Финансово-организационные аспекты проведения комплексных кадастровых работ на современном этапе
Липски Станислав Анджеевич
д.э.н., доцент, врио проректора по научной работе, заведующий кафедрой земельного права, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», lipski-sa@yandex.ru
Ситуация с кадастровым учетом участков и возведенных на них объектов продолжает оставаться проблемной. С 2016 года способствовать ее решению должны комплексные кадастровые работы, которые выполняются не по отдельным участкам, а охватывают целые кварталы. Инициатором таких работ выступают органы местного самоуправления, а финансирует их государство. В статье рассмотрены объемы средств, выделяемых на проведение этих работ, их ход, имеющиеся трудности с расходованием бюджетных ассигнований, а также роль и место нового «игрока» на рынке кадастровых услуг - публично-правовой компании Роскадастр. В отношении указанных работ сделан вывод, что сейчас наступает качественно новый этап в их проведении: значительное увеличение финансирования, смена их исполнителя, охват ими более проблемных территорий. Ключевые слова: кадастровый учет, кадастровая деятельность, межевание, налог, финансирование, бюджетные ассигнования
Строительная отрасль играет одну из ключевых ролей в развитии национальной экономики. Рукотворная капитальная недвижимость (далее, также объекты капитального строительства - ОКС) важнейшая часть мирового богатства (причем, его большая часть [18, с. 39] ) и источник разного рода прямых и косвенных налогов и сборов. Необходимым условием легального, экономически обоснованного строительства является осуществление кадастрового учета участка, на котором оно ведется (и в целом - основанных на кадастровых данных градостроительных решений). Не случайно госпрограмма Экономическое развитие и инновационная экономика [4] в 2021 г. была дополнена мероприятием 3.1 «Обеспечение государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и картографии» [5] (далее - мероприятие 3.1).
Однако положение вещей в сфере кадастрового учета неудовлетворительное. Так к моменту начала реализации ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» [3] (далее ФЦП-2013) земли с инвестиционной привлекательностью более 6 трлн. руб. нуждались в постановке на каду-чет, но это не было осуществлено [15]. Что касается учтенных участков, то из порядка 60 млн. почти половина не имела выполненного с требуемой точностью описания границ. Ситуация с ОКС была не лучше - из порядка 70 млн. учтенных тогда объектов почти все не имели пространственной привязки посредством координат (сведения о них были включены в кадастр из данных прежнего технического учета, которым занимались бюро технической инвентаризации) [23].
В качестве способа решить эту проблему с 2016 г. были выбраны комплексные кадастровые работы (далее - ККР) [9; 21], заказывать которые в отличие от «обычных» - не комплексных будут (и стали) органы местного самоуправления (далее - ОМС). Ключевым отличием кКр помимо муниципального заказа на них и однократности возможности их проведения стало то, что в ходе них сразу в пределах всего кадастрового квартала (или даже нескольких) не просто обмеряются и документируются все участки и расположенные на них ОКС, но при их проведении кадастровые инженеры выполняют сразу:
- уточнение границ всех этих участков, а если их границы не установлены, то еще и межуют новые участки;
- определение того, как на них расположены ОКС (в т.ч. и пока еще незавершенные строительством) - их конфигурация, площадь;
О *
О X
о
3 *
8)
с т ■и о
5
т о а г
о т
09 8)
- исправление имеющихся в реестре недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровых ошибок.
Такие ККР предусмотрены и мероприятием 3.1. Но сначала рассмотрим, как они финансировались и выполнялись в первые годы.
Суммарные затраты на ККР по всей стране изначально оценивались в порядка 120 млрд. руб. - исходя из фактических расценок на 2013 г. «обычных» кадастровых работ для незастроенных территорий, а по отношению к застроенных, где потребуется определять местоположение ОКС, - применения коэффициента 2. Мы же оценивали тогда затраты на ККР в 30-40 млрд. руб., в т.ч. и с учетом того фактора, что ими важно охватить регионы с высокой степенью земледефицитности и активно развитым земельным рынком [17, с. 26].
Между тем, согласно ФЦП-2013 непосредственно на ККР выделения федеральных бюджетных ассигнований не предполагалось; хотя на них могла быть использована часть из 2,9 млрд. руб., выделяемых для постановки на учет федеральных участков и уточнения их границ, и еще из 2,4 млрд. руб. средств региональных бюджетов на проведение кадастровых работ. Тем не менее, заказчики ККР - муниципалитеты, тогда как для этого в адрес ОМС федеральные или региональные средства изначально не выделялись.
Не удивительно, что первые годы широко разрекламированные ККР не выполнялись, так как у ОМС не было средств для их оплаты. Первые сведения о таких работах появились только по итогам 2017 г. из трех регионов: Республики Тыва, Астраханской и Белгородской областей (выбранных тогда в качестве пилотных). Выделенные на это средства, конечно же, были несопоставимы с приведенной выше оценочной потребностью. Всего в эти регионы было направлено 48,5 млн. руб. из федерального бюджета; еще 4.4 млн. руб. добавили регионалы. Примечательно, что изначально запланированные суммы были, соответственно, 50 млн. руб. и 8,1 млн. руб., а итоговое сокращение стало результатом не недостатка бюджетных ассигнований, а в прямом смысле слова - экономии (в данном случае - благодаря конкурсных процедурам - исполнители ККР боролись за них «играя на понижение» условий контракта).
Рисунок 1 - Доля участков, поставленных на кадучет по региону в целом в 2017 г., в процентах от наличия
За первый год ККР были охвачены 188 кадастровых кварталов с общей обследованной площадью в 40,6 тыс. га и числом объектов - 34,2; в т.ч. в Республике Тыва - 108 кварталов, 39 тыс. га и 25 тыс. объектов; в Астраханской области, соответственно
12 кварталов, 500 га и 2,3 тыс.; в Белгородской области - 68 кварталов, 1,1 тыс. га и 6,9 тыс. объектов. Это позволило на 2-6% улучшить там общую ситуацию с состоянием кадастрового учета (рис. 1).
В последующем география ККР расширилась, главным образом, благодаря увеличению числа регионов, получающих федеральные субсидии на их проведение (данные о проведенных ККР по стране в целом в 2017-2021 гг. - табл. 1 [6; 7; 8; 11] ).
Таблица 1
целом в 2017-2021 гг.
Год Число охваченных ККР Уточнено рас- Обра- Исправ-
положение по зованы лены
результатам новые ошибки
ККР (тыс.) участки в ЕГРН
регио- кадаст- объек- участ- ОКС в ходе по ре-
нов ровых тов ков ККР зульта-
кварта- (тыс.) (тыс.) там
лов ККР
(тыс.)
2017 3 188 34,0 13,1 10,3 0,47 10,1
2018 13 452 109 46,3 5,4 9,5 30,2
2019 33 972 127 46,3 27,8 3,4 14,5
2020 15 1902 140 45,0 44,6 5,7 25,5
2021 20 2165 202 101,8 73,5 2,6 24,8
В целом за это время динамика пятилетия явно положительная. Среди основных позитивных итогов выполненных ККР отметим:
- внесение в ЕГРН уточненных безошибочных сведений о подлежащих учету недвижимых объектах (прямой результат - рис. 2);
- упрощение оформления прав на такие объекты, сделок с ними, числа споров по их границам (прямой результат);
- увеличение налогопоступлений в консолидированный бюджет - от сбора земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций (опосредованный результат). Так экспертно-аналитическая работа проведенная в 2022 г. федеральной Счетной палатой показала, что ККР позволяют увеличить начисление земельного налога на 6,5-8,8% [19];
- доходы от продажи на торгах отмежеванных и поставленных на учет участков - без этого их продажа невозможна (опосредованный результат);
- выявление фактов самовольного переноса границ участков и в результате этого - их частичного занятия; своевременное наложение штрафов на нарушителей (опосредованный результат).
В краткосрочной перспективе объем ККР будет только расти [10; 12; 13], так как на них увеличиваются бюджетные ассигнования - федеральный бюджет 2023 и последующих годов [2] предусматривает соответствующие субсидии: 509,7 млн. руб. в 2023 г. 542 млн. руб. в 2024 г. и сразу 9 млрд. руб. в 2025 г. (рост ассигнований 2025 г. к предыдущему более чем в 16 раз). При этом отмеченная выше экономия за счет конкурсных процедур приводит к падению средней цены контракта до 80%. Так, в табл. 2 в качестве примера приведены результаты торгов по выбору подрядчика для проведения ККР в городском округе Октябрьский (Республика Башкортостан) [14, с 49].
Рисунок 2 - Сравнение смежных кадастровых кварталов, где проведены (слева) и не проведены ККР (справа) [11, 2019, с. 86]
Таблица 2
Контракты на выполнение ККР в городском округе Октябрь-
Номер закупки Дата окончания закупки Начальная цена контракта, млн. руб. Окончательная цена закупки, млн. руб.
0801300014318000136 22.08.2018 3,6 0,6
0801300014318000194 30.10.2018 3,0 2,0
0101600002821000072 20.05.2021 1,4 0,9
Соответственно, образовавшаяся от предыдущих закупок экономия средств позволяет провести дополнительные (незапланированные) ККР. Это хорошо с точки зрения охвата новых территорий и объектов, но ведет к сдвигу сроков работ. Так, по данным Росреестра, в 2022 г. к началу мая должно было состояться заключение всех годовых контрактов (плановая дата завершения их заключения), но в 30 из вовлеченных в этот процесс регионов (в 2022 г. произошло очередное расширение масштабов ККР в сравнении с прежними годами - табл. 1) к этому времени закупочные мероприятия удалось завершить лишь в 7 (а в Красноярском и Забайкальском краях, а также Астраханской и Оренбургской областях этот процесс вообще затянулся до осени). Годом ранее предельный срок был нарушен в 17 из 20 регионах [11]. Основная неприятность при этом заключается в невозможности оперативного перераспределения средств в течение финансового года между регионами (это требование бюджетного законодательства). При этом средняя стоимость ККР в отношении усредненного недвижимого объекта составила 1,4 тыс. руб. в 2021 г. (по результатам конкурсных процедур); ее разброс по регионам от 0,7 тыс. руб. в Республике Бурятия до 5,5 тыс. руб. в г. Севастополь, а в 2022 г. - 1,2 тыс. руб. (за счет увеличения демпинговых закупок).
Важно также и то, что, несмотря на указанные выше принципиальные различия между ККР и «обычными» кадастровыми работами, исполнители у них одно и те же - кадастровые инженеры. А к результатам их работ имеются претензии - необходимость неоднократных доработок их выходных материалов: карт-планов обследованных территорий [19; 22; 24]. Из-за этого в республиках Бурятия и Ин-
гушетия, Астраханской Магаданской и Томской областях только в 2022 г. было завершено внесение в ЕГРН сведений по материалам ККР 2019 г., а результаты 2020 г. и 2021 г. в обработке до сих пор.
Между тем, суть ККР в сравнении с «обычными» кадастровыми работами иная - это не оказание услуги (с неизбежной ориентацией ее на коммерческую выгоду), а решение задачи государственного уровня (не случайно их финансирование из госбюджета, ОМС по сути в организации их проведения выступают в роли агентов государства). И здесь важно, что еще в конце 2021 г. был принят Закон о создании публично-правовой компании Роскадастр [1; 20] (далее - ППК Роскадастр), к функциям которой отнесено в т.ч. и выполнение кадастровых и иных работ, необходимых для внесения сведений в ЕГРН. Возложение на ППК Роскадастр всех ККР, финансируемых из федерального бюджета, позволит создать систему взаимосвязанных комплексных мероприятий по: 1) выявлению незарегистрированных недвижимых объектах; 2) уточнению сведений об объектах, уже учтенных в ЕГРН, 3) исправлению имеющихся в нем реестровых ошибок; 4) образованию участков общего пользования; 5) формированию федерального фонда пространственных данных. Такие законодательные инициативы уже подготовлены [19].
Существенное значение имеет также то обстоятельство, что ККР, выполненные кадастровыми инженерами в прежнее годы, охватывали в основном плотно населённые регионы Центрального, Уральского и Приволжского федеральных округов. Тогда как дальнейшее расширение географии ККР произойдет в отношении оставшейся территории страны, в т.ч. в огромной Арктической зоне и других отдаленных территориях. Соответствующие субъекты Российской Федерации дотационны, ни их госорганы, ни муниципалитеты не смогут самостоятельно профинансировать ККР. Да и то, что за них возьмутся кадастровые инженеры-индивидуалы или даже небольшие организации - маловероятно. Ведь речь идет о регионах с фактическим отсутствием развитой транспортной инфраструктуры.
Поэтому, как мы ранее и указывали [16], принятие почти два года назад законодательного решения о создании ППК Роскадастр [1] - это лишь первый шаг, в дальнейшем неизбежно передача ей дополнительного функционала, причем не только от кадастровых инженеров - пока лишь ККР (что и рассмотрено в данной статье), но и от Росреестра. Ведь согласно указанному решению часть полномочий последнего уже возложена на ППК Роскадастр, работники которого теперь: 1) ведут выездной прием заявлений об осуществлении регистраци-онно-учетных процедур; 2) выдают сведения из ЕГРН, в т.ч. в виде полученной на его основе аналитической информации; 3) ведут реестр различных границ, включаемых в ЕГРН; 4) взаимодействуют с кадастровыми инженерами от имени терорганов Росреестра; 5) решают вопросы эксплуатации, модернизации и дальнейшего развития аппаратного обеспечения ЕГРН, сопровождают связанные с ним электронные сервисы,; 6) цифруют реестровые
О Я
о
X
о
а
о т •о
о
5
а
V т
В
а
дела; 7) участвуют в исправлении ошибок этого реестра, связанных с определением координат различных границ и контуров ОКС.
Таким образом, сейчас весьма высока вероятность того, что в проведении ККР наступает качественно новый этап: значительное (на порядок) увеличение финансирования к 2025 г., смена их исполнителя, охват ими более проблемных территорий.
Литература
1. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роска-дастр» // Рос. газ.- 2022 - 11 янв.
2. Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Рос. газ. -8 дек.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» // Собрание законодательства РФ 21.10.2013, N 42, ст. 5364.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 (ред. от 13.06.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2162.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 513 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика» // "Собрание законодательства РФ", 19.04.2021, N 16 (Часть I), ст. 2761
6. Алтухов А.И. и др. Управление земельными и другими природными ресурсами. - М.: Научный консультант, 2020. - 716 с.
7. Андреева П.А., Козина М.В. Результаты комплексных кадастровых работ на территории Республики Саха (Якутия). // XXIV Лаврентьевские чтения, посвященные 100-летию образования ЯАССР. Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Якутск, 2022. С. 12-14.
8. Батыкова А.Ж. и др. Геоинформационные технологии в мониторинге и использовании земельных ресурсов: монография. /- Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. 2019. - 156 с.
9. Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В. Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 6 (189). С. 42-52.
10. Галиуллина Е.Ю., Кочетков И.В., Рябов В.А. Экономическая эффективность проведения комплексных кадастровых работ на территории г. Волж-
(<) ский. // Землеустройство, кадастр недвижимости и ^ мониторинг земельных ресурсов. Материалы меж-сч дународной научно-практической конференции. И Под общей редакцией Л.О. Григорьевой. - Улан-2 Удэ, 2022. С. 106-109.
11. Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2017-2022 гг. - М.: Росреестр, 2018-2023
12.Жукова М.А., Харитонов А.А., Ершова Н.В., Викин С.С. Эффективность кадастровой деятельности при проведении комплексных кадастровых работ. // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 10. С. 136-145.
13. Илаева З.М. Вопросы эффективности комплексных кадастровых работ. // Право, экономика и управление: теория и практика / Мат-лы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2022. С. 1417.
14. Кузнецов Г.Н., Галеев Э.И. финансирование комплексных кадастровых работ. // Инновационные научные исследования. 2023. № 2-3 (26). С. 43-51.
15. Кулик Г.В. Сохранение и рациональное использование земельных и природных ресурсов обеспечит продовольственную безопасность России. // Агропродовольственная политика России, 2013. № 3, С. 17-24.
16.Липски С.А. Векторы дальнейшего развития землеустроительной и кадастровой деятельности в свете очередных решений федерального законодателя // Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе: материалы X Международной научно-практической конференции 1 марта 2023 г., Пенза [под общ.ред. Т.И. Хаметова, А.И. Чурсина и др.]. - Пенза: ПГУАС, 2023. - 142 с. С. 61-64.
17.Липски С.А. Комплексные кадастровые работы как необходимый шаг по упорядочению отношений в сфере недвижимости. // Правовые вопросы недвижимости. 2015. № 1. С. 25-28.
18. Маховикова,Г.А., Касьяненко,Т.Г. Экономика недвижимости. - М.: КНОРУС, 2009. - 304 с.
19. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета» // размещен для общественного обсуждения на сайте https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?n раЮ=140601#
20. Румянцев Ф.П. О значении Федерального закона «О публично-правовой компании «Роскадастр» в реализации договоров о комплексном развитии территории. // Oeconomia et Jus. 2022. № 3. С. 67-72.
21.Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография. / Под ред. Богомазова С.В., Чурсина А.И., Галиуллина А.А. - Пенза: РИО ПГАУ, 2019. - 185 с.
22.Социальные проблемы кадастровой реформы : [сборник статей] / Гос. ун-т по землеустройству, Ин-т «Справедливый Мир»; отв. ред.: Т. В. Па-паскири и др.; сост. А. К. Никитин - М.: ГУЗ : Ключ-С, 2023. - 112 с.
23.Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости. / Липски С.А - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 306 с.
24. Чаркин С.А. Проблемы исправления ошибок, возникающих в ходе проведения кадастрового учета недвижимости // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 2. С.16-19.
Financial and organizational aspects of complex cadastral works at the
present stage Lipski S.A.
University of land use planning
The situation with cadastral registration of plots and objects erected on them continues to be problematic. Since 2016, comprehensive cadastral works should contribute to its solution, which are not carried out on individual plots, but cover entire quarters. The initiator of such works are local governments, and the state finances them. The article considers the amount of funds allocated for these works, their progress, the existing difficulties with spending budget appropriations, as well as the role and place of a new "player" in the market of cadastral services - the public law company Roskadastr. With regard to these works, it is concluded that a qualitatively new stage in their implementation is now coming: a significant increase in funding, a change in their executor, their coverage of more problematic territories. Keywords: cadastral registration, cadastral activity, surveying, tax, financing,
budget allocations References
1. Federal Law No. 448-FZ of December 30, 2021 "On the Public Law Company
Roskadastr" // Russian Gazette.- 2022 - 11 Jan.
2. Federal Law No. 466-FZ of December 5, 2022 "On the Federal Budget for
2023 and for the planning period of 2024 and 2025" // Russian Gazette. -8 dec.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 10, 2013
No. 903 "On the federal target program "Development of a unified state system of registration of rights and cadastral registration of real estate (2014 - 2019)" // Collection of Legislation of the Russian Federation 21.10.2013, N 42, Article 5364.
4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 N 316
(ed. of 13.06.2023) "On approval of the State program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" // The Legislation of the Russian Federation, 05.05.2014, N 18 (Part II), art. 2162.
5. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 31 2021
No. 513 "On Amendments to the State Program of the Russian Federation "Economic Development and Innovative Economy" // "Assembly of the Legislation of the Russian Federation", 04/19/2021, No. 16 (Part l), Article 2761
6. Altukhov A.I. et al. Management of land and other natural resources. - M.:
Scientific Consultant, 2020. - 716 p.
7. Andreeva P.A., Kozina M.V. Results of complex cadastral works on the
territory of the Republic of Sakha (Yakutia). // XXIV Laurentian readings, dedicated to the 100th anniversary of the formation of the YASSR. Materials of the scientific conference of students, postgraduates and young scientists. - Yakutsk, 2022. pp. 12-14.
8. Batykova A.Zh. et al. Geoinformation technologies in monitoring and use of
land resources: monograph. /- Penza: Penza State University of Architecture and Construction. 2019. - 156 p . 9. Varlamov A.A., Galchenko S.A., Antropov D.V. Problems of development of modern Russian cadastral systems in the field of real estate. // Property relations in the Russian Federation. 2017. No. 6 (189). pp. 42-52.
10. Galiullina E.Yu., Kochetkov I.V., Ryabov V.A. Economic efficiency of complex cadastral works on the territory of Volzhsky. // Land management, real estate cadastre and monitoring of land resources. Materials of the international scientific and practical conference. Under the general jurisdiction of L.O. Grigorieva. - Ulan-Ude, 2022. pp. 106-109.
11. State (national) reports on the state and use of the lands of the Russian Federation for 2017-2022. - Moscow: Rosreestr, 2018-2023
12. Zhukova M.A., Kharitonov A.A., Ershova N.V., Vikin S.S. The effectiveness
of cadastral activities during complex cadastral works. // Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. No. 10. pp. 136-145.
13. Ilaeva Z.M. Questions of the effectiveness of complex cadastral works. // Law, Economics and Management: theory and practice / Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Cheboksary: Publishing House "Wednesday", 2022. pp. 14-17.
14. Kuznetsov G.N., Galeev E.I. financing of complex cadastral works. // Innovative scientific research. 2023. No. 2-3 (26). pp. 43-51.
15. Kulik G.V. Conservation and rational use of land and natural resources will ensure Russia's food security. // Agro-food Policy of Russia, 2013. No. 3, pp. 17-24.
16. Lipsky S.A. Vectors of further development of land management and cadastral activities in the light of the next decisions of the federal legislator // Actual problems of land management and cadastres at the present stage: materials of the X International Scientific and Practical Conference on March 1, 2023, Penza. [edited by T.I. Khametov, A.I. Chursin, etc.]. -Penza: PGUAS, 2023. - 142 p. 61-64.
17. Lipsky S.A. Complex cadastral works as a necessary step to streamline relations in the field of real estate. // Legal issues of non-discrimination. 2015. No. 1. pp. 25-28.
18. Makhovikova, G.A., Kasyanenko, T.G. Real Estate Economics. - Moscow:
KNO-RUS, 2009. - 304 p.
19. The draft federal law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" regarding the implementation of complex cadastral works at the expense of the federal budget" // posted for public discussion on the website https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140601#
20. Rumyantsev F.P. On the significance of the Federal Law "On the Public Law
Company "Roskadastr" in the implementation of agreements on the integrated development of the territory. // Oeconomia et Jus. 2022. No. 3. pp. 67-72.
21. Modern problems and current trends in the development of land management and cadastre: monograph. / Ed . Bogomazova S.V., Chursina A.I., Gali-ullina A.A. - Penza: RIO PGAU, 2019. - 185 p.
22. Social problems of cadastral reform: [collection of articles] / State University
on Land Management, In-t "Fair World"; ed.: T. V. Papaskiri et al.; comp. A. K. Nikitin - M.: GUZ: Klyuch-S, 2023. - 112 p.
23. Management of land resources and real estate. / Lipsky S.A. - Saratov: Ai
Pi Ar Media, 2019. - 306 p.
24. Charkin S.A. Problems of correcting errors that arise during the cadastral registration of real estate // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2011. No. 2. pp.16-19.
О *
о
X
о
3
s *
8)
с т ■и о s т о а г
о т
09 8)