Таким образом, изучение опыта подоходного налогообложения в социально ориентированной и, что немаловажно, преуспевающей экономике Китая показало возможность сочетания стабильного наполнения бюджета с социально ориентированным и открытым использованием поступлений от налога на доходы физических лиц.
Возможно, в таком налогообложении не всегда заинтересованы физические лица, получающие доход, значительно (в сотни раз) превышающий средний прожиточный минимум, однако рост среднего прожиточного минимума зависит и от объема той суммы бюджета, которая может быть выделена на социальное субсидирование, именно эта часть бюджета и должна формироваться за счет налогообложения меньшей части физических лиц с наибольшими доходами. Соблюдение такого принципа важно, ибо именно оно может свидетельствовать о выполнении налогами распределительной функции. Социальная однородность нации достигается реализацией целого ряда принципов, однако принцип налогового равенства (когда налоговое бремя увеличивается с увели-
чением дохода) в совокупности этих подходов является, на наш взгляд, основополагающим. Данный подход важен для системы наполнения и распределения бюджета Российской Федерации в контексте наличия резкого различия между уровнем жизни среднестатистического россиянина и потребительской элиты.
Список литературы
1. О налоге на доходы физических лиц: закон КНР. URL: http://Pavel.Bazhanov.pro.
2. Нормы и правила применения Закона КНР «О налоге на доходы физических лиц» в ред. от 19.07.2011 г. (последние изменения в данных документах вступили в силу с 01.09.2011 г.).
3. Поспелова Е.Б. Современная налоговая система Китая: налоги на доходы и имущество физических лиц // Науковедение. 2014. № 6.
4. Сайт консалтинговой группы «Окно в Китай». URL: http://chinalawinfo.ru.
5. Сильвестрова Т.Я., Калинина Г.В., Гурова С.Ю. В поисках подходов социальной составляющей налоговой политики Российской Федерации // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Экономические науки. 2014. № 4(199). С. 159-166.
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru
ШИПЕЕВ Яков Георгиевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: yakshi89@rambler.ru
GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru
SHIPEEV, Yakov Georgiyevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: yakshi89@rambler.ru
УДК 334.7
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В.И. Елагин, Н.В. Кудряшова
Рассмотрены точки зрения учёных и специалистов на устойчивое финансовое развитие предприятий. Предложены основные виды деятельности, существенно влияющие на финансовый результат хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: финансы; конкурентоспособность; предприятие; финансовый результат.
V.I. Elagin, N.V. Kudryashova. FINANCIAL ASPECTS OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS INCREASE
Viewpoints of scientists and experts on the steady financial development of enterprises are considered. Basic types of activities essentially affecting financial result of economic enterprises are offered.
Keywords: finance; competitiveness; enterprise; financial result.
Результаты анализа степени изученности проблемы улучшения финансового состояния хозяйствующих субъектов в современной экономике свидетельствуют о большом внимании исследователей к рассматриваемому вопросу. В то же время некоторые аспекты, связанные с конкурентоспособностью, методическими подходами к оценке запаса финансовой прочности, исследованы недостаточно. В связи с этим решение проблемы устойчивого финансового развития экономических субъектов с учётом рыночных факторов в долгосрочном периоде требует нового теоретического осмысления и обоснования.
Необходимость повышения конкурентоспособности предприятия и их продукции отмечают многие учёные и специалисты:
- устойчивое развитие предприятий и организаций, улучшение жизненного уровня граждан страны, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в России, являются основными задачами, сформированными в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации [1];
- запас финансовой устойчивости во многом определяет уровень финансовой безопасности экономического субъекта. В связи с этим активное использование практикоориентиро-ванных направлений его повышения особенно актуально для хозяйствующих субъектов [2];
- анализ запаса финансовой прочности по нескольким факторам и использование результатов при разработке и принятии рациональных управленческих решений способствовали организации прибыльной работы многих хозяйствующих субъектов потребительской кооперации [3];
- в условиях ограниченности финансовых и материальных ресурсов повышение конкурентоспособности предприятий требует привлечения средств как республиканского бюджета, так и самих сельскохозяйственных предприятий Чувашской Республики [5];
- необходимо проанализировать, а затем выявить недостаточно изученные факторы, в том числе и конкурентоспособность предприятия, в значительной мере определяющие финансовый результат экономических субъектов [7];
- внедрение и реализиация политики упрва-ления рисками и предотвращения банкротства позволяет не только удержаться на плаву, но и обогнать многих конкурентов [6];
- в условиях рыночной экономики любой товаропроизводитель поставлен перед необходимостью решения жизненно важной проблемы - конкурентоспособности [4].
Эффективное развитие предприятий и ор-
ганизаций потребительской кооперации на региональном уровне - это их способность сохранять устойчивое состояние в реальных условиях внутренней и внешней среды. Следовательно, проблему эффективного развития отраслей и видов деятельности кооперативных организаций необходимо рассматривать с учётом влияния различных факторов. Во многих нормативно-правовых документах, в том числе и в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г., формированию современного рынка товаров и услуг высокого качества с помощью рыночных инструментов отводится первостепенное внимание.
Например, в настоящее время вопросы организации маркетинга на крупных экономических субъектах неплохо разработаны и широко освещены в литературе. Однако на практике влияние этого фактора на реализацию продукции в сельской местности, например потребительскими обществами, недостаточно изучено и во многих местах практически не рассматривалось. Использование методики корреляционного анализа в исследовании материалов обследования кооперативных организаций двух рассматриваемых регионов за 2006-2014 гг. показало, что между применением кооператорами в финансово-хозяйственной деятельности знаний по маркетингу и успешным сбытом на рынке продукции имеется тесная связь - 15% ^ = 0,15 х 100%) (рис. 1).
Работа по организации маркетинга направлена на удовлетворение покупательских спросов, поэтому экономически выгодна для хозяйствующих субъектов потребительской кооперации. Рациональная сбытовая политика формирует благоприятную конъюнктуру рынка и увеличивает спрос на товары и услуги. Такая ситуация повышает финансовые результаты кооперативных организаций и их товарооборот. На взгляд авторов, перспективными направлениями рациональной организации маркетинга предприятиями и организациями потребительской кооперации являются: обеспечение конкурентоспособности потребительских обществ, продукции; увеличение рыночной доли на рынках сбыта; улучшение потребительских свойств продукции собственного производства и расширение их ассортимента на местных рынках.
Финансовый результат потребительских обществ повышается, если их перерабатывающие предприятия лучше загружены сельскохозяйственным сырьём. Между этими факторами имеется тесная связь. Коэффициент корреляции составляет 0,36. Данный показатель свиде-
12385
X =
п 337
= 1 ¡1X = 7755 _
п1 189
= 1 ¡2 х = 4630
= 37
= 41
п
145
= 32
(1) (2) (3)
5 = ■
Е ¡X 2
_п_
п -1
2
= 11
Х1 - X П1 г =-х,-= 0,39
5
п - П1
d = г2 = 0,392 = 0,15
(4)
(5)
(6)
Рис. 1. Результаты анализа зависимости между объёмом продажи продукции и использованием знаний по маркетингу
тельствует о том, что фактор стабильной загруженности перерабатывающих предприятий на 13 % (й = 0,362 х 100%) влияет на положительный результат деятельности. Таким образом, выявленные факторы будут способствовать эффективному развитию потребительских обществ, осваивающих местные и региональные рынки.
Решение проблемы финансовой устойчивости и эффективности деятельности кооперативных организаций сферы услуг, как и многих хозяйствующих субъектов других сфер деятельности, остается наиболее востребованным. Предлагаемые учёными и специалистами методы операционного анализа предполагают нахождение критического значения объёма продаж (порога рентабельности) и запаса финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, имеющих отношение в основном только к объёму продаж.
Основываясь на теоретических положениях и результатах практического опыта, учитывая задачи исследования, выбора анализируемых объектов, имеющие многоотраслевую специфику, определения масштабности проведения оценки, авторы выработали приемлемую для работы методику операционного анализа. Она включает такие факторы, как объем продаж, цена продукции, переменные и постоянные затраты. Включение нескольких факторов объясняется тем, что рост прибыли может происходить по причине роста объемов продаж, благодаря успешной реализации, вызванной повышением цены, а также минимизации переменных и постоянных затрат. Такая комплексная оценка должна быть характерной для многоотраслевых хозяйствующих субъектов, выпускающих широкий ассортимент продукции при нестабильности цен. Оценка по предлагаемому методическому подходу позволяет более углубленно и комплексно определить потенциальные возможности устойчивого развития
многоотраслевых потребительских обществ, оказывающих различные услуги в сельской местности.
В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию ещё более актуальным становится решение проблемы повышения конкурентоспособности экономических субъектов, их способности в технологической, экономической и организационной сферах обеспечивать эффективное производство и продажу продукции. Необходимо обоснованно определять конкурентоспособность хозяйствующего субъекта на рынках всех уровней и дать комплексную оценку его потенциальной возможности, оперативно реагировать на конъюнктуру рынка и использовать эти происходящие изменения в конкурентной борьбе. В результате анализа и систематизации вышеизложенных направлений авторами проведена группировка факторов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (рис. 2).
Предложенная группировка факторов и проведенная оценка существующих определений позволяют объективно оценить реальную ситуацию конкурентоспособности в различных организационно-правовых формах предприятий и сформировать конкурентные преимущества для кооперативных организаций. Под конкурентными преимуществами следует понимать те характеристики сельских потребительских обществ, которые дают возможность превосходства над конкурентами на местных и региональных рынках. Преимущества потребительских обществ в конкуренции с другими хозяйствующими субъектами заключаются в следующих основных положениях:
- осуществление нескольких видов деятельности, позволяющее создать в сельской местности многоотраслевое и диверсифицированное предприятие районного масштаба;
- относительно развитая материально-тех-
2
Рис. 2. Группировка факторов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, направленная на повышение его финансового состояния
1. Конкурентоспособность продукции
факторы:
- экономические
- организационные
- потребительские
- нормативно-экологические
2. Организационно-экономические
- соответствие хозяйствующего субъекта требованиям конъюнктуры с точки зрения возможной необходимости интеграции и диверсификации
- эффективность каналов поставки сырья
- финансовая устойчивость, платежеспособность и ликвидность
- инвестиционная привлекательность
3. Производственные
- производственные мощности
- производительность труда
- возможность расширения производства и снижения себестоимости
- уровень применяемой инновационной технологии
- возможность освоения новых продуктов
4. Маркетинговые
- качество товаров и услуг
- привлекательность и доступность цен
- рациональная организация маркетинга
- наличие систем стимулирования и продвижения товаров
- оптимальность службы маркетинга для предприятия
- эффективность сбытовых стратегий
ническая база, расположенная в сельской местности, по заготовке, переработке и продаже продукции;
- стабильные и взаимовыгодные организационные, производственные отношения с различными сельхозтоваропроизводителями;
- наличие единой системы розничной торговли на районном и региональном уровне, снижение риска за счёт диверсификации деятельности;
- доверие и репутация к потребительским обществам со стороны сельского населения; освоение значительной доли на местных и региональных рынках, особенно в сельской местности.
Список литературы
1. Борисова Н.В., Елагин В.И. Повышение финансового результата хозяйствующего субъек-
та // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 2. С. 114.
2. Елагин В.И., Борисова Н.В. Повышение финансовой безопасности экономических субъектов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 1. С. 106.
3. Игошкина Н.Г., Елагин В.И. Интеграция потребительской кооперации с аграрным сектором экономики // Вестник Белгородского университета потребительной кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования (Сер. Экономические науки). 2008. № 2 (26). С. 55.
4. Социально-экономические основы взаимодействия потребительской кооперации с субъектами агропромышленного комплекса: монография / В.И. Елагин [и др.]. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008.
38
Вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)
5. Социально-экономические факторы развития и эффективность государственной поддержки регионального АПК: монография / В.И. Елагин [и др.]. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007.
6. Стратегия управления финансами потребительского общества в условиях кризиса: учеб.
пособие / В.И. Елагин [и др.]. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009.
7. Управление финансами в многоотраслевых хозяйствующих субъектах: монография / В.И. Елагин [и др.]. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011.
ЕЛАГИН Владимир Иссакович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: velagin@rucoop.ru
КУДРЯШОВА Надежда Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита. Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Россия. Чебоксары. E-mail: avto26-25@mail.ru
ELAGIN, Vladimir Issakovich - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: velagin@rucoop.ru
KUDRYASHOVA, Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Statistics. Cheboksary Institute of Economy and Management of the St. Petersburg State Polytechnical University. Russia. Cheboksary. E-mail: avto26-25@mail.ru
УДК 334.012.61
ЭВОЛЮЦИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ В ПРОЦЕССЕ РОСТА ОРГАНИЗАЦИЙ
И.О. Максимов
Рассмотрена кризисная трансформация и эволюционный процесс развития фирм от персонализированных компаний до крупных транснациональных корпораций через модель Грайнера-Клейнера. Сделана попытка проанализировать возникновение и накопление противоречий последнего этапа развития, основанного на кооперации, предложено понимание следующего этапа эволюции фирмы, преодолевшей кризис организационно-функциональной модели.
Ключевые слова: транснациональная корпорация; модель экономического развития; трансак-ционные издержки.
I.O. Maksimov. EVOLUTION AND INSTITUTIONAL CRISES IN THE GROWTH PROCESS OF ORGANIZATIONS
The article discusses the crisis and transformation of the evolutionary development process of firms from personalized companies to large multinational corporations through the model of Greiner-Kleiner. Attempts to analyze the origin and accumulation of contradictions in ultimate stage of development, based on cooperation, the proposed understanding of the next stage in the evolution of the firm, the crisis of the organisational model.
Keywords: transnational corporation; the model of economic development; transaction costs.
Рассматриваемая нами концепция сосуществования транснациональной корпорации (далее - ТНК) и социально-экономических систем позволила получить основные выводы относительно статичного состояния при взаимодействии исследуемых объектов [5]. Однако необходимо понимать, что транснациональные корпорации, будучи системными явлениями, это
результат длительной трансформации национальных фирм, которая может быть представлена в виде жизненного цикла организации с изменяющейся внутренней элементной структурой (контрактных отношений собственников, менеджмента и работников) и рыночным окружением (поставщиков, покупателей, регуляторов, традиций и т.д.).