Научная статья на тему 'Налоговое консультирование как инструмент поддержки деловой активности организаций'

Налоговое консультирование как инструмент поддержки деловой активности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1572
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ФИНАНСОВЫЙ ПОСРЕДНИК / TAX CONSULTING / TAX OPTIMIZATION / TAX COSTS / TAX BURDEN / TAX RISKS / TAX MONITORING / FINANCIAL INTERMEDIARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурян Люба Мовсесовна

Предмет исследования налоговое консультирование, призванное обеспечивать необходимый уровень деловой активности организаций. Цель работы обоснование необходимости налогового консультирования как особого инструмента поддержки корпоративной деловой активности. Рассмотрены наиболее актуальные особенности налогового консультирования как отдельного направления сервисной экономики в рамках концепции сервис-доминирующей логики, отражающей степень вовлеченности всех участников финансовых отношений в бизнес-процессы налогового консультирования. Институт налогового консультирования рассмотрен с точки зрения идей институционализма как финансовый посредник, выполняющий промежуточные функции либо функции вспомогательного характера при взаимодействии базовых агентов экономической системы, в частности при взаимодействии государства и представителей бизнеса. На основе проведенного исследования сделан вывод, что развитый институт налогового консультирования, являясь неотъемлемым атрибутом налоговой системы, определяет уровень деловой активности организаций и развития бизнеса. Область применения результатов исследования субъекты рынка налогового консалтинга и аудиторских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Consulting as a Tool to Support Business Activities of Organizations

The subject of the research is tax consulting aimed at ensuring the proper business activity of organizations. The purpose of the research was is to substantiate the need for the tax consulting as a special tool for supporting corporate business activities. The paper deals with the current specifics of the tax consulting as a separate area of the service economy within the framework of the service-dominant logic concept that reflects the degree of involvement of all participants of financial relations in the tax consulting processes. From the standpoint of institutionalism, the tax consulting institution is regarded as a financial intermediary performing mediation or auxiliary functions to ensure interactions between basic agents of the economic system, in particular, communications between the state and business entities. Based on the research findings, it is concluded that a developed tax consulting institution as an integrated attribute of the tax system determines the levels of corporate business activities and business development. The research findings are intended for participants of the tax consulting and auditing market.

Текст научной работы на тему «Налоговое консультирование как инструмент поддержки деловой активности организаций»

146

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-146-152 УДК 336.025(045)

НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Бабурян Люба Мовсесовна, старший специалист межрегиональной инспекции ФНС России

по крупнейшим налогоплательщикам № 1, Москва, Россия

lyuba.baburyan@gmail.com

Предмет исследования — налоговое консультирование, призванное обеспечивать необходимый уровень деловой активности организаций.

Цель работы — обоснование необходимости налогового консультирования как особого инструмента поддержки корпоративной деловой активности.

Рассмотрены наиболее актуальные особенности налогового консультирования как отдельного направления сервисной экономики в рамках концепции сервис-доминирующей логики, отражающей степень вовлеченности всех участников финансовых отношений в бизнес-процессы налогового консультирования. Институт налогового консультирования рассмотрен с точки зрения идей институционализма как финансовый посредник, выполняющий промежуточные функции либо функции вспомогательного характера при взаимодействии базовых агентов экономической системы, в частности при взаимодействии государства и представителей бизнеса. На основе проведенного исследования сделан вывод, что развитый институт налогового консультирования, являясь неотъемлемым атрибутом налоговой системы, определяет уровень деловой активности организаций и развития бизнеса. Область применения результатов исследования — субъекты рынка налогового консалтинга и аудиторских услуг. Ключевые слова: налоговое консультирование; налоговая оптимизация; налоговые издержки; налоговая нагрузка; налоговые риски; налоговый мониторинг; финансовый посредник.

Tax Consulting as a Tool to Support Business Activities of Organizations

Baburyan Lyuba M., senior specialist, the Interregional Inspectorate for Major Taxpayers No. 1 of the Federal Tax

Service of Russia, Moscow, Russia

lyuba.baburyan@gmail.com

The subject of the research is tax consulting aimed at ensuring the proper business activity of organizations. The purpose of the research was is to substantiate the need for the tax consulting as a special tool for supporting corporate business activities.

The paper deals with the current specifics of the tax consulting as a separate area of the service economy within

the framework of the service-dominant logic concept that reflects the degree of involvement of all participants of

financial relations in the tax consulting processes. From the standpoint of institutionalism, the tax consulting institution

is regarded as a financial intermediary performing mediation or auxiliary functions to ensure interactions between basic

agents of the economic system, in particular, communications between the state and business entities. Based on the

research findings, it is concluded that a developed tax consulting institution as an integrated attribute of the tax system

determines the levels of corporate business activities and business development.

The research findings are intended for participants of the tax consulting and auditing market.

Keywords: tax consulting; tax optimization; tax costs; tax burden; tax risks; tax monitoring; financial intermediary.

Налоговое консультирование в рамках концепции сервис- доминирующей логики

Налоговое консультирование как основная составляющая современной системы налогообложения, призванное гармонизировать интересы участников налоговых отношений, выступает катализатором уровня развития налоговой системы страны.

В п. 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить, выражая тем самым необходимость следования принципу определенности налогообложения Адама Смита.

Консалтинг относится к интеллектуальному бизнесу, ведущим процессом которого является коммуникация консультанта и клиента, на основе чего происходит передача знаний от консультанта к клиенту [1].

Услуги налогового консультирования как конечный результат деятельности экономического агента важно рассмотреть в рамках концепции сервис-доминирующей логики (service-dominantogic), в соответствии с которой услуги оказываются в процессе взаимовыгодных отношений и не имеют целью получение только «нематериальных благ».

Характерной чертой сервис-доминирующей логики является высокая степень вовлеченности клиента в деятельность поставщика услуги (налогового консультанта), т.е. реализуется сопроизводст-

во, выражающееся в участии заказчика в процессе создания и оказания услуги. Налоговый консультант может оказать услугу, отвечающую индивидуальным запросам организации, только в случае наличия полной и достоверной информации о клиенте. Тем самым заказчик становится «сопроизводителем» услуги путем передачи информации как внешнего ресурса. Таким образом, у услуги по налоговому консультированию имеются два субъекта: компания, непосредственно оказывающая услугу и применяющая свой интеллектуальный ресурс, и заказчик услуги, инвестирующий информационный капитал (рис. 2).

Таким образом, налоговое консультирование является отдельным видом деятельности, заключающимся в предоставлении услуг, связанных с разъяснением и применением налогового законодательства юридическим и физическим лицам с целью оптимизации результатов их финансово-хозяйственной деятельности.

трактовка понятия «налоговое консультирование»

Согласно международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности, предлагаемой Организацией экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР)1, налоговое консультирование выделяется в отдельную

1 Статистический отдел ООН (UnitedNations Statistics Division). Международная стандартная отраслевая Классификация видов экономической деятельности. URL: http://unstats.un.org/unsd/ cr/registry/isic-4.asp (дата обращения: 28.04.2017).

5%

8%

16%

64%

^ П-консалтинг

Ш Финансовое управление и оценка = Налоговый и юридический консалтинг Консалтинг ■■V в области производства товаров и услуг Ь: Стратегическое планирование и маркетинг и Управление персоналом ■ Другие консалтинговые услуги

Рис. 1. Виды консалтинга и доля их выручки на рынке консультирования России по итогам 2016 г.

Источник: RAEX (Эксперт РА).

Примечание: без учета компаний PwC, КПМГ, «ФинЭкспертиза», «Аудит-Оптим-К» из-за отсутствия детальной структуры выручки.

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Услуга как ценность

Услуга как материальное вознаграждение

Рис. 2. Налоговое консультирование в рамках сервис-доминирующей логики

Источник: составлено автором.

категорию услуг, включающую следующие направления деятельности:

• оформление коммерческих сделок между предприятиями или другими лицами;

• подготовку или аудит финансовых счетов;

• анализ счетов и подтверждение их точности;

• составление для частных лиц или предприятий налоговых деклараций либо проведение расчетов;

• консультативные услуги и представительство интересов клиентов перед налоговыми органами.

К данной категории услуг не относятся услуги:

• по обработке и табулированию данных;

• в части управленческого консалтинга (проектирование систем учета, учет затрат программы, процедуры бюджетного контроля);

• по инкассации наличных денежных средств и ценных бумаг.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» относит налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций к прочим услугам, связанным с аудиторской деятельностью.

Учитывая факт отнесения услуг по налоговому консультированию к сфере аудиторской деятельности, данный вид деятельности востребован на рынке услуг согласно данным исследования «Анализ деловой активности на рынке аудиторских услуг в 2015-2016 гг.» НИФИ Минфина России (рис. 3), проведенного среди субъектов рынка аудиторских услуг. В соответствии с документом о профессиональной квалификации и этике налоговых консультантов в Европе, разработанным Европейской конфедерацией налоговых консультантов (Confederation Fiscale Europeenne, CFE), налоговое консультирование включает подготовку и представление налоговых деклараций, консультирование по налогам и налоговому планированию, защиту налогоплательщиков в административных органах и судах. Определение налогового консуль-

тирования может быть уже или шире в зависимости от национальных правил2.

Таким образом, принимая во внимание определение, данное Европейской конфедерацией налоговых консультантов (CFE), в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности должен учитываться такой вид деятельности, как «представление и защита налогоплательщиков в административных органах и судах», поскольку, оформив надлежащим образом доверенность и полномочия, налоговый консультант становится представителем своего клиента в досудебном урегулировании споров между налоговыми органами и налогоплательщиками и в судебных процессах соответственно. Реалии современного менеджмента таковы, что консалтинг перестал выполнять роль простого информационного обслуживания бизнес-процессов и более не удовлетворяет взыскательных клиентов, имеющих доступ к информационно-аналитическим ресурсам [2].

Все большую актуальность приобретает комплексное консультирование, при котором налоговый консультант не только предлагает взвешенное оптимальное решение задачи, но и помогает налогоплательщику реализовать такое решение, контролируя этот процесс и неся ответственность за его результат.

Институт налогового консультирования

Значению института налогового консультирования посвящено исследование ОЭСР, подготовленное рабочей группой, составленной из числа представителей фискальных органов Великобритании и секретариата ОЭСР, по проблеме агрессивного налогового планирования3, где представ-

2 Professional qualifications and ethics of tax advisers in Europe. URL: http://www.cfe-eutax.org/sites/default/files/Professional%20 Code_20042012.pdf.

3 Study into the Role of Tax Intermediaries OECD//IO Mar 2008,

90 p. URL: https://books.google.ru/books/about/Study_into_the_

Role_of_Tax_Intermediarie.html?id=FGkVZvcWCaIC&redir_esc=y.

О 87 ОУ 144

ОБОЗО 368

ДУ 382

ЮКиП 498

УК 534

БО 816

САУ 971

НК 1248

БК 1258

ИА 1401

ОАДК 1497

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600

Рис. 3. Распределение видов деятельности по их востребованности на рынке аудиторских услуг (в 1589 ответах), ед.

Источник: Сайт Минфина России. URL: https://www.minfin.rU/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/# (дата обращения: 13.03.2017). Примечание: О - обучение; ОУ - оценочные услуги; ОБОЗО - обязательный аудит общественно значимых организаций; ДУ - другие услуги; ЮКиП - юридическое консультирование и посредничество; УК - управленческое консультирование; БО - бухгалтерское обслуживание; САУ - сопутствующие аудиту услуги; НК - налоговое консультирование; БК - бухгалтерское консультирование; ИА - инициативный аудит; ОАДК - обязательный аудит других клиентов.

лена принципиально новая концепция налогового консультирования в рамках международного сотрудничества по обмену информацией. Вопрос повышения эффективности противодействия агрессивному налоговому планированию был поднят наТретьем форуме ОЭСР по налоговому администрированию в сентябре 2006 г., принявшем Сеульскую декларацию, в которой странами-участниками была провозглашена необходимость борьбы за соблюдение налогового законодательства. Эффективность деятельности института налогового консультирования зависит от взаимодействия экономических агентов и институциональных ограничений4. Представители институционального направления5 экономической теории ввели в употребление термин «институциональный посредник», под которым понимается лицо, выполняющее некие промежуточные обязанности или функции вспомогательного характера в рамках

4 Институциональные ограничения — это определенные рамки (условия), устанавливаемые институциональной структурой, а также механизмы контроля, в совокупности ограничивающие поведение и структурирующие взаимодействия институциональных субъектов, разрешающие или запрещающие те или иные действия.

5 Институциональное направление подразумевает решение не чисто экономических вопросов, а экономических проблем во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими, правовыми проблемами. В центре внимания должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.

взаимодействия базовых агентов экономической системы, в частности при взаимодействии администрации и представителей бизнеса.

Основой теории финансового посредничества, ее теоретическим базисом выступают работы Джона Г. Герли (John G. Gurley), Эдварда С. Шоу (Edward S. Shaw)6, утверждавших, что главной функцией посредников является деятельность по уменьшению трансакционных затрат.

Проблема финансового посредничества в экономической литературе стала актуальной в 19701990-е гг., когда считалось, что путем выполнения различных агентских функций и операций по качественному преобразованию активов финансовые посредники преодолевают эффекты, связанные с неравномерным распределением информации, обеспечивают требуемую ликвидность, минимизируют риски и снижают трансакционные издержки7.

Таким образом, все большее значение отводится способности микроэкономического инструментария уменьшать риски экономических агентов и трансакционные издержки. Тем не менее при прочих равных условиях основными целями деятельности финансовых посредников как коммерческих орга-

6 Gurley J. G., Shaw E. S. Financial Aspects of Economic Development // American Economic Review. Vol. 45. No. 4 (Sep., 1955).

7 Freixas, Rochet, 2008, p. 19. URL: ftp://nozdr.ru/biblio/kolxo3/F/ FA/Freixas%20X.,%20Rochet%20J.-C.%20Microeconomics%20 of%20Banking%20(2ed.,%20MIT,%202008)(ISBN%200262062704) (389s)_FA_.pdf.

150

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Нормативная функция: оперативная функция; учет и регистрация налогоплательщиков; функция текущего налогового контроля; налоговая проверка

Государственное регулирование экономических процессов

❖ Информирование и

разъяснение норм

налогового

законодательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ функция аутсорсинга

учета и отчетности;

❖ налоговое планирование,

налоговый аудит;

❖ поддержка в принятии

управленческих решений;

❖ представление и защита

налогоплательщиков

Государственное налоговое консультирование

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба России

Консалтинговые компании, налоговые аудиторы, налоговые адвокаты

Частное налоговое консультирование

• Разъяснительная Налоговый

функция мониторинг

• Функция (налоговыйрулинг)

информирования

О

• Разъяснительная функция

• Функция информирования

• Функция непосредственного налогового консультирования

Налогоплательщики (физические и юридические лица)

Рис. 4. Взаимосвязь функций налогов, налогового администрирования и налогового консультирования

Источник: составлено автором.

низаций остаются минимизация расходов и максимизация прибыли.

Посредством проектирования концепции финансового посредника на налоговое консультирование может включать выполнение следующих функций налогового консультанта, направленных на обеспечение нормальной деятельности бизнеса и защиту собственности от угроз со стороны государства и внешних сил:

1) снижение трансакционных и других издержек (в том числе уменьшение налоговых издержек бизнеса и государства);

2) ослабление налоговых рисков;

3) обеспечение информацией, касающейся международного и отечественного налогообложения (в том числе разъяснение действующего законодательства);

4) представление интересов клиентов (коммерческих организаций).

Налоговое консультирование выступает инструментом оптимизации издержек и приращения прибыли организаций и является гарантом выполнения налогоплательщиками нормативной базы в области налогообложения. Одной из задач ФНС России по организации работы с налогоплательщиками является содействие налогоплательщикам в исполнении ими налоговых обязанностей. Для этого создается институт налоговых консультантов, принимаются законодательные и подзаконные акты, регулирующие:

• права, возможности и гарантии деятельности налоговых консультантов и их объединений со стороны государства;

• ответственность налоговых консультантов за недобросовестное консультирование, в результате

Таблица

Рейтинги темпов роста выручки

Показатель 2014 2015 2016

Темпы роста выручки в области налогового консалтинга, % 2 2 7,2

Рейтинг оценки бизнес-регулирования 92 62 51

Рейтинг по уровню налогообложения 49 48 40

Рейтинг по уплате налогов 56 49 47

Рейтинг времени, затрачиваемого на уплату налогов 177 187 170

Источник: составлено автором на основе данных рейтингов Doingbusiness и «ЭКСПЕРТ РА».

которого налогоплательщик понес материальный или моральный ущерб;

• права и обязанности саморегулируемых организаций в части выработки общих стандартов, в том числе по подготовке и аттестации специалистов, стандартизации оказания услуг, порядка ведение реестров специалистов и т.д.

Идея создания института налогового консультирования нашла отражение в плане мероприятий (дорожной карте) «Совершенствование налогового администрирования», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р и содержащем раздел II «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов», в п. 5 которого говорится о разработке проекта федерального закона, регулирующего налоговое консультирование и устанавливающего ответственность налоговых консультантов при сохранении необязательности для налогоплательщиков его использования.

Таким образом, ФНС России является сторонником законодательного регулирования данного института, что способствует снижению рисков налогоплательщиков, повышению эффективности деятельности налоговых органов благодаря обеспечению более грамотной работы налогоплательщиков и сохраняет принцип добровольности института налогового консультирования.

Так, в мае 2014 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект № 529626-6 «О налоговом консультировании».

Сущность и внутреннее содержание, а также общественное назначение любой экономической категории раскрываются посредством функций, которые она призвана выполнять.

При этом функции налогового консультанта сводятся преимущественно к оказанию информационных услуг, и налоговый консультант не берет на себя ответственность за последствия реализуемых

решений. Такого мнения придерживаются и некоторые российские ученые: «Главной спецификой оказания услуг по налоговому консультированию является особый статус налогового консультанта, который является советчиком в области налогообложения и смежных с ним отраслей права, а не исполнителем предлагаемых им советов (рекомендаций)» [3].

Функциональный подход предлагалось закрепить в законопроекте 2014 г., в котором понятие «налоговое консультирование» можно определить как деятельность, осуществляемую налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством.

Функционал налогового консультирования необходимо рассматривать сквозь призму функций налогов, процесса налогообложения и налогового администрирования. Сама природа налогов происходит от фискальной функции (от лат. Fiscus — государственная казна) — сбора и пополнения государственного бюджета путем изъятия части доходов граждан и организаций в виде налогов с целью формирования материальной основы реализации обязанностей государства. В условиях развитых рыночных отношений роль фискальной функции возрастает. Более того, ряд ученых видят в фискальной функции смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога [4].

Считается, что все другие функции налогов производны от фискальной функции в большей или меньшей степени. Традиционно выделяются распределительная (социальная) функция, регулирующая (стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводственная), контрольная функции.

На рис. 4 схематично изображена взаимосвязь функций налогов, налогового администрирования и налогового консультирования.

Таким образом, налоговое консультирование является неотъемлемым элементом действующей налоговой системы, что отражается в выполняемых функциях наряду с другими элементами налоговой системы.

Важнейшей задачей налоговой политики является поддержание высокой налоговой дисциплины. Традиционно считалось, что для решения этой задачи необходимы укрепление системы налогового контроля и ужесточение наказаний за совершение налоговых правонарушений. Однако в современных условиях данный путь весьма затратен: расходы на проведение проверок крупных компаний сравнимы с суммами доначисляемых налогов, а ведение судебных споров с налогоплательщиками требует больших затрат времени и денег. При этом «открытость» развитых стран для передвижения людей и капиталов позволяет налогоплательщикам в случае ужесточения контрольных мер перебираться на территории с более «дружественными» налоговыми режимами.

Оценивая значение института налогового консультирования в развитии корпоративной деловой активности, стоит рассмотреть динамику показателей рейтингов Бо'гщЬиз'тезз, составляемых ежегодно Всемирным банком, и рейтинги темпов роста выручки консалтинговых компаний в области налогообложения, составля-

емые рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ РА» (см. таблицу).

Показатели темпов роста выручки в области налогового консалтинга соответствуют движению индексов развития ведения бизнеса, уровня налогообложения, уплаты налогов и времени, затрачиваемого на эти процессы.

Выводы

Налоговое консультирование, призванное выявлять проблемы бизнес-структур и решать задачи, стоящие перед ними, выступает инструментом развития деловой активности экономики, причем с трех позиций:

1) являясь непосредственно самим участником рынка услуг и тем самым определяя количественные показатели развития деловой актив -ности, создавая собственную добавленную стоимость в экономике;

2) осуществляя налоговые функции по оптимизации бизнес-процессов организаций и тем самым повышая стоимость всего бизнеса и его конкурентоспособность как на отечественном рынке, так и на международной площадке;

3) выступая союзником государственных структур по обеспечению лучших условий для развития организаций путем внедрения новых механизмов налогообложения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тильдиков А. В. Основы налогового консультирования: учебно-метод. пособие. Обнинск, 2004. 224 с.

2. Дьячкина Л. А., Орлова А. А. Налоговое консультирование: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 109 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26085691&.

3. Черник Д. Г., Кирина Л. С., Балакин В. В. Налоговое консультирование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Экономика, 2009.

4. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Основы налогового консультирования / под ред. проф. Л. И. Гончаренко. М.: Магистр, 2010.

REFERENCES

1. Tildikov A.V. Fundamentals of tax consulting [Osnovy nalogovogo konsultirovaniya]. Teaching-methodical manual. Obninsk, 2004, 224 p.

2. Dyachkina L. A., Orlova A. A. Tax consulting [Nalogovoye konsultirovaniye] Training manual. St. Petersburg, Publishing house of SPbSEU, 2015, 109 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26085691&.

3. Chernik D. G., Kirina L. S., Balakin V. V. Tax consulting [Nalogovoye konsultirovaniye].Training manual for students studying in economic specialties and areas. Moscow, Economics, 2009.

4. Gorsky I.V. Tax policy of Russia: problems and prospects. [Nalogovaya politika Rossii: problemyi perspektivy]. Moscow, Finance and Statistics, 2003.

5. Fundamentals of tax consulting [Osnovy nalogovogo konsultirovaniya]. Ed. prof. L. I. Goncharenko. Moscow, Master, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.