УДК 332; 633.52 10.22394/2079-1690-2018-1-3-129-134
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ЛЬНЯНЫХ КЛАСТЕРОВ
В НЕЧЕРНОЗЕМЬЕ
Гусев
Валерий
Владимирович
Парамонова
Мария
Николаевна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, бухучета и аудита, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) (109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73). E-mail: 5880972@mail.ru
аспирант, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) (109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73). E-mail: 5880972@mail.ru
Аннотация
В статье охарактеризованы основные проблемы кластеризации агропромышленного комплекса (АПК) регионов нечерноземной зоны РФ, в частности - льняной отрасли, связанные с ведомственным характером поддержки кластерных инициатив. Выявлены предпосылки формирования межрегиональных льняных кластеров. Автором предложено, в целях активизации внедрения кластерного подхода, разработать на федеральном уровне межведомственную программу поддержки льняных кластеров, предусматривающую субсидирование кластерных проектов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: агропромышленный кластер, льняной кластер, государственная поддержка, межрегиональный кластер, стратегия развития.
Одной из приоритетных экспортных сельскохозяйственных культур, как продовольственного, так и промышленного назначения для России издревле является лен. Производство и продукты переработки льна составляют крупный современный сегмент аграрного рынка Центрального Нечерноземья России. Проблеме преобразования льняной промышленности постоянно уделяется внимание Министерства сельского хозяйства. Производство и переработка льна представляется приоритетным вектором развития Центрального Нечерноземья АПК России, а также повышения продовольственной безопасности страны и улучшения жизни населения страны.
Отечественный сельскохозяйственный рынок льна и льняной продукции состоит из следующих основных сегментов: непряденое льняное волокно, льняная пряжа, льняные ткани и отходы производства и переработки.
Исследование объема мирового рынка свидетельствует о том, что общий объем его импорта составлял 2,25 млрд. долларов США. Крупнейшим сегментом является рынок льняных тканей, занимающий около 45%. Следует отметить, что наиболее быстрыми темпами в мировом сообществе развиваются такие производства, как пряжа и льняное волокно, темп роста объема которых за 5 лет превысил 24%. В то же время практически не изменяется объем продажи льняных тканей. Главные ареалы производства льняного сырья расположены в Европейской части (табл. 1), однако посевные площади и объемы урожая Россия и Беларуси сравнимы с показателями Франции, которая является мировым лидером рынка.
Таблица 1
Структура размещения посевных площадей и импорт по основным льнопроизводящим и импортирующим странам
Страны -лидеры Посевные площади, тыс. га Страны-импортеры Объем импорта льняных тканей, млн. долл. США в 2015 г.
2011 г. 2015 г.
Франция 60,9 71,6 Бангладеш 138,1
Беларусь 68,4 45,3 США 129,6
Россия 55,5 52,6 Вьетнам 74,7
Китай 16,2 3,3 Италия 56,9
Как показывает практика, на мировом рынке происходят постоянные изменения по размещению площадей и производству продукции из льна. Например, в 2000 году посевные площади льна в Китае достигали 94 тыс. га, а в настоящее время сократились в 28 раз и составляют всего 3,3 тыс. га. Следовательно, Китаю по трудоемкости и стоимости производства и переработки было невыгодно производить и перерабатывать лен. В то же время в последние годы объем импорта Китая составляет 440 млн. долл. США, что позволяет представлять его мировым лидером по импорту льняного волокна.
Значительные объемы импорта льняного волокна многими странами связаны с высоким уровнем развития в них швейного производства, и отсутствием инвестиций для освоения земель и создания собственного производства льняного сырья.
Характерной чертой для экономической политики регионов России в последнее десятилетие стала имплементация кластерного подхода в стратегические документы субъектов федерации. Кластеризация признана в мировой практике эффективным стратегическим механизмом развития территорий, использующим объединенный потенциал территориально сгруппированных компаний, независимых юридически, но совместно осуществляющих деятельность с применением инновационных технологий и процессов. Включение в стратегические документы регионов положений о создании кластеров соответствует установке на межуровневую преемственность элементов государственной стратегии.
Рассматривая сектора текстильной и пищевой промышленности России и его текущее состояние, Иванова В.Н. и другие последователи отмечают, что причиной высокой зависимости от импорта сырья и готовой продукции по большей части является низкий уровень конкурентоспособности отечественной продукции. Повышение конкурентоспособности отечественных продуктов является одним из решающих критериев в процессе реализации политики импортозамещения [4-5].
В 2008 году Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ положено начало созданию территориально-производственных кластеров, направленных на использование конкурентного потенциала территорий европейской и азиатской части страны. Государственная поддержка инновационных территориальных кластеров (ИТК) реализуемая Министерством экономического развития РФ [9], нацелила отрасли и регионы на конструирование территориально-производственных кластеров, призванных реализовать конкурентный потенциал территорий.
Г.В. Язев глубоко рассматривает проблемы влияния мировых процессов на деятельность отечественных компаний, когда утверждает, что мировые производственные циклы оказывают значительное влияние на практику управления в компаниях [16, с. 42-46].
В унисон с предыдущим, некоторые ученые считают, что первостепенной задачей страны является развитие экспорта отечественных редких культур, в том числе и изделий из льна [15, с. 197]. Кластеры, возникшие при поддержке Министерства экономического развития, объединили высокотехнологичные предприятия в наукоемких отраслях промышленности. Позднее Министерство промышленности и торговли России определило порядок поддержки промышленных кластеров и критерии их деятельности, позволяющие претендовать на субсидии [10].
Стратегия кластерного развития считается релевантной и для агропромышленного комплекса (АПК) - межотраслевого объединения, осуществляющего производство, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, выработку из него продукции, транспортировку и реализацию продукции, а также обеспечение данных функций техникой, химикатами и удобрениями. Кластерная модель позволяет изменить сугубо отраслевое видение перспектив сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности на соответствующее современным вызовам инновационное восприятие потенциала развития группы взаимосвязанных экономических единиц [7, с. 4].
Агропромышленные кластеры в мировой практике являют собой организационную форму объединения усилий сельскохозяйственных и перерабатывающих, логистических и сбытовых, образовательных и научных предприятий и организаций, направленных на повышение эффективности производства, получение синергетического эффекта от взаимодействия. Создание кластера дополняет конкурентные преимущества его участников
за счет появления новых, присущих самому кластеру как системе, следовательно, он является стимулом экономического развития [6, с. 38].
Чрезвычайно актуальной кластеризация АПК стала после ввода в 2014 г. ответных антисанкционных мер, ограничивших импорт продовольствия. Стратегические документы большинства регионов России ставят цели, связанные с созданием кластеров. Тем не менее, необходимо констатировать, что формирование агропромышленных кластеров в большинстве регионов остановилось на стадии зарождения. «Карта кластеров России» Российской кластерной обсерватории при Высшей школе экономики фиксирует отсутствие агропромышленных кластеров с высокой и даже средней степенью развития [4].
Многие кластеры прекращают или приостанавливают свою работу уже на начальной стадии, что свидетельствует о системных проблемах в реализации этого элемента государственной стратегии. Причиной этого является отсутствие целевой программы, предусматривающей поддержку именно агропромышленных кластеров. Предприятия, имеющие в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принадлежность к сельскому хозяйству, подведомственные Министерству сельского хозяйства, не находятся в фокусе внимания Минпромторга с точки зрения субсидирования. Поддержка Мин-промторга адресована исключительно промышленным предприятиям [9], дистанцируется от проблем взаимодействия аграриев и перерабатывающей промышленности.
Регионы Нечерноземной зоны России нуждаются в создании кластерных моделей, учитывающих особенности АПК данных территорий, взаимосвязи и взаимодополняемости участников кластера, в том числе моделей межотраслевого характера. Сельское хозяйство регионов Нечерноземья проигрывает в конкурентной борьбе с регионами Черноземья и Южного федерального округа за инвесторов, в связи с большими сроками окупаемости проектов и высокими рисками, что обусловлено климатическими условиями, характером почв, оттоком трудовых ресурсов из сельской местности [2, с. 52]. Тем не менее, льняная отрасль могла бы явиться исключением, поскольку для выращивания льна-долгунца предпочтительны почвы дерново-подзолистые, среднесуглинистые, с глубоким пахотным слоем, комковатой структурой и слабокислой реакцией. Благодаря наличию таких почв лен на протяжении многих веков был традиционной культурой исторического центра России.
В 2012 году Смоленская область продекларировала создание льняного кластера, инициатором выступило ООО «Вяземский льнокомбинат». Правительством региона оказывалась определенная поддержка льносеющим хозяйствам, как и в других регионах. Однако, погектарное субсидирование посевов льна не гарантирует фактического получения конечного продукта и повышения урожайности. Смоленский льняной кластер, над проектом по созданию которого работает Центр кластерного развития Смоленской области, остановился в развитии на уровне инициативы [11]. Кластеры в регионах создаются с перспективой господдержки на федеральном уровне, для получения которой необходимо соответствие кластера установленным критериям, а это труднодостижимо для льняной отрасли.
В 2017 г. создание льняного кластера проанонсировала Тверская область. Инициатива активно продвигалась ООО «Ржевская льночесальная фабрика» и была одобрена правительством региона. Льняной кластер задекларировало и правительство Ивановской области. Обе инициативы нацелены на создание промышленных кластеров, поддерживаемых Минпромторгом, следовательно, сельскохозяйственные предприятия, выращивающие лен, могут стать лишь поставщиками сырья, войти в инфраструктуру кластера. Однако потенциальные льняные кластеры Тверской и Ивановской области имеют ряд значимых различий.
В Тверской области в 2017-2018 гг. осуществлена деятельность по формированию Промышленного льняного кластера «Тверской лен», основной целью которого является повышение конкурентоспособности и финансовой стабильности предприятий кластера. В число задач кластера входят активизация привлечения инвестиций, создание конкурентоспособных технологий, продуктов и решений, рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер. Реализация кластерной инициативы должна обеспечить комплексность развития промышленных предприятий и льносеющих хозяйств, что приведет к положительному синергетическому эффекту для всех участников кластера. Техническое перевооружение, дооснащение и другие кластерные проекты пред-
полагается осуществлять с привлечением субсидий Минпромторга для промышленных кластеров и других целевых программ [12].
ООО «Ржевская льночесальная фабрика» (якорное предприятие кластера) осуществляет конечную переработку и выпускает несколько наименований технической продукции. Наиболее востребован на российском и зарубежном рынке утеплитель «FLAXISOL», выпускаемый на предприятии. В частности, фабрика имеет крупный заказ на поставку утеплителя в Новую Зеландию. Специализированной организацией Кластера является Ассоциация «Некоммерческое партнерство Управляющая компания Центр кластерного развития льноводства Тверской области», зарегистрированная в марте 2017 года с целью организации, сопровождения и контроля деятельности участников по реализации задач кластера. ЦКР привлек экспертов для работы по формированию пула участников, описания текущего уровня развития предприятий, их потенциала, кластерных проектов, способных обеспечить устойчивое развитие предприятий и синергетический эффект от взаимодействия в кластере. Для формирования жизнеспособного кластера необходима организационная и просветительская работа, формирование команды, которой предстоит осуществлять совместные кластерные проекты. Но «Центр кластерного развития льноводства» не имеет источников финансирования и не может оплачивать работу своих сотрудников, поскольку потенциальные участники кластера находятся в тяжелом финансовом положении [14].
Тем не менее, инициативной группой сформирован предварительный состав участников кластера и подготовлен проект организационно-функциональной схемы промышленного льняного кластера [9]. Также проведен ряд организационных совещаний с участием Министерства сельского хозяйства и Министерства промышленности и торговли Тверской области в целях развития промышленного кластера с учетом стратегии пространственного развития РФ и схем территориального планирования РФ и Тверской области. Подготовлены проекты соглашений «О создании промышленного кластера» и «Об участии в промышленной деятельности кластера. Кроме того, разработана «Памятка потенциальному участнику промышленного кластера «Тверской лен», разъясняющая особенности кластерного подхода.
В ходе научно-практического совещания 7 февраля 2018 г. «Развитие льняного комплекса Тверской области, проблемы и пути их решения» отмечалось, что в Тверской области нет десяти предприятий, подходящих под критерии Минпромторга, поэтому он внес предложение о создании межрегионального кластера совместно со Смоленской и Ярославской областями [10, с. 21-26]. Ивановская область также придерживается кластерного подхода к развитию льняной отрасли. В конце 2017 года на федеральном промышленном форуме «Локомотивы роста» министр промышленности и торговли России Денис Мантуров одобрил идею развития межотраслевого кластера по выращиванию и переработке льна в Ивановской области. Он отметил, что 46 % обрабатывающих производств в Ивановской области составляют именно предприятия легкой промышленности, где возможно создание центров компетенций, современных производств, основанных на смесовых тканях, включая натуральное сырье, которое традиционно всегда ивановскими предприятиями использовалось [4].
Предполагается, что в кластер войдут не только текстильные, но и машиностроительные предприятия. На учредительном собрании в октябре 2017 года был создан управляющий совет ивановского кластера. Представители текстильных предприятий, организаций сферы науки и образования из Ивановской, Тверской, Калужской, Владимирской, Новгородской и Костромской области приняли решение о регистрации в форме автономной некоммерческой организации. По предварительной оценке создание кластера позволит в период с 2018 по 2022 год создать 2500 рабочих мест в сельском хозяйстве и легкой промышленности. Объем продукции из российского сырья составит более 8 млрд. рублей в год, объем экспорта продукции глубокой переработки - порядка 5 млрд. рублей в год, объем импортозамещения - более 1 млрд. рублей в год. Обсуждается участие в кластере предприятий еще восьми регионов: Алтайского края, Брянской, Вологодской, Новгородской, Омской, Тверской, Смоленской и Ярославской областей [1].
На рынке льноволокна можно выделить три основных сегмента:
1. Волокно льняное длинное, которое востребовано в производстве тканей плательно-постельной группы. В России два предприятия производят такие ткани, возможны поставки на экспорт (Китай).
2. Волокно льняное короткое, которое может использоваться для производства технических тканей, брезентов. Емкость этого рынка порядка 30 млн. метров, выпускается 13 млн. метров в год. Пряжа для технических тканей закупается в Китае, Белоруссии, Туркмении, поскольку в России не осталось ни одного прядильного производства. Брезенты Россия закупает в Чехии.
3. Отходы льняного производства (костра) и короткое волокно, используемые для производства строительных материалов [8, с. 24].
Очевидно, что два зарождающихся кластера «Тверской лен» и межрегионального межотраслевого кластера по выращиванию и глубокой переработке лубяного сырья с центром в Иваново являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими. «Тверской лен» в большей степени ориентирован на техническую продукцию (второй и третий сегмент рынка), а кластер Ивановской области - на производство тканей и изделий из них (первый сегмент рынка). Ряд предприятий приглашены к участию в оба кластера, что может обеспечить оптимальное распределение сырья между предприятиями обоих кластеров. Это позволит обеспечить развитие территорий, на которых они расположены, и рост конкурентоспособности АПК Нечерноземья [8, с. 26].
Современные вызовы побуждают изменить отраслевой и территориальный принцип развития агропромышленного комплекса регионов и муниципальных образований. Необходимо инновационное видение, а кластерный подход является организационной инновацией. В настоящий момент включение в промышленный кластер сельхозпроизводителей возможно лишь в качестве предприятий инфраструктуры, что не дает им возможности получения поддержки Минпромторга. Одновременно Минсельхоз активно субсидирует посев льна, не контролируя при этом его уборку и урожайность.
Таким образом, для развития льняной отрасли целесообразно на федеральном уровне разработать межведомственную программу поддержки, предусматривающую субсидирование кластерных проектов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Межведомственное взаимодействие может дать положительный эффект уже в ближайшие годы: если межотраслевая программа будет разработана в 2018 г., то она сможет вступить в действие в 2019 г. В противном случае развитие агропромышленных льняных кластеров остановится на стадии создания, поскольку финансовое состояние предприятий отрасли не позволяет инициаторам кластерных проектов реализовать их за счет собственных средств.
Литература
1. В Ивановской области представили проект создания льняного кластера. ИА Регнум. Электронный ресурс. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2322643.html
2. Гусев В.В., Варламова Н.Ю., Рожков А.С. Компартизация уровня занятости населения и безработицы в АПК России с целью интенсификации экономики Сибири / Инновационное развитие АПК. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. С. 52-63.
3. Иванова В.Н., Иванов С.А. Импортозамещение продукции АПК: факторы конкурентоспособности: монография. - М.: Финансы и статистика, 2014. 216 с.
4. Ивановская область стала площадкой для федерального промышленного форума «Локомотивы роста». Иваново Ньюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ivanovonews.ru/reports/893287/
5. Игнатова Т.В., Грузинцева Н.А. Основные аспекты развития текстильной промышленности в регионах //Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2016. № 6 (366). С. 285-287.
6. Карта кластеров России. НИУ ВШЭ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://clusters.monocore.ru/
7. Минаева Е.В. Теоретико-прикладное исследование ресурсосбережения на зерноперера-батывающих предприятиях как предпосылка процесса импортозамещения // Международные научные исследования. 2016. №3. С. 139-141.
8. Никитин И.А., Парамонова М.Н., Тефикова С.Н., Белокопытов И.А., Труфанова Ю.Н. Им-портозамещение продуктов глубокой переработки крахмалосодержащего сырья на базе кластера «АМИЛКО» в Ростовской области. // Хлебопродукты. 2016. № 1. С. 36-38.
9. Парамонова М.Н. Адаптация стратегии кластеризации к особенностям АПК регионов нечерноземной зоны России.// Технологии XXI века в пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности/ МГУТУ. 2014. Вып.8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mgutm.ru/jurnal/tehnologii_21veka/eni8_chat2/section4/6.pdf
10. Парамонова М.Н. Льняные кластеры Нечерноземья: быть или не быть // Бизнес Территория. 2018. № 1 (60). С. 21-26.
11. Письмо Минэкономразвития России № 20615-АК/Д19 от 26.12.2008 «О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747
12. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 (ред. от 26.09.2016) "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров" Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_183798/
12. Рябова, Т.Ф., Чижик А.С. Градиент рационального использования сельскохозяйственных земель, ориентированный на повышение уровня продовольственной безопасности страны // Международные научные исследования. 2016. № 3. С. 142-145.
13. Центр кластерного развития Смоленской области. Льняной кластер. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ckr67.ru/klastery/lnyanoj-klaster/
14. Чижик А.С. Экспортная политика и механизмы защиты отечественных товаропроизводителей // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 193-197.
15. Язев Г.В. Влияние мирового экономического кризиса на корпоративное управление в России // Сегодня и завтра Российской экономики. 2009. № 31. С. 42-46.
Gusev Valery Vladimirovich, Doctor of Economic Science, Professor, Professor of chair "Economy, accounting and audit", Moscow State University of technologies and managements of K.G. Razumovsky (PKU) (73, Zemlyanoy Val, Moscow, 109004, Russian Federation). E-mail: 5880972@ mail.ru
Paramonova Maria Nikolaevna, graduate student, Moscow State University of technologies and managements of K.G. Razumovsky (PKU) (73, Zemlyanoy Val, Moscow, 109004, Russian Federation). E-mail: 5880972@ mail.ru
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL FLAX CLUSTERS IN NON-CHERNOZEM REGION
Abstract
In the article the main problems of clusterization of agroindustrial complex in non-Chernozem region are characterized, and in particular flax branch, that is connected with government character of cluster initiatives support. The prerequisites of creation of interregional flax clusters are determined. The authors offer to activate cluster approach by means of federal government programme of support of flax clusters considering subsidizing of cluster projects both in industry and agriculture. Keywords: agroindustrial cluster, flax cluster, state support, interregional cluster, strategy of development.