ФИНАНСОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Хмара Е.В.
Хмара Екатерина Васильевна - бакалавр, направление: финансы организаций, кафедра финансов и учёта, Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: актуальность исследования обусловлена тем, что на данный момент в литературе отсутствует разграничение понятий инвестиционного и финансового консультирования, что вызывает неверную трактовку деятельности участников, предоставляющих такие услуги.
Ключевые слова: инвестиционное консультирование, финансовое консультирование, консалтинг, финансовый советник, инвестиционный советник.
Российский финансовый рынок вступил в период кардинального изменения системы предложения и продаж финансовых продуктов.
Деятельностью по инвестиционному консультированию признается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций.
Финансовое консультирование - деятельность, направленная на консультирование физических лиц, юридических в отношении финансовых инструментов, сделок с ними, а также налогов, страхования, кредитования путем предоставления инвестиционных или финансовых рекомендаций на возмездной основе.
До последнего времени в России регулирования деятельности финансовых советников вообще не предусматривалось. Финансовым и инвестиционным советником либо консультантом мог назвать себя любой человек или финансовый институт, равно как и любое юридическое лицо, независимо от осуществляемого им вида деятельности. Предъявление каких-либо сертификатов, подтверждающих наличие соответствующих компетенций и профильных специалистов, не требовалось.
Но с 21 декабря 2018 г. вступили в силу изменения в Закон РФ «О рынке ценных бумаг», согласно которым инвестиционное консультирование получило статус профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а в отношении лиц, занимающихся такой деятельностью, введен режим регулирования. В указанных изменениях прописано, что инвестиционным консультированием будут заниматься инвестиционные советники. В этой роли могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Финансовый консультант занимается целым спектром вопросов, включая правовые, это и финансовое планирование, и подбор различных активов, налоговое и пенсионное планирование, наследственное право и много других вопросов. При этом финансовый советник не имеет право давать индивидуальную инвестиционную рекомендацию, лишь только помочь в долгосрочном финансовом планировании.
Получается, что финансовый советник - это большой комплекс вопросов, а инвестиционный советник - это один из сегментов, который сейчас отошел под регулирование Банка России. Он будет вести единый реестр инвестиционных советников, которые должны будут стать членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
Консалтинговые компании предоставляют только консультационные услуги, при этом спектр услуг таких компаний очень широкий, а деятельность по
инвестиционному консультированию не является основной. Такие компании также состоят в отдельных профессиональных сообществах на финансовом рынке.
Центральный Банк определил основные регуляторные требования к инвестиционным советникам: ИП или юридическое лицо, членство в СРО, пребывание в реестре Банка России (квалификация + опыт работы), разработанные внутренние документы (особый план счетов), контролер в штате.
Нововведения затрагивают далеко не всё поле деятельности по финансовому консультированию. Как можно понять из названия «инвестиционный советник», речь идет только о деятельности тех, кто дает рекомендации по ценным бумагам. Незатронутыми пока остались все те, кто специализируется на советах по другим аспектам финансовой жизни для физических лиц. Про этих консультантов в законе пока ничего не сказано.
Банк России разработал проекты основных нормативных актов, формирующих правовую базу для деятельности инвестиционных советников. Первый из них содержит список требований, которым должен соответствовать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, для того чтобы стать инвестиционным советником. В частности, там содержатся требования к осуществлению деятельности по инвестиционному консультированию, указания к порядку определения профиля клиента инвестиционного советника, а также к форме предоставления индивидуальной инвестиционной рекомендации. Документ устанавливает правила, регулирующие обязанности советника действовать в интересах клиента, в том числе в рамках услуги «автоследование».
Второй проект указания предусматривает, что аккредитацию программ, используемых для консультирования, будет осуществлять саморегулируемая организация, объединяющая инвестиционных советников. «Аккредитации подлежат программы, которые используются для робоэдвайзинга, а также программы, с помощью которых оказывается услуга «автоследование».
Требования опубликованы на сайте регулятора, они начали действовать с 4 марта 2019 года.
Между тем на развитых финансовых рынках, где независимые финансовые советники представлены давно и весьма широко, регулирование их деятельности выстроено детально с учетом как масштабов бизнеса инвестиционного советника, так и перечня продуктов, которые он предлагает клиенту. Так, в Российской Федерации может быть применен опыт Великобритании, США, Австралии.
Рассмотрены три подхода к государственному регулированию. У каждого из них есть один общий и важный элемент - в США, в Великобритании и в Австралии вмешательство государства в деятельность финансовых консультантов в первую очередь обусловлено желанием защитить потребителей от угроз, возникающих в силу сложности современных инвестиционных продуктов, и одновременно потребностью снизить вероятность оппортунистического поведения со стороны финансовых и инвестиционных советников и консультантов.
Тем не менее, некоторые элементы системы государственного регулирования рассмотренных стран можно внедрить и в России. В частности, представляется важным создание условий для появления саморегулирующихся организаций, развитие которых можно было бы подтолкнуть, доверив им сертификацию и установление образовательных стандартов. Кроме того, возможно частичное заимствование правил взаимоотношений клиентов и консультантов, принятых в США и Великобритании, и обеспечивающих максимальную открытость в процессе формирования инвестиционной стратегии.
Таким образом, развитие института инвестиционных советников в России можно считать очередным шагом в развитии финансового рынка в стране. Конечно, одним лишь их появлением не будут решены все имеющиеся проблемы. Но на рынке появляется признанный государством институт, целью которого является расширить возможности
62
более широкому кругу потенциальных инвесторов. Учитывая возрастающий интерес россиян к вложению своих сбережений и наметившийся прогресс в их доверии к консультантам, можно надеяться на поступательное развитие участия более широких слоев населения и организаций в финансовом рынке. При этом важно не забывать, что область деятельности инвестиционных советников законодательно ограничена рынком ценных бумаг, хотя им и не запрещено оказывать консультации в смежных областях, таких как страхование, налогообложение и других.
Список литературы
1. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-Ф3 (в ред. от 27 дек. 2018 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система -Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 23.03.2019).
2. Анненская Н.Е. Новые участники российского финансового рынка -инвестиционные советники // Финансы, деньги, инвестиции. 2018. № 4 (68). С. 3 -7.
3. Ахмадиева Л.Ю. Перспективы развития финансового консультирования в России // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 5 (5). С. 31-35.
4. Калугина О.В., Кириченко Е.П. Финансовый консалтинг: понятие и его элементы // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-1. С. 189-192.
5. Мирзоян М.О. Развитие рынка услуг инвестиционного консультирования // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 11. С. 110-124.
6. Финансовый советник на миллион - М. Институт финансового планирования, 2015. 73 с.