Научная статья на тему 'Этапы развития наружного наблюдения политической полиции на территории Енисейской губернии'

Этапы развития наружного наблюдения политической полиции на территории Енисейской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
716
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУЖНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ФИЛЕР / ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПУС ЖАНДАРМОВ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / GENDARME DEPARTMENT / CORPS OF GENDARMES / POLICE DEPARTMENT / YENISEI PROVINCE / SEARCH-AND-SURVEILLANCE / TRACKER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бакшт Дмитрий Алексеевич

В статье исследовано развитие методов наружного наблюдения императорской политической полиции в Енисейской губернии. Выявлены проблемы нормативно-правового, кадрового и финансового обеспечения данной функции. Классифицированы и охарактеризованы основные виды деятельности енисейских филеров. Показаны общероссийские тенденции и региональная специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF DEVELOPMENT OF POLITICAL POLICE’S SEARCH-AND-SURVEILLANCE IN THE YENISEI PROVINCE

The development of the imperial political police’s methods of search-and-surveillance in the Yenisei province is examined in the article. The problems of legal, personnel and financial support of the regional tracker services are revealed. The main activities of the Yenisei trackers are classified and characterized. The national trends and the regional specificity are also shown in the article.

Текст научной работы на тему «Этапы развития наружного наблюдения политической полиции на территории Енисейской губернии»

Д.А. БАКШТ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАРУЖНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАРУЖНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ

THE STAGES OF DEVELOPMENT OF POLITICAL POLICE'S SEARCH-AND-SURVEILLANCE IN THE YENISEI PROVINCE

Д.А. Бакшт D.A. Baksht

Наружное наблюдение, филер, жандармское управление, Корпус жандармов, Департамент полиции, Енисейская губерния.

В статье исследовано развитие методов наружного наблюдения императорской политической полиции в Енисейской губернии. Выявлены проблемы нормативно-правового, кадрового и финансового обеспечения данной функции. Классифицированы и охарактеризованы основные виды деятельности енисейских филеров. Показаны общероссийские тенденции и региональная специфика.

Изучение методов деятельности полицейских структур дореволюционной России является перспективным направлением. Оно не только раскрывает механизмы функционирования исполнительных органов поздней империи, но и позволяет более объективно оценить информацию из часто используемых историками документов политического розыска.

«Наружное наблюдение» политической полиции - санкционированная функция негласного сопровождения подозреваемого, обеспеченная материально и юридически. Проводилось регулярно штатными сотрудниками (в отличие от доносов) и без прямого контакта объекта и субъекта слежки (в отличие от агентурного сопровождения).

Данный аспект деятельности политической полиции не так активно исследуется, как секретные осведомители. З.И. Перегудова в ряде работ показала процесс развития филерской службы МВД в 1880-1917 гг., опубликовала ряд важнейших нормативных документов. Другие исследователи опираются на ее материалы и воспомина-

Search-and-surveillance, tracker, gendarme department, Corps of Gendarmes, Police Department, the Yenisei Province.

The development of the imperial political police's methods of search-and-surveillance in the Yenisei province is examined in the article. The problems of legal, personnel and financial support of the regional tracker services are revealed. The main activities of the Yenisei trackers are classified and characterized. The national trends and the regional specificity are also shown in the article.

ния деятелей столичнои тайной полиции, автоматически используя выводы, корректные для центра, но не для периферии. З.И. Перегудова не касалась вопросов зарождения наружного наблюдения в губернских жандармских управлениях, так как историки начинают его историю с «Летучего отряда» московской охранки [Рууд, Степанов, 1993, с. 93]. Не раскрыт вопрос о масштабах влияния мобилизации на кадровое обеспечение. Большинство исследователей придерживается мнения о линейном развитии наружного наблюдения. Есть неубедительное мнение о снижении эффективности в 1909-1917 гг. [Бродникова, 2014, с. 123]. Поэтому предметом исследования является процесс развития наружного наблюдения в Енисейской губернии.

Наружное наблюдение не входило в задачи жандармерии при ее первоначальной организации. В России она была организована на основании образцов военной полиции Европы. Но если в западных странах жандармы расквартировывались в сельской местности и на объектах коммуникации, то в России жандармерия постепен-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

но эволюционировала в полноценную тайную полицию, аналогичную зарубежным гражданским структурам.

Первый период (1833-1871) являлся подготовительным. Отдельным методом или регламентированной функцией наблюдение не было. Централизованная политическая полиция стала формироваться после подавления восстания 1825 г. в рамках III отделения императорской канцелярии (1826-1880). Корпус жандармов был в качестве его исполнительного органа. В Сибири жандармерия появилась в 1833 г., функционируя в рамках жандармского округа (с делением на губернские конные команды) и выполняя военно-полицейские задачи.

В 1867 г. жандармские команды были реорганизованы в губернские управления: унтер-офицерский состав стал пешим, дислоцировался не только в губернском центре, но и в уездных городах. «Положение о Корпусе жандармов» (1867) не вменяло в обязанности унтер-офицерам следить за подозреваемыми. Препятствием было сохранение военизированного характера жандармерии с частичным подчинением Военному министерству: формально военный не мог нести службу без мундира, а специальный штат наблюдательных агентов «Положение» не предусматривало.

Второй период (1871-1902) сопровождался накоплением опыта систематического наружного наблюдения жандармских унтер-офицеров. В функции управлений до 1871 г. входили наблюдение за регионом и населением, поддержание правопорядка и конвоирование особых заключенных. Из-за превращения жандармерии в субъект производства дознаний о государственных преступлениях по закону «О порядке действий чинов Корпуса жандармов по расследованию преступлений» (1871) унтер-офицеры неформально стали использоваться в качестве агентов наружного наблюдения - появилась необходимость в доказательной базе [Жандармы..., 2002, с. 357; Рууд, Степанов, 1993, с. 97].

«Положение о негласном полицейском надзоре» (1882) предполагало главным образом выяснение информации об объекте наблюде-

ния. Но никаких точных инструкций или специальных служб слежки не было. Упразднение III отделения после убийства Александра II (1881) и передача политической полиции ДП МВД (при сохранении подчинения Военному министерству) превратили жандармерию из коронной службы в ведомственное военизированное образование. Это давало потенциал ее дальнейшей трансформации от армейской к гражданской структуре.

Единственный сохранившийся дневник наблюдения ЕГЖУ за этот период (1889) дает представление о наружном наблюдении. Объект -А.Ф. Соколов, исключенный из 5 класса енисейской прогимназии и служащий в красноярском суде (ГАКК. Ф. 827. On. 1. Д. 13. Л. 6-8). Слежку вел один и тот же унтер-офицер в течение 7 месяцев. Помимо фиксации физического перемещения, ему приходилось наводить справки в разных учреждениях. Информация в дневнике была нечеткой и без точных данных. Можно заключить, что объект наблюдения с большим опытом и вниманием без труда мог раскрыть местного унтер-офицера в условиях небольшого города.

На данном этапе метод наружного наблюдения получает развитие в столичных городах, главным образом в московском охранном отделении: был организован мобильный «Летучий отряд» (1894-1902) с развитой системой слежки за объектом.

Третий период (1902-1905) характеризуется как переходный: меняются нормативно-правовая база, организационная структура и роль наружного наблюдения. Во главе Особого отдела ДП МВД встал C.B. Зубатов, реформировавший политическую полицию. Функции розыска от губернских жандармских управлений (в том числе и «наружное наблюдение») были переданы охранным отделениям [Краткий..., 1903, с. 34]. В Сибири был упразднен жандармский округ (1902), а в Красноярске создано охранное отделение (1903).

Расформированный «Летучий отряд» стал образцом, сотрудники были распределены по розыскным органам страны [Перегудова, 2013, с. 189].

Его бывший начальник (Е.П. Медников) воз-

д.а. бакшт. этапы развития наружного наблюдения политической полиции на территории енисейской губернии

главил один из подотделов Особого отдела, координирующего наружное наблюдение по всей империи. В терминологии провинциальных полицейских появилось слово «филёр» (фр. «f¡leur» -сыщик), закрепленное в секретной инструкции (1902) [Перегудова, 2013, с. 420-421]. Для таких сотрудников не было каких-либо ограничений по цензу, возрасту, национальности и т. д.

Отставка С. Зубатова и переориентация власти на внешнюю либерализацию привели к отмене «Положения о негласном надзоре» (1904) и сокращению сети охранных отделений. Красноярское отделение было упразднено (март 1904), в Сибири подобные структуры сохранялись только в Томске и Иркутске. События Первой революции сделали очевидным, что для устойчивости монархии необходима перестройка полицейской системы.

Развитие наружного наблюдения в Енисейской губернии приходится на четвертый период (1906-1914). Вместо «Инструкции» 1902 г. вводилась «Инструкция организации филерского (наружного) наблюдения», подписанная П.А. Столыпиным (20.02.1907). Устанавливались требования к кандидату в филеры: находиться в запасе армии (желательно, в звании унтер-офицера), иметь «политическую благонадежность», физическое развитие и устойчивую психику. Возраст не должен был превышать 30 лет. Не допускались евреи и поляки, рекомендовалось привести к присяге перед священником [Там же, с. 456-474]. «Инструкция» 1907 г. заметно консервативнее аналога 1902 г. и устанавливала требования, схожие с выдвигаемыми кадровым жандармам.

Изменилась организационная структура органов розыска: увеличилось количество розыскных пунктов, но в качестве подчиненной структуры ГЖУ. Должности заведующего КРП (Красноярск, 1907-1913) и начальника ЕГЖУ по Красноярскому и Канскому уезду совмещалась. ЕРП (Енисейск, 1912-1917) также подчинялся ЕГЖУ. Были организованы районные охранные отделения - межрегиональные координационные центры политического розыска. Существовал единый сибирский район (Иркутск, 1906-1911), разделенный затем на Западно-Сибирский (Томск, 1911-1914) и Восточно-Сибирский (Иркутск 1911-1917). В отличие от жандармского округа, они были структурными и элементами МВД, могли комплектоваться гражданскими служащими. В 1906-1908 гг. розыск в Красноярске координировался Иркутском вплоть до каждого более-менее значимого решения. Помощь по организации наблюдения и первоначального обучения филерской службы осуществлял иркутский филер П.С. Трофимов (ГАКК. Ф. 827. Оп. 1. Д. 29. 1. Л. 2).

Совмещение унтер-офицерской и филерской позиций в ЕГЖУ в 1907-1908 гг. (табл. 1) было вызвано дефицитом подходящих кадров в условиях отдаленной малозаселенной провинции. Указывалось, что совмещение возможно только на добровольной основе (ГАКК. Ф. 827. Оп. 1. Д. 100. Л. 6).

Филеров набирали из демобилизованных чинов восточносибирских полков, комплектовавшихся из западных губерний империи. В 1913 г. только один филер ЕГЖУ был уроженцем Енисейской губернии.

Таблица 1

Сотрудники наружного наблюдения 1908 1911 1914 1916

Унтер-офицеры ЕГЖУ (чел.) 6 3 1 -

Вольнонаемные (чел.) 3 10 11 9

Итого 9 13 12 9

Обновление кадров (%, по отношению к предыдущему периоду) 100 %(все набраны в 1907-1908 гг.) 85 %(2/13) 75 % (3/12) 33 % (6/9)

Из них со стажем филера до года включительно (чел., %) 9 (100%) 5 (38 %) 5 (41,7 %) 4 (44,5 %)

Из них со стажем филера от 1 до 5 лет (чел., %) - 8 (62 %) 4 (33,3 %) 2 (22,2 %)

Из них со стажем филера от 5 лет (чел., %) - - 3 (25 %) 3 (33,3 %)

<

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я &

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п w с

S

X

н и

щ м

Источник: ГАКК. Ф. 827. Оп. 3. Д. 171. Л. 10; ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316 Д. 50. Ч. 25. Л. 2-2 об., 4-4 об.

По количеству сотрудников наружного на- мала 3 место среди розыскных учреждений Си-блюдения на 1913 г. Енисейская губерния зани- бири и Дальнего Востока (табл. 2).

Таблица 2

Жандармские управления Розыскные пункты и охранные отделения

Иркутск Томск Красноярск Омск Тобольск Владивосток Чита Хабаровск Никольск-Уссурийский

30 20 12 9 8 10 8 6 3

Источник: [Гончарова, 2008, с. 275-276].

Для предотвращения оттока вольнонаемных филеров их формально зачисляли в состав полиции с откомандированием к жандармским органам. Это давало социальный пакет государственного служащего. К 1914 г. 100 % вольнонаемных филеров ЕГЖУ были причислены к московской, красноярской и канской полиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Было открыто специальное финансирование. В 1911 г. на содержание сотрудников (с доплатами унтер-офицеров, без учета командировочных расходов) ЕГЖУ тратило 12,96 тыс. руб. (45,2 % от годовой сметы по линии МВД). Даже после перехода на комплектацию только вольнонаемными расходы оставались значительными: в 1914 г. приходилось 32 % отсметы(7,2тыс. руб.). Всреднемвольнонаемный сотрудник ЕГЖУ получал около 600 руб. в 1911-1914 гг. Кроме того, полагались «суточные» (суточные командировочные выплаты) при службе вне Красноярска (12 руб. в месяц).

С 1906 г. происходило развитие сети секретных осведомителей ЕГЖУ [Бакшт, 2014, с. 214-215], поэтому наружное наблюдение становилось вторым по значимости оперативным методом. Выделим следующие виды деятельности, зафиксированные в Енисейской губернии:

- предварительная проверка (установление слежки при получении ЕГЖУ информации о лице);

- сопровождение расследования. Наружное наблюдение могло быть основным методом, но в мелких делах. Все крупные групповые расследования сопровождались наружным и агентурным наблюдениями. Соблюдалось требование о том, чтобы филеры не знали информаторов. Поэтому в дневниках наружного наблюдения можно

встретить подлинные фамилии лиц, работавших на ЕГЖУ;

- транзитное наблюдение. Проводилось при получении информации из соседних регионов о проезде лица, находящегося под слежкой. Ему навстречу высылалась группа филеров. Она встречалась с иркутской или томской группой, осуществляла прием и сдачу лица. Территориальный принцип деятельности ограничивал филеров своим регионом. Транзитное наблюдение практиковалось часто вследствие географического расположения Енисейской губернии;

- профилактическое наблюдение. Ежедневно проводился мониторинг двумя сотрудниками на пароходной пристани Красноярска. Сохранился корпус отчетов в 254 листа за 1912-1915 гг. (ГАКК. Ф. 827. Оп. 1. Д. 330. Л. 1-254). Вокзал не входил в зону наблюдения, так как это была зона ответственности специальной железнодорожной жандармерии;

- учебное патрулирование. Проводилось согласно «Инструкции» 1907 г. опытным филером и новым сотрудником. Преследовало цели обучения оперативным приемам и ознакомления с устройством города.

Специальных курсов филеров не было, обучение вели офицеры и старшие филеры. Поэтому эффективность наблюдения зависела от компетентности руководства и баланса между процессами замены кадров и накопления опыта сотрудников. В этот период в провинциальной полиции активно внедрялась криминалистическая фотография вместо описания внешности. Фотографии делались для филеров в губернии и печатались типографией МВД. Наружное наблюдение использовалось только в Красноярске

д.а. бакшт. этапы развития наружного наблюдения политической полиции на территории енисейской губернии

с периодическим откомандированием трех сотрудников в Минусинск. Другие уездные центры не имели такой службы. ЕРП функционировал за счет перлюстрации и секретной агентуры. Малочисленность городов губернии понижала эффективность филеров. В деревнях они вообще были бесполезны.

Пятый период (1914-1917) стал кризисным для провинциальных филерских служб. В.Ф. Джунковский, совмещая должности товарища министра внутренних дел и командира жандармов (1913-1915), стремился возвратить жандармерию к военной полиции. Он запретил использовать унтер-офицеров в качестве филеров (не отразилось в регионе, см. табл. 1), сократил районные охранные отделения. В 1912 г. Енисейская губерния была включена в Томский район. При его ликвидации ЕГЖУ осталось вне оперативного управления районного охранного отделения в Иркутске. Из-за политики сокращения расходов содержание сотрудников не повышалось до 1916 г., когда В.Ф. Джунковского отстранили от должности.

Война ослабила кадровый потенциал наружного наблюдения. В ЕГЖУ удалось сохранить опытных сотрудников (см. табл. 1), тогда как, например, в Иркутске мобилизация забрала 19 сотрудников. Однако не происходило обновления кадров: вывод местных полков на фронт лишил основного источника вербовки. К 1916 г. из 9 человек 3 были уроженцами Енисейской губернии. В органах политической полиции крупных городов переводам в Сибирь противились как начальники, так и сами сотрудники. Хроническими для ЕГЖУ стали вакансии. Все это значительно ослабило службу наружного наблюдения перед Февральской революцией, после которой филерская служба была распущена. Однако наработанные методы наружного наблюдения в дальнейшем были приняты советскими структурами.

Этапы развития наружного наблюдения в Енисейской губернии определялись решениями центральных имперских ведомств, ответными мерами на политические события. Нормативно-правовая база вводилась одновременно и была единой. Отличия ЕГЖУ были следующими: 1) более позднее заимствование оперативных методов; 2) отсутствие новационной активности; 3) тесное сотрудничество со службами других регионов через транзитное на-

блюдение; 4) возможность регулярной деятельности только в Красноярске; 5) высокая роль армейских соединений в качестве кадрового источника наружного наблюдения. Развитие секретной агентуры смогло сделать филеров ЕГЖУ эффективнее только после 1908 г., тогда как в столицах и крупных городах это было сделано еще с конца XIX в.

Список сокращений

1. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

2. ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации.

3. ДП МВД-Департамент полиции Министерства внутренних дел.

4. ЕГЖУ - Енисейское губернское жандармское управление.

5. ЕРП - Енисейский розыскной пункт.

6. КРП - Красноярский розыскной пункт.

Библиографический список

1. Бакшт Д.А. Секретный сотрудник между двумя революциями (на материалах Енисейской губернии, 1907-1917) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 213-217.

2. Бродникова М.Н. Методы деятельности политической полиции в России в конце Х1Х-на-чале XX вв. Наружное наблюдение // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 3 (42). С. 120-124.

3. Гончарова Е.А. Местные органы политической полиции России в 1902-1914 гг. (на материалах Саратовской и Самарской губерний): дис.... канд. ист. наук. Саратов, 2008. 299 с. Жандармы России / сост. B.C. Измозик. М.; СПб., 2002. 640 с.

Краткий действующий свод законоположений и циркулярных распоряжений, относящихся до чинов Губернских Жандармских Управлений по наблюдению за местным населением и производству дознаний / сост. полковник Добряков. Спб., 1903. 650 с.

Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). 2-е изд. М., 2013. 519 с. Рууд Ч., Степанов С.А. Фонтанка, 16: политический сыск при царях. М., 1993. 464 с.

4.

5.

6.

7.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.