Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурнович Т.Г., Григорян М.А., Курдакова Е.Г.

Статья посвящена исследованию механизмов финансовой поддержки технического развития на предприятиях аграрной сферы экономики. Исходным посылом к подготовке данного научного труда послужило то, что развитие высокотехнологичного сельского хозяйства становится тенденцией во многих развитых странах и одним из ключевых решений актуальных задач, обусловленных международной экономической интеграцией и технологической революцией 4.0. Применение высоких технологий в сельскохозяйственном секторе определяется точкой зрения правительства и страновыми природными условиями, соответственно, поддерживающая политика в области финансирования в каждой стране имеет свои особенности. Поэтому в работе подчеркивается необходимость изучения мирового опыта реализации финансово-кредитной политики по развитию высокотехнологичного сельского хозяйства, поскольку это имеет практическое значение для России как доминирующего производителя сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В статье предложены рекомендации для современного российского сельскохозяйственного производства, основанные на обобщении и критическом переосмыслении зарубежного опыта финансово-кредитного стимулирования развития сельского хозяйства и его технико-технологической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT OF TECHNICAL MODERNIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION

The article is devoted to the study of mechanisms of financial support for technical development at enterprises of the agricultural sector of the economy. The initial premise for the preparation of this scientific work was that the development of high-tech agriculture is becoming a trend in many developed countries and one of the key solutions to urgent problems caused by international economic integration and the technological revolution 4.0. The use of high technologies in the agricultural sector is determined by the government's point of view and the country's natural conditions, respectively, the supportive financing policy in each country has its own characteristics. Therefore, the paper emphasizes the need to study the world experience in implementing financial and credit policy for the development of high-tech agriculture, since this is of practical importance for Russia as the dominant producer of agricultural raw materials and food. The article offers recommendations for modern Russian agricultural production based on generalization and critical rethinking of foreign experience of financial and credit stimulation of agricultural development and its technical and technological base.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

EDN: EOXDWQ

Т.Г. Гурнович - д.э.н., профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, gurnovich@inbox.ru,

T.G. Gurnovich - doctor of economics, professor of the department of production organization and innovation, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

М.А. Григорян - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, milen0103@icloud.com,

M.A. Grigoryan - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Е.Г. Курдакова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, KurdakovaElizaveta@gmail.com,

E.G. Kurdakova - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Краснодар, Россия.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА FINANCIAL SUPPORT OF TECHNICAL MODERNIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация. Статья посвящена исследованию механизмов финансовой поддержки технического развития на предприятиях аграрной сферы экономики. Исходным посылом к подготовке данного научного труда послужило то, что развитие высокотехнологичного сельского хозяйства становится тенденцией во многих развитых странах и одним из ключевых решений актуальных задач, обусловленных международной экономической интеграцией и технологической революцией 4.0. Применение высоких технологий в сельскохозяйственном секторе определяется точкой зрения правительства и страновыми природными условиями, соответственно, поддерживающая политика в области финансирования в каждой стране имеет свои особенности. Поэтому в работе подчеркивается необходимость изучения мирового опыта реализации финансово-кредитной политики по развитию высокотехнологичного сельского хозяйства, поскольку это имеет практическое значение для России как доминирующего производителя сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В статье предложены рекомендации для современного российского сельскохозяйственного производства, основанные на обобщении и критическом переосмыслении зарубежного опыта финансово-кредитного стимулирования развития сельского хозяйства и его технико-технологической базы.

Abstract. The article is devoted to the study of mechanisms of financial support for technical development at enterprises of the agricultural sector of the economy. The initial premise for the preparation of this scientific work was that the development of high-tech agriculture is becoming a trend in many developed countries and one of the key solutions to urgent problems caused by international economic integration and the technological revolution 4.0. The use of high technologies in the agricultural sector is determined by the government's point of view and the country's natural conditions, respectively, the supportive financing policy in each country has its own characteristics. Therefore, the paper emphasizes the need to study the world experience in implementing financial and credit policy for the development of high-tech agriculture, since this is of practical importance for Russia as the dominant producer of agricultural raw materials and food. The article offers recommendations for modern Russian agricultural production based on generalization and critical rethinking of foreign experience of financial and credit stimulation of agricultural development and its technical and technological base.

Ключевые слова: высокотехнологичное производство, сельскохозяйственное производство, техническая модернизация, финансирование, кредитование.

Keywords: high-tech production, agricultural production, technical modernization, financing, lending.

Благодарности: статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 20-010-00079 А «Разработка экономических механизмов формирования, инновационного развития и адаптации материально-технической базы сельскохозяйственных организаций к условиям их размещения».

Acknowledgments: the article was prepared with the support of the RFBR grant 20-010-00079 A «Development of economic mechanisms for the formation, innovative development and adaptation of the material and technical base of agricultural organizations to the conditions of their placement».

Вклад науки и техники в сельскохозяйственное производство является правильным направлением и частью концепции развития высокотехнологичного производства, формирующей новую движущую силу в аграрной сфере российской экономики. Однако, несмотря на многие благоприятные условия для развития, сельское хозяйство сталкивается с трудностями, препятствующими распространению и повсеместному применению высоких технологий. Проектируемая инновационная модель развития сельскохозяйственного производства предполагает, что организация производства должна, с одной стороны, осуществляться в относительно больших масштабах, а с другой - быть соизмерима с вложениями в инфраструктуру и технологию производства при низком притоке инвестиционного капитала в сельское хозяйство в стране.

Кроме того, отмечает Болдырева И.А., в районах сосредоточения производства ощущается нехватка инвестиций для масштабного применения науки и техники; рынок высокотехнологичной сельскохозяйственной продукции по-прежнему нестабилен. Развитию высокотехнологичного сельского хозяйства препятствуют и ограниченность исследований по практике и методам передачи технологий наряду с квалифицированными кадрами [1].

Минаков И.А. в своем исследовании определил, что для преодоления этих трудностей в последнее государство уделяло внимание разработке и провозглашению конкретных механизмов и политики по привлечению инвестиций в высокотехнологичное сельскохозяйственное производство и поддержке бизнеса и фермерских хозяйств в высокотехнологичном сельскохозяйственном производстве [4]. Наряду с этим государство также тратит много средств на создание условий для исследований, специализирующихся на трансферте технологий повышения производительности и качества сельскохозяйственной продукции; проводит политику долгосрочного отвода земель и лесов пользователям, создания условий для аккумуляции и концентрации земель сельскохозяйственного назначения на рыночных началах для формирования современного сельского хозяйства [4].

Как показало проведенное исследование, в 2019-2021 гг. отмечается разнонаправленная динамика объемов инвестиций в сельское хозяйство в фактически действовавших ценах. Так, если инвестиции сельского хозяйства России в 2016 г. составили 379,8 млрд руб. (124,6 % к предыдущему году), то в 2020 г. - 466 млрд руб. (99,2 % к предыдущему году). При

этом доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций по России составляет около 3 % и также имеет тенденцию к сокращению. В течение всего обозначенного временного ряда сельское хозяйство остается хронически недофинансированной отраслью [3].

Это свидетельствует об ухудшении привлекательности отрасли для отечественных инвесторов, материально-технической базы сельскохозяйственного производства и снижении возможностей сельскохозяйственных предприятий по дальнейшему увеличению производства продукции. В таблице 1 представлены данные по масштабам инвестиционного финансирования в рассматриваемом периоде.

Таблица 1 - Инвестиционное финансирование, млрд руб.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к 2016 г., %

Инвестиции за счет собственных средств 222,4 225,4 224,9 248,7 254,3 14,1

Инвестиции за счет привлеченных средств 157,4 175,1 206,8 221,0 211,7 34,4

Средства из федерального бюджета 4,6 4,6 4,4 6,0 4,2 -8,8

Средства бюджета субъектов РФ 4,7 6,3 4,2 4,7 3,2 -31,6

Средства местных бюджетов 0,1 0,4 0,8 0,4 0,4 3

Таким образом, в исследуемом периоде произошло снижение финансирования инвестиций сельского хозяйства за счет бюджетных средств, а именно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом объем финансирования из местных бюджетов растет.

В таблице 2 проанализирована динамика коэффициента обновления технической составляющей сельскохозяйственного производства за 2016-2020 гг.

Таблица 2 - Динамика коэффициента обновления технической составляющей сельскохозяйственного

производства

Техника Отношение 2020 г. к 2016 г., %

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Агрегаты доильные 3,1 3,0 2,8 2,9 3,1 0,0

Комбайные зерноуборочные установки 6,6 6,4 5,6 4,9 6,2 93,9

Комбайные кормоуборочные установки 5,0 5,0 4,6 4,2 5,3 106,0

Жатки 6,9 8.0 6,4 7,2 8,2 18,8

Тракторы 3,3 3,6 3,4 3,4 4,2 27,3

Уборочные машины 7,6 6,9 5,9 3,8 1,3 -82,9

Таким образом, за анализируемый период коэффициенты обновления тракторов и кормоуборочных комбайнов показывают положительную динамику. Остальная техника в сельскохозяйственных организациях за этот период не обновлялась [3].

В 2021 году была запущена Программа обновления парка сельскохозяйственной техники на 2021-2023 годы. Она направлена на оснащение подведомственных Минобрнауки России организаций необходимой техникой. На ее реализацию за счет средств федерального бюджета предусмотрено 1,5 млрд рублей, из них в 2021 году было доведено 400 млн.

Программой уже воспользовались 43 научных центра, закуплено 218 единиц техники. Ежегодное бюджетное финансирование научно-исследовательских институтов в сфере сельскохозяйственных наук увеличилось с 6,6 млрд рублей в 2013 году до 14,9 млрд рублей в 2021 году. Это более чем в два раза. Численность научных сотрудников увеличилась почти до 10 тыс. человек. Также ежегодно растет количество результатов интеллектуальной деятельности, число селекционных достижений увеличилось на 40 %.

В целях содействия развитию высокотехнологичного сельского хозяйства во многих странах принята политика финансовой, кредитной, налоговой, земельной поддержки сельскохозяйственного производства, поощрения и создания благоприятных условий для фермеров, применяют передовую науку и технологии в развитии сельского хозяйства.

Рассмотрим политику финансово-кредитной поддержки развития высокотехнологичного сельского хозяйства Израиля. Израиль является одной из ведущих стран в области сельского хозяйства с 280 предприятиями, работающими в этой области, и 200 экспортерами сельскохозяйственной продукции и услуг. Экспортный оборот Израиля в сельскохозяйственном секторе с ЧПУ оценивается в 4 миллиарда долларов в год. Однако мало кто знает, что Израиль является страной, в которой нет благоприятных условий для развития сельского хозяйства, а спрос на сельскохозяйственную продукцию значительно вырос из-за массовой иммиграции в конце 1980-х годов. Поэтому правительство Израиля уделяет приоритетное внимание развитию науки и техники и содействует их применению в областях, особенно в сельском хозяйстве. Чтобы создать условия для фермеров на малых фермах, чтобы иметь капитал для поддержания и развития сельскохозяйственной производственной деятельности, особенно для того, чтобы иметь достаточно капитала для доступа к передовым технологиям, применяемым в сельском хозяйстве, в 2015 году Израиль создал кредитный фонд с целью оказания помощи в создании мелких ферм, специализирующихся на растениеводстве. Правительство выступает гарантом банковских кредитов с гарантией 85 %, чтобы мелкие фермы с недостаточным обеспечением могли получить доступ к кредитам из этого кредитного фонда [2].

Специальные технологические стартапы также представляют особый интерес для правительства Израиля. В 2019 году Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов совместно с Израильским агентством инноваций выделило 23 миллиона шекелей (6,4 миллиона долларов США) на поддержку технологических стартапов. Соответственно, было предоставлено три вида финансирования [2]:

- гранты на исследования и разработки (НИОКР) для компаний;

- гранты на поддержку сотрудничества между местными и региональными центрами НИОКР в частном секторе;

- финансирование для поддержки разработки новых продуктов.

Чтобы построить современное высокотехнологичное сельское хозяйство, Израиль вложил значительные средства в программы исследований и разработок в высокотехнологичном сельскохозяйственном секторе, который также является главным приоритетом для Израиля. Государственный бюджет ежегодно тратит около 90 миллионов долларов США на инвестиции в проекты НИОКР в сельскохозяйственном секторе, что составляет более 20 % от общего бюджета на НИОКР. В

течение 2017-2019 годов на исследования и разработки в сельскохозяйственном секторе ежегодно выделяется 344 млн шекелей (96 млн долларов США), из которых почти 73 млн шекелей (20 млн долларов США) ежегодно используются для финансирования обеспечения технической модернизации. Помимо инвестиционного капитала из государственного бюджета, финансирование НИОКР в сельскохозяйственном секторе также осуществляется за счет двустороннего сотрудничества, местных и национальных сельскохозяйственных организаций и частного сектора. Это финансирование предоставляется непосредственно для исследований и модернизации техники, современные технологические услуги для фермеров; поддержка продвижения маркетинга, рекламы, использования потенциальных рынков за пределами Израиля для сельскохозяйственной продукции с целью продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции и поощрения внедрения передовых технологий. Израиль также поощряет участие фермеров в программах поддержки инвестиций за счет освобождения от подоходного налога. Благодаря инвестиционному капиталу и продвижению пропаганды среди фермерских хозяйств об инновациях и достижениях науки и техники, Израиль создал условия для того, чтобы Израиль стал мировым лидером в области сельскохозяйственных технологий, особенно в сельском хозяйстве, возделываемом в засушливых и пустынных условиях[2].

Япония относится к странам с суровыми природными условиями. Однако в политике экономического развития эта страна всегда отдает приоритет инвестициям в развитие сельского хозяйства в направлении применения модернизации. В декабре 2018 г. Япония выпустила План по приданию импульса сельскому, лесному и рыбному хозяйству и местным сообществам. Этот план знаменует собой крупнейшее изменение сельскохозяйственной политики Японии, направленное на превращение сельского хозяйства страны в современную отрасль с эффективной цепочкой создания стоимости. План устанавливает пять основных целей:

- удвоить доход фермеров в течение 10 лет;

- удвоить экспорт сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции до 1 триллиона иен (9 миллиардов долларов США) к 2024 году;

- удвоить количество новых участников в сельскохозяйственном секторе;

- передача 80 % сельскохозяйственных земель фермерам в течение 10 лет;

- сокращение затрат фермеров на производство риса на 40 % в течение 10 лет.

Для достижения этих целей Япония уделяет особое внимание разработке комплексной финансово-кредитной политики в сельском хозяйстве для привлечения инвестиций в высокотехнологичное сельское хозяйство, особенно политики по мобилизации, распределению и использованию финансовых и кредитных ресурсов для сельского хозяйства [1].

Кроме того, в целях привлечения инвестиций в сельскохозяйственную отрасль, особенно в области высокотехнологичного сельского хозяйства, Япония уделяет особое внимание повышению качества сельскохозяйственной продукции, диверсификации сельскохозяйственной продукции за счет поощрения фермеров к активной производственной деятельности, перехода на высокоценные культуры, эффективно используя имеющиеся природные ресурсы для выращивания, избегая растраты ресурсов. Для достижения вышеуказанных целей Япония запустила программы поддержки цен, поддержки доходов и производственных затрат, управления рисками, кредитования, а также отчисления больших бюджетов на НИОКР в будущем.

Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии предлагает различные кредитные программы через Японскую финансовую корпорацию^С). JFC предоставляет фермерам долгосрочные кредиты под низкие проценты на срок до 25 лет. По состоянию на 2017 год кредитный баланс программы составляет 570 миллиардов иен (5,1 миллиарда долларов), или 11 % добавленной стоимости в сельском хозяйстве. Кредитные программы этих учреждений составляют 70 % кредитов на сельскохозяйственную деятельность. Ранее в Японии кредит был основной формой инвестиций сельскохозяйственных корпораций вместо прямых инвестиций. Однако в целях поощрения инвестиций в сельскохозяйственную отрасль в целом и сельское хозяйство в частности в 2012 г. Япония постепенно ослабляла правила, ограничивающие компании, не относящиеся к отрасли, от участия в сельскохозяйственном производстве. В 2016 году поправка к правилам сельскохозяйственных земель позволила несельскохозяйственным корпорациям инвестировать, владея 50 % акций сельскохозяйственных корпораций вместо 25 %, как раньше.

Рассмотрев опыт зарубежных стран, возможно сделать определенные выводы. Во-первых, защита отечественного сельскохозяйственного производства (посредством налоговой и ценовой политики) может помочь защитить мелких фермеров, создав рынки сбыта продукции для фермеров. Это дает толчок к тому, чтобы помочь отечественным фермерам чувствовать себя уверенно в производстве, совершенствовать технику выращивания и земледелия; постоянно совершенствовать и применять передовые технологии в сельскохозяйственной производственной деятельности; и в то же время привлечь больше новых факторов и новых предприятий для присоединения к сельскохозяйственному сектору [5].

В условиях экономической интеграции, когда мировой рынок все больше отдает предпочтение чистой и высококачественной сельскохозяйственной продукции, сильное развитие отечественного сельскохозяйственного сектора с высококачественной сельскохозяйственной продукцией принесет российскому рынку множество конкурентных преимуществ за счет экспорта из этих стран. Тем не менее, в настоящее время страны постепенно подписывают больше соглашений о свободной торговле, конкуренция будет расти, поэтому такие страны, как Израиль или Япония, также рассматривают возможность ослабления протекционистской политики с целью превратить сельскохозяйственную отрасль, в которой основное внимание уделяется сельскому хозяйству[3].

Во-вторых, все национальные правительства играют важную роль в формировании фондов венчурного капитала или в гарантировании сельскохозяйственных кредитов и поощрении стартапов в области сельского хозяйства. Это помогает привлекать иностранные инвестиции в сельскохозяйственные стартапы или мелких сельскохозяйственных производителей, которые могут получить доступ к кредитам. Некоторые страны (Израиль, Япония) проводят политику поддержки сельскохозяйственных страховых премий, помогают в управлении рисками и обеспечивают разумный уровень компенсации для покрытия убытков и не сильно влияют на факторы риска производства инвестора после причинения ущерба.

В-третьих, для развития сельского хозяйства страны (Япония, Израиль) делают акцент на предложении многих финансово-кредитных политик (высокие бюджетные расходы, кредитные пакеты для НИОКР фермеров), отраслей с низкими процентными ставками, налоговых льгот, сельскохозяйственных земля для поддержки и поощрения научно-технических исследований и разработок. В то же время страны также постепенно ослабляют некоторые налоговые правила и постепенно сокращают обременительные административные процедуры, чтобы люди, непромышленные предприятия или иностранные предприятия могли

участвовать и инвестировать в сельскохозяйственные поля, а также легко трансформировать сельскохозяйственные модели в сторону современности [1].

Исходя из опыта политики финансовой поддержки, кредитования, направленной на содействие развитию сельского хозяйства, особенно модернизации технической составляющей сельского хозяйства, можно сделать некоторые рекомендации для России.

Необходимо повышать осведомленность о роли и важности развития высокотехнологичного сельского хозяйства от центрального до местного уровня и до отдельных фермеров. Это обязательный фактор, определяющий направление и уровень развития высокотехнологичного сельского хозяйства России. Развитие высокотехнологичного сельского хозяйства требует методического видения, стратегии, плана развития и долгосрочных инвестиций для формирования национальных и региональных высокотехнологичных сельскохозяйственных зон и кластеров.

В контексте содержания концепции «Промышленная революция 4.0, сильное развитие» многие нормативные акты стали неадекватными, их необходимо продолжать пересматривать и дополнять для совершенствования, и в то же время необходимо актуализировать льготные механизмы и инструменты для поддержки развития высокотехнологичного сельского хозяйства. Необходимо иметь конкретную политику, включающую эффективные стимулы в области финансов, кредита, налогообложения для поддержки, поощрения и создания дополнительных условий развития высокотехнологичного сельского хозяйства.

Только таким образом отечественные и международные организации и частные лица смогут участвовать в инвестициях в науку и технологии в области высокотехнологичного сельского хозяйства, средства инвестиционного капитала целесообразно использовать на приобретение мощной техники, современных производственных и технологических линий, авторских прав, ноу-хау и патентов, переоснащение предприятий АПК. В то же время актуально и поощрение творчества фермеров в плане выращивания, ухода и переработки сельскохозяйственной продукции, повышения производительности труда и качества продовольствия, его экологичности для удовлетворения растущих потребностей рынка.

На основе исследований международного опыта можно сделать вывод также о целесообразности формирования фондов венчурного капитала, кредитных гарантий, инновационных стартапов для поощрения инвестиций в сельское хозяйство в России, одновременно поддерживая фермеров и другие предприятия малого агробизнеса. Необходимо сосредоточиться на пропаганде роли сельского хозяйства и продвижении фермерской торговли и брендинге качественной сельскохозяйственной продукции.

Источники:

1. Болдырева И.А. Инвестиционный механизм материально-технического обеспечения сельского хозяйства РФ // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. 2021. Т. 11. № 2. С. 219-233.

2. Карпенко Г.Г., Мельников А.Б., Шевцов В.В. Материально-техническая база агропромышленного комплекса - фактор обеспечения продовольственной безопасности // Вестник Академии знаний. - 2020. - N° 2 (37). - С. 137-143.

3. Климин С.И. Материально-техническое обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств // Вестник Белорусской гос. сельскохозяйственной академии. 2022. № 1. С. 47-50.

4. Минаков И.А. Развитие материально-технической базы сельского хозяйства: проблемы и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 11. С. 46-50.

5. Павлова Ю.В. Проблемы реализации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий аграрного сектора экономики // Достижения и перспективы развития вузовской науки: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (30 января 2018 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2018. С. 316-321.

6. Скворцова Г.Г., Кондратьева О.А. Инвестиции в системе факторов устойчивого развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - № 6 (375). - С. 1131-1148.

EDN: ILXNDI

Б.Ю. Дзарахова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, Ингушский государственный университет, Магас, Россия, d_bella@mail.ru,

B.Yu. Dzarakhova - candidate of economic sciences, associate professor of finance and credit department, Ingush state university, Magas, Russia;

П.И. Бостанова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, asya-Ki@yandex.ru,

P.I. Bostanova - candidate of economic sciences, associate professor of finance and credit department, North Caucasus state academy, Cherkessk, Russia;

АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ANALYSIS OF THE DEMOGRAPHIC SITUATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению демографической ситуации в Российской Федерации. В процессе исследования авторами проведен анализ численности населения по половозрастному составу с 2014 по 2020 годы. Также выявлены основные причины численности населения, увеличения числа смертности. Авторами проведен анализ соотношения полов исходя из которого видно, что женщин больше чем мужчин, что также влияет на снижение уровня рождаемости в РФ. Очевидным фактом, оказывающим негативное влияние на рождаемость, является то, что в настоящее время в России женщины сосредоточены возраста сосредоточены на своей карьере. Перевес численности женщин над мужчинами наблюдается практически во всех странах и Россия не исключение. Особенно значительным он был период войн и социальных катаклизм. А в послевоенное время эта разница объясняется крайне высокой смертностью в предпенсионных возрастах по ряду экономических, социальных и политических причин.

Abstract. This article is devoted to the study of the demographic situation in the Russian Federation. In the course of the study, the authors analyzed the population by gender and age composition from 2014 to 2020. The main causes of the population size and the increase in the number of deaths have also been identified. The authors conducted an analysis of the sex ratio based on which it is clear that there are more women than men, which also affects the decline in the birth rate in the Russian Federation. An obvious fact that has a negative impact on fertility is that currently in Russia women are focused and focused on their careers. The preponder-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.