Научная статья на тему 'Финансовые операции, совершаемые резидентами России с использованием оффшорных юрисдикций'

Финансовые операции, совершаемые резидентами России с использованием оффшорных юрисдикций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые операции, совершаемые резидентами России с использованием оффшорных юрисдикций»

311231-20115

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Финансовые операции, совершаемые резидентами России с использованием оффшорных юрисдикции

Д.Э. МАЯЦКИЙ

Всероссийская академия внешней торговли

В настоящее время множество международных оффшорных компаний осуществляют свою деятельность на территории РФ. Применительно к условиям России многими из них разработана и активно применяется методика налогового планирования, которая основана на комбинировании трех факторов различия:

налоговых систем различных государств; организационно-правовых форм ведения бизнеса;

форм извлечения дохода от своей деятельности. Построение схемы, направленной на минимизацию налоговых выплат, начинается от платящего субъекта. При этом на первом этапе путем комбинации перечисленных выше факторов решается задача снижения НДС и других налогов. С этой целью контракты компаний могут переводиться из внутри-российских в разряд внешнеторговых, в которых получателем товара выступают оффшорные фирмы, не имеющие постоянного представительства в РФ.

На втором этапе решается задача снижения налога на прибыль. Это может достигаться за счет использования иностранных оффшорных компаний и построения цепочки: иностранная оффшорная компания — российское предприятие, зарегистрированное на льготной территории, — посредническая компания в регионе, где осуществляется основная деятельность.

Третий этап — выбор наиболее благоприятных условий для аккумулирования денежных средств. Так, при получении дивидендов повсеместно используются компании, зарегистрированные в странах, имеющих с РФ договоры об избежании двойного налогообложения. Задача снижения налогов с торговой прибыли внутри страны решается путем комбинирования работы через низконалоговые (льготные или зарегистрированные в российских «налоговых оазисах») предприятия в России с привлечением оффшорных компаний-подрядчиков.

Четвертый этап — применение методики косвенного снижения налогов, если на трех предыду-

щих этапах не удалось достичь поставленной цели. Суть его состоит в уменьшении налогов на прибыль за счет искусственного увеличения расходов предприятия. Очень удобным инструментом для этого может служить оффшорная компания.

Данная методика основана на следующих методах, широко применяемых в международном налоговом планировании и адаптированных к российским реалиям:

перераспределение (диверсификация) прибыли — накопление прибыли от бизнеса в странах с низкими налогами);

занижение прибыли — увеличение расходной части баланса предприятий за счет включения в нее издержек от сотрудничества с оффшорными компаниями;

создание прибыли — перенос всей деятельности в оффшорную юрисдикцию. Если проанализировать направления развития оффшорного бизнеса в РФ, то следует отметить, что в России, как и во всем мире, использованием оффшорных структур предприниматели стремятся обеспечить защиту активов, конфиденциальность, отмывание «грязных» денег и уход от налогообложения.

Проанализировав методы налогового планирования с применением оффшорных зон, можно выявить следующие характерные нарушения российского законодательства.

Во-первых, применение трансфертных (заниженных или завышенных в зависимости от типа операции) цен при экспортных операциях. В мировой коммерческой практике этот метод и вид деятельности оффшорных зон распространен достаточно широко. В России при работе с оффшорными компаниями также наиболее популярен именно данный метод с использованием трансфертных цен. Суть его заключается в перемещении основного дохода и прибыли из юрисдикции с высоким налогообложением в оффшорную зону. Для этого в цепь операций между двумя компаниями, находящимися в юрисдикциях с высоким налогообложением и

311231 - 2005

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

работающими напрямую, вводится компания-посредник (оффшорная компания). Российский экспортер поставляет оффшорной компании товар по заниженным ценам, а оффшорная компания в свою очередь продает товар иностранной фирме по нормальной рыночной цене. Основная часть прибыли при этом оседает на счетах оффшорной компании практически без налогообложения.

Во-вторых, применение трансфертных (заниженных или завышенных в зависимости от типа операции) цен при импортных операциях. В этом случае схема трансфертных цен используется с точностью до наоборот. Однако в данном случае завышение стоимости ввозимого товара хотя и уменьшает налог на прибыль, зато значительно увеличивает размер таможенных пошлин. Для снижения таможенных пошлин в схему может включаться система преференций по ввозным пошлинам, предоставляемых товарам из слаборазвитых и развивающихся стран.

Другим методом снижения таможенных пошлин при импорте товаров от оффшорной фирмы является включение в цепь поставщиков второй оффшорной фирмы, зарегистрированной в стране, с которой Россия имеет соглашение об избежании двойного налогообложения. Первая оффшорная фирма покупает товар и отправляет его российской фирме — ее владельцу — по минимальной цене. При ввозе платятся минимальные таможенные пошлины. Российская фирма с минимальной наценкой поставляет товар второй оффшорной компании, имеющей рублевый счет в России. Она в свою очередь реализует товар с максимальной наценкой. Ее доход освобождается от налога на основе соглашения и переводится на зарубежный счет.

Разновидностью импортных операций с использованием оффшорных фирм является импорт услуг. В сфере внешнеэкономической деятельности очень широко распространено оказание оффшорными фирмами консалтинговых или маркетинговых услуг российским предприятиям по исследованию рынка, маркетинга, содействию, консультированию и обучению. Причем последним для отнесения затрат по оплате этих услуг на себестоимость фактически достаточно акта приема-передачи работ.

В подавляющем большинстве случаев реально никаких услуг не оказывается, а происходит сокрытие прибыли от налогообложения.

В-третьих, использование средств оффшорной компании для оплаты затрат основной компании. Средства, аккумулируемые на счетах оффшорной компании, могут использоваться для оплаты расходов материнской компании без зачисления указан-

ных сумм на валютный счет основной компании в уполномоченном банке. При этом полученная выручка скрывается от налогообложения, занижается налогооблагаемая база материнской компании.

В-четвертых, банковское кредитование российского предприятия, имеющего дочернюю оффшорную компанию. Для получения банковского кредита оффшорная компания размещает фиксированный депозит в банке, выступая гарантом кредита, который будет выдан материнскому российскому предприятию - учредителю российской компании. Если депозит размещен в оффшорном филиале российского банка, то кредит на согласованных условиях может выдать в России этот банк. Вместо депозита оффшорная компания в качестве обеспечения возврата кредита может предложить банку в качестве залога свою недвижимость, приобретенную за рубежом.

В-пятых, возвращение вложенного в российскую экономику иностранного капитала в форме дивидендов. В настоящее время довольно значительная часть российских предприятий имеет в уставном капитале долю иностранного капитала. Зарубежные учредители имеют долю прибыли от своих вкладов — ди виденды. Согласно росси йскому законодател ьству дивиденды облагаются подоходным налогом с физических лиц у источника или налогом на прибыль предприятий. В случае, если российское предприятие с участием иностранного капитала имеет связь с компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне, то существует возможность минимизировать указанные выплаты. Это возможно только втом случае, если страна с оффшорной юрисдикцией имеет соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией. В таком случае дивиденды и доля в доходах от операцией СП будет вывозится в оффшорную зону без выплаты дополнительных налогов.

В-шестых, лизинговые схемы деятельности. Средства оффшорной компании зачастую используются для приобретения станков или оборудования для материнской компании. В этом случае наиболее эффективными являются лизинговые схемы. По действующему российскому законодательству сумма лизинговых платежей полностью включается в себестоимость готовой продукции. Поскольку размер лизинговых платежей включает в себя как плату за вовлеченные в лизинг денежные средства (банковский процент), страхование рисков, так и прибыль (премию лизингодателя - оффшорной компании), в результате данной сделки существенно возрастает себестоимость готовой продукции. Следовательно, снижается размер прибыли у материнской компании.

3 (1231 - 2005

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В-седьмых, работа с векселями и другими обязательствами. Оффшорная компания может покупать долговые обязательства с дисконтом, а затем погашать их по номинальной стоимости и в результате получать доход. Доход от реализации векселя формируется у оффшорной компании.

В-восьмых, профессиональная деятельность на рынке ценных бумац Данная схема применяется для приобретения крупных пакетов акций, в том числе российских компаний. Ее использование позволяет избежать налогов на дивиденды по акциям, налогов на прибыль, полученную после дальнейшей продажи акций, негласно участвовать в уставном капитале компании, не фигурируя в реестре акционеров.

В-девятых, страховая деятельность. Деятельность оффшорной страховой компании можно описать следующей схемой. Российское предприятие учреждает страховую фирму, которая в свою очередь учреждает перестраховочную компанию в оффшорной зоне. Перестраховочная компания будет нести солидарную финансовую ответственность с основным страховщиком при страховании рисков. Далее российское предприятие страхует за рубли по завышенным ставкам в страховой фирме свое имущество. Потом эти риски перестрахуются в оффшорной страховой компании за валюту. Таким образом обходится запрет на расчеты в валюте и используется легальный путь вывоза средств за границу, где они аккумулируются на счетах оффшорной компании.

В-десятых, судоходные перевозки грузов и пассажиров. Оффшорным компаниям принадлежит значительная часть мирового судового флота. Схема ухода от налогообложения с участием судовых оффшорных компаний может выглядеть следующим образом. Российская судовая компания-пароходство преобразует свое иностранное представительство в оффшорную компанию либо оффшорная фирма регистрируется заинтересованными лицами из числа руководства российской компании. Затем российская компания сдает свой флот в аренду своей оффшорной компании, часто с заменой флага. Судовладелец получает фиксированную заниженную арендную плату, а разница от доходов по эксплуатации флота и арендной платой полностью выводится из-под налогообложения за счет льготного (иногда нулевого) налогообложения.

Как уже отмечалось, действующее законодател ь-ство РФ не запрещает своим гражданам и юридическим лицам создание оффшорных компаний как за рубежом, так и на территории России. Уже на стадии регистрации оффшорных компаний резидентами РФ нередко допускаются серьезные нарушения действующего законодательства, влекущие наступ-

ление административной, финансовой и уголовной ответственности. Для предупреждения и выявления финансовых и налоговых нарушений целесообразно выработать систему защитных мер, которые бы учитывали следующие моменты.

1. Регистрация зарубежных оффшорных компаний производится при участии специализированных секретарских компаний, которые могут располагаться как на территории России, так и за ее пределами. В стандартный набор услуг, предлагаемых данными секретарскими компаниями для своих клиентов, входит и продажа готовых зарубежных предприятий, т. е. уже зарегистрированных на каких-либо лиц и законсервированных предприятий («спящие компании»). В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о лицензировании деятельности и специальной регистрации (ведении реестра) секретарских компаний на территории России.

2. При регистрации зарубежной оффшорной компании владелец компании в комплекте документов получает сертификаты акций оффшорной компании. Как правило, при пересечении таможенной границы процедура декларирования акций из соображений конфиденциальности игнорируется предпринимателями.

3. Нередко при регистрации зарубежной оффшорной компании юридическим лицом - резидентом РФ сертификаты акций оффшорной компании оформляются на физических лиц — руководителей юридического лица, родственников или доверенных лиц. При этом происходит переход права собственности в руки последних с нарушением действующего российского законодательства. В результате этого в бухгалтерском учете российского предприятия не происходит отражение акций в активе баланса, что приводит к занижению налогооблагаемой базы по имущественным налогам.

4. Принятие решения об учреждении российской акционерной компанией другой коммерческой фирмы, в том числе оффшорной, должно быть выполнено в соответствии с требованиями федерального закона «Об акционерных обществах». На практике решение о создании оффшорной компании, как правило, принимается узким кругом лиц — членами исполнительного органа акционерного общества без утверждения данного решения на заседании совета директоров или без утверждения на общем собрании акционеров. Поэтому при установлении факта регистрации зарубежной оффшорной компании контролирующим органам целесообразно предпринять следующие действия:

путем изучения протокола общего собрания

акционеров и протоколов заседания совета ди-

3 (1231 - 20115

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ректоров акционерного общества установить, принималось ли общим собранием акционеров либо советом директоров решение о создании зарубежной оффшорной компании; информировать совет директоров и акционеров акционерного общества, особенно владеющих крупными пакетами акций, о нарушении членами исполнительного органа Федерального закона «Об акционерных обществах» и ущемлении прав акционеров. Акционеры либо совет директоров акционерного общества как собственники компании имеют возможность обязать исполнительный орган общества принять решение о ликвидации оффшорной компании путем вынесения данного вопроса на повестку дня общего собрания акционеров или заседания совета директоров либо обратившись в суд с иском о защите интересов общества; при наличии в уставном капитале акционерного общества пакета акций, находящегося в собственности государства, особенно «золотой акции**, дающей право вето на принятие данных решений, информацию о противозаконной регистрации зарубежной оффшорной компа-> нии необходимо передать в соответствующий комитет по управлению государственным имуществом для выполнения им описанных выше действий;

при отсутствии в данных документах акционерного общества решения о регистрации российской оффшорной компании органы прокуратуры РФ обязаны обратиться в суд с иском о признании недействительным постановления соответствующей администрации о регистрации российской оффшорной компании в связи с нарушением действующего законодательства РФ. 5. На сегодняшний день налоговые органы России не располагают полной информацией о доходах, получаемых российскими гражданами и юридическими лицами (например, от участия в уставном капитале иностранных юридических лиц) за рубежом. В мировой практике в качестве принудительной меры одностороннего характера предусмотрена обязанность налогоплательщиков заполнять отдельную налоговую декларацию, если у них есть банковский счет в зарубежном банке или если они получают доходы от источников за пределами своей страны. Это можно было бы использовать и в России, а также предусмотреть введение системы регистрации резидентами находящегося за рубежом капитала, в том числе на балансе дочерних фирм.

6. Еще один способ ограничения использования оффшорных компаний - регулирование деятельности банков, через которые осуществляются расчеты по внешнеэкономическим операциям с участием компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях. В частности, необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в целях регулирования порядка установления корреспондентских отношений между российскими кредитными организациями и иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон, а именно создание правовой возможности для дифференциации банков, зарегистрированных в оффшорных зонах на те, с которыми российские кредитные организации не могут иметь корреспондентские отношения, и на те, с которыми могут, с тем, чтобы предотвратить в первую очередь нелегальную утечку валютных средств из РФ. При этом необходимо наделить соответствующих государственный орган (Центральный банк) правом определения все того же перечня оффшорных зон, в рамках которых и должна быть проведена дифференциация зарегистрированных в них иностранных банков, критерием которой станет возможность установления с этими банками корреспондентских отношений кредитными организациями, находящимися под юрисдикцией РФ.

В качестве запретительной меры для использования оффшорных компаний для осуществления финансово-хозяйственных операций можно предусмотреть обложение денежных переводов в оффшорные зоны высокими налогами, делающими операции с данными юрисдикциями экономически невыгодными (подобная практика существует в ряде европейских стран), а также запрет для физических и юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, создавать или выступать в качестве учредителей предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах.

Кроме того, особое внимание должно быть уделено ужесточению требований в отношении платежной дисциплины с акцентом на гарантии расчетов, а именно на использование аккредитивов, введение системы обязательного резервирования или страхования.

Учитывая, что схемы совершения финансовых и налоговых нарушений с использованием оффшорных юрисдикций постоянно развиваются и совершенствуются, необходим постоянный их мониторинг и соответствующая корректировка действий контролирующих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.