Научная статья на тему 'К вопросу о субъектах финансового права'

К вопросу о субъектах финансового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6952
787
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / СУБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ФИНАНСОВАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА / КЛАСТЕРЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / FINANCIAL LAW / SUBJECT OF FINANCIAL LAW / SUBJECT OF FINANCIAL RELATIONS / FINANCIAL LEGAL CAPACITY / CLASSIFICATION OF SUBJECTS OF FINANCIAL LAW / LEGAL ENTITY OF PUBLIC LAW / CLUSTERS / TECHNOLOGICAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мошкова Дарья Михайловна

В статье рассматривается понятие субъекта права, в частности финансового права, его основные черты и виды. Анализируются различные точки зрения ученых-теоретиков, исследующих проблематику субъекта финансового права, выделяя его специфические признаки. Особое внимание уделено рассмотрению финансовой правосубъектности как особому виду правосубъектности. Разграничиваются такие понятия, как субъект финансового права и субъект финансового правоотношения. Кроме того, дается авторская классификация субъектов финансового права путем анализа классификаций, изложенных в трудах правоведов-финансистов: Е.А. Ровинского, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой, А.И. Худякова и др. Отдельно характеризуется дефиниция «коллективный субъект» и его виды, указываются особенности государства, государственных органов, судов, юридических лиц различной организационно-правовой формы, в том числе юридических лиц публичного права, как субъектов финансовых правоотношений. Автор говорит о появлении особых субъектов финансового права, таких как кластеры и технологические платформы, а также о возможности участия в финансовых правоотношениях путем реализации механизма государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE SUBJECTS OF FINANCIAL LAW

This article deals with a concept of a subject of law, in particular, in financial law, its main features and types. The author analyses different viewpoints of scholars exploring perspectives of the problems of a subject in financial law highlighting its specific characteristics. Special attention is given to financial legal capacity as a special kind of legal capacity. The author distinguishes between such concepts as a subject of financial law and a subject of a financial legal relation. In addition, the author gives his own classification of subjects of financial law on the ground of analysis of classifications set forth in the writings by financial jurists: E.A. Rovinsky, O.N. Gorbunova, E.Yu. Gracheva, M.V. Karaseva, A.I. Khudyakov, etc. Separately the author defines a "collective entity" and its types, specifies characteristics of the State, public bodies, courts, legal persons of various business and legal forms including legal entities of public law as subjects of financial relations. The author talks about emergence of special subjects of financial law such as clusters and technology platforms, as well as the possibility of participation in financial relations by means of implementation of a public-private partnership mechanism.

Текст научной работы на тему «К вопросу о субъектах финансового права»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Д. М. Мошкова*

К вопросу о субъектах финансового права

Аннотация. В статье рассматривается понятие субъекта права, в частности финансового права, его основные черты и виды. Анализируются различные точки зрения ученых-теоретиков, исследующих проблематику субъекта финансового права, выделяя его специфические признаки. Особое внимание уделено рассмотрению финансовой правосубъектности как особому виду правосубъектности. Разграничиваются такие понятия, как субъект финансового права и субъект финансового правоотношения. Кроме того, дается авторская классификация субъектов финансового права путем анализа классификаций, изложенных в трудах правоведов-финансистов: Е. А. Ровинского, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, М. В. Карасевой, А. И. Худякова и др. Отдельно характеризуется дефиниция «коллективный субъект» и его виды, указываются особенности государства, государственных органов, судов, юридических лиц различной организационно-правовой формы, в том числе юридических лиц публичного права, как субъектов финансовых правоотношений. Автор говорит о появлении особых субъектов финансового права, таких как кластеры и технологические платформы, а также о возможности участия в финансовых правоотношениях путем реализации механизма государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: финансовое право, субъект финансового права, субъект финансовых правоотношений, финансовая правосубъектность, классификация субъектов финансового права, юридическое лицо публичного права, кластеры, технологические платформы.

001: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.072-079

В юриспруденции субъект права рассматривается с различных позиций и научных школ, однако единым остается то, что субъект права представлен как разновидность субъектов общественных отношений, наделенных признаками, регламентированными правом.

Можно говорить о том, что субъектами права являются все, кто находится под юрисдикцией права, признается им в качестве носителя прав и обязанностей. Субъект права в классическом понимании включает в себя возможность участвовать в различных правоотношениях и реальное участие в них.

В теории финансового права субъект финансового права определяется как лицо, обладающее правосубъектностью и наделенное необходимыми правами и обязанностями, потенциально способное стать участником финансовых правоотношений.

Представленная выше дефиниция содержит в себе основной признак субъекта финансового права, а именно, наличие у него правосубъектности. В свою очередь, о финансовой правосубъектности можно говорить, как об определенном объеме полномочий и обязанностей, которым обладает тот или иной субъект финансовых правоотношений, осуществляемым

© Мошкова Д. М., 2016

* Мошкова Дарья Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) d.m.moshkova@mail.ru

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

в конкретном финансовом правоотношении и отраженном в финансово-правовых нормах.

Субъекты финансового права, среди которых публичные образования, юридические и физические лица, становятся участниками финансовых правоотношений в силу законодательного закрепления за ними прав и обязанностей в той или иной сфере, например, полномочия органов государственной власти как субъектов финансового права в сфере сбора налогов, в бюджетной сфере в период финансирования их деятельности за счет средств соответствующего бюджета и т.п.

Также необходимо отметить, что финансовая правосубъектность представляет собой отраслевую правосубъектность, которая обладает спецификой, определенной предметом и методом регулирования. В свою очередь, финансовые правоотношения являются правоотношениями публичного порядка, что допускает возможность их изменения или прекращения в соответствии с требованиями закона.

В этой связи Л. Н. Древаль1 предлагает закрепить на законодательном уровне специфические признаки субъекта финансового права. Л. Н. Древаль полагает, что вопросы, связанные с регулированием «субъектов финансового права», возможно отразить в рамках одного закона по примеру Федерального закона «О финансах», предлагаемого О. Н. Горбуновой2.

На наш взгляд, принятие единого закона, в котором можно отразить дефиницию такой категории, как «субъекты финансового права», дать классификацию субъектов, а также закрепить все права и обязанности последних, выглядит труднодостижимо, т.к. субъектами финансового права являются и физические, и юридические лица, государство и муниципальные образования и пр. Описать весь спектр полномочий в финансово-правовой сфере, которыми они наделены, невозможно хотя бы в силу изменчивости российского законодательства, появления новых субъектов финансового

права.

Также спорным признается соотношение таких категорий, как субъекты финансового права и субъекты финансовых правоотношений: одни ученые отождествляют эти понятия3, другие — разграничивают4 .

Таким образом, можно говорить о том, что субъект правоотношения во всех случаях является субъектом права. В свою очередь, субъект права не всегда признается субъектом правоотношений.

Исходя из изложенного выше, субъектом финансового права признается лицо, которое может стать участником финансовых отношений и тем самым наделен правами и обязанностями в рамках возникших финансовых отношений по поводу аккумулирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств.

Субъектом финансовых правоотношений можно признать непосредственного участника уже сформированных финансовых отношений, наделенного на момент их возникновения правами и обязанностями в данной сфере, связанных с аккумулированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

В свою очередь, финансовую правосубъектность можно охарактеризовать через призму отраслевого предмета и метода регулирования и определить, как возможность субъектов финансового права участвовать в финансовых отношениях в сфере аккумулирования, распределения (перераспределения), использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Раскрытие понятийного аппарата и авторских определений базовых категорий: «субъект финансового права», «субъект финансового правоотношения», «финансовая правосубъектность» позволяет рассмотреть классификации субъектов финансового права.

Необходимо отметить, что в общей тео-

1 Древаль Л. Н. Субъекты российского финансового права / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Юриспруденция, 2008. С. 82.

2 Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 158.

3 См., например: Кечекьян С. Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958. С. 83 ; Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 5.

4 См., например: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 138—139.

рии права такие ученые, как: В. С. Афанасьев, Д. Н. Бахрах, Н. А. Малкова, Н. И. Матузов, А. А. Фомин делят субъектов правоотношений на индивидуальных и коллективных5, а С. С. Алексеев предлагал делить всех субъектов права на индивидуальные и коллективные субъекты и общественные образования, тем самым обособляя в отдельную группу социальные образования6. Предлагаемое деление наиболее точно отражает сущность рассматриваемой категории.

Многогранность такой правовой категории, как субъекты финансового права, не позволяет выработать единую общепризнанную классификацию, которая бы отвечала общим требованиям. Отдельные аспекты данного вопроса освещались в трудах правоведов-финансистов: О. Н. Горбуновой, М. В. Карасевой, А. И. Худякова7 и др. Наглядно финансово-правовой статус субъектов финансового права представлен в исследованиях, посвященных вопросам финансового контроля и субъектам, осуществляющим полномочия в финансовой деятельности8.

Отчасти отсутствие единых критериев классификации субъектов финансового права можно связать с тем, что до сих пор нет четкого перечня участников финансовых отношений, что оправдывается активным развитием самого финансового права и финансового законодательства. Более того, не все субъекты финансового права нашли свое отражение в законодательстве, исключение, пожалуй, составляют бюджетное, налоговое и, возможно, банковское законодательство. Аналогичной позиции придерживаются и другие представители финансово-правовой мысли9 .

Подчеркнем, что в правовой литературе зачастую такие понятия, как коллективный субъект, организация и юридическое лицо, используются как синонимы. В исследованиях финансово-правового характера вопрос о коллективном субъекте мало изучен.

Л. Н. Древаль отмечает, что под дефиницию «коллективный субъект», точно так же, как и под определение «организация», можно подвести такой субъект права, как публичные образования, в связи с чем предлагает выделить публичные образования в отдельную группу и при дальнейшем упоминании коллективного субъекта абстрагироваться от включения в это понятие публичного образования.

В продолжение автор отмечает, что поскольку создание юридических лиц сопровождается различными целями их существования, то предлагается за основу принять следующие их виды:

— органы государственной власти, выполняющие исполнительные функции;

— учреждения, не связанные с властными полномочиями;

— организации, осуществляющие коммерческую деятельность.

Однако важно не отклониться и от отраслевой принадлежности при отнесении тех или иных участников к числу субъектов финансового права.

Большой интерес представляет государство как субъект финансового права. Сущность этого понятия долгое время остается в юриспруденции дискуссионным. Традиционное понимание государства выведено из совокупности таких его признаков, как государственный суверенитет, публичная власть, народ и территория.

5 См.: Бахрах Д. Н. Очерки теории российского права. М. : Норма: Инфра-М, 2010. С. 9 ; Малкова Н. А. Коллективные субъекты в российском праве : учеб. пособие. Самара : Самарский Дом печати, 1999. С. 5 ; Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М. : Юристъ, 2009. С. 389 ; Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева, М. : Норма: Инфра-М, 2010. С. 314—315 ; Фомин А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права / под ред. И. Н. Се-мякина. Саратов : Саратовская гос. академия права, 2005. С. 173.

6 Алексеев С. С. Общая теория права. М. : Проспект, 2009. С. 387—389.

7 См.: Финансовое право : учебник / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М. : Юристъ, 1996. С. 19—26, 42—43 ; Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М. : Норма, 2001. С. 95—139 ; Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы : Баспа, 2001. С. 128—132.

8 См., например: Финансовый контроль Российской Федерации / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Норма: Инфра-М, 2014.

9 См., например: Парыгина В. А, Тадеев А. А. Финансовое право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Эксмо, 2006. С. 53.

Особенности предмета и метода финансового права определяют особенности государства как субъекта финансового права. Спецификой финансово-правового метода является защита и обеспечение финансовой стабильности любого государства.

Е. Ю. Грачева утверждает, что «неравное положение субъектов финансового правоотношения обусловлено лишь тем, что одной из сторон в данном правоотношении выступает государство в лице своих уполномоченных органов»10.

Е. А. Ровинский отмечал, что в финансовых правоотношениях государство выступает не только как субъект власти, но и как хозяйствующий субъект и выразитель материальных и культурных потребностей всего общества. В связи с этим в финансовых правоотношениях выступают два правовых элемента: государственный и имущественный. Это определяет природу финансовых правоотношений как властно-имущественных отношений11

По словам С. И. Иловайского, в числе суверенных финансовых правомочий государства выделяются следующие: право издавать финансовые законы, устанавливать налоги, заключать договоры на государственные займы, применять принудительные меры к нарушителям или исполнителям финансовых норм12

Анализируя финансовую систему, можно говорить о том, что финансовую правосубъектность Российской Федерации необходимо рассматривать как возможность обладания и осуществления прав и обязанностей в пределах своих полномочий, нести бремя ответственности в сфере финансовых правоотношений. Россия является субъектом финансового права непосредственно, а также через субъекты Федерации, реализуя свой суверенитет.

Помимо России и субъектов РФ, субъектами финансовых правоотношений являются муниципальные образования, вовлеченные в различные государственные программы, осуществляемые в рамках реализации единой государственной финансовой политики.

Резюмируя, можно отметить, что к числу участников первой группы коллективного субъекта финансового права относятся органы

государственной власти (представительные и исполнительные органы федерального уровня и уровня субъектов Федерации), а также органы местного самоуправления как особые субъекты финансового права.

Вторую группу субъектов финансового права, объединяющих широкий круг ее представителей, образуют коллективные субъекты-организации, к которым по традиции относятся: государственные органы; предприятия и учреждения, основанные на различных формах собственности, а также судебные органы.

Так, суды как субъекты финансового права и финансовых правоотношений получают финансирование из соответствующих бюджетов. Более того, вышестоящие судебные органы, например Конституционный Суд РФ, обладают правом признания той или иной финансовой правовой нормы неконституционной, а Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать официальное толкование отдельных финансово-правовых норм.

В свою очередь, коммерческие организации являются весьма неоднородными, в том числе, влияния рыночных отношений, под воздействием которых в России появились финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы, ассоциации, холдинги, офшорные и трастовые компании, банки и т.п.

Однако не все перечисленные субъекты можно отнести к числу юридических лиц, поскольку ряд из них представляют систему взаимосвязанных компаний (например, финансово-промышленная группа).

Характерными признаками, разграничивающими одну организационно-правовую форму от другой, считаются:

— характер взаимоотношений между учредителями;

— режим имущественной ответственности;

— размер уставного капитала;

— порядок управления организацией;

— порядок распределения прибыли;

— степень защищенности интересов кредиторов;

— дополнительные источники финансирования.

10 Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А, Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М., 1995. С. 9.

11 Финансовое право : учебник / под ред. Е. А. Ровинского. М., 1971. С. 46.

12 Иловайский С. И. Конспект лекций по финансовому праву. Одесса, 1889. С. 24.

Так, например, коммерческой признается аудиторская организация, правовой статус которой определен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». При этом, как отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 «По делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И. В. Выставкиной», созданные как субъекты предпринимательства они (аудиторские организации), «по сути, выполняют публичную функцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этого процесса»13 .

В то же время следует отметить, что к числу юридических лиц относятся также и некоммерческие организации, такие как общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, корпорации и т.д., среди которых большую долю составляют бюджетные учреждения, финансируемые за счет бюджетных ассигнований.

И наконец, можно говорить о том, что в последнее время в российской правовой системе стали появляться юридические лица публичного права, которые могут быть созданы на основании закона или решения уполномоченного органа государственной власти и по своей природе являются публично-правовыми образованиями. Они не всегда имеют учредительные документы и их создание зачастую не требует государственной регистрации, при этом, они обладают правами и обязанностями публичного характера, осуществление которых для них является обязательным, а также несут публично-правовую ответственность.

Представляется, что ориентированным на практическое применение следует признать подход А. В. Турбанова, в соответствии с которым юридическим лицам публичного права свойственны такие признаки, как публичная функция, создание и ликвидация федеральным законом, реализация государственной политики, властные полномочия и имущественная самостоятельность14 .

Этот подход исключает из категории юридических лиц публичного права публично-правовые образования, что, на наш взгляд, представляется правильным, поскольку последние обладают значительным количеством отличительных особенностей.

Международный опыт демонстрирует, что использование данной конструкции юридических лиц является целесообразным в целях осуществления некоторыми организациями своих конституционно-публичных функций.

Следующую группу в видовом многообразии субъектов финансового права составляют индивидуальные субъекты — физические лица, вступающие в финансовые отношения.

Субъектами финансового права могут быть граждане РФ, лица без гражданства, бипатри-ды, а также иностранные граждане.

В правовой литературе утвердилось мнение, что финансовая правоспособность индивидуальных субъектов характеризуется через юридические обязанности, что можно объяснить и спецификой метода правового регулирования и преобладанием обязывающих норм в финансовом законодательстве.

Также следует отметить, что законодательство порой не успевает за тенденциями развивающегося современного общества, в том числе и в вопросах о финансово-правовом статусе физических лиц. Например, в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, которым были бы закреплены права и обязанности физического лица как субъекта финансового права и финансовых правоотношений.

В этой связи вспоминаются предложения некоторых представителей науки финансового права о принятии законов, закрепляющих основные положения и категории финансового права, например высказывания Г. В. Петровой о закреплении основ финансовой деятельности государства в Федеральном законе «О публичных финансах в Российской Федерации»15 .

В условиях мирового финансового кризиса, нынешней политической и экономической ситуации в стране и мире, нам видится возмож-

13 Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 3.

14 Турбанов А. В. Агентство по страхованию вкладов — юридическое лицо публичного права // Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года: госкорпорации — юридические лица публичного права / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М. : Юстицинформ, 2010. С. 79—81.

15 См.: Петрова Г. В. Финансовое право : учебник. М., 2006. С. 16.

ность поддержать тех представителей научной мысли, которые говорили и продолжают писать о необходимости принятия единых основ финансового законодательства.

В заключение следует отметить, что анализ различных классификаций субъектов финансового права позволил предложить следующие виды субъектов финансовых отношений:

1) публично-правовые образования:

— Российская Федерация;

— субъекты Российской Федерации;

— муниципальные образования;

2) коллективные субъекты:

— органы государственной власти, включая органы представительной, исполнительной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления;

— коммерческие организации;

— государственные и муниципальные предприятия;

— некоммерческие организации;

— юридические лица публичного права;

— иные субъекты — кластеры, технологические платформы, государственно-частное партнерство как форма реализации финансирования определенной сферы деятельности;

— иностранные государства;

— международные организации и союзы; 3) индивидуальные субъекты — физические

лица.

В последнее время можно говорить о появлении особых субъектов финансового права. Так, в финансовых правоотношениях участвуют такие субъекты инновационной деятельности, как территориальные инновационные кластеры, технологические платформы и государственно-частное партнерство (ГЧП), последнее, в свою очередь, признается не столько субъектом финансового права, сколько формой реализации финансирования сферы инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Алексеев С. С. Общая теория права. — М. : Проспект, 2009. — С. 138—139, 387—389.

2 . БахрахД. Н. Очерки теории российского права. — М. : Норма: Инфра-М, 2010. — С. 9.

3 . Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. — М., 2003. —

С. 158.

4 . Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А, Пепеляев С. Г. Финансовое право России. — М., 1995. — С. 9.

5 . Древаль Л. Н. Субъекты российского финансового права / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М. : Юриспру-

денция, 2008. С. 82.

6 . Иловайский С. И. Конспект лекций по финансовому праву. — Одесса, 1889. — С. 24. 7. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. — М. : Норма, 2001. — С. 95—139.

8 . Кечекьян С. Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. — М., 1958. — С. 83.

9 . Малкова Н. А. Коллективные субъекты в российском праве : учебное пособие. — Самара : Самарский

Дом печати, 1999. — С. 5.

10 . Матузов Н. И, Малько А. В. Теория государства и права : учебник. — М. : Юристъ, 2009. — С. 389.

11 Мицкевич А. В. Субъекты советского права. — М., 1962. — С. 5.

12. Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. — М. : Норма: Инфра-М, 2010. — С. 314—315.

13 . Петрова Г. В. Финансовое право : учебник. — М., 2006. — С. 16.

14 . Парыгина В. А., Тадеев А. А. Финансовое право : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо,

2006. — С. 53.

15 . Турбанов А. В. Агентство по страхованию вкладов — юридическое лицо публичного права // Очерки

конституционной экономики. 10 декабря 2010 года: госкорпорации — юридические лица публичного права / отв. ред. Г. А. Гаджиев. — М. : Юстицинформ, 2010. — С. 79—81.

16 . Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. — Алматы : Баспа, 2001. —

С. 128—132.

17. Финансовое право : учебник / под ред. Е. А. Ровинского. — М., 1971. — С. 46.

18. Финансовое право : учебник / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. — М. : Юристъ, 1996. — С. 19—26, 42-43.

19. Финансовый контроль Российской Федерации / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : Норма: Инфра-М, 2014. 20 . Фомин А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права / под ред. И. Н. Семякина. —

Саратов : Саратовская государственная академия права, 2005. — С. 173.

Материал поступил в редакцию 1 сентября 2016 г.

TO THE QUESTION OF THE SUBJECTS OF FINANCIAL LAW

MOSHKOVA Daria Mikhailovna — PhD, Associate Professor of the Department of Financial Law at the

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

d.m.moshkova@mail.ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Review. This article deals with a concept of a subject of law, in particular, in financial law, its main features and types. The author analyses different viewpoints of scholars exploring perspectives of the problems of a subject in financial law highlighting its specific characteristics. Special attention is given to financial legal capacity as a special kind of legal capacity. The author distinguishes between such concepts as a subject of financial law and a subject of a financial legal relation. In addition, the author gives his own classification of subjects of financial law on the ground of analysis of classifications set forth in the writings by financial jurists: E.A. Rovin-sky, O.N. Gorbunova, E.Yu. Gracheva, M.V. Karaseva, A.I. Khudyakov, etc. Separately the author defines a "collective entity" and its types, specifies characteristics of the State, public bodies, courts, legal persons of various business and legal forms including legal entities of public law as subjects of financial relations. The author talks about emergence of special subjects of financial law such as clusters and technology platforms, as well as the possibility of participation in financial relations by means of implementation of a public-private partnership mechanism.

Keywords: financial law, subject of financial law, subject of financial relations, financial legal capacity, classification of subjects of financial law, legal entity of public law, clusters, technological platforms.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . AlekseevS. S. Obshhaya teoriya prava. — M. : Prospekt, 2009. — S. 138—139, 387—389.

2 . Bakhrakh D. N. Ocherki teorii rossiyskogo prava. — M. : Norma: Infra-M, 2010. — S. 9.

3 . Gorbunova O. N. Finansovoe pravo i finansovyy monitoring v sovremennoy Rossii. — M., 2003. — S. 158.

4 . Gracheva E. Yu., Kufakova N. A., PepelyaevS. G. Finansovoe pravo Rossii. — M., 1995. — S. 9.

5 . Dreval' L. N. Sub"ekty rossiyskogo finansovogo prava / pod red. E. Yu. Grachevoy. — M. : YUrisprudentsiya,

2008.S . 82 .

6 . Ilovayskiy S. I. Konspekt lektsiy po finansovomu pravu. — Odessa, 1889. — S. 24. 7. Karaseva M. V. Finansovoe pravootnoshenie. — M. : Norma, 2001. — S. 95—139.

8 . Kechek'yan S. F. Pravootnoshenie v sotsialisticheskom obshhestve. — M., 1958. — S. 83

9 . Malkova N. A. Kollektivnye sub"ekty v rossiyskom prave : uchebnoe posobie. — Samara : Samarskiy Dom

pechati, 1999. — S. 5.

10 . Matuzov N. I., Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva i prava : uchebnik. — M. : Yurist", 2009. — S. 389.

11 . Mitskevich A. V. Sub"ekty sovetskogo prava. — M., 1962. — S. 5.

12. Obshhaya teoriya prava i gosudarstva: uchebnik / pod red. V. V. Lazareva. — M. : Norma: Infra-M, 2010. — S. 314—315.

13 . Petrova G. V. Finansovoe pravo : uchebnik. — M., 2006. — S. 16.

14 . Parygina V. A., TadeevA. A. Finansovoe pravo : uchebnik. — 2-e izd. pererab. i dop. — M. : Ehksmo, 2006. —

S 53

15 . Turbanov A. V. Agentstvo po strakhovaniyu vkladov — yuridicheskoe litso publichnogo prava // Ocherki

konstitutsionnoy ehkonomiki. 10 dekabrya 2010 goda: goskorporatsii — yuridicheskie litsa publichnogo prava / otv. red. G. A. Gadzhiev. — M. : YUstitsinform, 2010. — S. 79—81.

16 . Khudyakov A. I. Finansovoe pravo Respubliki Kazakhstan. Obshhaya chast'. — Almaty : Baspa, 2001. —

S. 128—132.

17. Finansovoe pravo : uchebnik / pod red. E. A. Rovinskogo. — M., 1971. — S. 46.

18. Finansovoe pravo : uchebnik / pod red. prof. O. N. Gorbunovoy. — M. : Yurist", 1996. — S. 19—26, 42—43.

19. Finansovyy kontrol' Rossiyskoy Federatsii / otv. red. E. Yu. Gracheva. — M. : Norma: Infra-M, 2014.

20 . Fomin A. A. YUridicheskaya bezopasnost' sub"ektov rossiyskogo prava / pod red. I. N. Semyakina. — Saratov : Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava, 2005. — S. 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.