Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ'

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Измалкова Светлана Александровна, Сычева Ирина Викторовна, Сычева Наталья Андреевна

Исследованы финансовые проблемы в сфере получения энергии из отходов хозяйственной и иной деятельности. Установлено, что запуск инвестиционного цикла по сбору, сортировке и энергетической утилизации отходов требует активизации процессов по привлечению финансовых средств. С позиций системного подхода разработана авторская модель экологически ответственного финансирования региональных инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов на основе конструктивного взаимодействия государства, бизнеса, банков и гражданского общества в интересах устойчивого развития цикличной экономики на уровне регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Измалкова Светлана Александровна, Сычева Ирина Викторовна, Сычева Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL IMPLEMENTATION ASPECTS REGIONAL INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE SPHERE OF ENERGY WASTE RECYCLING

The financial problems in the field of obtaining energy from waste of economic and other activities have been investigated. It has been established that the launch of an investment cycle for the collection, sorting and energy utilization of waste requires the activation of processes to raise funds. From the standpoint of a systematic approach, the author's model of environmentally responsible financing of regional infrastructure projects in the field of energy waste management was developed on the basis of constructive interaction between the state, business, banks and civil society in the interests of sustainable development of a cyclical economy at the regional level.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ»

3. Project for the implementation of water and gas impact at the Alekseevsky field / R. Kh. Muslimov [et al.] / / Neftepromyslovoe delo, 2004. No. 6. pp. 23-31

4. Zatsepin V. V., Maksutov R. A. The main factors determining the effectiveness of water-gas exposure with simultaneous injection of water and gas. 2008. No. 10. pp. 18-24

5. Zatsepin V. V., Maksutov R. A. Review of the current state of experimental studies of technologies of water-gas exposure with separate injection of water and gas. 2009. No. 6. pp. 16-24.

6. Analysis of the implementation of wag oil PLA-sty priority experienced Samotlor Deposit / A. S. Trofimov, S. P. Veres, S. V. Gusev, I. P. Talyzina // Proc. nauch. Tr. "Prospects for the application of gas methods of enhanced oil recovery". M.: publishing house of the Institute, 1989. S. 60-64.

7. Economics of enterprises of the oil and gas industry: textbook for high schools / V. F. Dunaev, V. D. Shpakov, N. P. Epifanova, V. N. Linden. M.: Publishing house "Oil and gas of Gubkin Russian state University of oil and gas. I. M. Sponge-on", 2006. 352 p.

8. Zheltov Yu. P. Development of oil fields. Moscow: Nedra, 1986. 332s.

9. Prospects of oil and gas potential of Syria / N. A. Eremin, T. S. Zinovkina, N. A. Shabalin, Al. N. Eremin / / Geology of oil and gas. 2017. No. 2. pp. 76-82.

10. Zinovkina T. S., Eremin N. A. Determination of the initial mark of the water-oil contact of the oil deposit massif of the Alian field / / Georesursy. Geoenergy. Geopolitics. 2011. No. 1(3). pp. 1-2.

УДК 302.064.2.47

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ

А.Л. Сабинина, С.А. Измалкова, И.В. Сычева, Н.А. Сычева

Исследованы финансовые проблемы в сфере получения энергии из отходов хозяйственной и иной деятельности. Установлено, что запуск инвестиционного цикла по сбору, сортировке и энергетической утилизации отходов требует активизации процессов по привлечению финансовых средств. С позиций системного подхода разработана авторская модель экологически ответственного финансирования региональных инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов на основе конструктивного взаимодействия государства, бизнеса, банков и гражданского общества в интересах устойчивого развития цикличной экономики на уровне регионов.

Ключевые слова: региональные инфраструктурные проекты, энергетическая утилизация отходов, модель экологически ответственного финансирования.

Согласно основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации деятельность федеральной, региональной, муниципальной власти, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц должна быть направлена на выполнение экономических, правовых, социальных и иных мер, позволяющих обеспечить [1, 2]:

1) сохранение и восстановление природной среды;

2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий

Связано это с тем, что забота о состоянии и об охране окружающей среды, которая находится под влиянием как природных, так и антропогенных факторов, является стратегической целью в аспекте пространственной организации национальной экономики, выступающей как сеть взаимодействующих регионов.

Следует отметить, что органы законодательной и исполнительной власти различных уровней достаточно своевременно реагируют как на системные проблемы, так и противоправные действия, которые порождают климатические изменения, деградацию земель из-за эрозии почвы, возникновение лесных пожаров и т.д. [3, 4].

В 2018 году по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Экология» (протокол от 24.12.2018 № 16), который характеризуется тем, что [5]:

- имеет период реализации с 2019 по 2024 гг.;

- включает в себя 11 федеральных проектов («Чистая страна», «Комплексная система обращение с твердыми коммунальными отходами», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Наилучшие доступные технологии», «Снижение негативного воздействия на окружающую среду» и т.д.);

- из всех нацпроектов является самым масштабным, многопрофильным и сложным по достижению целевых показателей;

- запланированный общий бюджет нацпроекта составляет 4 трлн руб. до 31 декабря 2024 года, том числе 700 млрд руб. - средства федерального бюджета, 3 300 млрд руб. - средства региональных бюджетов и внебюджетных источников.

По аналогии с национальным проектом каждый субъект Федерации разработал свою региональную программу «Экология», которая состоит из перечня утвержденных приоритетных инвестиционных проектов. Анализ данных, представленных в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», показал, что региональные программы за период с 2018 по 2020 гг. конечно же, реализуются, но в разной степени готовности и, следовательно, сохраняют по настоящее время свою актуальность [3, 4].

Правомерно утверждать, что эффективность решения региональных задач, связанных с экологией и заботой о природе определяется многими факторами, но, в наиболее значительной степени, финансовым обеспечением, которое характеризуется [6, 7]:

- объемами и динамикой инвестиций, выделенных не только из федерального и региональных бюджетов, но, главное, привлеченных из внебюджетных источников, объем которых, например, в 2019 году составил порядка 500 млрд руб.;

- целевой направленностью средств, выделенных на экологию, поскольку существует значительный риск их использования не по назначению со стороны региональных органов власти;

- эффективностью контроля денежных потоков со стороны контрольно-надзорных органов, Счетной платы, Федеральной антимонопольной службы и т.д.

В России с 2014 года действует институт расширенной ответственности производителя (далее - РОП) [8], который на практике пока демонстрирует низкую результативность и слабые стимулы с позиций организационных и финансовых аспектов, и, следовательно, тормозит инвестиционный цикл, связанный с процессами сбора, сортировки, утилизации отходов, а также создания современных полигонов.

В этой связи в январе 2019 года создана новая государственная компания «Российский экологический оператор» (далее - РЭО) [9], которая призвана решать следующие задачи:

1. Формирование эффективной системы вторичной переработки и вовлечения в хозяйственный оборот сырья для изготовления новой продукции и получения энергии, что соответствует требованиям развития цикличной экономики на национальном и региональном уровне.

2. Стимулирование инвестиционной активности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Результаты исследования отечественного опыта в сфере формирования и функционирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) [3, 4, 7] позволили свидетельствовать о её низкой эффективности, к признакам которой отнесены:

- наличие проблем в области формирования экологической политики и нормативно - правового регулирования, что не способствует достижению баланса интересов государства, бизнеса, банков и гражданского общества при решении задач экологического характера;

- собираемость экологического сбора в бюджет с бизнеса в режиме РОП составляет порядка 3 млрд руб. в год, в то время как население платит за вывоз мусора более 190 млрд руб. [8];

- отсутствие механизмов контроля и надзора за тем, чтобы производители и импортеры товаров могли честно реализовать свою ответственность по утилизации упаковки;

- отсутствие федеральной схемы по определению мест образования отходов, их сортировки и утилизации, что приводит к их избытку или недостатку в различных субъектах Федерации и, как следствие, к значительному удорожанию логистики;

- отсутствие цифровой системы получения объективных данных об объёмах мусора в режиме онлайн - контроля, в результате: объем производства отходов в год, по одним данным, около 60 млн т, по другим, 70 млн т [6, 8, 9].

Таким образом, существующий ныне институт РОП не стимулирует бизнес к ответственности за утилизацию отходов в целом и упаковки, в частности, объем которой составляет 50 процентов от всего объема ТКО. В этой связи с 1 января 2022 государство устанавливает новые правила поведения хозяйствующих субъектов, в соответствии с обновленной концепцией развития института РОП, к которым отнесены:

1) введение 100 процентного норматива утилизации отходов с сохранением ответственности не только производителей товаров в упаковке, но и импортеров, который должен быть выполнен посредством: уплаты экологического сбора в бюджет; заключения договора с утилизатором; утилизации отходов на собственных мощностях [8, 9];

2) формирование мер государственной поддержки, побуждающие бизнес к тому, чтобы использовать не только экологичные материалы в процессе производства товаров, но и вторично перерабатываемые, в том числе и пластик, а также отвечать за создание, дизайн, экологичный состав упаковки и т.д.;

3) разработка стимулирующих мер, способствующих достижению полного баланса между упаковкой, выпускаемой в оборот и ее утилизацией.

Однако в новой концепции института РОП не учитывается тот факт, что бизнес использует и трудноутилизируемый пластик, который не подлежит переработке как вторсырье (например, пластиковые трубы для ЖКХ, канистры для масла и т.д.). Следовательно, утилизация подобных отходов требует применения дорогостоящих уникальных тепловых технологий и использования инновационного оборудования.

Также важно отметить, что утилизационных мощностей в России пока единицы, но в национальном проекте «Экология» не предусмотрено выделение бюджетных средств на их строительство. В этой связи целесообразно исследовать современные проблемы и потенциальные возможности активизации процессов по привлечению частных инвестиций для целей финансирования инфраструктурных проектов, призванных получать энергию из отходов хозяйственной и иной деятельности.

По - нашему мнению, особую актуальность и значимость для достижения целей устойчивого развития экономики территорий имеет концепция по реализации крупного инфраструктурного проекта «Энергия из отходов» в промышленных регионах России с численностью населения более одного миллиона человек [8, 9]. Более того, экологическое сообщество, исходя из мирового опыта, также считает, что энергию следует получать именно из отходов хозяйственной и иной деятельности, поскольку

это соответствует ключевым принципам создания и развития цикличной экономики на национальном и региональном уровне [10].

Разработчиками инфраструктурного проекта «Энергия из отходов» является консорциум, в котором партнерами выступают госкорпорации: «Ростех» (в лице компании «РТ - Инвест»); «Росатом» (технологический партнер) и Банк ВТБ (финансовый партнер). Реализация проекта предусматривает возведение в субъектах Российской Федерации новых 25 мусо-росжигающих электростанций (далее - МЭТС) [11].

Сроки строительства МЭТС намечены на период с 2021 по 2026 гг. В мае 2020 года стоимость инфраструктурного проекта по возведению (строительству) МЭТС составила более 700 млрд руб. с учетом НДС. Однако согласно мировой практике типовой срок службы МЭТС ориентировочно составляет 35 - 40 лет. Из этого следует, что через 15 лет эксплуатации потребуется обязательная комплексная модернизация и повышение технического уровня производства посредством замены элементов оборудования на основе внедрения наилучших доступных технологий. В этой связи инвестиционное обеспечение строительства и модернизации утилизационных мощностей на начало 2021 года увеличилось до 1, 296 трлн руб.

В табл.1 на основе анализа и систематизации открытых данных авторами представлены основные характеристики и финансовые аспекты реализации инфраструктурного проекта «Энергия из отходов».

Таким образом, очевидно, что реализация дорогостоящих инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов требует разработки новых механизмов и инструментов финансирования, позволяющих более активно привлекать как бюджетные, так и частные инвестиции, а также разрешать существующие финансовые проблемы, на которые указывает следующий пример.

Так, в декабре 2022 года ожидается запуск пяти МЭТС общей мощностью 355 МВт. Стоимость проекта составляет 155 млрд руб. Установлено, что к основным элементам финансирования проекта относятся следующие [8, 11]:

- потребителями электроэнергии, полученной от МЭТС, являются предприятия и организации, в том числе бюджетные учреждения;

- население не относится к потребителям электроэнергии;

- потребители электроэнергии, полученной от МЭТС, будут покупать ее по тарифу, установленному выше рыночного;

- повышенный тариф должен гарантировать возврат денежных средств с процентами частным инвесторам, которые вложились в реализацию проекта по строительству МЭТС;

- потребители электроэнергии заключают договор предоставления мощности, в котором указана ее стоимость, исходя из размеров повышенного тарифа.

Таблица 1

Основные характеристики и финансовые аспекты реализации инфраструктурного проекта «Энергия из отходов» в промышленных регионах России

Основные проектные мероприятия: строительство и модернизация МЭТС Кол-во станций шт. Общая стоимость млрд руб. Ключевые характеристики проекта и потенциальные источники его финансирования

Первый этап инвестиций. Проектное мероприятие №1. Строительство мусоросжигающих станций в период с 2021 по 2026 гг.

¡.Строительство мусоросжигающих электростанций (далее - МЭТС). Цель - достижение нулевого уровня захоронения отходов к 2030 году 25 700 1) типовой срок службы МЭТС, составляет 35 - 40 лет, исходя из мировой практики; 2) назначение - энергетическая утилизация отходов до 36 млн т в год; 3) уменьшение количества выбросов СО2 на 14,7 млн т в год.

Второй этап инвестиций. Проектное мероприятие №2. Комплексная модернизация мусоросжигающих электростанций через 15 лет эксплуатации

2. Обязательная комплексная модернизация и повышение технического уровня производства мусоросжигающих электростанций 25 596 1) замена элементов оборудования на основе освоения новых знаний и использования наилучших доступных технологий.

ИТОГО 25 1 296 (на начало 2021 года) 1) 320 млрд руб. - субсидии из федерального и региональных бюджетов; 2) 976 млрд руб. - привлечение средств частных инвесторов: посредством ГЧП; за счет облигационных займов и кредитов.

Стоит отметить, что вышеназванные условия для потребителей электроэнергии, полученной от МЭТС, являются дополнительной финансовой нагрузкой. Более того, что очень важно, такие условия противоречат протоколу заседания комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности от 27.08.2018 об ограничении и минимизации межтерриториального и межотраслевого субсидирования в электроэнергетике [12], согласно которому тариф не может включать в себя инвестиционную составляющую.

Таким образом, исходя из вышесказанного, правомерно сделать следующие выводы.

Во-первых, запуск инвестиционного цикла по сбору, сортировке и энергетической утилизации отходов требует активизации процессов по привлечению инвестиций из бюджетных, но, в большей степени, внебюджетных источников, т.е. средств частных инвесторов.

Во-вторых, реализация регионального инфраструктурного проекта, призванного получать энергию из отходов хозяйственной и иной деятельности, требует соблюдения принципов экологически ответственного финансирования в рамках конструктивного взаимодействия и партнерства государства, бизнеса, банков и гражданского общества.

По-нашему мнению, понятие «экологически ответственное финансирование инфраструктурных проектов» означает следующее:

1) привлечение бюджетных и частных инвестиций должно способствовать устойчивому развитию экономики территорий и достижению стратегических целей в области предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

2) использование принципа взаимной ответственности государства, бизнеса, банков и гражданского общества при финансировании экологических проектов должно повысить эффективность принятия решений в интересах охраны окружающей среды, а также создания цикличной экономики на уровне регионов.

В Основных направлениях развития финансового рынка на период с 2019 по 2021 гг. указано, что Российской Федерации предстоит подключиться к глобальному процессу и проработать вопросы формирования национальной системы финансовых инструментов устойчивого развития, организации методологической и верификационной системы по инструментам ответственного финансирования экологических проектов [13].

Однако в процессе исследования установлено, что банковские организации на национальном уровне пока не имеют эффективных экономических инструментов финансирования инфраструктурных проектов, предназначенных для решения задач, связанных с экологией. В тоже время, отметим, что банковский сектор в России, хотя и постепенно, но начинает использовать практики ответственного финансирования с учетом зарубежного опыта [10, 14].

На наш взгляд, основным фактором реализации специальных экологичных кредитных программ и продуктов в банковской сфере для целей финансирования крупных инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов является обязательное наличие государственной поддержки как на федеральном, так и региональном уровне, а именно:

1) выделение бюджетных средств на субсидирование банковской процентной ставки по кредитам;

2) выдача государственных гарантий.

Наличие государственной поддержи для целей реализации специальных экологичных кредитных программ и продуктов позволит банковским организациям:

- выделять денежные средства не только на реализацию крупных стратегических проектов, но и быть актуальными для малых предприятий, которые нуждаются в средствах на модернизацию производства;

- повысить репутацию, что важно для развития партнерства на международном, национальном и межрегиональном уровнях;

- повысить устойчивость и рассчитывать на получение значительной прибыли, поскольку такие проекты являются долгосрочными;

- обеспечить прозрачность денежных потоков, предназначенных для реализации проектов, связанных развитием и защитой окружающей среды на региональном уровне;

- получить достоверные данные о целевом использовании заемщиками денежных средств;

- оценивать углеводородный след банковского портфеля и обеспечивать наличие информации об этом в публичном доступе [14].

Исходя из вышесказанного, авторы разработали системную модель экологически ответственного финансирования региональных инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов, которая представляет собой эффективную форму конструктивного взаимодействия и партнерства государства, бизнеса, банков и гражданского общества в интересах защиты окружающей среды и развития цикличной экономики на уровне регионов.

Авторская модель имеет достаточно сложную многоуровневую организационную структуру. В этой связи в табл. 2 представлен фрагмент модели, который отражает финансовые аспекты активизации процессов по привлечению денежных средств, обеспечивающих запуск инвестиционного цикла по строительству и эксплуатации утилизационных мощностей, позволяющих получать энергию из отходов хозяйственной и иной деятельности.

Важно отметить, что эффективность функционирования разработанной авторами системной модели зависит от реализации комплекса мероприятий, включающего в себя:

1 ) принятие новых правил государственной поддержки, обеспечивающих снижение рисков по привлечению частных инвестиций к созданию утилизационных мощностей;

2) использование принципов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) федеральных и региональных органов власти, банковского сектора и бизнес сообщества для целей активизации процессов по привлечению средств инвесторов;

3) достижение полного баланса интересов государства, бизнеса, банковских организаций и гражданского общества в рамках формирова-

ния экологически ответственного поведения, т.е. использование принципа взаимной ответственности в области решения экологических задач;

4) обязательное использование только инновационного оборудования и дорогостоящих уникальных технологий в рамках инвестиционного цикла, включающего в себя сбор, сортировку и энергетическую утилизацию отходов, а также наличие экологической экспертизы;

5) формирование перечня потенциальных инвесторов и активизация организационных процессов по их привлечению к созданию и функционированию инфраструктуры по сбору, сортировке и энергетической утилизации отходов;

6) формирование специализированного оператора в рамках компании РЭО, аккумулирующего средства экосбора и обеспечивающего их целевое расходование только на инвестиционные цели в сфере энергетической утилизации отходов;

7) создание экономических стимулов к использованию бизнесом экологичных материалов при производстве товаров и упаковки, а также вовлечения их во вторичный оборот в рамках новой концепции института РОП;

8) создание и реализация банковскими организациями специальных экологичных кредитных программ и продуктов для целей финансирования крупных инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов;

9) формирование рынка «зеленых» облигаций, который является крайне актуальным и перспективным направлением для привлечения инвестиций в создание мусоросжигающих энергетических мощностей.

Таблица 2

Рекомендуемые финансовые механизмы и инструменты реализации региональных инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов

Способы реализации экологически ответственного финансирования Механизмы и инструменты экологически ответственного финансирования

1. Стимулирование инвестиционной активности в рамках института расширенной ответственности производителя 1) прямая финансовая поддержка этапа строительства МСЭС; 2) приобретение «зеленых» облигаций, выпущенных под реализацию инфраструктурных проектов; 3) субсидирование процентной ставки по кредитам банков; 4) предоставление акционерного займа; 5) заключение договоров инвестиционного товарищества; 6) предоставление поручительства и госгарантий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл. 2

2. Создание специализированного оператора в рамках государственной компании «Российский экологический оператор» 1) администрирование и контроль строительства и эксплуатации МСЭС, в том числе за уплатой эко-сбора в бюджет с производителей и импортеров товаров и упаковки; 2) расходование средств экосбора из бюджета только на инвестиционные цели в сфере энергетической утилизации отходов.

3. Расширение потенциальных возможностей банковского сектора для решения экологических задач 1) создание и реализация специальных экологичных кредитных программ и продуктов для целей ответственного финансирования крупных инфраструктурных проектов в сфере энергетической утилизации отходов; 2) развитие партнерства на международном, национальном и межрегиональном уровне в интересах устойчивого развития цикличной экономики.

Таким образом, исходя из целей устойчивого развития территорий, формирования цикличной экономики, а также результатов выполненного авторами исследования целесообразно сделать следующие выводы:

Во - первых, запуск инвестиционного цикла по сбору, сортировке и энергетической утилизации отходов хозяйственной и иной деятельности является дорогостоящим инфраструктурным проектом, использующим инновационное оборудование и уникальные технологии, что требует активизации процессов по привлечению весьма значительных средств частных инвесторов для целей его финансирования.

Во - вторых, реализация регионального инфраструктурного проекта, призванного получать энергию из отходов хозяйственной и иной деятельности, требует соблюдения принципов экологически ответственного финансирования в рамках конструктивного взаимодействия и партнерства государства, бизнеса, банков и гражданского общества в интересах защиты окружающей среды и развития цикличной экономики на уровне территорий.

В - третьих, использование принципа экологически ответственного финансирования в сфере энергетической утилизации отходов в рамках конструктивного взаимодействия и партнерства государства, бизнеса, банков и гражданского общества должно повысить эффективность принятия решений в интересах устойчивого развития территорий, достижения стратегических целей в области предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Список литературы

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденные

Президентом Российской Федерации 30.04.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения: 21.02.20221).

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://кгетПп.ги/аС^/пе^^/63728(дата обращения: 24.02.2021).

3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2019. 844 с.

4. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году. Государственный доклад. М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2020. 1000 с.

5. Паспорт национального проекта «Экология». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12. 2018 № 16 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35569/ (дата обращения: 22.01.2021).

6. Финансовое обеспечение модернизации системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в горнопромышленном регионе / А.Л. Сабинина, И.В. Сычева, С.А. Измалкова, Н.А. Сычева // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. 2020. Вып. 2. С.379 -391.

7. Transforming regional infrastructure in food trade and catering as the economy is digitalized / N. Sycheva, I. Sycheva, A. Sabinina, S. Izmalkova // E3S Web of Conferences 161, 01046 (2020). International Conference on Efficient Production and Processing (ICEPP-2020), 01046, 15 April 2020 [Electronic resource]. URL: https ://doi.org/10.1051/e3 sconf/202016101046.

8. Абрамченко В. О создании концепции расширенной ответственности производителя по утилизации отходов в России [Электронный ресурс] URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/viktoriya_abramchenko (дата обращения: 26.02.2021).

9. О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728 (дата обращения: 26.02.2021).

10. Энергетическая утилизация отходов // Энергетический бюллетень. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2017. Выпуск № 48, май. 28 с.

11. Буцаев Д. Консолидация мусорного рынка будет привлекать иностранцев [Электронный ресурс]. URL: https: //www.rbc.ru/interview /business/03/03/2021/601283959a7947c481738b6f (дата обращения: 12.02.2021).

12. Протокол заседания комиссии при Президенте РФ по вопросам Стратегии развития ТЭК и экологической безопасности от 27.08.2018, утвержденного Президентом РФ 18.12.2018, № ПР - 2418 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/29/58382 (дата обращения: 15.02.2021).

13. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/develop/main direction 2019 2021/ (дата обращения: 10.03.2021).

14. Национальные стандарты зеленого финансирования могут появиться в России [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru/press/ event/?id=3932 (дата обращения: 14.03.2021).

Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, fim@tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, проф., науч. сотрудник, izmasvetlana@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Ирина Викторовна, д-р экон. наук, проф., fim@tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Наталья Андреевна, канд. экон. наук, доц., sychova15@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FINANCIAL IMPLEMENTATION ASPECTS REGIONAL INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE SPHERE OF ENERGY WASTE RECYCLING

A.L. Sabinina, S.A. Izmalkova, I.V. Sycheva, N.A.Sycheva

The financial problems in the field of obtaining energy from waste of economic and other activities have been investigated. It has been established that the launch of an investment cycle for the collection, sorting and energy utilization of waste requires the activation of processes to raise funds. From the standpoint of a systematic approach, the author's model of environmentally responsible financing of regional infrastructure projects in the field of energy waste management was developed on the basis of constructive interaction between the state, business, banks and civil society in the interests of sustainable development of a cyclical economy at the regional level.

Key words: regional infrastructure projects, energy waste management, environmentally responsible financing model.

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economical sciences, professor, head of chair, fim@tsu. tula. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economical sciences, researcher, iz-masvetlana@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sycheva Irina Viktorovna, doctor of economical sciences, professor, fim@,tsu. tula. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sycheva Natalia Andreevna, cand. of economical sciences, associate professor, sy-choval5@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

Reference

1. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030", approved by the President of the Russian Federation on 30.04.2012 [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/70169264/ (accessed: 21.02.20221).

2. On the national development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728(accessed: 24.02.2021).

3. State report "On the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2018". Moscow: Ministry of Natural Resources of Russia; NPP "Cadastre", 2019. 844 p.

4. On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2019. State report. Moscow: Ministry of Natural Resources of Russia; Lomonosov Moscow State University, 2020. 1000 p.

5. Passport of the national project "Ecology". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects No. 16 of 24.12. 2018 [Electronic resource]. URL: http://government.ru/info/35569/ (accessed: 22.01.2021).

6. Financial support for the modernization of the system for monitoring the state of atmospheric air in the mining region / A. L. Sabinina, I. V. Sycheva, S. A. Izmalkova, N. A. Sycheva // Proceedings of the Tula State University. Earth Sciences. 2020.Issue. 2. pp. 379391.

7. Transforming regional infrastructure in food trade and catering as the economy is digitalized / N. Sycheva, I. Sycheva, A. Sabinina, S. Izmalkova // E3S Web of Conferences 161, 01046 (2020). International Conference on Efficient Production and Processing (ICEPP-2020), 01046, 15 April 2020 [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016101046.

8. Abramchenko V. About creation of the concept of the extended responsibility of the producer for waste disposal in Russia [Electronic resource] URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/viktoriya_abramchenko (accessed: 26.02.2021).

9. On the creation of a public law company for the formation of a comprehensive system for the management of solid municipal waste "Russian Environmental Operator". Decree of the President of the Russian Federation of 14.01.2019 [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728 (accessed: 26.02.2021).

10. Energeticheskaya utilizatsiya otkhodov [Energy utilization of waste]. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. 2017. Issue # 48, May. 28 p.

11. Butsaev D. Consolidation of the garbage market will attract foreigners [Electronic resource]. URL: https: //www.rbc.ru/interview /business/03/03/2021/ 601283959a7947c481738b6f (accessed: 12.02.2021).

12. Minutes of the meeting of the Commission under the President of the Russian Federation on the Strategy for the Development of the Fuel and Energy Sector and Environmental Safety of 27.08.2018, approved by the President of the Russian Federation on 18.12.2018, No. PR-

2418 [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/29/58382 (accessed 15.02.2021).

13. The main directions of the development of the financial market of the Russian Federation for the period 2019-2021 [Electronic resource]. URL: https://cbr.ru/analytics/develop/main_direction_2019_2021/ (accessed: 10.03.2021).

14. National standards of green finance may appear in Russia [Electronic resource]. URL: http://cbr.ru/press/ event/? id=3932 (accessed: 14.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.