Научная статья на тему '«Экономический пояс Шелкового пути» как механизм экономической геополитики Китая в постсоветских странах'

«Экономический пояс Шелкового пути» как механизм экономической геополитики Китая в постсоветских странах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1169
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / БЕЛАРУСЬ / МОЛДОВА / УКРАИНА / АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / ГРУЗИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мокрецкий Александр Чеславович

2017 год юбилейный год для стран Содружества Независимых Государств и их отношений с Китайской Народной Республикой. Ровно четверть века назад одна за другой постсоветские страны установили дипломатические отношения с Китаем, и в течение 25 лет их двустороннее сотрудничество с КНР поступательно развивается. Пекин, весьма заинтересованный в поиске новых возможностей для реализации собственных задач, комплексно «осваивает» территорию СНГ, увязывает свое развитие с развитием каждой из постсоветских стран. В рамках данной статьи автор рассматривает шесть постсоветских государств (Беларусь, Молдова и Украина и Закавказье Азербайджан, Армения и Грузия) в плане оценки влияния китайского фактора на их развитие в ходе реализации инициативы «Один пояс, Один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Экономический пояс Шелкового пути» как механизм экономической геополитики Китая в постсоветских странах»

А.Ч. Мокрецкий

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ» КАК МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ КИТАЯ В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ

Аннотация. 2017 год — юбилейный год для стран Содружества Независимых Государств и их отношений с Китайской Народной Республикой. Ровно четверть века назад одна за другой постсоветские страны установили дипломатические отношения с Китаем, и в течение 25 лет их двустороннее сотрудничество с КНР поступательно развивается. Пекин, весьма заинтересованный в поиске новых возможностей для реализации собственных задач, комплексно «осваивает» территорию СНГ, увязывает свое развитие с развитием каждой из постсоветских стран. В рамках данной статьи автор рассматривает шесть постсоветских государств (Беларусь, Молдова и Украина и Закавказье — Азербайджан, Армения и Грузия) в плане оценки влияния китайского фактора на их развитие в ходе реализации инициативы «Один пояс, Один путь».

Ключевые слова: Китай, Беларусь, Молдова, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Экономический пояс Шелкового пути.

2017 год — юбилейный год для стран Содружества Независимых Государств и их отношений с Китайской Народной Республикой. Ровно четверть века назад одна за другой постсоветские страны установили дипломатические отношения с Китаем, и в течение 25 лет их сотрудничество с КНР поступательно развивается. Пекин, макси-

мально заинтересованный в поиске новых возможностей для реализации собственных задач (и особенно через мегапроект «Экономический пояс Шелкового пути»), комплексно «осваивает» территорию СНГ, увязывая собственное развитие с развитием каждой из постсоветских стран.

Страны СНГ рассматриваются в Пекине как отдельно, так и в качестве членов международных организаций. Особую значимость представляет собой развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. В рамках данной статьи охарактеризуем китайские интересы в отношении шести постсоветских государств: трех стран европейского сектора — Беларуси, Молдовы и Украины, а также трех государств Закавказья — Азербайджана, Армении и Грузии. Очевидно, что заинтересованность Пекина в расширении контактов с государствами, граничащими с важным партнером КНР — Российской Федерацией — растет. Поэтому рассмотрение влияния китайского фактора на бывшие государства СССР представляет особый интерес.

Инициатива «Один пояс, один путь»

Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР в марте 2015 г. опубликовали План действий «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского шелкового пути 21-го века"». Документ называет инициативу «Один пояс, один путь» «великим делом на благо народов всех стран мира»1.

Согласно Плану, китайская инициатива «нацелена на формирование и укрепление взаимосвязанности в материках Азии, Европы и Африки и в омывающих их океанах»2. В статье, опубликованной печатным органом ЦК КПК «Жэньминь жибао», эта идея интерпретируется еще шире: «Пояс и путь» «уже доказывает свою эффективность в рамках построения трансконтинентальной экономической стратегии, так как связывает в единое целое Азию и Европу сухопутным и морским путем. Аналогичные разноцветные «гирлянды» мог-

ли бы соединить между собой и остальные континенты, включая ... Антарктиду, так как время активного освоения этого белого пространства стремительно приближается»3. Некоторые ученые называют инициативу «Пояс и путь» платформой для «глобализации нового типа», или «китайской глобализации». «Кроме Азии и Европы, Африка и Латинская Америка могут стать продолжением китайской идеи. А если учитывать важные государства Океании, китайский проект становится глобальным»4.

Вспомним озвученные Си Цзиньпином во время визитов в страны Центральной (Казахстан) и Юго-Восточной (Индонезия) Азии в сентябре и октябре 2013 г. пять приоритетов сотрудничества: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами5.

Политическая координация («чжэнцэ гоутун»). Здесь имеется в виду укрепление межправительственного сотрудничества, создание многоуровневых механизмов взаимодействия (расширение форматов Китай—Африка, Китай—Латинская Америка, Китай—страны Центральной и Восточной Европы, Китай—арабские страны и др.), интеграция интересов, содействие политическому взаимодоверию.

Взаимосвязь инфраструктуры («шэши ляньтун»). Ключевым понятием здесь является «стыковка» («дуйцзе»): стыковка планов по формированию системы технологических стандартов, международных магистралей и сети инфраструктуры, соединяющей Азию, Европу и Африку (например, строительство железных дорог между КНР и Монголией, КНР и Таиландом и т. д.).

Бесперебойная торговля («маои чантун»). Это подразумевает создание благоприятных условий для торговли, устранение инвестиционных и торговых барьеров в регионе и в каждой стране, проведение активных переговоров по созданию сети зон свободной торговли (ЗСТ) со странами и районами вдоль «Пояса и пути» (Азиатско-Тихоокеанская ЗСТ, переговоры по всестороннему региональному экономическому партнерству).

Свободное передвижение капитала («цзыцзинь жунтун»): углубление финансовой кооперации, создание стабильной валютной системы, финансово-инвестиционной и кредитно-рейтинговой системы

(развитие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Банка развития БРИКС, учреждение Фонда Шелкового пути, углубление практического сотрудничества в рамках межбанковского объединения Китай—АСЕАН, включение юаня в международную валютную корзину специальных прав заимствования). Другими словами, начинается «время обеспечения глобальных интересов Китая через создание самостоятельной финансовой системы и неподконтрольных Западу торговых объединений»6.

Укрепление близости между народами («миньсинь сянтун»): формирование прочной социальной базы для углубления двустороннего и многостороннего сотрудничества, приумножение духа дружбы и взаимодействия Шелкового пути (культурные, научные обмены, обмены кадрами, сотрудничество СМИ, а также контакты по линии молодежных, женских и волонтерских организаций).

За 3 года существования инициативы «Пояс и путь» ее активно поддержали более 100 государств и международных организаций, более 40 из которых подписали с КНР соглашения о сотрудничестве. «Круг друзей» «Пояса и пути» постоянно расширяется. 14—15 мая 2017 г. в Пекине состоялся форум международного сотрудничества в аспекте этого мегапроекта, где была создана площадка для обсуждения существующих проблем мировой и региональной экономики.

Итак, рассмотрим отношения КНР с шестью постсоветскими странами через призму пяти перечисленных выше приоритетов сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь».

Политическая координация

Страны региона считают китайское направление одним из приоритетных в их внешней политике и международной торговле. Пекин предлагает широкий ассортимент услуг и товаров, продвигая свою глобальную стратегию «Пояс и путь», не выдвигая при этом никаких политических условий и не вмешиваясь во внутренние дела других государств.

Китай поддерживает партнерские связи разного уровня с теми, кто признает его коренные интересы, уважает государственный суве-

ренитет и территориальную целостность КНР. Все рассматриваемые постсоветские страны подтверждают свою приверженность политике «одного Китая» по вопросам Тайваня, Тибета и Синьцзяна. В ответ на это КНР не вмешивается в региональные конфликты (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Гагаузия, Приднестровье, Крым, Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика), призывая к решению территориальных споров исключительно путем политических консультаций и дипломатических переговоров согласно Уставу ООН и международному праву. В частности, Китай подтверждает свою готовность оказать содействие в вопросе урегулирования карабахского вопроса исключительно мирным путем , а также призывает обе стороны проявить «сдержано

ность» и «спокойствие» .

Пекин внимательно следит за развитием украинского кризиса, похожего на Гордиев узел. В прессе КНР появляются комментарии о том, что пришло «время, когда все политические силы Украины должны поставить интересы народа превыше всего», чтобы «достичь единства по продвижению внутренних реформ и всестороннему выполнению Минских договоренностей»9. Вместе с тем подчеркивается важность поддержки процесса урегулирования на Украине со стороны международного сообщества. «Страны, способные повлиять на политическую конфигурацию Украины, обязаны приложить дипломатические усилия». То есть по вопросу кризиса на Украине китайское правительство придерживается позиции «справедливости и объективности»10.

Наблюдается повышение динамики политических контактов на высоком и высшем уровнях. 24—2о марта 2015 г. Пекин посетил президент Армении С. Саргсян, а о—11 декабря 2015 г. — президент Азербайджана И. Алиев. Член ПК Политбюро ЦК КПК, вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли нанес официальный визит в страны Закавказья в начале июня 2016 г. (в Азербайджан, Грузию и Армению).

17 января 2017 г. на полях Всемирного экономического форума в Давосе председатель КНР Си Цзиньпин провел переговоры с президентом Украины П.А. Порошенко.

А перед проведением форума «Пояса и пути» в Пекине в мае 2017 г. заместитель МИД КНР Ли Баодун отметил, что все участники желают «внимательно выслушать выступление Си Цзиньпина на церемонии открытия»11. Китай принял примерно 1500 гостей. Во время форума прошел государственный визит президента Беларуси А.Г. Лукашенко (13—16 мая 2017 г.). В работе форума также приняли участие представители Азербайджана (министр экономики Ш. Мустафаев), Армении (министр экономического развития и инвестиций С. Караян и министр связи и транспорта В. Мартиросян), Грузии (министр экономики и устойчивого развития Г. Гахария, вице-премьер и министр финансов Д. Кумсишвили), Молдовы (вице-премьер, министр экономики О. Калмык) и Украины (министр экономического развития и торговли С. Кубив).

Большинство рассматриваемых в данной статье стран представлено в региональных организациях. В частности, на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Уфе 10 июля 2015 г. было принято решение о расширении представительства ряда из них: статус Беларуси в ШОС был повышен с партнера по диалогу до наблюдателя, а Азербайджан и Армения были приняты в ШОС в качестве новых партнеров по диалогу12.

Укрепляются межпартийные и межпарламентские контакты. Ведущие политические партии стран СНГ и Грузии наносят визиты в китайские города. Председатель Партии коммунистов Молдовы (ПКРМ) В. Воронин встретился с послом КНР в этой стране Чжан Инхуном 4 июля 2016 г., а очередная делегация ПКРМ с 18 по 27 сентября 2016 г. побывала с официальным визитом в Китае.

Углубляются связи на региональном уровне. Одним из важных факторов развития двусторонних отношений являются региональное сотрудничество и побратимские связи. Башкан Гагаузии И. Влах встретилась 24 мая 2016 г. с членами правительственной делегации китайской провинции Хэйлунцзян. А 13 апреля 2017 г. состоялась встреча главы белорусского государства А.Г. Лукашенко и секретаря комитета КПК провинции Хунань Ду Цзяхао.

По данным посольства Республики Беларусь в КНР, на сегодняшний день существует три уровня белорусско-китайских экономических и побратимских связей: уровень «область—провинция»

(9 случаев установления связей), уровень «город—город» (19) и уровень «отделение Белорусской торгово-промышленной палаты — отделение Китайского комитета по содействию международной торговли» (10)13.

Взаимосвязь инфраструктуры

Каждая из шести рассматриваемых постсоветских стран надеется стать важным транзитным элементом в инициативе «Пояс и путь» и соответственно — извлечь достойную выгоду из своего географического положения.

В частности, президент РБ А.Г. Лукашенко неоднократно заявлял об «интеграции интеграций» (в связи с нахождением страны между мощными экономическими игроками в лице Китая, стран ЕАЭС и Европейским союзом на пересечении дорог к Балтийскому и Черному морям): Беларусь как «страна, открытая всем геополитическим и экономическим ветрам» должна «стать одной из узловых платформ нового Шелкового пути в Евразийском регионе». Другими словами, «максимально использовать все стимулы», которые предоставляет КНР: «колоссальные средства в развитие ... государств, через которые проляжет Шелковый путь»14. В этих целях президент РБ ставит перед губернаторами страны амбициозную задачу «о ежегодном привлечении в каждую область не менее 100 млн долл. прямых китайских инвестиций».

Украина продвигает проект Транскаспийского транспортного пути в обход России. Экспериментальный контейнеровоз с украинскими товарами был отправлен в путь в январе 2016 г. Он прошел от станции Изов на границе Украины и Польши до станции Достык на границе Казахстана и КНР. В дальнейшем грузы были отправлены в крупные промышленные города КНР — Чжэнчжоу, Чунцин, Лянь-юньган. При этом Китай положительно оценил данную инициативу Киева15. Несмотря на скептическое отношение российских экспертов к данному проекту16, стремление Украины появиться «на карте Шелкового пути Китая как логистический хаб»17 становится реалистичнее.

Компании из Китая заинтересованы в установлении с властями и фирмами из Молдовы государственно-частного партнерства для реализации крупных проектов по ремонту и строительству дорог общей стоимостью, превышающей 700 млн долл. США18: автотрассы Унгены—Кишинев—Одесса по территории Молдовы (протяженность трассы составит примерно 220 км, она будет иметь 4 полосы движения) и реконструкции объездной дороги в Кишиневе. Кроме того, крупные инвесторы из КНР готовы вложиться в сооружение небольшой атомной электростанции, способной закрыть импортные потребности РМ в электроэнергии объемом 3,5—4 млрд кВтч19.

Китайская сторона активно присматривается к инфраструктурным проектам в странах Закавказья: строительству порта Алят в Азербайджане, железнодорожных магистралей Иран—Армения20, Баку—Тбилиси—Карс21, проекту реабилитации аэродрома в регионе Гурия22, «Шелковой железной дороги» с крайнего востока Китая в Европу через Казахстан, Азербайджан и Грузию23, развитию Потийской свободной индустриальной зоны24, автомобильным дорогам Север—Юг в Армении25. Как полагает директор ИРВЕЦА КАОН Ли Юнцюань, «осуществление нового проекта невозможно представить без участия Южного Кавказа, который может сыграть важную роль в обеспечении эффективности данной инициа-

тивы»26.

Бесперебойная торговля

Пристальное внимание уделяется торгово-экономической кооперации на двустороннем уровне. Пекин, унаследовав установки предыдущих поколений руководителей КНР, продолжает системную, глубоко эшелонированную «экспансию» в постсоветские страны. Пекин проводит жесткий и настойчивый курс, создает асимметричные модели торговой кооперации, то есть идет на формирование пассивного для себя баланса товарооборота с постсоветскими государствами, дабы сфокусировать их коммерческие интересы на себе, широко использует географическое положение этих стран как эко-

номические и логистические плацдармы на европейском рынке, предоставляет кредиты под конкретные проекты, а также гранты для реализации совместных программ.

КНР проводит международные выставки-ярмарки, например, «Китай—Евразия ЭКСПО» в Урумчи. 5-я выставка состоялась 20—

25 сентября 2016 г.27 При этом, китайские власти уделяют серьезное

внимание тому, чтобы СУАР становился «центральной зоной» ЭПШП для политических и деловых обменов между Китаем и его

западными и южными соседями. В рамках 5-й выставки прошли 15 форумов на уровне министров, обсуждались вопросы кооперации

в 16 областях, в том числе научно-технологическое сотрудничество,

финансы, борьба с бедностью, промышленность и торговля, транс-

порт, логистика, сельское хозяйство, туризм, культура и др. Были

подписаны соглашения на сумму 18 млрд долл.

Пекин системно инвестирует в развитие сельского хозяйства за рубежом и увеличение экспорта экологически чистой продукции из

постсоветских стран. Китай считает Украину «страной с уникальными географическими преимуществами и большим потенциалом развития»28. По итогам 2016 г., китайско-украинский товарооборот превысил 6,5 млрд долл.29; быстрыми темпами растет объем поставок украинского агропрома в КНР: с 2011 по 2015 г. он увеличился в 12 раз и достиг 1,24 млрд долл. Киев рассматривает возможность поставок черешни, яблок и голубики30 и планирует увеличить в 2017 г. экспорт на 2 млрд долл. В свою очередь, компания China National Complete Engineering Corporation заинтересована в создании китайского модернизированного сельскохозяйственного парка и проведении двустороннего агрофорума в Пекине и Киеве31.

За 25 лет сотрудничества между КНР и Азербайджаном товарооборот увеличился в 500 раз, достигнув 770 млн долл.32 Пекин является одним из пяти крупных торговых партнеров Баку, полагая, что Азербайджан обладает «богатыми природными ресурсами» и «благоприятными почвенно-климатическими условиями»33. Есть большой потенциал для взаимодействия двух стран в области земледелия, переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе шелководства (Азербайджан намерен производить шелк, закупив у Китая личинки тутового шелкопряда, и 1,6 млн тутовых саженцев34). В Азер-

байджане же производятся высококачественная фруктово-овощная продукция, способная заинтересовать Китай.

Увеличивается экспорт алкогольной продукции из Молдовы и Закавказья. В рамках поощрения бренда «Made in Azerbaijan» начат экспорт вина в Китай35. Только за январь—апрель 2017 г. Грузия экспортировала в КНР около 2,4 млн бутылок (рост 207 %) этого натурального продукта36. Кроме того, страны принимают активное участие в международных выставках на территории Китая: на крупнейшей ярмарке напитков и продовольствия China Food and Drink Fair 2017 в Чэнду были представлены почти 200 брендов алкогольной продукции Молдовы.

Важно отметить развитие формата бизнес-контактов. 25 апреля 2017 г. в Киеве состоялся украино-китайский бизнес-форум, в ходе которого стороны определили перспективные направления взаимовыгодного сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь». В августе 2016 г. в Баку состоялась встреча представителей Азербайджанского фонда поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) и Совета поощрения международной торговли Китая (CCPIT). Проводятся заседания в рамках азербайджано-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Правительство Армении в феврале 2017 г. приняло решение об учреждении должности торгового атташе в Китае37 в целях расширения торгово-экономических связей.

Примечательно, что КНР активно стремится к созданию сети зон свободной торговли в постсоветских странах. Так, Грузия является первым государством в Закавказье, с которым Китай оформил соглашение о ЗСТ38. Подписание состоялось на форуме «Пояс и путь» 15 мая 2017 г. Для Тбилиси открывается рынок, охватывающий более 1,4 млрд потребителей; кроме того, примерно 94 % грузинской продукции освобождается от таможенных пошлин. Вице-премьер, министр экономики Молдовы О. Калмык, выступая на форуме «Пояс и путь», также заявил о скором подписании подобного соглашения с его страной39. Поступает информация о том, что

Китай заинтересован в создании ЗСТ с Украиной40 и Азербай-

41

джаном .

Свободное передвижение капитала

Расширяется финансовое сотрудничество. Крупнейшая китайская корпорация China Energy Company Limited (CEFC) и компания Eurasian Invest LLC откроют банк для развития Грузии42. Официальная церемония подписания декларации, предусматривающая основание банка, состоялась в Пекине 14 мая 2017 г. Основной капитал нового банка составит 1 млрд долл., а накопительный — 300 млн.

Пекин активно скупает украинские облигации. Как заявил советник по торгово-экономическим вопросам посольства КНР на Украине Лю Цзюнь, Китай инвестировал более 7 млрд долл. в украинские облигации43. Средства направляются на проекты в сельскохозяйственной, энергетической, инфраструктурной и других сферах экономики. В частности, в Черниговской области 4 года работает крупный китайский инвестор — компания «Фанда», которая намерена создать современный агрокомплекс44. Общий объем инвестиций, предположительно, составит более 50 млн долл. Основными направлениями работы «Фанда» являются молочное животноводство, свиноводство, а также выращивание зерновых культур, кормовых трав, овощей и фруктов. Под эти цели компания взяла в аренду на 25 лет 3000 га земли.

КНР приобретает украинские банки: компания Bohai Commodity Exchange купила на аукционе 99,9 % акций Украинского банка ре-

45

конструкции и развития .

По оценкам Министерства экономического развития и торговли Украины, общий объем совместных государственных инвестиционных проектов превышает 7 млрд долл.46 В частности, госкорпорация CNBM International Corporation намерена направить до 2 млрд долл. на модернизацию энергетических предприятий Украины. А компании China National Complete Engineering Corporation и Golden Concord Holdings Limited планируют вложить 1 млрд долл. в строительство солнечных электростанций в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

Что касается Азербайджана, то в первом квартале 2016 г. правительство Китая инвестировало в различные сферы экономики страны 419 млн долл.47 Баку направил инвестиции в 59 проектов, реализуемых в Китае; общий объем этих капиталовложений составил

7,8 млн долл. Китайские компании участвуют в Азербайджане в 12 проектах стоимостью свыше 640 млн долл.48 В стране действует 77 компаний с китайским капиталом. Двустороннее сотрудничество развивается в транспортном и энергетическом секторах. В Нахичевани на китайских технологиях производятся автомобили, продукция начала диверсифицироваться49.

Азербайджанская нефтяная компания SOCAR 15 лет сотрудничает с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), у которой она закупила оборудование для нефтехимической сферы на сумму более 500 млн долл. Во время форума «Пояса и пути» компании подписали меморандум о взаимопонимании в рамках проекта SOCAR GPC, а также договор о предварительном детальном проектировании газоперерабатывающего завода и полиэтиленового нефтехимического комплекса50. В рамках проекта GPC планируется создать газоперерабатывающий и нефтехимический комплекс в 15 км от Баку, мощность которого составит около 10 млрд куб. м газа в год, а также целый ряд газоперерабатывающих установок. Стоимость проекта SOCAR GPC, по первоначальным оценкам, составляет приблизительно 4 млрд долл.

Китай предоставляет различное материально-техническое и финансовое содействие постсоветским странам, в частности, он выделил кредитную линию на сумму около 15 млрд долл. на реализуемые в Беларуси проекты51(строительство социального жилья, предоставление инспекционно-досмотровых комплексов автодорожным пунктам Брестской таможни и др.); для Армении — 200 машин «скорой помощи» (стоимостью 9,8 млн долл.) и 4 мобильных кинотеатра (около 48 тыс. долл.); а также 23,5 тыс. новых компьютеров украинским школам и оборудование для 3 лингафонных кабинетов в Киевской гимназии восточных языков № 1.

Укрепление близости между народами

Наблюдается наращивание взаимодействия в области науки и технологий. В XXI в. КНР не только активно ассимилирует и поглощает иностранные технологии, создавая собственные продукты, но

также начинает распространять технологии в других государствах, и страны бывшего СССР не являются исключением. Так, китайская корпорация Huawei подписала меморандум с Министерством транспорта, связи и информационных технологий Армении о создании «умного города». Huawei 15 лет работает на белорусском рынке. За это время стороны реализовали немало совместных проектов, в том числе «Семена будущего» (данный проект призван привлечь белорусскую молодежь к изучению новых технологий). Идет и интенсивная работа над глобальным проектом «Умный дом»52.

В 2016—2020 гг. Украина и Китай намерены реализовать 71 совместный проект в области космических исследований53. Причем большая часть проектного пакета будет нацелена на создание ракетно-космической техники с учетом реализации Китаем Лунной программы и миссии по исследованию планет Солнечной системы. Кроме того, украинская и китайская стороны планируют наладить сотрудничество в области создания новых материалов и дистанционного зондирования Земли.

Национальный научный фонд Китая готов профинансировать исследовательские группы из стран Шелкового пути, в том числе из Грузии54. Самые интересные проекты китайская сторона выберет вместе с Национальным научным фондом им. Шота Руставели. Таким образом, научный фонд КНР намерен создать эффективную международную информационную платформу для разработки инноваций в области естествознания, инженерии и здравоохранения.

Активно расширяется гуманитарное сотрудничество. Проводятся презентации книг и журналов. Организуются дни и недели национальных культур, поэзии, кино, живописи, скульптуры и др. Совместно проводятся встречи традиционных праздников, например, китайского Нового года (по лунному календарю). Запускаются сайты на китайском языке, например АзерТадж (и реализация с Huawei проекта «Красивый Азербайджан»). Открываются культурные центры (Центр сотрудничества Молдова-Тайцан) и музеи (музей-галерея Тараса Шевченко в Пекине). Фильмы из постсоветских стран получают специальные призы («Гара бах» А. Мамиева и «Маяк» Ф. Ахмедова). Растет количество интернациональных браков (создаются белорусско-китайские семьи55).

Популяризируется изучение китайского языка. Проводятся различные конкурсы (например, конкурс китайской песни в Баку в 2017 г.), открываются летние лингвистические лагеря. Китайские вузы выделяют квоты для студентов из стран СНГ и Грузии (пять стипендий для молдаван на 2017—2018 учебный год, кроме этого, 10 белорусских студентов отправятся на двухнедельную стажировку в Китай для изучения ^-технологий). В свою очередь, языки постсоветских стран начинают преподаваться в Китае как отдельные дисциплины (армянский язык в Пекинском институте иностранных языков). На территории стран бывшего Советского Союза открываются институты и классы Конфуция. По официальным данным Государственной канцелярии КНР по распространению китайского языка за рубежом, в настоящее время в рассматриваемых странах действует 13 институтов и 13 классов Конфуция, в том числе на Украине — 5 и 1, в Беларуси — 3 и 7, в Молдове — 1 и 1, в Азербайджане — 2 Института, в Армении и Грузии — по 1 Институту, плюс в Армении — 3 школы, а в Грузии — 156.

Активно развивается туристическая отрасль. В частности, Ассоциация индустрии гостеприимства Украины провела в Киеве спе-

57

циализированный форум , в ходе которого эксперты отметили, что китайцев может заинтересовать культура, история, гастрономия и так называемый «дарк»-туризм, то есть посещение Чернобыля, мест, связанных со Второй мировой войной, или индустриальных объектов. Устанавливаются безвизовые режимы (с 12 февраля 2017 г. вступил в силу указ президента РБ, разрешающий безвизовый въезд гражданам 80 стран мира) или упрощенный порядок въезда (с 20 июня 2016 г. в киевском аэропорту «Борисполь» и с 1 октября в аэропорту «Одесса»), открываются прямые авиарейсы (Урумчи—Пекин—Тбилиси).

* * *

Китай продолжает проводить глубоко эшелонированную, «хладнокровную и сдержанную» «экспансию» в постсоветские страны, активно используя контекст «Пояса и пути» и его составляющей — ЭПШП. Вместе с тем поддерживаемый элитой этих государств мега-

проект «Пояс и путь» вызывает беспокойство среди простого населения. Происходят уличные манифесты в Грузии (конфликт во вре-

58

мя строительства железнодорожного тоннеля был вызван убеждением грузинского населения в том, что китайцы отбирают работу и ведут себя неподобающим образом), молдавские экологи высказывают опасения по поводу возведения в Молдове атомной электростанции59, а жители Беларуси возмущены строительством китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», поскольку считают его закрытой для них территорией — неким «Чайна тауном» 60.

Однако следует отметить, что Пекин внимательно отслеживает реакцию на свои инициативы в странах-партнерах и старается принимать оперативные меры по разрешению возникающих недопониманий и конфликтов.

Возможное влияние китайского фактора на постсоветские страны в ходе намечающейся реализации инициативы «Один пояс, один путь» впредь потребует подробного, постоянного анализа, в том числе в интересах прогнозирования российско-китайских отношений.

Примечания

1 Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21-го века. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/tl254925.shtml (дата обращения: 16.03.2017).

2 Там же.

3 Жэньминь жибао. 28.02.2017.

4 Хуаньцю шибао. 12.12.2016.

5 Прекрасные перспективы и практические действия...

6 Тавровский Ю.В. Дональд Трамп — ученик Си Цзиньпина? // Независимая газета. 27.02.2017.

7 Новости-Армения. 15.04.2016.

8 Вести Кавказа. 05.04.2016.

9 Жэньминь жибао. 21.02.2016.

10 Зеркало недели. 21.04.2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Официальный сайт МИД КНР. 11.05.2017. URL: http://www.fmprc.gov.cn/ web/zyxw/t1460710.shtml (дата обращения: 14.05.2017).

12 Жэньминьжибао. 11.07.2015.

13 URL: http://china.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/regional/ (дата обращения: 15.05.2017).

14 Послание к белорусскому народу и Национальному собранию, 21 апреля 2017. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/ezhegodnoe-poslanie-k-beloruss komu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-16059/ (дата обращения: 14.05.2017).

15 1news.az. 25.01.2016.

16 См., напр.: Взгляд. 01.02.2016.

17 Жэньминь жибао. 27.04.2017.

18 noi.md. 02.11.2016.

19 ИА ИНФОТАГ. 14.04.2017.

20 ИА АРКА. 19.02.2016.

21 Жэньминь жибао. 17.10.2014.

22 Новости-Грузия. 06.04.2017.

23 Грузия Online. 13.12.2015.

24 Вести Кавказа. 16.01.2017.

25 Жэньминь жибао. 09.12.2015.

26 1news.az. 15.05.2015.

27 URL: http://ru.caeexpo.org/xwew/74841.jhtml (дата обращения: 15.05.2017).

28 Зеркало Недели. 27.04.2017.

29 Жэньминь жибао. 03.02.2017.

30 Жэньминь жибао. 27.04.2017.

31 Жэньминь жибао. 28.04.2017.

32 1news.az. 30.03.2017.

33 1news.az. 06.04.2017.

34 Вести Кавказа. 30.10.2016.

35 ИА Vesti.az. 30.01.2017.

36 Бизнес Грузия. 05.05.2017.

37 ИА АРКА. 02.02.2017.

38 Грузия Online. 13.05.2017.

39 noi.md. 15.05.2017.

40 Зеркало недели. 07.11.2016.

41 ИА Trend. 03.05.2017.

42 Грузия Online. 14.05.2017.

43 Зеркало недели. 26.04.2017.

44 Жэньминь жибао. 20.04.2017.

45 Вести Кавказа. 30.11.2016.

46 Жэньминь жибао. 03.02.2017.

47 1news.az. 30.03.2017.

48 Вести Кавказа. 20.08.2016.

49 Вести Кавказа. 12.08.2016.

50 ИА Trend. 15.05.2017.

51 Советская Белоруссия. 28.04.2017.

52 Советская Белоруссия. 11.05.2017.

53 Жэньминь жибао. 09.04.2016.

54 Sputnik-Georgia. 24.04.2017.

55 Советская Белоруссия. 12.05.2017.

56 URL: http://www.hanban.edu.cn/confUciousinstitutes/node_10961.htm (дата обращения: 14.05.2017).

57 Жэньминь жибао. 17.03.2017.

58 Новости-Грузия. 03.11.2016.

59 Sputnik Moldova. 11.07.2016.

60 Bel.biz. 10.09.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.