АЛИДЖАНОВА Озода Тахировна,
докторант кафедры «Политика, история и экономика Китая» Ташкентского государственного института востоковедения
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ КИТАЯ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
_УДК 339.926
АЛИДЖАНОВА О.Т. МАРКАЗИЙ ОСИЁ МАМЛАКАТЛАРИДА ХИТОЙНИНГИКТИСОДИЙ УРНИ
Макола сунги йилларда Марказий Осиё мамлакатларининг иктисодий ривожланишида Хитой-нинг урнига баFишланган. Шунингдек Хитой хукуматининг "Камар ва йул" ташаббусининг амалга оширилишида Марказий Осиё мамлакатларининг роли куриб чикилган.
Таянч иборалар: Хитой; Марказий Осиё; иктисодий алокалар; «Камар ва йул» ташаббуси; Буюк ипак йулининг иктисодий тасмаси.
АЛИДЖАНОВА О. Т. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ КИТАЯ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Статья посвящена роли Китая в экономическом развитии стран Центральной Азии за последние годы. Также рассмотрены место Центрально-Азиатских стран в реализации Инициативы «Пояс и путь» китайского правительства.
Ключевые слова: Китай; Центральная Азия; экономические отношения; Инициатива «Пояс и путь»; экономический пояс Шелкового пути.
ALIDJANOVA O.T. ECONOMIC POSITIONS OF CHINA IN CENTRAL ASIAN COUNTRIES
The article is devoted to the role of China in the economic development of Central Asian countries in recent years. The place of the Central Asian countries in the implementation of the «Belt and Road» Initiative of the Chinese government was also examined.
Key words: China; Central Asia; economic relations; The "Belt and Road" Initiative; economic belt of the Silk Road.
Китай и Центральная Азия
Экономические отношения Китайской Народной Республики (КНР) с Центрально-Азиатскими государствами в настоящее время имеют тенденцию к подъему. Эти отношения строятся в формате «стратегического партнерства», в частности в формате «стратегического партнерства». Они строятся с Казахстаном с середины 2005 г., с Узбекистаном - с июня 2012 г., с Таджикистаном - с мая 2013 г., с Киргизией и Туркменистаном - с сентября 2013 г1. Углубление этих связей может свидетельствовать о рассмотрении Китаем отношений с этими государствами в качестве одного из основных внешнеполитических приоритетов.
Для КНР Центрально-Азиатский регион представляет собой в определённом роде мост, соединяющий его с Европой и Ближним Востоком. Но следует отметить, что Китай воспринимает расширение своего экономического влияния не только как систему транс-евразийских коммуникаций, но и как инструмент своего глобального влияния, распространения новых технологий, культуры и в определенной мере политических взглядов.
Еще одним аспектом важности региона для Китая можно назвать перспективы развития экономически отстающего от прибрежных провинций Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). В качестве основных задач развития Синьцзян-Уйгурского автономного района в ходе 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) было запланировано создание в Синьцзяне к 2020 г. сред-незажиточного общества. Развитие транспортной инфраструктуры рассматривалось в качестве одной из важнейших предпосылок стабильного экономического роста СУАР2.
Следует также отметить, что экономическая модель КНР основана на использовании больших объемов энергоресурсов, для удовлетворения потребности в которых были сформированы энергетические базы в разных регионах мира. Согласно данным Международного энер-
1 Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013. Стр.5.
2 Фролова И.Ю. Экономическая политика КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в контексте интересов стран Центральной Азии// Проблемы национальной стратегии. № 4 (25) 2014. Стр.67
гетического агентства до 2013 года более 50 % импортируемой Китаем нефти приходилось на Ближний Восток3. Но в силу создавшейся ситуации в регионе, возникновения различных геополитических проблем в странах Ближнего Востока, существующей проблемы пиратства и морского терроризма, а также притязаний отдельных игроков на контроль над морскими путями доставки углеводородов (Малаккский и Ормузский проливы), приобретать энергетические ресурсы Китаю стало проблематично.
В данных условиях сотрудничество со странами ЦА приобретает новое качество. Этим объясняется и растущая динамика торговых связей ЦА стран с Китаем. Если в 1991 г. прямые торговые связи Центрально-Азиатских стран с Китаем практически отсутствовали, то по итогам 2015 г. их объем превысил 32 миллиардов долларов4. В 2010 г. Китай впервые обогнал по этим показателям ЕС: объем торговли Китая с пятью странами региона достиг 23 миллиардов евро, а Евросоюза - 21 миллиардов евро5.
Структура торгового обмена между странами региона и КНР характеризуется преобладанием в китайском экспорте готовых товаров, а в импорте - топлива и сырья. Доля топлива и сырья в экспорте стран Центральной Азии в Китай превышает 90%, а в китайском экспорте в регион преобладает готовая продукция (92%)6.
Китай и Казахстан
На современном этапе несколько изменилось соотношение торговых связей с отдельными странами региона. Казахстан, хоть и является крупнейшим торговым партнером, но существенно увеличились доли Узбекистана и Туркменистана. (Рис. 1-5.) За последние годы их торговый баланс с КНР стал положительным. Что конечно же связано с вводом в строй нефтепровода Казахстан-Китай и газопровода Туркменистан-Китай, а также с реализацией Инициативы «Пояс, Путь».
3Oil and Gas security. {Электронный ресурс. URL-https://www.iea.org/publications/freepublications/ publication/China_2012.pdf}
4 Данные Национального бюро статистики Китая {Электронный ресурс. URL- http://www.stats.gov.cn/ tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm}
5 Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013. Стр.6.
6Там же.
Рис. 1. Экспорт и импорт Китая с Казахстаном, миллионов. долл.США1
14000 I ■ I
Ып\\\
Общая сумма китайских инвестиций в Казахстане на конец 2015 г. Составили - 14,82 миллиардов долларов. США, из них более 12 миллиардов сосредоточены в энергетической сфере2. За 2014-2015 гг. сумма двусторонних контрактов составила 70 миллиардов долларов. США3.
Доля китайских компаний в общей добыче нефти в Казахстане постоянно растет. И хотя официальные данные недоступны, но по данным некоторых информагентств с 2013 г. она должна была превысить 40%4. Среди крупных проектов с китайским участием освоение нефтяных месторождений в Актюбинской, Атыра-уской, Мангистауской, Кызылординской и Карагандинской областях. Ведется подготовка к гео-
1 Составлено автором по материалам Национального бюро статистики КНР {Электронный ресурс. URL- http:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm}
2Shayakhmetova Zh. Kazakhstan among Top Five Countries with Most Investment from China in 2015 {Электронный ресурс. URL- http://astanatimes.com/20l6/03/ kazakhstan-among-top-five-countries-with-most-investment-from-china-in-2015/} (URL:http://www. odfoundation.eu/ru/publics/1164/kazahstan_smena_ klyuchevih_igrokov_neftedobivayushche m_sektore)
3По данным информационного портала РИА Новости {Электронный ресурс. URL- https://ria.ru/ economy/20150902/1224764632.html#ixzz3kad7IJbU}
4 Chinese national oil companies in Kazakhstan Implications for geopolitics and energy security. MSc Thesis Political Science: International Relations Research
Project: The Political Economy of Energy 24 June 2016
логоразведке и освоению нефтегазового месторождения Дархан в шельфе Каспийского моря.
В 2009 г. была введена в строй вторая очередь нефтепровода Атасу-Алашанькоу, что увеличило его мощность с 10 миллионов. до 20 миллионов. т в год. С июня 2010 г. КНР начала получать сжиженный нефтяной газ из РК по железной дороге. Одним из первых проектов сотрудничества в газовой сфере стало строительство в 2009 г. газопровода из Жамбыль-ской области на юге Казахстана до Хоргоса на казахско-китайской границе.
В декабре 2010 г. началось строительство газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент. Проект рассчитан на транспортировку газа с месторождений Западного Казахстана, в том числе расположенных на шельфе Каспия, до южных областей - Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской, а также на поставки по газопроводу в Китай. 2 декабря 2013 г. был подписан Акт государственной приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию линейной части участка «Бозой-Шымкент», ГИС «Бо-зой». По данным с декабря 2013 года по июнь 2016 года по газопроводу протранспортирова-но более 3,8 миллиардов кубометров газа 5.
Китайские инвесторы также заинтересованы в развитии нефтехимии в Казахстане. Компания
5 По данным КазТрансГаз и официального сайта Газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент»
ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 3
Рис. 2. Экспорт и импорт Китая с Киргизией, млн. долл.США1
CNPC в 2008 г. закончила строительство третьего завода по переработке природного газа в Актобе. Были достигнуты договорённости о том, что Китайский экспортно-импортный банк выделит 1 миллиард долларов. США на строительство нефтеперерабатывающего завода в Атырау2.
Следует отметить, что еще одним важным направлением китайской экономической экспансии в странах ЦА является развитие транспортной инфраструктуры, которая призвана обеспечить взаимные торговые связи между Китаем и странами региона. Так например в Казахстане открыты 22 новых маршрута. В конце 2009 г. завершено строительство железной дороги Урумчи-Хоргос протяженностью 286 км. В июне 2010 г. Пекин согласился оплатить удлинение магистрали до казахстанского села Жетыген. В 2011 г. была запущена первая очередь международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос». Он состоит из казахстанской и китайской частей, расположенных на приграничных сопредельных территориях двух государств общей площадью 560 га и соединенных «Специальным переходом»
1 Составлено автором по материалам Национального бюро статистики КНР {Электронный ресурс. URL- http:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.ntm}
2 Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013.
проходящим через государственную границу. Уникальность проекта заключается, в том, что в пределах территории Центра лица, товары (грузы) и транспортные средства перемещаются свободно, без необходимости оформления виз. 18 апреля 2012 года МЦПС «Хоргос» начал принимать первых туристов. Полномасштабный ввод МЦПС «Хоргос» запланирован на 2018 г.
Совокупный же объем грузоперевозок по железнодорожному коридору Китай-Казахстан-Европа в январе-июле 2016 года достиг 4,5 миллионов тонн, что на 3% выше аналогичного показателя 2015 г3.
Китай и Киргизия
Во взаимной торговле с Киргизией за 2015 г. доля китайского экспорта составляет 98%, это в основном китайский товары широкого потребления и продукты питания, который далее распределяется по рынкам всех государств региона и России.
Что касается китайско-киргизской отношений, в 2013 г. Китай согласился предоставить Киргизии кредиты объемом около 3 миллиардов долларов США на энергетические и инфраструктурные проекты, 1,4 миллиардов из которых предусмотрены на строительство трубопровода в Китай4.
3 ИАР ТАСС (http://tass.ru/transport/3579564)
4 Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013. Стр.9.
Рис. 3. Экспорт и импорт Китая с Таджикистаном, млн. долл.США1
Китайские компании участвуют в добыче нефти в Баткенской области Киргизии. Республика, не располагающая значительными нефтегазовыми месторождениями, в сентябре 2013 г. получила возможность участвовать в расширении газопровода «Центральная Азия -Китай». Согласно договору, она будет получать 40 миллионов. долларов. США в год за транзит энергоресурсов по участку трубопровода, проложенному по ее территории. Это позволит Бишкеку частично компенсировать потери национального бюджета от закрытия в июле 2014 г. американской авиабазы «Манас» (аренда аэропорта составляла 60 миллионов. долларов США в год)2.
Китай активно участвует в развитии дорожной коммуникации Киргизии. В 2011 г. АБР утвердил кредит на сумму 55 миллионов долларов. США для модернизации автотрассы, связывающей Киргизию с КНР. Пекин также предлагает строительство стратегически важной для Бишкека железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан стоимостью 2 миллиарда долларов США в обмен на доступ к месторождениям золота, алюминия и железа. КНР строит 12 новых
1 Составлено автором по материалам Национального бюро статистики КНР {Электронный ресурс. URL- http:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm}
2 Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013.
автодорог, которые свяжут Киргизию и другие центральноазиатские страны с Синьцзянем3.
Китай и Таджикистан
Таджикистану Китай оказывает с 2008 г. антикризисную поддержку. Для поддержки экономики Таджикистана Пекин выделил безвозмездный грант в размере 6 миллионов долларов, в 2009 г. - 9 миллионов долларов, в 2010 -12 миллионов долларов, в 2011 г. - 18,5 миллионов долларов, в 2013 г. - 32,2 миллионов долларов США4.
Следует отметить, что при реализации вышеупомянутых контрактов существует определенные проблемные аспекты, которые состоят в том, что все кредитные ресурсы КНР, выдаваемые государствам ЦА, по условиям договоров должны осваиваться при обязательном участием компаний из КНР, с использованием китайской техники, а в некоторых случаях и трудовой силы. Увеличение объемов кредитов уже ведет к попаданию государств региона, в частности Таджикистана, в долговую зависимость от Китая с вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями5.
В Таджикистане китайскими инвесторами реализуются 13 проектов строительства дорог и мостов на 680 миллионов долларов. США. В
3 Там же
4 КНР выделит Таджикистану грант в размере 32,2 млн долл. Электронный ресурс (URL:http://tajikta.tj/?q = ru/ news/4457)
Там же.
5
Рис. 4. Экспорт и импорт Китая с Туркменистаном, млн. долл.США1
июне 2010 г. Китай предложил построить железную дорогу Вахдат-Яван. Продолжается ремонт автотрасс Душанбе-Чанак (граница РУз) и Душанбе-Кульма (граница КНР).
Китай и Туркменистан
С Туркменией экономическое сотрудничество Китая с начала этого столетия активизировалось также в нефтегазовой отрасли. В 2006 г. было подписано соглашение о закупках туркменского газа в объеме 30 миллиардов кубометров газа в год в течение 2009-2038 гг. Для обеспечения сырьевой базы этих поставок в мае 2007 г. CNPC заключила контракт на 1,5 миллиардов долларов на разведку месторождений природного газа Южный Иолотань на юговостоке страны. В 2009 г. Банк развития Китая выделил льготный кредит в 4 миллиарда долларов на его разработку, а в апреле 2011 г. Пекин увеличил сумму кредита еще на 4,1 миллиардов долларов. Возврат кредита предусматривается поставками туркменского газа в КНР.
По соглашению, подписанному в 2011 г. между государственным концерном «Туркмен-газ» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), к концу 2021 года Туркменистан будет ежегодно поставлять в Китай 65 миллиардов кубометров газа2.
Китай и Узбекистан
Совокупный объем привлеченных китайских инвестиций и кредитов в экономику Узбекистана превышает 6,5 миллиардов долларов. В Узбекистане действует более 650 предприятий с участием китайского капитала. В ходе визита Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня в июне 2016 г. был принят солидный пакет двусторонних соглашений по реализации проектов торгово-экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества на общую сумму 6,3 миллиардов долларов США, включая инвестиции, кредиты и гранты Китая на 2,7 миллиардов долларов США3.
КНР имеет нефтегазовые интересы так же и в Узбекистане. Последняя присоединилась к крупномасштабному проекту строительства транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай в 2007 году. Этот газопровод на данный момент считается длиннейшим в мире - свыше 7 тысяч км., 530 из которых являются узбекским участком. Между национальной холдинговой компанией (НХК) «Узбекнефтегаз» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC было создано совместное предприятие AsiaTransGas
1 Составлено автором по материалам Национального бюро статистики КНР {Электронный ресурс. URL- http:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm}
2 http://www.trend.az/casia/turkmenistan/2524660.html
3 По данным Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли РУз. (URL:http://www. mfer.uz/ru/news/news-mvesit/uzbekistan-kitay-novyy-etap-sotrudnichestva-vsestoronnee-strategicheskoe-раЬ:пеге^о/)
Рис. 5. Экспорт и импорт Китая с Узбекистаном, млн. долл.США1
для проектирования, строительства и эксплуатации данного участка газопровода.
В 2010 г. НХК «Узбекнефтегаз» и CNPC заключили рамочное соглашение о ежегодных поставках в КНР до 10 миллиардов кубометров газа. В декабре 2011 г. А$1аТгаг^а$ открыло вторую ветку газопровода Туркменистан-Китай. Строительство третьей очереди узбекского участка газопровода стоимостью 2,2 миллиардов долларов. и пропускной способностью 25 миллиардов куб. м газа в год была начата в 2014 г. Проект так же был осуществлен совместно с Банком развития Китая и CNPC. Помимо этого было объявлено, что в конце 2016 г. CNPC и НХК «Узбекнефтегаз» могут начать строительство четвертой нитки узбекского участка газопровода «Центральная Азия-Китай». Общая стоимость строительства 200-километровой нитки оценивается в 800 миллионов. долларов. США. Планируется, что большую часть средств на его создание выделит Государственный банк развития Китая. После его запуска будут созданы дополнительные мощности по транспортировке 20 миллиардов кубометров газа.2
Кроме того, китайская сторона обязалась инвестировать в нефтегазоносные участки в Устюрте, Бухаре, Хиве и Ферганской долине.
1 Составлено автором по материалам Национального бюро статистики КНР {Электронный ресурс. URL- http:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/20l6/indexeh.htm}
2 http://ru.sputniknews-uz.com/
economy/20160628/3131792.html
Говоря об участии КНР в развитии транспортных сетей Узбекистана следует отметить линию «Ангрен-Пап» протяженностью 124 км, которая была официально введена в эксплуатацию 22 июня 2016 г. Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым и Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Новый участок связал Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана, а также в перспективе с системой железных дорог Киргизии и Китая. Дорога проходит через 19-километровый железнодорожный тоннель на перевале «Камчик» - самое крупное сооружение данного типа в Центральной Азии. По прогнозам специалистов компании, за год эксплуатации новой линии дороги планируется перевезти около 600 тысяч пассажиров и порядка 18,1 миллионов тонн грузов.
Финансирование проекта общей стоимостью 1,68 миллиардов. долларов США осуществлялось за счет кредитов международных финансовых институтов и собственных средств узбекской стороны. Строительство тоннеля осуществила китайская China Railway Tunnel Group3.
В мае 2017 г. в Пекине Президент РУз Шавкат Мирзиёев на встрече с представителями деловых кругов Китая отметил, что бизнес-субъекты Китая участвуют в деятельности множества новых промышленных производств Узбекистана. Китай является одним из государств, наибо-
3По материалам АО «Узбекистан темир йул-лари» http://railway.uz/ru/informatsionnaya_sluzhba/ novosti/3473/
лее активно инвестирующих в экономику Узбекистана. В нашей стране действуют свыше 700 компаний и предприятий с участием китайского капитала. За минувшие годы китайские инвесторы вложили в экономику Узбекистана почти 8 миллиардов доллароваров США1.
В заключение
Нельзя не отметить, что для укрепления своих торговых позиций на рынках ЦА Китай закрепляет выгодную экономическую конфигурацию сотрудничества в рамках различных организаций и проектов, таких как ШОС, Инициатива «Пояс, путь» и др.
В течении десяти лет нулевых годов объем китайских инвестиций увеличился более чем в 20 раз (более 20 миллиардов долларов.), что сделало Пекин главным инвестором стран ЦА. Его влияние стало особенно заметным с 2008 г., когда традиционные спонсоры региона (Россия, США, Европа) столкнулись с собственными бюджетными проблемами из-за мирового финансового кризиса.
Основная часть средств выделяется через прямые инвестиции, кредиты, льготные займы, гранты на двусторонней основе. Пекин также вкладывает в региональную экономику средства через международные финансовые институты и организации: Азиатский банк развития (АБР) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)2.
Современной особенностью сотрудничества Китая со странами ЦА является финансирование не только нефтегазового сектора, но и направление кредитов в несырьевые проекты, в первую очередь на поддержку финансовой стабильности и инфраструктурные проекты.
Так, в июне 2009 г. Китай выделил странам ШОС льготный кредит на 10 миллиардов долларов. для поддержки финансовой стабильности, а в июне 2011 г. увеличил кредитную линию до 12 миллиардов долларов США. Эксим-банк Китая, через который проводятся основные финансовые вливания в Центральную
1 https://ouzbekistan.fr шавкат-мирзиёев-пригласил-китайских/
2 Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013. Стр.8.
Азию, уже реализовал свыше 50 социально-экономических проектов в странах региона3.
Основная часть китайских вложений направлена в топливно-энергетический сектор, а также в разработку природных ресурсов республики4.
Как уже упоминалось, Центральная Азия стратегически важна для Китая как один из крупных ближних источников углеводородов. Китайская зависимость от центральноазиатской нефти уже превышает 10%.
Неслучайно Президент Узбекистана Шав-кат Мирзиёев, выступая на круглом столе лидеров в рамках международного форума «Пояс, путь» в Пекине в мае текущего года, отметил одним из ключевых вопросов разработку комплексной программы действий по сотрудничеству в создании транспортно-логистических маршрутов, связывающих Центральную Азию через Китай и Россию с рынками Южной, Юго-Восточной Азии и европейских стран. «Мы полагаем, что в разветвленную сеть транспортных коридоров «Одного пояса, одного пути» могла бы быть интегрирована и железнодорожная магистраль «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан» с выходом на порты Пакистана и Ирана в Индийском океане», - отметил глава нашего государства5.
В среднесрочной перспективе вполне очевидно ожидать от КНР расширения своего экономического присутствия в Центрально-Азиатском регионе посредством инвестиций, торговли, и в целом всей мощи своих экономических возможностей.
Важно отметить, что с 2013 года, со времени выдвижения инициативы «Пояса и пути» Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году в ходе его визита в Казахстан сотрудничество Китая со странами Центральной Азии приобрело новые смысл и направление, но это уже тема наших следующих исследований.
3 Годовой отчет The Export-Import Bank of China Annual Report For 2013. Электронный ресурс (URL:http:// english.eximbank.gov.cn/tm/en-AR/index_634_26391. html)
4Агаджанян М. Китай взял ноту «Си» в Центральной Азии Электронный ресурс (URL:http://www.politcom. ru/16351.html)
5 https://www.gazeta.uz/ru/2017/05/15/belt-road/
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 3
Список литературы:
1. Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013
2. Фролова И.Ю. Экономическая политика КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в контексте интересов стран Центральной Азии// Проблемы национальной стратегии. № 4 (25) 2014
3. Shayakhmetova Zh. Kazakhstan among Top Five Countries with Most Investment from China in 2015
4. Chinese national oil companies in Kazakhstan Implications for geopolitics and energy security. MSc Thesis Political Science: International Relations Research Project: The Political Economy of Energy 24 June 2016
5. Годовой отчет The Export-Import Bank of China Annual Report For 2013
6. Агаджанян М. Китай взял ноту «Си» в Центральной Азии Электронный ресурс (URL:http:// www.politcom.ru/16351.html)