Научная статья на тему 'Финансовые аспекты совершенствования регионального рынка труда (на примере Томска и Томской области)'

Финансовые аспекты совершенствования регионального рынка труда (на примере Томска и Томской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телегина Н. А., Шершова Л. В.

В статье рассматриваются финансовые аспекты совершенствования рынка труда Томска в свете освоения выделяемых финансовых средств. Показан вклад развития предпринимательства на формирование регионального рынка труда. Приведены данные о состоянии безработицы в Томске и Томской области. Сделан анализ реализации федеральных целевых программ, направленных на снижение уровня безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Aspects of Perfection of the Regional Labour-Market (on an Example of The Tomsk City and Tomsk Area)

Financial aspects of perfection of a labour market of the Tomsk city and Tomsk area in a view of development of allocated financial assets are considered. The contribution of the businesses development on formation of a regional labour market is shown. Data about a condition of unemployment in Tomsk area and priorities of employers are presented. The analysis of federal target the programs realization directed on decrease of a rate of unemployment is made.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты совершенствования регионального рынка труда (на примере Томска и Томской области)»

УДК 331.5

Н. А. Телегина S Л. В. Шершова 2

1 Томский государственный университет пр. Ленина, 36, Томск, 634050, Россия E-mail: Telegina@ultranet.tomsk.ru

2 Томский государственный университет архитектуры и строительства

пл. Соляная, 2, Томск, 634003, Россия E-mail: queenlid@sibmail.com

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКА И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются финансовые аспекты совершенствования рынка труда Томска в свете освоения выделяемых финансовых средств. Показан вклад развития предпринимательства на формирование регионального рынка труда. Приведены данные о состоянии безработицы в Томске и Томской области. Сделан анализ реализации федеральных целевых программ, направленных на снижение уровня безработицы.

Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями и возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости. Социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Трансформация общественных отношений в стране чревата непредсказуемыми последствиями. Поэтому, когда требуется решать задачи в какой-то конкретной области, достаточно сложно сразу выйти не только на адекватное решение проблем, но и на само восприятие ситуации. Формирующаяся занятость на рынке труда и соответствующая ей теоретическая парадигма может сыграть важную роль в обеспечении стабильности и оптимизации социально-трудовых отношений на рынке труда. Без этой целостной системно-аналитической основы невозможно осуществление действенного управления региональным рынком труда, налаживание эффективного социального контроля за уровнем занятости в регионе.

Реформирование в системе занятости России продолжается, формируется российская модель рынка труда, учитывающая историко-социальные условия развития страны и ее регионов, а также все атрибуты смешанной экономики [1. С. 68]. Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта, поскольку формирование рыночного механизма функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Основная нагрузка работы с населением по вопросу занятости выполняется региональными службами занятости. Идет процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками. Формально право на труд, выбор профессии и рода деятельности провозглашено в Конституции РФ. Однако в зависимости от места проживания, социально-бытовых условий жизнедеятельности человека, от возрастного ценза реализация этого права затруднена.

Вопросы, связанные с наймом и увольнением работника, чаще всего решаются в пользу работодателя с нарушением действующего закона. Юридическая неграмотность работников и отсутствие должного контроля со стороны государства в настоящее время позволяют работодателям действовать в своих интересах. Разработка принципов регулирования трудовых отношений, таких как признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника; учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов; гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 2 © Н. А. Телегина, Л. В. Шершова, 2007

учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений; установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства, является злободневной темой сегодняшнего дня.

Сегодня принят ряд законов на уровне РФ, постановлений правительства, указов Президента, направленных на регулирование процессов формирования рынка труда. В свою очередь, формирование рынка труда определяется комплексом экономических, финансовых, демографических, социальных и природно-климатических факторов. Прежде всего, необходимая качественно-количественная потребность в кадровом обеспечении предприятий региона зависит от уровня его хозяйственно-экономического развития. В зависимости от отраслевой структуры производства, степени развития производственного потенциала и материально-технической базы формируется определенная квалификационная структура кадрового потенциала.

Для Томской области характерным является наличие нефтяной, газовой промышленности, крупного научно-образовательного комплекса. Существенное влияние на формирование рынка труда оказывает средний и малый бизнес, который в Томской области за последние годы достиг определенных высот. Так, если на предприятиях данной формы собственности в 2004 г. трудилось 149,1 тыс. человек, то в 2006 г. - 159,3 тыс. человек [2. С. 29]. Прослеживается тенденция к увеличению доходов населения от предпринимательской деятельности более чем в 2 раза за исследуемый период: 2004 г. - 12471,3 млн руб.; 2005 г. - 18 574,8 млн; 2006 г. - 28 605,2 млн руб. Характерная для конца девяностых годов конверсия предприятий военно-промышленного комплекса в настоящее время не вносит существенных изменений на рост численности безработных. На многих предприятиях военно-промышленного комплекса в последнее время отмечается рост числа занятых в основном производстве.

Наличие крупного научно-образовательного комплекса в Томской области способствует тому, что отличительной чертой регистрируемой безработицы является высокий образовательный уровень клиентов службы занятости: на 1 января 2006 г. 31 % зарегистрированных безработных имели высшее профессиональное образование, причем 79 % этой группы - женщины. В структуре банка вакансий только 14,8 % составили места для специалистов с высшим и средне-специальным образованием, 65 % - для квалифицированных рабочих, остальные вакансии неквалифицированного труда. Кроме этого, в банке вакансий регистрируется до 80 % заявок на мужские рабочие профессии, как правило, низко оплачиваемые.

Если в Томске для 2,5 тыс. официально зарегистрированных безработных на 1 декабря 2006 г. предназначалось 3,6 тыс. вакансий, то в районах Томской области, где концентрируется 73 % безработных граждан, в основном с низким образовательным уровнем, свободные рабочие места практически отсутствуют. С другой стороны, Томск - город студентов. Многие по окончании учебы нуждаются в помощи службы занятости. Молодежь в возрасте от 16 до 29 лет составляет более 30 % среди обратившихся в Центр занятости населения Томска по вопросу трудоустройства [2. С. 52-53]. Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена действием некоторых факторов: недостаток у молодежи профессиональных знаний, квалификации, навыков; инфантилизм значительной части молодежи; необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных КЗОТом; трудовая нестабильность, связанная с увольнением в связи с призывом в Вооруженные Силы и др.

Для снижения влияния данных факторов на общее состояние регионального рынка труда в Центре занятости ведется планомерная работа по информированию о ситуации на рынке труда, обучению навыкам самостоятельного поиска работы, предпринимательской деятельности и самозанятости. Программы Центра занятости «Первое рабочее место», «Карьера», «Пять шагов навстречу работе», «Бизнес-старт», «Новый старт» позволяют молодым людям приобретать профессиональные знания, умения и навыки, производственный опыт для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Данные программы входят в состав областной целевой программы «Содействие занятости населения в Томской области» [3]. Для повышения эффективности решения данных проблем в Томской области на протяжении ряда лет успешно применяется программно-целевой подход. Участие в федеральных целевых программах (ФЦП) позволяет привлекать финансовые ресурсы из федерального бюджета и объединять

Телегина Н. А., Шершова Л. В. Совершенствование регионального рынка труда

усилия федеральных, региональных органов власти и частного сектора экономики для решения проблем социально-экономического развития области.

Таблица 1

Перечень и объемы финансирования областных целевых программ (тыс. руб. в текущих ценах) *

№ Наименование программы Годы реализации программы

п/п 2002 2003 2004 2005 2006

1. «Улучшение условий и охраны труда» 138 350 350 370 410

2. «Содействие занятости населения Томской области» 100 281,909 324,500 350,000 394,300

* Составлено по: http://www.rabota.tomsk.ru

На областном уровне разрабатываются областные целевые программы, которые представляют собой комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем экономического, экологического, социального и культурного развития Томской области. Реализация программ позволяет концентрировать ресурсы и применять системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей.

В 2006 г. из средств федерального бюджета на реализацию политики занятости населения Томской области было привлечено порядка 394,3 млн руб., что позволило снизить уровень безработных граждан. Анализ данных показывает, что бюджетное финансирование по программе «Содействие занятости населения Томской области» увеличилось за исследуемый период более чем в три раза (табл. 1). Результатом данного финансирования является тенденция увеличения численности занятых в экономике и сокращения общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной организации труда (табл. 2).

Таблица 2

Занятость населения Томской области (тыс. человек)

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Численность работников предприятий, из них: 359,2 358,0 340,2 356,5

в материальном производстве 209,5 205,5 211,2 211,0

в непроизводственной сфере 156,0 159,7 152,2 146,1 145,5

Численность официально зарегистрированных ,7 8 20 3, 23,2 23,7 4,5 ,1 4 24, 4,4 23,5

безработных Уровень зарегистрированной безработицы, % 4,4 4,3

Уровень зарегистрированной безработицы в 2006 г. медленно снижается. Кроме этого отмечена тенденция роста фонда заработной платы за этот период: в 2002 г. - 22 821,3 млн руб., в 2003 г. -28813,8 млн, в 2004 г. - 34 248,9 млн, в 2005 г. - 39 968,0 млн, в 2006 г. - 46562,7 млн руб.

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что на данном этапе целевая программа «Содействие занятости населения Томской области» в определенной степени выполнила основные задачи, а именно: совершенствование работы по профилактике безработицы; повышение эффективности мероприятий активной политики содействия занятости населения на территории Томской области; формирование системы мониторинга эффективности мероприятий программы содействия занятости населения; организация системы профилирования безработных граждан, позволяющей повысить эффективность предоставляемых услуг и сократить период безработицы; развитие кадрового потенциала Томской области в соответствии с потребностями формирующейся рыночной экономики через совершенствование системы профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) незанятого и работающего населения; усиление государственного регулирования сферы занятости в районах Томской области.

С 1 января 2007 г. полномочия по осуществлению государственных гарантий защиты от безработицы и оказанию государственных услуг населению в сфере занятости переданы на региональный уровень, что предусмотрено статьей 1 Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005. Этот переход вынуждает совершенствовать мероприятия по снижению уровня безработицы. Вместе с тем предстоит еще решить ряд проблем и определить направления их решения. Для этого необходимо выделить основные направления совершенствования управления рынком труда на региональном уровне, а именно совершенствование организационной работы по трудоустройству несовершеннолетних граждан; разработка мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан; совершенствование организационной работы на всех уровнях исполнительной и законодательной власти с работодателями.

Для решения данных проблем в бюджете Томской области на 2007 г. предусмотрено финансирование по следующим направлениям целевой программы: организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - 6 435,1 тыс. руб.; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - 600,0 тыс.; организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 1 600,0 тыс.; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 170,0 тыс.; организация содействия самозанятости безработных граждан - 232,9 тыс.; организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - 1 266,9 тыс.; профессиональное обучение безработных граждан - 15629,1 тыс. руб. и др. [4. С. 33-34, 46-47].

Таким образом, реализация данных мероприятий по совершенствованию финансового управления региональным рынком труда позволит:

• повысить эффективность занятости населения;

• не превышать допустимый уровень официальной безработицы;

• в целом создать организационно-экономические условия для эффективного решения проблем занятости в регионе.

Итак, нами рассмотрены финансовые аспекты регионального рынка труда и предпринимаемые действия по снижению уровня безработицы на региональном уровне. Отмечено, что для Томска и Томской области выделяемые финансовые ресурсы позволяют поддерживать безработицу на допустимом уровне (~ 4 %) с тенденцией к сокращению.

Список литературы

1. Поварич И. П., Поварич М. Д. Региональный рынок труда. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.

2. Материалы к заседанию Совета общественных инициатив «О проекте закона Томской области “Об областном бюджете на 2006 год”». Томск, 2005.

3. Мониторинг регистрируемого рынка труда Томской области, г. Томск, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 годы: Стат. сб. Томск, 2007.

4. Материалы к заседанию Совета общественных инициатив «О проекте закона Томской области “Об областном бюджете на 2007 год”». Томск, 2006.

Материал поступил в редколлегию 24.05.2007

N. A. Telegina, L. V. Shershova

Financial Aspects of Perfection of the Regional Labour-Market

(on an Example of The Tomsk City and Tomsk Area)

Financial aspects of perfection of a labour market of the Tomsk city and Tomsk area in a view of development of allocated financial assets are considered. The contribution of the businesses development on formation of a regional labour market is shown. Data about a condition of unemployment in Tomsk area and priorities of employers are presented. The analysis of federal target the programs realization directed on decrease of a rate of unemployment is made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.