. Но ведь она - источник уплаты косвенных налогов и таможенных пошлин, которые проф. С. В. Барулин справедливо, по мнению автора, квалифицирует как финансовые ресурсы государства и муниципалитетов: «Источниками и видами финансовых ресурсов органов публичной власти всех уровней являются налоги и сборы...» [2, с. 52].

Необходимо добавить, что частью выручки является и валовая прибыль предприятий (организаций), выступающая источником прямых налогов и сборов - финансовых ресурсов государства и местных органов власти.

Профессор В. В. Бочаров считает, что в состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов необходимо включить: «1. Прибыль от текущей (операционной) деятельности. 2. Прибыль от инвестиционной деятельности. 3. Прибыль от финансовой деятельности. 4. Прибыль от других видов деятельности (НИОКР)». [4, с. 15].

Практически наблюдается та же самая ошибка, налоги суть финансовые ресурсы государственных и местных органов управления, а прибыль (валовая) -источник уплаты прямых налогов.

Представляется уместным отметить, что этой ошибке уже много лет. Профессор А. М. Бирман, анализируя статью «Финансовые ресурсы» в Финансово-кредитном словаре, писал: «В рассматриваемой статье финансовые ресурсы социалистической страны рассматриваются как сумма ресурсов государства, предприятий, организаций и учреждений, что неверно. Это видно хотя бы из того, что в составе ресурсов предприятий указана прибыль, а в составе централизованных ресурсов - отчисления от прибыли в доход государственного бюджета, т. е. допущен повторный счет» [3, с. 21].

По мнению автора, классификация финансовых ресурсов предприятий (организаций) может быть представлена следующим образом:

1) собственные финансовые ресурсы предприятия

(организации), в том числе:

— уставный капитал;

— добавочный капитал;

— резервный капитал;

— инвестиционный капитал;

— валютный фонд;

2) привлеченные финансовые ресурсы, в том

числе:

— средства, предназначенные для выплат в виде дивидендов по акциям;

— средства фонда потребления предприятия (организации);

3) оперативные денежные фонды предприятия, в том числе:

— средства, предназначенные для выплаты заработной платы;

— средства, предназначенные для расчетов с бюджетом.

Об уставном и добавочном капитале было сказано ранее, поэтому представим краткую характеристику остальных финансовых ресурсов предприятий (организаций).

Резервный капитал (фонд) предприятия формируется за счет чистой прибыли в размере, определенном учредительными документами (Уставом), но на его ежегодное пополнение должно отводиться не менее 5 % чистой прибыли.

Резервный капитал может использоваться на следующие цели:

— покрытие убытков субъекта хозяйствования; выплата долгов в случае ликвидации предприятия;

— выплата дивидендов (если величина резервов превышает минимально допустимый уровень);

— другие цели, предусмотренные законодательством или учредительными документами. Инвестиционный капитал предприятия создается за счет:

— амортизационных отчислений;

— чистой прибыли в части, предназначенной на накопление;

— выручки от ликвидации выбывших и ненужных внеоборотных активов.

Фонд формируется для финансового обеспечения реальных инвестиций предприятия, основными формами которых являются:

— приобретение целостных имущественных комплексов;

— новое строительство;

— расширение действующих предприятий;

— реконструкция;

— замена отдельных элементов основных фондов;

— инновационное инвестирование нематериальных активов;

— финансирование прироста оборотных средств. Реализованные инвестиции увеличивают

стоимость имущества предприятия, в силу чего представляется вполне правомерным рассматривать инвестиционный капитал (равно как и добавоч-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ный) в качестве источника увеличения уставного капитала.

Валютный фонд создается главным образом на предприятиях-экспортерах, получающих валютную выручку. Однако он может создаваться и на предприятиях, чья производственно-хозяйственная деятельность связана с импортом. В этом случае валютный фонд формируется через процедуру покупки иностранной валюты на денежном рынке. Предназначение валютного фонда - обеспечение условий для осуществления операционной деятельности предприятия. В основном средства фонда используются для покрытия представительских и командировочных расходов. На взгляд автора, валютный фонд предприятия правомерно квалифицировать как вспомогательный финансовый ресурс, т. е. не имеющий самостоятельного значения.

Привлеченные финансовые ресурсы — это средства, предназначенные для выплат в виде дивидендов по акциям; средства фонда потребления предприятия (организации) - это ресурсы, имеющие двойственную природу. С одной стороны, они формируются в процессе деятельности предприятия; источником их формирования выступает чистая прибыль. «По происхождению» — это собственные ресурсы предприятия. С другой стороны - средства этих фондов предназначены для отчуждения; из собственности предприятия они должны перейти в собственность акционеров (выплаты по дивидендам) или работников предприятия (средства фонда потребления). В течение периода с начала формирования этих фондов до момента выплат из них предприятие (организация) имеет возможность использовать привлеченные ресурсы для покрытия своих затрат.

Оперативные денежные фонды характеризуются коротким периодом использования в качестве финансовых ресурсов (выплата заработной платы, уплата налогов должны осуществляться своевременно); до момента платежа предприятие имеет возможность использовать денежные средства, предназначенные для указанных выплат, в своей деятельности.

Отдельного внимания, на взгляд автора, заслуживают заемные средства предприятий (организаций). Большинство современных авторов относят эти средства к финансовым ресурсам предприятий без каких-либо оговорок, что, по мнению автора, означает отрицание статуса самостоятельной стоимостной категории «кредит».

Заемные финансовые ресурсы по своей экономической сущности представляют собой кредит, представленный в различных формах (денежной и натурально-вещественной) и видах (банковский кредит; коммерческий кредит; лизинг; факторинг; форфейтинг; кредиторская задолженность), т. е. являются экономической категорией, которая «.имеет дело со стоимостью, вышедшей из производства и распределенной между участниками воспроизводственного процесса. Кредит не может в этой связи опередить производство, подменить формирование заработной платы, финансов и других стоимостных образований, предшествующих стадии обмена» [5, с. 17].

Профессор О. И. Лаврушин тем самым отделяет кредит от других стоимостных категорий, в частности таких, как заработная плата и финансы.

Кредит не является категорией распределения. «Однако это не означает, что кредит пассивен в отношении распределительных процессов, напротив, он содействует их ускорению. Данное воздействие кредита на воспроизводственный процесс становится возможным, когда продукт произведен и поступил во владение субъектов воспроизводства, а в фазе обмена возникло противоречие между временным высвобождением стоимости, остановившейся в своем движении у одного из субъектов, и потребностью ее дополнительного использования у другого субъекта. Оставаясь фактором производства, вытекая из производства и распределения, кредит как категория перераспределения не теряет своей самостоятельности, выступает, по сути, формой обмена продуктов» [5, с. 16].

Исходя из приведенной цитаты, автору представляется правомерным констатировать, что кредит в различных видах и формах привлекается в качестве источника покрытия наряду с собственными, привлеченными финансовыми ресурсами, оперативными денежными фондами предприятий, но при этом сохраняет свою экономическую природу и свойства - срочность и возвратность.

Аналогичный подход, по мнению автора, может быть использован при рассмотрении государственного кредита. Причем, как в случае, когда государство выступает в качестве заемщика, так и в случае, когда оно является кредитором, кредит остается кредитом и не приобретает новых качеств, равно как и не утрачивает своих имманентных, природных признаков. Однако нередко российские ученые-экономисты пытаются обособить государственный

кредит, рассматривая его как часть государственных финансов, что, на взгляд автора, теоретически необоснованно. Так, в учебнике «Финансы» под редакцией В. М. Родионовой в гл. 18 «Государственный кредит» (автор раздела Ю. Я. Вавилов) отмечается, что «особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств» [8, с. 309]. При этом автором делается оговорка, что в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов. Но разве только государственному кредиту присущи указанные свойства? Возвратность и срочность признаются практически всеми исследователями, изучающими данную тему в качестве признаков кредита как экономической категории.

Хотя платность кредита признается далеко не всеми экономистами [5 с. 50—67], но это (в данном случае) не представляется принципиальным.

Еще одним аргументом, приводимым Ю. Я. Вавиловым в пользу отличий государственного кредита от кредита, получаемого хозяйствующими субъектами, является непроизводительный характер первого и, напротив, исключительно производительный характер второго: «Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

Когда же речь идет о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества» [8, с. 309].

Еще одно очень похожее определение: «Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, не имеют производительного использования, т. е. не направляются на обеспечение

процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к образованию государственного долга» [7, с. 118].

В качестве контраргументов можно было бы привести факты нецелевого использования банковских ссуд, выданных хозяйствующим субъектам; погашения задолженности по ранее полученным кредитам за счет новых ссуд, а отнюдь не за счет создания новой стоимости. Но автору важным это не представляется.

Важным, по мнению автора, является то, что «сущность кредита нельзя подменять его внешним выражением. Неверно считать, что сущность кредита различна для разных его видов. Исходным в характеристике сущности, как уже отмечалось, является внутреннее содержание кредита, аккумулирующее все многообразие форм его существования» [5, с. 29].

Рассмотрение государственного кредита как части финансов государства, на взгляд автора, является следствием гиперболизации государства как одного из субъектов процесса кредитования. Важность вида кредита - государственный - обусловила превалирование формы над экономической сущностью и содержанием в сознании некоторых ученых-экономистов.

По мнению автора, смешение финансов и кредита в единое «финансы» явилось следствием популяризации теории предельной полезности, которая (как доминирующая концепция экономической теории) якобы выступает фундаментальным экономическим базисом финансовой науки. Суть теории предельной полезности состоит в общем виде в необходимости рационального распределения ограниченных ресурсов. Из этого следует, что наука о финансах должна изучать способы и методы аккумуляции и использования ограниченных денежных ресурсов в лимитированном временном периоде и в условиях неопределенности. То есть финансовые ресурсы изначально рассматриваются как дефицитные, что, следовательно, не только не исключает, но и, безусловно, предполагает заимствования (кредит) для обеспечения потребностей субъектов процесса

распределения стоимости. Прямую зависимость американской финансовой школы от теории предельной полезности демонстрирует определение финансов в учебнике «Финансы» З. Боди и Р. Мертона: «Финансы (finance) — это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы: 1) разнесены во времени и 2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим» [10, с. 15].

Декларирование кредита как части финансов прослеживается практически во всех разделах учебника. Так, например, говорится, что «большинство финансистов работают в финансовом секторе экономики: в банках, в страховых компаниях либо в области управления инвестициями» [10, с. 16].

Чем объясняется такое отношение авторов учебника к кредиту? Непониманием его индивидуальности и самостоятельности по отношению к финансам? Представляется, что причина состоит в самой исповедуемой З. Боди и Р. Мертоном теории предельной полезности, которую современные экономисты используют для изучения закономерностей потребительского спроса, анализа предложения, исследования рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне и, в конечном счете, для увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг. Кредит в данном контексте — это товар, который необходимо продвигать, а не объяснять потенциальному потребителю его экономическую природу.

Однако не все современные экономисты готовы разделить эту позицию. Так, авторы статьи «Финансовые ресурсы», безусловно, не отождествляют финансовые и кредитные ресурсы: «Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т. п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъ-

ектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам» [14].

Список литературы

1. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2010. 860 с.

2. Барулин С. В. Финансы: учебник. М.: КноРус, 2010. 640 с.

3. Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. Сущность и функции финансов. М.: Финансы, 1968. 208 с.

4. Бочаров В. В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2008. 272 с.

5. Лаврушин О. И. Кредит как стоимостная категория социалистического воспроизводства. М.: Финансы и статистика, 1989. 175 с.

6. Роль финансов в социально-экономическом развитии страны / под ред. Г. В. Базаровой. М.: Финансы и статистика, 1986. 231 с.

7. Финансы: учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Са-банти. М.: Юрайт-М, 2004. 504 с.

8. Финансы: учебник / В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др. /под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. 400 с.

9. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азри-лияна. 2-е изд. М.: Институт новой экономики, 2009. 1152 с.

10. URL: http://www. e-college. ru Финансы. Боди З. , Мертон Р.

11. URL: http://www. rg. ru.

12. URL: http://www. minfin. ru.

13. URL: http://www. mabico. ru.

14. URL: http://www. bbest.ru.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.