Научная статья на тему 'Финансовое сотрудничество кнр и европейского Союза'

Финансовое сотрудничество кнр и европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СУВЕРЕННЫЙ ДОЛГ / ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ КНР / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / РЕВАЛЬВАЦИЯ ЮАНЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЛАРУ / FINANCIAL COOPERATION / SOVEREIGN DEBT / FOREIGN EXCHANGE RESERVES OF CHINA / CRISIS MANAGEMENT MEASURES / YUAN REVALUATION TO DOLLAR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савинский Сергей Петрович

В статье рассматривается современное состояние торгово-экономических отношений Китая и стран Евросоюза, существующие проблемы, анализируется механизм китайско-европейского сотрудничества и координации в финансовой сфере, описываются поддержка Китаем антикризисных мер Евросоюза, а также расширение взаимного инвестиционного сотрудничества между Китаем и Европой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial cooperation between PRC and the European Union

The author analyses the current situation in economic and trade relations between China and the EU countries, existing problems, mechanism of China-EU coordination and cooperation in the financial sector, China's support of the EU crisis management measures, as well as expansion of mutual investment cooperation between China and Europe.

Текст научной работы на тему «Финансовое сотрудничество кнр и европейского Союза»

С.П. Савинский

Финансовое сотрудничество КНР и Европейского союза

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние торгово-экономических отношений Китая и стран Евросоюза, существующие проблемы, анализируется механизм китайско-европейского сотрудничества и координации в финансовой сфере, описываются поддержка Китаем антикризисных мер Евросоюза, а также расширение взаимного инвестиционного сотрудничества между Китаем и Европой.

Abstract. The author analyses the current situation in economic and trade relations between China and the EU countries, existing problems, mechanism of China-EU coordination and cooperation in the financial sector, China's support of the EU crisis management measures, as well as expansion of mutual investment cooperation between China and Europe.

Ключевые слова: финансовое сотрудничество, суверенный долг, валютные резервы КНР, антикризисные меры, ревальвация юаня по отношению к доллару.

Keywords: financial cooperation, sovereign debt, foreign exchange reserves of China, crisis management measures, yuan revaluation to dollar.

Проблемы и тенденции развития торгового сотрудничества

ЕС - крупнейший торговый партнер Китая. В 2009 г. объем товарооборота между сторонами составил 429 млрд. долл. За 11 месяцев 2010 г. он достиг 433,9 млрд. долл.

Торгово-экономические связи между Китаем и ЕС являются важной составной частью всестороннего стратегического партнерства между двумя сторонами. Согласно таможенной статистике КНР, по итогам докризисного 2006 г. объем двустороннего товарооборота между Китаем и странами ЕС составил 272,3 млрд. долл., увеличившись на 25,3% по сравнению с 2005 г. Доля стран ЕС во внешней торговле Китая составила 15,5%.

По итогам первого полугодия 2010 г. товарооборот между Китаем и ЕС достиг 219,4 млрд. долл., что на 17,3 млрд. долл. больше по сравнению с первым полугодием 2008 г., т.е. еще до наступления мирового финансового кризиса. По итогам первого квартала 2010 г. Китай вышел на второе место среди стран-экспортеров в ЕС, уступив Японии лишь 0,4 п.п. По итогам полугодия 2010 г. ЕС занимал лидирующую позицию в экспорте Китая, его доля оказалась на 2,3 п.п. больше, чем США.

В 2010 г. торгово-экономические связи между Китаем и ЕС восстановились до предкризисного уровня, при этом по итогам десяти месяцев общий объем двустороннего товарооборота увеличился более чем на 40 млрд. долл., а активное сальдо торгового баланса в пользу Китая снизилось на 10 млрд. долл. Торговля двух сторон оценивается руководством ЕС как сбалансированная с учетом пассивного для Китая сальдо в двусторонней торговле услугами и прибыли, полученной европейскими предприятиями в Китае.

ЕС является важным источником инвестиций в КНР, а с ними и современных технологий. В первом полугодии 2010 г. объем реальных инвестиций ЕС в Китай составил 3,4 млрд. долл. (рост на 19%), а объем реальных инвестиций Китая в ЕС - 388 млн. долл. с приростом на 97%.

Следует отметить, что большой потенциал имеет техническое сотрудничество между Китаем и ЕС. По состоянию на конец мая 2010 г. Китай перенял из ЕС в общей сложности 33 558 технических достижений, а общий объем контрактов составил 130,2 млрд. долл. [Женьминь жибао, 24 июля 2010].

Евросоюз является крупнейшим партнером Китая в сфере технического сотрудничества. По состоянию на сентябрь 2009 г. договорная сумма по технике и технологиям, импортируемым Китаем из Евросоюза, достигла в общей сложности 125,2 млрд. долл. В сфере инвестиций реальные вложения ЕС в экономику Китая 204

составляли 66,5 млрд. долл., несмотря на отрицательный рост глобальных инвестиций в 2010 г., объем инвестиций ЕС в Китай демонстрировал тенденцию роста.

Существенная проблема в торговле между сторонами - значительное положительное сальдо в пользу Китая. Евросоюз периодически принимает антидемпинговые меры в отношении тех или иных китайских товаров, что вызывает негативную реакцию Китая, который рассматривал их в качестве мер торгового протекционизма. Другая важная тема разногласий в отношениях ЕС и Китая -обменный курс юаня, который в Евросоюзе считают заниженным [Женьминь жибао, 21 декабря 2010].

Одним из основных вопросов двусторонних отношений КНР -ЕС является вопрос о признании Европейским союзом, впрочем, так же как и Соединенными Штатами, за Китаем статуса страны с полностью рыночной экономикой. Переговоры по этой проблеме ведутся уже довольно длительное время - с 2006 г. Евросоюз готов признать полный рыночный статус китайской экономики, но при условии уступок Китая в вопросах сокращения пассивного сальдо в торговле с ЕС.

Курс юаня, дисбаланс в торговле, права интеллектуальной собственности, глобальное изменение климата, сотрудничество в энергетической сфере - все это центральные проблемы двусторонних отношений, обсуждаемые сторонами уже несколько лет. Хотя в руководстве КНР и ЕС периодически намечали, исходя из стратегической перспективы, «дорожную карту» развития всестороннего стратегического партнерства, тем не менее существенные подвижки в двусторонних отношениях стали заметны только в конце 2010 г., когда Китай начал скупать долги некоторых европейских стран, возникших в результате финансового кризиса.

Обращает на себя внимание тот факт, что руководители обеих сторон неизменно, даже тогда, когда ЕС вставал на путь протекционизма, демонстрировали стремление к решению принципиальных вопросов двусторонних отношений посредством прямого диалога.

Правительство КНР уделяло серьезное внимание озабоченности ЕС относительно торгового баланса и принимало комплекс мер для расширения импорта, с тем чтобы двусторонняя торговля стала сбалансированной. Китайская сторона предложила создать

механизм, позволяющий проводить на высоком уровне консультации специально для обсуждения таких проблем, как торговый дисбаланс и денежная политика.

Во время 10-й встречи в ноябре 2007 г. руководители Китая и ЕС договорились о создании механизма диалога и сотрудничества в торгово-экономической и финансовой сферах на уровне заместителей министра. Перед этим механизмом были поставлены три задачи: обсуждение стратегии экономического развития сторон, координированное решение проблем, возникших в развитии двусторонней торговли, и изучение задач и проектов в главных сферах сотрудничества. Механизм является межотраслевым. Он затрагивает не только торгово-экономическую сферу, но и такие области, как охрана окружающей среды, энергетика и высокие технологии. Цель создания механизма финансового сотрудничества заключалась в укреплении обмена и сотрудничества сторон в этой сфере. Официально механизм торгово-экономического сотрудничества был сформирован в марте 2008 г.

Руководство КНР заявляло о том, что предпримет ряд мер для расширения импорта, чтобы сбалансировать двустороннюю торговлю, и эти меры дали результаты - темпы роста экспорта ЕС в Китай два года подряд превышали 20%. Однако Китай обратил внимание на существенные сдвиги в ходе активного реформирования этого механизма за последние два года, отметив, что, хотя валютный курс в определенной степени влияет на торговое сальдо, он не является единственным решающим элементом. К примеру, амплитуда ревальвации юаня по отношению к американскому доллару достигла 11, 9%, а к иене - 7,4%, однако ревальвация юаня не привела к снижению экспорта Китая. Кроме того, в 2007 г. обнаружились и весьма значительные разночтения в статистических подсчетах сторон по главным проблемам. Так, Вэнь Цзябао отметил, что, по китайской статистике, в 2006 г. активное сальдо Китая во внешней торговли с ЕС составило 91,7 млрд. долл., а статистические данные европейской стороны показывают, что оно достигло 162,1 млрд. долл. При этом отмечалось, что на долю предприятий с участием иностранного капитала приходится около 60% общего объема экспорта Китая и в этой связи предприятия из ЕС извлекают наибольшие выгоды из торговли Китая и ЕС.

Китай и страны ЕС, использующие евро в качестве единой валюты, уже в течение длительного времени проводят координированную финансовую политику, осуществляют широкое сотрудничество в денежно-кредитной сфере, прилагая общие усилия к предотвращению резкого колебания обменных курсов валют обеих сторон. Стороны постоянно обмениваются мнениями по вопросам финансового сотрудничества, денежной политики и международной экономической и финансовой ситуации. Регулярно проходили встречи президента Народного банка Китая (НБК) Чжоу Сяочуаня с президентом Европейского центрального банка Жан-Клодом Трише, премьер-министром Люксембурга, председателем Евро-группы Жан-Клодом Юнкером и комиссаром ЕС по вопросам экономики и денежно-кредитной политики Хоакином Альмунией [Женьминь жибао, 28 ноября 2007].

В начале сентября 2009 г. комиссар ЕС по торговле Кэтрин Эштон посетила Китай с недельным визитом для решения китайско-европейских проблем, обусловленных международным финансовым кризисом. В первой половине 2009 г. объем торговли между Китаем и ЕС составил 160 млрд. долл., причем объем экспорта Китая достиг 103,5 млрд. долл., а объем импорта - 56,5 млрд. долл., т. е. эти показатели снизились соответственно на 20,9, 24,5 и 13,1% по сравнению с тем же периодом 2008 г. Возник дисбаланс в торговле, и ЕС предпринял антидемпинговые меры в отношении продукции из Китая.

В июле 2010 г. ЕС объявил о начале антидемпингового расследования в отношении поставляемых Китаем модемов для доступа в Интернет. Введение ЕС защитных мер на этот вид товара затронул более 1 тыс. китайских предприятий и оценивалось в 4,1 млрд. долл., что стало самым большим антидемпинговым расследованием в отношении китайских товаров за все время торговых отношений КНР-ЕС. В 2009 г. во всем мире проводились антидемпинговые расследования в отношении Китая на общую сумму 12,6 млрд. долл. и только одно это расследование превышало 4 млрд. долл. Это стало беспрецедентным случаем, когда ЕС одновременно вел расследование по антидемпинговым, противодота-ционным и защитным мерам в отношении продукции китайского производства. Однако к началу саммита в Пекине в декабре 2009 г. фигурирующие в этом деле китайские и европейские предприятия

уже добились предварительного соглашения и подали Комиссии ЕС заявку на отказ от иска.

Третий китайско-европейский торгово-экономического диалог на высоком уровне прошел в конце декабря 2010 г. в Пекине под председательством заместителя премьера Госсовета КНР Ван Цишаня, заместителя председателя Еврокомиссии, еврокомиссара по конкуренции Хоакина Альмунии, комиссара ЕС по вопросам экономики и денежно-кредитной политики Олли Рена и еврокомиссара по торговле Карела де Гюха.

Одним из основных вопросов на этом форуме было смягчение ЕС ограничений на экспорт в Китай продукции высоких технологий. Европейские технологии все более и более определяют глобальные стандарты, а европейские страны оказывают наибольшую помощь в развитии КНР. В ходе этих переговоров Китай и ЕС договорились расширить торгово-экономическое сотрудничество в сфере новых и высоких технологий, новых материалов, а также авиакосмической промышленности, располагающей технологиями двойного назначения, т.е. гражданского и военного. В обмен на такое расширенное сотрудничество со стороны ЕС в технологической сфере вице-премьер Ван Цишань пообещал оказать помощь ряду стран ЕС в борьбе с долговым кризисом. Кроме того, обсуждались такие традиционные вопросы, как признание рыночного статуса экономики Китая, защита интересов работающих в Европе китайских предприятий [Женьминь жибао, 21 декабря 2010].

Одной из основных проблем двусторонних отношений КНР и Евросоюза на данное время по-прежнему является признание рыночного статуса китайской экономики, что позволило бы обеспечить более выгодное положение китайской продукции, и особенно в решении антидемпинговых вопросов. Довольно большое количество стран мира уже признали Китай страной с рыночной экономикой.

Кроме того, действует механизм встреч руководителей Китая и стран ЕС, основной целью которых является развитие отношений всестороннего стратегического партнерства между Китаем и ЕС. Первая подобная встреча лидеров Китай-ЕС состоялась в 1998 г., а последняя, 13-я, - в октябре 2010 г.

Перед началом 12-й встречи лидеров Китая и ЕС 29 ноября 2009 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел в Нанкине 208

встречу с тройкой лидеров группы «Евро» - председателем группы «Евро», премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Юнкером, президентом Европейского центрального банка Жан-Клодом Три-ше и комиссаром ЕС по вопросам экономики и денежно-кредитной политики Хоакином Альмунией. До этого, 29 ноября в первой половине дня, европейская делегация встретилась по отдельности с ответственными сотрудниками Государственного комитета по делам развития и реформ Китая, НБК и Министерства финансов КНР.

Выбор Нанкина в качестве места проведения встречи лидеров Китая и ЕС был обусловлен тем, что в 2008 г. на долю провинции Цзянсу пришлось 18% общего объема товарооборота между Китаем и ЕС. В Цзянсу работает большое количество предприятий с участием капитала европейских стран [Женьминь жибао, 30 ноября 2009].

Хотя значительные разногласия по-прежнему сохраняются между обеими сторонами по таким проблемам, как ревальвация юаня, торговый протекционизм, тем не менее общих интересов у Китая и ЕС намного больше, чем разногласий, поэтому они оказывают взаимную поддержку друг другу на международной арене [Женьминь жибао, 28 ноября 2009].

О благоприятной тенденции в развитии китайско-европейских отношений свидетельствуют учащение контактов на высоком уровне и благополучное развитие сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой и других областях.

В ходе последней встречи в декабре 2010 г. в Пекине обсуждались возможные комплексные меры со стороны Китая по стабилизации финансовой ситуации в Европе. КНР и ЕС договорились о сотрудничестве в реформе мировой финансовой системы.

Финансовое сотрудничество между КНР и ЕС

Китай превратился в главного международного банкира и, как следствие, в решающего игрока, противостоящего масштабному кризису. Руководство КНР не упускает возможности извлекать политическую выгоду из объема своих резервов, стремясь приглушить или полностью заставить замолчать критику в свой адрес.

За более чем 30-летний период со времени установления дипломатических отношений между КНР и ЕС непрерывно укреплялось политическое доверие между двумя сторонами, развивались торгово-экономические отношения. Это заложило прочную политическую и экономическую основу для двустороннего финансового сотрудничества.

Стабильно высокие по сравнению с развитыми странами темпы роста экономики Китая (не менее 8-10% в год) и политика реформ и открытости наряду с углублением интеграции европейских рынков и превращением евро в одну из основных резервных валют создали благоприятные условия для двустороннего финансового сотрудничества.

Китай и ЕС сформировали многоуровневый механизм диалога и взаимодействия в разработке валютной и финансовой политики, что способствовало благоприятной атмосфере для сотрудничества денежно-кредитных структур двух сторон. Это позволяет координировать свои действия как в проектном финансировании, так и в сфере прямых инвестиций. На фоне кризиса суверенных долгов в Европе дальнейшее развитие китайско-европейского финансового сотрудничества имеет весьма важное значение.

Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на Европу. В 2009 г. ВВП Евросоюза снизился на 4,2%, а безработица в странах ЕС выросла до 9,5%. После финансового кризиса в Исландии очередной удар по экономике Европы нанес европейский кризис суверенных долгов, начавшийся в конце 2009 г. Проблемы финансирования госзаймов в Греции, Ирландии и Португалии и ужесточение финансовой политики привели к сокращению внутреннего потребления. Кризис долгов в Греции и Ирландии негативно отразился на всей зоне евро, на стабильности банковской системы ЕС, что вызвало значительные колебания обменного курса евро.

Сократившийся внутренний спрос и падение обменного курса оказали серьезное влияние на торговлю между Китаем и ЕС. Недостаточная ликвидность европейских банков и снижение кредитного рейтинга некоторых стран Евросоюза затруднили финансирование предприятий и привели к сокращению кредитования торговых операций. По итогам 2009 г. товарооборот между Китаем и ЕС сократился на 14,5% по сравнению с 2008 г. и составил 364,1 млрд. долл. 210

Лидеры Китая и европейских стран стали активно проводить встречи для поиска путей противодействия кризису. Китайское правительство многократно направляло делегации по содействию торговле и инвестициям в Европу, где им удалось заключить ряд важных торговых и инвестиционных соглашений. Эти соглашения охватывают такие сферы, как авиация, атомная энергетика, финансы и защита окружающей среды.

Руководства КНР и ЕС предприняли ряд эффективных мер для восстановления объемов торговли и инвестиций. Компания по страхованию экспортных кредитов Китая и Экспортно-импортный банк Китая предоставили в рамках двусторонней торговли серьезную поддержку по финансированию торговли и страхованию экспортных кредитов. В июне 2010 г. НБК и Исландия подписали соглашение о валютном СВОПе на 3,5 млрд. юаней для содействия двусторонней торговле и инвестициям.

В результате по итогам 11 месяцев 2010 г. товарооборот между КНР и ЕС достиг 433,88 млрд. долл., что на 33,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и на 10,4% превышает этот показатель в соответствующий период 2008 г., т.е. до начала финансового кризиса. По итогам 2010 г. товарооборот между КНР и ЕС прогнозировался на уровне 470 млрд. долл.

Китай реальными действиями поддерживает Европу в преодолении трудностей и укрепляет финансовое сотрудничество с ней, что способствует стабильности евро, скорейшему восстановлению европейской экономики и здоровому развитию торгово-экономического сотрудничества между Китаем и ЕС. Китайские лидеры многократно убеждали руководителей ЕС и европейских стран в том, что Китай твердо поддерживает меры ЕС и МВФ, поэтому он не планирует сокращать количество имеющихся у него еврооблигаций и отказываться от поддержки стабильности евровалюты.

Координируя политику, стороны способствуют развитию китайско-европейского финансового сотрудничества и формированию новой мировой финансовой системы, международных органов и финансовых ведомств, а также реформе глобальной структуры экономического управления.

Мировой финансовый кризис содействовал укреплению механизма китайско-европейских координаций и сотрудничества в

финансовой сфере. Встречи высшего руководства Китая и Европы, диалог в рамках наиболее важной платформы глобального управления - «Группы 20», диалог представителей деловых кругов, а также механизм диалога между центральными банками КНР и Евросоюза, сформированного в 2008 г., позволяет координировать усилия сторон. В сентябре 2008 г. в Европейском центральном банке (ЕЦБ) прошло первое заседание Рабочей группы центральных банков Китая и Европы на уровне директоров, где обсуждались ответные меры центробанков, их роль в формировании финансовой системы и был подписан меморандум о сотрудничестве.

Китай и Евросоюз периодически проводят обсуждение валютной политики центральных банков, успехов и неудач в этой сфере, а также макроэкономической и валютной политики, механизмов формирования процентной ставки, механизмов формирования курса юаня, развития финансового рынка.

Что касается сотрудничества в реформировании международных органов, то ЕС внес реальный вклад в изменение механизма распределения квот в МВФ и реформирование его управленческого органа. Евросоюз согласился отказаться от части квот и от двух кресел в совете директоров МВФ, что привело к повышению уровня представительства и расширению права голоса КНР и получило высокую оценку со стороны руководства страны.

Китайская сторона и Евросоюз укрепляют сотрудничество и в других международных органах: Китай совместно с ЕС изучает и рассматривает в формате «Группы 20» вопрос реформирования МВФ, совершенствования мировой валютной системы, содействия расширению списка резервных валют, формирования международной резервной валютной системы в целях обеспечения глобальной экономической и финансовой стабильности.

Китай и Евросоюз совместно участвовали в разработке ключевых стандартов системы финансового контроля, которая реформируется финансовыми организациями, и строительства объектов финансовой инфраструктуры, включая повышение противодействия рискам в банковской сфере. Использование таких стандартов имеет важное значение для обеспечения финансовой стабильности в Китае, Европе и в мире в целом.

КНР и ЕС получают взаимный выигрыш, расширяя сотрудничество между денежно-кредитными учреждениями, что не толь-212

ко содействует быстрому росту двусторонней торговли и инвестиций, но и взаимопроникновению финансовых рынков Китая и Европы.

Китай овладел техникой управления финансами, используя богатый европейский опыт в области управления и развития финансового рынка и финансовых услуг, а также участвуя в процессе практического применения инвестиций из Евросоюза.

На середину 2010 г. на территории материкового Китая с участием европейского капитала было учреждено 7 банков, имеющих статус юридического лица, 20 банковских филиалов и несколько десятков представительств, совокупная величина активов которых в Китае превысила 50 млрд. евро, составив 26,5% активов иностранных банков в Китае.

Банковские структуры из девяти стран Евросоюза приобрели акции национальных банков Китая, в частности Банка Китая, Промышленно-торгового банка Китая (ПТБК) и др. Общая сумма инвестиций составила 11,554 млрд. долл., что составляет более трети (31%) от участия иностранного капитала в национальных банках страны. На конец августа 2010 г. Китай подтвердил статус квалифицированного зарубежного учреждения-инвестора (QFП) 32 учреждений, зарегистрированных на территории Евросоюза.

Благодаря участию капитала из стран Евросоюза китайским банкам удалось усовершенствовать форму управления, расширить выход на мировой рынок, реорганизовать качество активов, существенно повысить свой рейтинг и успешно пройти финансовый кризис.

Крупнейшие китайские банки активно выходят на рынки Европы и налаживают сотрудничество с финансовыми учреждениями. НБК открыл в Лондоне и Франкфурте свои представительства. Комитет по контролю и регулированию банковской сферы Китая и подобные учреждения 13 стран ЕС подписали меморандумы и соглашения. Пятерка ведущих китайских банков создала десятки своих отделений в Европе.

ПТБК планирует учредить филиалы в Париже, Брюсселе, Амстердаме, Милане и Мадриде. 18 января 2011 г. в Париже состоялась церемония открытия филиала Промышленно-торгового банка Китая. По состоянию на 2010 г. Франция инвестировала более чем в 4000 объектов в Китае, реальный объем капиталовложе-

ний составил более 10 млрд. долл. Около 100 китайских предприятий развивают свой бизнес во Франции, прямые инвестиции составляют примерно 2 млрд. долл.

В настоящее время в Люксембурге, Германии, Великобритании действуют отделения ПТБК. По мере дальнейшего расширения операций в Европе его филиал в Люксембурге превратится в европейское отделение банка.

Развитие банковских операций ПТБК в Европе является результатом быстрой активизации торгово-экономических отношений между Китаем и Европой в последние годы. ЕС является для Китая первым торговым партнером Китая и важнейшим источником новых технологий.

По мере значительных инвестиций Китая в экономику других стран и расширения банковских операций, касающихся осуществления расчетов в юанях за пределами КНР, ПТБК превращается в международный банк, ведущий операции во всем мире. К настоящему времени открыто 203 филиала ПТБК в 28 странах и районах мира, а общее число сотрудников этих филиалов составляет 4700 человек [Женьминь жибао, 20 января 2011].

Китай диверсифицирует валютные резервы

На фоне роста проблем с американской валютой внимание китайского правительства все более привлекают европейские и японские облигации. В июне 2010 г. вложения Китая в американские казначейские бумаги сократились на 24 млрд. долл. В то же время Китай увеличил свой вклад в облигации японского правительства - в июне он вырос более чем на 5 млрд. долл., продолжив тенденцию последних шести месяцев. Также выросли вложения в южнокорейские воны, хотя объем южнокорейских госзаймов Китая мал и составляет 0,14% от общей суммы инвалютных резервов Китая. В 2010 г. закупленные Китаем южнокорейские госзаймы составляют лишь 5% от выросших госзаймов Южной Кореи на 2010 г. [Женьминь жибао, 25 августа 2010].

На самом деле с мая 2010 г. Китай сокращал объем госзаймов США и приобретал активы в евро и японских иенах. Кроме увеличения закупок госзаймов стран Азии Китай в июле 2010 г. закупил десятилетние займы Испании на сумму 400 млн. евро.

Евро и европейский фондовый рынок служат важной составной частью международной финансовой системы, являются одной из основных сфер, куда различные страны мира вкладывают иностранную валюту. Диверсифицируя свои огромные валютные накопления, достигшие на конец 2010 г. более 2,9 трлн. долл., КНР вложила часть своих валютных резервов в правительственные облигации в евро. Это не только повысило безопасность валютных резервов Китая, помогло сохранить и увеличить их стоимость, но и существенно способствовало финансовой стабильности в Европе.

6 января 2011 г. состоялся визит заместителя премьера Госсовета КНР Ли Кэцяня в Испанию, в котором его сопровождал заместитель главы НБК И Ганн. Основной темой переговоров, по всей видимости, стала покупка КНР облигаций Евросоюза для решения долговых проблем [Женьминь жибао, 7 января 2011]. Руководство КНР заявило в начале 2011 г., что, как ответственный долгосрочный инвестор, Китай продолжит покупку долгов испанского правительства.

Китай также заверил руководство Португалии, а именно министра финансов этой страны во время его визита в Пекин в конце 2010 г., в том, что будет и впредь поддерживать ее усилия, направленные на преодоление финансового кризиса, и на определенную сумму выкупит госдолг Португалии.

КНР намерена увеличить объем инвестиций в португальскую экономику и развивать торговлю. Португалия входит в группу стран еврозоны - Испания, Италия, Греция, - которые испытывают финансовые затруднения. Из-за сомнений инвесторов в платежеспособности этих стран стоимость заемных средств для них сильно выросла: доходность по гособлигациям Ирландии выросла до более чем 8%, по облигациям Португалии - до более чем 6% [Жень-минь жибао, 26 ноября 2010]. Китай поддерживает антикризисные меры Евросоюза, поддерживает финансовую стабильность в евро-зоне и покупает суверенные обязательства европейских стран, находящихся в кризисном положении - как и обещал вице-премьер Китая Ван Цишань на заседании торгово-экономического совета КНР-ЕС в Пекине. Хотя в КНР считают, что пока не понятно, насколько управляем европейский долговой кризис, и внимательно следят за развитием ситуации.

Масштаб реальных покупок Китаем суверенных долгов и других глобальных активов определить довольно трудно. Китай провозгласил курс на диверсификацию портфеля резервов и сокращение доли американских бумаг еще в 2009 г., но выбор альтернативных бумаг ограничен. Китай заинтересован в стабилизации европейской экономики, поскольку ЕС - крупнейший рынок сбыта для КНР. Пекин напрямую не связывал поддержку с ответными мерами, но попросил признать статус китайской экономики как рыночной и снять эмбарго на поставку оружия (установлено в 1989 г.). Однако для снятия эмбарго требуется голосование всех членов ЕС [Женьминь жибао, 8 января 2011]. Покупая иностранные долги, Китай не только делает инвестиции, но и проводит эффективную внешнюю политику. В прошлом покупка иностранных долгов для Китая являлась прежде всего коммерческим инвестированием. Сегодня в ситуации, когда мировая экономика нестабильна, покупка иностранных облигаций имеет двойное значение: это и коммерческое инвестирование, и эффективный политический маневр.

Недавнее приобретение Китаем европейских облигаций с коммерческой точки зрения является поддержкой евро и Евросоюза и отвечает интересам Китая. Европа представляет собой крупнейший экспортер Китая, и если европейский долговой кризис приведет к обесцениванию евро, это отрицательно скажется в условиях глобализации и на китайской экономике. Поэтому руководство КНР в лице заместителя главы НБК И Ганна пообещало, что Китай будет прилагать все усилия для стабилизации евро.

То, какое значение в странах Евросоюза придается Китаю и его финансовой поддержке, показал в 2010 г. визит Ху Цзиньтао в Европу. Президент Франции Николя Саркози лично встречал в аэропорту президента Китая Ху Цзиньтао, когда тот посещал Францию, хотя по протоколу не должен был этого делать, а немецкий канцлер Ангела Меркель прервала заседание Евросоюза для того, чтобы вернуться в Германию и оказать теплый прием китайскому премьеру.

В ближайшем будущем Китай продолжит покупать государственные облигации европейских стран, чтобы помочь Европе преодолеть нынешний долговой кризис. Вместе с тем Китай проявляет намерения контролировать пределы «покупки долгов», чтобы 216

избежать нежелательных последствий для Европы. Если Китай будет покупать слишком много европейских долгов, это грозит инвестиционными рисками и может вызвать нежелательные среди руководства ЕС опасения угрозы «скупки старого света Китаем» [Женьминь жибао, 27 января 2011].

Важность Европы как региона, куда Китай будет направлять свои прямые инвестиции, основывается на банках, и в этом ее основное отличие от США, финансовая система которых основывается на фондовых рынках. Европейская финансовая система основывается на банках, в этом ее основное отличие от финансовой системы США, основывающейся на фондовом рынке капитала. Многие европейские предприятия аккумулируют необходимые финансовые средства не через рынки капитала, а через банковские займы или путем накопления собственных средств. Поэтому многие привлекательные инвестиционные возможности существуют не у лис-тинговых компаний, а у средних и малых предприятий, и доход от подобных инвестиций может оказаться выше.

Из-за отсутствия рынка капитала китайским предприятиям, вкладывающим финансовые ресурсы в Европу, сложнее собирать информацию и расширять коммерческие связи. Они не могут осуществлять контроль над европейскими компаниями или участвовать в их управлении и хозяйствовании путем покупки акций, им приходится участвовать в их хозяйствовании путем консультаций с владельцами предприятий. Поэтому китайским предприятиям нужна помощь со стороны местных налоговых консультантов и адвокатов, обладающих большим опытом в соответствующих сферах [Женьминь жибао, 27 января 2011].

В конце июня 2008 г. за 9 млн. швейцарских франков (около 60 млн. юаней) Банк Китая купил 30% портфеля акций Швейцарской компании по управлению фондами, таким образом, создав себе хорошую платформу для развития частных банковских операций в одном из мировых финансовых центров.

Швейцарская компания по управлению фондами была создана в 2002 г. в Женеве, это специализированная компания по управлению активами, владеющая патентом на управление фондами, выданным Швейцарской комиссией по регулированию банковского сектора. Покупкой этой швейцарской компании прежде всего преследовалась цель получения высококлассных специали-

стов, обладающих бесценным опытом по инвестициям и управлению фондами. Кроме того, это также свидетельствует о совершенствовании инвестиционных продуктов банковского сектора КНР. Для Китая это выгодно и с точки зрения того, что Швейцария является мировым банковским центром с развитым сектором банковских операций [ Женьминь жибао, 30 июля 2008]. Китай ведет активное финансовое сотрудничество и предоставляет возможность европейским компаниям размещать займы на своих биржах. Так, «British Petroleum» (ВР) намерена выпустить облигации в Китае. Таким образом, компания планирует компенсировать убытки из-за аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе. Репутация ВР сильно пострадала из-за этой катастрофы, которая привела к самому масштабному загрязнению природы за всю историю человечества. По оценкам аналитиков, сотрудничество с китайскими компаниями станет для BP спасением [Женьминь жибао, 10 декабря 2010].

После финансового и долгового кризисов ЕС весьма нуждается в зарубежных инвестициях. Греция, Португалия, Испания, Ирландия, Венгрия и другие страны, которые пострадали от долгового кризиса, весьма надеются на привлечение китайских инвестиций. По оценкам европейских экспертов, Китай увеличивает инвестирование в Европу, и масштаб этих инвестиций не меньше, чем инвестиции в Африку. За последние два года резко возрос объем китайских инвестиций в Европу, которая стала крупнейшим торговым партнером Китая.

В настоящее время Китай активно участвует в строительстве инфраструктурных объектов Европы: портов в Греции и Италии, а также высокоскоростной автодороги из Восточной Европы в Германию и Турцию, которая получила название «новый Шелковый путь».

Расширение инвестиционного сотрудничества между Китаем и Европой позволяет Пекину ограничивать давление США, получать поддержку Европы в ВТО и в вопросе курса валюты.

В предстоящее десятилетие Европа планирует реализовать много новых инфраструктурных проектов, которые рассматриваются Китаем как выгодные коммерческие предложения, к тому же Китай обладает технологиями и средствами и его инвестиционные преимущества очевидны. 218

Хотя некоторые страны старого континента с осторожностью относятся к китайским инвестициям, считая их «троянским конем», тем не менее большинство стран приветствуют финансовое наступление Китая на Европу.

Все большее значение в двусторонних торгово-экономических отношениях приобретает такая сфера, как туризм. Огромный поток туристов и их большие потребительские расходы способствуют тому, что европейские страны стремятся привлечь как можно больше зарубежных гостей во время праздников. Количество китайских туристов, посетивших Западную Европу в 2010 г., составило 2,4 млн. человек, что на 400 тыс. больше по сравнению с 2009 г. Непрерывно растут потребительские расходы китайских туристов в Европе - за 2010 г. они выросли более чем на 100% по сравнению с 2009 г.

Туристы из КНР во время рождественских праздников в Великобритании потратили 1 млрд. ф. ст. При этом граждане КНР отметили, что все удобнее становится обменивать китайскую валюту на британскую. На электронных табло в многочисленных обменных пунктах на улицах Лондона появился юань, и туристы могут свободно обменивать валюту. Состоятельные китайцы «оккупировали» и Францию, которая в 2010 г. опередила США и стала самым привлекательным туристическим местом для богачей из КНР.

Литература

Женьминь жибао, 28 ноября 2007. Женьминь жибао, 30 июля 2008. Женьминь жибао, 28 ноября 2009. Женьминь жибао, 30 ноября 2009. Женьминь жибао, 24 июля 2010. Женьминь жибао, 25 августа 2010. Женьминь жибао, 26 ноября 2010. Женьминь жибао, 10 декабря 2010. Женьминь жибао, 21 декабря 2010. Женьминь жибао, 7 января 2011. Женьминь жибао, 8 января 2011. Женьминь жибао, 20 января 2011. Женьминь жибао, 27 января 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.