ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ СТРАН С КИТАЕМ: ФАКТОРЫ РИСКА
Н.М. Митрофанов, аспирант
Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-12-3-143-146
Аннотация. В статье проанализированы финансово-кредитные взаимоотношения Среднеазиатских стран с Китаем. Было выявлено, что Китай стал главным кредитором и инвестором в экономики всех 5 стран Центральной Азии и играет огромное и с каждым годом всё большее значение в финансовой и бюджетных системах Центральноази-атских стран, а также в реальном секторе экономик рассматриваемых стран (прежде всего в добывающей промышленности), оптовой и розничной торговле. В статье проведён анализ масштабов китайских кредитов и инвестиций в экономиках Центральноази-атских странах и их роль в развитии современных республик Средней Азии. В результате исследования было выяснено, что китайские финансовые средства играют ключевую роль в современном развитии экономик стран Средней Азии и будут определять экономическое развитие этого региона в среднесрочной перспективе. Среди важнейших положительных последствий роста объёма китайских кредитов и китайских прямых иностранных инвестиций для экономик Центральноазиатских стран автором были выделены: развитие транспортной инфраструктуры в Центральноазиатских странах, увеличение инвестиций в промышленность (в первую очередь добывающую), финансовую сферу. Среди важнейших рисков от роста закредитованности Центральноазиатских стран со стороны китайских заёмщиков были выделены: рост экономической зависимости от Поднебесной всех рассматриваемых стран, с риском перерастания в политическую зависимость, а также всё возрастающее бремя кредитно-финансовой нагрузки на экономиках стран Средней Азии.
Ключевые слова: Центральная Азия, Китай, внешний долг, кредиты, внешние заёмщики, финансовая зависимость, рабочая сила, долговая ловушка, компании, банки.
Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и даже закрытый Туркменистан. Все эти стран - крупные должники КНР. Сумма долга каждого Центрально-азиатского государства перед Поднебесной исчисляется миллиардами долларов.
В 2021 году Казахстан оформил очередной кредит на 300 миллионов долларов у китайских юридических лиц. Уже подписано соглашение о строительстве более полусотни китайских заводов. 20 процентов казахстанской нефти добывают китайские компании [1]. За последние годы Китай построил более 50 заводов в Казахстане, по состоянию на 2021 год, около 20% казахстанской нефти добывают китайские компании, а общий госдолг Казахстана перед Китаем на 2021 год составил 12,3 млрд. долларов [2].
Кыргызстан среди всех своих партнёров - заёмщиков также больше всего задолжал именно китайским банкам - 1 миллиард 700 миллионов долларов. Это более 40% всего внешнего долга страны. Зависимость Кыргызстана от китайских кредитов значительно повысилась в годы бывшего президента Алмазбека Атамбаева. В годы его правления китайские банки его стране дополнительно дали взаймы почти миллиард долларов [3].
Доля китайских кредитов во внешнем долге Таджикистана от всего объёма внешнего долга составила 48 процентов по итогам 2020 года. За годы независимости республика заняла у Китая 1 миллиард 200 миллионов долларов. Более 80 процентов золоторудных месторождений разрабатывают именно компании с китайским капиталом [4].
В 2011 году Таджикистан под предлогом демаркации и делимитации границ отдал китайцам 1% своей территории. А в 2018 году Управление геологии Таджикистана передало китайцам ещё одно золоторудное месторождение - Верхний Кумарг - в обмен на строительство ТЭЦ «Душанбе - 2» [5]. Развитие электроэнергии для республики в настоящее время жизненно необходимо. Именно таким образом правительство расплачивается перед Китаем по кредиту в 330 миллионов долларов [6].
Китай - крупный инвестор и в экономику Узбекистана. По состоянию на 2021 год, республика заняла у Пекина в общей сложности 7 миллиардов 800 миллионов долларов. Причём активно брать кредиты у Китая в Ташкенте начали с приходом к власти нынешнего президента Шавката Мирзиёева [7].
Закрытость экономики Туркменистана не позволяет получить достоверную информацию о долгах этой страны. Из открытых источников известно, что Китай давал кредиты Ашхабаду для разработки крупнейшего в мире газового месторождения Галкыныш.
Кроме того, китайцы за последние годы построили газопровод из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. Приблизительная стоимость этих проектов превышает 8 миллиардов долларов [8]. Сегодня, Туркменистан - четвёртая в мире страна по объёмам добычи газа и 90% добываемого в республике топлива отправляется именно в Китай. По данным таможни КНР за 2016-2017 годы, официальный Пекин закупал туркменский газ в три раза ниже рыночной цены. Считается, что таким образом Туркменистан расплачивался за свои долги [9].
Так почему же страны Центральной Азии с таким энтузиазмом занимают необходимые им финансовые средства у Китая? Ответ прост. Получить у КНР деньги проще и быстрее, чем, например, у Западных банков. Для последних важны не только способность заёмщика возвращать долги в срок, но и наличие в стране независимой судебной системы, демократических институтов и многого другого [10].
Кстати, про удобные условия китайского кредитования открыто говорил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Китай никогда не диктует свои условия. Китай не говорит: «Живите, как мы живём», как Запад нас учит всегда. «Мы вам будем помогать, а вы станьте как мы!»» - говорил Нурсултан Назарбаев. В реальной жизни не всё так радужно, как описывает Назарбаев. Центральноазиат-ские страны за счёт китайских кредитов решают инфраструктурные проблемы: строят дороги, жильё, осуществляют энергетические и аграрные проекты. При этом Китай всё же диктует свои правила. Крупные кредиты чаще всего предоставляются с условием приобретения исключительно китайского оборудования или привлечения китайской рабочей силы [11]. Почему КНР заинтересована в Центральной Азии? Для содержания населения, численностью примерно в 1,443 млрд. по состоянию на 2021 год [12], Китай нуждается в дополнительных ресурсах. Газ, нефть, уран, цветные металлы Пекин активно импортирует из Центральной Азии. КНР граничит с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном [13]. Это географическое положение Китай кроме того, использует как транзитный коридор для экспорта своих товаров в третьи страны. Да и сам Центральноазиат-ский рынок, который превышает 70 миллионов человек, имеет определённую привлекательность для китайской экономики [14].
Экс - министр экономики Кыргызстана Арзыбек Кожошев высказывался следующим образом по поводу политики активного приобретения финансовых заимствований Центральноазиатских стран у Китая: «Есть неписанные правила, которых должно придерживаться государство при получении кредита у других государств. Одно из золотых правил: по возможности, не брать деньги у соседей. Конечно, все страны берут, но вопрос в том, насколько такое положение дел в перспективе может повлиять на суверенитет государства - это, конечно большой вопрос».
В прошлом году американский аналитический центр опубликовал доклад. Исследователи констатируют, что сразу во-
семь стран - заёмщиков Китая стали финансово уязвимыми перед Китайской народной республикой. Среди государств, которые совсем скоро могут оказаться в
«долговой ловушке» присутствуют Кыргызстан и Таджикистан. Наиболее зависимые от КНР в финансовом отношении страны представлены на рисунке 1 [15].
НАИБОЛЕЕ ФИНАНСОВО УЗЯВИМЫЕ ОТ КИТАЯ СТРАНЫ
(CENTER FOR GLOBAL DEVELOPMENT,2018)
Рис. Наиболее финансово уязвимые от Китая страны (по исследованию Center for global development, исследование за 2018 год) [Из открытых источников]
транспортной инфраструктуры), с другой стороны - вгоняют описываемые выше в страны в определённые макроэкономические трудности, связанные с растущим внешним долгом и несут политические и экономические риски для Центральноази-астких стран в долгосрочной перспективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, кредитные средства, предоставляемые Китаем Центральноази-атским странам с одной стороны, в настоящее время являются одним из ключевых факторов развития этих государств (в первую очередь, добывающей промышленности, оптовой и розничной торговли,
Библиографический список
1. Статистика. Национальный банк Казахстана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nationalbank.kz/kz?docid=275&switch=russian.
2. Kazakhstan Enacts Investor Tax Breaks (англ.). Tax-News.
3. Национальный статистический комитет КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stat.tj/en/macroeconomic-indicators.
5. Вахобов А.А. Институциональные основы структурных преобразований в экономике Республики Таджикистан // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 2648.
6. Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2015. - № 2 (2). - С. 90-91.
7. Центральный банк Республики Узбекистан - Сводный баланс коммерческих банков
(структура баланса). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/2019/07/170225/.
8. Страновой обзор. Туркменистан // АО "Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST», 2019.
9. Ходжамурадов Я. Деятельность иностранных инвесторов в нефтедобывающей и газодобывающей отраслях Туркменистана Архивная копия от 5 марта 2018 на Wayback Machine // Нефть, Газ и Бизнес. - 2018. - №4.
10. Хасанов М. Внешнедолговое положение стран Центральной Азии: ретроспективно-сравнительный анализ // Центральная Азия и Кавказ. - 2018. - Т. 15. - № 2. - С. 176.
11. Богачева О. В., Смородинов О.В. Финансовая интеграция в АСЕАН: теоретический аспект // Финансовый журнал. - 2016. - №5 (33). - С. 63-74.
12. Коммюнике о результатах 6-й Всекитайской переписи населения. (данные приведены без населения Гонконга, Макао и Тайваня).
13. Key World Energy Statistics 2018 (англ.). OECD, IEA (2018).
14. Себастьен Пейруз. Экономические аспекты сближения Китая и Центральной Азии, Архив в the Wayback Machine. Институт Центральной Азии и Кавказа, Программа изучения Шелкового пути. 2017. с. 18.
15. Вдовин, А.Н. Банковская система КНР: направления развития и реформирования / А Н. Вдовин // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 11 (688). - С. 37-43. - EDN TFKOER.
FINANCIAL AND CREDIT RELATIONS OF CENTRAL ASIAN COUNTRIES WITH
CHINA: RISK FACTORS
N.M. Mitrofanov, Postgraduate Student
A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article analyzes the financial and credit relations of Central Asian countries with China. It was revealed that China has become the main creditor and investor in the economies of all 5 Central Asian countries and plays a huge and every year increasing importance in the financial and budgetary systems of Central Asian countries, as well as in the real sector of the economies of the countries under consideration (primarily in the extractive industry), wholesale and retail trade. The article analyzes the scale of Chinese loans and investments in the economies of Central Asian countries and their role in the development of modern Central Asian republics. The study found that Chinese funds play a key role in the modern development of Central Asian economies and will determine the economic development of this region in the medium term. Among the most important positive consequences of the growth of the volume of Chinese loans and Chinese foreign direct investment for the economies of Central Asian countries, the author identified: the development of transport infrastructure in Central Asian countries, increased investment in industry (primarily mining), and the financial sector. Among the most important risks from the growth of Central Asian countries' creditworthiness on the part of Chinese borrowers were: the growth of economic dependence on the Celestial Empire of all the countries under consideration, with the risk of escalating into political dependence, as well as the increasing burden of credit and financial burden on the economies of Central Asian countries.
Keywords: Central Asia, China, foreign debt, loans, external borrowers, financial dependence, labor force, debt trap, companies, banks.