Научная статья на тему 'Финансовые аспекты замещения импорта в России: региональный опыт создания кластеров'

Финансовые аспекты замещения импорта в России: региональный опыт создания кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE LOCAL CLUSTER / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / IMPORT SUBSTITUTION / FINANCIAL RESOURCES / FOOD SECURITY / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова Наталья Петровна, Молчанов Игорь Николаевич

Статья посвящена рассмотрению финансовых аспектов проблемы импортозамещения в России. Предмет исследования роль и место экономических кластеров в обеспечении продовольственной безопасности. Цель работы выявление возможности формирования финансовых ресурсов и определение направлений улучшения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, входящих в состав проектируемого кластера.В работе проанализирована существующая практика создания инновационного территориального кластера в региональном АПК на примере реализации проекта глубокой переработки зерна.Сформулированы выводы и предложения по улучшению финансирования проектируемых кластеров за счет бюджетных и внебюджетных средств в условиях макроэкономической нестабильности и ограниченности финансовых ресурсов, формируемых за счет различных законодательно разрешенных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECTS OF IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA: REGIONAL CLUSTER BUILDING EXPERIENCE

The paper deals with the financial aspects of the import substitution problem in Russia. The subject of research is the role and place of economic clusters in ensuring the food security of the country. The purpose of research was to identify sources of finance and ways to improve economic activities of business entities that make up the projected cluster. The paper analyzes the current practice of building an innovative local cluster in a regional agrarian and industrial complex on the case study of a project of deep grain processing. Finally, conclusions are made and proposals are formulated on how to improve the financing of future clusters from budgetary and non-budgetary funds in the circumstances of macroeconomic instability and limited financial resources generated by various legal sources.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты замещения импорта в России: региональный опыт создания кластеров»

УДК 336.6;338.43

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТА В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ

МОЛЧАНОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Теория финансов» Финансового университета E-mail: molchanova_n@mail.ru

МОЛЧАНОВ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Теория финансов» Финансового университета, профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: 9392940@gmail.com

Статья посвящена рассмотрению финансовых аспектов проблемы импортозамещения в России. Предмет исследования - роль и место экономических кластеров в обеспечении продовольственной безопасности. Цель работы - выявление возможности формирования финансовых ресурсов и определение направлений улучшения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, входящих в состав проектируемого кластера.

В работе проанализирована существующая практика создания инновационного территориального кластера в региональном АПК на примере реализации проекта глубокой переработки зерна.

Сформулированы выводы и предложения по улучшению финансирования проектируемых кластеров за счет бюджетных и внебюджетных средств в условиях макроэкономической нестабильности и ограниченности финансовых ресурсов, формируемых за счет различных законодательно разрешенных источников.

Ключевые слова: инновационный территориальный кластер; агропромышленный комплекс; замещение импорта; финансовые ресурсы; продовольственная безопасность; региональное развитие.

Financial Aspects of Import Substitution in Russia: Regional Cluster Building Experience

NATALYA P. MOLCHANOVA, ScD (Economics), associate professor the Theory of Finance Department,

Financial University

E-mail: molchanova_n@mail.ru

IGOR N. MOLCHANOV, ScD (Economics), full professor the Theory of Finance Department, Financial University; full professor the Economics Faculty, Lomonosov Moscow State University E-mail: 9392940@gmail.com

The paper deals with the financial aspects of the import substitution problem in Russia. The subject of research is the role and place of economic clusters in ensuring the food security of the country. The purpose of research was to identify sources of finance and ways to improve economic activities of business entities that make up the projected cluster. The paper analyzes the current practice of building an innovative local cluster in a regional agrarian and industrial complex on the case study of a project of deep grain processing. Finally, conclusions are made and proposals are formulated on how to improve the financing of future clusters from budgetary and non-budgetary funds in the circumstances of macroeconomic instability and limited financial resources generated by various legal sources.

Keywords: innovative local cluster; agrarian and industrial complex; import substitution; financial resources; food security; regional development.

Своевременность применения кластерного подхода для решения проблем импортозамещения в отраслях АПК

В новых экономических условиях повышение конкурентоспособности национальной экономики России, ее отдельных отраслей и регионов становится возможным благодаря применению научных принципов и прогрессивных технологий в части формирования и организации работы хозяйствующих субъектов, в том числе кластерного подхода, зарекомендовавшего себя как инструмент повышения результативности в функционировании отдельных отраслей и территорий. Кластерный подход достаточно продуктивно используется в процессе разработки и реализации региональных инновационных программ и проектов в различных секторах рыночного хозяйства.

В качестве ключевой характеристики при рассмотрении феномена кластера исследователи указывают на близость пространственного расположения и связанность экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кластер — это «система взаимосвязанных фирм и институтов, оказывающаяся в целом больше простой суммы своих составных частей» [1, с. 57]; «промышленный кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость» [2, с. 9]. Наиболее полным, отражающим современные тенденции развития интеграционных процессов, представляется следующее определение: «экономический кластер — это неинституциализованное объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов для совместной реализации деятельности, основанное на близости территориальной, отраслевой, культурной взаимодополняемости продуктовой, ресурсной, процессной взаимосвязанности потоками материальными, нематериальными, информационными» [3, с. 163].

В научных публикациях экономические кластеры рассматриваются как форма хозяйственной интеграции, что является особенно важным при решении сложных проблем импор-тозамещения и обеспечения населения страны

продовольствием. Методология создания в субъектах Российской Федерации инновационных территориальных кластеров должна основываться на нормативно-правовых документах. Необходимо располагать сформированным перечнем источников инвестиционных ресурсов и экономическим обоснованием направлений их наиболее рационального и эффективного использования в интересах населения и хозяйствующих субъектов. Кроме этого, целесообразно учитывать требования социально ориентированной региональной политики, а также особенности экономико-географического положения, природно-климатических, демографических условий и ряд других факторов, характерных для каждого административно-территориального образования [4, с. 13-14].

Разработка приоритетов замещения импорта в отраслях агропромышленного комплекса (далее — АПК) приобретает особую значимость для тех регионов России, в которых высокий удельный вес занимает сельское хозяйство. В этой связи меры, направленные на финансовое стимулирование роста и технологическую модернизацию производства, должны предполагать освоение выпуска новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Будучи одним из крупнейших в мире производителей зерна, Россия не должна отставать от других стран в применении передовых технологий его глубокой переработки. Наряду с достижением экономического эффекта от выхода на мировой рынок высококачественных отечественных продуктов перед АПК должна стоять задача добиваться получения весомого социального эффекта от создания технологически современных рабочих мест.

На основании изучения информационных источников можно сделать вывод о необходимости активизации работы в данном направлении. Так, в настоящее время доля ввозимых в страну из-за рубежа продуктов глубокой переработки зерна и другого сельскохозяйственного сырья достаточно высока в объеме внутреннего потребления. Например, в структуре российского рынка крахмала доля импортного крахмала составляет более 20%. Стоимость импорта различных видов крахмалов, глюкозы и глюкозно-фруктозных

сиропов, лизина, лимонной кислоты, пшеничной клейковины и других продуктов в последние несколько лет ежегодно составляет около 300 млн долл. США. Целенаправленное развитие сектора глубокой переработки зерна позволило бы через 10 лет абсорбировать примерно 8 млн тонн зерна, что составляет ориентировочно 7% в общем объеме его производства в России [5]. В этой связи динамично развивающиеся отечественные компании, входящие в перечень региональных системообразующих предприятий и организаций, могут оказать существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.

Одним из эффективных путей дальнейшего развития различных секторов АПК является создание отраслевых кластеров, производственная база которых сконцентрирована в рамках определенной территории

В регионах интенсивного земледелия в качестве сырья для глубокой переработки может быть использовано зерно пшеницы, кукурузы, ржи, риса, овса, пшена, ячменя. При этом, по оценкам экспертов, класс зерна и его качество не имеют решающего значения. В результате глубокой переработки зерна можно получать не только нативные и модифицированные крахмалы, патоку, глюкозно-фруктозные сиропы, мальтодекстрины, сухую клейковину, кукурузный глютен и зародыш, отруби, используемые для производства кормовых добавок, глюкозу, сахарозаменители, но и продукты биотехнологий — биотопливо, органические кислоты, аминокислоты, биопластики. Однако, несмотря на то что в России существует солидная научная база для решения данной задачи в составе ряда НИИ и экспериментальных лабораторий, перерабатывающее производство в промышленных масштабах долгое время развивалось недостаточно активно. И только вследствие поддержки Правительства РФ и целенаправленной деятельности региональных органов государственной

власти совместно с бизнесом в начале 2010-х гг. в ряде субъектов Российской Федерации было введено в эксплуатацию несколько профильных предприятий и организаций. В настоящее время еще около 10 проектов строительства заводов по глубокой переработке зерна находятся на разной стадии реализации [6, с. 36-37].

Обоснование целесообразности создания инновационного территориального кластера по глубокой переработке зерна

На основе отечественного и зарубежного опыта организации и управления производством можно сделать вывод о том, что одним из эффективных путей дальнейшего развития различных секторов АПК является создание отраслевых кластеров, производственная база которых сконцентрирована в рамках определенной территории. Например, можно рассмотреть деятельность по созданию в Миллеровском районе Ростовской области агропромышленного кластера на базе ООО «Амилко»*. Целью реализации данного инновационного проекта, рассчитанного на среднесрочную перспективу (ориентировочно 6-7 лет), является замещение импорта сложных крахмалосодержащих и сахаристых продуктов, которые не производятся в России. К ним относятся пищевая кристаллическая глюкоза, натуральные сахарозаменители и высококачественные крахмалы. Решение поставленной задачи позволит не только создать территориальный производственный кластер по глубокой переработке зерна кукурузы на базе действующего предприятия, но и обеспечить дальнейшее развитие смежных отраслей производства: сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Площадь, занимаемая ООО «Амилко», составляет 88,1 тыс. кв. м, в том числе общая площадь застройки — 29,7 тыс. кв. м. Завершение первой очереди данного инновационного проекта запланировано на 2016 г. и предполагает

* В 2009 г. был построен завод компании «Амилко» по глубокой переработке зерна кукурузы в высококачественные сиропы глюкозы и мальтозы. Впоследствии было запущено производство широкой линейки крахмалопродуктов и высокопротеиновых кормов. Подробнее о деятельности и планах компании см. на сайте: http://amilco.ru/main.

увеличение мощности комбината по глубокой переработке зерна кукурузы до 400 тыс. тонн в год с производством крахмалосодержащих продуктов и высокопротеиновых кормов. В дальнейшем (на период до 2020 г.) планируется строительство заводов и производственных линий, обеспечивающих более глубокую переработку сырья. Ориентировочная стоимость всего проекта создания инновационного территориального кластера составляет 2,5 млрд руб. Планируемый социальный эффект от его реализации предполагает создание 372 новых рабочих мест. В настоящее время этот проект находится на стадии привлечения финансирования и создания объектов инфраструктуры. В общем объеме инвестиций, которые необходимы для полномасштабной реализации проекта в течение планируемого периода, кредитные ресурсы составляют 70% (1,75 млрд руб.). Как представляется, именно в этом заключается главная сложность практической работы по формированию данного инновационного кластера.

Необходимость создания надежной финансовой базы для реализации кластерных инициатив

Отсутствие достаточных по объему собственных финансовых ресурсов в условиях ограниченной доступности заемных средств представляет существенную угрозу для своевременного выполнения всего нормативного объема работ. Так, согласно статистике портала «Банки.ру», средние процентные ставки по кредитам для юридических лиц в России за период с апреля по ноябрь 2015 г. колебались в интервале от 17 до 19% (см. таблицу). При этом максимальные ставки достигали 28%, минимальные — 12% и предоставлялись компаниям только в случае наличия банковских гарантий или поручительства третьих лиц.

В целом, в настоящее время сохраняются сложившиеся тенденции в динамике средних процентных ставок по кредитам для коммерческих организаций и бизнес-проектов: процентные ставки остаются на довольно высоком уровне, и вероятность подобных заимствований рассматривается хозяйствующими субъектами как достаточно низкая. Поэтому даже устойчиво работающие компании неохотно идут на данный способ привлечения финансовых ресурсов.

Востребованным инструментом регулирования инновационной деятельности является государственная поддержка (например, федеральное финансирование). Кроме этого, важное значение имеет инфраструктурное сопровождение кластерных проектов, которое находится в ведении региональных органов государственной власти. Возможно также расширение использования инструментария государственных гарантий для поддержки инновационных бизнес-проектов коммерческих организаций (при условии создания соответствующей нормативной правовой базы). Для более полного задействования потенциала кредитования как источника заемных средств представляется целесообразным имплементировать зарубежный опыт в российских условиях, а именно практиковать льготное кредитование, снижение стоимости обслуживания кредита и т.п.

Необходимо также давать более тщательное обоснование предполагаемого объема заимствований в увязке с прогнозируемым объемом производства. Согласно существующей практике привлечение финансовых ресурсов может быть осуществлено в следующих случаях:

1) если ожидаемые поступления от проекта, на который предполагаются заимствования, превышают стоимость кредита;

2) если эти средства являются вложениями в развитие компании, позволяющими поднять

Таблица

Средняя процентная ставка по кредитам для бизнеса в России (согласно статистике портала «Банки. ру»)

Дата (2015) 01.04. 01.05. 01.06. 01.07. 01.08. 01.09. 01.10. 01.11.

Ставка (% годовых) 19,9 18,36 19,91 19,2 18,8 17,4 17,82 17,8

Источник: статистика портала «Банки. ру». URL: http://www.banki.ru.

ее имидж и привлечь дополнительные объемы финансирования.

В различных государственных федеральных и региональных программах предусматриваются бюджетные средства, которые могут быть использованы в качестве источников финансирования инвестиционных проектов и соответствуют задачам кластерного развития. В этой связи одним из приемлемых путей гарантированного получения финансовых ресурсов является включение намеченного для реализации инновационного проекта в перечень мероприятий государственной региональной инвестиционной программы. В этом случае будет обеспечена поддержка формирующегося кластера бюджетными средствами. При отборе приоритетных инвестиционных проектов ответственным органам следует ориентироваться на подтвержденные практической реализацией принципы построения инвестиционных программ [7, с. 235].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях обострения конкурентной борьбы между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями за привлечение инвестиций становится актуальным применение новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности территорий. В решении приоритетных задач по обеспечению продовольственной безопасности государства видное место принадлежит поддержке формирующихся в отраслях АПК инновационных территориальных кластеров как групп географически соседствующих предприятий и связанных с ними организаций, которые характеризуются общностью экономической деятельности, развитыми хозяйственными отношениями и взаимодополняют друг друга. Результатами применения кластерного подхода должны стать максимальное использование конкурентных преимуществ российских регионов и общий рост их конкурентоспособности.

Предложения по улучшению финансового обеспечения формируемых инновационных территориальных кластеров

Перед принятием решения о создании агропромышленного кластера необходимо изучить экономический потенциал данной территории, а именно предоставить технико-экономическое

обоснование и сформулировать базовые предпосылки целесообразности реализации проекта. К ним относится наличие на территории региона условий для производственной деятельности, предполагающих, во-первых, благоприятные агроклиматические условия; во-вторых, природные ресурсы в виде обширных площадей земельных угодий, накопленного человеческого капитала, квалифицированных кадров сельхозпроизводителей; в-третьих, функционирующие предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, сбытовые организации и другие структуры, необходимые для кооперации экономической деятельности и развития проектируемого территориального кластера. Необходим также устойчивый рынок сбыта, что создает основание для глубокой интеграции агропромышленного кластера не только во внутри- и межрегиональные, но и в международные экономические связи.

Востребованным инструментом регулирования инновационной деятельности является государственная поддержка

При проведении кластерной политики возникает насущная необходимость привлечения инвестиционных ресурсов для модернизации и технического перевооружения предприятий различных отраслей АПК, которые взаимосвязаны по роду экономической деятельности с производствами, входящими в состав проектируемых кластеров. Факторами, влияющими на процессы интеграции, являются: задействование имеющегося производственного и трудового потенциала в целях повышения рентабельности производства и производительности труда; обеспечение роста добавленной стоимости в отраслях сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции; создание условий для увеличения заработной платы и доходов населения, занятого в отраслях АПК; укрепление материальной базы для проведения сбалансированной финансовой политики в части повышения собираемости налогов

и сборов, поступающих в бюджеты разных уровней бюджетной системы.

Подводя итог, приходится констатировать, что в России сложилась малоэффективная система финансирования коммерческих организаций, которые функционируют в сложных экономических условиях. Собственные финансовые ресурсы, как правило, ограничены и в основном направлены на поддержание текущих хозяйственных потребностей. Альтернативные источники финансовых ресурсов (т.е. заемные и привлеченные средства) не всегда оказываются доступными в силу существующих ограничений по условиям их предоставления коммерческим организациям определенных организационно-правовых форм. Важным фактором в борьбе за финансовые ресурсы выступает конкуренция как объективная основа рыночного хозяйствования. И, наконец, на экономическую деятельность коммерческих организаций оказывает влияние налоговое законодательство, нередко препятствующее привлечению дополнительных финансовых ресурсов.

Государственно-частное партнерство как драйвер взаимовыгодного сотрудничества

В современных условиях возрастает значимость дифференцированного подхода к экономическому обоснованию и выбору перспективных направлений консолидации финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Особое значение в поиске оптимальных вариантов сочетания бюджетных и внебюджетных источников финансирования кластерных проектов приобретает применение механизмов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). Концепция ГЧП предполагает взаимовыгодное сотрудничество всех заинтересованных участников (органов государственной власти, предпринимателей, научного сообщества) в организации и исполнении различных бизнес-проектов [8, с. 153-154). В решении проблем импортозаме-щения и улучшения продовольственного обеспечения населения за счет внутренних ресурсных источников приоритетная роль принадлежит использованию механизмов ГЧП. Консолидация финансовых ресурсов государства и бизнеса для покрытия расходов на проектиро-

вание и строительство производственных и инфраструктурных объектов будет содействовать оперативному решению возникающих в ходе инвестиционной деятельности проблем.

Результатами применения кластерного подхода должны стать максимальное использование конкурентных преимуществ российских регионов и общий рост их конкурентоспособности

В научных публикациях особо подчеркивается эффективность подобных мер: «ГЧП-проекты являются механизмом привлечения, прежде всего, финансовых средств частного сектора, направленных, в первую очередь, на развитие капиталоемких инфраструктурных проектов в социально значимых отраслях, что особенно актуально в условиях недостаточности бюджетного финансирования» [9, с. 109]. Лучшая отечественная практика ГЧП нашла применение, например, в процессе формирования инновационного территориального кластера на базе ООО «Амилко». Структура экономического кластера сформирована согласно требованиям, установленным в постановлении Правительства РФ от 31.07.2015 № 779. В состав кластера входят предприятия, занятые производством сельскохозяйственной продукции; предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности; учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов и повышение квалификации кадров в системе профессионального образования для предприятий агропромышленного комплекса; смежные и обслуживающие предприятия, кооперирующиеся с участниками данного кластера по видам экономической деятельности.

Роль корпоративной социальной ответственности в повышении результативности деятельности кластеров

Важным шагом на пути к повышению результативности деятельности формирующихся кла-

стеров в перспективе может стать увеличение социальной ответственности бизнеса. В научной литературе это направление практической работы предпринимательского сообщества получило название «корпоративная социальная ответственность» (далее — КСО). Существуют различные формулировки определений данного термина. На наш взгляд, в общем виде под КСО следует понимать проведение хозяйствующими субъектами (предприятиями, организациями) социально ориентированной политики, принятие социально выверенных решений и следование концепции поведения, которые в совокупности отражали бы фундаментальные цели и ценности современного общества. «В настоящее время необходимо сконцентрировать усилия на реализацию в полном объеме добровольных инициатив в рамках КСО, а также создать полноценную систему стимулирования. Эта тенденция выглядит весьма своевременной, поскольку степень развитости инструментария КСО в Российской Федерации зависит от заинтересованности конкретных компаний и их действий в заданном направлении» [10, с. 345].

Выводы

Создающиеся в отраслях АПК инновационные территориальные кластеры призваны способ-

ствовать решению стратегической задачи по обеспечению продовольственной безопасности административно-территориальных образований и Российской Федерации в целом. Их роль в поддержании сбалансированного экономического положения хозяйствующих субъектов в национальном хозяйстве становится весьма значительной. Работа по замещению импорта сложных крахмалосодержащих и сахаристых продуктов, не производящихся в России, становится одним из компонентов долгосрочной государственной политики по обеспечению населения страны продовольствием за счет внутренних источников. Для стабилизации экономической деятельности коммерческих организаций, входящих в состав формирующихся кластеров, необходимо проработать вопросы, связанные с формированием финансовых ресурсов, объем которых был бы достаточным для всего периода реализации инновационных проектов. Возможное совершенствование экономических условий хозяйствования связано с обновлением нормативной правовой базы и созданием многоканальной системы финансирования организаций, входящих в состав формирующихся кластеров, на основе достижения оптимального соотношения в использовании государственных (бюджетных) и частных средств.

Литература

1. Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса // Экономист. 2005. № 9. С. 53-65.

2. Миндлин Ю.Б. Экономическая сущность кластеров // Экономика и право. 2011. № 1. С. 8-12.

3. Боуш Г. Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления: монография. Омск: ОмГУ, 2013. 408 с.

4. Молчанова Н.П. Методологические основы управления федеральным округом // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 37 (220). С. 11-20.

5. Булавин Р. Некому финансировать. Заводы глубокой переработки зерна окупаются за 5 лет, но ни один пока не построен // Агроинвестор. 2013. № 6 (65). URL: http://www.agroinvestor.ru/ markets/article/12244-nekomu-finansirovat.

6. Никитин И.А., Парамонова М.Н., Тефикова С.Н., Белокопытов И.А., Труфанова Ю.Н. Импортоза-мещение продуктов глубокой переработки крахмалосодержащего сырья на базе кластера «Амилко» в Ростовской области // Хлебопродукты. 2016. № 1. С. 36-38.

7. Молчанова Н.П. Финансовые основы эффективной региональной инвестиционной политики // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 232-238.

8. Молчанов И.Н., Дмитриева Е.А. Государственно-частное партнерство как механизм стимулирования развития сферы высшего профессионального образования // Вопросы управления. 2012. № 2 (2). С. 150-157.

9. Молчанов И.Н., Дмитриева Е. А. Государственно-частное партнерство и его роль в реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования // Credo new. 2013. Том 2. № 3 (75). С. 94-112.

10. Молчанов И.Н., Холдеев К. А. Социальная ответственность бизнеса в современной России // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 4. С. 343-345.

References

1. Pismak V. New forms of organization of the innovation process [Novye formy organizacii innovacionnogo processa]. Economics, 2015, No. 9, pp. 53-65.

2. Mindlin Ju. B. The economic essence of clusters [Jekonomicheskaja sushhnost' klasterov]. Economics and Law, 2011, No. 1, pp. 8-12.

3. Boush G. D. Clusters in the economy: a scientific theory, research methodology, the concept of management: Monograph [Klastery v jekonomike: nauchnaja teorija, metodologija issledovanija, koncepcija upravlenija: Monografija]. Omsk, Omsk State University, 2013, 408 p.

4. Molchanova N. P. Methodological bases of management of federal district [Metodologicheskie osnovy upravlenija federal'nym okrugom]. Regional economy: theory and practice, 2011, No. 37 (220), рр. 11-20.

5. Bulavin R. There is nobody to finance. Plants of deep processing of grain pay off in 5 years, but any isn't constructed yet [Nekomu finansirovat'. Zavody glubokoj pererabotki zerna okupajutsja za 5 let, no ni odin poka ne postroen]. Agroinvestor, 2013, No. 6 (65). Available at: URL: http://www.agroinvestor.ru/ markets/article/12244-nekomu-finansirovat.

6. Nikitin I.A., Paramonova M. N., Tefikova S. N., Belokopytov I.A., Trufanova Ju. N. Import substitution products deep processing of starch-based raw materials cluster "AMYLCO" in the Rostov region [Importozameshhenie produktov glubokoj pererabotki krahmalosoderzhashhego syr'ja na baze klastera "Amilko" v Rostovskoj oblasti]. Bakeries, 2016, No. 1, pp. 36-38.

7. Molchanova N. P. Financial basics of effective regional investment policy [Finansovye osnovy jeffektivnoj regional'noj investicionnoj politiki]. Audit and financial analysis, 2014, No. 6, pp. 232-238.

8. Molchanov I. N., Dmitrieva E.A. Public-private partnerships as a mechanism to stimulate the development of the sphere of higher education [Gosudarstvenno-chastnoe partnjorstvo kak mehanizm stimulirovanija razvitija sfery vysshego professional'nogo obrazovanija]. Management issues, 2012, No. 2 (2), pp. 150-157.

9. Molchanov I. N., Dmitrieva E.A. Public-private partnership and its role in the implementation of the state policy in the sphere of higher education [Gosudarstvenno-chastnoe partnjorstvo i ego rol' v realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere vysshego professional'nogo obrazovanija]. Credo new, 2013, Volume 2, No. 3 (75), pp. 94-112.

10. Molchanov I. N., Holdeev K.A. Social responsibility of business in modern Russia [Social'naja otvetstvennost' biznesa v sovremennoj Rossii]. Audit and Financial Analysis, 2014, No. 4, pp. 343-345.

Из выступления В.В. Путина на съезде Торгово-промышленной палаты 1 марта 2016 г.

Важнейшая задача - обеспечить безусловное доверие предпринимательского сообщества к процедурам разрешения корпоративных споров в российской юрисдикции, сформировать авторитетные третейские суды, работающие на основе лучших международных практик, привлечь уважаемых, профессиональных юристов.

* * *

В регионах, на местах много небольших, но достаточно эффективных уже, серьезных предприятий, с хорошим экспортным потенциалом. Их товары и по цене, и по качеству порой превосходят зарубежные аналоги. Мы должны гордиться тем, что такая продукция сделана в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.