УДК 347.73
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
А. Р. Шамионов
аспирант кафедры таможенного, административного и финансового права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: artur-shamionov@mail.ru
Введение. Таможенные органы, реализуя необходимые задачи и функции, нередко применяют в процессе осуществления своей деятельности меры ответственности. В условиях нестабильной экономической ситуации данная проблема приобретает особую актуальность, так как не все участники внешнеэкономической деятельности добросовестно исполняют возложенную на них обязанность по уплате таможенных платежей, тем самым они посягают на экономическую безопасность государства и наносят ущерб казне государства. Цель. Основная цель статьи - анализ проблемы существования финансово-правовой ответственности как в российском праве в целом, так и в сфере таможенного дела в частности. Результаты. В российском таможенном законодательстве выделяются санкции, носящие ярко выраженный финансово-правовой характер. К таковым в первую очередь относятся пени. Заключение. В статье аргументирован вывод о том, что финансово-правовая ответственность выступает самостоятельным видом юридической ответственности и не является разновидностью административной. Последовательно доказывается принадлежность пеней в таможенном праве к санкции, мере финансово-правовой ответственности. Автором предложено определение финансово-правовой ответственности в сфере таможенного дела. Ключевые слова: юридическая ответственность, финансово-правовая ответственность, мера финансово-правовой ответственности, пени.
Э01: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-238-242 Введение
Необходимость исследования вопросов финансово-правовой ответственности в таможенной сфере обусловлена тем, что в области внешнеторговой деятельности произошли важные изменения, связанные с вопросами международной интеграции, а также реформами законодательства, как в рамках Евразийского экономического союза, так и в пределах Российской Федерации.
Таможенные органы, реализуя необходимые задачи и функции, нередко применяют в процессе осуществления своей деятельности меры ответственности. В условиях нестабильной экономической ситуации данная проблема приобретает особую актуальность, так как не все участники внешнеэкономической деятельности добросовестно исполняют возложенную на них обязанность по уплате таможенных платежей, тем самым они посягают на экономическую безопасность государства и наносят ущерб казне государства.
Цель
Основная цель статьи - анализ проблемы существования финансово-правовой ответственности как в российском праве в целом, так и в сфере таможенного дела в частности.
Результаты
Лицам, перемещающим товары через таможенную границу Евразийского экономического союза, в установленных законом случаях необходимо перечислять в бюджет таможенные платежи. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) [1], к таковым относятся: таможенная пошлина (ввозная, вывозная); налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы. В п. 1 ст. 80 ТК ТС перечислены основания возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В случае ненадлежащего исполнения соответствующей обязанности участники внешнеэкономической деятельности привлекаются к различным видам юридической ответственности.
Для таможенной сферы характерно применение административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной ответственности. Однако вопрос о признании финансово-правовой ответственности как отдельного вида юридической ответственности до сих пор остается дискуссионным.
Необходимо отметить, что определение понятия финансовой ответственности, так же как и юридической в целом, не содержит ни один нормативно-правовой акт; тем не менее, в науке выработано достаточно большое количество дефиниций, отражающих признаки юридической ответственно сти.
К примеру, Н. И. Матузов, А. В. Малько [2] считают, что она обладает рядом признаков:
1) базируется на государственном принуждении посредством реализации санкций, которые предусмотрены нормами права;
© Шамионов А. Р., 2017
Л. Р. Шамионов. Финансово-правовая ответственность в таможенной сфере
2) исходит из совершения правонарушения; связана с осуждением общества;
3) влечет за собой неблагоприятные последствия для правонарушителя, которые выражаются в отрицательных аспектах личного, имущественного, физического характера;
4) предусмотрена нормами права, законами или иными нормативно-правовыми актами;
5) субъектам известны заранее последствия юридической ответственности.
Отсутствие хотя бы одного из первых трех признаков свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отличать ее от иных правовых и неправовых категорий.
Вышеуказанные исследователи утверждают, что «юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушения правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований, которые содержатся в нормах права» [2, с. 594]. Во многом схоже мнение В. С. Нерсесянца, который считает, что это «мера правового принуждения, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителю компетентным государственным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке» [3, с. 528].
Таким образом, в приведенных определениях содержатся все необходимые признаки для признания специальных (определенных) характерных черт, относимых именно к юридической ответственности: исследуемая категория основывается на государственном принуждении, возникает из правонарушения, связывается правоотношением между государством и лицом, нарушившим нормы права, предусматривает неблагоприятные последствия для правонарушителя.
Исследуя аргументы ученых, отметим, что в литературе понятие «юридическая ответственность» трактуется примерно единообразно и заключается в обязанности лица претерпевать лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом за совершение правонарушения [4, с. 128].
Касательно вопроса о существовании финансово-правовой ответственности мнения таких ученых, как О. Ю. Бакаева, Д. Н. Бахрах, А. А. Бернд, Л. Ю. Кролис, В. М. Малиновская, А. А. Мусаткина, Н. И. Розанов, Н. А. Саттарова, Н. В. Сердюкова, Н. И. Химичева, и других исследователей разделились.
К примеру, Д. Н. Бахрах и Л. Ю. Кролис считают, что в российском праве финансовой от-
ветственности вовсе нет, аргументируя это тем, что за соответствующие правонарушения налогоплательщики привлекаются к административной ответственности. Ученые предлагают называть подобные правонарушения административно-налоговыми (административно-таможенными, административно-экономическими). В то же время авторы отмечают, что пени, принудительное взыскание недоимок и штрафов можно отнести к мерам административного принуждения в области финансовых отношений [5, с. 87].
Отличным является мнение Н. В. Сердю-ковой, которая в доказательство существования финансово-правовой ответственности приводит следующие признаки:
1) данная категория установлена нормами финансового права;
2) возникает за особое финансовое правонарушение;
3) обеспечивается специфическими мерами государственного принуждения;
4) связана с применением санкций финансово-правовых норм;
5) выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя;
6) реализуется в соответствующей постепенно зарождаемой процессуальной форме;
7) реализует охранительные нормы финансового правоотношения;
8) применяется уполномоченными на то субъектами [6, с. 13].
Справедливой, на наш взгляд, является позиция И. И. Розанова на правовую природу санкций как меры ответственности, утверждающего, что «отнесение санкций к той или иной отрасли права зависит не от их названия или порядка (способа) применения, а от того, исполнение какой отрасли права (уголовного, гражданского, административного, финансового) они непосредственно обеспечивают» [7, с. 117]. Именно это, по мнению автора, является основанием для отнесения санкций к какой-либо отрасли права и отказа от признания некоторых финансовых санкций административными.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что финансово-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и не является разновидностью административной, так как, во-первых, она обладает всеми признаками, необходимыми для признания ее таковой, во-вторых, ей присущ самостоятельный предмет правового регулирования и, в-третьих, она непосредственно обеспечивается нормами финансового права.
Как было упомянуто, на данном этапе развития финансового права не выработано еди-
ного понятия финансово-правовой ответственности. Однако ряд исследователей (например А. А. Бернд, А. А. Мусаткина и др.) дают определение этой правовой категории.
В частности, А. А. Мусаткина считает, что «финансово-правовая ответственность является юридической обязанностью субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализующуюся в правомерном поведении, а в случае совершения финансового правонарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера» [8, с. 151]. Весьма близки позиции Н. А. Саттаровой и А. А. Бернд по вопросу определения дефиниции финансово-правовой ответственности. Так, Н. А. Саттарова утверждает, что финансово-правовую ответственность можно охарактеризовать как форму государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, заключающейся в применении компетентными органами государственной власти к правонарушителю финансово-правовых норм об-ременений имущественного характера [9, с. 53]. В то же время А. А. Бернд полагает, что «финансово-правовую ответственность можно определить как меру государственного принуждения по соблюдению финансового законодательства, применение которой осуществляется уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на субъект противоправных деяний дополнительные обременения, а также способствующей должному выполнению субъектами права своих финансовых обязанностей» [10, с. 63]. Иначе говоря, финансово-правовая ответственность представляет собой, прежде всего, форму государственного принуждения, которая выражается в применении к правонарушителю финансово-правовых санкций компетентными органами государственной власти или должностным лицом.
В. М. Малиновская указывает на примат нарушения финансовых обязательств, т.е. основания для наступления финансово-правовой ответственности. Так, она считает, что «финансово-правовая ответственность представляет собой правоотношение, возникающее из нарушения гражданами и организациями своих финансовых обязательств перед государством, выражающееся в форме неблагоприятных последствий имущественного характера на стороне правонарушителя, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения» [11, с. 11].
Таким образом, финансово-правовая ответственность представляет собой правоотношение между государственными органами или долж-
ностными лицами государственных органов, которое проявляется в обязанности лица (правонарушителя) претерпевать лишения (обременения имущественного характера) за нарушения норм финансового законодательства.
Необходимо отметить недостаточно обоснованную позицию в юридическом закреплении данного вида ответственности. Думается, что законодателю следует признать на уровне нормативно-правовых актов финансово-правовую ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.
Касательно финансово-правовой ответственности в таможенной сфере следует разделить точку зрения О. Ю. Бакаевой, которая справедливо утверждает, что «отдельные полномочия таможенных органов (принудительное взыскание таможенных платежей, взимание недоимки, начисление пени) носят ярко выраженный финансово-правовой характер» [12, с. 48].
Исследователь аргументирует вышеуказанное тем, что, в частности, пени соответствуют всем признакам юридической ответственности, а именно:
1) пеня выражается в материальном (денежном) воздействии на правонарушителя. Взыскание пени сказывается, в первую очередь, на имущественном положении лица;
2) пеня имеет восстановительный характер. Потери доходной части федерального бюджета компенсируются применением пени;
3) пеня применяется в случае невнесения в установленный срок таможенных платежей. Основание ее назначения - возникшая недоимка. При этом не имеет значения, привлекается ли лицо к уголовной или административной ответственности за данное деяние;
4) пеню можно назвать прогрессивно растущей санкцией. Ее размер зависит от срока исполнения субъектом обязанности внесения таможенных платежей. Чем позднее будет погашена задолженность суммы таможенных платежей, тем больший объем пени должен быть уплачен. Иными словами, пеня - штрафной процент;
5) пеня является безальтернативной мерой ответственности. Она не может быть заменена иными санкциями (например штрафом);
6) пеня выполняет фискальную функцию. Таможенные органы обеспечивают перечисление пени в федеральный бюджет, тем самым формируя его доходную часть [13, с. 23].
Мнение исследователя разделяет и В. М. Малиновская, утверждая, что такие санкции, как взыскание в доход государства сумм таможенных платежей, пени за просрочку уплаты таможенных платежей, штрафы, взыскиваемые таможенными органами, являются мерами финансово-право-
Л. Р. Шамионов. Финансово-правовая ответственность в таможенной сфере
вой ответственности» [11, с. 12]. Таким образом, ученые выделяют в качестве меры финансово-правовой ответственности финансово-правовые санкции. В таможенной сфере таковой, в первую очередь, являются пени.
Согласно ч. 4 ст. 91 ТК ТС, пени уплачиваются при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный законом срок таможенных пошлин, налогов. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней. В соответствии со ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 « О таможенном регулировании в Российской Федерации» [14], пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае их неуплаты или неполной уплаты в установленные сроки. Отметим, что пени упоминаются в ТК ТС в гл. 14 «Взыскание таможенных пошлин, налогов» и не являются способом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 86 ТК ТС, тем самым в таможенном праве подход законодателя к данному вопросу отличается от налогового, так как в ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации [15] пеня закреплена в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Исходя из вышеуказанного, мы рассматриваем пеню в таможенном праве как санкцию, имеющую финансово-правовой характер и относящуюся к мере финансово-правовой ответственности.
Заключение
На основании теоретического анализа проблемы нами предложено следующее определение финансово-правовой ответственности в сфере таможенного дела: это мера государственно-правового принуждения за нарушение законодательства в области таможенного дела, предусмотренная финансово-правовыми санкциями (принудительное взыскание таможенных платежей, взимание недоимки, начисление пени и др.) и применяемая к правонарушителю посредством реализации этих санкций должностными лицами таможенных органов. Специфика финансово-правовой ответственности в таможенной сфере заключается в ее фискальной направленности, обеспечивающей пополнение федерального бюджета посредством обременений имущественного характера, в отличие, например, от дисциплинарной или административной ответственности.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. от 16 апреля 2010 г.). Ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615 ; 2015, № 38, ст. 5214.
2. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юр. норма, Инфра-М, 2016. 640 с.
3. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник для вузов. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2015. 560 с.
4. Войкова Н. А. Понятие юридической и финансово-правовой ответственности // Вопросы современной юриспруденции : сб. ст. по материалам ХЬУ-ХЬУ1 Междунар. науч.-практ. конф. № 1-2 (44). Новосибирск : СибАК, 2015. С. 127-132.
5. Бахрах Д. Н., Кролис Л. Ю. Административная ответственность и финансовые санкции // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 85-90.
6. Сердюкова Н. В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству : становление и развитие : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. 26 с.
7. Розанов И. И. Финансовые санкции как средство обеспечения государственной финансовой дисциплины // Хозяйство. Право. Управление : межвуз. науч. сб. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1975. Вып. 2. С. 113-122.
8. Мусаткина А. А. Финансовая ответственность как вид юридической ответственности // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 142-151.
9. Саттарова Н. А. Финансово-правовая ответственность : учеб. пособие. Казань : Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2009. 136 с.
10. Бернд А. А. Финансово-правовая ответственность в Российской Федерации // Вопр. современной юриспруденции. 2014. № 5 (37). С. 59-64.
11. Малиновская В. М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации : Финансово-правовые аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 26 с.
12. Бакаева О. Ю. Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности за нарушения таможенных правил // Юрист. 2004. № 11. С. 45-49.
13. Бакаева О. Ю. Юридическая ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате таможенных платежей : финансово-правовой аспект // Таможенное дело. 2010. № 3. С. 23-25.
14. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010, № 48, ст. 6252 ; 2015, № 10, ст. 1393.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824 ; 2016. № 27 (ч. I), ст. 4175.
Образец для цитирования:
Шамионов А. Р. Финансово-правовая ответственность в таможенной сфере // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 238-242. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-238-242.
Financial and Legal Responsibility in Customs Sphere
A. R. Shamionov
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia
E-mail: artur-shamionov@mail.ru
Introduction. The customs sphere is characterized by the use of administrative, criminal, civil, disciplinary, financial responsibility. However, the issue of recognizing the financial and legal as a separate type of legal liability is still debatable. Purpose. The main goal is to analyze the problem of the existence of financial and legal responsibility in Russian law as a whole, as well as in the field of customs. Results. In the Russian customs legislation distinguished sanction, bearing a distinct financial and legal nature. For those primarily related penalties. Conclusion. In the paper founded is conclusion that the financial and legal responsibility is an independent kind of legal responsibility and not a form of administration. Consistently prove the penalties accessory to the customs law to sanction, as the financial and legal responsibility. The author suggested the definition of financial liability in the field of customs.
Key words: legal liability, financial liability, a measure of financial liability, fines.
References
1. Tamozhennyi kodeks Tamozhennogo soiuza, priniatyi Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzES ot 27 noiabria 2009 g. № 17 (v red. ot 16 aprelia 2010 g.). Ratifitsirovan Federal'nym zakonom ot 2 iiunia 2010 g. № 114-FZ «O ratifikatsii Dogovora o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soiuza» [The Customs Code of the Customs Union, the decision-making of the EurAsEC Interstate Council on November 27, 2009 No. 17 (an edition of April 16, 2010)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 50, art. 6615; 2015, no. 38, art. 5214 (in Russian).
2. Teoriia gosudarstva iprava [Theory of the state and right. Ed. by N. I. Matuzov, A. V. Malko. 3rd ed., rev. and add.]. Moscow, Legal norm Publ., Infra-M Publ., 2016. 640 p. (in Russian).
3. Nersesiants V. S. Obschaia teoriia prava i gosudarstva [General theory of the right and state.Textbook]. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2015. 560 p. (in Russian).
4. Voikova N. A. Poniatie iuridicheskoi i finansovo-pravovoi otvetstvennosti [The concept of legal and financial liability]. Voprosy sovremennoi iurisprudentsii [Questions of modern jurisprudence. Collected of articlesof materials XLV-XLVI Int. sci. and pract. conf.]. No. 1-2 (44). Novosibirsk, SibAK Publ., 2015, pp. 127-132 (in Russian).
5. Bakhrakh D. N., Krolis L. Yu. Administrativnaia otvetstven-nost' i finansovye sanktsii [Administrative responsibility and financial sanctions]. Zhurnalrossiiskogoprava [Journal of Russian Law], 1997, no. 8, pp. 85-90 (in Russian).
6. Serdiukova N. V. Finansovo-pravovaia otvetstvennost' po rossiiskomu zakonodatel'stvu: stanovlenie i razvitie [Financial and legal responsibility under the Russian legislation: the formation and development. Cand. jur. sci. thesis diss.]. Tiumen, 2003. 26 p. (in Russian).
7. Rozanov I. I. Finansovye sanktsii kak sredstvo obespech-eniia gosudarstvennoi finansovoi distsipliny [Financial sanctions as a means of state financial discipline]. Khoziai-stvo. Pravo. Upravlenie [Farm. Right. Control]. Saratov, Saratov Univ. Press, 1975, iss.2, pp. 113-122 (in Russian).
8. Musatkina A. A. Finansovaia otvetstvennost' kak vid iuridicheskoi otvetstvennosti [Financial responsibility as a form of legal liability]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2005, no. 10, pp. 142-151 (in Russian).
9. Sattarova N. A. Finansovo-pravovaia otvetstvennost' [Financial and legal responsibility. Education quidance]. Kazan, Poznanie Publ., 2009. 136 p. (in Russian).
10. Bernd A. A. Finansovo-pravovaia otvetstvennost' v Ros-siiskoi Federatsii [Financial and legal responsibility in the Russian Federation]. Voprosy sovremennoi iurisprudentsii [Questions of modern jurisprudence], 2014, no. 5 (37), pp. 59-64 (in Russian).
11. Malinovskaia V. M. Otvetstvennost' za narushenie tamozhennogo zakonodatel 'stva Rossiiskoi Federatsii: Finansovo-pravovye aspekty [Responsibility for violation of the customs legislation of the Russian Federation: Financial and Legal Aspects. Cand. jur. sci. thesis diss.]. Moscow, 1997. 26 p. (in Russian).
12. Bakaeva O. Yu. Finansovo-pravovaia otvetstvennost' kak vid iuridicheskoi otvetstvennosti za narusheniia tamozhen-nykh pravil [Financial and legal responsibility as a form of legal liability for the violation of customs rules]. Iurist [Lawyer], 2004, no. 11, pp. 45-49 (in Russian).
13. Bakaeva O. Yu. Iuridicheskaia otvetstvennost' za neis-polnenie (nenadlezhashchee ispolnenie) obiazannosti po uplate tamozhennykh platezhei: finansovo-pravovoi aspekt [Legal responsibility for the failure (improper performance) the obligation to pay customs payments: financial and legal aspect]. Tamozhennoe delo [Customs business], 2010, no. 3, pp. 23-25 (in Russian).
14. O tamozhennom regulirovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 27 noiabria 2010 g. № 311-FZ (red. ot 29 dekabria 2014 g.) [On Customs Regulation in the Russian Federation. Federal law of November 27, 2010 No. 311-FZ (an edition ofDecember 29, 2014). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 48, art. 6252; 2015, no. 10, art. 1393 (in Russian).
15. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 iiulia 1998g. №146-FZ (v red. ot 13 iiulia 2015 g.) [Tax Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 146-FZ (an edition of July 13, 2015]. Sobranie zakonodatel 'stvaRF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 31, art. 3824; 2016, no. 27 (pt. I), art. 4175 (in Russian).
Cite this article as:
Shamionov A. R. Financial and Legal Responsibility in Customs Sphere. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 238-242 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-238-242.