DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-257-261 УДК 347.73
И.А. Силантьева
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Введение: рассматривая цифровые инструменты, позволяющие увеличить наполняемость доходной части местных бюджетов, автор выявляет ряд проблем финансово-правового регулирования в этой сфере, требующих законодательного решения на современном этапе. Цель — определить проблемы финансово-правового регулирования формирования доходной части местных бюджетов в условиях цифровизации. Методологическая основа: общенаучные методы (анализ, синтез) и специальные методы исследования, в частности формально-юридический, статистический и др. Результаты: исследованы цифровые инструменты увеличения наполняемости доходной части местных бюджетов, обозначены проблемы финансово-правового регулирования формирования доходной части местных бюджетов в условиях развития цифровой среды. Вывод: внедрение цифровых инструментов, призванных прямо или косвенно повысить наполняемость доходной части бюджетов муниципальных образований, сопряжено с определенными рисками, в том числе в части недостаточно разработанного нормативного правового обеспечения этих процессов.
Ключевые слова: местный бюджет, цифровые инструменты, цифровой бюджет, налоговое администрирование, муниципальное стратегическое планирование, муниципальный финансовый контроль.
I.A. Silantieva
FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF FORMATION OF THE REVENUE PART OF LOCAL BUDGETS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION
Background: considering digital tools that allow increasing the occupancy of the revenue side of local budgets, the author comes to the conclusion that there are a number of problems of financial and legal regulation in this area that require legislative solutions at the present stage. Objective — to identify the problems of financial and legal regulation of the formation of the revenue side of local budgets in the conditions of digitalization. Methodology: general scientific methods (analysis, synthesis) and special research methods were used, including formal legal, statistical, etc. Results: digital tools for increasing the occupancy of the revenue part of local budgets are investigated, problems of financial and legal regulation of the formation of the revenue part of local budgets in the conditions of the development of the digital environment are identified. Conclusion: the introduction of digital tools designed to directly or indirectly increase
© Силантьева Инна Александровна, 2023
Старший преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: silainna@ yandex.ru
© Silantieva Inna Aleksandrovna, 2023
Senior Lecturer of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva (Saratov State Law Academy) 257
the fullness of the revenue side of municipal budgets is associated with certain risks, including in terms of insufficiently developed regulatory legal support for these processes.
Keywords: local budget, digital tools, digital budget, tax administration, municipal strategic planning, municipal.
Одной из основных задач, стоящих перед государством на протяжении длительного времени, является повышение самостоятельности местных бюджетов. Ее решение напрямую зависит от наличия у муниципальных образований финансовых ресурсов, а также от уровня эффективности формирования доходной части их бюджетов, который, в свою очередь, связан с множеством факторов.
На современном этапе к числу проблем муниципальных образований, приводящих в итоге к снижению их финансовой независимости, несомненно, следует отнести проблему «достаточности собственных ресурсов» [1, с. 30] в условиях высокой дотационности муниципалитетов, среди которых подавляющее большинство составляют сельские поселения. Степень дотационности муниципальных образований находится в зависимости от целого ряда причин, а именно особенности территориального расположения, уровня налогового потенциала муниципального образования, нередко от отсутствия умелого муниципального стратегического планирования в совокупности с недостаточной урегулирован-ностью этих вопросов муниципальными правовыми актами.
О состоянии обеспеченности муниципалитетов финансовыми ресурсами можно сделать вывод на основе данных Министерства финансов Российской Федерации об исполнении местных бюджетов за последние годы. Так, несмотря на значительное количество перечисленных проблем, стоящих на пути подлинной, а не провозглашенной независимости местного самоуправления, можно говорить о неуклонном повышении финансовой обеспеченности муниципальных образований. Так, если «по состоянию на 1 января 2021 г. общий объем доходов местных бюджетов превышал объем расходов на 32,8 млрд руб., то по состоянию на 1 апреля того же года — уже на 58,7 млрд рублей, а по состоянию на 1 апреля 2022 года общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов местных бюджетов на 59,7 млрд рублей. Вместе с тем в 24 субъектах РФ местные бюджеты по-прежнему исполнены с дефицитом, который составил 9,2 млрд рублей»1.
Отдельно следует обратить внимание на уровень собственных доходов муниципальных образований, которые в 2022 г. составили в среднем 67,37 % от доходов местных бюджетов в Российской Федерации. Однако, если рассматривать уровень собственных доходов бюджетов в различных видах муниципальных образований, то можно констатировать, что в сельских поселениях уровень собственных доходов составил всего 5,8 %2, учитывая, что, по данным Росстата, «по состоянию на 1 января 2023 года количество сельских поселений составило 79,23 % от общего числа муниципальных образований в Российской Федерации»3.
1 См.: Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации на 1 апреля 2022 года // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/com-mon/upload/library/2022/05/main/Analiz_01.04.2022.pdf (дата обращения: 06.07.2023).
2 См.: Там же.
3 Все данные приведены без учета статистической и финансовой информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям. См.: Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года // Федеральная служба государственной статистики. URL:
258 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Munst.htm (дата обращения: 06.07.2023).
Данные, приведенные Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики, красноречиво свидетельствуют о том, что сельские поселения, составляющие подавляющее большинство муниципальных образований России, по-прежнему находятся в худшем положении с точки зрения их финансовой независимости.
Вместе с тем частичное решение перечисленных проблем видится в развитии цифровизации экономики, стремительно набирающем обороты на современном этапе. Повсеместное внедрение новых цифровых технологий выступает инструментом, способствующим эффективному бюджетно-правовому регулированию, администрированию, финансовому контролю, которые, в свою очередь, являются «важным ресурсом для улучшения экономической основы местного самоуправления» [2, с. 89].
Как справедливо отмечает Н.А. Поветкина, «внедрение и развитие информационных технологий в бюджетную сферу имеет значение для качества внутренней бюджетной деятельности» [3, с. 9], способствует повышению прозрачности и открытости бюджета. Так, внедрение «Электронного бюджета» позволило в режиме реального времени отслеживать информацию о поступлении доходов как предполагаемых, так и фактических во все бюджеты, в том числе местные.
В качестве еще одного инструмента увеличения наполняемости доходной части местных бюджетов можно отметить повышение качества налогового администрирования посредством внедрения цифровых инструментов, которое «призвано обеспечить, с одной стороны, прозрачность налогообложения, с другой, упростить обязанность по уплате налогов добросовестными налогоплательщиками и максимально усложнить, а в конечном счете сделать невозможным получение недобросовестными налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды» [4, с. 244].
В развитие темы увеличения наполняемости бюджетов, в том числе местных, обратим внимание на формируемый в настоящее время ФНС России Федеральный регистр сведений о населении1, который после завершения переходного периода планируется использовать в качестве единственного и обязательного источника получения актуальных и достоверных сведений о физическом лице, в том числе сведений о постановке на учет в налоговом органе, постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что позволит повысить процент собираемых налогов за счет обладания своевременной и полной информацией.
В то же время для развития муниципальных образований и их экономического роста необходимо не только наличие достаточных финансовых ресурсов, но и обоснованное определение целей, задач и приоритетов финансовой политики, а также механизмов их реализации на основе стратегического муниципального планирования. Создание эффективной системы муниципального управления возможно на основе четко определенных документов стратегического планирования, в которых отражены ожидаемые результаты развития соответствующих публично-правовых образований с учетом детально проработанной муниципальной правовой базы, регулирующей порядок разработки и реализации соответствующих муниципальных программ в сочетании с цифровизацией этих процессов.
1 См.: Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 24, ст. 3742 . 259
Еще одним эффективным инструментом, направленным на наполняемость доходной части местных бюджетов, является муниципальный финансовый контроль.
Вместе с тем наряду с очевидными преимуществами внедрение цифровых инструментов, призванных прямо или косвенно повысить наполняемость доходной части бюджетов муниципальных образований, сопряжено с определенными рисками, в том числе в части недостаточно разработанного нормативного правового обеспечения этих процессов. Среди них следует обозначить незавершенность процесса правового оформления «цифрового» бюджета; отсутствие четко проработанного правового механизма, позволяющего предотвращать любые злоупотребления, связанные со сбором, хранением и распространением информации с использованием федерального регистра сведений о населении; целесообразность «установления нормативного правового запрета на разработку информационных систем, дублирующих функции, которые имеются у уже существующих информационных систем, находящихся в ведении органов государственной и муниципальной власти» [5, с. 11]; несовершенность законодательства, часто не позволяющего по результатам выявленных органами муниципального контроля нарушений принять соответствующие меры ответственности, например в связи с отсутствием межведомственного взаимодействия между контрольно-надзорными органами.
Эти и другие проблемы правового регулирования формирования доходной части бюджетов, в том числе местных, в условиях развития цифровизации экономики требуют безотлагательного решения на законодательном уровне.
Библиографический список
1. Бойко H.H. Актуальные проблемы межбюджетных трансфертов в местных бюджетах // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 10. С. 30-36.
2. Шугрина Е.С. Экономическая основа местного самоуправления: правовой анализ // Правоприменение. 2018. № 3. С. 89-109.
3. Поветкина H.A. «Цифровой» бюджет: будущее или настоящее? // Финансовое право. 2019. № 8. С. 8-11.
4. Силантьева H.A.. Цифровизация налогового администрирования как инструмент увеличения наполняемости доходной части бюджета // Модернизация правового регулирования бюджетных отношений в условиях цифровизации экономики: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. в рамках V Саратовских финансово-правовых чтений научной школы имени Н.И. Химичевой: в 2 ч. Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2020. Ч. 1. С. 239-244.
5. Прошунин М.М. Бюджетный и налоговый мониторинг: правовые вопросы циф-ровизации // Финансовое право. 2020. № 6. С. 6-11.
References
1. Boyko N.N. Actual Problems of Inter-Budgetary Transfers in Local Budgets // State Power and Local Self-Government. 2020. No.10. Р. 30-36.
2. Shugrina E.S. Economic Basis of Local Self-Government: Legal Analysis // Law Enforcement. 2018. No.3. Р. 89-109.
3. Povetkina N.A. "Digital" Budget: the Future or the Present? // Financial Law. 2019. No.8. Р. 8-11.
4. Silantieva I.A. Digitalization of Tax Administration as a Tool to Increase the Fullness of the Revenue Side of the Budget // Modernization of the Legal Regulation of Budgetary Relations in the Conditions of Digitalization of the Economy: collection of scientific tr. on mater. International scientific and practical conference within the framework of the V Saratov Financial and Legal readings of the N.I. Khimicheva Scientific School: in 2 hours Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, 2020. Part 1. P. 239-244.
5. Proshunin M.M. Budget and Tax Monitoring: Legal Issues of Digitalization // Financial Law. 2020. No.6. P. 6-11.
с
T3 ÛJ —I
о
го
о
X
О Sc
тз
0 —I
го П>
1 I О Sc
5
тз s д
s
X
п> о ж о
Sc а
ж
ш д
п> §
ю UJ
5 )
N) О