Научная статья на тему 'Интеграция как фактор улучшения финансового состояния потребительских обществ'

Интеграция как фактор улучшения финансового состояния потребительских обществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / INTEGRATION / FINANCIAL CONDITION / CONSUMER SOCIETIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елагин В.И., Кудряшова Н.В., Толстова М.Л.

Рассмотрены различные формы интеграции потребительских обществ с субъектами агропромышленного комплекса. Предложены виды деятельности, которые существенно влияют на финансовый результат потребительских обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration as a factor improving financial condition of consumer societies

Various forms of consumer societies' integration with agro-industrial enterprises are considered. Types of activity essentially affecting financial result of consumer societies are offered.

Текст научной работы на тему «Интеграция как фактор улучшения финансового состояния потребительских обществ»

ДОРОШКО Виталий Николаевич - аспирант. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Республика Беларусь. Гомель. E-mail: vetal.doroshko@gmail.

DOROSHKO, Vitaly Nikolaevich - Graduate Student. Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives. Republic of Belarus. Gomel. E-mail: vetal.doroshko@gmail.com

УДК 334.7

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

В.И. Елагин, Н.В. Кудряшова, М.Л. Толстова

Рассмотрены различные формы интеграции потребительских обществ с субъектами агропромышленного комплекса. Предложены виды деятельности, которые существенно влияют на финансовый результат потребительских обществ.

Ключевые слова: интеграция; финансовое состояние; потребительские общества.

V.I. Elagin, N.V. Kudryashova, M.L. Tolstova. INTEGRATION AS A FACTOR IMPROVING FINANCIAL CONDITION OF CONSUMER SOCIETIES

Various forms of consumer societies' integration with agro-industrial enterprises are considered. Types of activity essentially affecting financial result of consumer societies are offered.

Keywords: integration; financial condition; consumer societies.

Анализ современных теоретических и практических источников показал, что вопросы оценки эффективности организации интеграции и повышения финансового состояния хозяйствующих субъектов в целом на сегодняшний момент не имеют удовлетворительного решения. Проблемы управления деятельностью различных организационно-правовых форм предприятий, особенно связанные с разработкой и выбором стратегии развития и конкурентного поведения на местных и региональных рынках, мало изучены. Актуальными в этой связи являются научные и практические исследования в целях разработки рекомендаций по рациональной интеграции экономических субъектов различных форм собственности, способствующих улучшению финансового состояния участников интеграционного процесса.

Отдельные аспекты кооперативного развития рассмотрены в трудах многих учёных:

- результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что при эффективном использовании имеющихся финансовых и материальных ресурсов для решения многих вопросов функционирования потребительского общества достигнутые показатели в финансово-хозяйственной деятельности этой организации заметно выше [3];

- достижение эффективной и устойчивой экономики является одной из задач многоотра-

слевых кооперативных организаций. Научное обоснование имеющихся ресурсов и затрат, сопоставление финансовых результатов с размерами рисков считается важным в повышении результативности финансово-хозяйственной деятельности исследуемых объектов, поэтому кооператоры активно используют имеющееся преимущество перед конкурентами на местных и региональных рынках сбыта [4];

- интеграция различных организационно-правовых форм предприятий, особенно многоотраслевых хозяйствующих субъектов, способствует повышению конкурентоспособности кооперативных организаций [1].

Эффективное развитие местных рынков регионов, обслуживаемых потребительскими обществами, может осуществляться путем увеличения предложения. Так, увеличивая объемы заготовительно-производственной и торгово-сбытовой деятельности, а также развивая отрасли общественного питания и сферы услуг, можно расширить перечень товаров и услуг Например, многочисленные магазины потребительских обществ как розничные торговые предприятия, расположенные в основном в сельской местности, активно формируют и покупательный спрос на местных рынках. Поэтому стратегическими направлениями повышения товарооборота являются:

- улучшение деятельности отрасли торгов-

46

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)

ли путём привлечения доходов граждан конкретного административного района;

- расширение перечня продукции собственного производства кооперативных организаций на местных рынках сбыта;

- повышение финансового результата работы сельских магазинов за счет преобразования их торговых предприятий, занимающихся ещё и закупкой сельскохозяйственной продукции и лекарственных трав у населения;

- реализация промышленных товаров различного (бытового, хозяйственного) назначения в счет оплаты за сданные лекарственные травы и сельскохозяйственную продукцию.

Магазины, занимающиеся наряду с торговлей продукцией и закупкой сельскохозяйственной продукции, будут основным звеном потребительского общества. Такие магазины становятся центром организации кооперативной работы по нескольким направлениям деятельности потребительских обществ: торговой, заготовительной и информационно-консультационной.

На формирование конкурентоспособности рынков сбыта влияют и объемы, и ассортимент предлагаемой на этих рынках продукции собственного производства потребительских обществ. В системе потребительской кооперации функционируют около 10 тыс. таких предприятий, выпускающих не только продовольственные товары. Организация работы по активизации данной отрасли, повышению качества и ассортимента продукции позволит сформировать положительный тренд экономического роста отрасли производства. Резервы для этого заключаются в более полной загрузке сырьём имеющихся производственных мощностей. Потенциал материально-технической базы производственной отрасли позволяет значительно увеличить выработку хлебобулочных, кондитерских, колбасных изделий, консервов и безалкогольных напитков.

Для решения перечисленных задач и эффективного развития производственной деятельности сельских потребительских обществ имеются реальные предпосылки: возможность более эффективного использования имеющихся мощностей путем полной их загрузки сырьем, разработка научных рекомендаций силами кооперативных учебных заведений, выпуск качественной продукции благодаря близкому расположению к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья, наличие постоянных покупателей и, соответственно, стабильного спроса на товары и услуги потребительских обществ.

Внутренняя интеграция закупочной, перерабатывающей и сбытовой деятельности по-

зволит на конкретной территории создавать производственный комплекс, например, по выпуску безалкогольных напитков, колбасных и хлебобулочных изделий. Такие комплексы лучше удовлетворяют требования покупателей и повышают конкурентоспособность продовольственных товаров на местных рынках сбыта и эффективность деятельности сельских потребительских обществ в целом.

Комплексный подход хозяйствующих субъектов потребительской кооперации к развитию местных рынков, предлагаемый авторами, предусматривает еще и усиление организационно-заготовительной деятельности. Эта отрасль является наиболее социально значимой для сельского населения, поэтому роль кооперативных организаций как важного субъекта по закупке продукции на селе очень высока. Необходимо усилить эту роль, поскольку в наличии имеется материально-техническая база заготовок. Более того, заготовленное сырьё и продукцию сразу можно перерабатывать на производственных предприятиях потребительской кооперации и реализовывать через сеть кооперативных магазинов и предприятий общественного питания, продавать населению того или иного региона.

За второе десятилетие рыночных преобразований потребительские общества значительно активизировали работу кооператоров по решению анализируемой проблемы. Сельскохозяйственная продукция закупается ещё и для федеральных и региональных государственных учреждений. Большие объемы способствуют лучшему использованию потенциала этой отрасли и повышению эффективности развития потребительских обществ. Предприятия и организации потребительской кооперации, на наш взгляд, должны стремиться закупать всю выращенную продукцию в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ). Для эффективного развития закупочной деятельности следует реконструировать технику и технологию заготовительных предприятий в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, активизировать работу магазинов по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья. Большинство магазинов в сельской местности должны быть приемозаготовительными пунктами.

Активное участие могли бы принять республиканские и областные органы потребительской кооперации, отстаивая интересы потребительских обществ на региональном и российском уровнях. Так, участие в проводимых мероприятиях по закупке продукции для государственных нужд - одно из таких. В региональных

союзах потребительских обществ следует создать маркетинговые службы. Наличие в составе служб специалистов-маркетологов способствует успешной реализации закупаемой сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Координация работы специалистов закупочно-сбытовых отраслей позволит эффективнее осуществлять поиск источников сырья и новых рынков сбыта.

Проводимый менеджмент в отраслях заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции направлен на успешное решение нескольких задач:

- определить максимальные объёмы производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах;

- заключить договоры отношений с собственниками продукции;

- совершенствовать процесс закупки, ускорить расчеты с продавцами продукции и сырья, расширять новые рынки закупок.

По нашему мнению, приоритет в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья хозяйствующие субъекты потребительской кооперации должны отдавать ЛПХ и КФХ. Для этого рекомендуется заключить договоры на несколько сельскохозяйственных периодов. В юридическом документе необходимо определить и прописать объемы и параметры качества продукции и их потребительские свойства. Договорные отношения следует установить в конце или в начале календарного года. Со своей стороны кооперативные организации должны гарантировать приемку согласованной

договорами продукции соответствующего качества, произведенной в ЛПХ и КФХ.

Реализуемая программа агропромышленного комплекса (АПК) должна обеспечить создание современных конкурентоспособных сельскохозяйственных производств, что позволит обеспечивать финансовую устойчивость предприятий. Необходимость всемерной поддержки устойчивого развития кооперативного движения в Российской Федерации отмечается и в тексте поздравления Совета Федерации Федерального Собрания РФ членам кооперативных организаций (кооперативов) страны. Следовательно, анализ результатов влияния факторов, в значительной степени определяющих повышение финансового состояния сельских потребительских обществ, имеет существенное научное и практическое значение.

Список литературы

1. Борисова Н.В. Обеспечение финансовой безопасности многоотраслевых хозяйствующих субъектов: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013.

2. Соколова А.Г. Формирование финансового результата с учётом политики снижения кредитных рисков в кредитных кооперативах // Вестник Российского университета кооперации. 2009. № 1 (3). С. 24-33.

3. Управление финансами в многоотраслевых хозяйствующих субъектах: монография / В.И. Елагин [и др.]. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011.

4. Эффективное управление финансами в хозяйствующих субъектах / Л.М. Корнилова [и др.]. Чебоксары: ЧИЭМ «СПбГПУ», 2014.

ЕЛАГИН Владимир Иссакович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: velagin@rucoop.ru

КУДРЯШОВА Надежда Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита. Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Россия. Чебоксары. E-mail: avto26-25@mail.ru

ТОЛСТОВА Мария Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: avto26-25@mail.ru

ELAGIN, Vladimir Issakovich - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: velagin@rucoop.ru

KUDRYASHOVA, Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Statistics. Cheboksary Institute of Economy and Management of the St. Petersburg State Polytechnical University. Russia. Cheboksary. E-mail: avto26-25@mail.ru

TOLSTOVA, Maria Leonidovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Disciplines. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: avto26-25@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.