Научная статья на тему 'Финансово-правовые аспекты деофшоризации капиталов в Российской Федерации'

Финансово-правовые аспекты деофшоризации капиталов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ КАПИТАЛОВ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / FOREIGN CAPITAL CONTROLLED BY A FOREIGN COMPANY / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЛИЦА / АКТИВНАЯ ИНОСТРАННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / AN ACTIVE FOREIGN HOLDING COMPANY / АКТИВНАЯ ИНОСТРАННАЯ СУБХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / ACTIVE FOREIGN SUBHOLDINGOVAYA COMPANY TAX RESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / OBJECT OF TAXATION / DEOFSHORIZATSIYA CAPITAL / SUPERVISORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается вопрос о законодательном регулировании в области противодействия существующих офшорных юрисдикций, дается характеристика новым для российского налогового законодательства субъектам правоотношений; проводится анализ налогообложения сделок с их участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIALLY-LEGAL ASPECTS OF CAPITAL DEOFSHORIZATSII IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issue of legislative regulation in the field of combating the existing offshore jurisdictions, the characteristic of the new for the Russian tax legislation, legal entities, as well as an analysis of the taxation of transactions involving them.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовые аспекты деофшоризации капиталов в Российской Федерации»

6) привлечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти для определения цены размещения акций банка;

7) реализации права преимущественного приобретения акций (долей) банка;

8) одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Закон о банкротстве ввел требование, обязывающее Агентство осуществить

продажу акций (долей) санируемого банка, которыми оно владеет, в случае получения оферты о продаже данных акций (долей). Данное требование введено в Закон для того, чтобы не ограничивалась конкуренция на рынке банковских услуг и не происходила концентрация капитала в руках Агентства и косвенно в руках государства. Продажа осуществляется путем выставления на публичные торги.

При этом, если в санации банка участвуют инвесторы, то Агентство и инвесторы вправе предусмотреть в заключаемом между ними соглашении (договоре) обязательство инвестора (инвесторов) приобрести в будущем все принадлежащие Агентству акции (доли) соответствующего банка.

Закон ограничивает круг лиц, которые могут выступать в качестве приобретателей акций (долей) санируемого банка. В частности, таковыми не могут быть акционеры (участники) банка, владевшие более чем 1% его акций (долей) в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство о его участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

Таким образом, после событий глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. подход к вопросу несостоятельности банков был скорректирован: основной задачей стало задействовать механизмы предотвращения банкротства на возможно более ранней стадии и попытаться сохранить те институты, которые жизненно необходимы для функционирования экономики.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 42, ст. 4698.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43, ст. 4190.

3 См.: Вестник Банка России. 2013. № 11. 27 февр.

Е.С. Николаева

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ КАПИТАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается вопрос о законодательном регулировании в области противодействия существующих офшорных юрисдикций, дается характеристика новым для российского налогового законодательства субъектам правоотношений; проводится анализ налогообложения сделок с их участием.

Ключевые слова: деофшоризация капиталов, иностранный капитал, контролируемая иностранная компания, контролирующие лица, активная иностранная холдинговая компания, активная иностранная субхолдинговая компания, налоговый резидент Российской Федерации, налогообложение, объект налогообложения.

© Николаева Екатерина Сергеевна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права 194 (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского); e-mail: niko_ekaterina@mail.ru

E.S. Nikolaeva

FINANCIALLY-LEGAL ASPECTS OF CAPITAL DEOFSHORIZATSII IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issue of legislative regulation in the field of combating the existing offshore jurisdictions, the characteristic of the new for the Russian tax legislation, legal entities, as well as an analysis of the taxation of transactions involving them.

Keywords: deofshorizatsiya capital, foreign capital controlled by a foreign company, supervisors, an active foreign holding company, active foreign subholdingovaya company tax resident of the Russian Federation, taxation, the object of taxation.

Вопрос деофшоризации капиталов в Российской Федерации остается одним из наиболее важных аспектов налоговой политики государства и одной из обсуждаемых и насущных тем в российской предпринимательской среде. Начиная с конца 2013 г., на законодательном уровне были разработаны нормативные документы, концепции, государственные программы, единая цель которых сводилась к необходимости решить проблему использования офшорных компаний в целях уклонения от налогообложения доходов в Российской Федерации, сокращения общей численности компаний, регистрирующихся в офшорных зонах и самое главное — возврата капиталов офшорных компаний в зону российской налоговой юрисдикции путем создания благоприятного инвестиционного климата и комфортных условий для предпринимательской деятельности. Некоторые из обсуждаемых документов так и остались на стадии законопроектов, но многие из них уже введены в действие в качестве нормативно-правовых актов, способствующих урегулированию имеющихся вопросов в области деофшоризации российской экономики.

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (в ред. от 8 июня 2015 г.)1 были внесены значительные изменения в Налоговый кодекс РФ2, а именно введены новые понятия: контролируемая иностранная компания, иностранная компания — российский налоговый резидент, контролирующие лица, а также определена концепция бенефициарного собственника дохода на законодательном уровне. Так, в соответствии со ст. 25.13 Закона № 376-ФЗ контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, одновременно удовлетворяющая двум условиям: 1) организация не должна быть признана налоговым резидентом Российской Федерации; 2) контролирующими лицами такой организации должны быть организации или физические лица, признанные налоговыми резидентами Российской Федерации. Кроме того, контролируемой иностранной компанией может быть также признана иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой выступают организации или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации. Следует отметить, что в соответствии с указанной статьей в целях налогообложения контролирующим лицом организации могут быть признаны физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25%, а также физическое или юридическое лицо, у которого доля участия в организации составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых

налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации составляет более 50%. Процедура признания лица контролирующим осуществляется в особом порядке, предусмотренном пп. 8-12 ст. 25.14 Налогового кодекса РФ.

Важно отметить, что введение в налоговое законодательство РФ вышеизложенных изменений способствовало возникновению новых объектов налогообложения. Так, нераспределенная прибыль контролируемых иностранных компаний должна быть отражена пропорционально доле участия контролирующего лица в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций либо в налоговой декларации по НДФЛ. Такая прибыль приравнивается к прибыли организации или доходу физического лица, полученной (полученному) налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом, и учитывается при определении налоговой базы по соответствующим налогам. Условия, при которых прибыль контролируемой иностранной компании может быть освобождена от налогообложения в России, указаны в п. 7 ст. 25.13 НК РФ.

Следует обратить особое внимание на случаи, когда иностранная компания может быть признана резидентом Российской Федерации и получить статус «налогового резидента». В соответствии с п.5 ст. 246.2 НК РФ имеет значение место, где фактически осуществляется оперативное управление иностранной компанией, в т.ч. место, где орган управления иностранной компании осуществляет ежедневное принятие решений по текущей деятельности организации.

Учитывая то обстоятельство, что экономические отношения с участием иностранных компаний являются динамично развивающимся элементом современной российской экономики, появляется необходимость своевременного з нормативного регулирования новых сфер таких отношений, законодательного

° О О

? регламентирования новых понятий и определений, возникающих в связи с этим. з Следующим этапом формирования законодательства, регулирующего право-

» отношения с участием контролируемых иностранных организаций, является I принятие Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ «О внесении изме-| нений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ! статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую § Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли | контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организа-| ций)"»3, который предусматривает ряд дополнительных изменений, вносимых в 'I Налоговый кодекс РФ. В частности, дополнены положения, касающиеся условий | налогообложения контролируемых иностранных компаний, уточнен порядок | применения дополнительных признаков налогового резидентства в России по отношению к контролируемым иностранным компаниям, определены такие новые понятия, как активные холдинговые и субхолдинговые компании. ё В соответствии с положениями п. 4 ст. 25.13 НК РФ в редакции Закона

§ № 150-ФЗ определены условия, при которых лицо не может быть признано | контролирующим лицом иностранной организации, в частности, если участие | лица в иностранной организации выражено исключительно через прямое или косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Кроме того, п. 9 указанной статьи содержит дополнительные изменения, позволяющие исключить некоторые структуры без образования юридического лица из-под действия норм и правил законодательства, регулирующих положения контролируемых иностранных компаний. До при-196 нятия вышеуказанного закона НК РФ уже содержал общие положения о таких

структурах и признаки, позволяющие признать эти структуры иностранными компаниями. В частности, в соответствии с п. 1. ст. 25.13 НК РФ иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые российскими налоговыми резидентами. В целях налогового законодательства контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица будет являться ее учредитель, т.е. фактический основатель такой структуры. При этом учредитель иностранной структуры без образования юридического лица не может быть признан контролирующим лицом такой структуры, если он прямо или косвенно не получает прибыль от ее деятельности и у него отсутствует право на распоряжение прибылью такой структуры. Кроме того, учредитель не должен обладать какими-либо правами в отношении имущества или активов структуры, а также не должен принимать участие в управленческой и контрольной деятельности такой структуры. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что наличие у учредителя такой структуры хотя бы одного из перечисленных прав может служить основанием для его признания контролируемым лицом структуры без образования юридического лица, что влечет за собой определенные права и обязанности, а также налоговые последствия, предусмотренные для контролируемых лиц иностранных организаций.

Необходимо отметить, что, несомненно, положительным является то, что Федеральный закон № 150-ФЗ предусматривает изменения в системе налогообложения, согласно которым предусмотрены случаи освобождения некоторых контролируемых иностранных компаний от налогообложения получаемой ими прибыли. Так, ст. 25.13-1 НК РФ в редакции Закона № 150-ФЗ определяет категории налогоплательщиков, на которые распространяется указанная налоговая льгота: это активные иностранные холдинговые компании и иностранные субхолдинговые компании. Иностранной холдинговой компанией признается иностранная организация, в которой доля прямого участия российской организации — контролирующего лица — не менее 75%. Такой уровень доли участия должен выполняться в течение периода не менее 365 последовательных календарных дней. В свою очередь иностранной субхолдинговой компанией признается иностранная организация, в которой доля участия иностранной холдинговой компании составляет не менее 75%. Аналогично условию, применяемому к иностранной холдинговой компании, размер доли не должен быть менее 75%, а соблюден период владения такой долей на протяжении 365 последовательных календарных дней и более.

Активность иностранной холдинговой компании определяется следующими признаками: отсутствие доходов или доля пассивных доходов (за исключением дивидендов от активных иностранных компаний) не должна превышать 5% от общей суммы получаемых доходов; доля прямого участия этой компании в уставном капитале каждой активной иностранной компании, дивиденды от которой исключаются из состава доходов при расчете указанной выше доли, должна составлять не менее 50% в течение не менее 365 последовательных календарных дней; доля прямого участия этой компании в уставном капитале каждой активной иностранной субхолдинговой компании, дивиденды от которой исключаются из состава доходов при расчете указанной выше доли, составляет

не менее 75% также для временного периода, составляющего не менее 365 последовательных календарных дней.

Признаки активности иностранной субхолдинговой компании незначительно отличаются от вышеуказанных признаков активности для иностранной холдинговой компании, в частности активной признается иностранная субхолдинговая компания, в отношении которой соблюдены следующие условия: отсутствие доходов либо доля пассивных доходов не превышает 5% в общей сумме всех доходов; доля прямого участия этой иностранной субхолдинговой компании в уставном капитале каждой активной иностранной компании, дивиденды от которой исключаются из состава доходов при расчете указанной выше доли, должны составлять не менее 50% для временного периода, составляющего не менее 365 последовательных календарных дней.

Налоговая льгота, предусматривающая освобождение контролируемых иностранных компаний от налогообложения прибыли, на примере иностранных холдинговых или субхолдинговых компаний, может быть применена исключительно в том случае, если государство, т.е. территория постоянного местонахождения таких иностранных холдинговых компаний или иностранных субхолдинговых компаний, не включено в перечень государств, утверждаемый Минфином России в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.

Кроме того, к дополнительным налоговым льготам для контролируемых иностранных компаний можно отнести исключение дивидендов как одного из источников налогооблагаемой прибыли. Федеральным законом № 150-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 25.15 НК РФ, касающиеся дополнения нормы, благо-з даря которой дивиденды, источником выплаты которых являются российские ? организации, больше не учитываются в качестве доходов при определении общей

СЮ

3 массы прибыли контролируемых иностранных компаний. Данное положение применяется иностранной компанией при условии, если контролирующее лицо I этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на по-

1 лучение таких доходов.

го

| Как уже отмечалось, налоговое законодательство РФ предусматривает слу-

| чаи, при которых контролируемая иностранная компания может быть признана

| резидентом Российской Федерации. Федеральным законом № 150-ФЗ было вне-

2 сено уточнение в части концепции применения дополнительных критериев для ° признания иностранной компании в качестве налогового резидента в России. « Таким образом, одним из признаков, позволяющих отнести контролируемую | иностранную компанию к российскому налоговому резиденту, являлось место о нахождения высшего органа управления такой иностранной компании. Согласно ° новой редакции п. 5 ст. 246.2 НК РФ дополнительные критерии определения

0

° налогового резидентства должны применяться исключительно в случаях,

го

3 если место функционирования исполнительного органа и место осуществле-

1 ния деятельности главными должностными лицами компании фактически | находятся на территории Российской Федерации, а также если аналогичные

условия выполняются в отношении какого-либо из иностранных государств. Федеральным законом № 150-ФЗ отменен существенный критерий «место проведения совета директоров» из критериев признания иностранной компании в качестве российского налогового резидента. Таким образом, в НК РФ остались только два критерия, наличие которых может стать основанием для признания 198 иностранной компании налоговым резидентом в России: место осуществления

деятельности исполнительным органом и место осуществления деятельности главными должностными лицами компании. Пунктом 8 ст. 246.2 НК РФ в редакции Федерального закона № 150-ФЗ уточнен порядок самостоятельного признания иностранных компаний российскими налоговыми резидентами, в частности иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через свое обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании налоговым резидентом России, либо с момента представления в налоговый орган по месту учета своего постоянного представительства заявления о признании налоговым резидентом в России.

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что изменения в налоговом законодательстве, внесенные недавно вступившими в силу федеральными законами № 376-ФЗ и 150-ФЗ уже принесли некоторые положительные последствия для российской налоговой политики: определен перечень основных понятий и условий, применяющихся в регулировании отношений, участниками которых являются контролируемые иностранные компании, на законодательном уровне закреплен правовой статус некоторых категорий таких иностранных компаний, предусмотрены налоговые льготы для отдельных категорий иностранных компаний. Все это свидетельствует о развитии и совершенствования налоговой политики в России, направленной на деофшоризацию капиталов в Российской Федерации.

Поскольку участники современных предпринимательских отношений за- е интересованы в эффективном развитии бизнеса, стабильности существующей и налоговой нагрузки, создании благоприятных условий для инвестиционного а климата, а также принятии государством мер стимулирующего характера для о тех субъектов, которые захотят вернуться в российскую налоговую юрисдикцию, к указанные изменения налогового законодательства можно назвать первоначаль- о

с

ным этапом налоговой реформы, направленной на деофшоризацию капиталов. | В настоящее время государство продолжает осуществлять активную полити- в ку, целью которой — установление более жестких барьеров для оттока капитала о офшорных компаний из России и одновременное принятие мер для легализация ю

Т5

капиталов оффшорных компаний. Так, в настоящее время на законодательном |

уровне уже закреплена амнистия капитала физических лиц от налогообложения, к

а его владельца от уголовной ответственности, что предусмотрено положениями а

Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 140 «О добровольном декларировании |

физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений и

в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4. №

В сфере современного бизнеса, участниками которого являются контро- 11

лируемые иностранные компании, существует мнение, что меры Российской )

Федерации, принятые для легализации офшорного капитала и деофшоризации 6 российской экономики в целом, не являются эффективными, поскольку интересы бизнеса не учитываются в полной мере. Так, в частности, одним из существенных недостатков Федерального закона № 376-ФЗ является то, что он принят не в рамках целостной реформы, проводимой государством, а выступил как отдельная безотлагательная мера. Представляется более целесообразным принятие данного

Закона одновременно с принятием закона о налоговой амнистии, целью которой 199

будет стимулирование возврата капиталов из офшорных зон в Россию5 и закона о введении моратория на изменение российской налоговой системы6, которые в настоящее время так и находятся в стадии законопроектов.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6657; 2015. № 24, ст. 3377.

2 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2015. № 29, ч. I, ст. 4358; Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2015. № 29, ч. I, ст. 4358.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 24, ст. 3377.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 24, ст. 3367.

5 О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из офшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья: проект федерального закона № 613077-6.

6 Об установлении запрета на увеличение налогов и сборов ранее, чем через пять лет после установления размеров этих налогов и сборов: проект федерального закона № 758510-6.

О.В. Тагашева

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье анализируются различные виды отношений, так или иначе связанных с инвестиционной деятельностью, с точки зрения их финансово-правового регулирования. Рассматривается финансовый контроль в сфере инвестиционной деятельности как элемент управления движения финансовых ресурсов.

Ключевые слова: предмет финансового права, инвестиционная деятельность, финансовый контроль, движение финансовых ресурсов, финансово-правовое регулирование.

O.V. Tagasheva

FINANCIAL CONTROL IN INVESTING ACTIVITIES: PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION

This article analyzes the different types of relationships , one way or another related to investment activities , in terms of their financial and legal regulation. We consider the financial control in the sphere of investment activity as control the movement of financial resources.

Keywords: subject of financial law, investment, financial control , the movement of financial resources , financial legal regulation .

Формирование рыночных отношений в России выявило необходимость осуществления финансового контроля за движением финансовых ресурсов. Экономика страны с любой системой хозяйствования должна обеспечивать приток инвестиций в производственную сферу. Меры правового регулирования и методы осуществления финансового контроля должны способствовать активной и эффективной инвестиционной деятельности, а в тех экономических условиях, в которых находится наша страна в настоящее время, должны способствовать преодолению кризисных явлений.

© Тагашева Ольга Валентиновна, 2016

Кандидат юридических наук, заведующая кафедрой предпринимательского и трудового права (Курский государственный университет); e-mail: tagasheva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.