Никулина О.В.
д.э.н., профессор Кубанского государственного университета
Коваленко А.И.
аспирант Кубанского государственного университета
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Ключевые слова: инновационное развитие, финансовое обеспечение, инновационная политика.
Осуществление инновационной деятельности, как правило, определено возможностью финансового обеспечения на протяжении всех этапов осуществления инновационного процесса, начиная со стадии проведения научно-технических исследований и заканчивая производством и реализацией инновационной продукции. Существенное влияние на выбор источника финансирования инновационного процесса оказывает уровень риска инвестиционных потерь и затрат.
В настоящее время инновационные процессы в России характеризуются низкой степенью активности. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции в среднем составляет всего 5,5%. Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, снизилась с 10,5% в 2013 г. до 9,4% в 2014 г. На федеральном и региональном уровнях создаются специализированные институты и принимаются масштабные программы, включая Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.1
Благодаря развитой рыночной экономике в ряде зарубежных стран удалось создать эффективные государственные, экономические, административные механизмы поддержки инноваций. Например, в Японии и США рост использования инноваций при разработке стратегии развития происходил постепенно. В странах ЕС и Канаде все научно-технические проблемы решаются при активном участии государственных структур, инновационный бизнес в этих странах поддерживается через развитие малого предпринимательства как такового и развитие предприятий, ведущих активную инновационную деятельность. Разработка новых технологий производства стимулируется за счет: снижения ставок налогообложения; привлечения страховых компаний; получения льготных кредитов; прямых финансовых вложений в венчурное предпринимательство. Получение льгот предприятиями, которые осуществляют инновационную деятельность, стало возможным благодаря работе специальных министерств и ведомств, а также научных и технологических фондов, технопарков, коммерческих банков, страховых фондов и т. д. Промышленная и интеллектуальная собственность, а также инновационная деятельность регулируются и защищаются законодательством. В России же из-за отсутствия разработанной правовой базы по направлению финансирования НИОКР и недостаточной государственной поддержки, эффективность инновационных технологий на сегодняшний день довольно низкая.
Текущие инновационные процессы требуют от государства срочного формирования четкой программы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов наряду с активным участием в данных процессах непосредственно предприятий.
В настоящее время рассматривается два сценария инновационного развития России в глобализированном мире: первый основывается на поддержке и усовершенствовании уже существующих в стране производств и постепенном развитии традиционных сфер экономики; второй базируется на развитии новых технологических направлений (ускоренное инновационное развитие) и обеспечении на их основе экономического роста. Выбор развития инновационных процессов предполагает быстрое восстановление имеющегося научно-технического потенциала и его дальнейшее развитие на основе активизации конкурентных преимуществ национальной экономики и её модернизации путем широкого внедрения современных технологий, сочетания быстрого роста производства, инвестиций, оплаты труда и качества жизни населения, а для этого необходимы постоянные источники финансирования инноваций в России.
Исходя из международной практики, наряду с разработкой государственной программы инвестирования, предприятиям необходимо позаботиться о самостоятельной разработке программ и источников финансирования инновационных процессов. Так, по мнению руководителя компании «Nokia», основными стимулами для её роста послужили дерегулирование экономики после второй мировой войны и стремление Финляндии избежать протекционизма в политике, то есть можно сказать, что невмешательство государства тоже положительно влияет на инновационный процесс. На сегодняшний момент инновации, по словам руководителя американской компании «Jonson&Jonson», зависят уже не столько от финансирования инноваций, сколько от делового климата, который способствует или препятствует рискованной деятельности отдельных компаний.
1 Электронный журнал «ГосМенеджмент». - http://www.gosman.ru/economics?news=16985
138
Для организации финансирования инновационных проектов на предприятии в первую очередь необходимо разработать четкую программу, определить формы, алгоритм, условия, установить правила взаимодействия с источником финансирования. Если финансирование происходит за счет собственных средств, то это может быть прибыль и средства амортизационного фонда. Но ввиду нехватки собственных средств целесообразно привлекать внешних инвесторов. На сегодняшний день предприятиям выгоднее привлекать иностранные инвестиции, нежели искать национального инвестора, так как это менее затратно и более надежно защищает предприятие через законодательство об иностранных инвестициях.
Источники финансирования инноваций в России зависят от формы собственности предприятия. Это могут быть не только собственные средства, но и заёмные. Мировая банковская практика (США, Германия) показывает перспективность финансирования инновационных проектов, венчурного финансирования. Также можно привлечь средства в виде банковских и небанковских кредитов, кредитов международных организаций, прямых и портфельных инвестиций в таблице 1 представлен глобальный индекс инноваций INSEAD Global Innovation Index1, для составления которого используются различные параметры, включая институты, политику , человеческий потенциал, инфраструктуру, а также уровень развития рынка и бизнеса. Данные рейтинга показывают, что на сегодняшний момент Россия пока далека от лидеров, что является показателем того, что развитие проектного финансирования в настоящее время является одной из приоритетных задач инновационного развития РФ.
Таблица 1
Глобальный индекс инноваций INSEAD Global Innovation Index
2013 год
142 страны
1.Швейцария
2.Швеция
3.Великобритания 60. Колумбия
4.Нидерланды 61. Иордания
5. США 62. Россия
6. Финляндия 63. Мексика
7.Гонконг 64. Бразилия
8. Сингапур
9. Дания
10.Ирландия
2012 год
141 страна
1. Швейцария
2. Швеция
3. Сингапур 49. Маврикий
4. Финляндия 50. Молдавия
5. Великобритания 51. Россия
6. Нидерланды 52. Румыния
7. Дания 53. Бруней
8. Гонконг (Китай)
9. Ирландия
2011 год
125 стран
1. Швейцария
2. Швеция
3. Сингапур 54. Саудовская Аравия
4. Гонконг 55. Сербия
5. Финляндия 56. Россия
6. Дания 57. Оман
7. США 58. Аргентина
8. Канада
9. Нидерланды
10. Соединенное королевство
2009-2010 годы
132 страны
1. Исландия
2. Швеция
3. Гонконг 62. Тунис
4. Швейцария 63. Казахстан
5. Дания 64. Россия
6. Финляндия 65. Оман
7. Сингапур 67. Турция
8. Нидерланды
9. Новая Зеландия
10. Норвегия
1 Электронный журнал «Global Innovation Index 2014». - http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=GII-Home
139
Механизм финансирования можно рассматривать на двух уровнях:
Макроуровень представляет собой государственное финансирование, а также поддержание благоприятных условий для улучшения инновационного климата в стране. На микроуровне, как правило, осуществляется венчурное финансирование конкретного инновационного проекта.
Мировой опыт показал, что участие государства (прямое финансирование) является неотъемлемой частью развития инвестиционной и инновационной деятельности. В США, Франции и в ряде других стран государственное финансирование составляет 50% расходов на создание инновации. Прямое финансирование включает в себя предоставление субсидий, грантов, кредитов на льготных условиях. Более того, государственная поддержка осуществляется посредством гарантии возмещения части вложенных средств. Так, например, в Германии на покрытие половины суммы от затрат на внедрение инноваций, государство предоставляет безвозмездные ссуды, а в США предоставляются гранты на поддержание инновационных проектов (но размер гранта не должен превышать 75% от стоимости проекта)1.
В результате анализа опыта ряда стран следует выделить:
• компании, которые осуществляют заказы для государства (госзаказы) и организации (университеты), которые выполняют перспективные научно-исследовательские проекты, но вместе с тем имеют высокий уровень риска. К примеру, в Германии 80% научно-исследовательской деятельности вузов финансируются в виде грантов пятью крупными научными обществами;
• компании, в странах которых преобладают жизненно важные для общества сектора: здравоохранение, образование, оборонная промышленность, культура и экология (Норвегия, Эстония, Финляндия, Китай).
• большое внимание при поддержке малых инновационных компаний уделяется в США, Великобритании, Франции, КНР, вследствие того, что малый и средний наукоемкий бизнес в этих странах считается наиболее перспективным и эффективным.
Вместе с прямым финансированием, широкое распространение получило косвенное финансирование (т. е. возможность привлечения средств с использованием рыночных механизмов)2:
• возможность получения льготного налогообложения компаниям, которые занимаются инновационной деятельностью, вплоть до того, что затраты на НИОКР полностью не облагаются налогами, а также предоставление льгот при налогообложении университетов и НИИ (Индия, Япония, Великобритания, США, Китай);
• во многих странах существует практика выдачи инвестиционного налогового кредита; для инвестиций в высокотехнологичное оборудование, а также возможность отсрочки уплаты налога на прибыль;
• возможность ускоренной амортизации (иногда с немедленным списанием и включением в текущие расходы);
• в таких странах как Англия, Швейцария, Германия, Франция и Нидерланды создаются фонды внедрения инноваций;
• практически во всех странах создаются фонды венчурного капитала, которые занимаются финансированием инновационных проектов малых и средних компаний;
• в Австрии, Германии, США снижены государственные пошлины для индивидуальных изобретателей;
• в Австрии возможна отсрочка от уплаты пошлин или вообще освобождение от них (если изобретение касается экономии энергии);
• в ряде стран наблюдается тенденция создания сетей научных парков, бизнес-инкубаторов, а также зон технологического развития (Например, в Германии, один из наиболее известных является технопарк Берлин-Адлерсхоф. На его территории находится 220 инновационных предприятий и 14 научных центров, где заняты более 3500 тысяч сотрудников)3.
В рамках Европейского союза с 2006 года действует документ, принятый Европейской комиссией, «Инновационная стратегия - внедрение знаний в практику» (Putting knowledge into practice: A broad- based innovation strategy for E, COM (2006) 502), в котором подробно рассматриваются методы стимулирования инновационной деятельности4.
На микроуровне осуществляют инвестиционную деятельность «бизнес-ангелы», венчурные фонды и фонды прямых инвестиций.
Под «Бизнес-ангелами» понимаются частные инвесторы, успешные предприниматели, которые имеют и материальный и нефинансовый интерес в инновационном инвестировании. Как правило, такие инвесторы предоставляют свои денежные средства на срок от 3 до 7 лет без каких- либо гарантий и залогов, получая взамен пакет акций (долю компании). Поэтому можно сказать, что регулярное получение прибыли, у «бизнес - ангелов» не является главной целью. Главная их цель - это получение сверхприбылей, путем продажи доли компании на бирже или же руководству компании.
В США и Европе «бизнес-ангелы» являются основными инвесторами стартовых капиталов. Такие компании как поисковая система Google, Интернет-магазин Amazon.com являются наиболее яркими примерами участия «биз-нес-ангелов»5. В табл. 2 приведены несколько примеров успешной работы «бизнес-ангелов»6.
1 Опалева О.И. Государственное управление инновационной деятельностью // Финансы и кредит. 2010. - № 15.
2 Щербаков М.А. Зарубежный опыт финансирования инноваций // Студенческие научные исследования. 2014. - № 9. -http://student.snauka.ru/2014/11/2282
3 Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011-2012. - http://gtmarket.ru/news/ state/2011/09/07/3330
4 Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2013. - 424 с.
5 Никулина О.В. Становление инновационных кластеров как фактор ускорения инновационного развития. - http://innclub. info/wp-content/uploads/.../Никулина_6_конк_рег_0.doc
6 Котельников В. Венчурное финансирование от А до Я. Как сделать проект привлекательным для инвестора. - http://www. cfin.ru/investor/venture/e-coach.shtml
Таблица 2
Примеры успешных инвестиций «бизнес-ангелов»
Компания Бизнес-ангел Вид бизнеса Объем инвестиций Стоимость доли на выходе Рост (разы)
Apple Computer Mike Markkula Компьютерное оборудование $91,000 (1/3 фирмы) $154 млн. 1,692
Amazon.com Thomas Alberg Интернет-магазин $100,000 $ 26 млн. 260
Blue Rhino Andrew Filipowski Замена пропано-вых цилиндров $ 500,000 $ 24 млн. 48
Lifeminders. com Frans Kok Internet e-mail услуга напоминания $100,000 $ 3 млн. 30
Body Shop Ian McGlinn Продукты ухода за телом E 4,000 £ 42 млн. 10,500
ML Laboratories Kevin Leech Лечение почечных заболевание E 50,000 £ 71 млн. 1,420
Matcon Ivan Semenenko Грузовые контейнеры E 15,000 £ 2.5 млн. 166
Венчурное финансирование основано на вложении денежных средств в конкретный проект (компанию), с получением взамен доли в уставном капитале или пакета акций, поэтому можно сказать, что данный тип финансирования имеет сходство с основными принципами финансирования «бизнес-ангелов». Однако существуют некоторые признаки, отличающие венчурное финансирование от финансирования «бизнес-ангелов»:
• венчурный капитал подразумевает совместную работу венчурного фонда и управляющей компании;
• ежегодный доход инвесторов составляет 20-50%.
В таблице 3 отражены основные способы поддержки инновационной деятельности в ведущих странах мира1.
Таблица 3
Способы поддержки инновационной деятельности в ведущих странах мира
Способы поддержки Страны
Поддержка при создании совместных организаций научными институтами и бизнес структурами Германия, КНР, Швеция, Ирландия, Великобритания, Дания, США
Право государственных научно-исследовательских институтов быть учредителями инновационных компаний Швеция, Испания, Норвегия, Франция, Дания
Стимулирование использования инновационных технологий в малом и среднем бизнесе Франция, КНР, Великобритания, США
Осуществление прямого финансирования инновационных производств (гранты, займы на льготных условиях) Германия, Индия, КНР, Франция, Швеция, Норвегия, США, Великобритания, Дания
Поддержка технопарков и технологических инкубаторов Германия, Швеция, Индия, КНР, Дания
Поддержка патентования США, Германия, Франция, Швеция
Предоставление финансовой поддержки венчурных организаций в инновационной сфере Германия, Греция, Индия, Швеция, Норвегия
Налоговые льготы инновационным производствам Индия, Германия, Франция, Норвегия, Греция, Испания, Великобритания, США
Денежное стимулирование авторов-разработчиков Франция, Норвегия, Дания, КНР, Греция
Приведенные примеры финансового обеспечения инновационных процессов за рубежом показали, что основными проблемами финансового обеспечения инновационных процессов в России являются:
- неудовлетворительное соотношение объемов финансирования инновационной деятельности государством и частным сектором;
- недостаточный объем бюджетных средств, выделяемых на развитие инновационной деятельности;
- высокие экономические риски инновационной деятельности;
- неразвитость кредитно-денежной системы поддержки инновационной деятельности: низкая капитализация банковской сферы и высокие процентные ставки за кредит;
- отсутствие системы налогового, таможенного и страхового стимулирования вложений средств частного сектора в инновационную деятельность;
- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;
- не стимулирующая создание венчурных фондов правовая и налоговая среда;
- дефицит квалифицированных управляющих венчурными фондами.
1 Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский Юридический Журнал. 2011. - № 1. - 76 с.
Решение данных проблем нельзя осуществить без активного участия государства. Материальная поддержка инновационной деятельности, должна осуществляться по следующим направлениям.
1. Государство с целью поддержки инновационной сферы должно гарантировать рост притока частных инвестиций в инновационный бизнес. В частности, имеется в виду материальное и нефинансовое стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое и высокотехнологичное производство, поддержка организаций с различными формами собственности в период освоения ими инноваций, с помощью предоставления им кредитов и государственных гарантий.
2. Отдельного внимания заслуживает разработка рациональной налоговой политики, подразумевающей внедрение соответствующих льгот и преференций, предоставляемых предприятиям, создающим и внедряющим новую технику и технологии. Целесообразно ввести такие налоговые льготы, как:
- введение исследовательского налогового кредита в виде права предприятий, занятых инновационной деятельностью, вычитать из налога на прибыль часть прироста расходов на НИОКР, направленных на разработку инноваций;
- введение режима «налоговых каникул» на прибыль, полученную от реализации наукоемкой инновационной продукции в течение трех лет с момента ее освоения и выпуска;
- освобождение от налога на имущество на первые годы после ввода в эксплуатацию новых машин и оборудования предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;
- исключение из налогооблагаемой базы той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение предприятия.
3. С целью привлечения инвестиций в инновационный бизнес от частного сектора и коммерческих банков, необходимо обеспечить государственную поддержку системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков.
В связи с этим большое значение имеет образование унифицированных банков инновационного развития и страховых компаний, занимающихся страхованием кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции.
4. Необходимо чтобы государство активно участвовало в развитии инфраструктуры информационного рынка, в отношении создания электронных бирж и проведения венчурных ярмарок.
Комплексная реализация данных мероприятий сможет повысить их совокупную эффективность.
Опыт зарубежных стран показал, что создание благоприятных условий для развития и повышения эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности является на сегодняшний момент одной из главных задач государственной инновационной политики.