13.18. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРИНГА
Киселева Л.К., к.э.н
Институт экономики г. Подольск Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Факторинг (от английского Factor - посредник) - это комплекс финансовых услуг, направленный, прежде всего, на развитие продаж, на улучшение качества в торговых отношениях между поставщиком и покупателем, в частности, на обеспечение полноты и стабильности ассортимента, выгодных условий товарного кредита, лимитов отгрузок, имеющий бессрочный характер и стратегический интерес, как для поставщика и покупателя, так и для финансирующей стороны. Бурное развитие факторинга в развитых странах происходило в б0-х годах прошлого века, теперь на мировом рынке эти услуги предоставляют около 900 компаний с суммарным оборотом более $ 600 млрд. На российском рынке факторинг появился относительно недавно. Многие компании просто не знают о его существовании. Однако уже есть опыт плодотворного использования факторинга. Оказывается, он может быть не только финансовым инструментом, но и эффективно использоваться для улучшения взаимоотношений с клиентами и налаживания партнерских отношений с ними.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», за 200б год рынок факторинга в РФ увеличился на 102%, достигнув 297,2 млрд. руб. Столь динамичное развитие этого направления неудивительно, ведь спрос на подобные услуги в условиях развития экономики постоянно растет..
За 200б год значительно расширилось количество факторинговых программ. «Для прошедшего года характерно расширение продуктовой линейки факторинговых продуктов с учетом интересов клиентов, - говорит начальник отдела факторинга «Международного Московского банка» Константин Овчаров - в лучшую сторону изменилась ситуация с доступностью факторинга для малого бизнеса».
Операции факторинга в России имеют четкую юридическую базу -они полностью описаны в главе 43 Гражданского кодекса РФ "Финансирование под уступку денежного требования"
В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида..
Цель факторинга - стимулирование роста объема продаж Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, поставщики еже-
дневно проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны фактор компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга - обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором.
1. Финансирование по факторингу.
Базовая схема факторинга довольно проста . В ней участвуют три стороны: поставщик, его покупатели и факторинговая компания (банк -фактор), оказывающая услуги поставщику.
Между поставщиком и фактором подписывается договор факторин-гового обслуживания.
Отношения поставщика с покупателями оформляются договорами поставки или купли-продажи, отгрузка проводится на условиях отсрочки платежа. В момент перехода товара в собственность покупателю возникает денежное требование, которое передается фактору (в нашем случае банку).
Имея его на руках, последний переводит на расчетный счет постав-щика до 90% (в зависимости от условий договора) суммы накладной сразу после отгрузки.
По истечении отсрочки, указанной в договоре, покупатель вносит средства на специальный счет фактора.
Удержав то, что ему причитается (выплаченную сумму и комиссию), посредник остаток платежа переводит поставщику и, тем самым, завершает расчеты.
Таким образом, факторинг возвращает в бизнес поставщика деньги, которые тот инвестировал в склад покупателя или, например, в товар в пути. Деньги от фактора поступают напрямую на расчетный счет без всяких лишних формальностей. Это делает механизм финансирования удобным и доступным и превращает товарные накладные в своего рода высоколиквидные бумаги: захотел превратить их в деньги - просто передай их фактору.
Преимущества для поставщиков выражаются в сле-дующем.Поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.
Вознаграждение в схеме факторинга состоит из фиксированной ставки комиссии и процента, начисляемого на предоставленное финансирование. Вторая часть по смыслу есть не что иное, как процент за без-залоговый кредит. Факторинговые компании снижают ее по надежным группам должников до 20-25% годовых. Комиссия, или тариф на обслуживание, зависит от количества дебиторов, объема переданных денежных требований, срока отсрочки платежа ,. В среднем ее ставки колеблются в пределах от 2 до 6,6% от оборота.
Главный потребитель факторинга - дистрибьюторские сети и крупные компании потребительского сектора. В России среди компаний, давно и стабильно использующих эту схему, можно назвать торговую сеть «Градиент» (оптовый оператор на рынке бытовой химии, парфюмерии и косметики), «Балтимор» (всем известные кетчупы и майонез), «Русская кожа» (один из крупнейших в России производителей и экспортеров полуфабрикатов и изделий из кожи).
Зачастую факторинг сравнивают с банковским кредитом, хотя данные финансовые продукты направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы - в качестве инвестиционных или инновационных средств.
Факторинг имеет следующие преимущества перед кредитом.
При факторинговом обслуживании не требуется залоговое обеспече-ние и оформление множества документов. Необходимо лишь уведомить
покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок.
Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота соответствую щего объема денежных средств.Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями.
Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок.
Кроме того, погашение кредита не гарантирует получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематичный характер. .
Сравнение характеристик факторинга и кредита дано в табл.1.
Факторинг Кредит
Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента Кредит возвращается Банку заемщиком
Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 180 календарных дней) Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года
Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день
Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента Кредит выдается на заранее обусловленную сумму
Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара Кредит погашается в заранее обусловленный день
Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов.
Факторинговое финансирование продолжается бессрочно Погашение кредита не гарантирует получение нового
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг
Таблица І.Сравнение банковских продуктов
В рамках факторинга, наряду с финансированием, Банк осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.
Факторинг бывает внутренний и международный.
При внутреннем факторинге услуги оказываются российскому поставщику, отгружающему продукцию или оказывающему услуги российским же потребителям.
Международный факторинг также подразделяется на экспортный и импортный.
Экспортный факторинг - это факторинговые услуги российскому экспортеру.
При экспортном факторинге поставщик получает до 100% от суммы поставки сразу после отгрузки несмотря на предоставленную отсрочку до 90 дней. Таким образом, экспортер не только пополняет свои оборотные средства и исключает влияние просрочек на
свою ликвидность, но и страхует финансовый (кредитный) риск, т.е. риск неплатежа иностранного партнера.
Характерной особенностью экспортного факторинга является то, что за счет иностранных партнеров имеется возможность осуществлять 100% платеж против отгрузочных документов по поставке, по которой действует отсрочка платежа.
Таким образом, все довольны: покупатель имеет отсрочку, поставщик - полную оплату (а значит, есть оборотные средства для бизнеса и нет финансовых рисков), факторинговая компания - долгосрочные взаимовыгодные отношения с экспортером.
Импортный факторинг - это оказание содействия российским поставщикам в получении платежа из-за рубежа.
2. Факторинговые риски.
Помимо финансирования оборотных средств, при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика, в частности:
- кредитные риски;
- риски ликвидности
- валютные риски;
- процентные риски;
Под кредитными рисками в данном случае понимаются риски компаний, связанные с неоплатой поставок с отсрочками платежей.
При факторинговом обслуживании (при наличии в договоре факторинга оговорки об отсутствии у банка права регресса к поставщику) поставщик, получая средства от банка в счет очередной поставки с отсрочкой платежа, передает банку право требования платежа по этой поставке.
Банк, после осуществления финансирования, при неоплате данной поставки покупателем несет все убытки в части авансового платежа. Таким образом, покрываются кредитные риски поставщика по поставкам с отсрочкой платежа.
Необходимо отметить, что в настоящее время преобладают риски, ликвидности, т.е. риски несвоевременной оплаты. в результате возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия текущих затрат и т.п.
Кассовые разрывы возникают у поставщиков при несовпадении денежных потоков, получаемых от покупателей в счет осуществленных поставок, и средств, которые необходимо направлять на погашение собственной кредиторской задолженности поставщика (например, при значительных просрочках оплаты поставок покупателями).
При факторинге поставщик получает средства от банка практически в момент поставки, поэтому риски ликвидности поставщика минимизируются.
Покрытие валютных рисков поставщика подразумевает возможность немедленно конвертировать денежные средства, полученные от банка в качестве авансового платежа по поставке, под оплату валютного контракта. Этот аспект факторинговых услуг принципиален для тех компаний, которые имеют валютную составляющую в выручке от реализации.
Функция покрытия валютных рисков в рамках факторинга позволяет поставщикам не использовать типичные методы хеджирования этих рисков посредством повышения рублевой цены на размер возможной девальвации рубля за период оборачиваемости поставки или за счет выставления отпускных цен в товарно-транспортных документах и счетах-фактурах в условных единицах. Освободив себя от необходимости применять такие непопулярные среди покупателей меры и, в то же время, оградив себя от валютных рисков за счет факторинга, поставщик получает дополнительные конкурентные преимущества на рынке. Процентные риски. возникают у компаний, строящих свой бизнес на сторонних (заемных и привлеченных) оборотных средствах.При резком изменении рыночной стоимости этих средств происходит дополнительное давление на цену товара поставщика (за счет удорожания кредита растет себестоимость товара/услуги). При факторинге банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, полгода или год). Этот аспект факторингового обслуживания является дополнительным стабилизирующим фактором для бизнеса поставщика.
3. Работа с дебиторской задолженностью.
Следующим блоком услуг в рамках факторингового обслуживания является управление кредитом поставщика, информационное сопровождение и взимание дебиторской задолженности.
При работе с фактор компанией (банком) у поставщика появляется независимый контролер, который позволяет свести потери от продаж в кредит к минимуму. Передавая функции контроля за платежами факторинговой компании (банку), поставщик получает возможность независимого контроля за состоянием своей дебиторской задолженности и может сосредоточиться на основных задачах бизнеса: производстве и реализации продукции.
Финансовый механизм факторинга предоставляет поставщикам принципиально иные возможности для своего развития, чем те возможности, которые он имеет, самостоятельно обслуживая товарный кредит. Фи-нансиро-вание при факторинге, в отличие от собственных средств и кредита, не ограничено никакими суммами.
Предположим, компания-поставщик начинает программу кредитования своих покупателей. Первоначальный анализ выявил необходимость вложения в товарный кредит 10 млн. рублей. Однако компания имеет собственных средств в размере 3 млн. рублей и может привлечь кредит на ту же сумму. Соответственно, 4 млн. рублей остаются не профинансированными, и поставщик будет вынужден ограничить продажи в кредит.
В случае же использования факторинга общая нагрузка на оборотные средства составила бы не более 10% от объема товарного кредита (при условии получения 90% от Фактора), т.е. суммы 1 млн. рублей,
которая могла быть покрыта из собственных источников. Остальной объем средств был бы профинансирован факторинговой компанией, что позволило бы поддержать товарный ассортимент и остатки, и сделать новые отгрузки, не испытывая недостатка в денежных средствах.
Преимущества факторинга представлены в табл.2.
Для поставщика Для покупателя
• Дополнительное финансирование; • Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности; • Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны покупателя; • Покупатель всегда получает от поставщика необходимую отсрочку платежа. Как следствие, у Покупателя появляется возможность планировать график погашения задолженности, а не отвлекать значительные денежные средства из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту
• Упрощение планирования денежного оборота; • Возможность предложения покупателям эластичных сроков оплаты; • Покупатель получает возможность выбирать, по какой системе ему работать с Поставщиком. При работе по факторинговой схеме у него сохраняется система скидок за историю работы
• Увеличение товарооборота; • Усиление контроля за оплатой текущей задолженности; • Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков за счет наличия в необходимом объеме оборотных средств. • Покупатель получает возможность понять, как работает данный финансовый механизм, и рассмотреть возможность использования факторинговой схемы работы в собственном бизнесе
Таблица 2. Преимущества факторинга
Самые "факторинговые "банки на конец 2006года и их обороты по услугам факторинга представлены в табл.3.
№ № лицензии Название Портфель на 01.10.2006, тыс. руб.
1 1 776 Петрокоммерц 10 178 713.0
2 3 251 Промсвязьбанк 8 368 1 91.0
3 3 437 НФК 6 806 497.2
4 3 279 МФК "ТРАСТ" 2 191 326.0
5 2 142 ТрансКредитФакторинг (Транскредитбанк) 1 346 738.5
6 2 209 Номос-Банк 1 046 458.0
7 2 307 Союз 823 532.0
8 1978 Московский Кредитный Банк 795 550.0
9 1 317 Собинбанк 767 342.0
10 1 557 Вуз-Банк 671 644.0
11 2 440 Металлинвестбанк 654 586.0
12 2 557 Ситибанк 480 885.4
13 2 763 Инвестторгбанк 470 544.0
14 18 Стройкредит 460 325.0
№ № лицензии Название Портфель на 01.10.2006, тыс. руб.
15 2 440 Металлинвестбанк 430 706.0
16 121 Центрокредит 324 419.0
17 2412 Пробизнесбанк 281 736.0
18 2210 Транскапиталбанк 277 503.7
19 3 058 Татфондбанк 240 463.0
20 3 016 Оргрэсбанк 238 744.0
21 354 Газпромбанк 230 196.0
22 3 204 Российский Промышленный Банк 195 640.0
23 2 295 БСЖВ 170 719.6
24 2 846 Система 154 247.0
25 3 378 Прадо-Банк 134 790.0
26 2 179 Русский Банк Развития 72 832.0
27 84 Далькомбанк 61 791.0
28 2 816 Севергазбанк 47 275.0
29 2 627 Церих 40 025.0
30 2 083 Северная Казна 29 436.1
31 2 587 Акибанк 25 567.0
32 3 085 Экспресс-Волга 18 301.0
33 1 745 ИжЛадабанк 13 333.0
34 2 783 Инвестиционный Банк Траст 2 572.0
ТаблицаЗ. Рейтинг банков, и объемы предоставляемых ими факторинговых услуг на конец 2006г. (Рейтинг актуален на 28.04.07)
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ