Научная статья на тему 'Финансовые правоотношения и правовое регулирование'

Финансовые правоотношения и правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9056
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / FINANCIAL LEGAL RELATIONS / LEGAL REGULATION / REGULATION / FINANCIAL AND LEGAL NORMS / THE LEGAL EFFECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткебучава Екатерина Бежановна

В статье рассматриваются вопросы финансовых правоотношений и правового регулирования. Финансовая деятельность государства не может осуществляться вне правовых отношений. Финансовые отношения выражаются внешне в тех формах, которые определило им государство, поскольку это связано с фактом его существования. С помощью права государство в финансовой сфере определяет и устанавливает виды доходов бюджетов, порядок взимания налогов, способы использования валютных ценностей и т.д. Административно-правовое регулирование финансовых отношений складывается из таких составляющих как финансовые правоотношения и правовое регулирование. Именно по этой причине, на первый план выходят понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование». По мнению автора, понятие «правовое регулирование» и «правое воздействие» не тождественны понятия и содержат разный смысл. Поэтому необходимо различать, где будет «регулирование», а где «воздействие». Это позволит исключить возможность назвать одно и тоже разными словами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL RELATIONSHIP AND THE LEGAL REGULATION

This article considers the problems of financial and legal relationship and legal regulation. The financial activities of the state can not be carried out beyond the legal relations. Financial relations are expressed outwardly in the forms that are identified by the state as it is connected with the fact of its existence. With the help of law the state in the financial sphere determines and sets the types of budget revenues, taxation procedures, methods of currency use, etc. Administrative and legal regulation of financial relations is made up of such components as financial and legal relationships and legal regulation. This is why the concepts of "legal effect" and "legal regulation" come to the fore. According to the author, the term "legal regulation" and "legal effect" are not identical and have different meanings. Therefore it is necessary to distinguish between the "regulation" and "effect". This would eliminate naming the same thing with different words.

Текст научной работы на тему «Финансовые правоотношения и правовое регулирование»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-16 УДК 342

ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Ткебучава Е.Б.

В статье рассматриваются вопросы финансовых правоотношений и правового регулирования. Финансовая деятельность государства не может осуществляться вне правовых отношений. Финансовые отношения выражаются внешне в тех формах, которые определило им государство, поскольку это связано с фактом его существования. С помощью права государство в финансовой сфере определяет и устанавливает виды доходов бюджетов, порядок взимания налогов, способы использования валютных ценностей и т.д. Административно-правовое регулирование финансовых отношений складывается из таких составляющих как финансовые правоотношения и правовое регулирование. Именно по этой причине, на первый план выходят понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование». По мнению автора, понятие «правовое регулирование» и «правое воздействие» не тождественны понятия и содержат разный смысл. Поэтому необходимо различать, где будет «регулирование», а где «воздействие». Это позволит исключить возможность назвать одно и тоже разными словами.

Ключевые слова: финансовые правоотношения, правовое регулирование, нормативный акт, финансово-правовые нормы, правовое воздействие.

FINANCIAL AND LEGAL RELATIONSHIP AND THE LEGAL

REGULATION

Tkebuchava Y.B.

This article considers the problems of financial and legal relationship and legal regulation. The financial activities of the state can not be carried out beyond the legal relations. Financial relations are expressed outwardly in the forms that are identified by the state as it is connected with the fact of its existence. With the help of law the state in the financial sphere determines and sets the types of budget revenues, taxation procedures, methods of currency use, etc. Administrative and legal regulation of financial relations is made up of such components as financial and legal relationships and legal regulation. This is why the concepts of "legal effect" and "legal regulation" come to the fore. According to the author, the term "legal regulation" and "legal effect" are not identical and have different meanings. Therefore it is necessary to distinguish between the "regulation" and "effect". This would eliminate naming the same thing with different words.

Keywords: financial legal relations, legal regulation, regulation, financial and legal norms, the legal effect.

Очень часто в определении правого регулировании закладывается понятие «правовое воздействие». Одни исследователи в «правовое воздействие в правовом регулировании» включают все виды воздействия права на людей, на их сознание и поведение. Другие исследователи из правового воздействия в правовом регулировании исключают воспитание и идеологию, а пишут об особой форме воздействия права на общественные отношения через систему специальных юридических средства. Они дают такое определение правовому регулированию, как специфическое воздействие, которое представляет собой нормативно-организационное опосредование общественных отношений и

всегда осуществляется с помощью особого, свойственного только праву, механизма [10]. Можно согласиться с мнением С.С. Алексеева о том, что «от содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования» [1]. М.Ю. Осипов понимает под «правовым регулированием» как «образующие определенную систему нормативное юридическое воздействие на общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения, которые вводят в предмет правового регулирования с целью их упорядочения, осуществляемое через определение основных элементов этих отношений» [13].

Можно выделить следующие характерные признаки правового регулирования:

- особый предмет правого регулирования, под которым понимают общественные отношения, которые урегулированы правом. По своей природе эти отношения подвергаются нормативно-организационному воздействию и они нуждаются в таком воздействии;

Особые способы, средства и методы правого регулирования. Под средствами правового регулирования понимают правовые инструменты, которые обеспечивают достижение необходимых результатов. Под методами правового регулирования понимают приемы правового воздействия или их сочетания. Под способом правового регулирования понимают те пути юридического воздействия, которые закреплены в юридических нормах, в других элементах правовой системы [19].

- особую направленность на достижение юридических целей и получение социальных результатов.

Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как система собственно правовых средств, так и правовых явлений, например, правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса. Правовое воздействие считают шире, чем правовое регулирование [9].

Поэтому по нашему мнению, не совсем ясна разница между правовым воздействием и правовым регулированием. В словаре можно найти такое определение «регулирование - это упорядочивание, налаживание, направление чего-нибудь с целью приведения в порядок системы [11]. Определение воздействие дается такое «как система действий, имеющих целью повлиять на кого или что либо [12]. Опираясь на приведенные определения считаем целесообразным исключить слово «воздействие» из определения понятия «правовое регулирование».

Тогда «правовое воздействие» можно определить как систему действий норм права на общественные отношения, где участвуют субъекты права для достижения определенной цели. Должностное лицо правоохранительного органа осуществляет правовое воздействие в процессе реализации в своей деятельности норм права. Правовое воздействие это восстановление законности или нарушенного права, применение мер принуждения, ответственность за совершенные деяния. Средствами правого воздействия будет требование, применяемое на основании норм права, об устранении нарушения.

Поэтому «правовое воздействие» это не только воздействие правом, но и «реализация норм права» должностным лицом в физических действиях через выставление предписания, требования и т.д.

По нашему мнению понятие «правовое регулирование» и «правое воздействие» не тождественны понятия и содержат разный смысл. Поэтому необходимо различать, где будет «регулирование», а где «воздействие». Это позволит исключить возможность назвать одно и тоже разными словами.

В результате правового закрепления государство придает финансовым отношениям юридическую форму, у них появляется новое качество и особый вид, следовательно, они становятся правовыми.

Финансовая деятельность государства не может быть осуществляться вне правовых отношений. Получение государством запланированных доходов, их распределение и использование согласно намеченным планам и программа

возможно только намеченным планам и программам возможно только при наличии юридических прав и обязанностей реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения.

Финансовые отношения выражаются внешне в тех формах, которые определило им государство, поскольку это связано с фактом его существования. С помощью права государство в финансовой сфере определяет и устанавливает виды доходов бюджетов, порядок взимания налогов, способы использования валютных ценностей и т.д.

Осуществляя финансовую деятельность в интересах общества государство: организует поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяет их на социально-экономические программы и другие необходимые потребности общества.

Для реализации финансовых отношений государство наделяет свои органы властными полномочиями: они имеют право издавать предписания, которые обязательны для исполнения всеми участниками финансовых правоотношений (предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами.) такие предписания могут быть направлены другим государственным органам согласно их подчиненности и подконтрольности. От имени государства, выступая в финансовых правоотношениях государственные органы имеют не только право на издание властных предписаний, но на них наложены обязанности, которые связаны с правами других участников финансовых правоотношений.

Также как и государственные органы с участниками финансовых правоотношений взаимодействуют и органы местного самоуправления. Под защитой государства находятся права и обязанности всех участников финансовых правоотношений, их реализация обеспечивается принудительной силой государства.

Но в тоже время в процессе осуществления государством и местным самоуправления финансовой деятельности возникают и такие отношения,

которые не требуют правового регулирования (например, аналитический учет, подготовительные расчеты составляют сущность финансовой деятельности государства и местного самоуправления, только финансовые правоотношения необходимы для аккумулирования, распределения и использования публичных финансов.

Финансовые правоотношения представляют собой совокупность правовых и экономических понятий, представляя собой экономико-правовую категорию.

В своих работах Е.А. Ровинский отмечал экономическую природу финансовых правоотношений. Он писал, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений» [14].

Критерием отграничения финансовых правоотношений от других отношений, которые имеют денежный характер, по мнению Л.К. Вороновой заключается в функции мобилизации, распределения либо использования централизованных или децентрализованных фондов денежных средств [5].

Болгарские ученые А. Ангелов [2] и П.М. Годме [6] также пишут об обособленности финансовых правоотношений и об их специфичности, которая заключается в том, что они возникают в процессе специфической деятельности государства в области финансовой системы с ее особыми задачами целями.

Таким образом, можно дать следующее определение. Финансовые правоотношения - это общественные отношения, которые имеют экономико-правовую природу, урегулированы нормами права для осуществления целей в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов.

Так как финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, то они имеют общие признаки, которые характерны для любого правоотношения, но в тоже время имеют и индивидуальные признаки.

Общие признаки финансовых правоотношений:

- их возникновение, изменение или прекращение происходит на основании норма права;

- они индивидуально определены, участниками конкретного правоотношения;

- через субъективные права и юридические обязанности выражается связь между участниками правоотношения;

- имеют волевой характер;

- охраняются государством.

Индивидуальные признаки финансовых правоотношений формируются под воздействием финансовой деятельности государства:

- они могут возникнуть и функционировать только тогда, когда происходит процесс планирования государственных денежных фондов, в результате такого планирования они аккумулируются, распределяются и используются;

- они производны от имущественных отношений, являются его разновидностью и носят, соответственно, публичны характер [8]. В процессе финансовой деятельности могут возникнуть и процессуальные (организационные) правоотношения, но они уже будут иметь вторичный характер, так как организуют движение финансовых ресурсов государства.

- обязательное участие государства, которое выражается в лице компетентных (специальных) органов;

- большинство финансовых правоотношений основаны на определенной схеме «власть-подчинение»;

- в случае недобросовестного поведения участника этих правоотношений юридическая ответственность наступает непосредственно перед самим

государством, в отличие от других правоотношений, когда ответственность наступает перед второй стороной;

- процесс их возникновения почти всегда связан с деньгами - денежного платежа в доход государства [3].

Например, определенный государственный орган налагает административные штрафы на нарушителя. С одной стороны наложение штрафа имеет денежную основу, но с другой стороны они не возникают в процессе финансовой деятельности государства и цель возникшего правоотношения не формирование денежных фондов, а наказание правонарушителя.

На основании нормативного или индивидуально-юридического акта происходит возникновение финансовых правоотношений. Например, в области финансовой деятельности государства таким нормативным актом будет закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Получение гражданином извещения от финансового органа об уплате какого-либо налога будет индивидуальным юридическим актом.

Такое событие как увеличение числа иждивенцев в семье приводит к уменьшению налога на физических лиц. Такое событие стало юридическим фактом и привело к изменению финансовых правоотношений.

По волеизъявлению участников финансовых правоотношений они не могут быть изменены. Такое изменение возможно только на основе нормативного акта, в котором будут предусмотрены те или иные факты и события, которые повлекут изменение финансовых правоотношений. Здесь нет воли участников, но есть нормативность на первом месте. Например, изменение финансовых правоотношений может быть связано с фактом увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований.

Прекращение финансовых правоотношений может быть связано со многими случаями. Можно назвать следующие в качестве примеров:

- в результате уплаты суммы в срок или взыскание недоимки (просроченного платежа) происходит погашение финансового обязательства;

- внебюджетным фондам;

- использование выданных бюджетных ассигнований [17].

Определенные юридические нормы устанавливает государство для

регулирования финансовых отношений. Финансово-правовые нормы помимо общих юридических признаков имеют свою специфику. Такая специфика проявляется в том, что они регулируют только финансовую деятельность государства, имеют императивный характер (т.е. для них характерна категорическая форма, где само государство определяет условия, порядок действий таких норм, прав и обязанности сторон, размер санкций).

Источниками финансово-правовых норм являются: Основной Закон нашей страны - Конституция РФ, законы и подзаконные акты, которые издают органы законодательной и исполнительной власти для регулирования финансовых отношений. К подзаконным актам, которые регулируют финансовые отношения в нашей стране, относят акты финансово-кредитных органов, таких как Министерство Финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственная налоговая служба РФ и др.

В связи с тем, что источниками финансово-правовых норм является огромное количество нормативных актов, в научной литературе давно высказываются мнения о принятии единого акта, который бы регулировал весь комплекс финансовых отношений. Мысли о едином акте можно найти в работах Д.В. Винницкого [4], И.В. Рукавишниковой [15], В.И. Слома [16], Н.И. Химичевой [18].

Также О.Н. Горбунова разделяет позицию о принятии единого финансово-правового акта. Так она пишет «разработка Закона о финансах позволила бы урегулировать общие принципы функционирования финансовой системы страны в целом и дала возможность проследить хотя бы основные

прямые и обратные связи в процессе развития экономики через финансы на основании общих экономико-политических и правовых принципов» [7].

Мы не разделяем позицию выше названных авторов о принятии единого акта «О финансах». В данной позиции мы согласны с доводами Д.В. Винницкого, который пишет о «сложности в выявлении системы однородных финансовых отношений, правовое регулирование которых могло бы осуществляться единым финансово-правовым методом и сходными правовыми средствами» [4]. Слишком большая сфера охватывается финансовыми отношения, которые складываются в процессе собирания, распределения и использования денежных средств государства и муниципального образования, и ее сложно будет отразить в одном едином акте «О финансах».

Применение метода «власти и подчинения» характерно для правового регулирования. При регулировании финансовых отношений в основном метод «власти и подчинения» не основывается на отношениях субординации (подчинения «по вертикали» власти»). Финансовые, налоговые и кредитные органы издают властные предписания для участников финансовых отношений, с которыми они не находятся в административной (вертикальной) зависимости.

Но в финансовых отношениях есть определенная группа отношений в которых участники находятся в вертикальном подчинении (министерства, ведомства и подчиненные им организации (предприятия)).

Можно констатировать следующее:

1. Поскольку административно-правовое регулирование финансовых отношений складывается из таких составляющих как финансовые правоотношения и правовое регулирование. То в процессе исследования сделали вывод о том, что финансовые правоотношения это общественные отношения, которые имеют экономико-правовую категорию, урегулированы нормами права для осуществления целей в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов. Правовое регулирование - это совокупность правовых норм, которые упорядочивают общественные

отношения в определенной отрасли права с помощью системы специальных правовых средств и методов.

2. Исходя из общенаучного понимания категории административно-правовое регулирование финансовых отношений можно сделать вывод о том, что административно-правовое регулирование финансовых отношений - это совокупность финансово-правовых норм, которые упорядочивают финансовые отношения в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов с помощью правовых средств и методов.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2008. С. 211.

2. Ангелов A.C. Финансовое право на НРБ. София, 1967.

3. Батычко В.Т. Финансовое право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. С. 118 .

4. Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права на современном этапе / Материалы научной конференции «Финансовое право на рубеже веков». Май 2002. С-Петербург. //Известия вузов. Правоведение. 2002. № 5. С.31.

5. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: Вища школа, 1983. 240 с.

6. Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. 430 с.

7. Горбунова О.Н. Совершенствование финансово-правовых институтов в современных условиях перестройки управления народным хозяйством: учеб. пособие./отв. ред. К. Л. Глухарев ; Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. М. : ВЮЗИ, 1988. 79 с.

8. Крохина Ю.А.Финансовое право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: 2008. 720 с.

9. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. С. 371.

10. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. Т. 3. С. 90-91.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. 750 с.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2007. 944 с.

13. Осипов М.Ю. Правовое регулирвоание как динамическая система: понятие, структура, фунции: : автореф. Дис... канд. Юрид. Наук. М., 2008. С. 11.

14. Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. №2. С.60.

15. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.14. Саратов, 2004. 520 c.

16. Слом В.И., Измайлов O.B. По поводу совершенствования финансового законодательства //Финансы. 1976. № 12. С.37.

17. Финансовое право. Под ред. Рассолова М.М. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. 444 с.

18. Химичева Н.И. Финансовое право: федеральные и региональные аспекты развития. /Материалы научной конференции «Финансовое право на рубеже веков». Май 2002. С-Петербург. //Известия вузов. Правоведение. 2002. № 5. С. 18.

19. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 247.

References

1. Alekseev S.S. Obshchaya teoriyaprava [General Theory of Law]. Moscow: TK "Welby"; Prospect, 2008. p. 211.

2. Angelov A.C. Finansovoe pravo na NRB [Financial Law in PRB]. Sofia,

1967.

3. Batychko V.T. Finansovoe pravo. Konspekt lektsiy [Financial Law. Summary of Lectures]. Taganrog: TTI JFU, 2009. p. 118.

4. Vinnitskiy D.V. Predmet i sistema finansovogo prava na sovremennom etape. Materialy nauchnoy konferentsii «Finansovoe pravo na rubezhe vekov». May 2002. S-Peterburg [Subject and System of Financial Law at the Present Stage. Proceedings of Scientific Conference "Financial Law at the Turn of the Century", May 2002. St. Petersburg]. Izvestiya vuzov. Pravovedenie, no. 5 (2002): 31.

5. Voronova L.K., Martyanov I.V. Sovetskoe finansovoe pravo [Soviet Financial Law]. Kiev: Vysha Shkola, 1983. 240 p.

6. Godme P.M. Finansovoe pravo [Financial Law]. Moscow: Progress Publishers, 1978. 430 p.

7. Gorbunova O.N. Sovershenstvovanie finansovo-pravovykh institutov v sovremennykh usloviyakh perestroyki upravleniya narodnym khozyaystvom [Improving the Financial and Legal Institutions in Modern Conditions of Restructuring of Economic Management]. Ed., K.L. Glukharev. Moscow: VYUZI, 1988. 79 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Krokhina Yu.A.Finansovoe pravo Rossii [Financial Law of Russia]. Moscow, 2008. 720 p.

9. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow: Exmo, 2010. p. 371.

10. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Akademicheskiy kurs v 3 tomakh [General Theory of State and Law. Academic Course in 3 volumes]. Ed., Prof. M.N. Marchenko. Moscow: IKD "Zertsalo-M", 2002, Vol. 3. pp. 90-91.

11. Ozhegov S.I. Slovar russkogo yazyka: Ok. 57000 slov [Dictionary of Russian Language: approx. 57000 words]. Ed., Corr. Member of the USSR AS N.Yu. Shvedova. Moscow: Rus. Yazyk, 1987. 750 p.

12. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory Dictionary of Russian Language: 80,000 words and set phrases]. Moscow: A TEMP, 2007. 944 p.

13. Osipov M.Yu. Pravovoe regulirvoanie kak dinamicheskaya sistema: ponyatie, struktura, funtsii [Legal regulation as a dynamic system: concept, structure, function]. Thesis of Candidate in Jurisprudence. Moscow, 2008. p. 11.

14. Rovinskiy E.A. Mezhdunarodnye finansovye otnosheniya i ikh pravovoe regulirovanie [International Financial Relations and their Legal Regulation]. Sovetskoe gosudarstvo ipravo [The Soviet State and Law], no. 2 (1965): 60.

15. Rukavishnikova I.V. Metod finansovogo prava [The Method of Financial Law]. Thesis of Doctor of Jurisprudence: 12.00.14. Saratov, 2004. 520 p.

16. Slom V.I., Izmaylov O.B. Po povodu sovershenstvovaniya finansovogo zakonodatelstva [On the Improvement of the Financial Legislation]. Finansy [Finance], no. 12 (1976): 37.

17. Finansovoepravo [Financial Law]. Ed., M.M. Rassolova. Moscow: Unity-Dana, Law and Order, 2001. 444 p.

18. Khimicheva N.I. Finansovoe pravo: federalnye i regionalnye aspekty razvitiya. Materialy nauchnoy konferentsii «Finansovoe pravo na rubezhe vekov». May 2002. S-Peterburg [Financial Law: Federal and Regional Aspects of Development. Proceedings of the conference "Financial Law at the Turn of the Century", May 2002. St. Petersburg]. Izvestiya vuzov. Pravovedenie, no. 5 (2002): 18.

19. Entsiklopedicheskiy yuridicheskiy slovar [Encyclopedic Dictionary of Law]. Ed., V.E. Krutskih. Moscow: INFRA-M, 1998. p. 247.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ткебучава Екатерина Бежановна, соискатель кафедры правового обеспечения управленческой деятельности

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации проспект Вернадского, 76, г. Москва, 119454, Россия eshambala@gmail. com

DATA ABOUT THE AUTHOR

Tkebuchava Yekaterina Bezhanovna, applicant of legal support of management

MGIMO University

76, Prospect Vernadskogo Moscow, 119454, Russia eshambala@gmail. com

Рецензент:

Пузиков Р.В., к.ю.н., доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.