УДК 339.9.01
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
А. Н. МАКАРОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: makarovan61@mail. ru Российский государственный гуманитарный университет (филиал в г. Нижнем Новгороде)
Рассмотрена проблема недостаточности финансовых ресурсов для развития внутреннего производства в границах инновационного импор-тозамещения. Показано, что решение возможно за счет преимущественного использования внутренних инвестиционных источников, а именно — финансовых ресурсов населения. Их привлечение зависит, в первую очередь, от активности институтов, аккумулирующих эти сбережения.
Ключевые слова: финансовые ресурсы населения; депозитный вклад в банковскую систему государства; импортозамещающий региональный банк.
Основной проблемой реализации импортозамещающих стратегий, как свидетельствует зарубежный опыт, является недостаточность финансовых ресурсов для развития внутреннего производства. Опыт абсолютного большинства стран, за исключением государств с офшорным режимом, показывает, что иностранные инвестиции, даже с учетом их существенного роста, недостаточны для удовлетворения инвестиционных потребностей страны в полном объеме [1]. По мнению отечественных экономистов, решить данную проблему возможно только за счет преимущественного использования внутренних инвестиционных источников.
Так, с точки зрения Ю. П. Морозова, финансовыми ресурсами для инновационных программ могут быть «не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в том числе основные и оборотные средства, имущес-
твенные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования и пр.» [4]. А. И. Гаврилов считает, что наиболее мощным внутренним источником инвестиционных ресурсов являются сбережения населения [7]. Автор статьи в большей степени соглашается с последним мнением и определяет целью настоящей статьи рассмотрение сущности финансовых ресурсов населения и формулирование условий, при осуществлении которых денежные ресурсы домашних хозяйств могут стать источником финансирования инновационного им-портозамещения на территории региона.
Под инновационным импортозамещением понимается разновидность экономической политики государства или региона, предполагающая проведение комплекса мероприятий по организации производства и продвижения на внутренние и зарубежные рынки аналогичной импортной отечественной продукции, превосходящей замещаемую импортную продукцию по эффективности технических решений на основе полученных новых знаний [2]. Проведение указанного комплекса мероприятий потребует значительных инвестиционных ресурсов, основным поставщиком которых традиционно является население.
При этом под финансовыми ресурсами (сбережениями) населения, как известно, понимается часть дохода, которую гражданин собирается потребить в будущем,вместо того чтобы потребить ее в настоящем.
Одними из первых сформулировали теоретические основы организации сбережений насе-
Анализ динамики привлеченных средств от населения кредитными организациями (включая Сбербанк России) на территории Нижегородской области за 2008-2010 гг., млн руб.
2008 2009 2010 Изменение (рост) 2010 г. к 2008 г.
Показатель е 1 * 1 1 5? и ч е ! * 11 5? и ч е ! * 11 5? и ч е 1 * 1 1 5?
§ = £ § = 1р ™ £ § = 1р ™ £ § =
Банковские ресурсы, всего 345,9 100 379,9 100 537,1 100 191,2 155,3
В том числе все вклады 106,8 30,9* 137,7 36,2* 181,8 33,8* 75,0 170,2
(депозиты) физических лиц 100** 100** 100**
Из них: 90,7 84,9** 117,6 85,4** 163,9 90,2** 73,2 180,7
— в валюте РФ
— в иностранной валюте 16,1 15,1** 20,1 14,6** 17,9 9 8** 1,8 111,2
• Указана доля от банковских ресурсов.
**Указана доля от всех вкладов (депозитов) физических лиц.
ления К. Маркс и И. Т. Посошков. Так, К. Маркс выделял организованные и неорганизованные сбережения:
• организованные сбережения — сбережения, превращенные в капитал;
• неорганизованные сбережения (сокровища) -деньги, извлеченные из обращения, которые «накопляются в форме многочисленных индивидуальных сокровищ...» [3].
Далее К. Маркс утверждал, что «форма сокровища есть просто форма денег, не находящихся в обращении, денег, обращение которых прервано и которые поэтому сохраняются в своей денежной форме».
Неорганизованные сбережения К. Маркс рассматривал, с одной стороны, как препятствия «для обращения, потому что они иммобилизуют деньги и на более или менее продолжительное время лишают их способности обращаться», с другой стороны, как безусловный фактор накопления капитала.
Ресурсы домашних хозяйств, не потребленные в текущем периоде, трансформируются 61 в следующие формы: вклады в коммерческие банки, в ценные бумаги; валютные сбережения и денежные средства в рублевом эквиваленте на руках. Следуя терминологии К. Маркса, к «организованным сбережениям» из указанных форм 31 следует отнести вклады в коммерческие банки и ценные бумаги. Денежные средства на руках как в валюте, так и в рублях, представляются, без к сомнения, «неорганизованной частью» финансовых ресурсов домашних хозяйств.
И. Т. Посошков, исследовав зависимость между сбережениями населения и богатством
государства, сделал в работе [7] вывод о том, что одним из основных элементов богатства народа являются сбережения населения. В свою очередь, богатство народа определяет богатство государства: «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем царстве будут люди убоги, то и царству тому не можно слыть богатому».
Анализ динамики банковских ресурсов Нижегородского региона за 2008-2010 гг. показал (см. таблицу и рисунок), что около 34 % из их общего объема приходится на долю сбережений населения [6].
Однако 34 %-ный рубеж вкладов населения в банковских ресурсах — еще не предел возможностей последнего. По данным социологических опросов, каждый второй рубль населения относится к «неорганизованным сбережениям» и хранится на руках. Их общая сумма, по оценке академика С. Глазьева, составляет 50 млрд долл. [1]. По данным ЦБ РФ, у населения РФ на руках находятся денежные средства в размере 20-30 млрд долл. США [9]. Если учесть,
-Банковские ресурсы всего
-Вклады физических лиц
-Вкладыфизических лиц в рублях
-Вклады физических лица иное! ра н ной валюте
Динамика привлеченных средств от населения в Нижегородской области за 2008-2010 гг.
что доля населения Нижегородской области в численности населения РФ составляет около 2,5 % [8], то получается неплохой финансовый «домашний» фонд: порядка 500-600 млн долл. Даже одна десятая часть указанной суммы может принести несомненную пользу в реализации региональной импортозамещающей политики. Следовательно, финансовые ресурсы домашних хозяйств представляются потенциально привлекательным источником финансирования для инновационного импортозамещения.
Наличие у населения России на руках значительных средств как в иностранной валюте, так и в рублях свидетельствует, что механизм формирования сбережений в государстве вообще, и в Нижегородской области в частности не решает в полной мере главной своей задачи - рационального формирования сбережений населения - по причине низкого уровня его доверия к государству как институту, обеспечивающему социальную защиту, защиту прав собственности и кредиторов. Поэтому, говоря о потенциале домашних финансовых ресурсов, необходимо отметить проблему отсутствия у значительной части населения возможности осуществлять сбережения вследствие нерациональности существующей системы государственного управления процессами формирования сбережений населения [1]. В первую очередь это относится к существующей проблеме несвоевременной выплаты заработной платы, пособий, неэффективности существующей системы пенсионного обеспечения. Размер социальных выплат не обеспечивает покрытия расходов на уровне минимального прожиточного минимума. В случае повышения результативности системы государственного управления формированием сбережений населения у последнего появятся дополнительные потенциально-инвестиционные потоки, которые наполнят как организованную группу сбережений, так и их неорганизованную часть.
Привлечение «неорганизованной части» финансовых ресурсов населения в экономику региона в качестве инвестиций зависит, в первую очередь, от активности институтов, аккумулирующих эти сбережения, поскольку при инвестировании сбережений гражданин будет заключать соответствующий договор с организацией, которой он доверяет свои сбережения. Следовательно, от интересов гражданина к инвестиционным формам аккумулирования сбережений и его доверия к объекту инвестирования зависит объем привлеченных сбережений населения. Интерес сберегателя в данном случае будет форми-
роваться в соответствии с требованиями, предъявляемыми им к объекту инвестирования (срочность, доходность, отсутствие высоких рисков).
Указанная триада условий определяется как фондовым рынком, так и банковской системой. Следовательно, в ближайшем будущем ведущая роль в инфраструктуре рынка сбережений населения, по мнению автора, будет отведена именно указанным финансовым институтам государства, для которых мобилизация сбережений населения является важнейшим условием успешной деятельности. Необходимо выработать эффективные механизмы повышения интереса домашних хозяйств к вложению неработающих денег в первую очередь на депозитные вклады в банковскую систему.
В качестве системы стимулирования инвестиций в инновационное импортозамещение представляется создание специального кредитного учреждения, которое бы специализировалось на инвестировании инновационных импортозамещающих проектов. Исследования, проведенные А. И. Гавриловым, показали, что «за годы реформ в России практически не сформировалась система инвестиционных банков и компаний, которые бы сконцентрировали свое внимание на реализации различного рода инвестиционных проектов» [5]. В этой связи можно взять на вооружение опыт функционирования положительно зарекомендовавших себя в современной экономической истории государственных банков развития.
Существуют примеры успешного функционирования такого рода институтов, особенно в условиях неустойчивости частных банков и неразвитости фондового рынка. Например, быстрое развитие Бразилии, положительный опыт послевоенного восстановления Японии, экономический взлет Китая и Индии были бы невозможны без использования таких механизмов финансирования экономического роста [1].
Один из них основан на предоставлении институтам развития монопольного права на использование источников дешевых денежных ресурсов. Например, Банк развития и Экспортно-импортный банк Японии получили в свое распоряжение финансовые ресурсы населения. Эти средства аккумулировались через систему местных сберкасс под контролем министерства финансов, которое затем распределяло их между названными институтами развития. Государство ограничило максимальный процент по депозитам населения, удерживая его на уровне не более 2 %. Этим оно одновременно доби-
валось дешевизны и долгосрочности кредитов, предоставляемых под финансирование приоритетных направлений экономической деятельности [1].
По примеру зарубежных банков развития можно предложить создание импортозамещающего регионального банка (ИРБ), который бы аккумулировал денежные средства населения. Одним из депозитных инструментов мог бы стать вклад «импортозамещающий». Под выгодный процент, предположим, на 3-4 % превышающий уровень средней процентной ставки региона по депозитам. В целях стимулирования вкладов сбережений населения в ИРБ можно предусмотреть снижение вкладчикам депозита «Импортозамещающий» НДФЛ в зависимости от переданной банку суммы на хранение.
Еще одним способом привлечения ресурсов частных вкладчиков может стать разрешение на открытие в импортозамещающем региональном банке анонимных (номерных) счетов. Опыт западных стран свидетельствует, что номерные счета можно открыть в большинстве европейских стран, в первую очередь в Швейцарии. Именно здесь они наиболее востребованы, так как гражданство вкладчика не имеет значения. В странах ЕЭС анонимные счета открываются только резидентами. При этом банк обязуется не разглашать тайны вклада и имени его владельца — о клиенте знают два-три менеджера. Доход по анонимному вкладу обычно ниже на 1 -2 % годовых, чем по именному. Налоги с процентов по анонимным счетам списываются автоматически в соответствии с существующим законодательством.
По вопросу снятия запрета на открытие анонимных счетов в России идет многолетняя дискуссия. Основной довод противников анонимных счетов заключается в реализации возможности «отмывания» крупных сумм «грязных» денег криминальными структурами. Но ведь существует полиция России, Интерпол, другие различные международные организации по борьбе с отмыванием денег, которые должны работать на упреждение и не допускать формирования «теневых» доходов. Считаем, что положительный инвестиционный эффект от снятия запрета будет на порядок выше, чем поимка с помощью анонимного счета отдельных представителей теневого бизнеса.
Открытие подобных вкладов позволило бы сократить отток денежных средств за рубеж и аккумулировать их в отечественной банковской системе. Представляется, что открытие номерных счетов повлечет за собой приток больших объемов финансовых ресурсов в региональную экономику.
Однако это произойдет лишь при соблюдении следующих условий: во-первых, установление правовой ответственности за соблюдение тайны банковского вклада. Во-вторых, объявление налоговой амнистии на расходы, произведенные из этих средств.
Таким образом, финансовые ресурсы населения могут стать инвестиционным источником инновационного импортозамещения при выполнении следующих условий:
1) повышение уровня доверия населения к государству как институту, обеспечивающему защиту прав собственности и кредиторов, социальную защиту населения;
2) усиление стимулирующей роли налоговой системы для использования сберегателями инвестиционных форм аккумулирования сбережений;
3) выработка эффективных механизмов повышения интереса домашних хозяйств к вложению неработающих денег на депозитные вклады в банковскую систему и к их размещению на рынке ценных бумаг;
4) создание для стимулирования инвестиций в инновационное импортозамещение специального кредитного учреждения (импортозамещающего региональногой банка), которое бы специализировалось на инвестировании инновационных импортозамещающих проектов;
5) открытие в импортозамещающем банке анонимных (номерных) счетов, что позволило бы сократить отток денежных средств за рубеж и аккумулировать их в отечественной банковской системе.
Список литературы
1. Глазьев С. Внутренний инвестиционный потенциал // Русский предприниматель. 2002. № 4.
2. Макаров А. Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) // Инновации. 2011. № 5.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Процесс производства капитала / пер. с нем. М.: Политиздат, 1973. Т. 1. Кн. 1. С. 164.
4. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Морозов Ю. П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный мененджмент: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6. Письмо Главного управления Банка России по Нижегородской области. URL: http://gubr@nnov. cbr. ru.
7. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Соцэкгиз, 1937.
8. URL: http://ru. wikipedia. о^/ткШаселение_России.
9. RSS-канал «Bankir. Ru - Банковские новости». URL: http://bankir/ru/news/article/1078562.