УДК 338.1(470 + 571) Иманова Марина Геннадиевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента филиала Кубанского государственного университета в г. Тихорецке
Кузнецова Ирина Васильевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента филиала Кубанского государственного университета в г. Тихорецке
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Imanova Marina Gennadievna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Management Department, Tikhoretsk branch of Kuban State University
Kuznetsova Irina Vasilyevna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Management Department, Tikhoretsk branch of Kuban State University
FINANCIAL ASPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY IN RUSSIA
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы и перспективы инновационного развития экономики регионов России в рамках повышения их конкурентоспособности. Раскрываются финансовые аспекты перехода экономики России на инновационный путь развития. Определяется роль Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Анализируется структура источников финансирования инноваций в промышленном производстве РФ.
Ключевые слова:
инновационное развитие экономики, инновационный подход, инновационный путь развития, стратегия инновационного развития, система финансирования инновационной деятельности, экономика регионов России.
Summary:
The article discusses the challenges and prospects of the innovative economic development of Russian regions in the context of their competitive growth. The financial aspects of the transition of the Russian economy to the innovative development are considered. The role of the Russian Federation Innovative Development Strategy for the period until 2020 is assessed. The authors analyse the structure of innovation funding sources in the industrial production of the Russian Federation.
Keywords:
innovative development of economy, innovative approach, innovative way of development, innovative development strategy, system of innovative activity financing, economy of Russian regions.
В последние годы в условиях жесткой конкуренции приоритетным направлением развития экономики регионов становится ее перевод на инновационный путь развития. Это означает, что важная роль в обеспечении устойчивого экономического роста региона отводится наукоемким производствам и созданию условий для постоянного обновления продукции и технологий. При переходе на инновационный путь развития в первую очередь определяются потребности экономики региона, что способствует эффективному выявлению направления инновационной политики.
Однако для успешной реализации инновационного подхода в управлении конкурентоспособностью регионов на сегодняшний день недостаточно ориентации производства на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких технологий, которые являются двигателями развития производственной сферы региона, необходимо, чтобы факторы производства и инвестиции стали средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью [1].
Наиболее существенным и распространенным фактором, тормозящим процесс инновационного развития, является отсутствие комплексной инновационной системы и, как результат, отсутствие возможности трансформировать научный и технический потенциал в создание коммерчески привлекательных товаров [2].
С точки зрения финансовой составляющей основная проблема заключается в обеспечении инновационного проекта финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла, так как состав и структура источников финансирования влияют на степень риска отторжения инновации рынком и эффективность реализации инновационного подхода в развитии регионов.
В основном источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются собственные средства предприятия, привлеченные средства, заемные средства. На практике применяются следующие основные формы финансирования инновационной деятельности: государственное, акционерное и венчурное финансирование, банковское кредитование.
Следует отметить, что высокая доля собственных средств в финансировании инноваций -это результат того, что в большинстве случаев инновации не являются базисными. Без доступа к финансовой поддержке различных инвесторов невозможно развитие инновационных технологий [3].
С целью повышения эффективности государственного финансирования инновационной деятельности в России была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. В основе Стратегии заложена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» [4]. В Стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики.
Стратегия имеет следующие количественные ориентиры: увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 %; увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17-20 %; увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 %; повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 % валового внутреннего продукта [5].
О том, что Стратегия инновационного развития РФ эффективна, можно судить по данным Роспатента на 30.04.2015 г., согласно которым подано заявок на выдачу патентов: в 2011 г. -41 414, в 2012 г. - 44 211, в 2013 г. - 44 914, в 2014 г. - 40 308. За этот период выдано патентов на изобретения: в 2011 г. - 29 999, в 2012 г. - 32 880, в 2013 г. - 31 638, в 2014 г. - 33 950. Число действующих патентов: в 2011 г. - 168 558, в 2012 г. - 181 515, в 2013 г. - 194 248, в 2014 г. -208 320 [6].
В целом затраты на технологические инновации организаций по субъектам Российской Федерации увеличиваются, но их рост неравномерный. При этом наблюдается сокращение затрат на инновации по отдельным регионам РФ.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что экономический кризис отразился на спаде инновационной активности регионов России. Так, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. произошло сокращение удельного веса организаций, осуществляющих организационные инновации, во Владимирской и Воронежской областях на 0,8 %, в Красноярском крае - на 1,6 %, в Новосибирской области - на 0,6 %. В целом отмечается рост инновационной активности с начала реализации Стратегии в Калужской, Астраханской, Владимирской и Воронежской областях. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса организаций, осуществляющих организационные инновации: в Астраханской области на 2 %, в Калужской области на 1,3 %, в Воронежской области на 0,4 %, в Краснодарском крае и Владимирской области на 0,2 %.
Следует отметить, что в Российской Федерации доля предприятий, осуществляющих организационные инновации, в общем числе обследованных предприятий в 2014 г. составила 2,8 %, что на 0,4 % меньше, чем в 2010 г., и на 0,2 % - чем в 2012 г.
За период с 2010 по 2014 г. в Центральном федеральном округе удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации, увеличился на 0,4 % и составил 3,0 %; в Северо-Западном федеральном округе - на 0,1 % и составил 3,0 %; в Северо-Кавказском федеральном округе за счет внедрения инновационных технологий - на 0,8 % по сравнению с 2013 г.
В Южном федеральном округе произошло сокращение удельного веса таких организаций на 0,1 %. В 2014 г. наблюдалось сокращение инновационной активности в Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Чеченскую Республику и Республику Ингушетию следует отметить как субъекты Российской Федерации, не осуществляющие финансирование технологических инноваций. Незначительная доля затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отмечена в республиках Калмыкия, Хакассия и Дагестан, Ямало-Ненецком автономном округе и Кемеровской области [7].
На региональном уровне рост инновационной активности наблюдается в Вологодской и Курской областях, ее спад - в Орловской, Томской, Новгородской, Астраханской, Самарской и Пензенской областях.
В настоящее время реализуется второй этап Стратегии (2014-2020), который предполагает постоянное увеличение доли расходов на инновации в бюджете страны. Так, продолжилось исполнение «дорожных карт» по развитию новых отраслей экономики. Число технологических платформ, сформированных по 13 направлениям научно-технологического развития российского бизнеса, в том числе по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ, достигло 35. Численность участников российских технологических платформ составляет более 3 500 организаций. Увеличение количества поддерживаемых кластеров до 25 к 2015 г. по сравнению с 13 кластерами в 2013 г. привело к увеличению суммы поддержки до 2,5 млрд р. Данный показатель в 2013 г. составлял 1,3 млрд р. Не остался без внимания и процесс реализации ин-
новационных проектов малых перспективных предприятий. Таким предприятиям стали предоставляться гранты в больших объемах и количествах. Так, в антикризисном плане выделяется около 5 млрд р. на финансирование мероприятий Фонда содействия развитию малых форм предприятий. Кроме того, на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, в моногородах и некоторых других местах действуют льготные налоговые режимы.
Информация об источниках финансирования технологических инноваций в промышленном производстве с момента реализации Стратегии представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура источников финансирования инноваций
в промышленном производстве РФ, %
Источники финансирования 2011 2012 2013 2014 Изменение удельного веса
в 2014 г. к 2011 г. в 2014 г. к 2013 г.
Собственные средства организаций 69,6 73,4 63,4 65,6 -4,0 2,2
Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 5,0 7,5 6,5 6,1 1,1 -0,4
Внебюджетные фонды 0,1 0,6 0,1 0,3 0,2 0,2
Иностранные инвестиции 1,1 2,7 0,5 0,1 -1,0 -0,4
Прочие источники 24,3 16,0 29,5 27,6 3,3 -1,9
Можно сделать вывод о том, что с начала реализации Стратегии произошли незначительные изменения структуры источников финансирования инноваций. Следует отметить увеличение доли средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 1,1 % в 2014 г. по сравнению с 2011 г. Однако нестабильность экономической обстановки в стране отрицательно повлияла на удельный вес иностранных инвестиций в структуре источников финансирования инноваций. Об этом свидетельствует сокращение их удельного веса с 1,1 % в 2011 г. до 0,1 % в 2014 г.
Реализация Стратегии нацелена на увеличение удельного веса частного финансирования во внутренних затратах на исследования и разработки. Это высвободит финансовые ресурсы для поддержки бизнес-проектов и обеспечит рост объемов финансирования процессов модернизации инфраструктуры инновационной экономики регионов [8]. Появится возможность осуществить масштабное перевооружение и модернизацию промышленности регионов. Применение налоговых и иных финансовых стимулов обеспечит вытеснение старого технологического оборудования. В рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники будет предоставлена поддержка в необходимых объемах, так как внимание правительства и органов местного самоуправления будет направлено на создание ключевых элементов инновационной инфраструктуры и повышение эффективности их использования.
Реализация такого инновационного подхода обеспечит не только полноценное формирование целостной и работоспособной национальной инновационной системы, но и выход российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки за счет увеличения объемов финансирования (предоставление кредитов, гарантий и софинансирование расходов бизнес-структур).
Говоря о финансовых аспектах реализации инновационного подхода, следует отметить, что повышение инновационного потенциала возможно при условии, что система финансирования инновационной деятельности будет работать эффективно и непрерывно развиваться. Необходимо постоянно разрабатывать механизмы, обеспечивающие взаимосвязь между элементами системы финансирования инновационной деятельности, что позволит снизить риски участников инновационной деятельности [9].
Особое внимание следует уделять: процессу финансирования; механизму аккумуляции средств; механизму возвратности авансированных в инновационные процессы средств. Наилучший эффект будет достигнут при создании государством благоприятных условий для частного инвестирования в инновации. Для этого государственная поддержка должна обеспечить правовую защиту участников рынка. Также государство должно содействовать формированию инновационной инфраструктуры с благоприятными условиями для работы на отечественных предприятиях и уделять особое внимание процессу формирования кадрового потенциала.
Еще одним неотъемлемым элементом инфраструктуры инновационной деятельности выступает финансовый рынок, дающий возможность осуществления дополнительной эмиссии ценных бумаг, которая выступает источником формирования финансовых ресурсов благодаря инвесторам.
В заключение следует отметить, что отсутствие эффективной системы финансирования инновационной деятельности в рамках повышения конкурентоспособности регионов приводит к внедрению несущественных инноваций, что снижает уровень инвестиционной привлекательности реги-
онов. Однако нельзя забывать о том, что в стране имеется значительный потенциал инновационного развития, реализация которого возможна благодаря совершенствованию финансовых инструментов и схем финансирования инноваций. Поэтому реализация Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. позволит перевести экономику страны на инновационный путь развития при условии создания стимулов для финансирования инноваций.
Ссылки:
1. Барабанов А.С. Управление региональной конкурентоспособностью : монография / под науч. рук. д-ра экон. наук Т.В. Усковой. Вологда, 2014. 160 с.
2. Хрусталев Е.Ю., Лавринов Г.А., Косенко А.А. Инновационный климат в наукоемком и высокотехнологическом комплексах экономики России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 17. С. 2-9.
3. Ерохина Е.В. Управление инновационной деятельностью в регионе: экономика, кластеры, логистика : монография. М., 2013. 368 с.
4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 г.
5. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. М., 2013. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/docu-ments/2014/20216/3525.pdf (дата обращения: 04.04.2016).
6. Статистика инноваций в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/busi-ness/nauka/ind_2020/pril4.pdf (дата обращения: 04.04.2016).
7. Там же.
8. Открытый экспертно-аналитический отчет ...
9. Хорева Л.В., Поснов Е.В. Развитие финансовой инфраструктуры для повышения эффективности инноваций [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2013. № 9 (57). URL: http://uecs.ru/component/flexicontent/items/item/2369-2013-09-25-08 (дата обращения: 04.04.2016).