Научная статья на тему 'Финансово-правовые аспекты регулирования пирингового кредитования: мировые тенденции'

Финансово-правовые аспекты регулирования пирингового кредитования: мировые тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПИРИНГОВОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИИ / КРАУДФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданова О.А.

Финансовый сектор в настоящее время активно выходит в поле финтех-индустрии. Процесс цифровизации финансовых услуг и разработка новых финансовых продуктов на основе современных технологий привлекает внимание аналитиков, инвесторов, кредиторов, клиентов, различных представителей бизнес сообщества и регуляторов. Пиринговое кредитование является одной из бизнес-моделей цифровой экономики, которая набирает обороты во всем мире. Пиринговое кредитование обещает различным заинтересованным сторонам (заемщикам, кредиторам, пиринговым платформам и т.д.) значительные выгоды, но и влечет за собой риски, как для отдельных экономических субъектов, так и для финансовой системы в целом. Систематические риски рынка пирингового кредитования невозможно игнорировать, так как они могут подорвать сложившуюся и устоявшуюся, относительно стабильно функционирующую мировую банковскую систему. Именно поэтому регулирование пирингового кредитования является необходимым. Но здесь, с одной стороны, необходимо не сделать рынок крайне «зарегулированным» и жестким, оставив ему варианты дальнейшего развития и трансформации, а с другой стороны, защитить интересы участников сделок. В настоящее время можно выделить пять основных концепций регулирования пирингового кредитования в мировой практики, а также проанализировать их преимущества и недостатки, выявив аргументы за и против регулирования рынка пирингового кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовые аспекты регулирования пирингового кредитования: мировые тенденции»

Финансово-правовые аспекты регулирования пирингового кредитования: мировые тенденции

Жданова Ольга Александровна

к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова, zhdanova.oa@rea.ru

Финансовый сектор в настоящее время активно выходит в поле финтех-индустрии. Процесс цифровизации финансовых услуг и разработка новых финансовых продуктов на основе современных технологий привлекает внимание аналитиков, инвесторов, кредиторов, клиентов, различных представителей бизнес сообщества и регуляторов. Пиринговое кредитование является одной из бизнес-моделей цифровой экономики, которая набирает обороты во всем мире. Пиринговое кредитование обещает различным заинтересованным сторонам (заемщикам, кредиторам, пиринговым платформам и т.д.) значительные выгоды, но и влечет за собой риски, как для отдельных экономических субъектов, так и для финансовой системы в целом. Систематические риски рынка пирингового кредитования невозможно игнорировать, так как они могут подорвать сложившуюся и устоявшуюся, относительно стабильно функционирующую мировую банковскую систему. Именно поэтому регулирование пирингового кредитования является необходимым. Но здесь, с одной стороны, необходимо не сделать рынок крайне «зарегулированным» и жестким, оставив ему варианты дальнейшего развития и трансформации, а с другой стороны, защитить интересы участников сделок. В настоящее время можно выделить пять основных концепций регулирования пирингового кредитования в мировой практики, а также проанализировать их преимущества и недостатки, выявив аргументы за и против регулирования рынка пирингового кредитования.

Ключевые слова: пиринговое кредитование, законодательство, регулирование, концепции, крауд-финансы

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00243 Пиринговое кредитование в архитектуре формирующейся цифровой финансовой системы России.

Регулирование пирингового кредитования: за и против

Пиринговое кредитование можно отнести к системе крауд-финансов, активно развивающейся как в России, так и мире в целом. Пиринговое кредитование предполагает привлечение заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности посредством пиринговых платформ, которые служат «местом встречи» заемщика и заимодавца. Заемщиком может быть как физическое, так и юридическое лицо, нуждающееся в денежных средствах. Заимодавцами, также как и заемщиками, могут быть абсолютно любые лица, никаких ограничений здесь нет. Процентная ставка устанавливается по взаимному соглашению между заемщиком и кредитором самостоятельно или при помощи пиринговой платформы. Пиринговые платформы берут комиссионные за оказываемые заемщикам и заимодавцам услуги. Заемщики уплачивают комиссию за выдачу займа (либо фиксированную ставку, либо в процентах от суммы привлеченных денежных средств) в соответствии со своей категорией риска (потребительский заем, на развитие бизнеса и т.п.). Заимодавцы, в зависимости от условий, поставленных пиринговой платформой, должны заплатить административный сбор и иную плату, если они решат использовать любую дополнительную услугу (например, юридическую консультацию, оценку платежеспособности заемщика и т. д.), которые может предоставить платформа. Пиринговые платформы делают кредитный скоринг и получают прибыль от сборов за организацию сделки, а не от спреда между кредитными и депозитными ставками, как в случае с традиционным финансовым посредничеством.

Крайне актуальным является вопрос: Должна ли деятельность по пиринговому кредитованию регулироваться со стороны государства? Если да, то на сколько жестко? Международная практика регулирования пирингового кредитования весьма разнообразна. Аргументы за и против регулирования этой деятельности изложены ниже .

Аргументы против регулирования пирингового кредитования.

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

• Регулирование сегмента финансового рынка, находящего в стадии становления, может восприниматься как «штамповка» отрасли посредством регулирования, что неоправданно повысит уровень доверия к пиринговому кредитованию со стороны финансово безграмотных лиц. Привлечение крайне неквалифицированных в финансовых вопросах заимодавцев, которые могут не понимать риски, а также заемщиков с высокими кредитными рисками может оказать пагубное влияние на развитие пирингового кредитования и даже привести к краху отдельного сегмента рынка.

• Законодательные акты могут быть восприняты участниками рынка как слишком жесткие, что не будет способствовать развитию новаторского, эффективного и достаточно доступного механизма получения финансирования для заемщиков, которые либо не имеют доступа к традиционным финансовым каналам, либо им отказано в предоставлении кредитов.

Аргументы в пользу регулирования пирингового кредитования со стороны государственных органов:

• учитывая значение финтех индустрии и влияние, которое она может оказать на традиционные банковские институты, было бы целесообразно регулировать эту формирующуюся отрасль и пиринговое кредитования в частности. На своем начальном этапе развития пиринговое кредитование может оказать сильное влияние на банковский сектор и финансовый рынок, особенно по мере своего укрепления, составив серьезную конкуренцию традиционным банковским институтам. Надежная нормативно-правовая база пирингового кредитования позволила бы предотвратить подобные «сюрпризы»;

• пиринговое кредитование имеет потенциал для снижения процентных ставок по займам в результате существенно более низких по сравнению с банками операционных затрат и усиления конкуренции на кредитном рынке в целом. При надлежащем регулировании платформы пирингового кредитования могут эффективно заполнить свободные в настоящее время ниши кредитного рынка, не интересные в силу разных обстоятельств банкам и иным кредитным организациям;

• если сектор остается нерегулируемым в целом, существует риск нездоровой практики, принятой одним или несколькими игроками, что может иметь пагубные последствия для всего пирингового кредитования.

Баланс преимуществ регулирования рынка пирингового кредитования будет заключаться в разработке соответствующего нормативного и надзорного инструментария, который будет способствовать упорядоченному росту этого сектора.

Концепции регулирования пирингового кредитования

Пиринговое кредитование в наибольшей степени относится к кредитному рынку. В разных юрисдикциях регуляторы по-разному относятся к пиринговому кредитованию, рассматривая его как банковское дело в одних юрисдикциях и как посредника в других,в то время как некоторые юрисдикции, такие как Израиль и Япония, полностью его запретили его. В целом можно выделить пять концепций регулирования пирингового кредитования в мире (табл. 1).

Таблица 1

Концепции регулирования пирингового кредитования

Свободная

Посредническая

Концепция

В этих юрисдикциях либо регулирование классифицировало пиринговое кредитование как полностью свободный рынок, либо в законодательстве в целом отсутствует понятие пирингового кредитования Тем не менее, в некоторых странах существует регулирование, направленное на защиту прав и законных интересов субъектов сделок в рамках пирингового кредитования, которое в основном включает уже существующие правила защиты сторон сделки от нерыночных (крайне завышенных) процентных ставок, недобросовестного предоставления кредитов и вводящей в заблуждение рекламы и т.п.

Банковская

Американская

Запрещающая

Основные положения

Пиринговые платформы признаются посредниками, действующими на финансовом рынке. Обычно требуется регистрация в качестве посредника и выполнение других нормативных требований в зависимости от юрисдикции. Как правило, существуют правила, которые устанавливают нормы регистрации пиринговых платформ для их доступа на рынок. Другие правила и требования определяют, как платформа должна вести свою деятельность (например, требуется ли лицензирование, необходимое для предоставления кредитных и/или финансовых услуг).

Австралия, Аргентина, Канада (Онтарио), Новая Зеландия, Великобритания

Регулирование пирингового кредитования основывается на банковском регулировании. Пиринговые платформы должны получить банковскую лицензию; выполнять требования о раскрытии информации и другие подобные правила, присущие деятельности банков и иных кредитных организаций

Существует два уровня регулирования: федеральное и на уровне отдельных штатов. Отсутствуют профильные нормативные правовые акты, регулирующие именно пиринговое кредитование. Пиринговое кредитование в США включает в себя непосредственно кредитование и выпуск ценных бумаг. Именно поэтому американская концепция регулирования предполагает как банковское регулирование пирингового кредитования , так и регу -пирование деятельности пиринговых платформ на рынке ценных бумаг.

Пиринговое кредитование законодательно запрещено.

Страна применения

Китай, Южная Корея

Франция, Германия, Италия, Австрия

США

Израиль, Япо-

Источник: составлено автором

Китай является крупнейшим в мире рынком пирингового кредитования с сотнями платформ, предлагающих разнообразные услуги. В настоящее время китайский рынок пирингового кредитования по сути жестко не регулируется и функционирует в рамках уже действующего законода-

тельства, хотя и имеются специальные нормативные правовые акты, уточняющие деятельность пиринговых платформ [1].

Посредническая концепция

В Австралии модель пирингового кредитования в целом вписывается в существующее правовое поле в финансовом секторе. В настоящее время австралийский рынок пирингового кредитования представлен только несколькими игроками, а именно Society One, Rattesetter, ThinCats Australia и Moneyplace [2]. Пиринговые платформы могут либо сами иметь австралийскую лицензию на финансовые услуги, либо работать совместно с другой организацией, у которой есть указанная лицензия. Наличие лицензии требует выполнения определенных требований к достаточности капитала, а также иным показателям деятельности организации, однако данные требования являются выполнимыми и не являются слишком жесткими [3]. При совершении пиринговых сделок в Австралии внимание также уделяется борьбе с отмыванием денег и финансирование терроризма, а также защите персональных данных и конфиденциальной информации.

Управление финансовых рынков Новой Зеландии имеет стандарты лицензирования пиринговых платформ [4]. Так, например, пиринговые платформы должны раскрывать информацию о своей деятельности. Помимо этого генеральный директор, а также иные управляющие должны иметь необходимую квалификацию в области функционирования финансового рынка для того, чтобы занимать соответствующие посты в компании - пиринговой платформе. Клиентские соглашения, предлагаемые пиринговыми платформами, должны быть написаны доступным языком и быть легко понятными. Пиринговая платформа должна быть иметь членство в системе урегулирования финансовых споров, а также застраховать свою профессиональную ответственность. Также пиринговая платформа обязана следить за тем, чтобы заемщик не превышал лимиты заимствования (в настоящее время физическое или юридическое лицо может занять в рамках пирингового кредитования до 2 млн долл. в течение 12-месячного периода [5]). Однако пиринговая платформа может снизить указанный лимит для конкретных заемщиков, основываясь на оценке их платежеспособности. В случае отказа пиринговой платформы исполнять свои обязанности или отзыва у нее лицензии управление существующими займами будет продолжаться временными управляющими, платежи будут собираться, а возможные дефолты будут покрываться из резервных фондов.

В Великобритании пиринговое кредитование регулируется со стороны государства. С 1 апреля 2014 года британский регулятор, Financial Conduct Authority, ввел режим регулирования на основе

раскрытия информации для платформ пирингового кредитования с целью обеспечения защиты потребительских прав участников сделок [6]. Правовое поле было разработано прежде всего для обеспечения дополнительной защиты потребителей услуг платформ пирингового кредитования, развития конкуренции на кредитном рынке в целом и рынке пирингового кредитования в частности, обеспечения должного уровня объема раскрытия информации, а также сроков ее предоставления, поддержания стабильных базовых финансово-экономических показателей деятельности пиринговых платформ.

Помимо Financial Conduct Authority в Великобритании регулированием пирингового кредитования занимается отраслевая ассоциация Peer To Peer Finance Association [7]. Она нацелена на стандартизацию деятельности пиринговых платформ с целью повышения качества предоставляемых ими услуг и снижения рисков для клиентов, как кредиторов, так и заемщиков. Ассоциация в 2013 году опубликовала принципы работы участников рынка пирингового кредитования [8], которые в дальнейшем легли в основу законодательных актов.

Наряду с требованием обеспечения того, чтобы вся информация была достоверной и не вводила в заблуждение, введены минимальные нормы капитала. Помимо этого компании, связанные с пиринговыми платформами и занимающиеся обслуживанием займов, должны доказать свою состоятельность и иметь необходимые разрешения на продолжения своей деятельности в случае ликвидации пиринговой платформы (вне зависимости от причин такой ликвидации). Это необходимо для того, чтобы продолжались сбор и обработка платежей по ранее выданным кредитам, и кредиторы имели возможность вернуть свои финансовые средства, предоставленные взаймы. В целом такая концепция работы весьма оправдана, так как способствует снижению рисков.

Банковская концепция

Французские регуляторы приняли нормативно-правовые акты для краудфандинга и пирингового кредитования во Франции в октябре 2014 года [9]. Все крауд-площадки, в том числе по пиринговому кредитованию, должны регистрироваться в соответствующих органах государственной власти (ORIAS, которая ведет реестр в сфере страхования, банковского дела и финансов [10]) и обязаны соответствовать определенным требованиям, в том числе по уровню квалификации управляющих, которые должны иметь опыт работы в банковской или финансовой сфере. Французские платформы пирингового кредитования должны четко и ясно показывать потенциальные риски. Любой инвестор (кредитор) должен подтвердить свое понимание того, что он может потерять все свои инвестиции при совершении сделок посред-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

M О

to

а>

о

CS

№ Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

ством пиринговой платформы. Во Франции регулирование пиринговых платформ приближено к регулированию банковской деятельности.

Согласно немецкому законодательству только банки могут выдавать кредиты [11]. Для соблюдения этого правила каждая платформа пирингового кредитования должна сотрудничать с банком, который формально выдает кредит, а затем продавать права на доходы по этому кредиту инвесторам через платформу. Для этого требуется сложная правовая и техническая структура, в которой отсутствуют прямые договорные отношения между инвестором и заемщиком. Немецкое регулирование нашло компромисс между защитой банковской монополии и поощрением альтернативного финансирования. Платформы пирингового кредитования функционируют в рамках модели, где банки по-прежнему являются единственным субъектом, принимающим депозиты и оформляющим кредитные договоры. Таким образом, в рамках этой модели платформы пирингового кредитования рассматриваются как инвестиционные институты, сотрудничающие с банками.

Основными заемщиками в рамках пирингового кредитования в Германии являются самозанятые, микропредприятия или малые, но активно развивающиеся инновационные компании. Пиринговое кредитование является привлекательным для инвесторов, поскольку ставки по депозитам очень низкие (0,01% - 0,25% [12]). Поэтому законодательство в большей степени ориентировано на защиту инвесторов и информирование их о рисках пирингового кредитования. Правительство Германии разработало свое первое специальное положение о кредитовании в 2014 году, которое обязало пиринговые платформы предоставлять базовую информацию об инвестициях. Второе постановление было принято в 2015 году для защиты инвесторов (К!е1пап!едег5сЬи17де5е17 [13]). Это положение ограничивает максимальную сумму инвестиций розничного инвестора - физического лица. Максимальный размер кредита установлен в размере 2,5 млн евро. Установлен и максимальный размер суммы для инвестора -кредитора. Если инвестор не предоставляет отчет об активах и доходах, то максимальная инвестиционная сумма для него будет составлять 1000 евро. Если у инвестора имеются свободные средства в размере 100 000 евро (подтвержденные отчетом об активах и доходах), то он может вложить 10 000 евро. Если отчет об активах и доходах показывает, что у инвестора нет свободных финансовых ресурсов на сумму 100 000 евро, то он имеет право вложить в 2 раза больше своего ежемесячного дохода, но не более, чем 10 000 евро. Указанные ограничения касаются инвесторов - физических лиц. На инвесторов, которые представлены юридическими лицами, никаких ограничений не накладывается [14].

Минимальные требования к капиталу для лицензированных платформ отсутствуют, но они должны застраховать свою профессиональную ответственность в соответствии с нормативным актом о финансовых брокерских операциях (Finanz anlagen vermittlungs-verordnung [15]), который предусматривает определенные минимальные страховые суммы, периодически корректирующиеся. С 15 января 2018 года минимальная страховая сумма составляет 1 276 000 евро на страховой случай и 1 919 000 евро по всем страховым случаям за один год.

Есть и иные нормативно-правовые акты, которым должен соответствовать участник пирингового рынка:

• Закон о регулировании торговли, торговли и промышленности (Gewerbeordnung) [16];

• Закон об отмывании денег (Geldwäschegesetz) [17];

• Закон о Торговле ценными бумагами (Wertpapierhandelsgesetz [18]) и т.д.

В Австрии пиринговое кредитование не является популярным; в стране нет платформ, которые бы являлись значимыми для европейского рынка. Такая ситуация сложилась под воздействием ряда факторов.

Во-первых, до 2015 года в Австрии не существовало правового поля, специальных правовых норм, регулирующих деятельность пиринговых платформ. Да и на данный момент Закон об альтернативном финансировании, действующий с сентября 2015 года [19], регулирует деятельность преимущественно краудинвестинговых платформ, а не на платформы пирингового кредитования.

Во-вторых, коммерческое кредитование с учетом уплаты процентов допускается только на основании банковской лицензии в соответствии с разделом Австрийского Банковского Акта [20].

В-третьих, австрийское Управление финансовыми рынками (FMA, Financial Market Authority) агрессивно борется с несанкционированной деятельностью банковского бизнеса. Например, в 2009 году FMA запретило австрийскому клубу «bankless life» получать депозиты, поскольку у него не было банковской лицензии [21].

Пиринговые платформы в Австрии требуют либо наличия лицензии Австрийского банка, либо должны быть зарегистрированы как брокеры (с правом обслуживания кредитов) [22]. Простая регистрация юридического лица является достаточной только в том случае, если пиринговая платформа работает совместно с лицензированным кредитным институтом (банком), поскольку в этом случае все сделки и соответственно денежные средства «проходят» через кредитную организацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что сектор пирингового кредитования не очень популярен в Австрии. Как уже было сказано выше, модель изначально потерпела неудачу, так как ав-

стрийское Управление финансовыми рынками классифицировало пиринговое кредитование как банковский бизнес, требующий лицензии и соблюдения строгих нормативов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Американская концепция

В США не принято специальных законодательных актов, регулирующих именно пиринговое кредитование. Оно функционирует в рамках действующего правового поля. В США существует два ба-зовыхуровня регулирования: федеральный (Комиссия по ценным бумагам и биржам - SEC, а также Бюро по защите прав потребителей в финансовой сфере - CFPB) и регуляторы на уровне штатов. 13 правила краудфандинга были приняты SEC 30 октября 2015 года [23]. На уровне штата регулирование варьируется от штата к штату. В некоторых штатах пиринговые платформы запрещены (например, Техас), в части они разрешены, но их деятельность ограничена возможность привлечения только квалифицированных инвесторов (например, Калифорния), ряд штатов придерживается только федерального законодательства по этому вопросу. Если пиринговая платформа хочет работать сразу в нескольких штатах, то она должна соответствовать законодательству каждого штата. Пиринговое кредитование в США включает в себя непосредственно кредитование (банками) и выпуск ценных бумаг. Именно поэтому государственное регулирование данного сектора осуществляется сразу несколькими институтами. Пиринговые платформы считаются публичными организациями и поэтому должны публиковать подробную информацию о выдаче кредитов, инвесторах и заемщиках ежемесячно. В США необходимо регистрировать предоставление кредитов посредством пиринговых платформ как операции на рынке ценных бумаг. Типичный механизм пирингового кредитования в США предполагает выдачу кредитов банками-эмитентами, а затем их перевод на пиринговые платформы для дальнейшего обращения посредством ценных бумаг.

Участники пирингового кредитования в США также должны руководствоваться в своей деятельности рядом федеральных законов, включая, но не ограничиваясь: Законом «О банковской тайне» [24], Законом «Об электронном переводе средств» [25], Законом «Об электронных подписях в глобальной и национальной торговле» [26], Законом «О равных кредитных возможностях» [27] и другими законодательными актами.

Литература

1. China Issues Online Lending Rules // URL: https://www.crowdfundinsider.com/2016/08/89704-china-issues-online-lending-rules-panic-ensues/ (дата обращения 04.09.2019)

2. Who Offers Peer-To-Peer Lending In Australia? // URL: https://www.canstar.com.au/p2p-lending/who-offers-peer-to-peer-lending-in-australia/ (дата обращения 04.09.2019).

3. AFS licensees// URL: https://asic.gov.au/online-services/afs-licensees/ (дата обращения 04.09.2019).

4. Peer-to-peer lending // URL: https://www.consumer.org.nz/articles/peer-to-peer-lending#article-oversight (дата обращения 04.09.2019).

5. Peer-to-peer lending // URL: https://www.fma.govt.nz/compliance/role/peer-to-peer-lending-providers/(дата обращения 04.09.2019).

6. Policy StatementPS19/14June 2019Loan-based ('peer-to-peer') and investment-based crowdfunding platforms: Feedback to CP18/20 and final rules// URL: https://www.fca.org.uk/publication/policy/ps19-14.pdf (дата обращения 04.09.2019).

7. Peer-to-Peer Finance Association (P2PFA) // URL: https://www.marketinvoice.com/business-finance/what-is-the-peer-to-peer-finance-association (дата обращения 04.09.2019).

8. Peer-to-Peer Finance Association Operating Principles// URL: https://studylib.net/doc/18157607/operating-principles---the-peer-to (дата обращения 04.09.2019).

9. French Crowdfunding Laws Now in Force // URL:

https://www.crowdfundinsider.com/2014/10/51484-french-crowdfunding-laws-now-force/ (дата обращения 04.09.2019).

10. ORIAS // URL: https://www.orias.fr/ (дата обращения 04.09.2019).

11. Закон о банках (KWG) // URL: https://ru.isearch.de/%/Banking/ (дата обращения 04.09.2019).

12. Сравнить ставки по банковским вкладам в Германии // URL: https://ru.financialadvisory.com/germany.html (дата обращения 04.09.2019).

13. Kleinanlegerschutzgesetz // URL: https://exporo.de/wiki/kleinanlegerschutzgesetz/ (дата обращения 04.09.2019).

14. Naidji C. Regulation of European peer-to-peer lending Fintechs Regulatory framework to improve SME's access to capital // URL: https://www.researchgate.net/publication/316702106 _Regulation_of_European_peer-to-peer_lending_Fintechs_Regulatory_framework_to_i mprove_SME's_access_to_capital (дата обращения 04.09.2019).

15. Finanzanlagenvermittlungs-verordnung // URL: https://www.gesetze-im-internet.de/finvermv/ (дата обращения 04.09.2019).

16. Gewerbeordnung // URL: https://portal.dnb.de/opac.htm?method=simpleSearc h&cqlMode=true&query=nid%3D4121360-9 (дата обращения 04.09.2019).

x

X

о го А с.

X

го m

о

ю

М О

to

а>

о

CS

№ Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

17. Geldwäschegesetz // URL: https://portal.dnb.de/opac.htm?method=showFullRec ord&currentResultId=Geldw%C3%A4schegesetz%26 any&currentPosition=1 (дата обращения 04.09.2019).

18. Wertpapierhandelsgesetz // URL: https://www.gesetze-im-internet.de/wphg/index.html (дата обращения 04.09.2019).

19. AlternativfinanzierungsG, Austrian Federal Gazette no BGBI // URL: https://www.ris.bka.gv.at/Dokumente/Erv/ERV 2003 _1_100^^2003_1_100^ата обращения °4-092019)-

20. The Austrian Banking ACT, Sec. 1 para 1 cl 1 // URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/file_import/an nex1_finalcountryreport_at-3_en_0.pdf (дата обращения 04.09.2019).

21. Financial Markets Anti-Money Laundering Act (FM-GwG - Finanzmarkt-Geldwäschegesetz), Sec. 22d.

22. The Austrian Banking ACT, Sec I// URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/file_import/an nex1_finalcountryreport_at-3_en_0.pdf (дата обращения 04.09.2019).

23. Regulation Crowdfunding // URL: https://www.sec.gov/files/regulation-crowdfunding-2019_0.pdf (дата обращения 04.09.2019).

24. Bank Secrecy Act (BSA) // URL: https://www.occ.treas.gov/topics/supervision-and-examination/bsa/index-bsa.html (дата обращения 04.09.2019).

25. ELECTRONIC FUND TRANSFER ACT // URL:

https://www.federalreserve.gov/boarddocs/caletters/2 008/0807/08-07_attachment.pdf (дата обращения 04.09.2019).

26. ELECTRONIC SIGNATURES IN GLOBAL AND NATIONAL COMMERCE // URL: https://uscode.house.gov/view.xhtml?path=/prelim@ti tle15/chapter96&edition=prelim (дата обращения 04.09.2019).

27. The Equal Credit Opportunity Act // URL: https://www.justice.gov/crt/equal-credit-opportunity-act-3 (дата обращения 04.09.2019).

Financial and legal aspects of peer-to-peer lending regulation:

global trends Zhdanova O.A.

Plekhanov Russian University of Economics The financial sector is now actively entering the field of FINTECH industry. The process of digitalization of financial services and the development of new financial products based on modern technologies attracts the attention of analysts, investors, lenders, customers, various representatives of the business community and regulators. Peer-to-peer lending is one of the business models of the digital economy, which is gaining momentum around the world. Peer-to-peer lending promises significant benefits to various stakeholders (borrowers, lenders, peer-to-peer platforms, etc.), but also entails risks, both for individual economic entities and for the financial system as a whole. Systematic risks of the peer-to-peer lending market cannot be ignored, as they can undermine the established and well-established, relatively stable functioning

of the global banking system. That is why regulation of peer-to-peer lending is necessary. But here, on the one hand, it is necessary not to make the market extremely "regulated" and rigid, leaving it options for further development and transformation, and on the other hand, to protect the interests of the participants in the transactions. Currently, it is possible to identify five main concepts of regulation of peer-to-peer lending in the world practice, as well as to analyze their advantages and disadvantages, revealing the arguments for and against regulation of the peer-to-peer lending market.

Keywords: peer-to-peer lending, legislation, regulation, concepts, crowd Finance

References

1. China Issues Online Lending Rules // URL: htfps:/'Www.crowdfundinsider.com/2016/08/89704-china-issues-online-lending-rules-panic-ensues/ (дата обращения 04.09.2019)

2. Who Offers Peer-To-Peer Lending In Australia? // URL: https://www.canstar.com.au/p2p-lending/who-offers-peer-to-peer-lending-in-australia/ (дата обращения 04.09.2019).

3. AFS licensees// URL: https://asic.gov.au/online-services/afs-licensees/ (дата обращения 04.09.2019).

4. Peer-to-peer lending // URL: https://www.consumer.org.nz/articles/peer-to-peer-lending#article-oversight (дата обращения 04.09.2019).

5. Peer-to-peer lending // URL: https://www.fma.govt.nz/compliance/role/peer-to-peer-lending-providers/(дата обращения 04.09.2019).

6. Policy StatementPS19/14June 2019Loan-based ('peer-to-peer') and investment-based crowdfunding platforms: Feedback to CP18/20 and final rules// URL: https://www.fca.org.uk/publication/policy/ps19-14.pdf (дата обращения 04.09.2019).

7. Peer-to-Peer Finance Association (P2PFA) // URL: https://www.marketinvoice.com/business-finance/what-is-the-peer-to-peer-finance-association (дата обращения 04.09.2019).

8. Peer-to-Peer Finance Association Operating Principles// URL: https://studylib.net/doc/18157607/operating-principles—the-peer-to (дата обращения 04.09.2019).

9. French Crowdfunding Laws Now in Force // URL: https://www.crowdfundinsider.com/2014/10/51484-french-crowdfunding-laws-now-force/ (дата обращения 04.09.2019).

10. ORIAS // URL: https://www.orias.fr/ (дата обращения 04.09.2019).

11. Закон о банках (KWG) // URL: https://ru.isearch.de/%/Banking/ (дата обращения 04.09.2019).

12. Сравнить ставки по банковским вкладам в Германии // URL: https://ru.financialadvisory.com/germany.html (дата обращения 04.09.2019).

13. Kleinanlegerschutzgesetz // URL: https://exporo.de/wiki/kleinanlegerschutzgesetz/ (дата обращения 04.09.2019).

14. Naidji C. Regulation of European peer-to-peer lending Fintechs Regulatory framework to improve SME's access to capital // URL: https://www.researchgate.net/publication/316702106_Regulati on_of_European_peer-to-

peer_lending_Fintechs_Regulatory_framework_to_improve_S ME's_access_to_capital (дата обращения 04.09.2019).

15. Finanzanlagenvermittlungs-verordnung // URL: https://www.gesetze-im-internet.de/finvermv/ (дата обращения 04.09.2019).

16. Gewerbeordnung // URL: https://portal.dnb.de/opac.htm?method=simpleSearch&cqlMod e=true&query=nid%3D4121360-9 (дата обращения 04.09.2019).

17. Geldwäschegesetz // URL: https://portal.dnb.de/opac.htm?method=showFullRecord&curr entResultId=Geldw%C3%A4schegesetz%26any&currentPositi on=1 (дата обращения 04.09.2019).

18. Wertpapierhandelsgesetz // URL: https://www.gesetze-im-internet.de/wphg/index.html (дата обращения 04.09.2019).

19. AlternativfinanzierungsG, Austrian Federal Gazette no BGBI // URL:

https://www.ris.bka.gv.at/Dokumente/Erv/ERV_2003_1_100/E RV_2003_1_100.pdf(дата обращения 04.09.2019).

20. The Austrian Banking ACT, Sec. 1 para 1 cl 1 // URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/file_import/annex1_fina lcountryreport_at-3_en_0.pdf (дата обращения 04.09.2019).

21. Financial Markets Anti-Money Laundering Act (FM-GwG -Finanzmarkt-Geldwäschegesetz), Sec. 22d.

22. The Austrian Banking ACT, Sec I// URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/file_import/annex1_fina lcountryreport_at-3_en_0.pdf (дата обращения 04.09.2019).

23. Regulation Crowdfunding // URL: https://www.sec.gov/files/regulation-crowdfunding-2019_0.pdf (дата обращения 04.09.2019).

24. Bank Secrecy Act (BSA) // URL: https://www.occ.treas.gov/topics/supervision-and-examination/bsa/index-bsa.html (дата обращения 04.09.2019).

25. ELECTRONIC FUND TRANSFER ACT // URL: https://www.federalreserve.gov/boarddocs/caletters/2008/0807 /08-07_attachment.pdf (дата обращения 04.09.2019).

26. ELECTRONIC SIGNATURES IN GLOBAL AND NATIONAL COMMERCE // URL: https://uscode.house.gov/view.xhtml?path=/prelim@title15/cha pter96&edition=prelim (дата обращения 04.09.2019).

27. The Equal Credit Opportunity Act // URL: https://www.justice.gov/crt/equal-credit-opportunity-act-3 (дата обращения 04.09.2019).

X X О го А С.

X

го m

о

ю

M О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.