Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "КУЛЬТУРА": СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТЫ'

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "КУЛЬТУРА": СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КУЛЬТУРА" / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ФОНДЫ КУЛЬТУРЫ / ЭНДАУМЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Елена Ивановна

В статье определены направления финансового обеспечения реализации национального проекта «Культура». Выявлены возможности эффективного использования как государственных фондов культуры, в частности Президентского фонда культурных инициатив, так и именных фондов, например, Благотворительного фонда Владимира Потанина, Фонда Елены и Геннадия Тимченко, корпоративных фондов, финансируемых крупным бизнесом. В результате анализа финансирования культуры в Российской Федерации отмечены особенности креативной экономики и показана превалирующая роль достижения социального эффекта, который, впоследствии способствует не только росту доходов в сфере творческой деятельности, но и укрепляет международные отношения, обеспечивая культурное взаимодействие творческих элит различных государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "CULTURE": SOCIAL AND ECONOMIC EFFECTS

The article defines the directions of financial support for the implementation of the national project «Culture». The possibilities of effective use of both state cultural funds, in particular the Presidential Fund for Cultural Initiatives, and nominal funds, for example, the Vladimir Potanin Charitable Foundation, the Elena and Gennady Timchenko Foundation, corporate funds financed by big business, have been identified. As a result of the analysis of financing of culture in the Russian Federation, the features of the creative economy are noted and the prevailing role of achieving a social effect is shown, which subsequently contributes not only to the growth of income in the field of creative activity, but also strengthens international relations, ensuring cultural interaction between the creative elites of various states.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "КУЛЬТУРА": СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТЫ»

ФИНАНСЫ

УДК 338

Воробьева Елена Ивановна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КУЛЬТУРА»: СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТЫ

FINANCIAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «CULTURE»: SOCIALAND ECONOMIC EFFECTS

В статье определены направления финансового обеспечения реализации национального проекта «Культура». Выявлены возможности эффективного использования как государственных фондов культуры, в частности Президентского фонда культурных инициатив, так и именных фондов, например, Благотворительного фонда Владимира Потанина, Фонда Елены и Геннадия Тимченко, корпоративных фондов, финансируемых крупным бизнесом. В результате анализа финансирования культуры в Российской Федерации отмечены особенности креативной экономики и показана превалирующая роль достижения социального эффекта, который, впоследствии способствует не только росту доходов в сфере творческой деятельности, но и укрепляет международные отношения, обеспечивая культурное взаимодействие творческих элит различных государств.

Ключевые слова: финансовое обеспечение культуры, креативная экономика, национальный проект «Культура», государственные и частные фонды культуры, эндаумент, социальный эффект, экономический эффект.

The article defines the directions of financial support for the implementation of the national project «Culture». The possibilities of effective use of both state cultural funds, in particular the Presidential Fund for Cultural Initiatives, and nominal funds, for example, the Vladimir Potanin Charitable Foundation, the Elena and Gennady Timchenko Foundation, corporate funds financed by big business, have been identified. As a result of the analysis of financing of culture in the Russian Federation, the features of the creative economy are noted and the prevailing role of achieving a social effect is shown, which subsequently contributes not only to the growth of income in the field of creative activity, but also strengthens international relations, ensuring cultural interaction between the creative elites of various states.

Keywords: financial support of culture, creative economy, national project «Culture», public and private cultural funds, endowment, social effect, economic effect.

ВВЕДЕНИЕ

Значение национального проекта «Культура» в обеспечении социально- экономического роста Российской Федерации усиливается, так как создать развитую национальную экономику, конкурентоспособную на уровне мировых стандартов, невозможно не сформировав человеческий капитал. Гражданская позиция и высокое духовное развитие общества — основа социально-экономического прогресса в государстве.

Креативная индустрия в экономической системе сегодня охватывает многие сферы творческой деятельности — кинематограф, литературу, издательское дело, художественные галереи и биеннале, музеи, моду, народные промыслы. Капитализация креативной индустрии в мире растёт и уже достигла 2,3 трлн. долл., а вклад в ВВП креативного сектора экономики в развитых странах превышает10%. В Российской Федерации также наблюдается рост креативного сектора эконо-

5

мики, вклад в ВВП около 3 %. Это примерно среднемировой уровень. Однако, Россия, обладая огромным потенциалом в литературе, живописи, народных промыслах нашей многонациональной страны, могла бы не только увеличить эти показатели, но и выйти в мировые лидеры.

Важную роль в поддержке культуры в государстве играет правильно организованная система финансирования. Два основных направления — это государственное финансирование культуры и частное, исторически известное, как меценатство.

Основная часть финансирования культуры осуществляется за счёт федеральных средств. Это, безусловно, правильно, так как сохранение культурного наследия, формирование духовных ценностей граждан, обеспечение реализации творческого потенциала каждой личности, развитие всех сфер креативной экономики — это одно из наиболее важных направлений социально-экономической политики государства. Однако для достижения высокого социального эффекта недостаточно только государственного финансирования. Необходимо привлечение частного капитала и стимулирование творческой активности населения. Сочетание государственной и частной форм финансирования будет способствовать успешной реализации национального проекта «Культура». ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Эффективная реализация национального проекта «Культура» невозможна без рационального финансового обеспечения. Особенности каждой из сфер креативной экономики вызывают необходимость применения различных подходов в процессе финансирования издательского дела, фестивалей творческих коллективов и выставок произведений искусства, кинематографа, музейного дела и других направлений национальной культуры.

Целью статьи является определение наиболее эффективного формирования и использования источников финансирования культурной сферы, обоснование рационального применения различных финансовых и управленческих инструментов, а также выявление значимости социального эффекта от реализации национального проекта «Культура». РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие культуры в современном мире приобретает наиболее важное значение, что связано с усилением творческого подхода в социально- экономической деятельности государства.

В Российской Федерации уделяется достаточно большое внимание культурному развитию и увеличиваются бюджетные и внебюджетные расходы на финансирование данных мероприятий (рис. 1).

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Рис. 1. Динамика расходов на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, млрд руб. (Составлено на основании [3]).

6

С 2019 года введен национальный проект «Культура», структура которого представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура национального проекта «Культура» (Составлено автором)

Для финансирования национального проекта «Культура» до 2024 года была выделена сумма, которая в настоящее время составляет более 200 млрд. рублей (рис. 3). Финансирование может быть увеличено в связи с появлением новых форм культурного развития. При этом пандемия коронавируса отрицательно повлияла на возможности достижения запланированных ключевых показателей, и сроки реализации проекта были продлены до 2030 года.

Сложность выполнения поставленных задач была вызвана карантинными ограничениями при посещении концертных залов, музеев, картинных галерей. Кроме того, были отменены массовые мероприятия, что не позволило обеспечить проведение книжных ярмарок, фестивалей, и ограничило возможности проведения музыкальных конкурсов. Одновременно стали развиваться раз-

мин руб.

Федеральный проект "Культурная среда" Федеральный проект "Творческие люди"

А Федеральный проект "Цифровая культура" )< Национальный проект "Культура"

Рис. 3. Распределение средств по Национальному проекту «Культура» за 2019-2024 годы (Составлено на основании [4])

7

личные формы «цифровой культуры», которые не всегда соответствовали статусу культурных мероприятий и не отвечали нравственным критериям.

Талантливый подход в освоении онлайн пространства настоящих деятелей культуры, руководителей учреждений позволил организовать интересные и познавательные экскурсии по залам Третьяковской галереи, Русского музея, просмотры фестивальных кинофильмов, были организованы онлайн концерты лауреатов музыкальных конкурсов, творческие онлайн встречи с выдающимися деятелями культуры.

Одной из успешных форм популяризации культурных мероприятий в молодёжной среде возрастной категории от 14 до 22 лет стала программа «Пушкинская карта», которая стартовала 1 сентября 2021 года. По этой карте можно приобретать билеты в театры, музеи и концертные залы за государственный счёт. В этом году на каждую карту государством было перечислено 3 тысячи рублей, а в будущем 2022 году планируется увеличить сумму до 5 тысяч рублей и добавить возможность посещения по этой программе кинотеатров. За две недели использования «Пушкинской карты» молодые люди купили 150 тысяч билетов на посещение культурных мероприятий на сумму 117 миллионов рублей. Это и одна из форм обеспечения духовного развития молодёжи и поддержка отраслей культуры в сложное время ограничений из-за пандемии коронавируса. Программа охватила все 85 субъектов Российской Федерации, что говорит о высоком уровне организации проведения мероприятий учреждениями культуры и о заинтересованности молодёжи в своём культурном развитии [7].

Министерством культуры по поручению президента Российской федерации реализуется крупный международный проект «Русские сезоны». Целью проекта является популяризация произведений русской культуры, обеспечение доступа к культурному контенту нашей страны. Реализация проекта была начата в самом начале пандемии COVID-19. Однако, несмотря на сложность осуществления проекта из-за карантинных мероприятий, его реализация была продолжена с использованием созданной для этих целей онлайн-платформы Stay home with Russian Seasons. С момента запуска платформы 23 марта 2020 года было проведено 150 трансляций, которые набрали 45 миллионов просмотров. На сайте онлайн-сервиса в свободном доступе размещены материалы участников проекта «Русские сезоны» — Мариинского театра, Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Большого симфонического оркестра имени П.И Чайковского, Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета и многих других. Трансляции платформы сопровождаются переводом на французский или английский языки, что позволяет иностранным поклонникам русской культуры получать в онлайн-формате полноценный доступ к выступлениям ведущих творческих коллективов, а также к учреждениям культуры Российской Федерации [5]. Этот проект не только способствует экспорту культурных достижений нашей страны, но и усиливает международное влияние России, формирует её позитивный образ.

Особое внимание государство уделяет созданию условий для культурного развития населения по всей стране, обеспечения равного доступа к культурному контенту.

На совещании президента с членами правительства 14 сентября 2021 года министр культуры России Ольга Любимова отметила, что крайне важно, чтобы современная инфраструктура была сформирована по всей нашей стране, в том числе в малых городах и сёлах. Государством выделено почти 2 млрд. рублей на создание модельных муниципальных библиотек, комплектование их фондов, а также оснащение детских театров и театров кукол. Министр сообщила, что планируется создать в 2021 году 154 библиотеки нового поколения. Это модельные библиотеки в 60 регионах страны, приобрести не менее 1 млн новых книг для муниципальных и государственных библиотек, финансово поддержать детские театры в 62 субъектах России. Кроме того, по итогам послания президента России Федеральному собранию работа по модернизации библиотек будет продолжена и дополнительно выделяется 1 млрд. рублей из федерального бюджета.

Большая часть культурных учреждений в России функционирует как государственные (муниципальные) и получают прямое финансирование из государственного бюджета. Однако в последнее десятилетие получили развитие и частные фонды, финансирующие культурные учреждения, социокультурные проекты, а также оказывающие финансовую поддержку деятелям творческих профессий.

8

Фонды, созданные для финансирования культурной деятельности, можно разделить по следующим направлениям:

1. Государственные фонды.

2. Фонды, функционирующие при организациях культуры. Фонды целевых капиталов.

3. Частные фонды системной поддержки культуры.

4. Частные именные фонды.

5. Корпоративные фонды.

6. Квазигосударственные фонды.

Для гармоничного и устойчивого развития культурных индустрий в Российской Федерации необходимо финансовое обеспечение с использованием как государственного бюджета, так и средств частного капитала.

Российский фонд культуры наиболее значимый среди государственных фондов. В рамках выполнения национального проекта «Культура» он финансирует приоритетные направления культурного развития в России. Это — сохранение культурного наследия, раскрытие творческого потенциала создателей произведений искусства, стимулирование культурной активности населения. Российский фонд культуры осуществляет финансовую поддержку (в форме грантов) некоммерческих организаций, которые предоставляют на конкурс творческие проекты по различным направлениям культурной сферы. Наиболее затратные, долгосрочные проекты финансируются за счёт государственных средств. Это строительство театров, музеев, проведение масштабных культурных мероприятий, охватывающих все регионы страны. По данным Министерства культуры, кроме средств госбюджета ещё 15% финансирования культурных проектов осуществляется из внебюджетных источников. Внебюджетные источники — это государственные гранты и средства различных фондов. К 2030 году планируется увеличить этот показатель до 25%.

С 15 июня 2021 года начал работать Президентский фонд культурных инициатив. Фондом представлена грантовая программа для сферы креативных индустрий. Генеральным директором фонда был назначен один из победителей конкурса «Лидеры России» Роман Карманов, который ранее успешно строил свою карьеру в медиа сфере. Активность соискателей грантов была настолько высокой, что всего за полтора месяца на сайте были зарегистрированы 39000 творческих команд, а общая смета проектов, поданных в фонд, превысила 84 миллиарда рублей. Некоторые авторы подавали заявки на совместное финансирование проектов.

Проекты рассматривались в самых разных сферах культуры, а заявки были поданы из 83 субъектов Российской Федерации. Одна из грантовых программ фонда «Место силы» направлена на развитие креативной экономики в регионах. В этой программе особое внимание уделяется поддержке уже существующих культурных инициатив, развитию сельских домов культуры, театральной инфраструктуры, комплексному развитию территорий через социокультурные проекты. Был представлен сериал о жизни Русской православной церкви, проект, предлагающий мобильное приложение по выбору книг для детей и подростков, что очень важно в наше время сложности выбора в потоке информации наиболее высокохудожественных литературных произведений в форме и доступной и интересной для подрастающего поколения. Были представлены и музыкальные проекты. Например, региональный проект «Музыкальное сердце театра» (Новосибирск), проект на проведение конкурса «Столетие джаза».

В фонде разработана система компетентной экспертной оценки проектов, которая исключает любые проявления необъективности.

С 2020 года в России наблюдается рост эндаумент-фондов. Этот вид фондов распространён во всем мире. Наиболее известный — это Нобелевский фонд. Эндаументы — это фонды целевого капитала, которые должны обеспечить частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений, финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода, формирование долговременного источника финансирования некоммерческой деятельности. При таком типе благотворительности пожертвованная сумма не расходуется одномоментно, а инвестируется, обеспечивая социальный и экономический эффекты. Такой подход в финансировании не только создаёт ресурсную базу для реализации культурных инициатив, но и позволяет осуществлять стратегическое планирование в культурной сфере.

Федеральный закон №275 о целевом капитале в Российской Федерации был принят 2006 году. Изначально при формировании целевого капитала требование было вложить не менее 3 милли-

9

онов рублей. Однако сейчас с ростом количества целевых фондов увеличивается и размер целевого капитала. Согласно данным Национального рейтингового агентства на сентябрь 2021 года в 230 российских эндаумент-фондах аккумулировано более 35 миллиардов рублей. Однако большинство таких фондов функционирует в сфере образования, а в сфере культуры действуют примерно 17% эндаументов.

В начале 2021 года прошла презентация проекта фонда целевого капитала для поддержки культуры в Приморье на Московской школе управления «Сколково». Цель проекта — развитие Приморской государственной картинной галереи.

Эндаумент-фонд есть и у Третьяковской галереи. Цель его создания — это пополнение коллекции и поддержка малых музеев Третьяковской галереи.

Активизации эндаумент-фондов способствовала и принятая в 2019 году концепция содействия благотворительной деятельности до 2025 года, в которой отмечена деятельность целевых фондов. В 2020 году Госдума приняла поправки в закон о формировании целевых капиталов, в которых были сняты достаточно значимые ограничения. Например, публичный сбор средств можно использовать не только для пополнения фонда, но и для формирования целевого капитала.

Наиболее известный в Российской Федерации именной фонд — это Благотворительный фонд Владимира Потанина, который занимается системным развитием целевых капиталов, в том числе в культуре. Например, фондом финансируется большая программа «Музей без границ», в которой представлены несколько конкурсов. Флагманский конкурс «Музей 4.0», в котором несколько номинаций, в том числе номинация «Музей+ театр», новый конкурс в программе «Индустриальный эксперимент» в котором музейная деятельность связана с индустриальным наследием, конкурсы «Музейный волонтёр», «Музейный десант».

Высокая социальная значимость у программы фонда «Эффективная филантропия», по которой осуществляется поддержка создания центров социальных инноваций в культуре. Такие центры уже работают во многих городах и способствуют развитию территорий. Современная экономика невозможна без креативных индустрий, а культура является важной составляющей креативной экономики. Социокультурные проекты, реализацию которых осуществляет Благотворительный фонд Владимира Потанина, улучшают региональный инвестиционный климат, повышая уровень благосостояния россиян [1].

Значительный вклад в социально-культурное развитие регионов осуществляет именной Фонд Елены и Геннадия Тимченко. Социально значимой составляющей деятельности фонда является реализация программы «Культура». Миссия программы обозначена как «Создание условий для реализации человеческого потенциала и повышение качества жизни людей в провинции через творчество и доступ к качественным культурным услугам. Развитие культурного диалога между Россией, Западом и Востоком как основы выстраивания добрососедских отношений».

Одной из положительных сторон деятельности этого фонда является то, что фондом выбираются направления, где развитие необходимо, а поддержки почти нет совсем. Выбираются территории, обладающие уникальными ресурсами, но не получающие помощи от региональных властей. И это не простое финансирование культурных программ, а создание условий для раскрытия потенциала российского народа, это направление развития территорий, путь к возрождению малых городов и сёл.

С 2014 года фондом была запущена программа «Культурная мозаика малых городов и сёл», которая уже получила более пяти с половиной тысяч заявок, а 459 проектов в 65 российских регионах получили поддержку. Но самое главное заключается в том, что фонд, проанализировав заявки, предложения, проекты этого направления, смог разработать стратегию развития жизни на малых территориях. Например, реализация проекта в городе Тулун Иркутской области «Стеклянная сказка Тулуна» позволила не только возродить сувенирное стекольное производство, но и восстановить технологию работы со стеклом, разработать дизайн-проекты, привлечь в проект молодёжь. Успешность проекта способствовала активизации городских властей, которые помогли организовать. сельский туризм.

Помимо «Культурной мозаики малых городов и сёл» фонд оказывает поддержку Киноакадемии Никиты Михалкова, которая приглашает из регионов молодых специалистов, оркестру Юрия

10

Темирканова, фестивалю «Золотая маска» в направлении развития театров в малых городах, уделяя особое внимание обучающим программам повышения актёрского мастерства в Москве для сотрудников малых театров [8].

Таким образом, реализация культурных проектов прежде всего помогает решать социальные задачи (повышение занятости населения, улучшения качества жизни), но и приводит к экономическому росту в регионах, так как активизируются новые для регионов виды деятельности, растут доходы местных жителей. Появляются финансовые ресурсы для улучшения инфраструктуры, например, транспортной, развивается гостиничное дело.

Необходимо отметить, что иногда даже небольшие финансовые вложения в культуру приводят к высокому социально- экономическому эффекту. Яркий пример-якутское кино. Фильмы, снятые с использованием незначительных финансовых средств, имели большой успех не только в нашей стране, но в странах с высокоразвитым кинематографом. Талант и высокий уровень профессионализма якутских кинематографистов неоднократно отмечали на отечественных и зарубежных фестивалях.

Остаются ещё нереализованными возможности квазигосударственных фондов, ресурсная база которых включает и государственные средства, и частный капитал. Это объясняется тем, что в Российской федерации не определён механизм сочетания двух видов финансовых потоков, поэтому у нас либо государственные фонды, либо частные. В европейских странах, напротив, квазигосударственные фонды достаточно распространены и оказывают поддержку современному искусству, кинематографии и другим видам творческой деятельности.

Бизнес также активно вовлекается в финансирование культурных программ, создавая корпоративные фонды. Бизнес-структуры формируют корпоративные фонды за счёт выделения финансовых поступлений для некоммерческих целей. Эти компании не только финансируют культурные проекты, но и участвуют в реализации выбранных программ. В России такие фонды есть у «Северстали», Райффайзенбанка, у АФК «Система», РУСАЛа, ВТБ. Развитие корпоративных фондов проходит успешно и можно отметить рост корпоративно-социальной ответственности.

О поддержке творческих деятелей-музыкантов, писателей, режиссёров, которые создают настоящие культурные ценности очень точно было сказано главным редактором газеты «Культура», писателем Петром Власовым: «Если вы облечены властью — помогите нормальным культурным деятелям получить грант или выступить с концертом. Если человек со средствами — станьте меценатом, дайте им возможность творить. Если журналист — пишите о них, а не о тех, кто собирает дурно пахнущие лайки в интернете. Цель — создать в нашем обществе своего рода сеть взаимопомощи из миллионов людей, которая бы всячески поддерживала и продвигала настоящую культуру» [2]. Это правильное направление поддержки культурных инициатив, которое, на наш взгляд, сейчас эффективно осуществляется.

Таким образом, можно наблюдать, что значение культуры в социально-экономическом развитии государства растёт и социальный эффект способствует не только экономическому росту, но и повышению экспортного качества произведений российского творчества. ВЫВОДЫ

Проведённые исследования показали значение финансирования и реализации культурных проектов. Выявлены особенности наиболее эффективного формирования и использования источников финансирования культурной сферы. Использование инновационного подхода в распределении финансовых ресурсов, как, например, создание «Пушкинской карты», организации «Русских сезонов» позволяет получить высокий социальный эффект.

Основное финансирование культуры осуществляет государство, но усиливается влияние частных фондов, эндаументов, которые не только финансируют культурные программы, но и способствуют развитию малых городов, сёл. Раскрывая творческий потенциал людей, частные фонды помогают возрождать народные промыслы, создают рабочие места и улучшают качество жизни россиян.

Комплексное использование источников финансирования культуры, творческий подход в распределении финансовых ресурсов обеспечат реализацию национального проекта «Культура» и будут способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благотворительный фонд Владимира Потанина: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fondpotanin.ru (дата обращения: 30.09.2021).

2. Власов П. Жить в темные времена / Петр Власов [Электронный ресурс] // газета «Культура». — Режим доступа: portal-kultura.ru/articles/opinions/331776-zhit-v-temnye-vremena/ (дата обращения: 30.09.2021).

3. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. — Режим доступа: minfin.gov.ru/ru/statistics/ conbud/ (дата обращения: 30.09.2021).

4. Паспорт Национального проекта. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс] // Национальный проект «Культура». — Режим доступа: culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/НП_Культура.pdf (дата обращения: 30.09.2021).

5. Президентский фонд культурных инициатив: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: фондкультурныхинициатив.рф (дата обращения: 30.09.2021).

6. Русские сезоны: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.russianseasons.org/ ru/ (дата обращения: 30.09.2021).

7. Сердечнова Е. Культура в цифрах / Елена Сердечнова // Культура. — 2021. — № 9. — 30 сентября. — 4 полоса.

8. Сила жизни. Отчет о деятельности Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко за 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2021/09/go_2020.pdf (дата обращения: 30.09.2021).

SPISOKLITERATURY

1. Blagotvoritel'nyy fond Vladimira Potanina: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fondpotanin.ru (data obrashcheniya: 30.09.2021).

2. Vlasov P. Zhit' v temnyye vremena / Petr Vlasov [Elektronnyy resurs] // gazeta «Kul'tura». — Rezhim dostupa: portal-kultura.ru/articles/opinions/3 31776-zhit-v-temnye-vremena/ (data obrashcheniya: 30.09.2021).

3. Kratkaya informatsiya ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: minfin.gov.ru/ru/statistics/conbud/ (data obrashcheniya: 30.09.2021).

4. Pasport Natsional'nogo proyekta. Natsional'nyy proyekt «Kul'tura» [Elektronnyy resurs] // Natsional'nyy proyekt «Kul'tura». — Rezhim dostupa: culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/NP_Kurtura.pdf (data obrashcheniya: 30.09.2021).

5. Prezidentskiy fond kul'turnykh initsiativ: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: fondkul'turnykhinitsiativ.rf (data obrashcheniya: 30.09.2021).

6. Russkiye sezony: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.russianseasons.org/ru/ (data obrashcheniya: 30.09.2021).

7. Serdechnova Ye. Kul'tura v tsifrakh / Yelena Serdechnova // Kul'tura. — 2021. — № 9. — 30 sentyabrya. — 4 polosa.

8. Sila zhizni. Otchet o deyatel'nosti Blagotvoritel'nogo fonda Yeleny i Gennadiya Timchenko za 2020 g. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2021/09/go_2020.pdf (data obrashcheniya: 30.09.2021).

Статья поступила в редакцию 25 октября 2021 года Статья одобрена к печати 1 ноября 2021 года

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.