Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение губернских жандармских управлений Департаментом полиции МВД в начале ХХ В. (по материалам Вологодской губ. )'

Финансовое обеспечение губернских жандармских управлений Департаментом полиции МВД в начале ХХ В. (по материалам Вологодской губ. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЕНТУРНАЯ СЕТЬ / СЕКРЕТНЫЕ АГЕНТЫ / ГУБЕРНСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ОСОБЫЙ ОТДЕЛ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК / С.Е. ВИССАРИОНОВ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ / S.YE. VISSARIONOV / SECRET SERVICE NETWORK / SECRET AGENTS / PROVINCIAL GENDARME DIRECTORATE / DEPARTMENT OF POLICE / SPECIAL SECTION / POLITICAL DETECTION / FINANCIAL PROVISION / FINANCIAL STATEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пылаева Евгения Ивановна

Статья посвящена вопросу финансирования губернских жандармских управлений Департаментом полиции МВД в начале XX в. на примере Вологодского губернии. Исследование базируется на комплексе делопроизводственной документации Особого отдела Департамента полиции. Дана подробная характеристика особенностей документов финансовой отчетности и их структурных изменений, происходивших в течение указанного периода. На основе анализа финансовых отчетов начальника Вологодского ГЖУ автор пришел к выводу о несостоятельности политики Департамента полиции, направленной на увеличение объемов финансирования, и слабом контроле над расходованием бюджетных ассигнований местной политической полицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пылаева Евгения Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial provision of the Provincial Gendarme directorates by the Department of Police in the early XX century (on the archival sources of the Vologda province)

The article covers the issue of financial provision of the Provincial Gendarme directorates by Department of Police in the early 20th century (by example of the Vologda province). The research is based on the bureaucratic documents of the Special section, which functioned within Department of Police. The features of financial statements and their structural modifications, which took place during the specified period, are characterized in detail. Having analyzed the financial statements of the chief of Vologda Gendarme directorate the author drew the conclusion, that measures of the Department of Police to increase the financial provision failed, its control over the expense of assignments by the local political police was weak.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение губернских жандармских управлений Департаментом полиции МВД в начале ХХ В. (по материалам Вологодской губ. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2013. № 2

Е.И. Пылаева

(аспирантка кафедры истории России XIX — начала XX в. исторического

факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТОМ ПОЛИЦИИ МВД В НАЧАЛЕ XX в. (по материалам Вологодской губернии)

Статья посвящена вопросу финансирования губернских жандармских управлений Департаментом полиции МВД в начале XX в. на примере Вологодского губернии. Исследование базируется на комплексе делопроизводственной документации Особого отдела Департамента полиции. Дана подробная характеристика особенностей документов финансовой отчетности и их структурных изменений, происходивших в течение указанного периода. На основе анализа финансовых отчетов начальника Вологодского ГЖУ автор пришел к выводу о несостоятельности политики Департамента полиции, направленной на увеличение объемов финансирования, и слабом контроле над расходованием бюджетных ассигнований местной политической полицией.

Ключевые слова: агентурная сеть, секретные агенты, губернское жандармское управление, Департамент полиции, Особый отдел, политический сыск, С.Е. Виссарионов, финансовое обеспечение, финансовый отчет.

The article covers the issue of financial provision of the Provincial Gendarme directorates by Department of Police in the early 20th century (by example of the Vologda province). The research is based on the bureaucratic documents of the Special section, which functioned within Department of Police. The features of financial statements and their structural modifications, which took place during the specified period, are characterized in detail. Having analyzed the financial statements of the chief of Vologda Gendarme directorate the author drew the conclusion, that measures of the Department of Police to increase the financial provision failed, its control over the expense of assignments by the local political police was weak.

Key words: secret service network, secret agents, Provincial Gendarme directorate, Department of Police, Special section, political detection, S.Ye. Vissari-

onov, financial provision, financial statement.

* * *

В истории изучения проблем, связанных с деятельностью политической полиции Российской империи, можно выделить три периода: дореволюционный, советский и современный (постсовест-кий). Работы, созданные в дореволюционный период, имели преимущественно публицистический характер и делали акцент

* Пылаева Евгения Ивановна, тел. 8-911-526-32-54; e-mail: evgenia11_88@mail.ru

либо на необходимости реформирования аппарата политического сыска1, либо на описании методов оперативно-розыскной работы политической полиции2. Советский период изучения данной проблемы включает в себя два этапа: 1917 — середина 1930-х гг.; начало 1960-х — 1991 гг. Деятельность Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (ЧСК) и комиссий по разбору архивов Департамента полиции способствовала выходу большого количества публикаций, основанных на более широком круге источников. Многие авторы данных работ участвовали в деятельности ЧСК и других комиссий (П.Е. Щеголев, В.К. Агафонов, М.А. Осор-гин, С.Б. Членов, С.Г. Сватиков и др.)3. В 1920-х гг. появились публикации, посвященные отдельным проблема, в частности, секретной агентуре и провокации. В 1925—1932 гг. был опубликован четырехтомный труд бывшего чиновника Московского охранного отделения, а затем Департамента полиции Л.П. Меньщикова «Охрана и революция»4, написанный на основе его личного архива.

Собственно советская историография, посвященная изучению истории политической полиции дореволюционной России, берет свое начало в 1960-х гг. Исследователи того времени сосредоточили свое внимание на тематике успешной борьбы большевиков с агентами-провокаторами царизма5. Они героизировали деятелей революционного подполья и усиленно подчеркивали репрессивный и реакционный характер деятельности органов политического сыска России в начале ХХ в. Некоторым исключением из обозначенной тенденции являлись диссертационные исследования 1980-х гг., осуществленные З.И. Перегудовой, Л.И. Тютюнник и Ю.Ф. Овченко6. Данным авторам удалось сместить акцент с изуче-

1 Лопухин А.А. Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее русской полиции. М., 1907; Белецкий С.П., Руткевич П. Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений в России. СПб., 1913.

2 Глинский Б. Б. Отдельные эпизоды агентурной деятельности Департамента полиции в 80-е годы // Исторический вестник. 1912. Т. 127. № 2. С. 667—690; Гре-дескул Н.А. Террор и охрана. СПб., 1912.

3 Агафонов В.К. Заграничная охранка. Пг., 1917; Осоргин М.А. Охранное отделение и его секреты. М., 1917; Членов С.Б. Московская охранка и ее секретные сотрудники. М., 1919; Сватиков С.Г. Русский политический сыск за границей (по документам Парижского архива заграничной агентуры Департамента полиции). Ростов н/Д, 1918. Павлов П. Агенты, жандармы, палачи. Пг., 1922.

4 Меньщиков Л.П. Охрана и революция: В 4 ч. М., 1925—1932.

5 Ансимов Н.Н. Борьба большевиков против политической тайной полиции самодержавия. Свердловск, 1989; Кознов А.П. Борьба большевиков с подрывной агентурой царизма в период реакции (1907—1910 годы) // Вопросы истории КПСС. 1986. № 12. С. 56—70; Он же. Борьба большевиков с подрывными акциями царской охранки в 1910—1914 годах // Вопросы истории КПСС. 1988. № 9. С. 59—74; Эренфельд Б.К. Тяжелый фронт. Из истории борьбы большевиков с тайной царской полицией. М., 1983.

6 Перегудова З.И. Департамент полиции в борьбе с революционным движением (годы реакции и нового революционного подъема): Дисс. ... канд. ист. наук. М.,

ния революционной борьбы на анализ деятельности противоположной стороны — органов политической полиции.

В постсоветский период было издано большое количество работ обобщающего характера, среди которых преобладали публикации научно-популярного формата7. Особую значимость имеет фундаментальный труд ведущего специалиста Государственного архива РФ З.И. Перегудовой «Политический сыск России (1880— 1917)»8, созданный на основе комплекса архивных источников, хранящихся в фонде Департамента полиции ГАРФ.

Можно сделать вывод, что, несмотря на довольно большое количество работ, данное направление исторических исследований не исчерпало свой потенциал. На сегодняшний момент назрела необходимость в усовершенствовании методологического подхода к анализу обширного архивного материала, в частности делопроизводственной документации органов политического сыска. В данной статье на основе анализа структурных особенностей документов финансовой отчетности губернских жандармских управлений делается попытка осветить часть комплекса проблем, который возникал в ходе взаимодействия «центра» и «периферии» системы политического сыска.

На протяжении XIX — начала XX в. в России шел процесс формирования централизованной системы органов политического сыска, которая приобрела свою структурную завершенность в эпоху реформ П.А. Столыпина (1906—1911 гг.) Важным шагом в становлении учреждений политической полиции явилось принятие положения от 16 сентября 1867 г. «О Корпусе жандармов», в соответствии с которым создавались новые органы политического сыска — губернские жандармские управления (далее ГЖУ). Таким образом, во второй половине XIX в. на территории Российской империи начала формироваться единая сеть органов политического сыска. К началу XX в. ГЖУ обладали следующим спектром функций9:

1) наблюдение за местным населением и за направление политических идей общества;

1988; Тютюнник Л.И. Департамент полиции в борьбе с революционным движением в России на рубеже XIX—XX веков (1880—1904 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1986; Овченко Ю.Ф. Московское охранное отделение в борьбе с революционным движением в 1880—1904 гг.: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1989.

7 Галвазин С.Н. Охранные структуры Российской империи. Формирование аппарата, анализ оперативной практики. М., 2001; Кошель П.А. История российского сыска. М., 2005; Лурье Ф.М. Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России. 1649—1917. СПб., 1992; Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М., 1993 и др.

8 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880—1917). М., 2000.

9 Там же. С. 112—113.

2) доведение до сведения высших властей о беспорядках и злоупотреблениях;

3) производство дознаний по делам о государственных преступлениях;

4) производство расследований в порядке положения «О государственной охране»;

5) осуществление негласного полицейского надзора и наблюдение за лицами, переезжающими через границу;

6) наблюдение за «иностранными разведчиками»;

7) розыск и наблюдение за лицами, укрывающимися от преследования властей;

8) оказание помощи общей полиции в восстановлении нарушенного порядка;

9) конвоирование арестантов.

Вторым важным шагом в формировании централизованной системы политического сыска стало учреждение в 1906 г. районных охранных отделений (далее РОО). 14 декабря 1906 г. П.А. Столыпин утвердил специальное положение «О районных охранных отделениях», которые создавались с целью «объединения и направления деятельности местных органов, ведающих политический розыск в Империи»10. Согласно положению, территория Российской империи делилась на восемь округов, которыми управляли начальники РОО. Вологодское ГЖУ (далее ВГЖУ) первоначально подчинялось начальнику Центрального РОО в Москве, а затем перешло под контроль Северного РОО в Санкт-Петербурге. Основной функцией РОО была координация оперативно-розыскной деятельности местных органов политического сыска, в том числе и по ведению секретной агентуры. Таким образом, в начале XX в. на местах сложилась единая двухуровневая система органов политической полиции, перед которой была поставлена задача повышения эффективности ведения политического розыска по всем направлениям. Вершину системы занимал Департамент полиции МВД, созданный в 1880 г. Он контролировал исполнение функций политического сыска подведомственными ему местными учреждениями и осуществлял их финансирование.

Упорядоченная система финансовой отчетности ГЖУ перед Департаментом полиции складывалась в течение 1906—1908 гг. Подлинники финансовых отчетов с мест направлялись в 3-е делопроизводство Департамента полиции, которое контролировало расходование денежных средств, выделенных Департаментом полиции местным органам политического сыска. Копии этих отчетов

10 Положение «О районных охранных отделениях» от 14 декабря 1906 г. // Там же. С. 387.

поступали затем от начальников ГЖУ в Особый отдел Департамента полиции. Бюджетные ассигнования Департамента полиции распределялись централизованно через систему Государственного банка. Например, в ВГЖУ деньги поступали из Санкт-Петербургской конторы Государственного банка через его Вологодское отделение по переводным билетам.

Финансовый отчет начальника ГЖУ состоял из наименования, приходной и расходной частей, общего баланса. В наименовании отчета обязательно указывался отчетный период. До августа 1911 г. отчетный период составлял две-три недели, что представляло значительное неудобство. В августе 1911 г. была введена помесячная система отчетности, и денежные суммы стали переводится в ГЖУ регулярно каждый месяц. Отчетный период начинался первого числа каждого месяца и заканчивался первым числом следующего. В приходной части обозначались сумма остатка от аванса, полученного в прошлом отчетном периоде, общая сумма прихода, а также номера переводных билетов, по которым были получены денежные средства. Расходная часть отчета оформлялась в виде таблицы, где в первой графе указывались статьи расходов, во второй графе — суммы расходов по каждой статье, в третьей фиксировались номера квитанций, расписок, счетов, удостоверявших обоснованность этих расходов. В 1908 г. ВГЖУ расходовало деньги по следующим статьям11:

1) отправка служебных телеграмм;

2) секретные сотрудники и случайные мелкие расходы по секретным надобностям;

3) суточные унтер-офицерам-филерам на поддержание статского платья;

4) оплата расширенного помещения регистрационного отдела ГЖУ;

5) канцелярские принадлежности для регистрационного отдела ГЖУ;

6) возвращение офицерам и унтер-офицерам расходов, понесенных ими при исполнении служебных обязанностей.

Позднее к данным статьям прибавились расходы на содержание конспиративных квартир, оплату услуг телефонной связи и услуг специалистов-экспертов. Часть денег, поступавших из Департамента полиции, переводилась ГЖУ в запасной фонд, который формировался для покрытия непредвиденных расходов. До 1912 г. в отчетах не указывались размеры отчислений в запасной фонд, что создавало благоприятные возможности для нецелевого расходования денежных средств. В октябре 1911 г. под руководством

11 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1908 г. Д. 412. Ч. 9. Л. 3.

вице-директора Департамента полиции С.Е. Виссарионова была проведена комплексная ревизия органов политической полиции на местах12. Она выявила несостоятельность работавшей при них секретной агентуры и финансовые злоупотребления ассигнованными денежными средствами. В докладе «О результатах ознакомления с деятельностью охранных отделений и губернских жандармских управлений» С.Е. Виссарионов предлагал следующий подход к решению второй проблемы: «Затем, имея ввиду замеченные серьезные злоупотребления в денежной отчетности розыскных органов, я, одновременно сделав ряд распоряжений о порядке проверки отчетности, идущей с мест, считаю долгом доложить Вашему Высокопревосходительству, что было бы целесообразно, чтобы среди чинов 3-го делопроизводства постоянно находилось бы лицо, технически ознакомленное с розыском: это лицо явится связующим звеном с Особым отделом и, так сказать, экспертом по вопросам денежной отчетности розыскных учреждений»13.

По результатам ревизии были предприняты меры по усовершенствованию системы отчетности. С 1912 г. в приходной части отчетов стали указываться размеры отчислений в запасной фонд ГЖУ, которые составляли 50% от ежемесячных ассигнований Департамента полиции. Например, в 1912 г. в ВГЖУ поступали ассигнования в размере 1 000 руб. в месяц, из них 500 руб. каждый раз направлялись в запасной фонд. В 1913 г. была введена новая форма отчетности на основе сметного финансирования. В расходную часть отчета добавилась новая графа, в которую вписывались размеры запланированных расходов. Такое нововведение значительно облегчило расчет общего баланса. Таким образом, в 1913 г. Департаментом полиции были установлены фиксированные размеры бюджетных ассигнований для местных органов политического сыска. Однако указанные мероприятия не смогли искоренить нецелевое использование денежных средств. Например, в отчетах ВГЖУ по общим расходам за 1913 г. не указывались размеры остатков денежных средств на конец и начало отчетных периодов. По подсчетам автора статьи, за 1913 г. вологодские жандармы вывели из-под контроля Департамента полиции денежные средства на сумму 1092,59 руб.14

Охарактеризуем более подробно основные особенности и тенденции, которые были присущи процессам финансирования деятельности ГЖУ в исследуемый период, на примере Вологодской губернии. На диаграмме 1 представлены изменения объемов расходования денежных средств ВГЖУ и объемов ассигнований Де-

12 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880—1917). С. 210.

13 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1911 г. Д. 148. Л. 60.

14 Там же. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 160—199.

партамента полиции в абсолютных показателях. Диаграмма 1 показывает, что в 1908—1910 гг. общие годовые расходы ВГЖУ превышали сумму полученных из Департамента полиции денежных средств. Следовательно, в указанный период сальдо годового баланса ВГЖУ имело отрицательное значение. Существование дефицита денежных средств подтверждается отрицательными показателями баланса за определенный период (месяц, год и т.д.). Например, в 1910—1911 гг. участились перебои в денежном обеспечении ВГЖУ, и в ряде случаев балансы внутригодовых отчетных периодов были отрицательными15. Такие нарушения были, в первую очередь, связаны с малоэффективной системой исчисления отчетных периодов (две-три недели), что осложняло процедуру ведения расчетов.

В 1914—1917 гг. Департамент полиции продолжал финансировать ГЖУ по сметной системе, введенной в действие в 1913 г. Ситуация с дефицитом денежных средств на счетах ВГЖУ начала меняться в положительную сторону еще в 1912 г., когда получаемые ВГЖУ ассигнования стали стабильно превышать его расходы. В 1914—1916 гг. финансирование расходов ВГЖУ Департаментом полиции достигло максимальных размеров за весь исследуемый период (1908—1917 гг.) и составляло в 1915 и 1916 гг. 9600 руб. ежегодно16. Относительно показателей 1913 г. объемы ассигнований Департамента полиции выросли в 1914 г. на 36,7%, в 1915 и 1916 гг. — на 60%. Если сравнивать объемы ассигнований 1909 и 1915 гг., то за 6 лет (с 1910 по 1915 г.) данный показатель вырос на 102,2%, или в 2 раза.

Объемы общих расходов ВГЖУ росли прямо пропорционально объемам бюджетных ассигнований. Относительно показателей 1913 г. объем общих годовых расходов ГЖУ в 1914 г. вырос на 60,9%, в 1915 г. — на 81,1%, в 1916 г. — на 84, 5%. За 6 лет (с 1910 по 1915 г.) относительно показателя 1909 г. объем общих годовых расходов вырос на 81,4%. Таким образом, темпы роста расходов ВГЖУ опережали темпы роста объемов ассигнований Департамента полиции, однако документы финансовой отчетности свидетельствуют, что в структуре общих расходов ВГЖУ не появилось ни одной новой статьи, а их увеличение происходило только за счет более или менее равномерного роста расходов по каждой имеющейся статье.

Результатом политики Департамента полиции, направленной на увеличение объемов финансирования местных органов политического сыска, стало формирование положительного сальдо на счетах ГЖУ по итогам финансового года. Как следует из диаграм-

15 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1910 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—68; Там же. 1911 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—74.

16 Там же. 1915 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 3—75.

мы 1, профицит на счетах ВГЖУ составлял в 1914 г. 505,13 руб., в 1915 г. — 941,29 руб., в 1916 г. — 780,52 руб. Однако средства, остававшиеся на счетах, не всегда использовались жандармами по назначению. Финансовые отчеты начальника ВГЖУ не фиксировали размеры остатков денежных средств на счетах за некоторые отчетные периоды. Например, в отчетах за февраль и март 1914 г.17 не были учтены остатки денежных средств в размере 192,6 руб. В отчете за ноябрь 1916 г. указан остаток в размере 734,19 руб., но при зачислении в приходную часть отчета за декабрь этой суммы было внесено 134,19 руб., следовательно, 600 руб. учтены не были. Таким образом, можно утверждать, что в 1914 и 1916 гг. имели место факты нецелевого использования ВГЖУ денежных средств на общую сумму 792,06 руб. С другой стороны, Департамент полиции стремился вернуть в собственное распоряжение остававшиеся по итогам финансового года денежные средства. С января 1913 г. в приходную часть отчетов перестали зачисляться денежные суммы, остававшиеся на счетах в конце календарного года. При помощи такого обнуления счетов в начале каждого финансового года (с 1 января) Департамент полиции в 1913—1916 гг. возвратил из распоряжения ВГЖУ средства в размере 2096,28 руб.18

Значительное повышение уровня финансового обеспечения, а вместе с тем и увеличение объемов расходов ВГЖУ происходили, как нам представляется, под воздействием следующих факторов. Во-первых, следствием ревизионных мероприятий вице-директора Департамента полиции С.Е. Виссарионова, проводившихся осенью 1911 г., стало упорядочение и стабилизация системы финансирования местных органов политического сыска, что дало соответствующий результат. Во-вторых, обозначенные тенденции совпали с участием России в Первой мировой войне, инфляционные последствия которой косвенно способствовали повышению объемов финансирования. Третьим фактором, сыгравшим основную роль в этом процессе, стало постепенное упразднении в течение 1914 г. районных охранных отделений. Данная реорганизация проводилась по инициативе товарища министра внутренних дел и командира Отдельного корпуса жандармов В.Ф. Джунковского. З.И. Перегу-дова сделала важное замечание о сущности этого преобразования: «Все дела ликвидированных учреждений были переданы "по принадлежности" в местные губернские жандармские управления, а для ведения розыска встал вопрос о составлении новых правил и инструкций. С ликвидацией охранных и районных отделений центральным звеном политического сыска на местах в большинстве гу-

17 Там же. 1914 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 6, 9.

18 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1911 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 155, 199; Там же. 1914 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 36; Там же. 1915 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 36, 75.

берний вновь становятся, как и ранее (до 1902 г.), ГЖУ»19. Таким образом, реформа В.Ф. Джунковского имела прямые последствия для финансовой плоскости взаимоотношений «центра» и местных учреждений: произошло перераспределение высвободившихся после ликвидации РОО денежных ресурсов, что привело к увеличению размеров ассигнований для ГЖУ.

Существенная часть денежных средств, направляемых Департаментом полиции на места, предназначалась для создания при органах политического сыска «штата» секретных агентов. К началу XX в. секретная агентура превратилась в один из ведущих методов политического сыска: на ней строилась вся система борьбы полиции с революционно настроенной частью общества. После утверждения 14 декабря 1906 г. положения «О районных охранных отделениях» она получила импульс к развитию не только в столичном регионе, но и на местах.

Рассмотрим вопрос о финансировании секретной агентуры при ГЖУ на примере Вологодской губернии. Предварительно следует сказать о некоторых данных, которые приводятся в работах исследователей. З.И. Перегудова в одной из статей20 указала, что с января по июль 1906 г. совокупные расходы на секретную агентуру в 31 губернии составили 69 655,35 руб. Более полные данные, но уже за 1914 г., приводятся в книге одного из крупнейших историков общественного движения начала XX в. П.Е. Щеголева. Февральская революция 1917 г. открыла П.Е. Щеголеву неограниченный доступ к архивам политической полиции. В 1922 г. в Петрограде под псевдонимом «П. Павлов» вышла его работа «Агенты, жандармы, па-лачи»21, одна из глав которой носила название «Сколько стоила секретная агентура?». В этой главе цифровые показатели были представлены следующим образом: все местные органы сыска делились на группы в соответствии с размерами ассигнований в восходящем порядке с перечислением названий органов в каждой группе, затем указывался общий расход средств для каждой группы и совокупный годовой расход Департамента полиции на указанные нужды. Для удобства мы свели эти данные в табличную форму (таблица 1). К сожалению, П.Е. Щеголев точно не указал источник приведенных им сведений, что вызвало вопрос об их достоверности. Проведенные нами подсчеты по документам финансовой отчетности Вологодского ГЖУ не противоречат данным, указанным П.Е. Щеголевым для Вологодской губернии, поэтому

19 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880—1917). С. 130.

20 Перегудова З.И. Департамент полиции и секретная агентура (1902—1917 годы) // Исторические чтения на Лубянке, 1998 год. Формирование и деятельность спецслужб Российской империи // http://www.fsb.ru/history/read/1998/peregud.html.

21 Павлов П. Агенты, жандармы, палачи. Пг., 1922.

есть основания считать опубликованные им сведения достоверными. Обратимся теперь к анализу губернского материала, сделав несколько предварительных замечаний по особенностям архивных источников.

Таблица 1

Затраты Департамента полиции на содержание секретных агентов и конспиративных квартир в Российской империи по данным за 1914 г.*

№ п/п Размер отпускаемой суммы в год (в руб.) Название местного органа политического сыска Всего, руб.

1 360 Олонецкое ГЖУ 360

2 1000—2000 Архангельское ГЖУ 2000

3 2000—3000 Астраханское, Витебское, Владимирское, Вологодское, Калужское, Новгородское, Пензенское, Псковское, Рязанское, Смоленское, Тверское, Тульское ГЖУ; Ашхабадское, Благовещенское, Никольск-Уссурийское, Хабаровское, Холмское охранные отделения 47 520

4 3000—4000 Костромское, Тамбовское, Тобольское, Черниговское ГЖУ 13 140

5 3900 Московское ГЖУ 3900

6 4000—5000 Вятское, Ковенское, Курское, Минское, Мо-гилёвское, Оренбургское, Орловское, Симбирское, Эриванское, Ярославское ГЖУ, Симферопольское, Уфимское охранные отделения 57 360

7 6000—7000 Бакинское, Гродненское, Екатеринославское, Енисейское, Казанкое, Кубанское, Нижегородское, Пермское, Подольское, Полтавское, Севастопольское, Харьковское, Херсонское, Эстляндское ГЖУ, Терское ОЖУ, Туркестанское охранное отделение 106 920

8 8000 Виленское, Кронштадское ЖУ, Владимирское охранное отделение 23 400

9 8000—9000 Курляндское, Саратовское ГЖУ 16 280

10 9120 Донское областное отделение 9120

11 12 000—13 000 Киевское, Одесское, Омское ГЖУ 38 280

12 13 000—14 000 Тифлисское, Финляндское ГЖУ 26 240

13 15 200 Лифляндское ГЖУ 15 200

Окончание табл. 1

№ п/п Размер отпускаемой суммы в год (в руб.) Название местного органа политического сыска Всего, руб.

14 16 690 Иркутское ГЖУ 16 690

15 19 800 Варшавское охранное отделение 19 800

16 43 420 Московское охранное отделение 43 420

17 80 700 С.-Петербургское охранное отделение 80 700

Совокупные расходы Департамента полиции: 556 148

* Составлено по: Павлов П. Агенты, жандармы, палачи. Пг., 1922. С. 11—13.

Сведения о расходах ГЖУ на содержание секретных агентов фиксировались в их списках, которые существовали в двух делопроизводственных формах. В первом случае списки оформлялись в виде донесения начальника ГЖУ в Особый отдел, которое информировало о факте принятия новых секретных агентов. Во втором случае списки оформлялись как отдельные финансовые отчеты, которые высылались в Особый отдел вместе с общим финансовым отчетом начальника ГЖУ. В обеих делопроизводственных формах указывались следующие сведения о секретном агенте: его кличка, когда он поступил «на работу», по какой организации работает, его социальное положение (могло не фиксироваться), размер денежных выплат секретному агенту. Его подлинное имя почти никогда не указывалось. Если имя секретного сотрудника все-таки упоминалось в деловой переписке в связи с какими-либо обстоятельствами, то оно зашифровывалось. Списки секретных сотрудников, составленные по типу финансовых отчетов, делились на несколько частей в соответствии с категориями упоминаемых в них агентов. Первыми в списке указывались собственно секретные сотрудники, далее шли вспомогательные агенты, замыкало список низшее звено агентуры — штучники. В соответствии с такой градацией денежные выплаты носили разное наименование и характер. «Жалованием» назывались ежемесячные денежные выплаты ценным секретным сотрудникам, которые носили постоянный характер. Размер «жалования» в среднем по Вологодскому ГЖУ составлял для секретных сотрудников 30—60 руб., для штучников и других мелких агентов — 3—5 руб. Вознаграждение — разовая выплата за предоставленную агентом особо ценную информацию. Его размер не нормировался и рассматривался в индивидуальном порядке самими офицерами, которые заведовали агентурой. Возвращение

расходов — денежная компенсация расходов, понесенных сотрудником при осуществлении агентурной деятельности. Напротив клички каждого секретного агента проставлялась фамилия и инициалы жандармского офицера, который заведовал его агентурной деятельностью.

В течение 1906—1907 гг. Департамент полиции принимал активные меры по насаждению секретной агентуры на местах, в частности при жандармских управлениях. Однако его усилия натолкнулись на пассивность и инертность начальников ГЖУ, которые не торопились с созданием слаженно работающих агентурных сетей внутреннего наблюдения и вербовкой новых секретных агентов на постоянной основе. К концу 1907 г. начальники ГЖУ так и не смогли организовать надежные агентурные сети на подконтрольных им территориях. Денежные средства, отпущенные ГЖУ за этот период Департаментом полиции, по-видимому, были израсходованы ненадлежащим образом. Приведем некоторые доказательства на основе переписки Вологодского ГЖУ и Департамента полиции. 4 августа 1907 г. вице-директором Департамента полиции А.Т. Васильевым начальнику ВГЖУ была направлена записка за № 132230 с просьбой сообщить, имеется ли «секретная агентура в партии социалистов-революционеров и, в утвердительном случае, какое количество имеется сотрудников и какое последние занимают положение в организации»22. Ответ на запрос вышестоящего начальства последовал 19 августа 1907 г. В донесении за № 5011 временно исполняющий должность начальника ВГЖУ ротмистр Гирич охарактеризовал состояние дел по организации секретной агентуры в управлении следующим образом: «Ввиду отсутствия в Управлении ранее правильной агентурной и филерной постановки дела, все это приходится организовать здесь вновь; подыскиваются более надежные лица для этой цели, но с трудом удается обзавестись достаточно полезными агентами, как внутреннего, так и наружного наблюдения и постоянными секретными агентами, если не считать некоторых лиц, доставляющих случайно негласные сведения, по розыскному делу в Управлении не имеется»23. В материалах переписки также имеется справка24 из Департамента полиции о размере денежных средств, отпущенных из центра начальнику ВГЖУ. Согласно этому документу, ВГЖУ за период с 1 декабря 1906 г. по 26 июля 1907 г. получило от Департамента 2275,35 руб., из них 1856 руб. было израсходовано на агентурные надобности. Таким образом, среднемесячные расходы ВГЖУ на секретную агентуру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1905 г. Д. 30. Ч. 10. Л. 27.

23 Там же. Л. 28.

24 Там же. Л. 29.

могли составлять 232 руб. Как следует из содержания приведенных документов, значительные денежные суммы, отпускаемые из столицы, были потрачены ВГЖУ без достижения необходимых результатов.

Первый финансовый отчет начальника ВГЖУ появился за период с 8 октября по 1 ноября 1908 г., что свидетельствовало об упорядочении расчетных процедур между Департаментом полиции и ВГЖУ. Общие расходы ВГЖУ за 1908 г. составили 1085,87 руб. Расходы на секретную агентуру составили 356,31 руб. При этом общая сумма бюджетных ассигнований из Департамента полиции за 1908 г. составила 984,76 рублей. В последующие годы расходы на секретную агентуру продолжали расти. Динамика ежегодных расходов ВГЖУ на ее содержание представлена на графике 1. Как следует из графика, данная категория расходов достигла максимальных размеров в 1912 г. и составила 2927,95 руб. Общие ежегодные расходы ВГЖУ также достигли своего максимума в 1912 г. и составили 6102,97 руб. График 1 показывает, что с 1913 г. началось снижение расходов на содержание секретной агентуры, в то время как общие расходы ВГЖУ начали резко возрастать. В среднем в 1914—1917 гг. размер сметного ассигнования Департамента полиции для ВГЖУ составлял 200 руб. в месяц или 2400 руб. в год, однако, как видно из показателей графика, годовые расходы на содержание секретных агентов были меньше запланированных по смете ассигнований на 400—600 руб.

Рассмотрим также другой показатель — размер среднемесячных расходов на секретную агентуру в разные периоды. В 1908—1909 гг. среднемесячные расходы на содержание секретной агентуры не превышали 100 руб.25, а в 1912 г. они составили более 200 руб.26 Таким образом, среднемесячные расходы на агентуру выросли за 5 лет в 2—2,5 раза. Целесообразно также рассмотреть долю расходов на секретную агентуру в общих расходах ВГЖУ. Динамика данного показателя представлена на диаграмме 2. Доля секретных расходов по отношению к общим колебались от 18,8% до 48%. В 1914—1916 гг. доля расходов на содержание секретной агентуры значительно снизилась (см. диаграмму 2) по сравнению с предыдущим периодом (1908—1913 гг.). Если в 1913 г. доля агентурных расходов в общих расходах ВГЖУ составляла 43,2%, то в 1914 г. она сократилась до 24,7%, т.е. в 2 раза. С 1914 г. в структуре общих расходов она не превышала 25%. Таким образом, повышение уровня финансового обеспечения ВГЖУ не привело к увеличению расходов на секретную агентуру, в 1914—1916 гг. также не происходило и увеличения

25 Там же. 1908 г. Д. 412. Ч. 9. Л. 3—51.

26 Там же. 1911 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 80—159.

количества секретных агентов, ухудшился и их качественный состав. На диаграмме 3 показаны динамика численности секретных агентов ВГЖУ и изменения в их квалификационном составе. К началу Февральской революции 1917 г. их количество достигло минимального значения и составило 11 человек.

Таким образом, исследование документов финансовой отчетности ГЖУ показало, что меры Департамента полиции, направленные на усовершенствование системы финансового обеспечения ГЖУ, не смогли решить проблем, выявленных ревизией 1911 г. Нецелевое расходование выделяемых денежных средств продолжалось. Перераспределение значительных объемов финансовых ресурсов в пользу ГЖУ, произошедшее вследствие упразднения в 1914 г. большей части РОО, не привело к активизации руководства ГЖУ по повышению эффективности основных направлений оперативно-розыскной деятельности, в том числе и работы секретной агентуры. Увеличение ассигнований Департамента полиции на содержание при ГЖУ секретных агентов дало лишь временный результат, который быстро сменился спадом, начавшимся в 1914 г. Таким образом, увеличение «центром» объемов финансирования само по себе не привело к улучшению функционирования системы политической полиции на местах.

Диаграмма 1

Динамика объемов общих расходов ВГЖУ и ассигнований Департамента полиции

МВД в 1908-1917 гг.*

^ 10000 а 9000 g 8000 ff 7000

к 6000

и 5000

г

s

<

£

4000 3000 2000 1000

1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917

□ Ассигнования

□ Расходы

974,86 1085,87

4748,23 4910,58 4773,74 5102,23

5262,84 6844,28 6000 5584,19|б102,97|4780,82

8200 9600 7694,87| 8658,71

9600 8819,48

800 747,82

Годы

* Рассчитано по: ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1908 г. Д. 412. Ч. 9. Л. 3—51; Там же. 1910 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—68; Там же. 1911 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—199; Там же. 1914 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 3—36; Там же. 1915 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 3—75.

0

Диаграмма 2

Изменение доли расходов ВГЖУ на содержание секретной агентуры 1908—1917 гг.*

50

20

ч

о

ч:

^ В соотношении к общим расходам

1908 1909 1910 32,81 18,81 29,96

1911 1912 1913 33,44 47,98 43,61

Годы

1914 1915 24,67 20,85

1916 23,09

1917 24,74

* Рассчитано по: Там же.

40

30

10

0

Диаграмма 3

Изменение квалификационного состава секретной агентуры ВГЖУ в 1910—1917 гг.*

70

0

и 60

си

1 50 £ 40

си

I 30

3 20

Е—'

£ 10

I 0

□ ТТТтучники О Вспомогательные

агенты_

В Секретные сотрудники

19 29 17 7 4 7 5 4

Годы

* Составлено по: ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1910 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—68; Там же. 1911 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—199; Там же. 1914 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—35; Там же. 1915 г. Д. 1. Ч. 14, л. Е. Л. 2—74.

График 1

Динамика общих годовых расходов ВГЖУ и расходов на содержание секретной агентуры в 1908—1917 гг.*

10000 ~ 8000 Я 6000 § 4000 8 £ 2000 0"

А —(

У \

1 / \

'ч N / \

V 1 \

/ \

/ \

{ \

1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917

На секретную агентуру 356,31 897,87 1528,5 1867,5 2928 2085,1 1898 1805,5 2036 185

♦ Общие 1085,9 4773,7 5102,2 5584,2 6103 4780,8 7694,9 8658,7 8819,5 747,82

Годы

* Рассчитано по: ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1908 г. Д. 412. Ч. 9. Л. 3—51; Там же. 1910 г. Д. 1. Ч. 14., л. Е. Л. 2—68; Там же. 1911 г. Д. 1. Ч. 14., л. Е. Л. 2—199; Там же. 1914 г. Д. 1. Ч. 14., л. Е. Л. 3—36; Там же. 1915 г. Д. 1. Ч. 14., л. Е. Л. 3—75.

Список литературы

1. Ансимов Н.Н. Борьба большевиков против политической тайной полиции самодержавия. Свердловск, 1989.

2. Галвазин С.Н. Охранные структуры Российской империи. Формирование аппарата, анализ оперативной практики. М., 2001.

3. Кознов А.П. Борьба большевиков с подрывной агентурой царизма в период реакции (1907—1910 годы) // Вопросы истории КПСС. 1986. № 12.

4. Кознов А.П. Борьба большевиков с подрывными акциями царской охранки в 1910—1914 годах // Вопросы истории КПСС. 1988. № 9.

5. Кошель П.А. История российского сыска. М., 2005.

6. Овченко Ю.Ф. Московское охранное отделение в борьбе с революционным движением в 1880—1904 гг.: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1989.

7. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880—1917). М., 2000.

8. Перегудова З.И. Департамент полиции в борьбе с революционным движением (годы реакции и нового революционного подъема): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1988.

9. Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М., 1993.

10. Тютюнник Л.И. Департамент полиции в борьбе с революционным движением в России на рубеже Х1Х—ХХ веков (1880—1904 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1986.

11. Эренфельд Б.К. Тяжелый фронт. Из истории борьбы большевиков с тайной царской полицией. М., 1983.

Поступила в редакцию 29 июня 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.