УДК 336.7
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2014
М.Х. Койбаева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «финансы и кредит» Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, (Россия)
Аннотация: Успешное функционирование экономики вероятно при условии, когда каждое его структурное подразделение органично связано с другими. Только на основе такого согласования достигается необходимая конструктивность общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как целостного процесса. Для обеспечения слаженного функционирования структурных подразделений экономики необходимо ее финансовое регулирование, под которым мы понимаем такое разделение финансовых ресурсов, которое приводит к повышению темпов роста отдельных структур, перестройке производства в соответствии с современными потребностями общества.
Ключевые слова: экономика, финансовое регулирование, общественное производство, рыночная экономика. В условиях рыночной экономики финансовое регу-
лирование обеспечивается путем гибкой системы распределения финансовых ресурсов. Только благодаря сбалансированному распределению возникают необходимые финансовые предпосылки для осуществления положительных структурных сдвигов. Финансовое регулирование экономики оказывает большое влияние на структуру общественно-государственного производства. Необходимость вмешательства в экономику со стороны государства с целью ее регулирования определена решением проблем, связанных с удовлетворением потребностей общества - поддержкой приоритетных направлений экономического развития, обеспечением крупных структурных сдвигов, совершенствованием и расширением объектов производственной и социальной инфраструктуры и др. Не случайно в экономически развитых странах государственное финансовое регулирование широко используется в производственной сфере и хозяйственной практике.
Методы, средства, инструменты и рычаги государственного финансового регулирования не исследованы на сегодняшний день до конца, остается множество нерешенных задач, касающихся вмешательства в экономику государства. С целью направления этого процесса в нужное русло, корректировки механизмов развития экономики и общественного производства, государственное финансовое регулирование заключается в целенаправленном и последовательном использовании форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования (А.А. Коростелев, Д.А. Полторецкий), оказании влияния на поступательное развитие экономики и макроэкономическое равновесие на каждом конкретном периоде ее функционирования [5,с. 38-41]. Субъектами данного процесса выступают государственные структуры, а объектами являются расходы и доходы участников общественного производства.
Целью государственного финансового регулирования является определение пропорций накопления и распределения ресурсов, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровнях. Такое централизованное вмешательство необходимо для обеспечения надлежащих условий жизнедеятельности, установления и поддержания правового режима, проведения стабилизирующих мероприятий, обеспечения социально-ориентированного распределения ресурсов и т.д.
Осуществление финансового регулирования экономики государством (О.П. Молчанова) обусловлено также необходимостью учета действия объективных экономических законов общественного развития [8, с. 13-20]. Ввиду того, что процесс государственного финансового регулирования осуществляется по субъективно намеченному пути финансовой политики и механизму ее внедрения в хозяйственную практику, деятельность этой политики будет тем более действенным и отвечать требованиям практики, чем полнее будут учитываться интересы субъектов хозяйствования, отраженных в экономических законодательных актах и соответствующих им экономических категориях. Программа опре-
деляется как целостное, долгосрочное направление, обеспечивающее государственные нормативные акты, а также акты нижестоящих структур. Допускается незначительная корректировка тактического характера по заранее непредвиденным обстоятельствам. Необходимо функционирование демократической системы выражения позиций для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, национальных, профессиональных, социальных, групп. Весь этот процесс, как отмечают некоторые ученые (А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев) должен регулироваться отлаженной законодательной системой, гибко и оперативно реагирующей на отступление от правил и норм поведения в хозяйственной и финансово-экономической деятельности [2, с. 3-14].
При таком подходе результативность финансового регулирования достигается при соблюдении государством определенных условий его осуществления. К основным условиям относятся: добыча природных ресурсов, выработка сырья, изготовление товаров для конечного потребительского назначения, разработка высокотехнологичных ресурсов в соответствии со спросом населения; достижение ресурсно-технологического равновесия, структурная перестройка экономики с динамичным развитием как можно большего набора производств по технологическим стандартам, поддержание необходимых жизненно важных средств: транспорта, топливно-энергетических, агропромышленных комплексов, высокоскоростной мобильной связи; демонополизация хозяйственных структур и процессов на всех уровнях управления; развитие предпринимательства, конкуренции на основе подлинного равноправия всех субъектов хозяйствования и всех форм собственности, позволяющие формировать и расширять рыночную инициативу, свободного развития коммерческой деятельности, равноправных возможностей при выборе видов деятельности в рамках законопроекта; возможность беспрепятственного самостоятельного перемещения подвижных средств производства: рабочей силы, информации, капитала в разной форме, технологий, прав собственности и т.д. между производствами, отраслями, территориями, как в границах страны, так и в рамках единого интеграционного международного пространства нескольких государств, объединенных в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего, преимущественно, из положений международной кооперации и разделения труда.
Финансовое регулирование экономики совершается в трех формах: кредитование, государственное финансирование и самофинансирование. Кредитование представляет собой способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет банковских ссуд, предоставляемых на условиях платности, срочности и возвратности. Государственное финансирование совершается за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов на безвозвратной основе. Самофинансирование осуществляется за счет использования собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а в слу-
чае их недостатка используются заемные или кредитные ресурсы в форме выпуска ценных бумаг.
Рыночная экономика сегодня регулируется, преимущественно, с помощью косвенных экономических и административных методов. При постоянно меняющемся их процентном соотношении превалируют, преимущественно, экономические методы, так как они не ограничивают свободу предпринимательства, оказывают регулирующее воздействие на экономику и не носят разрушительный характер [6, с. 42-45].
Изменяя процент по вкладам, ставку кредита, норму обязательных банковских резервов, проводя операции на рынке в открытом режиме, государство оказывает существенное влияние на величину производства, размер инвестиций, занятость населения, динамику цен и т.д. В условиях снижения производства государство использует методы, активизирующие экономическую инициативность, а в некоторых случаях вводит экономические меры, сбавляющие эту активность.
Ведущее направление правового регулирования экономики - создание, утверждение и реализация прогнозов и программ социально-экономического и культурного развития страны. Последовательность прогнозирования и разработки программ и соответствующие права и обязанности государственных органов в этой области закреплены в региональных законах, таких как: «О концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», «О порядке разработки и реализации территориальных (областных) программ». Более долгосрочные целевые программы должны содержать механизмы комплексного финансового управления, как в территориальном, так и в отраслевом срезе.
В финансовом регулировании экономики принимают участие разные звенья и сферы финансово-хозяйственной системы: страхование, государственный бюджет, финансы предприятий, ценные бумаги и др. Регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования территориальных и отраслевых пропорций. Систематическое использование финансов в эффективном регулировании экономики создает важные предпосылки для модификации отраслевой, воспроизводственной и территориальной структур общественного производства.
Важнейшим инструментом государственного регулирования воспроизводственных пропорций выступают финансы предприятий. С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры вырабатываемого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе определения оптимального соотношении между средствами, направляемыми на накопление и потребление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Регулярное употребление финансов предприятий для согласования воспроизводственных пропорций не исключает, в то же время, участия в данном процессе, банковского кредита, страхования, бюджета и т.д.
Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную аморти-
зацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.
В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства. В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.
В условиях рыночной экономики для регулирования отраслевых пропорций используются государственный бюджет и финансы предприятий. При этом на валютном рынке предприятия ищут сферы наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: инвестируют свои средства в недвижимость, покупают акции других предприятий, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует структуру отраслевого общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.
Экономическое развитие современной России нацелено на повышение уровня жизни населения, обеспечение национальной безопасности и обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.
Для повышения уровня жизни населения необходимо добиться динамичного роста доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности в конкурентоспособных кадрах, а также создать условия для ведения здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни. Обеспечение национальной безопасности предполагает сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.
Тесная взаимосвязь экономического роста должна проявляться, прежде всего, в том, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны и упрочнением ее позиций на мировой арене. В этом случае экономический рост приобретает особую практическую значимость для всего общества.
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Обеспечение эффективной социальной защиты населения останется важнейшим приоритетом. Будет обеспечено совершенствование механизмов поддержки занятости населения, повышение эффективности реализуемых социальных программ. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества.
Расширяется подготовка специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение. В настоящее время высшее профессиональное образование расширяет свою сеть и осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. Созданы условия для повышения степени диверсификации образования посредством расширения набора изучаемых дисциплин и образовательных программ.
Необходимость государственного финансового регулирования в условиях рыночной экономики определяется тем, что рыночный механизм не позволяет разрешить многие задачи экономического и социального развития страны.
Можно назвать следующие проблемы, решение которых невозможно без использования инструментов государственного вмешательства на социальные и экономические процессы:_
1. Отсутствие механизма справедливого распределения доходов между гражданами страны. Рыночный механизм саморегулирования поддерживает достаточный уровень доходов, преимущественно, участникам рыночных отношений, но большая часть населения страны не участвует непосредственно в рыночных экономических отношениях - это работники таких сфер, как здравоохранение, образование, наука, культура и других бюджетных отраслей. В этих отраслях сфера распространения рыночных отношений относительно неустойчивая. Непосредственными участниками рыночных отношений не являются и такие категории граждан, как учащиеся, инвалиды, пенсионеры. Использование только рыночных механизмов управления не дает возможность обеспечить достаточный, а иногда и необходимый уровень доходов данной части населения, так как они не производят и не продают готовую продукцию, не оказывают никакие услуги и, соответственно, не имеют собственных доходов.
2. Проблема высокой безработицы. Использование только рыночного механизма регулирования социально-экономических процессов не позволяет обеспечить постоянным даже тот уровень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудоспособного населения. Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями показал, что уровень безработицы не должен превышать этот нормативный уровень. Его превышение ведет к возникновению и развитию негативных экономических и социальных последствий для государства: неполное, нерациональное использование трудовых ресурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения. Уровень безработицы ниже этого норматива, как ни странно тоже нежелателен, т.к. возникают трудности в развитии рыночной экономики: дефицит трудовых ресурсов на рынке труда и как следствие - снижение темпов развития производства.
3. Проблема инфляции, которая состоит в наличии в сфере обращения чрезмерного количества денежных знаков. Мировой опыт экономически развитых стран также выявил некоторый условный норматив инфляции - 2-3% в год. Если реальный уровень инфляции превышает данный норматив, то возникают отрицательные социальные и экономические последствия, которые ведут к снижению заинтересованности субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей деятельности, т.к. происходит девальвация будущих расходов их хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в результате вложения средств они извлекут соответствующий объем прибыли. В результате высокого уровня инфляции резко снижается жизненный уровень населения, т.к. потребительские цены повышаются.
4. Проблема обеспечения высоких темпов научно-технического прогресса. Хозяйствующие субъекты, как известно, заинтересованы в использовании результатов технических исследований, которые могут повысить параметры хозяйственной деятельности по различным критериям, понизить себестоимость продукции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Рыночный механизм очень эффективен относительно этой формы научно-технического прогресса, т.к. внедрение любых прогрессивных результатов в хозяйственную деятельность значительно поднимает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, и это внедрение является одним из основных методов конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой.
Проанализировав проблемы, которые невозможно решить без государственного регулирования экономики, а также учитывая мировой опыт государственного регулирования можно считать доказанным, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. В развитой рыночной
экономике перспективными являются следующие направления:
1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной зарплаты составляет основной элемент государственной «политики доходов».
2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:
-- свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;
-- получение желаемого уровня общего и специального образования;
-- материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).
В сфере занятости основной целью государства является снижение безработицы на «нормальном уровне» (около 4-5% от численности трудоспособного населения). Для этого применяются, в частности, решения по установлению налоговых льгот предприятиям, увеличивающим количество рабочих мест, регулируется въезд иностранных работников, организуются действующие биржи труда и т. д.
3. Индексация фиксированных доходов. Речь идет о частичной компенсации государством денежных потерь населения вследствие инфляционного повышения цен на жизненно необходимые потребительские товары. Такое возмещение достигается индексацией фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. необходимо, однако, иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в прожиточный потребительский минимум. В государственном секторе номинальная компенсация фиксированных доходов происходит за счет предпринимательской прибыли, и за счет государственного бюджета. Сбережения населения в банках, страховые полисы и государственные облигации также подлежат индексации.
Таким образом, объективная необходимость развития экономики страны - государственное финансовое регулирование. Причем, уровень государственного регулирования зависит от степени развития рыночных отношений. Государство активно воздействует на экономику посредством налоговой системы, законодательных ограничений, государственных инвестиций, обязательных платежей и отчислений, льгот, субсидий, кредитования, осуществления государственных экономических и социальных программ.
Обеспечение экономического подъема во многом обусловливается качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития государства. Экономическая активность становится определяющим и ведущим объектом государственного финансового регулирования экономики страны в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста экономики Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Государственные программы: реальный или номинальный инструмент управления экономикой? // Экономист. - 2014. - N 6. - С.20-27.
2. Артемов А. Брыкин А., Шумаев В. Модернизация государственного управления экономикой / А.Артемов, // Экономист. - 2008. - N 2. - С.3-14.
3. Брыкин А. Важность обратных связей государственного управления // Экономист. - 2010. - № 11. -
С.91-93.
4. Калинова К. Нормативно-правовое закрепление государственного управления промышленностью // Власть. 2012. № 12. С.134-136.
5. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. // Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
6. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.
7. Котова Л.Г., Казаченко О.В., Ильясова А.В. Влияние глобализации экономики на продовольственную безопасность страны // XXI век: итоги прошлого
и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 261-265.
8. Крохмалёв С.В. Задачи эффективного управления экономическими субъектами //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 16-19.
9. Молчанова О.П. Государственное регулирование в сфере инновационного предпринимательства и государственное управление / О.П.Молчанова, В.В.Солодов // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 2. С. 13-20.
10. Руденко А.А., Захаров С.О. Организационные структуры управления интегрированных корпоративных структур: современное состояние и перспективы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7 (10). С. 185-187.
FINANCIAL REGULATION OF ECONOMY IN THE CURRENT CONDITIONS
© 2014
M.H. Koybaeva, candidate of economic sciences, assistant professor of «finance and credit»
North Ossetian State University K.L. Khetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Annotation: The successful functioning of the economy probably provided when each of its structural division organically linked with others. Only on the basis of such agreement is achieved the need for constructive social production, which provides a balanced his development as a holistic process. To ensure the smooth functioning of structural units of the economy it is necessary financial regulation, by which we mean a division of financial resources, which leads to an increase in the growth rate of individual structures, restructuring of production in accordance with the modern needs of society.
Keywords: economy, financial regulation, social production, the market economy.
УДК 330.3.
РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ «ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
© 2014
Г.Э. Кудинова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, руководитель группы «Экономика природопользования» Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти (Россия) З.Ф. Мазур, доктор педагогических наук, профессор, патентный поверенный РФ, директор Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения Тольятти (Россия)
Н.А. Кудинова, бакалавр 4 курса Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Москва (Россия)
Аннотация: Смена экономических формаций требует нового подхода к инвестиционным процессам в экономике, становления «инвестиционной экономики», позволяющей совершить прорыв в развитии общества, обеспечить создании новых конкурентоспособных продуктов производства, новых технологий и новых знаний. Для создания «инновационной экономики» следует рассмотреть предпосылки ее появления, составляющие ее элементы и возможности управления инновационными процессами.
Ключевые слова: устойчивое развитие, инновации, национальная инновационная система, «инновационная экономика», социально - экономическое развитие, рыночные отношения.
Термин «Устойчивое развитие» («sustainable development») был сформулирован для широкого употребления мировой общественностью в 1978 году и определял достижение стабильного экономического развития и сохранение природно-ресурсного потенциала.
В 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), которая в 1987 году опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором предлагался интегральный подход к разработке экономической политики на ближайшие десятилетия, и была сформулирована концепция «Устойчивого развития». Вопросы устойчивого развития рассмотрены в работах [1-5].
Устойчивое экономическое развитие страны, согласно сложившимся положениям экономической теории, основано на развитии четырех факторов: человеческого и физического капитала, природных ресурсов и технологий. При сбалансированности развития и взаимной интеграции этих факторов во все сферы экономики и общественной жизни возможен переход на инновационное развитие экономики и обеспечение устойчивого роста.
Главным конкурентным преимуществом в условиях современной рыночной экономики следует считать инновационный потенциал развития технологий, обеспе-
чивающий постоянное обновление товаров и услуг с целью повышения их качественных характеристик. Опыт развитых стран показывает, что формирование государственной инновационной политики становится общей чертой всех моделей экономического развития, хотя они и отличаются национальной спецификой. Страны, не создающие у себя мощный механизм инновационного процесса, теряют шансы на устойчивый экономический рост и достойное место в мировом сообществе [6].
Советская экономика, несмотря на значительные вложения финансовых, материальных и трудовых ресурсов, высокий научный потенциал и многочисленный инженерный корпус, так и не смогла стать инновационной. Административное установление плановых показателей по обновлению технической базы как главный инструмент побуждения субъектов экономической деятельности к внедрению научно-технических новшеств на практике доказало свою полную неэффективность (за исключением, может быть, предприятий ВПК) [6].
Разгосударствление предприятий не улучшило состояние дел: нововведения по прежнему носят «точечный» характер - негосударственные предприятия в основной своей массе не стремятся внедрять дорогие прогрессивные технологии и оборудование, отдавая предпочтение