ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.048.016.202001.042-052
УДК 351.74/.76«16» (470.345)
С. В. Кистанов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Финансовые аспекты формирования милиции Временного правительства на примере Темниковского уезда Тамбовской губернии
Введение. Статья посвящена финансовым проблемам создания милиции Временного правительства весной-осенью 1917 г В качестве площадки использована территория Темниковского уезда Тамбовской губернии Материалы и методы. Для исследования проблемы использованы материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия. При анализе используемых материалов используется историко-генетический метод, также применяется микроисторический подход. Результаты исследования. Основная задача в исследовании - определить финансовые проблемы, создавшиеся на региональном уровне в период создания милиции Путем привлечения новых источников удалось проследить объемы финансирования, выделяемые темниковскими уездными и городскими властями на создание и функционирование данного важного инструмента общественого спокойствия. Отмечается, что местные власти так и не смогли положительно решить вопрос с финансированием сотрудников, даже их высшего звена, по причине дезорганизации финансовой системы страны после Февральской революции Также отмечаются попытки властей снять с себя часть финансовых обязательств и стремление перенести их на центральные органы управления. Обсуждение и заключение. Финансовая деятельность городских и уездных властей привела с самого начала к некомплекту личного состава темниковской милиции. Дальнейшая политика местного руководства привела к постепенному сокращению численности городских милиционеров более чем в два раза. К осени 1917 г стало понятно, что сниженное финансирование сотрудников милиции не в состоянии поддерживать их жиз-ненныйуровень на приемлемом уровне, что и обусловило фактическую недееспособность местной милиции защищать интересы властей в конце 1917 - начале 1918 г Ключевые слова: Февральская революция, Временное правительство, комиссар, уезд, милиция, финансы.
Для цитирования: Кистанов С. В. Финансовые аспекты формирования милиции Временного правительства на примере Темниковского уезда Тамбовской губернии // Экономическая история. -2020. - Т. 16. - № 1. - С. 42-52. DOI: 10.15507/2409-630X.048.016.202001.042-052.
Sergey V. Kistanov
National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),
e-mail: [email protected]
Financial aspects of the formation of the Provisional government police on the example of the Temnikovsky district of the Tambov province
Introduction. The article is devoted to the financial problems of creating a provisional government militia in the spring and autumn of 1917. The territory of the Temnikovsky district of the Tambov province was used as a platform. Materials and Methods. The materials of
© KHCTaHOB C. B., 2020
the Central state archive of the Republic of Mordovia were used to study the problem. When analyzing the materials, the author used the historical-genetic method and the micro-historical approach Results. The main task of the study is to determine the financial problems created at the regional level during the creation of the police. By attracting new sources, it was possible to trace the amount of funding allocated by the Temnikovsky district and town authorities for the creation and operation of this important tool of public peace. It is noted that local authorities have not been able to positively resolve the issue of financing employees, even their top managers, because of the disorganization of the country's financial system after the February revolution. It is also noted that the authorities are trying to remove some of their financial obligations and try to transfer them to the Central authorities. Discussion and Conclusions. The financial activities of the city and County authorities led from the very beginning to a shortage of personnel of the Temnikovsky militia. The further policy of the local leadership led to a gradual reduction in the number of town police officers by more than 2 times. By the autumn of 1917, it became clear that the reduced funding of police officers was not able to maintain their standard of living at an acceptable level, which led to the actual inability of the local police to protect the interests of the authorities in late 1917 and early 1918.
Keywords: February revolution, Provisional government, Commissioner, County, police, Finance. For citation: Kistanov S. V Financial aspects of the formation of the Provisional government police on the example of the Temnikovsky district of the Tambov province. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2020; 16(1): 42-52. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.048.016.202001.042-052.
Введение
Февральская революция 1917 г. стала одним из способов выхода России из структурного общественно-политического кризиса, который стал характерной чертой страны начала ХХ в. Предыдущие попытки выхода из сложившегося положения, совпавшие с периодом первой российской революции и третьеиюньской политической системы, не смогли разрешить те противоречия, которые стимулировали разрастание кризиса вглубь и вширь. Падение монархии и установление режима двоевластия в условиях 1917 г. стали новой попыткой разрешить эти проблемы путем привлечения к управлению новых социальных слоев (буржуазии) и политических сил (например, кадетов или социалистов-революционеров).
Приход к власти Временного правительства привел и к изменению в органах правопорядка, причем эти изменения носили радикальный характер. По принятым 6 и 10 марта 1917 г. Временным правительством постановлениям Департамент полиции и Отдельный корпус жандармов были ликвидированы, а их сотрудники попали под юрисдикцию созданной 4 марта Чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноу-
правляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств. В соответствии с этим в центре и на местах начался процесс создания милиции, подчиненной на местах комиссарам или Советам. Следует отметить, что в условиях нараставшего хаоса после февральских событий формирование новых силовых структур становилось как никогда актуальным. Соответственно, исследование формирования милиции на региональном уровне представляется важной и актуальной темой для исследований.
Следует отметить, что формирование структур органов охраны правопорядка на уровне губерний или даже уездов в 1917 г. (до прихода к власти большевиков) является малоисследованной темой. Следует отметить, что этот период (март-октябрь 1917 г.) длительное время находился как бы в тени событий, связанных с созданием рабочей милиции 28 октября (10 ноября) 1917 г. Поэтому в советской историографии данному процессу уделялось минимальное внимание, в основном он лишь констатировался, а история милиции практически всегда начиналась с большевистского периода [5; 6]. Такие же тенденции прослеживаются и в местной историографии, в которой работы по истории милиции Мордовии по-
священы советскому периоду ее деятельности, и начинаются в основном с рассмотрения событий 1918 г. [1—3]. Даже изменение историографической ситуации конца ХХ в. мало что поменяло на региональном уровне. По-прежнему исследования по истории милиции мордовского края не уделяют, за редким исключением, данному периоду истории органов правопорядка достаточного внимания [4]. Поэтому многие аспекты формирования милиции на территории мордовского края до настоящего времени являются настоящим белым пятном в славной истории органов внутренних дел России.
Методы
Необходимо отметить, что в качестве источниковой базы данного исследования использованы материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ); в частности, используются материалы Темниковской городской управы Временного правительства, в которых содержится основной материал по формированию местной милиции. При анализе и обработке наличного материала используется историко-генетический метод с соблюдением принципов объективности и историзма. Используя историко-генетический метод, мы, проводя анализ и обобщение наличных источников, сможем воссоздавать объективную картину рассматриваемого процесса от его частностей к целостности. Анализируя структурные, персонифицированные и экономические стороны процесса формирования милиции, мы сможем создать картину данного процесса и выявить трудности, которые стояли в этот период времени, в частности, определить финансовые аспекты процесса. В исследовании также применяется микроисторический подход, который позволяет максимально пристально рассматривать общероссийские явления в масштабах одной административной единицы, т. е. уезда.
Результаты исследования
Формирование новых органов внутренних дел началось с оформления новых органов власти, как в центре, так и на местах. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола, что означало победу Февральской революции. На следующий день телеграмма
06 этом событии достигла Темникова через губернский центр - Тамбов. В телеграмме сообщалось о формировании Временного правительства, а также предлагалось сохранять спокойствие, усиливать внимание к правильному ходу работ на оборону и продовольственному обеспечению населения1. Следовательно, новые центральные власти изначально стремились акцентировать внимание местных властей на потенциальном создании новых органов общественной безопасности, которые должны были бы заняться проблемами, отмеченными в телеграмме М. В. Родзянко.
Формирование новой власти в Тамбовской губернии, а параллельно и в Темни-ковском уезде прошло достаточно быстро и сугубо мирно. Четыре дня спустя, т. е.
7 марта, населению Темниковского уезда, Темникова и Кадома было объявлено, что распоряжением министра внутренних дел Г. Е. Львова П. Владимиров назначен уездным комиссаром. Интересно, что первым объявлением уездный комиссар распорядился провести на следующий день (т. е.
8 марта) в соборной церкви Темникова торжественный молебен, посвященный водворению и укреплению нового строя2.
К 18 марта в Темниковском уезде заседанием уездного исполнительного комитета было завершено оформление местных органов власти, во время которого был избран его председатель - Н. В. Никифоров, а также принято постановление о начале формирования волостных комитетов. На том же заседании было сформировано руководство уездной милиции: начальником милиции был избран Н. П. Леман, к
1 Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. Р-543. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 1.
2 Там же. - Л. 13.
тому времени исполнявший обязанности начальника уездной милиции, а его помощниками - И. А. Гошко, В. В. Никифоров, Косолапов и Погорелов3.
Следует отметить, что формирование новых органов власти в Тамбовской губернии в целом и в Темниковском уезде в частности прошло на высоком эмоционально положительном уровне, что свидетельствует об отношении населения к падению предшествующей власти. «Воздух свободы», распространявшийся в те недели над Россией, внес вклад в процесс смены институтов власти и внес ей характер мероприятия, проникнутого всенародным ожиданием перемен к лучшему.
Однако вскоре эйфория начала сменяться ежедневной рутинной работой, которая, кроме положительных эмоций, приносила и массу проблем, возникавших в процессе трансформации политической системы страны. Одной из насущных проблем стал финансовый вопрос, который неминуемо вставал во всей его важности при формировании конкретных структур нового политического строя и привлечения к работе людей, которым требовалось платить реальную заработную плату, которую никак не мог заменить пресловутый «воздух свободы».
Прежде всего требовалось решить вопрос с расчетом уволенных со службы сотрудников бывшей полиции Российской империи. Данный вопрос решался в Тем-никове 11 марта. На заседании городской управы городской Думы было озвучено, что штат городовых городской полиции в городе состоял из 13 нижних чинов. Среди них старшины ежемесячно получали жалованье в размере 25 руб., а 11 младших сотрудников - в размере 20 руб. В сумме ежемесячные расходы на содержание городской полиции составляли 270 руб. При этом было отмечено, что жалованьем все вышеуказанные чины полиции были обеспечены по 1 марта 1917 г. Однако тут же
задавался главный вопрос: полиция Тем-никовского уезда прекратила службу к 7 марта текущего года - следует ли оплатить жалованье за семь мартовских дней уволенным со службы чинам прежней полиции? В случае удовлетворения денежных выплат в марте городской Думе предполагалось выплатить жалованье на каждого старшину по 5 руб. 83 коп. (всего 11 руб. 66 коп.) и на каждого младшего по 4 руб. 66 с четвертью коп. (всего 51 руб. 34 коп.). Кроме того, городовых следовало обеспечить и квартирным жалованьем, которое в 1917 г. еще ни разу не выплачивалось и составляло 3 руб. в месяц. Таким образом, к расходам потенциально предполагалось добавить по 39 руб. за январь и февраль 1917 г. и 9 руб. 10 коп. за семь дней марта, что в сумме составило бы 87 руб. 10 коп.4 В тот же день городская Дума постановила обеспечить необходимым жалованьем всех бывших членов городской полиции.
Главным же финансовым вопросом, вставшим с первых недель существования новой власти, стала проблема финансирования создаваемых местных структур милиции. Эта проблема была чрезвычайно актуальной, так как период с марта по октябрь 1917 г. представлял собой непрерывный экономический кризис, углублявшийся с каждым месяцем. Параллельно с кризисом шел процесс обесценивания российского рубля, что вело к падению покупательной способности населения и его все большему обеднению. Словом, проблема финансирования сотрудников милиции встала перед новыми властями в полный рост и, к сожалению, так и не была решена до прихода к власти большевиков.
Следует отметить, что финансовым аспектам формирования милиции Временное правительство уделило первостепенное внимание в постановлении об учреждении милиции, принятом 17 апреля 1917 г. Финансовому положению создаваемой милиции были посвящены три пункта в преам-
3 ЦГА РМ. - Ф. Р-543. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 33.
4 Там же. - Л. 16.
буле документа (И-1У). Так, говорилось, что ассигнования на содержание чинов милиции в 1917 г. передаются из ведения государственного казначейства в распоряжение уездных земских и городских учреждений; до созыва уездных земских собраний оклады содержания местной уездной милиции (за исключением оклада содержания начальника уездной милиции) возлагаются на уездные земские управы, но чтобы расходы по этой статье не превышали сумм, ассигнованных на это в 1917 г.; оклады начальников милиции необходимо сохранить на уровне окладов полицейских исправников и полицмейстеров.
В первом разделе «О составе уездной и городской милиции» дополнялось: определение состава, числа окладов содержания чинов милиции и канцелярских служащих принадлежит уездным земским собраниям и городским думам (параграф 5); расходы на содержание милиции относятся как на средства, ассигнуемые из государственного казначейства, так и на сумму, отпускаемую городскими думами и уездными земскими собраниями из местных источников (параграф 6).
Данное постановление свидетельствует, что Временное правительство стремилось переложить часть расходов на деятельность милиции на местные власти (земские собрания и городские думы), прекрасно осознавая собственные финансовые трудности. Также следует отметить, что на местные власти передавалось и расходование средств на милицию, что было новым явлением, ибо ранее расходы на полицию жестко контролировались Министерством финансов, что приводило к тому, что в 1907-1914 гг. на местах отмечалось серьезное недофинансирование полиции даже на уровне исправников.
На местах с вопросами, связанными с финансированием милиции, столкнулись с момента ее создания. Вопрос о финансировании сотрудников городовой милиции был
рассмотрен Темниковской городской Думой на чрезвычайном заседании 11 марта 1917 г. (т. е. более чем за месяц до выхода постановления Временного правительства об учреждении милиции). Городской голова М. В. Смирнов озвучил предполагаемые расходы на содержание милиции в Темни-кове: по его предложению на 15 сотрудников предполагалось выделять ежемесячно по 75 руб. в расчете на каждого сотрудника, т. е. ежемесячное содержание темников-ской милиции должно было обходиться в 1 125 руб. Смирнов также сообщил, что, по-видимому, часть расходов на содержание милиции придется взять городу: например, расходы на обмундирование милиционеров и их содержание. Поэтому управе предлагалось открыть немедленный кредит для первой необходимости в связи с созданием милиции5.
Однако гласным городской управы было уточнено, за счет каких средств предполагалось осуществлять финансирование милиции в городе и уезде. По его словам, данный вид расходов необходимо временно отнести на средства земств, которые должны будут изыскать для этого средства. Однако далее он же предложил направить ходатайство о содержании создаваемой милиции за счет средств правительства. Но он тут же оговаривался, что, возможно, Временное правительство не сможет взять на себя финансирование местной милиции в полном объеме и тогда недостающую сумму необходимо будет покрывать за счет средств общественных учреждений6.
В результате заседания было принято постановление, по которому предусматривалось временное содержание создаваемой милиции за счет средств местных земских учреждений, в случае их нехватки - открытие кредита на счет городской управы. Таким образом, сложилась ситуация по принципу «власть без денег», а также невооруженным взглядом можно увидеть желание местных властей с первого же дня
5 ЦГА РМ. - Ф. Р-543. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 18.
6 Там же.
попытаться переложить расходы на содержание милиции на иные источники финансирования.
Общие вопросы, связанные с финансированием уездной милиции, были рассмотрены на заседании уездного исполнительного комитета, состоявшемся 17-18 марта 1917 г. В докладах уездного комиссара Владимирова и начальника уездной милиции Лемана были озвучены следующие суммы, направленные на содержание милиции Темниковского уезда. Всего на содержание уездной милиции в год было необходимо около 93 000 руб., причем 78 000 руб. выдавалось государством, из местных средств предполагалось привлечь 15 000 руб. Жалованье пешим милиционерам предполагалось назначить в сумме 900 руб., конным -1 500 руб., участковым комиссарам - 3 000 руб. с добавлением разъездных расходов, заместителям начальника милиции - 2 400 руб. (без учета разъездных и канцелярских расходов), начальнику милиции - 3 600 руб. При этом штат милиции Темниковского уезда к середине марта составлял 90 чел., из которых по 2 человека (1 конный и 1 пеший) находились в каждой волости (всего 50 чел.), 30 чел. располагались в городах (Темникове и Кадоме), а 10 чел. находились в распоряжении начальника милиции7.
На основании этого постановления было осуществлено первоначальное финансирование уездной милиции, при этом следует отметить, что принятие данных решений состоялось за месяц до принятия постановления о милиции.
Вопрос о финансировании уездной милиции вновь встал на повестку дня в конце мая 1917 г., когда были приняты решения об изменении ее штатной структуры. 26 мая чрезвычайное заседание Темниковско-го земского собрания приняло решения: об устранении должности пеших милиционеров, об увеличении с трех до четырех число начальников милиции, о штате милиционеров в городе и волостях. Следует не за-
бывать, что именно на земские структуры была переложенао часть финансирования милиции, поэтому вполне логичным стало рассмотрение вопросов о финансировании штатных милиционеров.
Уездному начальнику милиции утверждалось жалованье в 3 600 руб., помощнику начальника милиции - 2 400 руб., начальникам милиции - по 3 400 руб. (из них 2 400 руб. жалованье, 600 руб. разъездные расходы и 400 руб. канцелярские), конным милиционерам в уезде - 1 200 руб., конным милиционерам в городе - 1 500 руб., пешим милиционерам - 900 руб. Также определялось жалованье сотрудникам канцелярии уездного начальника милиции, чего не было рассмотрено в марте 1917 г. Секретарю определялось жалованье в размере 1 500 руб., столоначальникам - 900, регистраторам - 600 руб., 450 руб. полагалось писцу. Кроме того, 2 100 руб. определялись милиции на хозяйственные нужды. Таким образом, всего в год на содержание милиции выделялось 69 850 руб. Вопрос о дальнейшем финансировании милиции было решено передать на рассмотрение городской Думы Темникова8. Следует отметить, что финансовые выкладки мая значительно меньше мартовских - 69 850 против 93 000 руб. Ответ достаточно прост: милиция до сих пор не была полностью укомплектована и земские деятели не считали нужным финансировать милицию в полном объеме, а лишь по реальному числу служащих. При этом следует отметить, что начальникам милиции (ранее - участковым комиссарам) было увеличено жалованье, причем лишь эта позиция была изменена.
Однако подобного рода решение земского собрания не устроило начальника уездной милиции, который 27 мая 1917 г. запросил в городской управе разъяснений по вопросу о численности и связанного с ним финансирования милиции. Однако в полученном ответе городская управа сослалась на необходимость рассмотрения вопросов
7 ЦГА РМ. - Ф. Р-543. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 33.
8 Там же. - Д. 8. - Л. 9.
о милиции городской Думой, предлагая пока обратиться по вопросу о финансировании самой милиции в организацию, которая осуществляла финансирование данной структуры9.
Через неделю, 4 июня, вопрос о финансировании уездной и городской милиции стал предметом рассмотрения на заседании Темниковской городской управы. В докладе отмечались и решения земского собрания, и обращение начальника милиции.
Констатировалось, что городская милиция находится в штате уездной милиции, а оклад городового милиционера был определен в 75 руб. Напоминалось, что в случае неоплаты содержания милиции требовалось открыть кредит на имя городской управы. Теперь же Дума, ссылаясь на предоставленные полномочия в определении состава милиции и ее финансировании, приняла решение сократить штат городских милиционеров с 15 до 10 и тем самым разрешить часть вопроса, связанного с недофинансированием городской милиции. Все вопросы, связанные с численностью милиции, предлагалось заморозить вплоть до созыва городской Думы нового состава10.
Через день, 6 июня, городская Дума вновь обратилась к вопросу о финансировании милиции. Гласным Думы никак не хотелось обременять себя расходами, поэтому они решили отложить принятие окончательного решения по финансированию городской милиции до получения информации о расходах, получаемых из государственного казначейства. В думском постановлении управе давалось пять дней на сбор необходимых сведений, касающихся выяснения: выделены ли какие-либо средства правительством на содержание городской милиции, в какой сумме и кто должен распоряжаться выделенными средствами. Также необходимо было ответить, вправе ли город разместить канцелярию милиции
в правительственном здании и за чей счет должна проводиться оплата ее содержания. И наконец, управа должна была высказать предложения по поводу штатов и окладов сотрудников милиции11.
Городской голова Ф. Ф. Немцов направил письмо темниковскому уездному комиссару, в котором просил, как можно более срочно прислать информацию по вопросам, заданным Думой о финансировании городской милиции и ее размещении в Темникове. Городская Дума рассчитывала получить необходимую информацию к 10 июня 1917 г.12
Решающий момент в определении объемов финансирования темниковской милиции состоялся в городской Думе 11 июня 1917 г. Было заслушано донесение начальника уездной милиции, который сообщил основные параметры финансирования царской полиции до революционных событий февраля-марта 1917 г. Исполнявший обязанности начальника уездной милиции И. Гошко сообщил, что на содержание полиции в год казной выделялось 97 764 руб., непосредственно на содержание полиции в Темникове - ежемесячно 440 руб. 78 коп. Из этих средств 150 руб. выплачивалось в качестве жалованья: двум старшим городовым - по 5 руб. 32 коп., 11 младшим городовым - по 10 руб. 32 коп., трем городовым, присланным дополнительно, - по 33 руб. 32 коп.; полицейский надзиратель Темни-кова получал 66 руб. 66 коп. Так как всем городовым было установлено единое жалованье в 33 руб. 32 коп., остаток на старших и младших городовых доплачивал город (первым по 28 руб., вторым - по 23 руб.). Сообщалось, что на содержание милиции казной предполагалось отпускать ту же сумму, т. е. 440 руб. 78 коп. в месяц, или 5 289 руб. 36 коп. в год; город же доплачивал 1 295 руб. Итак, общее содержание полиции обходилось в 6 584 руб. 36 коп.
9 ЦГА РМ. - Ф. Р-543. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 3.
10 Там же. - Л. 5.
11 Там же. - Л. 6.
12 Там же. - Л. 8.
Однако Гошко сделал важную оговорку, отписавшись: «Следовательно, надо полагать, что казна будет отпускать и на содержание городской милиции такую же сумму...»13. Доклад начальника уездной милиции свидетельствует, что на содержание милиции средства не поступали или поступали не в полном объеме по сравнению с финансированием распущенной к тому моменту полиции. Все это свидетельствует о разрастании финансового кризиса в России летом 1917 г., когда власти оказывались не в состоянии финансировать даже те структуры, от деятельности которых прямо зависели стабильность и спокойствие внутри страны и безопасность властей в частности.
Принимая во внимание все вышеизложенное и исходя из наличных возможностей, управа приняла решение о финансировании городской милиции. Содержание начальнику милиции предусматривалось в сумме 120 руб. в месяц (1 440 руб. в год), старшему милиционеру и по совместительству письмоводителю - 60 руб. в месяц (720 руб. в год), восьмерым милиционерам - по 50 руб. в месяц (600 руб. в год); 25 руб. выделялось милиции на канцелярию. Итого, расходы предполагались в сумме 605 руб. в месяц, 7 260 руб. в год. Было высчитано, что на покрытие этих расходов будет направлено 6 584 руб. 36 коп., которые должны быть присланы казной, а недостаток в размере 675 руб. 64 коп. необходимо будет компенсировать из средств города либо обратиться с ходатайством о финансировании этой суммы за счет казенных средств14. Следует обратить внимание на сокращение финансирования милиционеров, которым ранее предполагалось выплачивать по 75 руб. в месяц. Все это также является зримым свидетельством кризисных явлений в финансово-экономической системе государства, которые четко проявлялись как в
центре, так и на местном уровне. Данные ставки жалованья утверждались с 15 июня 1917 г. и вплоть до созыва нового состава городской Думы должны были оставаться без изменения.
Однако трудности в финансировании милиции, о которых туманно намекнул исполняющий обязанности начальника уездной милиции, продолжали нарастать. Теперь уже открыто их засвидетельствовал сам И. Гошко. Обращаясь 27 июня 1917 г. в адрес городской управы, он просил заплатить ему за службу с марта 1917 г. в должности начальника милиции Темнико-ва, причем столько, сколько управа сама посчитает нужным15. Следует отметить, что управа так и не рассчиталась с бывшим начальником городской милиции, что подтверждается прошением И. Гошко в ее адрес от 6 сентября. В нем он писал, что был снят с работы 26 августа за противодействие государственной хлебной монополии и к настоящему времени его материальное положение просто критическое16. К вышеизложенному следует добавить слова бывшего начальника милиции о том, что на службе он не получил никакого жалованья, кроме оскорблений со стороны местного населения. Можно предположить, что в глазах темниковцев он по-прежнему ассоциировался с представителем полиции императорского времени.
6 сентября 1917 г. на имя начальника милиции поступило прошение от семи милиционеров, которые просили ходатайствовать перед городской управой и земским собранием об увеличении ежемесячного содержания, так как в связи с дороговизной 50 руб., которые они получали по должности ежемесячно, не хватает на жизнь17. Действительно, к осени российский рубль стремительно обесценивался, инфляция росла, а жалованье сотрудников милиции за два прошедших
13 ЦГА РМ. - Ф. Р-543. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 10.
14 Там же. - Л. 11.
15 Там же. - Л. 16.
16 Там же. - Л. 24.
17 Там же. - Л. 3а.
месяца, согласно постановлению городских властей, не росло. Ситуация нисколько не изменилась и к ноябрю. 25 ноября (т. е. уже после прихода к власти в Петрограде и Москве большевиков) шестеро милиционеров Темникова вновь обратились с прошением в адрес городской управы с просьбой поднять им жалованиье с 50 до 75 руб., т. е. восстановить размер жалованья до июньских заседаний городской Думы. При этом милиционеры отмечали, что уездные милиционеры, которые находились на балансе у земства, по-прежнему получали 75 руб. Ссылаясь на тяжелое положение, ибо 50 руб. хватает только на хлеб, но не на починку одежды, милиционеры отмечали, что несут службу вшестером, тогда как раньше такой объем работ выполняли 16 городовых. Поэтому городские милиционеры просили выплатить жалованье в размере 25 руб. за июль-ноябрь 1917 г. и приравнять их жалованье к жалованью уездных милиционеров18.
Однако финансовые проблемы в содержании городских милиционеров Темникова так и не были решены прежними властями. Вскоре в уезде начался процесс становления советской власти, и в 1918 г. в Темни-ковском уезде началось формирование уже новой - рабоче-крестьянской милиции.
Обсуждение
В формировании милиции в 1917 г. на примере Темниковского уезда Тамбовской губернии наглядно просматриваются основные тенденции в развитии России после Февральской революции.
Формирование новых органов власти, в том числе тех, которые должны были отвечать за охрану порядка и безопасность населения, прошло на высоком морально-эмоциональном фоне - фоне радостных ожиданий от перемен к лучшему, которые неизбежно должны были бы наступить после свержения ненавистного царизма. Однако вскоре и в центре, и на местах столкнулись с суровой реальностью, одним из проявлений которой стали финансовые проблемы, неизбежно сопро-
вождавшие любые кардинальные перемены в обществе. Изначально новые власти делали красивые жесты в виде выплаты полного жалованья сотрудникам местной полиции, которая была распущена приказом Временного правительства. Но на протяжении марта-июня 1917 г. на примере Темниковского уезда все отчетливее стали проявляться финансовые проблемы, возникавшие в ходе создания структур новой милиции. Прежде всего следует отметить желание местных властей каким-нибудь образом сэкономить на содержании милиционеров - либо перекладывая вопросы финансирования на другие структуры (например, городской Думы и земской управы), либо просто стремясь сокращать штаты милиции. В качестве примера можно вспомнить, что первоначально в Темни-кове планировалась служба 15 милиционеров (март 1917 г.), в июне штат сократили с 15 до 10 чел., в сентябре прошение о повышении жалованья подали семь милиционеров, в ноябре жалобщиков осталось и вовсе шестеро. К прочим финансовым проблемам добавилась постоянная неразбериха с распределением средств, идущих на содержание милиции, между центральными финансовыми органами и местными властными структурами, отсюда и шли переписка о выяснении объемов финансирования полиции в дореволюционные времена и обещания, что и в постреволюционный период финансирование останется на прежнем уровне. Однако местные власти словно не желали реально оценивать действительность: падение курса рубля, падение покупательной способности населения, дезорганизация системы снабжения населения в условиях военного времени и кризисов Временного правительства. Отсюда - отток кадров из состава милиции и, соответственно, прошения оставшихся на службе милиционеров о повышении жалованья хотя бы до уровня июня 1917 г., которое, конечно, не решало бы финансовые затруднения темниковских милиционеров.
18 ЦГА РМ. - Ф. Р-543. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 29.
Заключение
Можно констатировать, что власти Тем-никова и уезда не смогли справиться с финансовыми проблемами, возникшими в результате создания милиции в марте 1917 г. На протяжении рассматриваемого периода (март-ноябрь 1917 г.) они всеми возможными способами стремились сокращать расходы на содержание данной структуры. В результате принимаемых мер на экономию средств, вызванную неразберихой финансирования по линии «центр - местные органы власти», мы наблюдаем сокращение штата городской и уездной милиции к осени 1917 г. Также заметно нежелание городской Думы и городской управы брать на себя кредиты, чтобы профинансировать структуру по полным штатам, запланированным еще в марте. На протяжении марта-июня городские и земские власти определяли источники финансирования, штатную численность органов милиции, при этом наглядно видно желание тех и других передать вопрос о финансировании мили-
цейских структур «казне». Также следует отметить, что уездные и городские власти практически не реагировали на инфляционные процессы в стране отказываясь повышать жалованье местным милиционерам. В итоге городская Дума Темникова отложила этот вопрос до созыва нового состава гласных, который планировался на конец 1917 г., занявшись вместо этого поиском нового главы городской милиции вместо уволенного в августе 1917 г. И. Гошко.
В итоге следует отметить, что материальное и моральное состояние милиционеров стало стремительно ухудшаться. По аналогии с другими уездами (например, с Саранским уездом Пензенской губернии) милиция оказалась не в состоянии противостоять подъему аграрного движения, развернувшегося в Российской республике с сентября 1917 г., а также каким-либо образом защитить органы Временного правительства в процессе наступавшего «Триумфального шествия Советской власти» конца 1917 - начала 1918 г.
Библиографический список
1. Два века на страже правопорядка: МВД Республики Мордовия: история и современность / авт.-сост. О. В. Корчиганов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. - 336 с.
2. Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Мордовия в годы трех народных революций. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 336 с.
3. История Мордовии: от эпохи великих реформ до великой российской революции / В. М. Арсентьев, Н. М. Арсентьев, С. Б. Бахмустов [и др.] ; под ред. Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во МГУ им. Н. П. Огарева. - 2005. - 412 с.
4. Кистанов С. В. Формирование милиции на территории Темниковского уезда Тамбовской губернии в 1917 году // Гуманитарные и политико-правовые исследования. - 2019. - № 2 (5). - С. 15-27.
5. Советская милиция. 1917-1987 гг. / под ред. В. Н. Шашкова. - М. : Планета, 1987. - 208 с.
6. Советская милиция: история и современность. 1917-1987 гг. / А. П. Косицын, Р. С. Мулу-каев, С. В. Биленко [и др.] ; под ред. А. В. Власова. - М. : Юридическая литература, 1987. -335 с.
References
1. Two centuries on guard of law and order: the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Mordovia: history and modernity. Ed. O. V Korchiganov. Saransk, 2002, 336 p. (In Russ.).
2. Zakharkina A. E., Firstov I. I. Mordovia during the years of three popular revolutions. Saransk, 1987, 336 p. (In Russ.).
3. The history of Mordovia: from the era of the great reforms to the great Russian revolution. Ed. N. M. Arsentyev, V A. Yurchenkov. Saransk, 2005, 412 p. (In Russ.).
4. Kistanov S. V. Formation of police in the territory of the Temnikovsky district of the Tambov province in 1917. Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya = Humanitarian and political and legal studies. 2019. No. 2(5): 15-27. (In Russ.).
5. Soviet police. 1917-1987. Ed. V N. Shashkov. Moscow, 1987, 208 p. (In Russ.).
6. Soviet police: history and modernity. 1917-1987. Ed. A. V. Vlasov. Moscow, 1987, 335 p. (In Russ.).
Поступила 11.10.2019.
Сведения об авторе
Кистанов Сергей Васильевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - политическая история России конца XIX - первой четверти XX в. Автор более 80 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-1341.
E-mail: [email protected]
Submitted 11.10.2019.
About the autor
Sergey V. Kistanov - Candidate of History, Associate Professor, the Department of Russian history, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: political history of Russia in the late 19th - the first quarter of the 20th century. Author of more than 80 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-1341.
E-mail: [email protected]